Задания на дифференциацию звуков с ц. "Дифференциация звуков С-Ц" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему. Игра «Добавь нужный слог»

Галина Малышева
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Поспорили однажды сова и цапля. Цапля утверждает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук , а сова не согласна с ней. Давайте поможем сове и цапле разобраться в этом.

Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков (с) и (ц) .

Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ?

А с какого звука начинается слово «цапля» ?

Произнесите эти звуки «с» , «з» . давайте посмотрим, чем они похожи?

Когда мы произносим эти звуки , губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка проходит воздушная струя.

А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются . При произнесении звука «с» воздушная струя плавная, а при произнесении звука «ц» - отрывистая, толчкообразная.

Задание 2 . Игра «Повтори за мной»

Сова с цаплей подружились, а звук «с» подружился со звуком «ц» . И завели эти звуки хороводы из цепочек слогов :

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

Задание 3 . Игра «Добавь слоги»

Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками , но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или са : больни, ли, рукави, сини, пти, поло, ко, ро, ули…;

-цы или сы :бу…. леден, ве, пти, у, паль…;

-со или цо : коле, коль, ли, про…

Задание 4 . Игра «Доскажи словечко» .

Сова с цаплей принесли вам загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Кто же этот удалец, ну конечно (заяц) .

При строительстве он нужен, с кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент, нужен печнику (цемент) .

Там всегда веселье, смех, а артистов ждёт успех.

Там енот устал от стирки. Это может быть лишь в (цирке) .

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад) .

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги) .

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная (сова) .

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец) .

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её (лиса) .

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она (капуста) .

Задание 5 . Игра «4 лишний» .

Сова и цапля предлагают тебе внимательно послушать и сказать какое слово лишнее.

*сорока, ласточка, соловей, курица;

*блюдце, полотенце, сахарница, поднос;

* куница, лисица, овца, барсук.

Задание 6 . Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков : слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, вкусный голубец, ласковое солнце.

Задание 7 . Повторение чистоговорок с четким произнесением звуков :

СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо

Су – су – су – лиса живёт в норе, в лесу сы – сы – сы – у лисы усы

Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас

ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс

ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес

ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо - вот хозяйское крыльцо

Задание 8 . Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветёт акация.

Сеня пас овец.

Задание 9 . Повторение скороговорок с четким произнесением звуков .

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Задание 10 . Пересказ.

“Наши друзья”

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце погибает. Насекомых поедают скворцы, синицы, дятлы, кукушки и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают скворечники. Прилетают весной скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц!

“Скворцы”

Весной прилетают с юга скворцы. Слава захотел, чтобы они поселились у него за окном. Он попросил папу помочь построить домик для скворцов. Вскоре скворечник был готов. Папа взял лестницу, забрался на высокую акацию и повесил скворечник. Скоро Слава увидел, что там поселилась семья скворцов. Потом у них появились птенцы. Скворцы целыми днями летали за гусеницами и кормили ими птенцов. Потом птенцы подросли и скворцы научили их летать.

Задание 11 .

Пальчиковая гимнастика» Дорожка»

Представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

Задание 12 . Работа в тетрадях «Графический диктант» .

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки , которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

-звук С мы отметим длинной чертой, т. к произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой , т. к произносится быстро, отрывисто.

Например :

свет :

Цвет :

Слова : птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

Задание 1 . Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки. Сравни звуки с и ц по артикуляции

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

Образец, са (с)

СА -ЦА СУ - ЦУ ЦЫ -СЫ СО -ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ -АС УС -УЦ ИЦ -ИС ЕС - ЕЦ ЫЦ -ЫС ОС -ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА -АЦА УСУ -УЦУ ИЦЫ - ИСЫ ЫЦЫ -ЫСЫ

Задание 3 . Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Игра «Наоборот».

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца - ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 4 . Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА - ЦА. Дети: СА - ЦА

СА -ЦА ЦО -СО СА -ЦА АСА -АЦА

СУ -ЦУ ЦА -СА ЦА -СА ОСО -ОЦО

СО -ЦО ЦУ -СУ СО -ЦО УСУ -УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

СЕ -ЦЕ ЦЕ -СЕ

АС -АЦ ЫС -ЫЦ

ОЦ -ОС ЕС - ЕЦ

УЦ -УС ЯЦ - ЯС

Задание 5 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА -ЦА -СА СУ -ЦУ -СУ

СО -ЦО -СО ЦА -СА -ЦА

ЦУ -СУ -ЦУ ЦО -СО -ЦО

СА -ЦА -ЦА -СА ЦА-СА -ЦА -СА

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 7 . а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли - са (лиса).

Ли -... , ов -... , пти -... , лиси -... , кол­ба -... , куни -....

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли... , коле... , яй... , про... , коль... „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be... , паль... , огур... , но... , ножни... , бу... .



г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же слова.

Задание 8 . Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца - оса

Задание 9 . Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 10 . Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 12 . Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 13 . Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

Зиме конец, летит Курица созывает .

Синица съела . Сахар хранится в .

Лист в книге называется... (страница).

Лису можно назвать... (лисица). Сестру можно назвать... (сестрица).

Задание 14 . Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 15 . Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам.... Мама одевает Соню. А Саня сам.... Мама раздевает Соню. А Саня сам....

Саня - молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?

Задание 16 , Рассмотри картинки. Придумай предложения к каждой картинке про Саню.

Задание 17 . Повтори рассказ про Саню целиком. Придумай название рассказа.

Задание 18 , Придумай аналогич­ный рассказ про Симу.

Задание 19 . Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой.... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик» ?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.


Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 19 , Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 20 . Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит - бежит лисица. Заяц - в кусты, А лисица тут как тут. Цап - и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу - и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 21 . Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 22 . Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме? Почему Саня-молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу - раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 23 . Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус-и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 24 . Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его... (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

(Морковка.)

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Задание 25 . Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

А ну! Внимание! Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование. (И. Беляков


Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются... (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят? (Л. Клюев.)

Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись -

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

(П. Воронько.)

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

(И. Токмакова.)

Заяц закаляется!

Заяц не боится - Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

(В. Суслов.)

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание .

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц - белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Звуки Ш и Ж.

Артикуляция звуков ш и ж. Язык широкий, находится в верху ротовой полости. Передняя часть языка слегка заги­бается вверх, в виде «ковша», находится в свободном положе­нии, кончик языка образует щель с твердым нёбом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед, зубы сближены, но не сомкнуты. Воз­душная струя теплая. Голосовые связки на звук ш не работа­ют, на звук ж работают.

Упражнения для подготовки звуков ш или ж к вызыванию или постановке. 1. Для развития силы и направления воз­душной струи упражнения те же, что и для звуков с, з. 2. Для языка.

Язык широкий, «лопатой», поднят вверх, к верхней губе. Края языка обхватывают почти всю верхнюю губу. Если у ребенка не получается, можно предложить ему дополнительные упражнения. (Например, «Вкусное варенье»: кончик широкого языка поднимается вверх, к верхней губе, как бы слизывая варенье с верхней губы. По сигналу логопеда язык останавливается в положении «ковша».)

Язык в положении «ковша» поднят вверх, но не прикасается к верхней губе. Удержать язык в заданном положении на счет «три, четыре».

Язык в положении «ковша» заводится в ротовую полость. Кончик языка свободен, не прикасается к твердому нёбу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Рот открыт.

Логопед поочередно фиксирует внимание ребенка то на кончике языка, то на краях языка.

Удержать язык в заданном положении на счет «три, четы­ре». Повторить упражнение несколько раз.

То же упражнение, но дать сильный короткий выдох.

Постановка звуков ш, ж. Язык в положении «ковша» под­нят вверх, к коренным зубам. Края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Передняя часть языка свободна.

Губы слегка выдвинуты вперед. На сильном активном вы­дохе ребенку предлагается произнести звук с или з. (Слышим «песенку» ш или ж.) Воздушная струя при этом должна быть теплая.

80Закрепить звук ш или ж в звукоподражаниях. Игры «Уж», «Жук». Длительное произнесение звука шшшшшш (жжжжжж). Короткое произнесение звуков ш-ш-ш-ш {ж-ж-ж-ж).

Цель

Закрепить навыки различения и произношения звуков ц - с в слогах, словах и фразах; учить подбирать родственные слова, выполнять звукослоговой анализ слов; работать над предложением закрепить навыки пересказывания; формировать навыки печатания предложений, составления новых слов из заданного слова; развивать фонематический слух, память, внимание и логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки» со звуком ц или С; П. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить?» (О звуках ц - с).

II. Основная часть

1. Артикуляция звуков.

При произнесении звука ц язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, в момент произнесения кончик языка слегка отдергивается от
нижних зубов.

При произнесении звука с язык широкий, кончик языка упирается в передние нижние зубы, воздушная струя направлена на кончик языка, язык спокоен.

2. Установление сходства и различия между ц и с.

3. Характеристика звуков.

Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ас-ац ац-ац-ас ус-ус-уц

ца-ца-са уц-уц-ус со-со-цо

4. Игровое упражнение.

Педагог называет слова. Дети хлопают в ладоши один раз, если услышат в слове звук ц, и хлопают два раза, если услышат звук с.

Словарный материал: граница, сабля, седло, куница, стена, цена, сила, сосна, цапля, цирк, самовар, колесо, ножницы, пятница, рукавица, соболь, снегирь,

5. Педагог предлагает детям сказать, в названиях каких дней недели встречаются звуки с, с", ц (среда, пятница, суббота, воскресенье).

6. Игровое упражнение «Доскажи словечко».

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его... (скворец).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери.

И вдруг - вспорхнули яблоки,

Ведь это... (снегири).

Не спеша огонь тут ходит,

Землю он кругом обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это... (солнце).

7. Дидактическая игра «Что кому».

Логопед выставляет картинки, в названиях которых есть звуки ц - с: огурец, яйцо, ножницы, цветы, цифры, блюдце, циркуль, кисточка, краски. Далее педагог произносит начало фразы, а дети ее заканчивают.

Портнихе для работы нужны - ... .

Повару- ....

Математику - ....

Продавцу - ....

Художнику - ....

8. Подбор родственных слов.

Цвет - цветы цветник самоцветы. цветной, разноцветный и т.д.

Свет - светло, светить, просвет светлый, светлячок

9. Звукослоговой анализ слов:

сестрица сахарница

10. Составление предложений по опорным словам овца, синица, курица, яйцо. Птенцы пылесос, сети, сапки

11. Пересказ рассказа «На границе»

III Физкультминутка.

IV . Дидактическая игра «Вставь пропущенную букву» (работа с карточками).

Словарный материал:

..пи...а, ..ини...а ли..и...а, ..е...три...а. ле...тни...а гу..ени...а, ...ахарни...а. пи...ъме...о. пе.. ...ы...квор...ы ре...олн...е, ме...я.... ...вине...

2. Печатание предложений.

У лисицы лисята. Отец написал письмецо. У Симы платье из ситца. На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу

3 Дидактическое упражнение «Из букв слова лиственница составьте новые слова» (лес, сила, лист, цена, стена. Лена. вес. слива вина ивет. наст, нести, вела).

V . Подведение итога занятия.

Тема.Звук щ. Буква щ

Цель

Закрепить навык произношения звука ш в слогах, словах и фразах: закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии; работать над предложением; познакомить с правилом правописания ща, щу; учить звукослоговому aнaлизу слов, печатанию слов; разучить с детьми стихотворение развивать фонематический слух, память, внимание, мышление

Ход занятия

I . Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова со звуком щ.

II. Логопед спрашивает детей: «Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?» (О звуке щ).

1. Артикуляция звука щ.

2 Характеристика звука щ (согласный, глухой всегда мягкий).

3- Речевая зарядка с выделением, ударного слога:

ща-щи-щу-ще ащ-ощ-ущ-ищ щи-ща-ще-щу ощ-ущ-ищ-ащ щу-ще -ща -щи ящ -ещ -ющ -ищ

Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Щи-щи-щи - мы сварили щи.

Ащ-ащ-ащ - у Ирины синий плащ.

Словарный материал: шёлк, щекотать, шептать, щелкунчик, честный, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, чеснок, щегол, шепот, щавель, ящерица.

5. Дидактическая игра «Угадай слово»:

а) заменить в слове первый звук на звук щ.

река - щека мель - щель кепка - щепка

мука - щука кит - щит венок - щенок

тучка - щучка тетка - щётка;

б) заменить в слове последний слог на слог щи:

лети - лещи пили - пищи

плати - плащи веки - вещи

розы - рощи чаши - чащи

6. Игровое упражнение «Подбери слово по смыслу».

Я колол дрова, и... кепка

Отлетела от бревна.

Я надел скорее... щепку -

Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука

На крючок попалась мне.

Тяжело, ну просто... щука,

Удочку держать в руке.

Появилась в небе... щучка,

Капли капают уже.

Плещется в речушке... тучка,

Рыбаки спешат к реке,

Все колдуньи злые... щётки Любят рыскать по домам. Любят брать чужие... тётки

И лететь по злым делам.

7. Образование существительных, обозначающих профессии:

Работает на кране - крановщик.

Точит ножи- точильщик.

Играет на барабане - барабанщик.

Регулирует уличное движение- регулировщик.

Кладёт стены- каменщик.

Пилит дрова- пильщик.

8. Заучивание стихотворения.

Этой щёткой чищу зубы.

Этой щёткой - башмаки.

Этой щёткой чищу брюки.

Все три щётки мне нужны.

III. Физкультминутка.

Мы расправили все плечи, И свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

IV. Показ буквы щ.

На расчёску щ похожа -

Три зубка всего.

Ну что же.

Знакомство с правилом правописания ща, щу

Звукослоговой анализ слов:

щука щавель

Дидактическая игра «Слоги перепутались», Словарный материал:

ка,щу щц,ле

ща,ро щик,я

гол, ще ка, щецы, щип ка, щеп

щи, кле

Дидактическая игра «Волшебные шары».

Печатание слов:

чаща, щука, роща, пища, гуща, ищу, тащу, щавель.

V .Подведение итога занятия.

Тема. Дифференциация звуков щ - с - с"

Цель

Закрепить навык различения звуков щ- с -с" в слогах, словах и фразах; уточнить представления о словах, обозначающих предметы, действия, признаки; закрепить навыки образования существительных, обозначающих профессии, а также навыки образования и употребления степеней сравнения прилагательных и наречий; учить звукослоговому анализу слов; работать над предложениями с предлогами; формировать навыки пересказа, печатания слов и предложений; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот. кто назовет слова со звуком щ в начале слова, со звуком с или с" в середине и в конце.

II . Повторение пройденного.

1. Артикуляция звуков Щ, с. с".

2. Характеристика звуков.

3. Установление различия и сходства между звуками.

4. Речевая зарядка:

ща-ся-ся сю-сю-щу ос-ощ-ось

се-ще-се ща-ща-ся ещ-есь-ещ

Ся-ща-ся - мы поймали карася.

Щу-сю-щу - я товарища ищу.

5. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».

На звуки с, с" надо хлопнуть в ладоши два раза, на звук щ - один раз.

Словарный материал: сапоги, щука, беседка, сыр, щелкунчик, самолёт, щавель, серёжки, роща, снегири, клещи, щегол, семья, щётка, автобус, пища.

6. Дидактическое упражнение. На звук щ надо называть слова, обозначающие предметы, а на звук с или с" - слова, обозначающие признаки или действия.

7. Закрепление навыков образования существительных, обозначающих профессии.

Чистит обувь- ... Выращивает сад- ... Чинит часы - ...

Дрессирует животных - ... Остекляет окна - ... Работает на экскаваторе - ...

8. Дидактическая игра «Сравни предметы» (на образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий).

Словарный материал:

Красивое платье.

У Саши еще красивее.

У Сони платье самое красивое красивейшее.

Красивый плащ. У Симы плащ еще красивее.

Симин плащ красивый, красивейший.

Сладкий пирог. Пирожное еще слаще, а торт сладчайший.

Сладкий чай. Компот еще слаще.

9. У детей на столах лежат картинки со звуками с, с", щ в названиях.

а) назвать картинки;

б) составить к словам схемы;

в) придумать предложения, используя предлог.

10. Пересказ рассказа «Щенок».

Саша и Сеня нашли щенка. Щенок пищал. Дети пожалели щенка. Они потащили его домой. Сеня положил щенка в ящик. Саша дал ему молока. Щенок заснул.

III. Физкультминутка.

IV. Печатание слов:

сварщик, носильщик, хвостище, стекольщик, носище, освещать, блестящий.

V . Печатание предложений:

Сима варит щи. В сенях пищит щенок. На осинах щеглы. На стене синий плащ.

VI. Подведение итога занятия.

Тема. Звуки ф, ф". Буква ф

Цель

Закрепить навыки произношения и различения звуков ф, ф" в слогах, словах и фразах; упражнять в подборе родственных слов, слов к схемам; работать над предложением; познакомить с буквой ф; упражнять в образовании новых слов; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I . Организационный момент. Логопед читает четверостишие.

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет.

П. Задает вопрос: «Какой звук чаще других слышится в этом стихотворении?»

Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

1. Артикуляция звука.

2. Характеристика звука (согласный, глухой, твердый, мягкий).

3. Речевая зарядка:

фа-фу-фи-фе сфа -сфо-сфу-сфы иф -лиф-лифт аф-уф -иф -еф

пфа-пфо-пфу-пфи аф-фа -фла -флаг

4. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышат твердый звук ф, и зеленый, если услышат мягкий звук ф.

Словарный материал: Федя, фабрика, шофёр, фикус, светофор, ферма, фокус, филин, факел, телефон, фрукты, фен, фартук, телеграф, финиш, футбол, пуфик, кофта.

5. Дидактическая игра «Измени слово».

а) Измени первый звук в слове:

пара - фара плот - флот

бантик - фантик коза - роза вены - фены вата - фата

норма - форма марш - фарш

б) Измени третий звук в слове:

косточка - кофточка каштан - кафтан пудик - пуфик каре - кафе

лист - лифт арка - арфа

6. Подбор родственных слов:

Фото - фотография, фотограф, фотоаппарат...

Подбор слов к схемам.

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Нашла я в сливе... кофточку, Надела Феня... косточку.

На клёне зеленеет... лифт, Наверх нас поднимает... лист.

Созрел на дереве... кафтан, Зимой надену я... каштан.

На дерево уселся ...граф, Живёт в красивом доме... грач.

9. Игровое упражнение «Составь предложение». Словарный материал:

Фрося, ароматный, купить, тётя, вафли. Флот, мой, Федя, на, брат, служить. Футбол, во, ребята, играть, в, двор. Положить, и, кофта, в, мама, шкаф, шарф. Федя, фабрика, на, мама, работать. Фабрика, с, дядя, возить, Федя, товар, в, магазин.

III. Физкультминутка.

IV . Знакомство с буквой.

Составление схем к словам фабрика, флот.

Игровое упражнение «Подбери слово». ф... - флаг, фата, фото, флот, Федя, фара.. . . ф- шарф, шкаф.

. . ф . . -кофта, буфет, лифты, вафли, цифра, пуфик.

Игровое упражнение «Составьте новые слова»:

а) из слова флот брать по одной букве и добавлять в конец каждого из четырех слов, чтобы получились новые слова. пена метр

б) из букв слова фотография составить новые слова (фотограф, фото, гора, рот, граф, тигр, торг, игра, Рита, тир, рога, гори, горит, Ира, рота, гиря).

V . Подведение итога занятия.

Тема. Буква ю

Цель

Познакомить с буквой ю; работать над предложением; учить пересказывать связный текст (рассказ); развивать память, внимание, логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет мягкий согласный звук в словах олень, пирог, носки, изюм, петух, ведро, пила, линейка, пень и др.

II . 1. Знакомство с буквой ю.

Чтобы о не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось?

Получилась буква ю.

2. Показ буквы.

«Из скольких элементов состоит?»

3. Нахождение в кассе букв.

4. Прописывание в воздухе.

5.. Печатание в тетрадях.

6. Чтение слоговой таблицы с буквой ю.

7. Дети выкладывают слово лук. Уточняется значение слова. Дается характеристика звука л. Буква у заменяется на букву ю.

Дети читают слово и объясняют его значение.

Уточняется характеристика звука л’

Логопед объясняет, какую букву пишут после мягкого л’.

8. Игровое упражнение «Буквы рассыпались». Словарный материал:

а, л, ю - юла ю, с, а, л, т- салют и, ю, р, к, б - брюки

д, л, и, ю - люди з, м, ю, и - изюм и, к, л, ю, т - лютик

т, ю, р, а - юрта

9. «Слоговой аттракцион». («Кто больше назовет слов, которые заканчиваются слогом ют»).

Падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют,

делают, моют, купают, читают и др.

10. Составление предложений со словами (см. пункт 9) с помощью предлогов. Составление схем предложений.

11 .Пересказ рассказа «В саду».

Наступила весна. Юра, Юля, Люся и Ванюша работают в саду. Они работают хорошо. Юра и Ванюша копают ямки, Юля и Люся высаживают саженцы малины. Тут будет малинник. Летом вырастет вкусная малина. Малину будут есть вместе.

Ответы на вопросы по тексту.

Чтение с установкой на запоминание.

Пересказ.

III. Физкультминутка.

IV . Составление из букв слова парашютист новых слов и запись слов в тетрадь (пар, тир, старт, Саша, пир, тара, артист, шар и др.).

V . Печатание слов под диктовку:

юбка, салют, каюта, юноша, изюм, юмор.

VI . Подведение итога занятия.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ц В СЛОВАХ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ

(конспект занятия во 2 классе)

ЦЕЛЬ: научиться дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Задачи:

1.Обучающие:

а) обучать детей дифференцировать буквы и звуки С-Ц;

б) формировать навык составления связного высказывания.

2.Коррекционные:

а) развить навыки фонематического восприятия: анализа и синтеза;

б) развитие активного словаря;

в)уточнение и сопоставление звуков в произвольном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

г) умение дифференцировать звуки на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

3.Развивающие:

а) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

б) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

в) развитие общей моторики;

г) развитие логического мышления.

4.Воспитательные:

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования.

Оборудование : мозаика букв С-Ц, буквы С - Ц (запись на доске); зеркала по количеству детей, картинки с героями; предметные демонстрацион-ные картинки; набор словосочетаний, текст рас-сказа; мультимедийное оборудование.

Ход занятия .

Оргмомент (развитие зрительного восприятия).

Л.: Сегодня на уроке мы будем сравнивать звуки двух букв. А что это за буквы, угадайте! (дети узнают в мозаике буквы С, Ц).

Л.: Молодцы! Это буквы С и Ц.

Буквы выведены на экран.


2. Итак, звуки каких букв мы будем сравнивать на занятии?

II . Основная часть

1. Сравнительная характеристика звуков С - Ц.

Л.: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик? (дети смотрят в зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику) (Дети произносят перед зеркалами звуки С-Ц, рассматривают их артикуляцию. Дают характеристику зву-ков).

С - согласный, глухой, твердый, свистящий

Ц - согласный, глухой, твердый, свистящий

2. Чтение слоговых таблиц

Л.: Прочитай слоги (выведены на экран)

СА - СА - ЦА ИС - ИЦ - ИС ЦО - ЦО - СО СУ-СУ-ЦУ

СЫ - СЫ - ЦЫ АС - АЦ - АС УС - УЦ - УЦ ЫЦ-ЯЦ-ЮЦ

(читают хором, затем по столбикам индивидуально)

3. Знакомство с героями занятия

Л: Очень тихонько к нам пришли гости, кто же это? Точно, это сказочные персонажи Снегурочка и Заяц. Они спешат на новогодний бал. Но без нашей помощи им не добраться. Дело в том, что их транспорт поломался. Каждая наша маленькая помощь, восстановит его (за каждое задание срывается по одному закрытому листку в слове «сани» и обязательно должна быть упряжка, т.о. получится 5 заданий) .

Л.: Поможем справиться с заданиями?

Л.: Какой первый звук слышим у снегурочки и последний у зайца? (Чёткое произнесение детьми слов с акцентом на нужное положение, выделение звуков).

Картинки: СНЕГУРОЧКА, ЗАЯЦ

Л.: Подскажите мне пожалуйста: чем буквы отличаются от звуков? (проговаривания правила)

4. Развитие фонематического восприятия (развитие анализа и синтеза)

Л.: Снегурочка хотела вам рассказать пословицу, да вот беда, запамятовала. Давайте мы ей поможем. Соберите все снежинки с буквами, которые находятся в кабинете. Выделите первые звуки в картинках, и соберите пословицу (дети собирают снежинки со стен, окон и др., а затем выделяя первый звук ставят его). Объясните смысл пословицы.

Зимой солнце что мачеха: светит, да не греет.

Открываем букву С

5. Дифференциация С-Ц в словосочетаниях (индивидуальная работа: ученикам называется существительное из 2 столбика - они подыскивают прилагательное из 1).

Л: Зайка предлагает нам поиграть в «сыщиков». Он распределил слова по двум столбикам. Составьте словосочетания из слов 1-го и 2-го столбиков (К данным словам-на карточках- подберите слова - признаки. Запишите их. Подчеркни с одной чертой, ц двумя чертами.

Свежего, сухих, Крыльцом, пуговицу,

старым, смелый, цветов, кольце,

синюю, о красивом. огурца, боец.

Открываем букву А

6. Развитие логического мышления

Л.: Помогите снегурочке и зайке отгадать загадки.

Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет

Под кустом спасается, Всех детей собирает.

На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица)

В ночь ему не спится,

В зеркало глядится. (Месяц)

Открываем букву Н

7. Физминутка

Зимушка-зима

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

8. Дифференциация С - Ц в предложениях (каждый называет по одному предложению и исправляет в нём ошибки)

Л: Снегурочка учит зайца грамоте. Но заяц не очень хороший ученик и допустил много ошибок при письме. Нам нужно найти и исправить эти ошибки при записи букв о которых мы сегодня говорим. Запись в тетрадях.

У куцта свистит синиса. Лисица ссапала сыпленка. На сухой цкале расцвел светок. Овса отстала от своего стада.

Открываем букву И

Л.: Посмотрите вот и транспорт появился (дети проговаривают слово «сани»). А как же они без упряжки поедут? Нам надо выполнить последнее задание.

9. Дифференциация С - Ц в тексте.

Л,: Снегурочка, для своих друзей, написала письмо, в котором поведала о перелётных птицах. Но по пути, из-за сильных метелей письмо отсырело и буквы исчезли. Давайте вместе восстановим письмо. Вставь пропущенные с или ц .

Птицы

На..тупила о..ень. Многие пти..ы улетают на юг. Они летят..елыми..таями. На юге..елые дни..ветит яркое..олн..е. На лугах..ветут..веты. Когда на..тупит ве..на, перелетные пти..ы..нова вернут..я в родные края.

Л.: Анализ текста: О ком говорится в тексте? Когда они улетают? Куда они улетают? Когда птицы возвращаются?

Открывается картинка с упряжкой

Вот теперь наши герои точно доберутся вовремя на новогодний бал. Давайте пожелаем им зелёного света в пути!

III . Итог занятия

Л.: Припомните тему занятия.

Назовите из рассказа слова со звуком, для которого под-ходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой (дети называют слова).

Вспомните свою работу на уроке и оцените её, нужным цветом светофора.

Благодарю за интересное занятие.

З и м о й с о л н ц е ч т о м а ч е х а с в е т и т н о н е г р е е т

Здравствуйте ребята!

Смотрите на картинки и выполняйте за мной…

За нижнюю губу заложен язык.

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

За верхнюю губу заложен язык

Бульдог уступать никому не привык.

Обезьяна и бульдог

Всем покажет язычок.

Вот толстяк надует щеки

И, наверно, руки в боки

Вот худышка щеки впали:

Видно есть ему не дали.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.

Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.

Скажите, как пищит цыпленок?

Цып, цып, цып…

А, как движется змея по траве?

Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.

Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?

Губы улыбаются.

А как расположены зубы?

Как расположен кончик языка?

Кончик языка упирается в нижние резцы.

А списка языка?

Приподнята к небу.

Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?

Вот так.

Воздух, какой?

Холодный.

Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?

Губы улыбаются.

А как расположены зубы?

Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?

Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.

А как мы покажем руками?

Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с"], который звучит очень кратко.

А воздух, какой?

Холодный.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!

Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.

А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.

Сэ-са-си-су

Си-сэ-су-са

Су-си-сэ-са

Са-су-сэ-си

Хорошо, а теперь эти слоги…

Цо-цы-це-ца

Ца-це-цы-цо

Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы

Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце

Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце

Назовите картинки, которые изображены на доске.

Спица, лисица, синица

Гусеница, столица, цыпленок

Огурец, самолет, самокат.

Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.

Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.

Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.

Курица зовет ….

Сахар хранится в …

Москва – …. Нашего государства

Детеныш птицы называется …

Молодцы ребята.

Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?

Чем мы занимались на занятии?

Что больше всего понравилось?

Все молодцы! Занятие окончено.