Урок по литературному чтению Н. Носов "Живая шляпа"(2 класс УМК "Школа России"). Открытый урок "живая шляпа"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайска Сахалинской области

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Н. Носов. Живая шляпа»

подготовила

учитель начальных классов

Сандракова Наталья Сергеевна

г. Поронайск

2012

Конспект урока литературное чтение «Н.Носов. Живая шляпа» 2 класс учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 Цели урока:
    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» и биографией автора. Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания

    Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа; Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование урока :, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать? Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат
    Речевая разминка
Упражнения для развития артикуляционного аппарата. чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания); Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж


Работа над выразительностью.
Делу время потехе час Меньше слов -больше дела Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов. Прочитать с разной интонацией
    Работа по теме урока.
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей - НОСОВ Николай Николаевич Носов- (портрет) Писатель вам знакомый? Что вы читали из этих книг? А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Живая шляпа) А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор) А для чего он появился и зачем он был нужен (сообщение ученицы об истории появлении шляп) Шляпка - это женская слабость. Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции. Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы. Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.Война 1914 года законсервировала моду и шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия. В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом. Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия. Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия. Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...

Ребята, а разве шляпы бывают живыми? Подберите синонимы к слову шляпа. (На доске слов: колпак, котелок, цилиндр, панама, боливар). А с какими видами шляп вы встречались в жизни? Где? (цилиндрические, треугольные круглые, узкие прямые)
Итак, шляпа- это головной убор. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему ты так считаешь? Прочитайте их про себя, затем вслух, (слабый ученик – по слогам, сильный – целым словом, с ударением) хором

игры

сказка

три поросёнка

волк

домик

схватил за ногу

испугался

убежал обрадовался (Дети высказывают предположения, которые тезисно фиксируются на доске) Первичное чтение Самостоятельное чтение. -Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации? Понравился вам рассказ? Грустный или весёлый рассказ? Кто герои рассказа? Назовите их имена.
Физминутка для глаз
Анализ произведения (понимание фактического содержания)
Работа по учебнику (стр. 54)
Прочитать 2 абзаца по цепочке. -Кто рассказчик? Работа над интонацией. -Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением. 2. –как вы думаете, почему мальчики решили, что шляпа живая? Чтение по ролям. Словарная работа: комод -это предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).
Кочерга - это приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю
3 Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы: Как шляпа оказалась под котёнком? Почему дети боялись шляпу? Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»?
4 Чтение по цепочке от слова «Володя обернулся» до вопросительного предложения «А может быть её кто-нибудь за верёвочку дергает?» Словарная работа: какими словами можно заменить слово «обернулся» (повернулся) Работа над пониманием авторской позиции: -Как Николай Носов говорит о главных героях рассказа? Вопрос на понимание содержания текста: -Как они повели себя при встрече с «живой шляпой»? 5. Чтение первого абзаца на стр.54 Работа над синтаксическим строем речи: -Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами) - Найдите самое короткое предложение (Ай!) -Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий) 5. Акцентное вычитывание: -Действительно ли шлапа была «живая»? Докажите -Почему Володя решил уйти домой? Прочитайте -Почему мальчики боялся подойти к шляпе? Прочитайте. 6 Чтение по ролям до конца рассказа. - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов? -А если бы были на месте героев рассказа вы бы испугались? Почему? -Откуда берутся страхи? - Как с ними можно справиться? Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? За что можно их поругать? Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? Что сказали бы соседи, которые это все слышали? Что скажете вы? Ученик“Поисковой группы”расскажет интересные сведения из жизни Н,Н,Носова. Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку (на экране) Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи? Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы. РА-РА-РА- вышла славная _________; КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________; АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________; РОК-РОК-РОК-продолжается_____________. Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
    Закрепление изученного.
Составление плана рассказа (по группам). Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План: Она живая! Шляпа соскользнула с комода. Битва с шляпой. Из-под шляпы вылез котёнок Васька Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками. 5. Итог урока . - А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок. «Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился о писателе
Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Выставление и комментирование оценок.

    Дифференцированное домашнее задание.
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. Выбор творческого задания(на выбор) Нарисовать диафильм к рассказу.

Список использованной литературы

    Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

    Словарь Ожегова, - М, 1982.

    Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, - М.: ВАКО, 2010.

    Журнал «Мода и стиль» за 1998-2005 гг.

Вологодская область Шекснинский район п. Шексна

МОУ «Устье - Угольская школа»

УМК «Начальная инновационная школа»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ

Задачи урока:

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

3. Проанализировать содержание рассказа.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания, MacBook, программа ПервоЛого, презентация.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Вводно - мотивационный момент.

Повернитесь к гостям,

Улыбнитесь гостям.

Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь друг другу.

Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

3. Целеполагание.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Знакомство с произведением и первичный анализ.

Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать содержание рассказа.

Прослушать рассказ в аудиозаписи.

(рассказ учеников)

1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.

3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

Чего ты? - спрашивает.

Меня - говорю - кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

3 «На горке»

«Только полез на горку - бух носом!

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

Что делать? - думает.

Думал, думал - и придумал:

Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Кластер - Произведения Носова (Слайд)

О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

О детях

Какие у него рассказы?

Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

А что такое юмор? Давайте вспомним.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в

необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Как вы понимаете комичная ситуация?

Проверим по словарю учебника.

Выполнили мы с вами 1 задачу?

Приступаем к выполнению 2 задачи.

Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».

«Прогнозирование»

Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?

Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.

Первичное целостное восприятие произведения

Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)

Проверка первичного восприятия текста.

Понравилась ли вам история? Почему?

Какое настроение она у вас вызвала?

В чем комичность ситуации?

Выполнили мы с вами 2 задачу?

ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к выполнению 3 задачи.

Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.

а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)

Игра «Да-нет»

Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».

Утверждение

ДА

НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

2. Котенка звали Васька.

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

4. Вовка и Вадик сидели за столом.

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

6. Вадик хотел поднять шляпу.

7. Шляпа подползла к Вадику.

8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.

Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?

Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)

Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. (Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? (Клюшка,

лыжная палка, картошка.)

Почему ребята осмелели?

Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?

Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)

Подписи к слайдам:

1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.

3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

ФИЗМИНУТКА

в) Чтение следующего отрывка самостоятельно

Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).

Тонкие вопросы:

Как раскрылась тайна живой шляпы?

Что сначала высунулось из-под шляпы?

Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?

Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?

Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?

Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?

Толстые вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?

Останутся котёнок и Вадик друзьями?

Как мальчики относятся к котёнку?

Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд

У страха глаза велики.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время потехе час.

Повторенье мать ученья.

Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

Выполнили мы 3 задачу?

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Как вы считаете, наш урок цели достиг?

6. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н. Н. Носов. «Живая шляпа» (2-ой урок)

Цель: глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

    продолжить знакомство с творчеством Н. Носова;

    ф ормирование умения работать с текстом, выстраивать логические цепочки;

    умение анализировать характер и поступки героев;

    составлять план рассказа;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    развитие связной устной речи, навыка чтения, логического мышления;

    создание условий для формирования интереса к чтению, воспитание чувства дружбы, взаимопомощи .

Основные виды учебной деятельности:

определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.

Планируемые результаты освоения материала:

высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Универсальные учебные действия:

обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений, делать анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

    Презентация к уроку

    Портрет Н. Носова

    Выставка книг

    Задания для интерактивной доски

Ход урока.

    Организационный момент .

Слайд 2

Психологический настрой.

Поздороваемся с солнцем (руки вверх), с ветром (руки в стороны), друг с другом (повороты головы). Я всем вам желаю хорошего настроения.

Слайд 3

Как вы думаете, почему Н. Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа»? (Из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)

2. Проверка домашнего задания.

Слайды 4 – 16

1)тест по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»

1. Кота в рассказе зовут:

а) Борька;

б) Васька;

в) Тишка.

2. Кот попал под:

а) платок;

б) пальто;

в) шляпу.

3.Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде;

в) на полке.

4.Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот;

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

5.Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б ) на кухню;

в) на балкон.

6. Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку;

б) кочергу;

в) доску.

7. Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой;

б) огурцами;

в) картошкой .

8.Какой был хвост у котёнка?

а) серый;

б) белый;

в) чёрный.

9. Кто был под шляпой:

а) щенок;

б) котенок;

в) мышонок.

10.Кто первым раскрыл секрет «живой шляпы»?

а) Володя и Вадик;

б) Вадик ;

в) Володя .

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 17

2)Слово в слове

КОМОД (ком)

ДИВАН (ива)
ПРИБЕЖАЛИ
(еж)

ХОДИЛА (ход, ил)
ПОСМОТРИ (смотр, три)

СЕЙЧАС (час)
НАКОНЕЦ (конец, кон)

ВОЛОДЯ ( вол)
ЖМУРИЛСЯ (ил)

ВОЗЛЕ (воз)

3) чтение по ролям

Что мы узнали из этой части? ( Котенок Васька ловил мух.)

Что мы узнали из этого отрывка произведения? ( Шляпа – живая?)

О чём рассказывается в данной части рассказа? (Ребята взяли кочергу и лыжную палку. Мальчики швыряют картошку в шляпу.)

Что мы узнали из последней части? ( Из-под шляпы высунулся серый хвост.)

Физкультминутка.

Вы, наверно, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки закрываем,

До 10 считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

    Закрепление изученного.

Слайд 18

Какими показали себя ребята в момент встречи с «живой» шляпой?

Это веселый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу.

Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а все вместе они рассказывают о том, что случилось.

Слайды 19 - 20

1)Работа в группах (проверка по интерактивной доске)

Подумайте и расположите данные иллюстрации в соответствии с событиями происходящими в рассказе. Дети обсуждают задание в группах. Затем дети выходят и составляют картинный план рассказа, поясняют, какие эпизоды изображены на картинке.

Слайд 21

2)Работа в группах

Восстановите правильную последовательность плана.

Проверьте себя.

План

1.Котенок Васька ловил мух.

2.Шляпа – живая?

3.Ребята взяли кочергу и лыжную палку.

4.Мальчики швыряют картошку в шляпу.

5.Из-под шляпы высунулся серый хвост.

Слайд 22

3)Разгадайте анаграммы!

натамок (комната)

домок (комод)

зиркона (корзина)

торкашка (картошка)

черогак (кочерга)

нотёкок (котёнок)

Слайд 23 - 28

4)Ребусы

Шляпа, муха, Васька, комод, кочерга, картошка, Вадик, Володя, ребята, корзина, котёнок.

Слайд 29

5)Игра «Наборщик»

КОРЗИНКА (корзина, кино, кора, рок, кон, зона, низ)

Слайд 30

6)Слова на заданную тему

ШЛЯПА.

На каждую букву придумайте кличку котёнка.

Слайд 31

7)Посчитай, сколько разных героев и предметов мы встретили в рассказе Н. Носова «Живая шляпа» (у каждого ребёнка распечатка)

8)Игра «Пары» (интерактивная)

    Рефлексия.

Слайд 32

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

5. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке?

Что вам показалось особенно интересным?

    Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста, нарисовать рисунок.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Краснодубровская основная общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Учитель начальных классов Жукова Марина Павловна

Технологическая карта

Ф.И.О. учителя: Жукова Марина Павловна

Школа: МКОУ «Краснодубровская ООШ »

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Формировать УУД:

- Личностные : выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

- Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты :

Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные : оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.Создает эмоциональный настрой на урок.

Вот прозвенел колокольчик-звонок,

Сейчас начинается новый урок.

Дети спешат, в классы бегут.

В школе их новые знания ждут.

- Ребята,а когда уроки проходят интересно?

*Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока,когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

*А кто из вас знает, что такое шляпа?

*А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Слушают стихотворение. Совещаются в парах. Выска- зывают своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы, Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

3.Актуализация знаний.

Сообщение темы,постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

*Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Попробуйте догадаться, о каком писателе я сейчас буду говорить.

Профессиональным писателем он стал не сразу. К 30 годам освоил множество профессий-землекопа,газетного торговца. Многое умел, мног знал и пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании киг для ребят. В «Приключениях о Незнайке» этот писатель рассказываеет о таких машинах,приборах и инструментах, которым только ещё предстоит появиться.

О каком писателе идёт речь? (слайд1)

*Писатель В.Катаев сказал о нем замечательные слова:

-У этого талантливого человека вечно юная,детская,чудесная душа»

Давайте впомним,что еще мы знаем о писателе.

-Когда и где родился писатель? (слайд2)

- Кем были его родители? (слайд 3)

-Какие произведения,написанные Н.Носовым, вам известны? (слайд 4)

По многим произведениям писателя сняты мультфильмы. (слайд5)

Как вы думаете,ребята, а какие у этого писателя произведения?

Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом этого замечательного писателя,который называется «Живая шляпа» Вы верите в то, что шляпы бывают живые?Аргументируйте свои высказывания. _Ребята, по вашему мнению,можно ли по названию данного произведения определить,о чём же пойдет речь?

Сегодня на уроке мы мы узнаем,бывают ли шляпы живыми,познакомившись с рассказом.

Какую же задачу мы перед собой поставим?

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

О Н.Носове

Отвечают на поставленные вопросы

Недалеко от Киева в Украине

Отец-артистом, мама-рукодельницей и певуньей

-«Затейники»,»Огурцы»,»Телефон», «Приключения Незнайки» и т.д.

Варианты ответов: смешные, весёлые,юмористические и т.п.

Учащиеся высказывают мнения, приводят доказательства…

(если подул сильный ветер,шляпа упала,то её унесет…т.е она «убежит»)

Отвечают на поставленный вопрос.

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить,почему так назван рассказ.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

4.Открытие нового знания.

А)стадия осмысления.

Б)первичное закрепление

Что такое кочерга?(слайд 6)

Кто объяснит значение слова КОМОД (слайд6)

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

Чтение учителем 1 части –до слов «Что-то плюхнулось,упало»

*Как вы думаете,что плюхнулось на пол?

*А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите,смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части -до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей:Володя или Вадик?Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху»

Кто из вас был прав?

Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы?

Как вела себя шляпа? Почему?

Какой момент самый напряженный?

Предположите,чем закончится произведение.

Чтение учителем заключительной части.

(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА)

Какие чувства испытали мальчики,когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом,и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала.

Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Ударить

Упасть, тяжело сесть

Слушают учителя, отвечают на вопросы,прогнозируют развитие событий.

Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории

Напугала их шляпа,которая двигалась.

Да,понимали,т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми»

Обычный предмет,но ведёт себя странно.

(высказывают мнения)

Отвечают на вопросы учителя.Высказывают своё мнение.

Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой,бросить друга.

Высказывают варианты ответов.

(хотели треснуть,стучали клюшкой,кричали..)

Она не двигалась,т.к сам боялась.

Шляпа как подскочит кверху…

Высказывают мнения

-Радость,что всё хорошо закончилось. Стыд,что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало.

Высказывают ответы.

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5.Физкультминутка

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

дети идут на носочках

Прогибают спинку,

Потягиваются

Выполняют движения головой

вверх-вниз

Поглаживают

ладошкой животик

Приседают,

Опускают голову на колени

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Ребята,а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

Разбейтесь на 3 группы.

Каждая группа сейчас получит задание. Будьте внимательны при выполнении работ.

УЧИТЕЛЬ РАЗДАЁТ КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ. (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Самопроверка по образцу

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

7.Рефлексия.

Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке, настолько высоко прикрепите шляпу на доске.

Высказывают свои варианты ответов.

Оценивают результаты своей работы

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

8.Подведение итогов урока

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

9. Домашнее задание

Дети делают выбор и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Уметь сделать выбор

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание №1.-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»


Задание №2- Из данных пословиц выбрать только те,которые подходят к содержанию рассказа:

    У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

    СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

    ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

    ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Куда?

Пойду к себе домой.

Почему?

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

Аннотация к уроку литературного чтения

МОУ СОШ № 2

г. Киржач

Конспект

открытого урока чтения,

проведенного во 2 Б классе

для учителей школы

учителем Исаковой Е.М.

Тема: «Н.Н.Носов. Живая шляпа».

/2 урок/

Киржач

2010 г.

Цели урока:

Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.

Задачи урока:

  1. Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
  2. Умение анализировать характер и поступки героев;
  3. Составлять план рассказа;
  4. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  5. Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  6. Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

Портрет писателя Н.Н.Носова

Выставка книг писателя

Набор карточек с названиями его произведений

Отрывки из произведений для чтецкой разминки

Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных

Слов из рассказа

«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова

Кассеты с записью из м/ф о Незнайке для физкультминутки

Пиктограммы и кружки для определения настроения детей в начале и конце урока

  1. Оргмомент .

Учитель

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Работа с пиктограммами. (Указать на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение на начало урока).

  1. Погружение в урок.

Учитель

На уроке у нас сегодня необычный гость.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).

Незнайка

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Учитель

Ребята, сегодня Незнайка приготовил для вас очень много заданий, вопросов, связанных с творчеством писателя. Он предлагает вам прочитать отрывки из произведений Н.Н.Носова и вспомнить их названия.

  1. Чтецкая разминка. (Дети самостоятельно читают тексты, напечатанные на отдельных листах).

Учитель

Некоторым из вас эти произведения незнакомы. В помощь вам по классу развешены карточки с названиями этих произведений. Встаньте, пожалуйста, оглянитесь вокруг и найдите нужную вам карточку. (Дети читали отрывки из рассказов: «Мишкина каша», «Замазка», «Леденец», «Заплатка», «Огурцы», «Карасик»).

Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка : «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).

  1. Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель

Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

Ученик

Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

  1. Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель

За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете, и даже про телевизор забудете.

  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель

В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

Что это за рассказ?

-«Живая шляпа».

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель

У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов. Вспомните их (Л.Н. Толстой «Котёнок», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», Н.Н. Носов «Затейники» и другие).

Рассказ Н.Носова «Живя шляпа», по-вашему смешной или страшный?

А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания)

С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

Вспомним, что же такое юмор? Работа с учебником стр.68.

Работа с заголовком.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?

Учитель

Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательные читатели.

Незнайка

Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?

Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

  1. Физкультминутка.
  2. Работа над темой урока.
  1. Словарная работа.

Какие слова были непонятными?

Кто дежурный по словарю?

Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Иллюстрация в учебнике стр.55.

Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.

  1. Отработка техники чтения.

(Упражнение с фиксацией зрения на средней линии, направленное на развитие бокового зрения, которое необходимо для развития поля ясного видения).

Учитель

Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, постоянно фиксируя среднюю линию.

  1. Аналитическое чтение рассказа.

(Учебник стр.54)

Учитель

На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ?

Чтение 1-й части по цепочке.

С какого эпизода начинается рассказ?

(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).

Определите место действия.

Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?

Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?

Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?

Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка.

Чем занимались мальчика?

(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)

Озаглавьте эту часть словами из текста.

Драматизация 2-й части.

Давайте посмотрим, как это было.

Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.

Расположите слова в порядке возрастания чувств.

паника

страх

трепет

испуг

ужас

боязнь

А почему же мы с вами не испугались?

(Мы уже знаем, что под шляпой.)

Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?

Озаглавьте эту часть.

Чтение 3-й части в лицах.

Почему Володя собрался уходить?

Что его остановило?

Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Велика голова, да мозгу мало.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

Какой момент в рассказе является самым напряженным?

(Это кульминация).

Озаглавьте эту часть.

Чтение 4-й части.

Что за секрет хранила «живая» шляпа?

Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

Как же мальчики относятся к животным?

Какими мы их видим в конце рассказа?

Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).

  1. Итог урока.

Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

Так смешной или страшный этот рассказ?

С какой целью его написал Носов?

  1. Домашнее задание.

Стр. 54-59, инсценировка отрывка, пересказ, диафильм.

  1. Прощание с Незнайкой.

Понравилось ли тебе у нас в гостях?

Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?

Кто считает, что он был не всегда активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?

А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше.

Работа с пиктограммами.

Обозначьте на кружке номер пиктограммы, отражающей ваше настроение в конце урока.

  1. Организованное окончание урока.