Сталин и Берия. Секретные архивы Кремля. Оболганные герои или исчадия ада? "пломбированный вагон" список пассажиров

Первая революция и попытка возвращения

Владимир Ульянов-Ленин был весьма известной оппозиционной фигурой, как один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), которая в 1905 году раскололась на большевиков и меньшевиков.

Сам раскол российской радикальной оппозиции происходил далеко от России: большинству партийцев возвращение на родину грозило тюрьмой. В число тех, кого власти не ждали, входил и Ленин.

Ильич прекрасно помнил, как январским утром 1905 года к нему в дом влетели ошарашенные супруги Луначарские, объявившие о начавшейся в России революции. После этого Ленин целый год ждал разрешения на въезд на родину — но время не ждёт, и 1905 год решился без него. Ни книги, ни речи, ни съезды не смогли повернуть революцию в нужное для Ленина русло — даже царь остался на месте. В декабре 1907 года будущий вождь революции почти на десять лет вновь уехал из России.

«Туда, к бунтующему Петрограду»

Лучше всех состояние Ленина после получения известия о Февральской революции описала его жена Надежда Константиновна Крупская:

«Нет выхода колоссальной энергии... Ни к чему ясное осознание совершающегося. И почему-то вспомнился мне белый северный волк, которого мы видели с Ильичом в лондонском зоологическом саду и долго стояли перед его клеткой. «Все звери с течением времени привыкают к клетке: медведи, тигры, львы, — объяснил нам сторож. — Только белый волк с Русского Севера никогда не привыкает к клетке — и день и ночь бьётся о железные прутья решётки». Ленин буквально не может усидеть на месте: он лихорадочно расхаживает по комнате, пишет письма, встречается с единомышленниками, но самое главное — думает; думает о том, какой же волшебный аэроплан сможет донести его до революционной родины. В своей лихорадке он уже мало заботится о безопасности и выполнимости планов: лишь бы начать движение туда, к бунтующему Петрограду».

  • globallookpress.com
  • Mary Evans Pictrure Library

Легальный путь лежал через Францию, Великобританию и Скандинавию, но вот проблема — ещё в 1915—1916 годах страны Антанты составили чёрные списки лиц, которым нельзя пересекать границы стран договора. Среди неугодных были активные пропагандисты мира, в число которых попал и Ленин.

Возвращение на родину под собственным именем исключалось. Владимир Ильич в отчаянии начинает придумывать совсем уж фантастические планы, которые вызывают смех у его обеспокоенных товарищей. Один план заключался в том, чтобы позаимствовать документы у двух похожих на него и Зиновьева глухонемых шведов и ехать под их именами. Крупская шутила: «Не выйдет, можно во сне проговориться... Заснёшь, увидишь во сне меньшевиков и станешь ругаться: сволочи, сволочи! Вот и пропадёт вся конспирация». Но смешного в этой ситуации было мало.

«Немедленно ехать, хоть через ад!»

Как ни парадоксально, но Октябрьскую революцию в какой-то степени спасло неожиданное решение Временного правительства, амнистировавшего в марте 1917 года всех осуждённых по политическим и религиозным делам. Теперь Ленин мог вернуться в Россию и даже остаться на свободе, но по-прежнему не знал, как доехать до родины. Тогда на сцене появился ещё один спаситель революции — Юлий Мартов.

Он предложил всем многочисленным политэмигрантам рискованный и неожиданный вариант — ехать через Германию, отдав ей взамен часть военнопленных, содержавшихся в России. В самом по себе предложении не было ничего необычного: посредством обмена в Россию из воюющей с ней Германии возвращались некоторые российские граждане, например учёный Максим Ковалевский. Но захочет ли Временное правительство идти на обмен и получить такой революционный подарок — было под большим вопросом. На счастье революционеров, Германия, заинтересованная в возвращении в Россию большевиков, которые способствовали бы её выходу из войны, позволяла им проехать «в кредит» — без согласия Временного правительства на обмен.

Договорились и о том, чтобы вагон был пломбированным, то есть любой контакт путешественников с внешним миром исключался.

Ленину было совершенно всё равно, как попасть в Петроград. «Ехать! Немедленно ехать, хоть через ад!» — говорил он. Предприятие было рискованным: несмотря на амнистию, не было никаких гарантий, что они не попадут прямиком в тюрьму. Кроме того, народ имел все основания полагать, что Ленин и его соратники продались немцам. Хотя насчёт последнего Ленин заявлял:

«Вы хотите уверить меня, что рабочие не поймут моих доводов о необходимости использовать какую угодно дорогу для того, чтобы попасть в Россию и принять участие в революции. Вы хотите уверить меня, что каким-нибудь клеветникам удастся сбить с толку рабочих и уверить их, будто мы, старые испытанные революционеры, действуем в угоду германскому империализму. Да это курам на смех».

«Мы едем в тюрьму»

Прощание со Швейцарией происходило 9 апреля. Спокойным его назвать вряд ли получится: на вокзале чуть не случилась потасовка с противниками идеи Ленина, кто-то пытался в последний момент отговорить революционеров от рискованного шага, кто-то выражал скромную надежду снова увидеться в скором времени на швейцарской земле. Но план не был сорван: в 15:10 политэмигранты выехали из Цюриха.

  • Кадр кинохроники

Атмосфера в пломбированном вагоне царила почти братская. Спали по очереди, потому что не всем хватало мест, пели песни хором, рассказывали анекдоты. Одна из эмигранток так вспоминала о Ленине:

«Никогда мне не приходилось видеть человека до того естественного и простого в каждом своём слове, в каждом движении. <...> Никто не чувствовал себя подавленным его личностью, даже смущения перед ним не испытывал. <...> Рисовка в присутствии Ильича была невозможна. Он не то чтобы обрывал человека или высмеивал его, а просто как-то сразу переставал тебя видеть, слышать, ты точно выпадал из поля его зрения, как только переставал говорить о том, что тебя действительно интересовало, а начинал позировать. И именно потому, что в его присутствии сам человек становился лучше и естественней, было так свободно и радостно с ним».

Да и немцы старались произвести впечатление: кормили котлетами с горошком, покупали газеты, отгоняли любопытных от вагона во время остановок. Лишь один раз член руководства германских профсоюзов пытался добиться беседы с товарищем Лениным, чем вызвал в вагоне взрыв веселья и обещание расправы в случае повторных попыток. Царило возбуждённо-радостное настроение, а будущий вождь революции всё время повторял: «Мы едем в тюрьму».

«Ленин — немецкий шпион»

А вот Временное правительство не было уверено в том, что Ленин едет в тюрьму. Часть министров утверждала, что Ленина нельзя пускать в страну. Владимир Дмитриевич Набоков, один из лидеров кадетов и отец знаменитого писателя, вспоминал, что «на это довольно единодушно отвечали, что формальных оснований воспрепятствовать въезду Ленина не имеется, что, наоборот, Ленин имеет право вернуться, так как он амнистирован, — что способ, к которому он прибегает для совершения путешествия, не является формально преступным. К этому прибавляли <...> что самый факт обращения к услугам Германии в такой мере подорвёт авторитет Ленина, что его не придётся бояться».

Точно такие же доводы — «Ленин сам подорвёт свой авторитет» — Временное правительство высказывало и Антанте, требовавшей помешать возвращению Ульянова на родину.

Официальные СМИ активно продвигали идею о том, что «Ленин — немецкий шпион». В фельетонах и анекдотах упорно изображали, как он братается с кайзером, карикатуристы сравнивали поезд, везущий Владимира Ильича, с троянским конём. Казалось бы, Ленин был дискредитирован по всем фронтам. Даже если его не посадят, социалистическую революцию провести не получится.

«Да здравствует мировая социалистическая революция!»

Ночь с 16 на 17 апреля 1917 года стала моментом истины. Чем ближе поезд подъезжал к Финляндскому вокзалу, тем острее Ленин и его ближайшее окружение задавали себе вопрос: «Арестуют или нет?» На перроне горели факелы. Улицы были полны народа. Но эти люди явно не собирались судить Ленина — в руках они держали приветственные плакаты. Владимир Бонч-Бруевич вспоминает:

«Оркестр заиграл приветствие, и все войска взяли на караул. <...> Грянуло такое мощное, такое потрясающее, такое сердечное «ура!», которого я никогда не слыхивал. <...> Владимир Ильич, приветливо и радостно поздоровавшись с нами, не видавшими его почти десять лет, двинулся было своей торопливой походкой и, когда грянуло это «ура!», приостановился и, словно немного растерявшись, спросил:

— Что это?

— Это приветствуют вас революционные войска и рабочие...

Офицер со всей выдержкой и торжественностью больших парадов рапортовал Владимиру Ильичу, а тот недоумённо смотрел на него, очевидно, совершенно не предполагая, что это всё так будет».

Оглядев раскинувшееся вокруг море голов, Ленин сказал: «Да, это революция!» И вождь революции с букетом белых и алых гвоздик прошёл под сделанными для него триумфальными арками к своей первой за десять лет народной трибуне. Ею стал броневик. Смолкли раскаты «Марсельезы», исполняемой военным оркестром, и Ленин начал речь:

«Матросы, товарищи, приветствуя вас, я ещё не знаю, верите ли вы всем посулам Временного правительства, но я твёрдо знаю, что, когда вам говорят сладкие речи, когда вам многое обещают — вас обманывают, как обманывают и весь русский народ. Народу нужен мир, народу нужен хлеб, народу нужна земля. А вам дают войну, голод, бесхлебье, на земле оставляют помещика... Да здравствует всемирная социальная революция!»

Согласно другим мемуарам, он сказал:

«Я благодарю вас за то, что вы дали мне возможность вернуться в Россию. Вы сделали великое дело — вы сбросили царя, но дело не закончено, ещё нужно ковать железо, пока оно горячо. Да здравствует социалистическая революция!»

Народ снова затянул «Марсельезу», но Ленин, поморщившись, остановил их. Ему не нравился гимн буржуазной революции, призывающей к борьбе с врагом, поэтому вождь попросил спеть «Интернационал». Стоявшие рядом большевики песню не знали, за что были пристыжены Лениным.

По словам Бонч-Бруевича, «прожекторы полосовали небо своими загадочными, скоробегущими снопами света, то поднимающимися в небесную высь, то опускающимися в упор в толпу. Этот беспокойный, всюду скользящий, трепещущий свет, играя и переливаясь <...> ещё более волновал всех, придавая всей картине этой исторической встречи какой-то таинственный, волшебный <...> вид».

В этом было что-то мистически-религиозное. Фигура Ленина на броневике стала одним из символов России XX века. Её будут копировать вплоть до конца столетия.

В ту апрельскую ночь Ленин был безоблачно счастлив. Настоящая борьба только начиналась, но он как будто знал, что ему суждено победить. Завтра он прочтёт перед однопартийцами свои знаменитые «Апрельские тезисы», которые сначала вызовут много споров своей радикальностью, но напор «неистового вождя» очень скоро сломит сопротивление большевистской партии, и 22 апреля 1917 года на апрельской партконференции, в подарок на свой 47-й день рождения, Ленин получит признание тезисов. Здесь же на политическом горизонте появится фигура Сталина, который одним из первых выскажется за новую программу партии, тем самым, вероятно, расположив к себе Ленина.

/который Данилкин характеризует и как Троянского коня, и как советский «Мэйфлауэр»/ в книге Данилкина изложена без ожидаемых новых деталей.

Есть фильм Би-Би-Си "Поезд Цюрих-революция" -- и там тоже упор именно на пломбированный вагон и события о проезде вагона по Германии.

Есть проект RT, в котором, казалось бы, прослеживается каждый шаг

В этой легендарной поездке есть детали, про которые многие не имеют представления.

Например, один дипломированный историк мне недавно сказал, что думал, что Ленин один (максимум с семьёй) возвращался из Швейцарии на родину.

Очень многие представляют себе путешествие в пломбированном вагоне как исключительно операцию германской разведки -- Ленина поместили в пломбированный вагон и он как-то в нём промчался через воюющую Европу и вскочил на броневик на Финляндском вокзале.

Большинство /из тех, знающих Историю, кого мне удалось расспросить/ не знает, что бОльшая часть пути Ленина проходила не по Германии и не в пломбированном вагоне.

Данилкин: "еще в 1917 году, сразу после выступления на броневике, «пломбированный вагон» превратился в факт поп-истории и вечнозеленый хит поп-культуры, генератор мыльных пузырей, в каждом из которых отражается радужно-пенный образ Ленина; навязанный Ленину «атрибут», символ и метафору его чужеродности. Это словосочетание - ключевой элемент для концепции Октября как «диверсии против России» и большевиков как «группы заговорщиков», вроде тех, что убили Распутина. Как попало к большевикам «немецкое золото»? Да понятно как: в «пломбированном вагоне».

При попытке сколотить экипаж выяснилось, однако, что желание вернуться в Россию за компанию с Лениным возникало далеко не у всех. Мартов побоялся, и поэтому костяк отряда составили большевики - которых было в Швейцарии не так уж и много: вся женевская ячейка - человек восемь, цюрихская - десять, включая Ленина и Крупскую. Не удалось договориться с идейно близкими «впередовцами» - вроде Луначарского; тот поехал следующим рейсом, с Мартовым. Швейцария, к счастью, кишела политэмигрантами неопределенной партийной принадлежности, и почти любой имел шанс в течение недели наслаждаться ворчанием Ленина и смехом Радека. О количестве тех, кто, в принципе, хотел бы поучаствовать в строительстве новой России и увидеть родные могилы, можно судить по списку зарегистрировавшихся в комитете для возвращения политических эмигрантов в Россию: в марте 1917-го - 730 человек.

В 2013 году была продана - за 50 тысяч фунтов - мартовская телеграмма Ленина, в которой упоминается Ромен Роллан: его, оказывается, Ленин также хотел видеть в числе своих соседей по купе.

[Ленин] путешествует с Надеждой Константиновной и Инессой Федоровной - похоже, в одном купе; на этот счет есть разные свидетельства. (Точно известно, что после Стокгольма вместе с ВИ и НК в купе ехали ИФ и грузинский большевик Сулиашвили.)
Зиновьев наслаждался обществом двух своих жен - бывшей и нынешней.
Среди пассажиров были двое маленьких детей (со своими сложными судьбами), которых ВИ полагал себя обязанным развлекать - и устраивал с ними свою фирменную кутерьму.
Двое немцев - офицеров сопровождения - присоединились к эмигрантам на границе; они делали вид, что не понимают по-русски.
Ленин, увидев этих джентльменов, тут же извлек из кармана кусок мела, провел жирную черту и готов был свистеть при малейших признаках совершения заступа. В вагоне был и «нулевой пассажир», несостоявшийся: некий Оскар Блюм, который не прошел процедуру утверждения на общем голосовании в связи с подозрениями в сотрудничестве с полицией, однако пробрался в вагон.

«Проводы» революционеров... включали в себя два этапа - торжественный прощальный обед в ресторане «Цернигергорф» на Мюлегассе, 17 (сейчас там трехзвездочный отель Scheuble , здание явно старое, со скошенным углом), и вечеринку в «Eintracht» с участием партфункционеров-аборигенов, студенток и рабочих, вздыхающих по родине; один 60-летний русский допровожался до того, что пустился на сцене вприсядку. Выезжающие подписывали обязательство, что осознают: проезд платный, по стандартному немецкому тарифу, - и немецкое правительство не спонсирует проезд революционеров.

Условия поездки были жестко регламентированы: соблюдай или до свидания; следующая группа, которая поедет в Россию через месяц, будет чувствовать себя много свободнее - революционеры даже совершат по дороге экскурсию к очаровательному Рейнскому водопаду; Ленин, насупленный и нахохленный, подозревающий весь мир в намерении истолковать его поведение негативным образом, не позволял своим товарищам сделать ни шага в сторону.

Немцы гарантировали, что в поездке не будет технических перерывов больше дня.
Всех, кто изъявил желание войти в вагон, пропустят в Германию, не досматривая; на границе пассажиры обретают анонимность - но через КПП проходят, разделившись на женщин и мужчин и демонстрируя вместо паспорта бумажку с номером - «чтобы по дороге кто-нибудь из нас не улетучился или, подменив русского большевика немецкой барышней, не оставил в Германии зародыш революции», - острит Радек, у которого как раз следовало бы проверить паспорт - и снять его с пробега: он был австрийцем, то есть пробирался в Россию «зайцем» (именно поэтому его иногда помещали в багажное купе).

9 апреля 1917 года, Цюрихский вокзал, три часа пополудни. Короткий митинг прямо на платформе (омраченный стычкой с социал-патриотами; сходка в Женеве за несколько дней до того закончилась свалкой, в которой несколько большевиков получили серьезные ушибы), товарищеское рукопожатие Ленина с Луначарским, дружеское похлопывание по плечам будущих коллег по Коминтерну Радека и Мюнценберга («Либо мы через три месяца станем министрами, либо нас повесят»), ритуальное исполнение «Интернационала» - на четырех языках одновременно и под свист меньшевиков, красный флаг-платок из окна вагона, «Fertig!» кондуктора, эпизод с обнаружением Блюма (Ленину приходится буквально схватить его за воротник и без лишних проволочек - это запомнилось провожающим - вышвырнуть на перрон), «Fertig, fertig!» - готово, и вот в 15.10 осыпанный проклятиями и угрозами поезд отделяется от перрона и катится к немецкой границе: романтическое путешествие сквозь бурю начинается"

Социалисты отправились в путешествие на обыкновенном швейцарском поезде -- по расписанию в 15:10 из Цюриха 9 апреля /1917/.

Платтен: "В Тайнгене происходил швейцарский таможенный досмотр, причем паспорта не проверялись. Ввиду того что взятые с нами съестные припасы — главным образом шоколад, сахар и пр. — превышали дозволенную властями норму, излишки были отобраны, а пострадавшим было предоставлено право переслать конфискованные съестные припасы родственникам и знакомым в Швейцарии.На вокзале в Готмадингене нас временно изолировали в зале III кл. Потом мы сели в пломбированный пассажирский вагон II-III класса. Дети и женщины заняли мягкие места, мужчины разместились в III классе".
Потом социалисты ночь простояли в Зингене - ждали нужного поезда.
Немцы не формировали для "ленинской группы" отдельный состав -- спеиальный вагон цепляли к попутным поездам).

Т.е. в первый день Ленин сотоварищи проехали 70 км

Второй день: через Штуттгарт, Маннгейм, Карлсруэ, Франкфурт - в Берлин.

Такое ощущение, что по кругу их возили).
Поезда в Германии /сейчас/ так не ходят /видимо, всё-таки не все хрестоматийные пункты точны)/

Автомобилем -- 1100 км

День и ночь простояли в Берлине, выехали в Зассниц, на паромную переправу.

От Берлина до Зассница 320 км.
Т.е. по территории Германии Ленин проделал не более 1500 км, 2 с хвостиком дня.
Из 7-ми

Платтен:
" Во Франкфурте разыгрался инцидент с Радеком, вызванный его «братанием с солдатами».
Я, сознаюсь, виноват в том, что допустил немецких солдат войти в вагон.
Три наших вагонных двери были запломбированы, четвертая, задняя вагонная дверь, открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам.
Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла, без нейтральной зоны, территорию, занятую немцами, — с одной стороны, от русской территории — с другой.
Г-н фон Планиц строжайше соблюдал инструкции, преподанные ему г-ном Шюлером, атташе немецкого посольства, передавшим в Готмадингене нашу партию для дальнейшего следования обоим офицерам, эти инструкции требовали, чтобы экстерриториальность не была нарушена.
Предполагая, что в Франкфурте я не выйду из вагона, оба офицера покинули его.
Я последовал их примеру, так как условился встретиться на франкфуртском вокзале с одной своей знакомой.
Я купил в буфете пива, газет и попросил нескольких солдат за вознаграждение отнести пиво в вагон, предложив служащему, стоявшему у контроля, пропустить солдат.

Привожу здесь эти подробности только для объяснения инцидента.

Сильнейшим образом взволновала многих ехавших следующая картина.
Франкфуртские рабочие и работницы спешили сесть в вагоны дачного поезда.
Мимо нашего вагона проходил длинный ряд измученных, усталых людей с потухшим взором, на их лицах не видно было ни малейшей улыбки.
Это траурное шествие, как молния, осветило нам положение в Германии и пробудило в сердцах ехавших эмигрантов надежду на то, что уже недалек тот час, когда народные массы в Германии восстанут против господствующих классов.

И действительно, в ноябре 1918 года разразилась революция в Германии, — она пришла поздно, но все- таки пришла.

Я должен напомнить еще об одном обстоятельстве, имевшем важное политическое значение.
Оно показывает самым очевидным образом, какого рода отношения существовали между Генеральной комиссией немецких профессиональных союзов и немецким правительством.

Из письма моего к д-ру Клёти от 8 апреля 1917 года видно, что вопрос о «поездке Ленина» был решен немецким правительством и высшим военным командованием не без ведома и, нет сомнения, при поддержке Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов. В Штутгарте г-н Янсон сел в наш поезд и просил через ротмистра фон Планица (наш проводник — офицер) разрешения переговорить со мною.
Г-н Янсон заявил мне, что он по поручению Генеральной комиссии немецких профессиональных союзов приветствует едущих эмигрантов и желал бы лично переговорить с товарищами. Я был вынужден заявить ему, что едущие эмигранты желают соблюсти экстерриториальность и отказываются принять кого бы то ни было на немецкой территории.

Мое сообщение вызвало среди едущих взрыв веселья. После краткого совещания было решено не принимать г-на Янсона и не отвечать на его приветствие. Мне было предложено уклониться от назойливых попыток и в случае их повторения было решено ограждать себя силой.

В отличие от Франкфурта изоляция перрона и охра на вагона в Берлине, носили очень строгий характер. Мне тоже не было разрешено без конвоя уходить с перрона.
Немцы опасались, что мы вступим в сношения с немецкими единомышленниками.

В Заснице мы оставили немецкую территорию; перед этим было проверено число едущих, сняты пломбы с багажного вагона, и состоялась передача багажа. Пассажирский пароход «Треллеборг» доставил нас в Швецию.
Море было неспокойно.
Из 32 путешественников не страдали от качки только 5 человек, в том числе Ленин, Зиновьев и Радек; стоя возле главной мачты, они вели горячий спор.
На берегу нас встретил Ганецкий и шведская депутация".

Основная часть маршрута Ленина никак не была связана с Германией, "пломбированными вагонами" /запломбирован был багажный вагон да 3 из 4 дверей пассажирского вагона.


В Зассниц социалисты выгрузились из "пломбированого вагона", сели на шведский паром "Королева Виктория" [Платтен почему-то пишет о пароходе «Треллеборг»] и приплыли в Треллеборг....

Это уже совсем другая история -- на мой взгляд, более интересная часть началась позже -- в оставшиеся 4-ре дня путешествия).

/надеюсь позже изложу/

"Ленинский вагон" -- кстати, насколько я понимаю, нет единой версии, как он выглядел







Уважаемые читатели, впервые в интернете размещаю статью -
Лукашев А.В. Возвращение В.И.Ленина из эмиграции в Россию в апреле 1917 г. // История СССР, 1963, № 5, с.3-22.

Данная статья является одной из лучших работ по этой теме. Из этой статьи вы узнаете как осуществлялась подготовка к возвращению эмигрантов в Россию, какие трудности и препятствия чинило Временное правительство для возвращения эмигрантов, почему именно через Германию пришлось возвращаться эмигрантам, откуда эмигранты брали средства для возвращения на Родину, почему Германия решила пропустить эмигрантов через свою территорию.

Для удобства чтения,не менее интересные и обширные комментарии были вынесены в отдельный пост http://yroslav1985.livejournal.com/76295.html

Выражаю благодарность biblus , откликнувшейся на мою просьбу помочь с доступом к данной статье.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В. И. ЛЕНИНА ИЗ ЭМИГРАЦИИ В РОССИЮ В АПРЕЛЕ 1917 г.

А. В. ЛУКАШЕВ

Первые известия о победе Февральской революции в России В. И. Ленин получил в Цюрихе 2(15) марта 1917 г. С этого дня вся деятельность вождя большевистской партии сосредотачивается на дальнейшей разработке стратегии и тактики партии в революции, на изыскании путей быстрейшего возвращения на родину. В. И. Ленин рвался в революционную Россию, чтобы непосредственно на месте принять участие в борьбе партии и всех трудящихся за победу социалистической революции. Было рассмотрено несколько вариантов возвращения в Россию- на аэроплане, при помощи контрабандиста, по чужому паспорту, - но все они оказались неосуществимыми. «Мы боимся,- писал В. И. Ленин 4(17) марта А. М. Коллонтай,- что выехать из проклятой Швейцарии не скоро удастся»(1).
Отсутствие В. И. Ленина в России сказывалось на всей работе Бюро ЦК и партийных организаций. Революционная Россия ждала Ильича. Партийные организации и рабочие, принимая на собраниях и митингах приветствия В. И. Ленину, выражали горячее желание скорее видеть его в своих рядах. Вспоминая о первых днях революции, рабочий Сестро-рецкого завода А. М. Афанасьев писал: «Очень хотелось, чтобы Ильич был здесь, вместе с нами, чтобы он руководил революцией на месте»(2).
Настроение большевистских партийных организаций хорошо было выражено в приветствии Московского областного бюро ЦК и МК РСДРП (б) В. И. Ленину. Горячо приветствуя Ильича «как неутомимого борца и истинного идейного вождя российского пролетариата», московские большевики писали: «...с нетерпением ждем Вашего возвращения в наши ряды»(3). Бюро ЦК РСДРП (б) с первых дней революции принимало все меры к тому, чтобы помочь В. И. Ленину быстрее вернуться в Россию. Если рабочие массы и большевистские организации России с нетерпением ждали своего вождя, то с еще большим нетерпением стремился в Россию сам В. И. Ленин. «Вы можете себе представить,- писал он в одном из писем,- какая это пытка для всех нас сидеть здесь в такое время»(4).
Но, несмотря на политическую амнистию, провозглашенную Временам правительством в самые первые дни революции, прошел почти месяц, прежде чем В. И. Ленину удалось вырваться из его, как он выражался, «проклятого далека».
Амнистия политическим заключенным и эмигрантам была одним из завоеваний Февральской революции. В дни свержения монархии революционные массы осуществляли политическую амнистию в России явным порядком: захватывали тюрьмы и освобождали политических заключенных. Вслед за Петроградом и Москвой узники царизма были освобождены в Нижнем Новгороде, Самаре, Ревеле, Твери, Челябинске, Минске, Туле, Киеве, Одессе и в других городах. Многие политические ссыльные, узнав в далекой Сибири о свержении царизма, не дожидаясь разрешения Временного правительства, снимались с мест поселения и спешили на зов колокола революции.
Рабочие, солдаты и крестьяне на митингах и собраниях, проходивших в первые дни марта, включали в свои резолюции требования немедленной амнистии политическим заключенным и возвращения в Россию политических эмигрантов - изгнанников царизма. Всенародное требование амнистии отразилось и в первых документах Петроградского Совета. Среди условий, на которых Исполком Совета сдавал 2 марта власть создававшемуся Временному правительству, на первом месте стояло проведение полной и немедленной амнистии по всем политическим и религиозным делам(5).
В первые дни революции Временное правительство не могло противостоять бурному напору революционных масс и вынуждено было согласиться на проведение амнистии, указ о которой был издан 6 марта(6).
Но если в отношении политических заключенных и ссыльных при активном участии народных масс амнистия была осуществлена быстро, то иначе обстояло дело с возвращением политических эмигрантов, число которых за границей достигало 4-5 тыс. человек.
При получении известий о революции в России русская политическая эмиграция за границей пришла в движение: эмигранты жадно ловили каждую весточку о событиях на Родине, бурно обсуждали их и рвались в Россию. Но для большинства из них провозглашенная Временный правительством амнистия не означала еще практической возможности возвращения на Родину.
На заседании Временного правительства 8 марта Керенский, разыгрывавший лидера революционной демократии, высказался о желательности «содействия со стороны правительства возвращению эмигрантов. Министр иностранных дел Милюков лживо заявил, что им уже приняты меры в этом отношении. В связи с этим заявлением никаких решений о содействии возвращению эмигрантов не последовало(7).
Но принимать решения заставляла сама жизнь. «Мы требуем,- писали в тот же день в своей резолюции рабочие петроградского завода „Динамо",- чтобы декрет об амнистии был бы немедленно проведен в жизнь...»(8). Такие же резолюции были приняты на многих заводах и фабриках Петрограда и других городов России, в воинских частях и на кораблях Балтийского флота. Из-за границы в адрес правительства и Петроградского Совета стали поступать телеграммы от эмигрантских организаций с требованием оказать помощь в возвращении в Россию. Русские посольства и миссии за границей осаждались эмигрантами, требовавшими виз на въезд в Россию. Послы и посланники телеграфировали в Петроград: «Как быть?»(9).
10 марта Милюков телеграфировал им: «Благоволите оказать самое благожелательное содействие всем русским политическим эмигрантамк возвращению на родину». Далее министр предлагал в случае необходимости снабжать эмигрантов средствами на проезд и проявлять к ним «самое предупредительное отношение»(10). Этот ответ был рассчитан прежде всего на то, чтобы успокоить общественность, революционные массы. На него ссылались каждый раз, когда вставал вопрос о препятствиях, чинимых возвращению эмигрантов. Однако к большинству эмигрантов телеграмма Милюкова не относилась - она касалась только тех из них, которые нужны были правительству.
Ответ Милюкова предназначался для сцены. Другая, секретная телеграмма была для кулис. Она появилась на следующий день-11 марта. «При желании наших политических эмигрантов возвратиться в Россию,- говорилось в ней,- благоволите незамедлительно снабжать их установленными консульскими паспортами для въезда в Россию.., если только лица эти не значатся в международных или наших военных контрольных списках»(11). Таким образом, Милюков крепко-накрепко захлопывал дверь в революционную Россию всем эмигрантам-интернационалистам. Возвращению же эмигрантов-оборонцев, особенно их лидеров, оказывалось самое полное содействие. 10 марта из Министерства иностранных дел послу в Париже Извольскому телеграфировалось: «Министр просит безотлагательно оказать содействие возвращению в Россию на основаниях, указанных в номере 1047 сего числа, Плеханову, секретарю редакции „Арреl" Авксентьеву и другим русским эмигрантам-социалистам, которых Авксентьев укажет» (12). Лидер правых эсеров Н. Авксентьев по вопросам войны занимал крайне шовинистическую позицию, и Милюков знал об этом. Нетрудно представить, каких эмигрантов мог указать Авксентьев русскому посольству в Париже для быстрейшей отправки в Россию. Временное правительство давало указания своим послам в Париже и Лондоне о содействии в возвращении из-за границы и многим другим видным эмигрантам-оборонцам: В. Чернову, Б. Савинкову, Л. Дейчу и т. п.(13).
Возвращая из эмиграции в Россию видных социал-шовинистов, Временное правительство способствовало тем самым укреплению мелкобуржуазных соглашательских партий, на которые оно опиралось в проведении своей антинародной империалистической политики. По этой жепричине возвращению их в Россию активно содействовали и правительства Англии и Франции (14).
Свою двурушническую политику в отношении эмигрантов Временное правительство проводило замаскированно, так как понимало, что открытое противодействие возвращению интернационалистов вызовет взрыв негодования революционных масс России. Милюков учил царских послов, оставшихся на своих постах, маскировать свои действия. Он разъяснял им, что «по соображениям внутренней политики» нецелесообразно открыто «проводить различия между политическими эмигрантами пацифистами и непацифистами» и просил их сообщить об этом правительствам, при которых они были аккредитованы (15). Временное правительство знало, что если контрольные списки остаются в силе, то интернационалисты виз на въезд в Россию все равно не получат (16).
Если Временное правительство «по соображениям внутренней политики» скрывало правду о чинимых им препятствиях к возвращению интернационалистов, то правительства Франции и Англии прямо заявили русским послам, что эмигрантов-интернационалистов в Россию они пропускать не будут. На совещании в русском посольстве в Париже в середине марта военный агент граф А. А. Игнатьев заявил: «Как французские военные власти, так и общесоюзническое военное управление считают желательным, чтобы большинство из эмигрантов оставалось во Франции, где над пребыванием и деятельностью их установлен бдительный надзор и где каждое, опасное с точки зрения пропаганды и пацифизма, выступление их может быть остановлено французской властью» (17). Посол Извольский информировал участников совещания о заявлении, сделанном ему во французском Министерстве иностранных дел, что «правительство республики озабочено предстоящим водворением эмигрантов в Россию вследствие пацифистских направлений у многих из них; во Франции опасаются, что с прибытием на родину они не воздержатся там от пропаганды своих идей немедленного заключения мира» (18). О разговоре Извольского с французским правительством английский посол в Париже лорд Берти доносил в Лондон более определенно: «Русский посол здесь,- писал он,- действуя по указаниям своего правительства, обратился к французскому правительству с просьбой разрешить всем русским политическим эмигрантам вернуться. Однако французской полиции дано указание не разрешать отъезд экстремистов» (19). Решительно воспротивилось возвращению интернационалистов в Россию и английское правительство (20).
Выяснив намерения союзных правительств в отношении эмигрантов- противников войны, Извольский телеграфировал в Петроград: «Великобританское и французское правительства относятся с большим опасением к возвращению этих пацифистов в Россию ввиду вероятности пропагандирования ими там немедленного заключения мира. Имеются вполне определенные данные, что эти два правительства окажут противодействие выезду их из Франции и проезду их через Англию» (21).
Подавляющее число эмигрантов, проживавших в Швейцарии (примерно 80%), являлись, по терминологии Извольского, «пацифистами». Поэтому по отношению к ним английское правительство приняло совершенно конкретные меры. «По телеграфному распоряжению.английского Военного министерства,- сообщал 17(30) марта в Петроград российский поверенный в делах в Швейцарии Ону,- английскими властями в Швейцарии... прекращена виза паспортов на проезд в Россию и скандинавские страны. Исключения делаются только для официальных лиц союзных стран»(22).
У интернационалистов, проживавших в Швейцарии, при таком решении вопроса правительствами Франции и Англии оставалась лишь одна дорога в Россию - через Германию. Но эмигранты всего этого сначала не знали. Не знал этого и В. И. Ленин.
4(17) марта в заграничных газетах появились первые сообщения о политической амнистии в России(23). С этих дней движение среди эмигрантов за быстрейшее возвращение на родину особенно усилилось. Повсеместно стали создаваться эмигрантские комитеты по возвращению в Россию, посыпались запросы в посольства и миссии за границей и непосредственно в Петроград о путях возвращения.
Сразу же по получении известий об амнистии В. И. Ленин начал разрабатывать план возвращения в Россию через Англию. «Вчера (суб.) прочел об амнистии. Мечтаем все о поездке,- писал он И. Арманд в Кларан 5(18) марта.- Если едете домой, заезжайте сначала к нам. Поговорим. Я бы очень хотел дать Вам поручение в Англии узнать тихонечко и верно, мог ли бы я проехать»(24).
В. И. Ленин хорошо знал, что ехать через Англию просто так ни он, ни другие видные большевики не могут. Английские власти были достаточно хорошо осведомлены об их революционной деятельности, знали их отношение к империалистической войне. При проезде через Англию их могли задержать и даже арестовать. Относительно себя он в этом нисколько не сомневался. «Я уверен,- писал он И. Арманд 6(19) марта,- что меня арестуют или просто задержат в Англии, если я поеду под своим именем, ибо именно Англия не только конфисковала ряд моих писем в Америку, но и спрашивала (ее полиция) папашу в 1915 г., переписывается ли он со мной и не сносится ли через меня с немецк[ими] социалистами. Факт! Поэтому я не могу двигаться лично без весьма „особых" мер»(25). И В. И. Ленин набрасывает примерный текст условий проезда через Англию, предусматривавших эти «особые» меры, которые следовало согласовать с английским правительством путем переговоров. Эти условия предусматривали предоставление швейцарскому социалисту Ф. Платтену права провоза через Англию любого числа эмигрантов, независимо от их отношения к войне, предоставление вагона, пользующегося правом экстерриториальности на территории Англии, а также возможности быстрейшей отправки эмигрантов из Англии пароходом в порт любой нейтральной страны. Английское правительство должно было дать гарантии соблюдения этих условий и согласиться на опубликование их в печати (2б).
Узнав, что И. Арманд никуда пока не едет, В. И. Ленин решил попросить кого-либо другого из эмигрантов поехать в Англию, чтобы там на месте выяснить о возможности проезда в Россию. «Попытаюсь уговорить Валю поехать,- писал он И. Арманд 6(19) марта,- (она в субботу приехала к нам...). Но она революцией мало интересуется»(27). Однако до разговора в Англии дело не дошло. Все выяснилось еше в Швейцарии. В. Сафарова живо отозвалась на просьбу Владимира Ильича и отправилась к английскому посланнику за визой. Там зашел разговор о цели поездки в Лондон. О его результатах В. И. Ленин сообщил 10(23) марта в Кларан: «Вале сказали, что через Англию вообще нельзя (в английском посольстве)»(28). Однако и после столь решительного отказа в английской миссии В. И. Ленин и другие большевики-эмигранты предприняли еще ряд попыток выяснить возможность возвращения в Россию через союзные ей страны. Но и на этот раз результаты были неутешительные(29).
Из иностранных газет В. И. Ленин получил дополнительные сведения об отношении правительств Франции и Англии к возвращению в Россию эмигрантов-интернационалистов. В ленинских выписках из газеты «Frankfürter Zeitung» имеется такая запись: «Genf. 26.III. Большая телеграмма о настроении французов, как они боятся республики, боятся, что революция пойдет дальше, до террора,- посылают (они и англичане) в Россию (социал) патриотов, не пуская сторонников мира».
Из ленинских материалов видно, что план возвращения в Россию через Англию сравнительно долго, примерно до середины марта, оставался в поле зрения Владимира Ильича (30). Осуществлению его В. И. Ленин придавал тогда первостепенное значение. И только решительное противодействие союзных России правительств проезду интернационалистов через их страны вынудило русских эмигрантов в Швейцарии прибегнуть, как к последней возможности возвращения в Россию, к проезду через Германию. Это обстоятельство В. И. Ленин отмечал каждый раз, когда заходила речь о возвращении эмигрантов в Россию. Так, в коммюнике о проезде русских революционеров через Германию, переданном В. И. Лениным 31 марта (13 апреля) 1917 г. в Стокгольме в редакцию газеты «Politiken», совершенно определенно подчеркивалось, что практические шаги к возвращению в Россию через Германию швейцарскими эмигрантами были предприняты лишь после того, как бесспорно было доказано, что «английское правительство не пропускает в Россию живущих за границей русских революционеров, которые выступают против войны» (31).
Разъясняя уже в России обстоятельства возвращения первой группы эмигрантов из Швейцарии, Н. К. Крупская в статье «Страничка из истории Российской социал-демократической рабочей партии» в мае 1917 г. писала: «Когда до Швейцарии дошла весть о русской революции, первой мыслью было немедленно ехать в Россию, чтобы там продолжать ту работу, которой отдана была вся жизнь, и уже в условиях свободной России отстаивать свои взгляды. Очень скоро выяснилось, что ехать через Англию нет никакой возможности. Тогда среди эмигрантов возникла мысль получить при посредстве швейцарских товарищей пропуск через Германию»(32).
Мысль получить разрешение на проезд через Германию в обмен на интернированных в России немцев и австрийцев возникла в эмигрантских кругах вскоре после получения известий об амнистии в России. Эмигранты знали, что во время войны между Россией и Германией через нейтральные страны неоднократно производился обмен военнозадержанными и военнопленными, и полагали, что объявленная Временным правительством амнистия откроет перед ними этот удобный путь возвращения на родину. На совещании представителей российских и польских социалистических организаций циммервальдского направления в Берне 6(19) марта этот план в самом общем виде был выдвинут лидером меньшевиков Мартовым. Одному из руководителей швейцарской социал-демократии Р. Гримму было тогда поручено позондировать правительство Швейцарии о согласии на посредничество в переговорах по этому вопросу с представителями немецких властей в Берне(33). Одновременно с этим участник совещания Зиновьев по поручению В. И. Ленина в телеграмме Пятакову, выезжавшему в это время из Норвегии в Россию, писал, чтобы и в Петрограде потребовали участия швейцарского правительства в переговорах с немцами о пропуске эмигрантов в обмен на интернированных в России немцев(34).
Взоры В. И. Ленина были обращены в это время еще на Англию: он выяснял возможность проезда эмигрантов через союзные России страны. Но, будучи не уверен в согласии английского правительства на пропуск интернационалистов, он не упускал из виду и других возможных путей возвращения в Россию. В этом проявилась дальновидность вождя большевистской партии.
Не зная еще всей тайной дипломатии, развернувшейся вокруг вопроса о возвращении эмигрантов, Ленин заранее предвидел возможные трудности и осложнения в этом деле и заранее искал пути и способы их преодоления. Независимо от Мартова, еще не зная о его плане, он советовал эмигрантам поинтересоваться и другими возможными способами возвращения на родину и, в частности, возможностью получения разрешения на проезд через Германию(35). В. И. Ленин считал целесообразным через проживающих в Женеве и Клаэане русских «попросить у немцев пропуска-вагон до Копенгагена для разных революционеров». При этом он совершенно определенно подчеркивал, что подобная просьба должна исходить от беспартийных русских и лучше всего - от социал-патриотов. «Я не могу этого сделать. Я „пораженец"... Еслиузнают, что сия мысль от меня или от Вас, исходит,- писал он И. Арманд 6 (19) марта,- то дело будет испорчено...».
В. И. Ленин понимал, что ни он, ни другие большевики, последовательные интернационалисты, не могут выступать инициаторами поездки через Германию, что империалистическая буржуазия и социал-шовинисты использовали бы это в клеветнических целях против большевистской партии.
Стремясь как можно скорее выехать в Россию, Ленин в то же время не допускал никакой опрометчивости в своих действиях, проявлял присущую ему политическую выдержку и принципиальность. По этим соображениям он решительно отклонил предложение Я. С. Ганецкого, рекомендовавшего получить пропуск на проезд при содействии немецких социал-демократов(36).
Когда Владимиру Ильичу стало окончательно ясно, что путь интернационалистам через Англию закрыт, а в Женеве и Кларане в отношении вагона до Копенгагена ничего предпринято не было, он обратился к плану Мартова - ведь это было почти то, о чем он писал И. Арманд. Свое отношение к плану Мартова В. И. Ленин высказал в письме к В. А. Карпинскому, который информировал его о положении дел в Женеве в связи с планом Мартова. В ответном письме Владимир Ильич план Мартова одобрил, нашел, что этот «план, сам по себе, очень хорош и очень верен», что «за него надо хлопотать»(37). При этом Ленин вновь подчеркнул, что надо сделать так, чтобы, кроме Мартова, с просьбой о посредничестве к швейцарскому правительству обратились беспартийные русские и оборонцы, что большевики непосредственно в этом деле участвовать не могут. «Нас заподозрят,- писал он Карпинскому,- ...наше участие испортит все» (38). Дата написания этого ленинского письма точно еще не установлена. Бесспорно одно, что оно было написано Лениным после того, как выяснилась невозможность проезда интернационалистов через Англию. В. А. Карпинский в своих воспоминаниях пишет, что к моменту получения им этого письма Ленина «уже вполне выяснилось, что всякие надежды на проезд через „антантовское царство" должны быть оставлены»(39).
В. И. Ленин писал Карпинскому, что продвигать план Мартова можно и в Женеве, привлекая к этому делу влиятельных людей, адвокатов и т. п. Но практически за его осуществление взялся Швейцарский Центральный комитет для возвращения политических эмигрантов в Россию, созданный в Цюрихе 10(23) марта(40).
Вскоре после совещания в Берне Р. Гримм обратился к представителю швейцарского правительства Гофману с просьбой о посредничестве в переговорах с немецкими властями. От официального посредничества Гофман отказался, заявив, что правительства стран Антанты могут усмотреть в этом нарушение нейтралитета Швейцарией, но в качестве частного лица он вступил в переговоры с послом Германии в Берне и вскоре получил через него принципиальное согласие германского правительства на пропуск русских эмигрантов. От себя Гофман порекомендовал эмигрантам просить Временное правительство через правительство какой-либо нейтральной страны связаться по этому вопросу с немцами, как это всегда делалось при обмене военнопленными между Россией и Германией. В Петроград была послана соответствующая телеграмма (41).
О согласии германского правительства Гримм сообщил секретарю Исполнительной комиссии эмигрантского комитета Багоцкому и Зиновьеву, которые просили его довести это дело до конца. Но представители других эмигрантских групп в Цюрихе не согласились с этим, заявив, что необходимо дождаться ответа из Петрограда.
В. И. Ленин никаких иллюзий относительно ответа из Петрограда не питал. Зная, чьи классовые интересы представляет Временное правительство, он не ждал ничего доброго от вмешательства Милюкова и Керенского в дела швейцарских эмигрантов-интернационалистов. «Милюков надует»,- писал он (42).
Свои, соображения о возможной помощи из Петрограда В. И. Ленин подробно изложил в письме Ганецкому 17 (30) марта. «...Приказчик англо-французского империалистского капитала и русский империалист Милюков (и Ко) способны пойти на все, па обман, на предательство, на все, на все, чтобы помешать интернационалистам вернуться в Россию. Малейшая доверчивость в этом отношении и к Милюкову и к Керенскому (пустому болтуну, агенту русской империалистской бур-жуазии по его объективной роли) была бы -прямо губительна для рабочего движения и для нашей партии, граничила бы с изменой интернационализму» (43). Единственную возможность для возвращения из Швейцарии в Россию Ленин видел в том, чтобы путем давления Петроградского Совета добиться от Временного правительства обмена всех эмигрантов на интернированных в России немцев (44).

Лидеру социалистической революции и основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ленину после распада СССР пришлось несладко. Всемерное почитание советской эпохи сменилось не менее яростным поношением и обвинением политика во всех смертных грехах. Причём поносили и обвиняли Ленина те же историки, что ранее зарабатывали учёные степени на его восхвалении.

Среди многочисленных обвинений в адрес вождя большевиков одним из самых распространённых является заявление о том, что Ленин действовал по заданию немецкой разведки и на немецкие деньги.

«Ленина привезли в Россию немцы в запломбированном вагоне, чтобы он развалил страну» — вот такие слова о развенчанном вожде звучали и в 1990-х, и по сей день.

При этом обвиняющие очень часто имеют чрезвычайно смутные представления о том, что из себя представлял «запломбированный вагон». Наиболее подготовленные ссылаются на слова Уинстона Черчилля , заявлявшего, что немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне, как «чумную бациллу».

Так что же было на самом деле и является ли «запломбированный вагон» доказательством работы Ленина на германскую разведку?

Нежелательный «возвращенец»

После победы Февральской революции в России новые власти предоставили всем политэмигрантам, находившимся за рубежом, право вернуться на Родину. Это касалось и лидеров партии большевиков, включая Ленина.

Однако возвращению мешала огромная проблема, именовавшаяся Первой мировой войной. Добраться до России через изрытую траншеями Европу русским эмигрантам было чрезвычайно непросто.

Временное правительство выделяло средства для возвращения оппозиционеров в Россию, но большевики и представители ещё ряда партий на такую помощь рассчитывать не могли.

Причиной тому стало расхождение в вопросе отношения к войне. Временное правительство выдвинуло лозунг «Война до победного конца» и было заинтересовано, чтобы в Россию возвращались те, кто его разделяет.

О негативном отношении Ленина и большевиков к войне было хорошо известно — эта позиция не была секретом с 1914 года. В связи с этим Временное правительство, не вступая на путь запретов, помогать большевистским лидерам в возвращении на Родину не собиралось.

«Чёрный список пацифистов»

За этой ситуацией внимательно наблюдали и представители других стран, участвовавших в Первой мировой войне, которые стремились отстоять свои интересы. Для Англии и Франции было важно сохранить Россию в качестве союзницы, Германия была заинтересована в выходе России из войны.

Соответственно, европейские державы относились к российским политикам в зависимости от их взглядов на войну.

Те, кто поддерживал лозунг «Война до победного конца», возвращались домой через Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности нападения немецких подводных лодок пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота, и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.

Именно такой маршрут рассматривали изначально и находившиеся в Швейцарии лидеры большевиков во главе с Лениным.

Но очень скоро стало ясно, что этот путь им заказан — британские спецслужбы жёстко отсекали тех российских эмигрантов, кто не поддерживал продолжение войны.

Больше того, спецслужбы Антанты имели «чёрный список наиболее опасных пацифистов», попавшие в который на пути в Россию попадали под арест.

Именно по этой причине на пути в Россию в Великобритании был арестован один из основателей и главный теоретик партии эсеров Виктор Чернов . В России это вызвало бурю негодования, и после вмешательства Временного правительства эсера освободили и отправили на Родину. Большевикам на подобный исход рассчитывать не приходилось.

Германский вариант

И перед ними встал извечный русский вопрос «Что делать?».

Первым идею о возвращении в Россию через Германию высказал на собрании эмигрантов в Берне отнюдь не Ленин, а его бывший соратник, а в ту пору непримиримый противник, меньшевик Юлий Мартов . Ленин к идее Мартова изначально отнёсся скептически: поездка через территорию вражеской страны не казалась самым лучшим вариантом.

Однако время шло, обращения за помощью к Временному правительству остались без ответа, путь через Великобританию сулил арест. Помочь застрявшим «пацифистам» выразил желание немецкий Генштаб. Ничего удивительного в этом нет — ведь в те же самые дни британский флот прикрывал возвращение в Россию сторонников «войны до победного конца». Европейские страны старательно пытались использовать ситуацию в России в своих интересах...

Ещё один сегодня нечасто озвучиваемый факт — находившиеся в Швейцарии русские эмигранты напрямую обращались к Временному правительству за санкцией на проезд через территорию Германии. Но Временное правительство молчало по причинам, которые были названы выше.

В этой ситуации Ленин обратился к секретарю Швейцарской социал-демократической партии Фрицу Платтену с просьбой вступить в переговоры с послом Германии в Швейцарии Ромбергом о проезде русских эмигрантов через территорию этой страны.

Девять ленинских условий

Германия охотно готова была пропустить россиян, однако эмигранты, как ни парадоксально, выставили немецкой стороне свои условия:

«Условия проезда русских эмигрантов через Германию

1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.

2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.

3. За вагоном признаётся право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из неё никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.

4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.

5. Платтен берёт на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.

6. По возможности, проезд должен быть совершён без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.

7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.

8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.

9. Наивозможно скорое совершение переезда от швейцарской границы к шведской, насколько это технически выполнимо».

Эти условия были приняты немецкой стороной, после чего решение о поездке было утверждено.

Путешествие из Цюриха в Петроград

Сам факт поездки не был особо секретным. В день отъезда, 9 апреля, на вокзале Цюриха собрались как 32 отъезжающих, так и провожающие, среди которых были и те, кто подобную поездку не одобрял. Дошло даже до обмена нелицеприятными репликами.

В 15:10 по местному времени 32 эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба.

Вагон на самом деле не был полностью изолирован от внешнего мира. «Три наши вагонные двери были запломбированы, четвёртая, задняя вагонная дверь открывалась свободно, так как мне и офицерам было предоставлено право выходить из вагона. Ближайшее к этой свободной двери купе было предоставлено двум сопровождавшим нас офицерам. Проведённая мелом черта на полу коридора отделяла — без нейтральной зоны — территорию, занятую немцами, с одной стороны, от русской территории — с другой... Верховное командование приказало своим уполномоченным предотвращать любой контакт с немецким населением. Строгие правила действовали и в самом вагоне. Путники строго придерживались договорённости», — писал в своих воспоминаниях Фриц Платтен.

Как и было оговорено, вагон с эмигрантами максимально быстро проследовал до станции Засниц, где они пересели на пароход «Королева Виктория» и переправились в Швецию. Через территорию Швеции, а затем Финляндии Ленин и его соратники добрались до России, прибыв на Финляндский вокзал Петрограда 16 апреля 1917 года.

Ленин с группой русских политэмигрантов в Стокгольме в день проезда из Швейцарии в Россию. (31 марта/13 апреля 1917 г.). Фотография В. Мальмстрема. Исчтоник: www.globallookpress.com

Кто не с нами, тот шпион

Интересный момент — «запломбированный вагон» в качестве «доказательства» работы Ленина на немецкую разведку станут приводить позднее, начиная с июля 1917 года, когда конфликт между большевиками и Временным правительством дойдёт до точки кипения и в отношении лидера большевиков заведут дело по обвинению в шпионаже.

Обвинение, кстати, для того периода абсолютно типовое, использовавшееся для компрометации политических противников. Российский революционер Николай Суханов , примыкавший к меньшевикам и впоследствии ставший жертвой сталинских репрессий, писал: «Кроме большевиков, все сколько-нибудь заметные интернационалисты прямо или косвенно обвинялись в услужении немцам или в сношениях с германскими властями. Я лично стал излюбленной мишенью "Речи" и назывался ею не иначе как с эпитетом: "любезный немецкому сердцу" или "столь высоко ценимый немцами". Чуть ли не ежедневно я стал получать письма из столицы, провинции и армии; в одних были увещания или издевательства, в других — вопросы: "Говори, сколько взял?"».

Но в апреле 1917 года, повторюсь, Временное правительство никаких обвинений в адрес Ленина не выдвигало, а причины и обстоятельства своей поездки через Германию прибывшие большевики изложили Петросовету, и данное объяснение сочли вполне удовлетворительным.

Но главное, о чём сейчас мало говорят, — пресловутый «пломбированный вагон» Ленина был отнюдь не единственным. Немного позднее в таких же «пломбированных вагонах» через территорию Германии российские эмигранты проехали ещё дважды, причём это были отнюдь не большевики, а меньшевики, эсеры, анархо-коммунисты и представители других политических сил, отвергавших лозунг «Война до победного конца».

Всего транзитом через Германию проследовало около 300 российских политиков и членов их семей.

Значит ли это, что все они являлись немецкими агентами? Если да, то тогда выходит, что те, кто ехал через Великобританию, так же беззаветно служили интересам британской короны.

Победа за большевиками

А если заглянуть ещё глубже, то можно договориться и до того, что немецкий Генштаб в 1917 году кишел агентами большевиков — ведь, в конечном итоге, «пломбированный вагон» Ленина способствовал не только победе большевиков в России, но и крушению Германской Империи в результате революции, ведущей силой которой стали немецкие идейные соратники Ильича.

На деле, конечно, всё несколько проще. Весной 1917 года различные политические силы строили собственные комбинации, рассчитывая одержать победу, используя других.

Победителями в конечном счёте оказались большевики во главе с Лениным, переигравшие абсолютно всех.

Младший лейтенант японской императорской армии Хироо Онода почти 30 лет вёл партизанскую войну против филиппинских властей и американских военных на острове Лубанг в Южно-Китайском море. Всё это время он не верил сообщениям о том, что Япония потерпела поражение, а корейскую и вьетнамскую войны расценивал как очередные битвы Второй мировой. Разведчик сдался лишь 10 марта 1974 года.

Во второй половине XIX века благодаря проведённым реформам Япония совершила мощный экономический рывок. Тем не менее власти страны столкнулись с серьёзными проблемами - нехваткой ресурсов и ростом населения островного государства. Решить их, по мнению Токио, могла экспансия в соседние страны. В результате войн конца XIX - начала XX века под контроль Японии перешли Корея, Ляодунский полуостров, Тайвань и Маньчжурия.

В 1940-1942 годах японские военные атаковали владения США, Великобритании и других европейских держав. Страна восходящего солнца вторглась в Индокитай, Бирму, Гонконг, Малайзию и на Филиппины. Японцы нанесли удар по американской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах и захватили значительную часть Индонезии. Затем они вторглись в Новую Гвинею и на острова Океании, однако уже в 1943 году утратили стратегическую инициативу. В 1944-м англо-американские войска перешли в масштабное контрнаступление, потеснив японцев на тихоокеанских островах, в Индокитае и на Филиппинах.

Солдат императора

Хироо Онода родился 19 марта 1922 года в селе Камэкава, расположенном в префектуре Вакаяма. Его отец был журналистом и депутатом местного совета, мать - учительницей. В школьные годы Онода увлекался боевым искусством кэндо - фехтованием на мечах. Окончив школу, он устроился работать в торговую компанию «Тадзима» и переехал в китайский город Ханькоу. Выучил китайский и английский языки. Однако сделать карьеру Онода не успел, поскольку в конце 1942 года его призвали в армию. Службу он начал в пехоте.

В 1944 году Онода прошёл подготовку командных кадров, получив после выпуска звание старшего сержанта. Вскоре молодого человека направили на обучение в отделение «Футамата» армейского училища «Накано», готовившего командиров разведывательно-диверсионных подразделений.

Из-за резкого ухудшения ситуации на фронте Онода не успел пройти полный курс обучения. Он получил назначение в отдел информации штаба 14-й армии и направление на Филиппины. На практике молодой командир должен был возглавить диверсионное подразделение, действовавшее в тылу у англо-американских войск.

Генерал-лейтенант Вооружённых сил Японии Сидзуо Ёкояма приказал диверсантам любой ценой продолжать выполнять поставленные перед ними задачи, даже если им придётся в течение нескольких лет действовать без связи с основными силами.

Командование присвоило Оноде звание младшего лейтенанта, после чего отправило его на филиппинский остров Лубанг, где боевой дух японских военнослужащих был не слишком высок. Разведчик попытался навести порядок на новом месте службы, но не успел - 28 февраля 1945 года на остров высадились американские военные. Большая часть японского гарнизона либо была уничтожена, либо сдалась в плен. А Онода с тремя солдатами ушёл в джунгли и приступил к тому, к чему его готовили, - к партизанской войне.

Тридцатилетняя война

2 сентября 1945 года министр иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу и начальник Генштаба генерал Ёсидзиро Умэдзу подписали на борту американского линкора Missouri акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Американцы разбрасывали над филиппинскими джунглями листовки со сведениями об окончании войны и приказы японского командования сложить оружие. Но Оноде ещё в училище рассказывали о военной дезинформации, и он посчитал происходившее провокацией. В 1950 году один из бойцов его группы Юити Акацу сдался филиппинским правоохранительным органам и вскоре вернулся в Японию. Так в Токио узнали, что считавшийся уничтоженным отряд всё ещё существует.

Похожие новости приходили и из других стран, ранее оккупированных японскими войсками. В Японии была создана специальная государственная комиссия по возвращению военнослужащих на родину. Но её работа шла тяжело, поскольку императорские солдаты скрывались глубоко в джунглях.

В 1954 году отряд Оноды вступил в бой с филиппинскими полицейскими. Капрал Сёити Симада, прикрывавший отход группы, погиб. Японская комиссия попыталась установить связь с остальными разведчиками, но так и не нашла их. В итоге в 1969 году их объявили умершими и посмертно наградили орденами Восходящего солнца.

Однако три года спустя Онода «воскрес». В 1972 году диверсанты попытались подорвать на мине патруль филиппинской полиции, а когда взрывное устройство не сработало - открыли по стражам порядка огонь. В ходе перестрелки погиб последний подчинённый Оноды - Кинсити Кодзука. Япония вновь направила на Филиппины поисковую группу, но младший лейтенант словно растворился в джунглях.

Позже Онода рассказывал, как научился искусству выживания в филиппинских джунглях. Так, он различал тревожные звуки, издаваемые птицами. Стоило кому-то чужому приблизиться к одному из убежищ - Онода моментально уходил. Так же он скрывался от американских солдат и филиппинского спецназа.

Разведчик большую часть времени питался плодами дикорастущих фруктовых деревьев и ловил силками крыс. Раз в год он забивал коров, принадлежавших местным крестьянам, чтобы вялить мясо и получать жир для смазки оружия.

Время от времени Онода находил газеты и журналы, из которых получал обрывочные сведения о происходивших в мире событиях. При этом разведчик не верил сообщениям о том, что Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Онода считал, что правительство в Токио - коллаборационистское, а настоящие власти находятся в Маньчжурии и продолжают сопротивление. Корейскую и вьетнамскую войны он расценивал как очередные битвы Второй мировой и думал, что в обоих случаях с американцами сражаются японские войска.

Прощай, оружие

В 1974 году на Филиппины отправился японский путешественник и искатель приключений Норио Судзуки. Он решил выяснить судьбу знаменитого японского диверсанта. В итоге ему удалось пообщался со своим соотечественником и сфотографировать его.

Сведения об Оноде, поступившие от Судзуки, стали настоящей сенсацией в Японии. Власти страны нашли бывшего непосредственного командира Оноды - майора Ёсими Танигути, работавшего после войны в книжном магазине, и привезли на Лубанг.

9 марта 1974 года Танигути передал разведчику приказ командира особой группы Генерального штаба 14-й армии о прекращении боевых операций и необходимости выйти на связь с армией США или их союзников. На следующий день Онода пришёл на американскую радарную станцию на Лубанге, где сдал винтовку, патроны, гранаты, самурайский меч и кинжал.

Власти Филиппин оказались в непростом положении. За время почти тридцатилетней партизанской войны Онода вместе с подчинёнными совершил множество налётов, жертвами которых стали филиппинские и американские солдаты, а также местные жители. Разведчик и его соратники убили около 30 человек, почти 100 ранили. Согласно законам Филиппин, офицеру грозила смертная казнь. Однако президент страны Фердинанд Маркос после переговоров с японским МИД освободил Оноду от ответственности, вернул ему личное оружие и даже похвально отозвался о его верности воинскому долгу.

12 марта 1974 года разведчик вернулся в Японию, где оказался в центре всеобщего внимания. Однако общественность отреагировала неоднозначно: для одних диверсант был национальным героем, а для других - военным преступником. От приёма у императора офицер отказался, заявив, что он не достоин такой чести, так как не совершил никакого подвига.

Кабинет министров подарил Оноде в честь возвращения 1 млн иен ($3,4 тыс.), значительную сумму также собрали для него многочисленные поклонники. Однако разведчик пожертвовал все эти деньги синтоистскому святилищу Ясукуни, в котором поклоняются душам воинов, погибших за Японию.

На родине Онода занимался вопросами социализации молодёжи через познание природы. За свои педагогические достижения он был удостоен премии Министерства культуры, образования и спорта Японии, а также награждён медалью Чести за заслуги перед обществом. Скончался разведчик 16 января 2014 года в Токио.

Онода стал самым известным японским военным, продолжавшим сопротивление после капитуляции официального Токио, но был далеко не единственным. Так, до декабря 1945 года войска Японии сопротивлялись американцам на острове Сайпан. В 1947 году младший лейтенант Эй Ямагути во главе отряда из 33 солдат атаковал американскую базу на острове Пелелиу в Палау и сдался только по команде своего бывшего начальника. В 1950 году в бою с французскими войсками в Индокитае погиб майор Такуо Исии. Кроме того, ряд японских офицеров после поражения императорской армии перешли на сторону национальных революционных группировок, сражавшихся с американцами, голландцами и французами.