Проказы старухи зимы конспект. План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы. С буйным ветром повстречаться

Тема: К. Ушинский. Проказы старухи-зимы.

Цель: познакомится с рассказами К. Ушинского; развивать речь, мышление, воображение, детскую фантазию, способствовать развитию эстетического вкуса и познавательного интереса; развивать словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать наблюдательность, интерес к чтению.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: слоговые таблицы, портрет К. Ушинского, иллюстрации

по теме «Зима».

Ход урока:

I Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.

1. Выразительные чтения считалок.

2. Повторение стихотворения

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будим разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда такое бывает?

III Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Какое время года наступило?

Нравится ли вам это время года? Чем?

Какие признаки зимы вы можете назвать?

Погода сегодня. Татьянин день.

2. Языковая разминка.

Чистоговорки – Кто хочет разговаривать?

Что должны помнить?

Ма-ма-ма - разозлись зима

Иц-иц-иц – напугала птиц

Ом-ом-ом – всех накрыла снегом

Чем-чём-чём – ребятишкам нипочём?

Ма-ма-ма – к нам пришла зима

Ом-ом-ом – всё белым-бело кругом

Дом-дом-дом – реки подо льдом

Мы-мы-мы – любим зиму мы.

Почувствовали ли вы дыхание зимы в этой чистоговорке?

Скороговорка.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Игра «Собери, прочитай, объясни»

В зимний холод да стоять не велит

Мороз невелик всякий молод

Береги нос в большой мороз

Игра «Узнай слово с одного взгляда»

Давайте составим ассоциативный куст к слову зима. Какие ассоциации у вас возникают? (Санки, снег, Новый год, коньки, холод, гололёд, шуба, мороз, вьюга, Рождество, рукавички)

Я думаю, что продолжать можно долго:

Зимние праздники;

Зимние развлечения;

Слова – признаки зимы;

Сказки и т. д.

V Сообщение темы и цели урока.

А сегодня на уроке мы закончим тему «Здравствуй, гостья – зима!»; познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи – зимы», узнаем, почему автор называет белую и пушистую зиму старухой, послушаем очередную музыкальную пьесу П. И Чайковского «Январь» из альбома «Времена года», будем учится делить текст на части и озаглавливать их.

VI Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Знакомство с рассказом К. Ушинского «Проказы старухи зимы» (с.109-111)

а) работа над загадкой.

Бабушка крутая, белая да седая

В мешке стужу везет,

На землю снег трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю укрывает. (Зима)

По каким признакам догадались, что это зима?

Как называют в загадке зиму? (Бабушка)

Подберите слово-синоним к слову бабушка.

Может быть, подойдет слово-старушка?

А когда говорят вместо старушка – старуха?

2. Просмотр диафильма

3. Словарная работа

Проказы – проделки

Кровля – крыша

Подсобить – помочь

Стреха – нижний, свисающий край крыши деревянного дома

Тулуп – теплая шуба, кожух

Дубрава – лес, где растут дубы

4. Подготовка к чтению. Чтение сложных слов.

ра-зоз-ли-лась

ис-пу-га-лись

до-би-рать-ся

за-пря-та-лись

раз-ме-та-ла

пры-га-ю-чи

де-вать-ся

до-би-ра-ет-ся

со-би-рать-ся

мо-ло-точ-ка-ми

на-ки-ну-лась

по-сту-ки-ва-ют

за-по-ро-ши-ла

за-во-лок-ли

пе-ре-пры-ги-ва-ют

из-воз-чи-ки

по-трес-ки-ва-ют

по-то-пы-ва-ют

пе-ре-дёр-ги-ва-ют

по-хва-ли-ва-ют

ре-бя-тиш-ки

под-со-бить

раз-го-рит-ся

по-хло-пы-ва-ют

по-щёл-ки-ва-ют

5. Физкультминутка. Под музыку П. Чайковского «Январь»

1. Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Мы – снежинки – балеринки

Мы танцуем день и ночь.

2. Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Чтение и анализ текста.

I часть: 1-2 абзацы

Как понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»?

До кого она решила добраться сначала?

Чем надоели ей птицы?

Что сделала зима с листьями?

Куда подевались птицы?

II часть: 3 абзац (чтение шепотом – «жужжанием»)

На кого потом накинулась зима?

Что она сделала с полем, лесом, деревьями?

Испугались ли звери? Почему?

Как они боролись с морозом?

III часть: 4-й абзац (чтение про себя)

До кого до следующего решила добраться зима?

Что она сделала на реках?

Испугались ли рыбы? Что они сделали?

IV часть: 5-й абзац (чтение «цепочкой»)

Как зима решила донять людей? Что она сделала?

А что сделали люди? Испугались зиму или нет?

Что сделали извозчики, что бы согреться?

V часть: 6-й абзац (самостоятельное чтение рассказа)

Что было для зимы обиднее всего?

Как развлекались зимой дети?

Почему зима заплакала?

Примерный план.

1. Зима добирается для птиц.

2. Накинулась зима на зверей.

3. Рыбы ушли под лёд.

4. Люди посмеиваются над зимой.

5. Дети рады проказам старухи.

VI Закрепление и осмысление знаний.

1. Пересказ учащимися по плану.

2. Игра «Да и нет» (Использование светофоров)

VII Обобщение и систематизация знаний.

Какая из пословиц подходит к рассказу «Проказы старухи-зимы»?

(В зимний холод всякий молод)

VIII Итог урока.

С каким произведением познакомились?

Что запомнилось?

IX Домашнее задание с.109-111, читать и пересказывать рассказ «Проказы старухи-зимы».


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Коррекционно-образовательные цели:

  • Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
  • Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
  • Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
  • Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные цели:

Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARD R , картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.

Ход урока

I Организация класса

У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)

Сядьте на места.

II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”

Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.

(Ранит, слушай внимательно.

Наиля, думай.

Игорь, говори хорошо.)

III Сообщение темы и целей урока.

Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.

  1. Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится.
  2. Мы - проворные сестрицы
    Быстро бегать мастерицы,
    В дождь – лежим,
    В снег – бежим,
    Уж такой у нас режим.
  3. Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
  4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом.

Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARD R фломастером.

О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)

Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.

IV Подготовительная работа.

1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)

Вспомните, что вы знаете о зиме.

Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.

(-Идет снег.

Дует холодный ветер.

Кругом большие сугробы.

На реке лед.

Погода холодная, морозная.

На окнах морозные узоры.

На деревьях шапки снега.

На крышах сосульки.

Метель.)

Вы знаете много примет зимы, молодцы.

2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)

Скажите, а какая погода может быть зимой?

Если на улице идет снег , то погода снежная.

Найди одинаковые слова:

  • Мороз
  • Ветер
  • Холод
  • Стужа

Погода холодная, ветреная,...

(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):

  • Мороз – морозная
  • Ветер – ветреная
  • Стужа-студеная
  • Холод- холодная.

Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.

3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.

Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:

Зима пришла, полетели белые мухи.

Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.

Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.

Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?

Повесила голову старуха – зима и опечалилась.

V Изучение нового.

1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.

О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)

Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)

Игра “Что наделала зима?” - изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)

Разозлилась

Задула холодом

Пошла на зверей

Разметала листья

Заплакала.

2. Самостоятельное знакомство со сказкой.

Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)

Словарь для обучающихся на доске.

Что сделала старуха зима? (Разозлилась....)

Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)

До кого добралась сначала? (Стала.... добираться.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (...... стали....... и полетели в...... Остался......)

Презентация 2.

Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)

Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)

Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)

Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)

Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)

Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)

Что делает белка? (Белка грызет орехи.)

Что делает медведь?

Заинька?

Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)

орешки белка в дупле грызёт

берлога Медведь сосет лапу в

прыгаючи Заинька греется

Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)

Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась.....Запорошила......

Завалила.....Посылает.....Не испугались.....)

Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).

Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)

Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)

Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится....

Добираться Замерзли...... .......вглубь ушла)

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.

Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.

Аудиозапись и показ слайдов.

О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)

Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)

А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)

Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)

У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).

Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)

А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)

3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).

У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.

Разозлилась зима.

Разозлилась старуха – зима.

Разозлилась старуха - зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.

(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)

VI Закрепление

1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.

Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)

Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)

Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)

Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.)

Почему зима заплакала? (От злости.)

Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)

2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.

Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)

Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”

(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)

Зима пришла с морозами и всё ..... (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)

Метель мела и все тропинки..... (ЗАМЕЛА)

Река покрылась льдом и вся...... (ЗАЛЕДЕНЕЛА)

Зима позвала вьюгу и всё .....(ЗАВЬЮЖИЛА)

Снежная пороша дорожки все..... (ЗАПОРОШИЛА)

3. Самостоятельный творческий пересказ.

А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)

Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?

От людей?

От детей?

VII Итог. Рефлексия

Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)

Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.

Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)

Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.

Урок литературного чтения в 2 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,

Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Пожелайте друг другу удачи.

  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):

  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.
  1. Речевая разминка. (Слайд №2)

- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола.

1. Прочитайте глазками.

2. Прочитайте шёпотом.

3. Прочитайте вслух.

4. Прочитайте медленным темпом.

5. Прочитайте быстрым темпом.

6. Прочитайте с восклицательной интонацией.

7. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Молодцы!

  1. Работа в парах.

Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).

Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.

А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)

Молодцы!

  1. Знакомство с автором. (Слайд №4)

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)

Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Словарная работа. (Слайд №7)

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  7. СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
  1. Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

Как зима решила расправиться с птицами?

Что сделали птицы?

Как звери спасаются зимой от мороза?

Что сделала зима с реками и озерами?

Как спрятались рыбы?

Как приготовились люди к зиме?

Почему не боятся зимы дети?

Почему зиме стало обидно?

  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)

Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

Как спасались от зимы птицы? (1 точка)

Что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)

Как спрятались рыбы? (3 точка)

О зимних забавах детей? (4 точка)

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Составление модели обложки.

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

Жанр нашего произведения? (Сказка). (Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

Тема сказки? (О природе).

Заголовок? (Проказы старухи – зимы).

А теперь самостоятельно составьте модель обложки.

Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)

  1. Работа в тетради. (с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.

Прочитайте заголовок.

Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

Давайте поработаем над 1 заданием.

Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

А про 2 задание я вам скажу немного позже.

  1. Итог урока. (Слайд № 15,16)

Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Х. 1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.

  1. Рефлексия. (Слайд № 18)

Задачи:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому на земле.
  2. Совершенствовать умения ориентироваться в микро пространстве.
  3. Продолжать развивать у детей мелкую моторику рук.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за погодными явлениями, праздник Масленица и т.д.

Оборудование : карточки « Четвертый лишний», разрезные картинки «Животные», счетные палочки для составления узора, сюжетная картинка «Зимние забавы», картинка «Весна» для раскрашивания.

Ход занятия:

Разозлилась старуха зима, задумала она все живое со свету сжить. Начала она до птиц добираться, надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам.

Некуда птицам деваться, стали они собираться стайками. Думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.

Задание 1 «Четвертый лишний» (зимующие и оседлые птицы)

Детям необходимо найти лишнюю птицу на картинках и объяснить почему.

Молодцы ребята!!!

Слушаете, что же было дальше. Остался воробей и тот под стреху забился. Видит Зима, что птиц ей не догнать, накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья в ледяные одежды, и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перешагивают, да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери Зимы лютой у одних шубы теплые, другие в глубокие норы спрятались. А вот какие звери не испугались Зимы мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

Задание 2. «Собери из частей целое»

Детям необходимо собрать разрезную картинку и назвать животных, которые у них получились. Назвать какие животные домашние, какие дикие и чем они отличаются.

Надо и нам с вами немного поиграть превращаемся в зайцев.

Физ.минутка «Зайчики»

Зайцы скачут: скок, скок, скок

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Лапками потопали

Лапками похлопали

Вправо, влево наклонились

И в ребят превратились!!!

Пуще злиться Зима до рыб она добирается, посылает мороз за морозом. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла, под ледяной кровлей еще теплее.

«Ну, постой же»- думает Зима, «я людей заморожу»

И опять шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узором стекла в окнах. Стучит и в стены и в двери так что бревна лопаются.

И опять новое задание ребята нужно выполнить.

Задание 3 «Сделай узор по образцу»

Собрать узор из счетных палочек, так как показано на картинке.

И опять вы справились с заданием.

А теперь нужно немного отдохнуть нашим глазкам. Зрительная гимнастика «Зима»

Деревья зимою, глазами вправо

Деревья зимою, глазами влево

Пронизаны ветром зажмуривание

И стужей самою

И старые сосны расслабление

И острые ели

Встают, как солдаты

Навстречу метели зажмуривание-расслабление

Повторить 2-3 раза.

А люди затопили печки, пекут себе блины. Обиднее всего показалось Зиме, что даже малые ребятишки и те её не бояться! Почему дети не бояться Зимы?

Задание «Зимние забавы» (сюжетная картина)

Детям необходимо рассказать, что изображено на переднем плане, на заднем плане и в центре картины.

Катаются себе детишки на коньках, на санках, да снеговиков лепят.

Видит Зима, что ни чего у нее не получается, заплакала от злости.

Зимние слезы закапали. Видно Весна недалеко!!!

И последнее наше задание «Раскрась картинку - Весна»

Вот и победили мы с вами Зиму злющую, и встречаем Весну - красную!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Конспект занятия в подготовительной речевой группе «Проказы старухи зимы» пересказ сказки К.Д.Ушинского с творческими заданиями

Конспект занятия для детей с задержкой речевого развития направлен на умение правильно и грамотно оформлять предлоджения, развивать мелодико-интонационные характеристики речи....

Конспект занятия Экологическая сказка «Про маленькую капельку» для детей 2-3лет

Цель.- Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.- Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек....

Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР
МБДОУ « Детский сад №222»
комбинированного вида
г. Барнаул Воспитатель Меркель Н.А

Тема: Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы»
Программные задачи: Учить пересказывать сказку близко к тексту, связно, последовательно, выразительно с опорой на наглядность.
Учить подбирать (слова) определения к словам.
Упражнять, использовать распространенные предложения.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
- Дети, какой сегодня день недели?
- Какой был, вчера, какой будет завтра?
- Ребята, какое время года наступило?
- По каким признакам вы определили, что наступила зима?
- Ребята, а вы любите слушать сказки?
- Назовите ваши самые любимые сказки.
- А сегодня мы прочитаем еще одну сказку, новую, которая называется «Проказы старухи зимы» - написал эту сказку Ушинский (запомните).
- Читаем сказку.
Вопросы по сказке:
- Как называется сказка?
- О чем говориться в сказке?
- Сначала до кого добралась зима?
(до птиц)
- Потом на кого зима накинулась?
- На зверей.
- На рыб.
- Рыбы что сделали?
- Ушли под лед, а там еще теплее.
- И зима подумала, кого мне еще донять?
- И стала донимать людей.
- Как люди спасались от мороза?
(Затопили печи, да над зимой посмеиваются).
- А если кто-то в лес идет за дровами, что на себя надевают?
(тулуп, валенки, рукавицы)
- А что самое обидное показалось зиме?
(Малые ребята и те ее не бояться)
- Что делают ребята?
- Катаются на санках, играют в снежки, лепят из снега, горы стоят.
- Ребята в сказке говорилось, разозлилась старуха – зима, значит, она какая была, какими другими словами можно сказать какая она? (сердитая, холодная, суровая)
Ребята изобразите, покажите гостям, какая она была злая, чтобы гости почувствовали и увидели злую старуху – зиму. А сейчас изобразите, чтобы гости почувствовали, как дети ее не боятся.
- Представьте, что вы гуляете, мороз стоит на улице, изобразите как вы замерзли, а как вам руки разогреть?
- Потереть.
- А если мороз за щечку ущипнет?
- За нос, за ушки – что делать будете?
(Потереть снегом)
- Ребята покажите, как ребята в сказке в снежки играли?
(Нагнулись, взяли снег, слепили снежок и бросили)
- Подуйте на гостей, как дула зима, напускала морозы на всех.

А сейчас ребята давайте вместе с вами перескажем сказку, а я вам помогу (----------материал, вот по этим картинкам вам будет легче пересказать сказку).
- 1-2 рассказа.
- Хорошо ребята, дома обязательно расскажите мамам и папам новую сказку.
- А сейчас поиграем с вами в слова. Я называю слова, а вы определения при этом правильно выделяйте окончания.
Зима (какая?)
Мороз, ветер, снег (какой?)
Небо, солнце (какое?)
Следующее упражнение: я буду начинать предложения, а вы заканчивать.
Коля не пошел в детский сад потому, что он …(полные ответы)
Дворник взял метлу, он будет….
Мама сказала дочке, что …
Мы завтра поедем в лес, если…
Осень пришла к нам и принесла…
Весна пришла к нам и принесла…
Зима пришла и принесла нам…
- Ребята представьте себе, что было бы если бы к нам никогда не пришла зима?
- Ребята, а как вы думаете, чем можно заняться в долгие, зимние вечера (смотреть телевизор, читать сказку, раскрашивать).
- Вам – то хорошо, вот у вас есть игрушки, телевизор, электричество у вас есть, магнитофоны, а когда ваши дедушки и бабушки были такими маленькими мальчиками и девочками как вы, зимними вечерами они тоже сидели дома, и чем – то тоже должны были заниматься, чем можно заниматься в зимние долгие вечера, вот горела у них одна свеча.
- Ну хорошо, я вам помогу.
Выключат сет, зажигают свечку.
- Подвожу детей к мысли, что можно рассказывать сказки. Лепить игрушки, пить чай.