Проективный тест несуществующее животное. Тест «Несуществующее животное

Методика предложена M. 3. Дзукаревич. По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статисти­ческой проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный, как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследова­ния не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Об­щепринятой системы оценки рисунка не существует.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим названием».

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бума­ги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и флома­стером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в соци­уме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее де­таль). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к де­ятельности, действенности: почти все, что обдумывается, пла­нируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца.) Испытуе­мый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к раз­мышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и не­решительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение анфас , т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали , соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое» заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только проду­цирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональ­ные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая ак­тивность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - за­щитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта окру глой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего че­ловеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисов­кой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры по­ведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисов­кой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заин­тересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер го­ловы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное нача­ло (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные де­тали , например рога - защита, агрессия. Определить по соче­танию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чув­ственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - поста­мент). Рассматривается основательность этой части по отноше­нию к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соедине­ны или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и од­нонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии ре­шений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыс­лие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функ­циональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде зави­тушек - кудрей; цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверен­ность в себе, «самораспространение» с неделикатным и нераз­борчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружа­ющих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значе­нию детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшаю­щие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. По­вернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, собственной нерешительности. Положитель­ная или отрицательная окраска этого отношения выражена на­правлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, рас­каяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из не­скольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пыш­ные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрес­сивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тре­вогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контур­ной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защи­ты - соответственно пространственному расположению: верх­ний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имею­щих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у ниже­стоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же са­мое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - боль­ше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных де­талей - только ли необходимое количество, чтобы дать пред­ставление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с запол­ненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место ще­дрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необ­ходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий - линия с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревож­ность. Следует обратить внимание на резко продавленные ли­нии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ вы­полнены таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неак­куратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклоне­ние от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оцен­ка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, обо-рванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожаю­щих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку , начиная с по­становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая по.’ожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - сви­детельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» жи­вотного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому зна­чению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуаль­ных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподоб­ной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) симво­лизируем выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, за­крытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тести­рованию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное ко­личество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи «вмонтирования» механиче­ских частей в тело животного - постановка животного на по­стамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; при­крепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности - рукояток, клавиш и ан­тенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубо­ких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существую­щего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к кото­рому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, что­бы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригиналь­ность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, ино­гда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, на­правленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхност­но-звуковые, без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетиче­ских элементов в суждениях над рациональными. Наблюдают­ся также иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) - при соответственно иронически-снисхо­дительном отношении к окружающим. Инфантильные назва­ния имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названия­ми («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, по­лученными с ее помощью, и данными других личностных ме­тодик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Янь-шин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при диффе­ренциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Тест «Несуществующее животное» - одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами при обследовании де­тей и взрослых, больных и здоровых, чаще всего в качестве ори­ентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Литература: Практическая психология. Проективные методи­ки. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. - Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. - 480 с. (Психологический факультет).

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

Основная часть фигуры: голова

Голова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди, в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

К таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

А эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Может быть интересно

Для адекватной социализации человек должен уметь правильно оценивать себя и окружающих. Определить, насколько испытуемый способен это делать, а также какая модель взаимоотношений с людьми ему наиболее близка, можно с помощью различных психологических тестов. Например, воспользовавшись диагностикой «Нарисуй несуществующее животное».

Суть проективной методики «Нарисуй несуществующее животное»

Автором теста «Рисунок несуществующего животного» является советский психолог, специалист по проективным диагностикам Майя Захаровна Дукаревич. Диагностика относится к проективным методикам, то есть не предполагает наличия стимульного материала. Соответственно, стандартизированной процедуры анализа не имеет. Испытуемому просто предлагается изобразить фантастическое существо, полноценную интерпретацию которого должен выполнить специалист. Однако есть ряд критериев, позволяющих и без специального образования провести тестирование особенностей личности. Такое исследование поможет:

  • составить представление об уровне самооценки испытуемого;
  • оценить степень его тревожности;
  • определить склонность к агрессии;
  • изучить творческий потенциал тестируемого.

Процедура проведения психологического теста

Для создания рисунка ребёнку следует предложить неглянцевый белый лист формата А4 и простой карандаш средней мягкости. Пользоваться фломастерами или ручками малышу нельзя, так как эти инструменты затрудняют расшифровку изображения.

Использование фломастеров не допускается, так как линии, нанесённые ими, будет трудно расшифровать

Работа ведётся один на один. Испытуемому предлагается нарисовать животное, которое не существует ни в природе, ни в искусстве, ни в компьютерном пространстве. Также ребёнку потребуется подобрать имя своему герою.

Время выполнения задания - 3 минуты. После того как испытуемый закончит изображение, ему придётся не только написать название персонажа, но и ответить на ряд наводящих вопросов:

  • Где живёт животное?
  • С кем?
  • Что кушает?
  • Чем обычно занимается?
  • Что он/она любит?
  • Что не любит?
  • Есть ли у персонажа друзья, враги?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов рисуночной диагностики

Рассмотрение манеры рисования

Линии

Жирные линии говорят о постоянных опасениях, страхах, тревоге. Если преобладают острые углы, то испытуемый очень подозрительно оценивает окружающих. Много штриховых затемнений, особенно внизу фигуры, свидетельствуют о том, что ребёнок стремится защититься от насмешек, не считает себя авторитетным среди сверстников. Тёмные контуры справа сигнализируют об умении отстоять свою точку зрения в делах, касающихся реальных действий, а вот удвоенные линии слева указывают на то, что защита касается убеждений и вкусов.

Человек склонен рисовать животное, состоящее из замкнутых фигур (круги, прямоугольники) и простых линий, - это говорит о закрытости и нежелании участвовать в тестировании.

Если линии носят фрагментарный характер, прерываются, то человек не склонен доводить начатое до конца, импульсивен. Небрежность, неаккуратность говорят о тенденции быстрой смены видов деятельности.

Нажим

Слабый нажим свидетельствует о пассивности и возможной депрессии. Сильный (с отпечатком на обратной стороне листа) говорит о том, что испытуемый страдает от резкой тревожности. Если же ребёнок нажимает на карандаш так, что от этого рвётся бумага, то это можно считать признаком агрессии и конфликтности.

Размер


Животное, занимающее весь лист, говорит о высокой самооценке своего автора

Поскольку придуманное животное - своеобразное альтер эго испытуемого, то его размер напрямую зависит от самооценки: чем крупнее персонаж, тем она выше. Мелкий рисунок говорит о низком самомнении и возможных недавних проблемах в отношениях с окружающими.

Расположение на листе

Пространство, заполняемое в процессе рисования, связано с эмоциями, которые переживает человек, а также с действительностью, в которой он живёт. Правая сторона, верх листа и передний план характеризуют будущее и настоящее, а левая сторона и низ - прошлое. Таким образом, по рисунку можно судить о том, на каком периоде жизни зациклен испытуемый.

Нормой считается, если рисунок расположен посередине вертикально размещённого листа. Чем ближе животное к верхнему краю, тем выше самооценка, а также растущее недовольство положением в коллективе сверстников, претензия на признание и желание самоутвердиться. Если зверь нарисован внизу, то это говорит о неуверенности в себе, подавленности.

Анализ образа изображённого существа

Вид

Выделяются такие типы изображённых персонажей:


Имя

  • Если в названии животного соединены смысловые части («бегелис»), то в личности испытуемого главенствует рациональность.
  • Тестируемый придумал имя с латинским суффиксом или окончанием как в научно-популярных книгах или мультфильмах (например, «разголессиус») - это указывает на нормальный уровень интеллекта и желание его продемонстрировать.
  • Поверхностно-звуковые имена («кактие», «някер») свидетельствуют о легкомысленном отношении к действительности, тенденции к эмоциональным оценкам.
  • Юмористические названия («пузоед») говорят о снисходительном отношении к сверстникам и окружающему миру.
  • Имена с повторяющимися слогами («мур-мур») сигнализируют об инфантилизме своего автора.
  • Слишком длинные названия («абелисинктозон») выдают склонность к фантазированию.

Центральная часть фигуры

Если голова персонажа повёрнута вправо, то испытуемый имеет тенденцию к обдумыванию своих поступков, планированию (даже при том, что не всегда доводит задуманное до конца); влево - «художник» не человек действия, он боится решительных поступков и быть активным. Положение анфас свидетельствует о том, что испытуемый - эгоцентрист, направляющий всё на себя.

Голова больше других частей тела - испытуемый ценит эрудицию в людях.

Когда на голове нарисованного персонажа есть уши, то это символ того, что для человека важно мнение окружающих. Наличие рта, особенно приоткрытого, говорит о повышенной речевой активности. Если же язык и губы не прорисованы, то испытуемый легко поддаётся панике. Зубы показывают вербальную агрессию, чаще всего, защитного характера. Этот элемент особенно присущ персонажам подростков, переживающих период острой тревожности. Глаза с чёткой прорисовкой радужки - символ страха. Ресницы считаются показателем истероидно-демонстративной манеры поведения, особенно для мальчиков. Что касается девочек, то это свидетельство заинтересованности в восхищении со стороны окружающих. Причёска показывает, что для испытуемого важна его половая принадлежность.

Опора и другие части тела

Если конечности прорисованы хорошо, то испытуемый основателен в своих решениях, умеет выбирать значимую для себя информацию; лапы показаны фрагментарно - человек довольно легкомысленен, импульсивен. Небрежное соединение ног с туловищем и конечности, направленные в одну сторону, говорят о том, что испытуемый слабо контролирует свои рассуждения и не склонен к креативности. Разное положение лап говорит о творческом начале в личности.

Крылья, щупальца и другие детали символизируют желание заполнить собой как можно больше пространства, превознесение себя, а также любознательность и манерность. Когти, зубы, клювы - признаки злобности автора рисунка.

При рассмотрении хвоста персонажа важно обратить внимание на его направление: повёрнут вправо - человек склонен анализировать свои поступки, влево - любые действия сталкиваются с нерешительностью, недовольством собой; вверх - испытуемый оценивает свою активность положительно, вниз - часто сожалеет о сказанном или сделанном. Чем пышнее хвост, тем сильнее в человеке самолюбование.

Оценка ответов на вопросы


Обсуждение с ребёнком придуманного им персонажа - обязательный этап тестирования

Если на рисунке животное снабжено средствами защиты, а в беседе испытуемый указывает, что это необходимо для обороны, то это однозначно говорит о страхе человека перед агрессией. Хотя сам он может и не проявлять её. О злобности и злопамятности испытуемого свидетельствуют такие рассказы автора изображения:

  • животное имеет неуживчивый характер;
  • существо питается людьми или другими зверями;
  • дом персонажа изолирован и удалён от привычного места жительства (необитаемый остров, другая планета).

При этом стоит обязательно обратить внимание на то, что на картинке животное может быть изображено вовсе не агрессивным, но в рассказе соответствующие характеристики присутствуют. Это говорит о том, что человек подавляет в себе проявления злобности. Кроме выявления агрессии, беседа может раскрыть некоторые детали личности испытуемого. Так, если персонаж, по словам тестируемого, живёт не один, то ребёнку явно мало внимания близких. У животного буйный характер - малыша, возможно, слишком подавляют дома, то есть не дают ему проявить себя, а пытаются полностью подчинить общим правилам. Что касается ответов на вопросы о том, что любит или не любит существо, то ответы будут зеркально отображать предпочтения самого испытуемого. А вот о борьбе с непониманием, скорее всего, ребёнок будет говорить как о желаемой ситуации, а не о реальной. Наличие врагов и друзей также проектирует образ жизни малыша, при этом возраст этих вымышленных персонажей поможет определить тот круг общения, который является для испытуемого наиболее важным.

Несуществующее животное

Процедура проведения

Инструкиця

"Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем".

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

"Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!"

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).