План урока ударные и безударные гласные. Логопедическое занятие на тему "безударные гласные". Работа над новой темой

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

Развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

Формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

Развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

Круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.

3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

Чуб торчит, сам коротышка,
Про него есть чудо-книжка.
Он озорной, в широкой шляпе,
Живёт в Цветочном городке.
А ты попробуй, угадай-ка,
Как все его зовут?

(Незнайка)

4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

Вот какой рассказ получился у Незнайки.

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.

6. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
выполнения в оценочных карточках.

7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
задание.

8. А сейчас давайте поиграем в игру «один - много».



Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети - в тетрадях.
Например: лиса - лисы.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
Д/и «Безударное лото»
Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
Затем сравнить с написанием слов на доске.
Отметить сложность задания в оценочных карточках.

10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.



Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

11. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?


Приложение 1.


Ранняя ос…нь (осина, осенний)
Чистая в…да (воды, водит)
Лесная тр…па (тропочка, трап)
Высокая г…ра (горка, горе)


Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка)

Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница)

Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек)

Гн…здо (гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда)


Приложение 2.

Урок письма и развития речи во 2 классе

Учитель Погорельчук Наталья Леонидовна

Конспект по теме:

«Гласные ударные и безударные»

Тема: Гласные ударные и безударные.

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный.Закреплять умения делить слова на слоги,правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе «Звуки и буквы»

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

Ход урока

I . Орг. момент

У: -Что такое?

Что случилось?

Почему звенит звонок?

Д: -Мы готовы, стол в порядке

Начинается урок.

Какой у нас урок? (Письмо и развитие речи)

Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II . Физ. Минутка для мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа и классной работы.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III . Мин. чистописания.

На доске написаны буквы:

Внимательно посмотрите на доску.

Скажите, что записано на доске? (Буквы)

Прочтите их.

Скажите, какую букву вы будете писать сегодня на минутке чистописания? В этом ряду она «лишняя». («Ш»)

Объясните, почему она лишняя? (Обозначает согласный звук)

Сегодня вы будете писать букву «Ш»

На что похожа эта буква?

Ах, табуретка хороша!

Перевернул-

И буква Ш!

Е.Тарлапан

Из каких элементов состоит строчная буква «ш»? Сколько их?

Давайте пропишем букву в воздухе под счет.

Запишите строчку буквы «ш».

IV. Закрепление знаний о слоге.

Из чего состоят слова?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Сколько слогов бывает в слове?

1.Упражнение в классификации слов.

Коллективная работа.

На доске три схемы слов.

Обратите внимание на доску.

Что обозначает каждая схема слова? (В слове один слог, два слога, три слога).

На доске картинки домашних животных.

К каждой схеме подобрать названия домашних животных и записать. (Работа в тетрадях).

Например: кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

Учащиеся доказывают, почему картинку отнесли к той или иной схеме.

Как определить количество слогов в слове?

Сейчас поиграем в игру «Молчанка»

2. Игра «Молчанка»

Задание .

Вам надо определить количество слогов в словах и показать соответствующую цифру.

У каждого ученика карточка с цифрами 1, 2, 3. Учитель читает слово, ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

утка енот

дятел носорог

аист индюк

V . Постановка темы урока.

3.Составление из букв слова.

Слова взяты из игры «Молчанка».

Из первых букв каждого слова собрать новое слово.

Какое слово получилось?

Как вы думаете, что на уроке будем закреплять?

VI . Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим учиться находить ударный слог и выделять безударные гласные.

VII . Закрепление знаний об ударных и безударных гласных .

Как называется гласная, на которую падает ударение?

Как произносится ударный слог?

Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.

Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII . Физ. минутка.

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу-

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Продолжение работы по теме.

Игра «Кто быстрее?» Работа в парах.

На парте у вас конверт с картинками. Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее».

Мальчики выбирают картинки с ударением на первый слог, девочки – на второй слог.

Картинки: заяц, лиса, белка, медведь

В названиях, каких животных ударение падает на первый слог? Записать.

В названиях, каких животных ударение падает на второй слог? Записать.

В следующем задании вам необходимо определить верно или неверно поставлено ударение. Игра так и называется

Игра «Верно – неверно».

Ход игры. Учитель показывает напечатанное слово с правильной или неправильной постановкой ударения, учащиеся произносят это слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если ударение поставлено неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка.

скворцы, сова, ласточка, грачи, дятел

Записать слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения.

В написанных словах поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XI . Работа с предложения.

Работа с текстом.

На доске текст.

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

Я читаю текст, а вы определите количество предложений.

Сколько предложений в тексте?

Как пишется начало предложения?

Какой знак необходимо поставить в конце предложения?

Задание.

Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.

В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII . Итог урока.

На какой звук падает ударение?

Как называется слог, на который падает ударение?

Как называется слог, на который не падает ударение?

Сколько в слоге гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

Д/З 97 стр. 48.

Выставление оценок.

Корнеева Валентина

Программное содержание :

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

Закрепить умение детей делить слова на слоги;

Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

Демонстрационный материал : картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

Раздаточный материал : полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки. «Гласные и согласные» . – «Какие бывают согласные?» - «Твердые и мягкие» . – «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» . – «Синей фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» . – «Зеленой фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» . – «Красной фишкой» . – «Какие бывают гласные звуки?» . – «Ударные и безударные» . – «Какой фишкой обозначаются ударные?» - «Черной фишкой» .

2. Игра «Назови пару» . Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.

3. Звуковой анализ слова мишка. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. Дети отвечают : «Пять клеточек означают, что в слове мишка пять звуков» .

Все работают на местах и самостоятельно делают звуковой анализ слова. Затем воспитатель вызывает к доске того ребенка, кто первым выполнил задание. У доски слово разбирает Миша. «Первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары, четвертый твердый, пятый гласный». Проведя звуковой анализ слова мишка, дети определяют ударный гласный звук «и» , обозначают его черной фишкой. Читают слово с перенесенным ударением (мишкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –миишка.

Воспитатель спрашивает : «Сколько слогов в слове мишка?» . Дети : «В слове мишка, два слога миш-ка» . Воспитатель : «Какое правило, мы знаем?» . Дети : «Сколько гласных звуков, столько и слогов» .

4. Звуковой анализ слова мышка. Дети самостоятельно на местах делают звуковой анализ слова. У доски слово разбирает Оля., она также определяет какой первый, второй, третий, четвертый, пятый. Дети также определяют ударный гласный звук, сколько слогов, отмечают, слова похожи по звучанию, отличаются двумя первыми звуками – «м, м» , и вторыми – «ы, и» ,

5. Игра «Назови слова» . Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слава по этой модели-схеме. Как образец называет 2-3 слова данной звуковой структуры (рыба, нога, мама, рука, ваза, папа, каша) .

Если ребенок называет слово неверно, воспитатель с указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. В конце игры определяется победитель.



Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Тема непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Цель: познакомить детей со следующими буквами алфавита 0,П,Р,С,Т, помочь.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поиски пропавшей буквы» Тема: Поиски пропавшей буквы. Цель: закрепить характеристику звука [й], развивать фонематические процессы, совершенствовать умение проводить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В» ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”. ЗАДАЧИ: развивать фонематический.

Тема: «Безударные гласные»

Задачи.

Образовательные:

- учить пользоваться алгоритмом проверки слов с безударной гласной в корне слова;

Развивать умение объяснять правописание слов с безударной гласной;

Учить подбирать проверочные слова.

Коррекционные:

Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать;

Развивать память внимание, анализировать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Подбор слов с ударением на 1, 2, 3 слоге (при затруднении - опора на предметные картинки).

2. Основная часть

1. Самомассаж лицевой мускулатуры, снятие напряжения.

Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.

От внутренней стороны глаза вокруг век – «очки».

От крыльев носа к ушным раковинам.

От середины подбородка к ушным раковинам.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя спокойствие осеннего дня, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения, плохое настроение. (3 раза)

2. Повторение темы прошлого занятия.

Вспомните тему занятия. Чем различается произнесение ударных и безударных гласных? (ударные гласные произносим чётче, громче). Как мы обозначали ударные и безударные слоги на ритмической схеме слова? Составьте и запишите ритмические схемы слов: дождливый, стрела, медвежонок, освободить. (1 ученик работает у доски).

3. Посмотрите на ритмические схемы. Сколько ударных слогов в каждом слове? (1) В все остальные какие? (безударные). Вспомните второе слово (записать на доске: стр___ла). На какую гласную падает ударение? Какая гласная безударное? Что труднее выделить, ударную или безударную гласную? Почему (звучит нечетко). Если безударные гласные трудно расслышать, какие еще могут возникнуть трудности? (можно допустить ошибку при написании). Назовите тему занятия. Для чего нам нужно изучать эту тему? В безударной позиции мы можем ошибиться, выбирая между буквами: а-о, е-и, е-я, и-я.

4 . Что же нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать букву? Вспомните правило. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Каким должен стать безударный гласный звук в проверочном слове? (ударным)

Составляется памятка-алгоритм:

Ударение

Изменять слова можно так:

1. Если слово обозначает один предмет, можно изменить его так, чтобы оно обозначало много предметов (один-много).

2. Наоборот (много-один).

3. Вчера-сегодня.

4. Сегодня-вчера.

Игры в мяч.

Тренировка в подборе проверочных слов - игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).

ОДИН-МНОГО

Стена – стены

сосна –

гроза –

страна –

плечо –

ядро –

коза –

вода -

ВЧЕРА - СЕГОДНЯ

Плати – платит

прости –

плясал –

носил –

выдал –

чертил –

тащил -

СЕГОДНЯ-ВЧЕРА

Везёт – вёз

цветет –

пасет –

метет –

плетет -

МНОГО – ОДИН

Дела – дело

ряды –

снега –

грибы -

5. Работа по карточкам.

Прочитайте слово в первом столбике. Из второго столбика выберите и подчеркните только те слова, которые будут проверочными. Почему не все родственные слова являются проверочными?

Для сильных уч-ся. 6. Игра «Эстафета»

На доске записаны столбики слов с безударными гласными.

Поделимся на две команды. Вам необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Столы гора река сестра

старик коса слеза солить

Дома роса стена дрова

перо моря соринка глотать

7. Игра «Угадайка».

Прочитайте слова в 1 столбике. Подберите к каждому слову противоположное по смыслу из 2 столбика, вставьте в него пропущенную букву. Объясните свой выбор. Пользуйтесь алгоритмом.

друзья

ругать

теплый

легкий

темно

начало

маленький

б__льшой

к__нец

хв__лить

х__лодный

св__тло

т__жёлый

вр__ги

Чтобы выполнить следующее задание, нужно быть внимательным, уметь сосредоточиться. Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, запомни их. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.

-А теперь, опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.

8. Работа с деформированными фразами в парах:

Не спеши отвечать, торопись понять.

Весна красна цветами, а осень- плодами.

Как вы понимаете эти пословицы? Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите по память с проговариванием. Проверьте по образцу.

3. Обобщение.

Тема занятия. Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

4. Итог занятия.