Описание олимпуса 12 100 4

На состоявшемся недавно награждении изделий потребительской электроники 2017 года лучшим универсальным объективом для фотопутешествий был назван Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100 1:4.0 IS PRO. Диапазон его фокусных расстояний простирается от 24 до 200 мм с сохранением постоянной светосилы F/4.

Помимо впечатляющей кратности - 8.3x, победитель удивил экспертов и своей высочайшей технологичностью. Объектив оборудован очень быстрой системой автофокусировки и системой стабилизации, которая, работая в тандеме с 5-осевой стабилизацией, основанной на сдвиге матрицы, способна обеспечить выигрыш до 6.5 стопов. На практике это позволяет снимать с рук на невероятных для данных условий выдержках - до 1 или даже 2 секунд при максимальном фокусном расстоянии.

Корпус M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100 1:4.0 IS PRO обеспечивает ему всепогодный режим эксплуатации. Оптическая схема объектива построена из 17 элементов, объединённых в 11 групп.

Множество элементов изготовлено из специальных сортов стекла: со сверхнизкой дисперсией (5x ED), с повышенным (1x HR) и со сверхвысоким (2x Super-HR) показателями преломления. Три элемента асферические, а один - двойной асферический (DSA). Для просветления оптики используется уникальное покрытие линз Z Nano, радикально снижающее количество бликов и ореолов в контровом свете.

Все технические решения, использованные в данном объективе, дали более чем впечатляющие плоды: качество, резкость и чёткость снимков по всему полю кадра при полностью открытой диафрагме - и были отмечены практически всеми обозревателями и экспертами как превосходные, сопоставимые или даже превосходящие таковые у фикс-объективов.

Собственные оптические искажения у Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100 1:4.0 IS PRO крайне малы.

Технические характеристики

Фокусное расстояние, экв. 35 мм

Лепестков диафрагмы

7 скруглённых для естественного размытия фона

Минимальная диафрагма

Минимальная дистанция фокусировки, см

Угол обзора, град.

Увеличение

0.3x (Микро 4/3) / 0.6x (35 мм формат)

Элементы управления

Кольцо трансфокатора

Кольцо ручной фокусировки («электронное»)

Включатель встроенного в объектив оптического стабилизатора

Переназначаемая кнопка L-Fn

Габариты, мм

Диаметр резьбы светофильтра, мм

Объектив M.Zuiko Digital ED 12-100mm 1:4.0 IS PRO относится к топовой линейке M.Zuiko Digital PRO компании Olympus. Объективы PRO обеспечивают самое высокое качество изображения, имеют всепогодное исполнение (защиту от пыли, влаги и мороза от –10°C) и рассчитаны на профессиональное использование. Они предназначены для работы совместно с цифровыми камерами стандарта Микро 4/3 – по большей части это беззеркальные фотоаппараты Olympus PEN и OM-D, а также Panasonic LUMIX G.

ВНИМАНИЕ!
Помимо текстовой версии, которую вы сейчас читаете, существует видеоверсия этого же обзора –
для тех, кто предпочитает наглядность, и кому в принципе смотреть и слушать удобнее, чем читать:

Замечу, что текстовая версия всё же несколько более подробна,
не торопит вас и позволяет рассматривать приведённые кропы сколь угодно долго,
а также даёт возможность скачать полноразмерные снимки.

На сегодняшний день в линейку M.Zuiko Digital PRO входит девять моделей. По большинству из них я уже делал обзоры, а оставшиеся пробелы надеюсь восполнить в ближайшем будущем.

Признаться, я с некоторым удивлением осознал, что старшая линейка PRO сейчас самая многочисленная в системе M.Zuiko Digital. В младшей линейке – восемь моделей, а в средней (Premium) – семь.

Объективы M.Zuiko Digital PRO относятся к одной линейке не только по своим техническим особенностям. Даже их внешний вид выдержан в едином стиле – общий рисунок рифления на кольцах, повторяющиеся элементы, единые шрифты надписей и другие нюансы отделки.

Объектив MZD 12-100/4 PRO при установке на камеры системы Микро 4/3 перекрывает диапазон эквивалентных фокусных расстояний 24-200 мм. Очевидно, именно этот параметр, более чем восьмикратный диапазон зуммирования, является главной особенностью объектива и определяет его самую сильную сторону – исключительную универсальность. Однако понятно, что за всё в мире приходится чем-то платить, параметры любого объектива находятся в некоем балансе. Зум 8.3х – это круто, но чем мы за него заплатим, что потеряем, установив на камеру объектив MZD 12-100/4 PRO?

На первый взгляд, светосилой – в какой-то степени. Однако если сравнивать этот объектив не со светосильными фиксами, которые изделия явно другой категории, а со штатными зумами, то окажется, что теряем-то одну экспоступень (в сравнении, например, с MZD 12-40/2.8 PRO), а то и меньше (если вспомнить, что у трёхкратных штатных зумов других производителей популярным диапазоном апертур является F/2.8–4). Здесь же мы имеем постоянную светосилу F/4 на восьмикратном диапазоне зума… Да это и не потеря вовсе!

Но в чём-то ведь должен быть компромисс, чудес не бывает? Попробуем разобраться по ходу этого обзора.

При установке на камеру (а на тесте у меня была конфигурация с флагманской системной камерой Olympus OM-D E-M1 Mark II) получаем довольно массивную, по беззеркальным меркам, связку. Пожалуй, MZD 12-100/4 – один из самых габаритных штатных зумов в беззеркальных системах. Тем не менее, по меркам профессиональной аппаратуры, а именно так позиционируется E-M1 Mark II с 12-100/4, комплект остаётся компактным, и лично меня ни габариты его, ни вес совершенно не напрягали.

На оправе объектива расположены два кольца – трансфокатора (зума) и ручной фокусировки.

Кольцо трансфокатора достаточное широкое, почти три сантиметра, ход у него в меру плотный. Полный угол поворота – чуть меньше 90 градусов. На кольце нанесены значения фокусного расстояния – 12, 18, 25, 35, 50, 70 и 100. Это абсолютные миллиметры, для получения «эквивалентных пленочных» их нужно умножать на 2. При увеличении фокусного расстояния тубус объектива выдвигается; полный ход составляет примерно 42 мм.

Кольцо ручной фокусировки более узкое, около 13 мм. Как и у других объективов MZD PRO, включить ручную фокусировку можно тремя способами. Во-первых, выбрать в камере режим MF. В этом случае работает электромеханический привод кольца фокусировки, то есть, поворот кольца не вращает напрямую линзы объектива, а отдает команды фокусировочному мотору. С точки зрения пользователя это практически не заметно, фокусировка работает отлично – как по тактильному ощущению, так и по точности наведения, особенно если в камере включен фокус-пикинг (цветное оконтуривание попадающих в фокус контрастных переходов).

Второй вариант – включить в камере режим S-AF+MF. Тогда после срабатывания автофокуса можно вручную подстроить фокус кольцом (опять же, с электромеханическим приводом).

Наконец, третий вариант – перевод объектива в механический режим путём сдвига фокусировочного кольца вдоль оси объектива в сторону камеры, миллиметра на три. Это очень удобно, ручной фокус можно включить и выключить мгновенно, не нужно убирать руку от объектива и лезть в меню.

При этом открывается шкала расстояний, или дистанций, фокусировки (в метрах и футах). На границах диапазона кольцо упирается в ограничитель (а не вращается по бесконечному кругу, как при электромеханическом управлении).

Объектив M.Zuiko Digital ED 12-100/4 IS PRO имеет внутреннюю фокусировку, то есть, при вращении кольца передняя линза не поворачивается, габариты объектива не изменяются. Такая конструкция позволяет без проблем использовать градиентные и поляризационные светофильтры. Положительно сказывается она и на надежности всепогодной защиты.

На оправе объектива, в районе большого пальца левой руки, расположен переключатель стабилизатора изображения IS, а под ним, в небольшом углублении – кнопка L-Fn.

Вероятно, вы знаете, что во всех системных камерах Olympus реализована система оптической стабилизации изображения на сдвиге матрицы. Любой объектив, даже стороннего производителя, при установке на камеру становится стабилизированным.

Объектив MZD ED 12-100/4 IS PRO стал вторым в линейке M.Zuiko Digital (наряду с 300/4 IS PRO), оснащённым стабилизацией на сдвиге линзы в объективе. Обе системы работают одновременно и синхронно. Точнее говоря, так происходит при установке на камеры Olympus, поддерживающие синхронную стабилизацию (это преимущественно старшие и новые модели). В других случаях возможны варианты, подробнее об этом я в обзоре объектива MZD 300/4.

Стабилизатор остался «пятиосевым». Этот термин означает, что отрабатываются не только линейные перемещения камеры (по двум направлениям), но и вращательные движения (по трем осям). При работе синхронной системы, в плюс к тому, внутри объектива отрабатываются вращательные движения по двум осям (Yaw и Pitch, на иллюстрации они обозначены синим цветом). В целом эффективность синхронной системы может доходить до шести экспоступеней выигрыша.

Кнопка L-Fn, расположенная на оправе ниже переключателя стабилизатора – также атрибут линейки MZD PRO.

Кнопка программируемая, в меню камеры на её можно назначать различные функции, всего доступно более 25 вариантов (в случае E-M1 Mark II).

В комплект поставки объектива входит бленда, модель LH-76B. Бленду лучше не терять – потому как её хоть и можно приобрести отдельно, но цена в 4990 рублей (на март 2018) выглядит пугающе. Бленда пластмассовая, имеет кнопку-фиксатор, на внутренней поверхности лепестков – противобликовое рифление.

January 6, 2017 By

Olympus has been developing its PRO series of lenses since late 2013, the year in which the original OM-D E-M1 was released. The first lens in the series was the M.Zuiko 12-40mm f/2.8 PRO which rapidly became a favourite amongst many advanced amateurs and professionals, ourselves included. It was later joined by five more lenses, the latest of which is the M.Zuiko 12-100mm f/4 PRO, whose announcement coincided with the release of the E-M1 II.

Both lenses can suit a variety of genres, but while the 12-40mm has the advantage of a faster constant f/2.8 aperture, the 12-100mm benefits from more reach on the telephoto end.

In this comparison, we’ll be looking at all the similarities and differences between the 12-40mm and 12-100mm – both the obvious and the more subtle. Let’s get started!

Ethics statement: We purchased the M.Zuiko 12-40mm f/2.8 PRO for our own personal use, while the M.Zuiko 12-100mm f/4 PRO was loaned to us for review. We were not asked to write anything about these lenses, nor were we provided any other compensation of any kind. Within the article, there are affiliate links. If you buy something after clicking the link, we will receive a small commission. To know more about our ethics, you can visit our . Thank you!

Table of contents

Main specifications

Olympus M.Zuiko 12-40mm f/2.8 PRO

  • Focal length: 12-40mm (24-80mm in 35mm format)
  • Lens configuration: 14 elements in 9 groups with 1 aspherical glass, 2 aspherical ED, 1 DSA lens, and 2 ED lens elements
  • Angle of view: 84 ‑ 30°
  • Closest focusing distance: 20cm through zoom range
  • Maximum image magnification: 0.3x
  • Aperture blades: 7 circular aperture blades
  • Aperture range: 2.8 to 22
  • Coating: ZERO coating
  • Filter diamater: 62mm
  • Weather sealing: Yes
  • Optical stabilisation: No
  • Dimensions: 69.9mm Ø, 84mm
  • Weight: 382g

Olympus M.Zuiko 12-100mm f/4 PRO

  • Focal length: 12-100mm (24-200mm in 35mm format)
  • Lens configuration: 17 elements in 11 groups with 1 HR, 2 Super HR, 3 Aspherical glass, 1 DSA lens, and 5 ED lens elements
  • Angle of view: 84 ‑ 12°
  • Closest focusing distance: 15cm at 12mm, 45cm at 100mm
  • Maximum image magnification: 0.3x
  • Aperture blades: 7 circular aperture blades
  • Aperture range: 4 to 22
  • Coating: ZERO coating
  • Filter diamater: 72mm
  • Weather sealing: Yes
  • Optical stabilisation: Sync IS
  • Dimensions: 77.5mm Ø, 116.5mm
  • Weight: 561g

Design and Ease of Use

Were these two lenses siblings, you’d immediately identify the 12-100mm as the taller and beefier of the two. This can be attributed to its wider focal range.

However, most of their other characteristics are identical, from the L-function button on the barrel to the clip-on petal-shaped lens hood. The only real physical difference that stands out is the additional Image Stabilisation switch on the 12-100mm.

Although both have a constant aperture, the 12-40mm’s is one stop faster – f/2.8 versus f/4 to be precise – making it more convenient to use in poor light conditions.

Both lenses are completely dust, splash and freeze proof and feature a black metal finish that exudes quality and robustness. I can personally testify to the 12-40mm’s build quality because I once fell down a small flight of stairs while using it on the E-M1, and it continues to work as well as the day we bought it.

The ribbed focus and zoom rings occupy most of the barrels of the two lenses. The focus ring is a fly-by-wire type that can be pulled back to enter manual focus mode. Doing so reveals a distance scale which can be helpful for street or astrophotography. We find the manual focus operation, overall, very easy and precise on both lenses but we rarely use it because the autofocus performance is so good.


Check price of the 12-40mm on B&H Photo .
Check price of the 12-100mm on B&H Photo .

The filter thread of the 12-100mm is a little bigger than that of the 12-40mm, and with a minimum focus distance of 15cm at the widest angle, it is capable of focusing 5cm closer than the 12-40mm.

Optical Quality – Through the lens


E-M1, 1/500, f/11, ISO 200 – 12-40mm Pro
E-M1 II, 1/100, f/5.6, ISO 200 – 12-100mm Pro

When comparing the optical quality of two zooms, it is important to observe how they perform at the key focal lengths – in this case, 12mm (the widest focal length they share), 25mm (a mid-range value), and 40mm (the longest focal length they share). For reference purposes, I also included images taken at 100mm with the 12-100mm.

First let’s take a look at how sharpness compares at a distance.

With the lens set close to infinity, we found that there was no relevant difference in centre sharpness between the two lenses at 12mm, 25mm and 40mm, which makes sense given that both are PRO lenses from the same manufacturer. At all focal lengths, peak performance occurs between f/4 and f/5.6 and both are very sharp at these apertures. Happily, the performance at f/2.8 on the 12-40mm is very close to f/4.




At 100mm, the 12-100mm continues to perform admirably through the aperture range, with peak sharpness occurring between f/4 and f/5.6. As you can see in the crops below, it is capable of extracting even the finest detail from the fence and tree branches.

Diffraction begins to appear at f/8 but the performance is still very good. It only becomes more invasive by f/11 and f/16, and the results become unusable by f/22.

The corner of the frame tells a somewhat different story. At 12mm, the 12-40mm appears a little sharper at all apertures, with the difference being most evident at f/4.


12mm – 100% crops – Click to see a high resolution version

At 25mm, on the other hand, the tables turn in favour of the 12-100mm, especially at its fastest aperture. At this focal length, f/2.8 on the 12-40mm is visibly softer than f/4.


25mm – 100% crops – Click to see a high resolution version

Once we reach 40mm, the results become very similar on both lenses. The difference between f/2.8 and f/4 on the 12-40mm becomes even more pronounced at this focal length.


40mm – 100% crops – Click to see a high resolution version

So, what about sharpness at a close focus distance? To see if there were any differences, I repeated the same test and found almost identical results: the two lenses perform in a very similar manner at all focal lengths and apertures at the centre and are at their best between f/4 and f/5.6, though f/2.8 on the 12-40mm usually isn’t far behind.


12mm – 100% crops – Click to see a high resolution version
25mm – 100% crops – Click to see a high resolution version
40mm – 100% crops – Click to see a high resolution version

As for the 12-100mm at 100mm, it remains very sharp and detailed between f/4 and f/8.

100mm – 100% crops – Click to see a high resolution version

Another important characteristic to consider is the out-of-focus rendering of the two lenses, since both can work as makeshift portrait lenses thanks to their reach on the telephoto end, or even semi-macro lenses due to their close-focusing capabilities.

When set to 40mm (the longest focal length they share) and f/4 (the fastest aperture they share), it becomes clear that the out-of-focus rendering is nearly identical. The specular highlights are round across the frame except for in the extreme corners, and feature the same mottled appearance at the centre and heavy border around the circumference. The transition between elements is smooth, though you’ll get slightly creamier results and larger bokeh balls by opening the aperture to f/2.8 on the 12-40mm.


E-M1, 1/50, f/4, ISO 800 – 12-40mm at 40mm
E-M1, 1/50, f/4, ISO 800 – 12-100mm at 40mm
E-M1, 1/100, f/2.8, ISO 800 – 12-40mm at 40mm

A shallower depth of field is definitely easier to achieve with the 12-100mm for the simple reason that it extends further on the telephoto end. Though the bokeh balls are larger, they retain a similar appearance.


E-M1, 1/60, f/4, ISO 800 – 12-100mm at 100mm

The 12-100mm can focus as close as 15cm when set to 12mm, which is 5cm closer than the 12-40mm at the same focal length. Between the two, I prefer using the 12-40mm for close-up work at this focal length because the 12-100mm requires you to get extremely close to your subject – so close that the subject almost touches the front element. This can be inconvenient because the closer you are to the subject, the more likely it is you’ll cast a shadow on it. The examples featuring a cat ornament below exemplify this very well.

The more you zoom in with the 12-100mm, the further you must position yourself from the subject. By the time you reach 100mm, the minimum focus distance becomes 45cm while on the 12-40mm, it remains 20cm through the zoom range.

Also interesting to note is that the two lenses don’t produce the same composition at close focus distances. Below are two examples taken at 12mm.

Both lenses suffer from flare but the petal-shaped lens hood included in the kit does a very good job of mitigating the worst of it. Flare primarily appears in two forms: polygonal shapes and the infamous “purple blob” that often appears when you use Micro Four Thirds gear. It is quite similar on both lenses.

Distortion isn’t really an issue on either lens, though barrel distortion is more prevalent at 12mm on the 12-100mm than the 12-40mm.

Vignetting is present up until around f/5.6 on the 12-40mm and f/8 on the 12-100mm when set to 12mm. Once you zoom in to 40mm, however, only the 12-40mm seems to suffer.

As for chromatic aberration, I didn’t come across any relevant examples during my testing period, which would suggest that it is very well-controlled on both lenses.

Optical Stabilisation

Up until recently, none of Olympus’ lenses incorporated optical stabilisation because most Olympus cameras include some form of in-body stabilisation. All this changed with the release of the M.Zuiko 300mm f/4 PRO whose optical stabilisation, dubbed Sync IS, can be used in conjunction with the in-body stabilisation of the E-M1, E-M5 II, Pen F and E-M1 II.

The 12-100mm is the second lens to feature optical stabilisation and we can confirm that it works wonders when combined with the updated 5-axis stabilisation system of the E-M1 II. At 5 seconds, our hit rate was close to 100% while between 8-10 seconds, we could usually take an in-focus shot 50% of the time.


E-M1 II, 5s, f/5.6, ISO 200 – 12-100mm Pro
E-M1 II, 10s, f/11, ISO 64 – 12-100mm Pro

A few times, we even managed a decent result at 15 seconds, though nothing can beat the 20 second hand-held exposure Mathieu achieved whilst testing the E-M1 II in Spain a few months ago!


E-M1 II, 20s, f/4, ISO 400 – 12-100mm

When used on a non-stabilised body such as the 4-year-old Panasonic Lumix GF5, for example, the optical stabilisation continues to impress. With a few attempts, we managed to take an near-perfect shot at 4 seconds at the widest angle.


GF5, 4s, f/7.1, ISO 160 – 12-100mm at 12mm

Even at the telephoto end, the performance is excellent. We managed a 2 second exposure with the E-M1 II and a 0.4s exposure with the Lumix GF5.


E-M1 II, 2s, f/4, ISO 200 – 12-100mm Pro
GF5, 0.4s, f/4, ISO 640 – 12-100mm at 100mm

If you are interested in the lens’ IS capabilities for video, you’ll be happy to know that it performs really well. Of course, you won’t get the same amount of compensation as with sensor stabilisation but fixed shots are pretty stable and there isn’t any visible jittering.

The 12-40mm was one of the first PRO lenses, and as such, relies on the in-body stabilisation of Micro Four Thirds cameras. Our hope is that Olympus will eventually release a mark II version of this lens that features optical stabilisation.

Autofocus Performance

Similar to the other PRO lenses, the autofocus mechanism of both the 12-40mm and 12-100mm is fast and accurate in single and continuous autofocus, especially on the latest Micro Four Thirds cameras. It slows down a little in poor light or in situations with low contrast but this is only to be expected.

The autofocus motor itself is deadly silent, which makes the two lenses good companions for video work as well.

Below you can find some examples with both lenses taken in challenging autofocus situations.


E-M1, 1/1000, f/4, ISO 400 – 12-100mm
E-M1, 1/1000, f/4, ISO 640 – 12-100mm
E-M1 II, 1/800, f/4, ISO 1250 – 12-100mm Pro
E-M1, 1/1000, f/7.1, ISO 800 – 12-40mm E-M1, 1/1000, f/5.6, ISO 800 – 12-40mm
E-M1, 1/125, f/2.8, ISO 3200 – 12-40mm Pro

Conclusion

There are two main factors that put the 12-100mm f/4 at an advantage compared to the 12-40mm f/2.8.

One is its flexible focal range which boasts an extra 60mm beyond that of the 12-40mm. This makes it a better “all-purpose” solution, especially in situations where constantly changing lenses isn’t viable. A good example is travel photography due to the wide variety of subjects you might find yourself photographing in a relatively short period of time. What’s more, having just one lens that covers all your favourite focal lengths instead of 3 or 4 means you can keep your handheld luggage to a minimum, which is no small advantage for those always on the go.

The other strength is its mind-blowing optical stabilisation which lets you take long exposures hand-held without the need for a tripod. It works very well on non-stabilised bodies, and bowls you over on the OM-D E-M1 II, with which perfect 5 second exposures hand-held are the norm and 10-15 second exposures are physically possible.

However, there is much to be said for the constant 2.8 aperture of the 12-40mm, as it helps you to keep your ISO values down in poor light conditions and achieve a little more shallow depth of field. It is also smaller and lighter, so if you don’t often work at the telephoto end, you may find it more convenient to use for your daily work. And, of course, there is always the option of buying a second constant aperture zoom such as the to accompany the 12-40mm should you ever need a longer focal length.

Related articles you might enjoy:

Дата публикации: 20.07.2017

Объектив в работе

Широкий диапазон фокусных расстояний позволяет почти никогда не задумываться о том, что возможностей не хватит. Особенно отмечу именно широкоугольное положение 12 мм: если в телеположении недостаток увеличения ещё как-то можно компенсировать обрезкой лишнего, то у широкоугольника нехватка поля зрения компенсируется только при отходе назад. Также это можно сделать и за счёт съёмки нескольких кадров для панорамы, но в жанровых и репортажных снимках этот способ не годится.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/60 с, 12.0 мм экв. Cкачать RAW

При зумировании длина объектива увеличивается, и при 100 мм он длиннее своего короткофокусного положения почти вдвое.

Однако конструкция довольно лёгкая, и на балансировке камеры это никак не сказывается: снимать удобно при любом фокусном расстоянии.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 6400, F4, 1/125 с, 57.0 мм экв. Cкачать RAW

Фокусировка при «отъезде» сохраняется за счёт роста глубины резкости. При «наезде» она может и потеряться, но автофокус здесь молниеносный, так что доводка фокуса проблем не вызывает.

Минимальная дистанция фокусировки составляет от 15 до 45 см в зависимости от фокусного расстояния - чем оно меньше, тем ближе можно сфокусироваться. При этом никакой макрорежим включать не нужно, достаточно просто навести камеру и снять.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/400 с, 200.0 мм экв. Cкачать RAW

Хотя Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO не позиционируется как макрообъектив, при съёмке с близкого расстояния у него всё в порядке и с увеличением, и с качеством изображения. Чтобы убедиться в этом, я снял несколько мелких предметов в режиме «Супер-HD», когда камера отрабатывает восемь экспозиций со сдвигом сенсора и объединяет их в одно изображение размером 40 Мп.

Десятирублёвую монету с такой детализацией разглядывать почти столь же интересно, как и снимок знакомого городского района с высоты.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/10 с, 100.0 мм экв. Cкачать RAW

В связке с камерой Olympus OM-D E-M5 Mark II и другими моделями, оснащёнными системой стабилизации на основе сдвига сенсора, можно снимать в комбинированном режиме, когда вместе работают подвижный стабилизирующий элемент в объективе и встроенная в камеру система. Такая стабилизация настолько эффективна, что даже съёмка с выдержкой длиной в 1 секунду при фокусном расстоянии 100 мм не является проблемой.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1 с, 100.0 мм экв. Cкачать RAW

Причём это стабильно получаемый результат: я специально проверял это съёмкой нескольких кадров.

По сравнению с зеркальными камерами, съёмка с проводкой даётся легче и возможна на более длинной выдержке.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/30 с, 75.0 мм экв. Cкачать RAW

Выдержки даже длиннее 1 секунды приводят к смазу, только если сцена сама куда-нибудь сдвигается. В моих экспериментах «шевелёнка» началась только при выдержке в 2 секунды при ФР 100 мм. По сути, связка из камеры Olympus со стабилизированным сенсором и объектива Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO позволяет фотографу обойтись без штатива во всех случаях, кроме съёмки ночного пейзажа при лунном свете. Конечно, при съёмке в режиме «Супер-HD» штатив необходим, поскольку тут стабилизатор сенсора изображения не работает.

Оптический рисунок и боке

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F11, 1/200 с, 12.0 мм экв. Cкачать RAW

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/500 с, 24.0 мм экв. Cкачать RAW

В короткофокусном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO - отличный широкоугольный объектив с равномерным рисунком по всему полю кадра. Таким объективом здорово снимать и городскую архитектуру, и пейзаж.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/320 с, 172.0 мм экв. Cкачать RAW

Пожалуй, для пейзажиста, который выбрал для себя систему Olympus, объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO - едва ли не лучшее, что можно посоветовать.

Чтобы окончательно убедиться в возможностях Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO для съёмки пейзажа, я сфотографировал Ново-Иерусалимский монастырь на рассвете со склона холма. Съёмка велась в режиме «Супер-HD» со штатива. Разрешающей способности объектива даже на открытой диафрагме оказалось вполне достаточно для того, чтобы в домах справа различались оконные рамы. А ведь это целых три километра от камеры!

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/100 с, 94.0 мм экв. Cкачать RAW

Боке у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO мягкое, практически без двоений.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/10 с, 122.0 мм экв. Cкачать RAW

Форма бликов почти круглая, их заполнение тем равномернее, чем сильнее размытие. В размытых бликах даже при открытой диафрагме иногда видна структура из концентрических колец, вероятно, дифракционной природы. Зато хроматической аберрации в боке нет. Оно удивительно равномерное - блики круглые даже по углам кадра. Ещё интересно отметить, что у бликов в зоне размытия довольно чёткие края. Это делает боке не ватно-размытым, а объёмным.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F7.1, 1/800 с, 100.0 мм экв. Cкачать RAW

При съёмке с близкого расстояния фон размывается почти до полной неузнаваемости.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/50 с, 200.0 мм экв. Cкачать RAW

Несмотря на умеренную светосилу и сравнительно небольшой формат кадра, оказалось возможным снимать портреты с сильным размытием фона. Портреты объективом Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO фотографировать очень удобно: при съёмке с комфортного расстояния удалённый фон размывается сильно, а глубина резкости как раз достаточна для того, чтобы получить резким лицо и размыть волосы.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/160 с, 200.0 мм экв. Cкачать RAW

Даже в среднем положении зума фон ещё достаточно эффективно отбивается от фигуры.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/100 с, 62.0 мм экв. Cкачать RAW

Благодаря электронному видоискателю в камере не составляет труда подобрать такое фокусное расстояние, чтобы размыть только фон, а фигуру оставить резкой.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/60 с, 132.0 мм экв. Cкачать RAW

Бликозащита

Бликозащита у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO более чем достаточная для всех съёмочных ситуаций. Чтобы «пробить» объектив встречным светом, я сфотографировал пейзаж с солнцем в кадре и электричку с мощным головным прожектором. Как правило, эти два сюжета - самые трудные для бликозащиты.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/50 с, 200.0 мм экв. Cкачать RAW

Такая высокая стойкость к контровому свету обусловлена высококачественным чернением внутренних поверхностей объектива и фирменным покрытием Z Nano для оптических поверхностей.

Геометрические искажения

Логично ожидать, что объектив с таким большим интервалом фокусных расстояний и такой сложной конструкцией не будет полностью свободен от геометрических искажений. Действительно, в широкоугольном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO демонстрирует лёгкую бочкообразную дисторсию.

Хоть она и заметна, сильной её назвать нельзя - мне пришлось специально искать сюжеты, на которые она заметно влияла бы. В телеположении у Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO появляется лёгкая подушкообразная дисторсия, но заметить её позволит далеко не каждый сюжет.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 3200, F4, 1/25 с, 50.0 мм экв. Cкачать RAW

Портретная съёмка

Тревел-зум используют не только путешественники, но и фотографы-универсалы, которые снимают всё, что им нравится, или то, за что заказчики платят деньги. Чаще всего на заказ снимают портрет, а работать в этом жанре проще всего в студии. Света там, как правило, с избытком хватает для любых съёмок, поэтому самая ценная характеристика объектива для студийной работы - качество изображения, и основной его критерий - детализация, то есть передача контраста крупных и мелких деталей сцены.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F7.1, 1/100 с, 108.0 мм экв. Cкачать RAW

Детализация должна быть достаточно высокой, чтобы передавать фактуру тканей, кожи и волос, но слишком высокий её уровень усложняет съёмку, поскольку тогда приходится сильнее ретушировать дефекты кожи, которые есть у каждого человека.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/160 с, 58.0 мм экв. Cкачать RAW

В этом отношении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO представляет собой удачный компромисс. Фактура ткани ни разу не потерялась, а передача кожи оказалась довольно мягкой. Изображения лиц вполне естественные.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/160 с, 50.0 мм экв. Cкачать RAW

В студийных условиях Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO проявил себя как добротный надёжный инструмент, которым можно решить любую задачу фотографа-универсала.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/160 с, 94.0 мм экв. Cкачать RAW

Резкость и детализация

Фокусное расстояние 12 мм

В короткофокусном положении Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100 1:4.0 IS PRO обеспечивает наивысшую детализацию при полностью открытой диафрагме, и по мере её закрытия детализация по краям кадра снижается. Чем сильнее закрыта диафрагма, тем заметнее снижение детализации и даже резкости. То же самое относится и к центру кадра, но в меньшей степени.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/400 с, 12.0 мм экв.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/200 с, 12.0 мм экв.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/100 с, 12.0 мм экв.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 1/50 с, 12.0 мм экв.

E-M5MarkII / Olympus M.Zuiko Digital ED 12-100mm f/4 IS Pro УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/25 с, 12.0 мм экв.

Наряду с анонсом новой камеры E-M1 II на Photokina, Olympus представила три новых объектива. Рассмотрим последней зум — M.ZUIKO Digital ED 12-100mm F/4 IS Pro.

M.ZUIKO Digital ED 12-100mm F/4 IS Pro имеет функцию оптической стабилизации изображения. Она работает совместно со стабилизацией камер ОМ-D и PEN-серии, чтобы предложить большую компенсацию, особенно на длинном конце его увеличения. С помощью системы стабилизации на основе сдвига датчика Olympus Е-M1 II способна компенсировать в общей сложности 6,5 EV.

Часто такие большие числа являются маркетинговым ходом, но Olympus впечатляет своей системой стабилизации не первый год, поэтому есть все основания поверить вреальность этого значения.

Как мы уже видели на других объективах Olympus, 12-100mm имеет простой AF/MF переключатель для быстрого перехода между автоматическим и ручным фокусом.

M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100mm F/4 IS Pro охватывает эффективный диапазон фокусных расстояний от 24 до 200 мм, что делает его очень универсальным для путешествий и видеографии. Постоянная максимальная диафрагма F/4 будет оценена видеооператорами. Olympus предлагает более светосильные объективы, но ни один из них не охватывает такой широкий диапазон фокусных расстояний.

При настройке фокусного расстояния 12 мм объектив выглядит относительно компактным.