Наталья боярская дочь читать краткое. Николай карамзин - наталья, боярская дочь

Невозможно переоценить влияние на литературу и историю Николая Михайловича Карамзина. Выдающийся ученый и литературовед навечно воздвиг себе «памятник нерукотворный» своим выдающимся трудом «История государства Российского». Напомним, что именно благодаря этому человеку в нашу речь вошли слова, о которых вы, дорогие читатели, вероятно думаете, что они исконно русские: «влюбленность», «впечатление», «трогательный», «эстетический», «моральный», «будущность», «сцена».

Не более чем как анонс представим для этой повести Карамзина краткое содержание. «Наталья, боярская дочь», впрочем, заслуживает того, чтобы ее прочитали.

Прообразы персонажей повести

Одновременно документальным и ярким восприятием истории Отечества отличается писатель Николай Михайлович Карамзин. «Наталья, боярская дочь» - краткое и емкое художественное повествование, документально отображающее эпоху. Являясь глубоким знатоком фольклора, автор не писал свои произведения языком древнерусского эпоса, как было традиционно заведено. Хотя всегда четко обозначал исторические корни произведения. Для характерен документализм: историческая справка об эпохе всегда дополняет краткое содержание.

«Наталья, боярская дочь» имеет гносеологический источник, связанный с биографией боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Натальи Кирилловны Нарышкиной (матери Петра I). Его биография действительно драматична, сначала - блестящая карьера (боярин стал правой рукой царя Алексея Михайловича). После смерти сюзерена Артамона Сергеевича оболгали бояре-конкуренты, и он попал в опалу (при царевиче Эта яркая и трагическая биография разделена Карамзиным на две части: до опалы и после нее. В частности, мытарства с малолетним сыном Андреем преобразованы Карамзиным в горестную историю скрывающегося молодого боярина Алексея Любославского.

Сюжет повести

Объективность для настоящего ученого - превыше всего, поэтому сама история определяет повести Карамзина краткое содержание. Наталья, боярская дочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым. (Он - обладатель «благополучной» части биографии прообраза.) Боярин Матвей - в фаворе у царя и уважаем людьми, богат, деятелен, справедлив. Вдовец. Усладой его души является единственная дочь, красавица Наталья.

Она уже на выданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушки протекает в довольно узком русле, регламентированным сводом правил ведения домашнего хозяйства - «Домостроем». Однако повзрослевшая девушка всем своим существом ощущает потребность любить, ей уже узко жить в рамках «Домостроя», соединяющего воедино христианские нормы и бытовые рекомендации XVI века.

В храме на обедне она видит молодого человека, чей взгляд пробуждает в ней страсть. После вторичной встречи с ним няня организует молодым свидание. При встрече Алексей убеждает Наталью в необходимости следовать за ним и жениться без благословения отца. Так оно и случилось.

Когда няня и девушка увидели около лесного жилища Алексея вооруженных людей, то испугались, посчитав их разбойниками. Но Алексей успокоил их, рассказав историю опалы его рода. Тайно поженившись, они жили счастливо.

Далее - о том, что вассалы ратными делами доказывали свою лояльность царям, и свидетельствует краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» в канву своего повествования вводит тему войны и служения. Молодой человек узнал о начале войны с литовцами. Алексей принял твердое решение: доблестью заслужить милость царя и прощение рода. Жене Наталье он предложил на время вернуться к отцу. Но девушка, переодевшись в воинское платье, сказала, что и на войне будет с ним, называя себя его младшим братом.

Война закончилась победой. В боях неоспоримы были воинские заслуги Алексея. Сам царь наградил героя, но наивысшей наградой для Алексея стало прекращение опалы. Узнав же, что Наталья, как простой солдат, сражалась плечо к плечу с любимым, царь умилился, да и отец благословил их брак. Боярин прожил до глубокой старости вместе с дружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми. От лица автора повествования, который услышал эту историю от прабабушки, Карамзин в конце рассказа свидетельствует, что сам видел огромный камень над могилой Алексея и Натальи.

Вывод

По своим убеждениям Николай Михайлович Карамзин - консерватор. Но консерватор своеобразный, в оппозиции ко всему, что приходило в Россию извне. Он искренне считал путь развития Отечества особым, не западным. Историк идеализировал допетровскую эпоху. Именно этот ход мыслей, дорогие читатели, вы можете уловить, прочитав повесть «Наталья, боярская дочь». Краткое содержание его - удивительно гармонично, автор остроумен, читать интересно, в повести много тонкой иронии.

К сожалению, в реальной жизни не всегда все заканчивается хэппи-эндом. Когда взошедший на престол Петр I своею милостью признал невиновность боярина Артамона Сергеевича Матвеева, возвысил и вызвал того к себе, как раз тогда начался стрелецкий бунт. Боярина, пытающегося умиротворить назревающее восстание, смутьяны буквально разорвали на части прямо перед окнами царского дворца. Эта жестокая сцена глубоко впечатлила человека, впоследствии «прорубившего окно в Европу».

Карамзину в лице боярина Матвея не удалось создать образ видного государственного деятеля. При всем сочетании в нем многих добродетелей, боярин Матвей – образ бледный, расплывчатый. Этот «государственный муж» обычно лишь проливает обильные слезы: то горькие и печальные, то нежные и радостные. Но для понимания идейной направленности повести «Наталья, боярская дочь» этот схематичный образ имеет не меньшее значение, чем идеализированный в повести образ царя.

В «Наталье, боярской дочери» создана картина «идеальной» монархии, где царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора, а приближенный государя был верным и полезным ему советником, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и «заступником бедных соседей». Карамзин тем самым доставлял читателю материал для сравнения идеализированного прошлого с мрачной современностью, помогал ему яснее увидеть глубоко порочную реакционность екатерининского самодержавия.

Подобно «чувствительному», «благочестивому» царю повести, многими «добродетелями» наделен и боярин Матвей – «человек богатый, умный, верный слуга царский и, по обычаю русских, великий хлебосол». Владелец многих поместий, он «был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей». Но как боярин Матвей осуществляет государственную службу, как работает на «благо общественное», этого Карамзин в повести не показывает, утверждая лишь, что «наградой добродетелей» боярина были «любовь народная, милость царская». Характерно все же, что Карамзин ставит на первое место «любовь народную», а «царская милость» оказывается на втором.

Каково же было действительное отношение широких народных масс к царским приближенным (в частности к «ближним боярам» Алексея Михайловича), убедительно свидетельствуют исторические документы. В них же дается и правдивая характеристика царских приспешников. С особой силой ненависть к ним народа проявлялась в периоды наиболее резких обострений классовой борьбы – во время народных восстаний, волнений.

Действие в повести, как это можно понять по ряду указаний и намеков, происходит во вторую половину XVII века, вероятнее всего, в царствование Алексея Михайловича. В «Наталье, боярской дочери» царь изображается не только «чувствительным», но и «благочестивым», утешающим своих подданных в их несчастьях, способным разгневаться, лишь встретив нарушение справедливости и правосудия.

Картина «государственной» гуманности и справедливости, начерченная в «Наталье, боярской дочери» быть может, несколько робко, но довольно недвусмысленно, показывала Екатерине II и ее фаворитам, какими должны быть монархия, сама императрица и ее приближенные.

В этом плане повесть должна быть включена в тот процесс борьбы передовых писателей XVIII века, которую они вели за подъем национального самосознания среди русских читателей.

Разумеется, «исторический» материал, включенный в повесть,- это только фон, на котором развивается типичный сентиментальный сюжет о развитии взаимного чувства двух молодых людей. Но существенно отметить еще раз тот факт, что благополучная развязка в судьбе героев, достижение ими взаимного счастья обусловлены прежде всего той «общественной» гармонией, которая якобы царила в прошедшие времена.

Однако (как свидетельствуют документы) Алексею Михайловичу были свойственны также и совсем другие черты характера, если не ускользнувшие от внимания писателя, то не импонировавшие ему и сознательно им не показанные. В царствование Алексея Михайловича Тайной канцелярии не существовало, однако широко практиковались и были обязательны для населения изветы (доносы), «слово и дело государевы». «Гораздо тихий», царь был, оказывается, весьма вспыльчивым, нередко бранился, и устно и письменно, прибегал даже к рукоприкладству. На одном из заседаний Боярской думы царь изругал, побил и пинками вытолкал из комнаты своего тестя, боярина И. Д, Милославского. Избил также царь и старика Р. М. Стрешнева за то, что тот отказался вместе с ним «отворить» себе кровь.

Выступая против раболепствующей перед Западом части современного ему общества, Карамзин напоминает читателю о героическом прошлом, о преданности родине русского народа. Устами боярина Матвея, одного из действующих лиц повести, писатель дает глубоко патриотическую характеристику мощи и силы русского войска, несокрушимости Русского государства: «Государь! надейся на бога, и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские, тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их иод-ругою».

Следует отметить, что и боярин А. С. Матвеев, возможный прототип боярина Матвея в повести Карамзина, также подвергся насильственной смерти 15 мая 1682 г. во время дворцового переворота, произведенного Милославскими с помощью стрельцов. Но выступление стрельцов 1682 г. не было простым дворцовым переворотом: совместно со стрельцами выступили посадские люди, холопы и крепостные крестьяне, разгромившие Судебный и Холопий приказы.

В связи с идейным замыслом автора значительной идеализации подвергся и другой «исторический» персонаж повести- боярин Матвей Андреев. По своему высокому государственному положению боярин Матвей соответствует приближенному Алексею Михайловичу – боярину А. С. Матвееву, игравшему при царе важную роль.

И еще одну цель преследовал Карамзин, обращаясь к историческому прошлому русского народа и противопоставляя его своей современности,- осуждение «чужебесия» (как тогда называли раболепное преклонение перед всем иностранным), получившего в среде русского дворянства широкое распространение.

Для Карамзина были характерны сочувственное отношение к личности Алексея Михайловича и идеализация его правления и позже. Так, в статье «О Тайной канцелярии», полемизируя с «легким французским автором» Левеком и «иностранным профессором Русской истории» Шлецером, утверждавшим, что при Алексее Михайловиче существовала Тайная канцелярия, Карамзин писал: «Как! Царь Алексей Михайлович, добрый и человеколюбивый, основал страшное судилище? Для чего? какие чрезвычайные опасности и заговоры могли оправдать сие учреждение? В царствование славное и кроткое подняло голову чудовище? при Государе, которого Бояре Русские окружали с любовью и почтением (ибо он не казнил и не душил их подобно Ивану Васильевичу, не боялся их подобно Годунову, не равнялся с ними подобно Шуйскому, и царствовал смелее, надежнее своего родителя) – при Государе, который иногда (например, во время Новгородского и Псковского мятежа, во время двух бунтов московской черни) умел быть правосудным, но всегда любил прощать и миловать?»

Об этом произведении Н. М. Карамзина следует сказать, что оно не так известно читателям, как «Бедная Лиза». Постараемся передать суть этого небольшого произведения.

События произведения происходят во времена допетровской России. Героиня, именем которой названа повесть, - дочь богатого боярина Матвея. Ее мать умерла, девочку воспитывала няня. Жизнь Натальи подчинена правилам «Домостроя».

Как пишет Карамзин, Наталья, боярская дочь, каждое утро в сопровождении няни посещает церковь, потом раздает милостыню нуждающимся людям. Дома девушка занимается рукоделием: вышивает, плетет кружево, шьет.

Повесть «Наталья, боярская дочь» рассказывает нам, что одно из немногих развлечений девушки - прогулка с няней в саду, после чего она вновь занимается рукоделием.

По вечерам она может общаться с подружками, конечно, под присмотром няни.

Жизнь девушки небогата событиями, что, конечно, делает Наталью мечтательной. Она очень добрая, душевная, любит своих близких. Рассматривая краткое содержание «Наталья, боярская дочь», отметим, что молодая боярыня способна воспринимать красоту природы. Она восхищается Москвой.

Девушка обладает всеми женскими добродетелями: она послушна, любит трудиться. Словом, Наталья впитала в себя все правила «Домостроя».

Однако, как отмечает Карамзин, Наталья, боярская дочь, конечно, не могла не грезить о любви. Встреча с возлюбленным произошла в церкви. Девушка влюбилась в совершенно незнакомого молодого человека. На следующий день она снова отправляется в Божий храм, но не встречает там Его. Наталья по-настоящему расстроена, она тоскует, не может есть и пить. Новая встреча с возлюбленным делает ее счастливой. Добрая няня помогает девушке встретиться с молодым человеком, так продолжает свою повесть Карамзин («Наталья, боярская дочь»). Главные герои, молодая боярыня и Алексей, решают сбежать и обвенчаться тайно.

Карамзин показывает нам переживания девушки. Она испытывает первую любовь и слепо доверяет Алексею, но это светлое чувство омрачает ощущение вины перед отцом, ей стыдно перед ним. Однако Наталья, следуя правилам «Домостроя», во всем готова слушаться мужа, как истинная жена. Девушка обретает истинное счастье с Алексеем, но молится, чтобы отец простил ее. Безмерное счастье Натальи внезапно омрачилось тем, что мужу пришлось идти на войну. Судьба заставляет девушку сделать невозможное для многих очень сильных женщин: она прячет волосы, надевает одежду воина и сражается с врагом, как настоящий мужчина. Такой самоотверженный поступок не мог не заставить отца простить ее.

Образ боярина Матвея

Итак, краткое содержание «Наталья, боярская дочь» вполне смогло передать сюжет повести. Однако мы ни слова не сказали об отце девушки Матвее Андрееве. Его образ отнюдь не является олицетворением значимого государственного деятеля, каким он должен быть, согласно сюжету. Карамзин наделяет его многими добродетелями, но образ при этом остается бледным. Этот человек способен проливать слезы в горе и в радости. Однако такой блеклый образ был создан Карамзиным неслучайно, он помогает понять идейную направленность произведения.

Картина «идеальной» монархии

Возможно, подобное замечание излишне, если наша задача - передать краткое содержание. «Наталья, боярская дочь» - произведение, в котором создан образ «идеальной» монархии. В таком государстве единственная забота царя - это благополучие собственного окружения. Монарх снисходителен к подданным. Простота обращения, описанная в произведении, совершенно отлична от распущенных нравов, царящих при Екатерине. Приближенный царя - верный советник, который никогда не пользовался преимуществами своего положения. В своем произведении Карамзин обличает порочные стороны правления Екатерины Великой.

Отношение народа к приближенным царя

В своем произведении Карамзин указывает, что боярин Матвей - царский слуга, который, подобно государю, наделен многими человеческими добродетелями. Он умен, богат, хлебосолен. Матвей является заступником для своих соседей, их покровителем. Однако автор ни слова не говорит о том, как боярин несет свою службу. Он лишь повествует о народной любви к этому государственному мужу.

В реальности народ ненавидел приближенных царя, что является абсолютным контрастом для созданной Карамзиным картины.

Историческая эпоха

Исторические события, описанные в произведении, скорее всего, имеют отношение ко второй половине семнадцатого века. Предположительно, это эпоха правления Алексея Михайловича. Государь в произведении изображается очень благочестивым, чувствительным. Он утешает своих приближенных, а прогневить его может только нарушение принципов справедливости.

Это произведение довольно открыто указывает на то, каким должен быть порядок в государстве, как должны выглядеть монарх и его окружение.

Исторический фон помогает понять, что такая история любви могла иметь счастливое завершение лишь в условиях государственной гармонии.

Истинный портрет царя Алексея Михайловича

Романтический сюжет повести не нашел места для того, чтобы рассказать об иных сторонах правления и чертах характера этого государя.

При нем были приняты доносы, а «мирный» царь в действительности был достаточно вспыльчив, позволял себе браниться, а также прибегал порой к рукоприкладству. В частности, известен факт, что на заседании Боярской думы государь побил и выгнал боярина Милославского, который приходился ему тестем.

Прототип боярина Матвея

Есть предположения, что образ отца Натальи «срисован» с реального исторического персонажа. Скорее всего, им стал боярин А. С. Матвеев, который во время дворцового переворота 1682 года был подвергнут насильственной смерти.

Мы закончили изложение краткого содержания произведения «Наталья, боярская дочь», основная мысль которого состоит в том, что при правильном и справедливом правлении могут быть счастливы все люди. В заключение хочется добавить, что Карамзин обращался к истории русского государства еще для того, чтобы показать, насколько прошлое нашей земли отлично от современного поклонения перед всем иностранным. Подобное осуждение «чужебесия» также призвано обратиться к патриотическим чувствам соотечественников.

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом. Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить. Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла - это он. Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику. Тогда Алексей признался, что он - сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету. «Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу. Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть - о войне с литовцами. Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода. Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это - сын боярина Любославского. Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались. Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.

Николай Михайлович Карамзин

«Наталья, боярская дочь»

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом. Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить. Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла — это он. Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику. Тогда Алексей признался, что он — сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету. «Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу. Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть — о войне с литовцами. Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода. Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это — сын боярина Любославского. Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались. Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.

Когда-то давно жил в Москве Матвей Андреев – богатый и знатный боярин, правая рука самого царя. Он был вдовцом и отцом прекрасной девушки Натальи. Красавица не была грамотной, но имела тонкую и добрую душу. Наталья занималась рукоделием, а вечером встречалась с подругами. Ее матерью стала милая и верная нянечка – служанка покойной. В возрасте семнадцати лет Наталья задумалась о великом чувстве любви. Она не могла понять, что с ней происходит, как-то грустно и тоскливо было на сердце.

Однажды зимой в храме девушка встретила молодого и человека и тут же поняла, что это ее суженый. Юноша начал провожать Наталью до калитки дома, при этом, не проронив ни слова. А однажды пришел к ней домой. Няня дала разрешение на встречу. Звали парня Алексей. Он признался в своей любви к Наталье и стал уговаривать девушку тайно с ним обвенчаться, потому что боялся, что отец не отдаст дочку замуж за него. А после венчания обещал броситься в ноги боярину и просить простить молодых. Девушка согласилась и в тот же день влюбленные направились в церквушку для совершения обряда. Потом вместе с няней молодые отправились в чащу леса, где в маленькой избушке жил Алексей.

Няня очень испугалась, подумав, что парень оказался разбойником. Но Алексей поведал ей, что является сыном опального боярина Любославского, который был незаконно арестован много лет тому назад из-за взбунтовавшихся бояр, но сбежал из плена, а после умер на руках сына. Алексей приехал в город восстановить честное имя отца и поселился в лесу. А после встретил Наталью и влюбился.

Отец Матвей, узнав о пропаже, пожаловался царю и тот приказал начать поиски девушки. До самого лета девушку не могли найти, а она благополучно жила в лесу вместе с няней и мужем. Но временами дочь скучала по родному Матвею. Регулярно она получала от верного человека вести о нем. Но однажды пришла весть о войне с литовцами. Алексей решил отправиться на войну и доказать свое честное имя. Наталью же хотел отправить домой, но она наотрез отказалась бросать милого, и пошла на войну вместе с ним. Ей пришлось переодеться в мужской наряд и назваться младшим братом Алексея.

Спустя некоторое время армия царя получила победу. Царь с гордостью принимал у себя самых храбрых героев, в числе которых оказался Алексей. Уже было известно о несправедливом наказании его отца. Царь и боярин простили молодых. Вскоре они переехали в город и снова обвенчались. Алексей получил высокую должность при дворе царя, а боярин Матвей прожил до конца своих дней в окружении семьи и внуков.

Сочинения

Нравственные проблемы в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»