На этой реке погиб атаман ермак тимофеевич. Жизнь и смерть ермака тимофеевича

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ермак Тимофеевич - атаман казаков, прославившийся смелостью и находчивостью, герой народных песен. Один из его военных походов положил начало освоению Сибири Российским государством.

Биография Ермака Тимофеевича

Ермак Тимофеевич родился в крестьянской семье; точная дата неизвестна: 1537 - 1540 годы. Предположительно, родина Ермака - древнее село Борок на Северной Двине. Первое упоминание об этом поселении относится к 1137 году. По поводу его имени тоже существует несколько версий; по одной из них имя Ермак - это вариант русского имени Ермолай, а по другой версии полным именем Ермака было Василий Тимофеевич Аленин. Фамилиями в русских селах того времени мало пользовались, и людей называли или по имени отца, или по прозвищу.

Голодное время вынудило Ермака в юности уйти из родных мест - оказавшись в одном из волжских селений, он нанялся в разнорабочие и оруженосцы к старому казаку. Серьезно учиться ратному делу Ермак начал с 1562 года, когда в одном из сражений добыл себе оружие.

Отвага, справедливость и острый ум - полезные для воина качества; именно они и помогали Ермаку во многих сражениях, и сделали его атаманом. Он изъездил степь от Днепра до Яика, ему приходилось сражаться на Дону и Тереке. Еще известно, что будущий покоритель Сибири Ермак Тимофеевич сражался под Москвой с Девлет-Гиреем.

В биографии Ермака Тимофеевича много славных побед. В Ливонской Войне он был командиром казачьей сотни. Освобождение осажденного Пскова тоже происходило с его участием. Атаман принимал участие и в победе Хворостинина над шведами под Лялицами.

На службе у Строгановых

Уральские купцы Строгановы - известный российский купеческий род. В XVI веке ими был основан солеваренный промысел в Архангельском крае. Развивая земледелие и ремесла, купцы активно сотрудничали с правительством; они подавляли восстания местных народов, присоединяя тем самым новые земли к российской территории.

Внуки основателя солеварного производства, Максим Яковлевич и Никита Григорьевич Строгановы, призвали Ермака в 1581 году для защиты края от сибирских татар и военного похода в Сибирь.

Дружина из полутысячи казаков под руководством Ермака и других атаманов (Якова Михайлова, Ивана Кольцо, Никиты Пана, Богдана Брязги, Черкаса Александрова, Матвея Мещеряка) прибыла на реку Чусовую. Хан Кучум совершал на эти места грабительские набеги, и в течение двух месяцев казаки отражали его нападения.

Поход в Сибирь

В 1581 году было принято решение организовать поход в Сибирь. Был сформирован отряд из 840 человек, снабженный всем необходимым, и погруженный на 80 лодок-срубов. В путь к Тагильскому перевалу в Уральских горах отправились в сентябре. Неся корабли на себе, топорами прорубая дорогу, казаки достигли цели и построили себе для зимовки Кокуй-городок. Весной сплавились по Тагилу до Туры.

Первые же сражения были легко выиграны; Ермак Тимофеевич без боя занял городок Чинги-Туру с его сокровищами - золотом, мехами, серебром. За весну и лето было выиграно еще три сражения с татарскими князьками, была взята богатая добыча.

В ноябре хан Кучум собрал войско из 15 000 воинов, чтобы сразиться с казаками у Чувашского мыса. Но он был побежден и отступил в Ишимскую степь. Через четыре дня после этого сражения, 8 ноября 1582 года, Ермак Тимофеевич победителем вошел в столицу сибирских татар - город Кашлык. На поклон к казакам один за другим являлись представители селений коренных сибирских народов с дарами. Ермак всех встречал по-доброму, обещал защиту от татар и обязал платить ясак - пошлину. После присяги эти народы становились подданными российского царя.

В конце 1582 года Ермак Тимофеевич отправил в Москву послов с новостями. Царь Иван IV милостиво встретил их и одарил подарками, после чего отправил к Ермаку в Сибирь экспедицию, возглавляемую князем Семеном Болховским. Почти два года понадобилось отряду из 300 стрельцов на то, чтобы дойти из Москвы в Кашлык. За это время Ермак одержал еще несколько побед над татарскими князьками, и еще больше расширил территорию России, увеличил количество данников.

Зима 1584/1585 годов была очень голодной, казакам не удалось заготовить достаточное количество припасов. Глубокие снега делали невозможной охоту, дули ледяные ветра. Татары объединились и восстали, заблокировав войско Ермака в Кашлыке. Только летом вылазка Матвея Мещеряка помогла отогнать татар от города. От войска осталось меньше половины, трое сотников были убиты врагами.

В августе 1585 года Ермак получил ложное известие о торговом караване, идущем в Кашлык. Поверив, он направился с небольшим войском к устью Вагая. Ночью Кучум напал на отряд казаков, убил Ермака и еще 20 человек. Так заканчивается биография Ермака Тимофеевича - покорителя Сибири.

Узнав печальную новость, казаки, оставшиеся в столице Сибирского ханства, решили там не зимовать. Атаман Матвей Мещеряк увел остатки войска на родину. В 1586 году на этом месте основали город Тюмень.

Дата рождения: 1531 года.
Место рождения: неизвестно.
Дата смерти: 6 августа 1585 года.
Место смерти: Сибирское ханство.

Ермак Тимофеевич – завоеватель Сибири, путешественник.

До сих пор точно не известна дата рождения Ермака и его происхождение. По одной версии он был с Камы, по другой с Дона.

Ермак -это сокращение от имени Ермолай. Но некоторые писатели и исследователи утверждают, что Ермака звали Василий. Фамилия его также неизвестна – называются версии Аленин, Тимофеев и Токмак.

Начинал свою службу Ермак с должности атамана в составе одной из дружин, которые грабили купцов по Волге.

Затем он стал командовать сотней казаков в Ливонской войне. В 1581 году дошел до Литвы и Могилева, а затем снимал осаду с Пскова.

В 1582 году участвовал в битве под Лялицами с дружиной более 550 человек. Затем эта дружина пошла по приглашению уральских купцов Строгановых для их защиты от Кучума – сибирского хана.

1 сентября 1581 года Ермак со своей дружиной выдвинулся за Урал. Против их 500 человек дружины хан Кучум располагал 10-тысячной армией. Кучум был очень жестоким по отношению к коренным народам Сибири, поэтому те попросили защиты у казаков, а также входили в состав ханского войска, что обеспечивало его ненадежность.

Дружина Ермака поднималась на суднах по реке Чусовой до сибирского волока, где разделялись Кама и Обь. Там они зазимовали и попутно разведывали южный путь. Там они подверглись атаке татар, и лишь в 1582 году направились в Туру. По пути 2 раза на них нападали татары, но Ермак успешно им противостоял.

1 августа они разбили одно из войск Кучума, затем при подходе к Иртышу главное его войско, и хану пришлось бежать в Ишим.

26 октября 1582 года Ермак вступил в город Сибирь, а через 4 дня коренные народы начали привозить ему дары. Ермак всех принимал и обещал защищать от хана. Взамен народы обязаны были уплачивать ясак и считаться подданными русского царя.

В декабре 1582 года еще один татарский отряд пытался разбить войско Ермака, но тоответил ему отпором.

В 1583 году Ермак продолжал завоевывать татарские города по всему Иртышу.

Затем направил гонца к Ивану Грозному, который отправил дружине богатое вознаграждение и доспехи.

В 1584 году удача отвернулась от Ермака – один за одним умирали его атаманы, и только чудом удалось не сдаться в плен.

6 августа 1585 года не сумел выжить и Ермак. Его войско шло по Иртышу, и во время ночевки на них коварно напали. По легенде, Ермак был в двойной кольчуге, подаренной ему царем, спасался вплавь по реке, но утонул.

Кучум вновь завладел Сибирью, но через год казаки вернулись туда с новым отрядом.

По легенде, тело Ермака было выловлено татарами, которые надругались над ним, а затем похоронили. Ермак был захоронен в деревне Баишево, а недавно появилась версия о могиле в Башкортостане.

В 1915 году близ города Кашлыка была найдена та самая подаренная Иваном Грозным кольчуга.

Достижения Ермака Тимофеевича:

Первым завоевал Сибирь

Даты из биографии Ермака Тимофеевича:

Примерно 1531 год – рождение
1581 год – первое упоминание как об атамане и участнике военных действий
1582 год – поход на Сибирь
26 октября 1582 год – отпор войскам Кучума и завоевание Сибири
6 августа 1585 года – умер

ЕРМАК Тимофеевич (между 1537 и 1540 - 1585), российский казачий атаман. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Погиб в бою с ханом Кучумом. Герой народных песен.

ЕРМАК (Ермолай) Тимофеевич , кличка Токмак (между 1537 и 1540, село Борок на Северной Двине - 05 августа 1585, берег Иртыша близ устья Вагая), русский землепроходец, завоеватель Западной Сибири, казачий атаман (не позже 1571).

"Родом неизвестный..."

Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Голод в родных краях вынудил его, крестьянского сына, человека недюжинной физической силы, бежать на Волгу, чтобы наняться к старому казаку в "чуры" (разнорабочий в мирное время и оруженосец в походах). Вскоре в бою он добыл себе оружие и примерно с 1562 начал "полевать" - постигать ратное дело. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем. Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом. В Ливонской войне 1581 командовал флотилией волжских казаков, действовавшей по Днепру у Орши и Могилева; возможно, участвовал в операциях под Псковом (1581) и Новгородом (1582).

"Сибирское взятие"

По велению Ивана Грозного дружина Ермака прибыла в Чердынь (близ устья Колвы) и Соль-Камскую (на Каме) для укрепления восточной границы купцов Строгановых. Вероятно, летом 1582 они заключили с атаманом соглашение о походе на "сибирского султана" Кучума, снабдив припасами и оружием. Возглавив отряд из 600 человек Ермак 1 сентября начал поход в глубь Сибири, поднялся по реке Чусовой и ее притоку Межевая Утка, перешел на Актай (бассейн Тобола). Ермак спешил: лишь внезапное нападение гарантировало успех. Ермаковцы спустились в район нынешнего города Туринска, где рассеяли передовой отряд хана. Главное сражение разыгралось 26 октября на Иртыше, на мысе Подчуваш: Ермак разбил татар Маметкула, племянника Кучума, вступил в Кашлык, столицу Сибирского ханства, в 17 км от Тобольска, и нашел там много ценных товаров и пушнины. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними - местные татары с дарами. Ермак встречал всех "лаской и приветом" и обложив податью (ясаком), обещал защиту от врагов. В начале декабря воины Маметкула убили группу казаков, рыбачивших на озере Абалак, близ Кашлыка. Ермак настиг татар и уничтожил почти всех, но Маметкул спасся.

Поход на Обь и посольство в Москву

Для сбора ясыка на нижнем Иртыше в марте 1583 Ермак отрядил партию конных казаков. Они встретили небольшое сопротивление. После ледохода на стругах казаки спустились по Иртышу, под видом ясака захватывая в приречных селениях ценные вещи. По Оби казаки дошли до холмистого Белогорья, где река, огибая Сибирские Увалы, круто поворачивает на север. Здесь они нашли только покинутые жилища, и 29 мая отряд повернул обратно. Для получения помощи Ермак направил в Москву 25 казаков. Посольство прибыло в столицу в конце лета. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил государственных преступников, примкнувших к Ермаку ранее, и обещал послать еще 300 стрельцов.

Гибель Ермака

Смерть Ивана Грозного нарушила многие планы, и стрельцы-казаки добрались до Ермака лишь осенью в разгар восстания, поднятого карачи (высшим советником Кучума). Небольшие группы казаков, рассеянные по огромной территории, были перебиты, а основные силы Ермака вместе с подкреплением из Москвы 12 марта 1585 были блокированы в Кашлыке. Подвоз продовольствия прекратился, и среди русских начался голод; многие погибли. В конце июня в ночной вылазке казаки перебили почти всех татар и захватили обоз с продовольствием; осада была снята, но у Ермака осталось около 300 бойцов. Через несколько недель он получил ложное известие об идущем в Кашлык торговом караване. Ермак поверил и в июле с 108 казаками выступил к устью Вагая, разбив там татар. Но о караване ничего не узнал. Вторую победу Ермак одержал близ устья Ишима. Вскоре он вновь получил сообщение о торговом караване и вновь поспешил к устью Вагая. Дождливой ночью коварный Кучум неожиданно напал на стан казаков и перебил около 20 человек, погиб и Ермак. 90 казаков спаслись в стругах. Смерть атамана Ермака, который был душой всех походов, сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, вернулись на Русь.

О Ермаке еще в 16 в. были сложены предания и песни, позднее его образ вдохновлял многих писателей и художников. В честь Ермака назван ряд населенных пунктов, речка, два ледокола. В 1904 в Новочеркасске ему поставлен памятник (скульптор В. А. Беклемишев, архитектор М. О. Микешин); его фигура выделяется на монументе 1000-летия России в Новгороде. Кстати, если Вам необходимо выполнить работы с разнообразными металлоконструкциями, то помочь сможет

Символ русского бесстрашия

Ермак – имя необычное. Нет и не было другого человека, которого бы звали так, потому что нет в православных святцах такого имени. А был легендарный казачий атаман человеком набожным и, конечно, крещеным. Некоторые ученые считают, что Ермак – это измененное имя Ермолай. По Ермолаю и служат панихиды, поминая Ермака. Но были мнения и о том, что по-настоящему Ермака звали то ли Германом, то ли Еремеем. Одна летопись, считая имя Ермак прозвищем, дает ему христианское имя Василий.

Есть сведения, что в юности лихой атаман занимал скромную должность кашевара в Волжской станице и молол хлеб на «ермаке» – ручной мельнице. Но каково бы ни было происхождение имени, человек, его носящий, известен и овеян славой как Ермак Тимофеевич. Да еще и при жизни среди местного остяцкого населения Сибири (ныне остяков называют хантами) имя Ермак было нарицательным. Автор исторического романа «Ермак» Евгений Федоров пишет, что, завидя казачьи струги на Иртыше и Оби, рыбаки безбоязненно подплывали к ним, предлагая рыбу, и, наслышавшись о русских, встречали казаков возгласами:

– Ермак! Ермак!

Имя или прозвище одного человека стало символом русского бесстрашия.

Подвиг

1 сентября 1581 года дружина казаков под начальством Ермака выступила с Урала в поход на восток. Под звуки военных труб и сопелей казаки поплыли вверх по Чусовой, чтобы потом волоком на руках перетащить свои суда к притокам великих сибирских рек: плыть по Жеравле, Баранче, Тагилу, Туре, Тоболу. Было в Ермаковом войске 540 казаков его отряда да 300 ратных людей уральских промышленников братьев Строгановых. Было в дружине три сподвижника Ермака (главный – Иван Кольцо), четыре выборных есаула, а еще писари, знаменщики, три священника, трубачи, литаврщики и барабанщики и даже «человек Божий» – старец-бродяга. Шли в Сибирь всерьез и надолго. По одним сведениям, стремление к освоению новых земель для Руси было заветным желанием самого Ермака, по другим – это была инициатива Строгановых. Снаряжали дружину точно уральские купцы. А царя Ивана Грозного в завоевательной политике трудно обвинить. Он даже гневался на Строгановых за ссоры с местными князьями, данниками сибирского «салтана», и требовал отослать Ермака в Пермь. Да тот уже ушел в противоположном направлении.

На Туре и в устье Тавды разбили татар казаки. Хан Кучум выслал против них войско своего родственника Маметкула, но и оно было разбито на берегу Тобола. Стрелы туземцев были бессильны против ружей. Тогда Кучум, сам чужак в этих краях и завоеватель, убивший властителя Сибирской орды, дружественного Москве князя Едигера, стал собирать войско из татар и подвластных ему остяков. Кучум был стар и слеп, но чрезвычайно воинственен и нетерпим к русским. Силы он собрал несметные: тридцать человек против одного воина Ермака. На казачьем кругу решали: что делать? Уклониться от боя посчитали позором и «преступлением слова своего». Решили положиться на Божью помощь, постоять за веру православную и послужить царю до смерти.

Битва была 23 октября 1582 года на горе Чувашево близ нынешнего Тобольска. Казаки потеряли 107 человек и победили. Ермак вступил в столицу сибирского царства Искер, или иначе Сибирь. Город был пуст, но постепенно татары, остяки и вогулы (манси) приходили бить челом победителю. Иван Кольцо был послан к Ивану Грозному с известием, что Бог подарил государю сибирскую землю, и просить присылки подкрепления. Осужденный в прежние годы за разбой Иван Кольцо был прощен. Царь послал в подарок Ермаку два панциря, серебряный ковш, камки и шубу со своего плеча.

Личность

Происхождение Ермака овеяно тайной. По одному преданию, дед его был посадским человеком города Суздаля и занимался извозом, а затем удалился в Прикамье, где родился знаменитый внук. Другая летопись называет Ермака уроженцем Качалинской станицы на Дону. Как бы то ни было, очевидно, что этот человек прославился не знатностью предков, а собственными качествами. Русский историк Александр Нечволодов пишет: «Ко времени появления его у Строгановых это был настоящий русский богатырь, отважный и решительный, предприимчивый и умный, отлично знающий людей и закаленный как в борьбе с суровой природой, так и со всеми житейскими невзгодами. Ермак, кроме того, отличался замечательным красноречием и умел вовремя сказанным словом, исходившим из глубин его исполинской души, побуждать своих смелых соратников на бесстрашные подвиги».

Мощь натуры и сила духа соединялись со строгостью жизни и умением обуздывать темперамент. В дружине Ермака «блуд и нечистота в великом запрещении», отмечал летописец. А когда был занят Искер, Ермак Тимофеевич строго запретил своим казакам делать малейшее насилие местным жителям – и всех встречал ласково. Атаман не был свирепым и мстительным – возможно, тем отчасти и объясняются его успехи в покорении Сибири Москве. Хотя удача не всегда сопутствовала Ермаку.

Гибель

Пришли на помощь ратные люди из столицы под предводительством воевод Болховского и Глухова. Но не хватало съестных припасов, распространялись болезни. Страшнее, однако, было восточное коварство. С наступлением весны 1584 года местные жители подвезли продовольствие, но казаков постигла другая беда. Один из данников Кучума, Карача-Мурза, притворился верным русскому царю и попросил у Ермака помощи против ногайцев. Атаман послал Ивана Кольцо с отрядом в 40 человек. Все были убиты. Атаман Яков Михайлов отправился за вестями о товарищах и тоже был убит. А в августе сам Ермак выступил в устье Вагая, потому что узнал, будто идет на север караван с товарами и Кучум хочет перерезать ему путь. В ожидании каравана воины уснули на иртышском острове. За всеми передвижениями зорко следил Кучум. Ночью его люди напали на спящих. Проснувшись, Ермак бросился к своему стругу, но, одетый в тяжелый, жалованный царем панцирь, не доплыл до судна и, попав в водоворот, утонул. Это случилось в ночь с 5 на 6 августа 1584 года.

Его тело прибило к берегу 13 августа. По преданию, когда татары стали снимать с атамана одежду, изо рта и носа Ермака хлынула кровь, будто он был еще жив. Тело было выставлено напоказ, и каждый местный житель мог стрелять в него из лука и колоть копьем. Но кровь продолжала литься, и птицы не решались клевать труп. Всех, кто был рядом, объял ужас, кощунство прекратили. Ермака приняли за Бога и похоронили под сосной. После этого закололи 30 быков и 10 баранов и справили богатую тризну по русскому богатырю.

После гибели Ермака казаки на время ушли из Сибири. Но противоречия в ханстве вели к его концу. А Русь Великая мощно двинулась на восток. В 1586 году основана Тюмень, в 1587 году положили начало Тобольску, в 1592-м родились Пелым, Березов и Обдорск, в 1594-м Тара и Сургут, в 1601-м – Туринск, в 1604-м – Томск…