«Монастырь на Казбеке» А. Пушкин. Путешествие по Грузии. Степанцминда (Казбеги), Гергетский монастырь и Казбек, Дарьяльское ущелье

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!

В стихотворении "Монастырь на Казбеке" А.С. Пушкин запечатлел Гергетский монастырь.
Гергетский мужской монастырь находится в Грузии, всего лишь в 11 км от границы с Россией, недалеко от села Степанцминда и деревни Гергети. Гергетис Цминда Самеба является самым высокогорным строением в Европе, поэтому не удивительно, что привлекает она не только верующих людей, но и атеистов. Высота, на которой находится Гергетский монастырь, составляет 2 170 метров от уровня моря.


Что послужило причиной построить церковь так высоко от местных жителей? Если в целом, то строить храмы в горах - традиция в Грузии, вероятно, чтобы человек потрудился ради Бога, поднимаясь на гору, и чтобы поднимались туда только истинно верующие. Но касательно строительства Гергетской церкви существует еще и масса легенд, одна из которых гласит, что сама Пресвятая Богородица показала место для будущего святого Храма, в то время как многие люди у подножия оставались язычниками, на вершине горы стоял центр грузинского православия.

Село Казбеги и подъем к Гергетскому монастырю

Если подниматься к монастырю пешком (как положено), то пути два - по дороге, но долго, либо по тропе, но быстрее и ближе. Большинство выбирает второй путь. Вот и я поленилась идти по серпантину и дорогу сократила.

Цминда Самеба в переводе с грузинского означает «Святая Троица», так называются все Троицкие храмы в Грузии. Но Гергетская церковь самая древняя из них. Точное начало и завершение строительства монастыря сказать сложно, но более вероятно, что церковь основана в XIV веке (есть версия, что в Х веке).

Троицкая церковь является единственным крестово-купольным храмом в регионе Хеви. Недалеко от храма находится Дарьяльское ущелье (ныне Военно-Грузинская дорога), которая связывала Азию с Европой на протяжении столетий.
Во время нашествия персов в XVIII веке именно в Гергетской церкви прятали реликвии со всей Грузии, в том числе крест святой Нины.

В советское время, несмотря на запрет богослужений, храм оставался популярным у туристов, и в 1988 году до церкви даже была построена канатная дорога. Местные жители посчитали это осквернением святыни и разрушили канатную дорогу. Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок. Снаружи храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. В июле здесь проводится праздник Гергетоба.

Троицкая церковь

Как и многие церкви, Гергетис Самеба богата на барельефы. Тут и кукби, и всевозможные орнаменты. Храм украшают рельефы солнца, виноградной лозы и различных животных.

Вход в Троицкую церковь

Купол Троицкой церкви

Внутри церкви довольно аскетичное убранство, и сохранилось всего несколько фрагментов фресок.

Иконостас Троицкой церкви

Колокольня построена в тот же период, что и церковь.

Дорога к монастырю

Увы, увидеть гору Казбег мне не удалось. Поэтому довольствуюсь красотой других гор.

От монастыря открывается также потрясающий вид на село Казбеги.

Вид на село Казбеги от Гергетского монастыря

Троицкая церковь в Гергети, (Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Здесь мнение нашего экскурсовода Дали расходятся с википедией. По источникам, изученным Дали, высота составляет 1800 м.

Волшебное по своей красоте место, воспетое Пушкиным И, как утверждают некоторые еще и Лермонтовым, и Грибоедовым.
Я уже вам его частично показывала

В воздухе висело этакое облачно-туманное марево, что сделало многие кадры, как "в молоке". Не режимное время было, однозначно:)

Давайте начнем восхождение и полюбуемся красотами Казбеги и храма.

В русской литературе храм и монастырь известен по стихотворению Пушкина "Монастырь на Казбеке", которое написано в мае 1829 года. Небольшое это стихотворение звучит так:

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

Вот куда нам предстоит подняться. И это максимальный зум у моей камеры:

Отсюда и будем подниматься. Присутствие людей здесь еще заметно. Но мы уже на уровне облаков! Так и вспомнилось:"Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана;...":))

Мы попали как раз на праздник села. Люди в основном пешком вот оттуда снизу и вот по таким тропам поднимались на вершину. к храму. Говорят, подъем занимает 1,5 часа. Это для умелых местных жителей, а для неподготовленных туристов намного больше.
Благо, мы были на машине. И водитель - наш прекрасный Илья - житель этих мест. Горец, знающий все тонкости езды по серпантину, порой, чуть не отвесному!
Мы поднялись выше облаков!

На грузинском гора Казбек называется Мкинварцвери, что обозначает “гора с ледовой вершиной”. При малейшей облачности вершина горы прячется,вот и нам не повезло. Казбек закрылся от нас облаками.

Вот этим в частности. Все же кусочек горы слева от облачка мы увидели. Считаем, что видели Казбек:))

А теперь о самой церкви Святой Троицы. Из википедии: Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви.
Дали нам рассказывала, что во время нашествия персов здесь укрывали много святынь, привезенных со всей Грузии, не только крест св. равноап. Нино. Поэтому место очень почитаемое в духовном плане.

Наружная часть храма.

Монастырь Святой Троицы в Гергети мужской. Насельников немного. Но все - крепкие духом. Когда на горы ложится снег, никакого сообщения между монастырем и миром не остается. Вот как-то справляются, выживают монахи.

Вход в келию:

Камера знатно уложила колокольню..
С фотографированием храма есть некоторые сложности. Внутри запрещено. Фотографировать со стороны тоже непросто, практически нет позиции. Внутри храм аскетичен. Фресок нет, даже штукатурки нет, стены сложены из каменных блоков. Внутри темновато. Электричества внутри храма нет, а окна очень узкие

Зато в храме я увидела икону Богородицы и сердце мое как-то екнуло: это что-то мое, родное!! Спросила у Дали, как называется икона. Дали спросила у монаха, тот ей что-то объяснял, потом Дали мне стала пересказывать его повествование. Но, у меня уже была стопроцентная уверенность в том, что подсказало мне сердце: "Одигитрия?!", - спросила я. "Да, точно, Одигитрия!", - обрадовалась Дали. Она просто забыла каноническое название и пыталась мне объяснить смысл слова "Путеводительница".
Конечно, я молилась перед иконой Одигитрии, затем написала записки о здравии и упокоении. На русском. Там принимают их спокойно и с любовью.

Святой источник:

Ну, и я вся прикинутая на фоне заоблачного Казбека. Футболка и арафатка из Иерусалима (арафатка служила юбкой в данном случае). А вот платочек..платочек грузинский, в монастыре купленный. И надпись на древне грузинском гласит:"Благословение Господне".

Горные маки -редкость и красота, как сказала Дали.

А теперь просто пейзажи и зарисовки.. Обработка снимков приближена к естественному состоянии природы. То, что видит глаз.

И групповой портрет на память. Здесь предполагается смотреть не на меня, отъевшуюся хинкали и округлившуюся щеками, хотя я предательски нахожусь в зоне золотого сечения. Смотреть надо на красавца Илью - нашего водителя. Он первый слева во втором ряду. Такой скромный молодой человек. Хотя вполне брутален, боксер и прочее. Но, скромный. В Грузии молодежь в большинстве своем очень хорошо воспитана и, потому, скромна.
Одним словом, я сказала Илье: если он не сфотографируется, мне не поверят, что в Грузии такие красавцы живут. И вообще не поверят, что я была в Грузии:)))
Итак второй ряд слева направо: Илья, я, Ольга - зам.директора принимавшей нас тур.фирмы Гудауритурс (кстати очень всем рекомендую эту турфирму) и Саша.
Первый ряд слева направо: Евгения (туристка в составе нашей группы из Белоруссии) и наш экскурсовод Дали.

А еще район Казбеги, а точнее Мохеви - родина хинкали. В Мохеви хинкали готовят из грубого серого теста с начинкой из баранины. Лично мне они понравились меньше, чем традиционные в других районах Грузии.

В самом конце поездки Илья остановился у дома своего дяди. К нему выбежал племянник с пластиковой бутылкой, емкостью 2,5 л. Там было вино, сделанное тем самым дядей. Из какого-то редкого сорта винограда. Илья с улыбкой протянул эту бутыль нам: "Угощайтесь, дорогие гости!" Таким образом из поездки мы вернулись еще и с ценным подарком, рассуждая на тему поведения водителей в Турциях-Египтах, где им надо платить чаевые. И вот здесь в Грузии, где мы сами получили "чаевые" от всего сердца.

В своих воспоминаниях Корней Иванович Чуковский приводит разговор о «Двенадцати» между Блоком и Горьким. Горький сказал, что «Двенадцать» - злая сатира. «Сатира? - спросил Блок и задумался. - Неужели сатира? Едва ли. Я думаю, что нет. Я не знаю». Он и в самом деле не знал, его лирика была мудрее его. Простодушные люди часто обращались к нему за объяснениями, что он хотел сказать в своих «Двенадцати», и он, при всем желании, не мог им ответить.

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

«Монастырь на Казбеке» Александр Пушкин

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..

Анализ стихотворения Пушкина «Монастырь на Казбеке»

Кавказские горы восхищали не только М. Ю. Лермонтова. А. С. Пушкин тоже посещал эти живописные территории и оставил несколько произведений, посвящённых им. Одно из таких – стихотворение «Монастырь на Казбеке», созданное, как гласит запись в рукописи, 20 сентября 1829 года. Впервые это произведение опубликовали в журнале «Северные цветы» в 1831 году.

Стихотворение состоит из двух строф. Первая представляет собой шестистишие (секстина), а второе – пятистишие. Если представить строки в виде схемы, то она будет выглядеть так: aabbcb cdede. Таким образом, можно говорить о своеобразном сочетании парных и перекрёстных рифм. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Поэт говорит от первого лица. Это обычно для лирики Александра Сергеевича, когда в своих произведениях он обращается то к друзьям, то к возлюбленным, то к завистникам. В этом стихотворении происходит то же самое, с той разницей, что адресатом является не человек, а целая гора. Поэт произносит её гордое имя:
Высоко над семьёю гор,
Казбек…

Применительно к своему величественному собеседнику автор употребляет достойные его пышные эпитеты. Вершину Казбека он метафорически называет «царственным шатром», а монастырь, расположенный на ней, сравнивает с «реющим ковчегом». В этом выражении чувствуется намёк на легенду, что именно к Кавказским горам пристало судно библейского праведника Ноя. Даже для света, озаряющего горы, у поэта находится эффектный эпитет – «вечные лучи», который указывает на неизменность состояния всего, что прикасается к горным вершинам.

Не менее интересна метафора, использованная поэтом по отношению к Кавказу. Горный массив Александр Сергеевич называет «семья гор». Кавказ предстаёт перед нами как близкий круг живых существ. Оно существуют вечно, а потому сохраняют величественность и непоколебимый покой, напоминающий о божественном умиротворении.

Поэт не скрывает, что его привлекает эта неизменность. Он восклицает: «Далёкий, вожделенный брег!»

Думается, что образ горной вершины, увенчанной монастырём, является метафорой творческой жизни. Читатель, хорошо знакомый с сочинениями Пушкина, вспомнит, что Александр Сергеевич не раз высказывался о самодостаточности творца. Поэт не должен унижаться, прислуживая публике. Вместо этого ему следует больше внимания уделять своей работе, которая приближает его к богу. Вот и в строках этого стихотворения мы видим движение от низа («сказав прости ущелью») к небесам – «в соседство Бога». Автор очерчивает собственный путь, стремясь стать подобным гордым, молчаливым бессмертным горам.