Логопедическое занятие теме школьные принадлежности. Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с онр. тема: «школа. школьные принадлежности». Дидактическая игра «Буква поломалась»

Швыдкая Татьяна
Конспект логопедического занятия «Школа. Школьные принадлежности»

Конспект логопедического занятия по теме «Школа . Школьные принадлежности »

Цель : закрепить знания детей по теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, владение речью как средством общения.

Коррекционно-образовательные задачи : закрепить знания детей по лексической теме «Школа . Школьные принадлежности » , обогащать словарный запас детей по теме, продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными, правильно изменять форму слова по падежам.

Коррекционно- развивающие задачи : развивать мелкую, общую моторику, память, внимание, речевое дыхание, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные задачи : формировать навык сотрудничества, воспитывать интерес к логопедическим занятиям , умение слушать друг друга, желание активно работать на занятии .

Оборудование : костюм для Буратино, загадки про школьные принадлежности , школьные принадлежности , мяч, презентация, слайды, проектор, картотека «Пальчиковые игры» , мольберты, два портфеля, корзинка, букварь, картотека «Отдохните глазки» , пособие на дыхание.

Предварительная работа : загадывание загадок, рассматривание предметных картинок по теме «Школа . Школьные принадлежности » , игры с пальчиками, игры на развитие лексико-грамматических категорий.

Ход занятия.

Логопед вместе с детьми проходит в зал.

Логопед : ребята, ключ, который открывает замки в душах людей- улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу слева и справа. Улыбнитесь мне, я улыбнусь вам. К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними и подарите свою улыбку. А теперь присаживайтесь на стулья.

Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед : Доброе утро- солнцу и птицам.

Доброе утро- улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длиться до вечера.

Логопед : Ребята, очень скоро в вашей жизни произойдет важное событие- вы пойдете в школу и станете первоклассниками. Чтобы учиться на отлично в школе , необходима хорошая подготовка : нужно знать буквы, уметь считать.

Стук в дверь.

Логопед : ребята, кто-то еще к нам пришел.

Входит Буратино. В руках у него букварь.

Логопед : ребята, вы узнали кто это?

Дети : мы узнали, это Буратино.

Логопед : Молодцы. Здравствуй, Буратино. Мы рады видеть тебя. Что же случилось, почему ты пришел к нам?

Буратино : Ребята, я тоже хочу пойти в школу . Мне папа Карло даже букварь подарил, чтобы я учил буквы. Но я не знаю, что еще надо для того, чтобы хорошо учиться. Ребята, помогите мне пожалуйста собраться в школу .

Логопед : Ребята, поможем Буратино собраться в школу .

Ответы детей.

Логопед : присаживайся, Буратино. Ребята, как вы думаете, без чего нельзя обойтись в школе ?

Ответы детей.

Основная часть.

Логопед : правильно, в школе нельзя обойтись без школьных принадлежностей . Но для того, чтобы собрать необходимые принадлежности для Буратино , надо выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать одну школьную принадлежность .

Логопед : первое задание. Внимание на экран.

«Загадки про школьные принадлежности » .(слайд 1)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И на много-много лет

Оставляет черный след. (Ручка.) (слайд 2)

Если ты его отточишь

Нарисуешь, все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш.) (слайд 3)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей-ка (тетрадь) (слайд 4)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) (слайд 5)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (Пенал) (слайд 6)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома-на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель) (слайд 7)

Логопед : как назвать одним словом пенал, ручку, тетрадь, книгу, портфель?

Ответы детей.

Логопед : молодцы, ребята. Вы правильно справились с первым заданием. Получаете первый предмет –пенал.

Зрительная гимнастика.

Логопед : закрываем мы глаза

Вот какие чудеса,

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А сейчас мы их откроем

Через речку мост построим

Нарисуем букву О

Получается легко.

Вверх поднимем

Вниз опустим

Вправо-влево повернем

Заниматься вновь начнем.

Логопед : теперь мы с вами немного отдохнем. (приглашается Буратино.)

Развитие общей моторики под музыку.

Логопед : присаживайтесь на места.

Следующее задание, которое вам надо выполнить. Внимание на экран. (слайд 8)

Игра «Помоги Растеряшке» .

Логопед : ребята, вы узнали эту девочку?

Ответы детей.

Логопед : правильно, это Растеряшка. Растеряшка всегда все теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу . Все ребята достали учебники, а у нее нет (чего) -…., дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего) -, у всех в пенале ручка, а у нее нет (чего) -…., дети достали карандаши, а нее нет (чего) -…. Как вы думаете, чего еще нет у Растеряшки. (добиваться полных ответов детей.)

Ответы детей.

Логопед : молодцы. Вы справились с заданием, ответили правильно, заработали ручку.

Логопед : чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь со всеми

Никого не обойду.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки помочалю

Плечи нежно разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Раз, два, раз, два,

Отдыхает детвора.

Логопед : молодцы, ребята. Следующее задание. Выходите и становитесь в круг.

Игра с мячом «Сосчитай»

Логопед : растеряшка собрала все школьные принадлежности , но опять растерялась и не знает, как сосчитать школьные принадлежности . Давайте вы поможете посчитать школьные принадлежности . Считаем принадлежности так : один, два, пять.

Одна ручка-две ручки-пять ручек.

Один карандаш- два карандаша- пять карандашей.

Одна тетрадь- две тетради- пять тетрадей.

Один пенал- два пенала- пять пеналов.

Один альбом – два альбома-пять альбомов.

Один мел- два мела- пять мелков.

Одна резинка-две резинки-пять резинок.

Одна линейка-две линейки- пять линеек,

Один учебник-два учебника-пять учебников.

Одна кисточка-две кисточки-пять кисточек.

Один циркуль-два циркуля-пять циркулей

Один портфель-два портфеля- пять портфелей.

Логопед : молодцы, вы правильно справились с заданием. Получаете-линейку. Присаживайтесь на стулья.

Игра «Собери портфель»

Логопед : теперь я предлагаю вам стать настоящими первоклассниками и собрать портфель. Для девочек- красный портфель, для мальчиков- синий портфель. Для этого надо поделить названия школьных принадлежностей на слоги . В красный портфель складываем картинки со школьными принадлежностями , где слова состоят из двух слогов , в синий- картинки, где слова состоят из трёх слогов .

Дети делят слова на слоги : в слове ручка два слога, значит я положу картинку в красный портфель, в слове карандаш три слога, я положу эту картинку в синий портфель.

Логопед хвалит детей за выполненное задание, дети получают школьную принадлежность –карандаш .

А теперь соберем все заработанные вами школьные принадлежности в пенал и подарим Буратино.

Буратино благодарит детей, прощается и уходит.

Итог занятия .

Логопед : о чем мы с вами беседовали? Вспомните и назовите школьные принадлежности ? Кто приходил к нам в гости? В какие игры мы с вами играли?

Логопед : ребята, теперь вы знаете, что необходимо в школе , чтобы учиться на отлично. Вы были активными, дружными, помогли Буратино собрать необходимые принадлежности .

Цель:

Уточнить знания детей о школе, закрепить назначение учебных принадлежностей, Уточнить словарь по теме “Школа” и усвоение грамматических категорий языка и словообразование слов.

Проверить сформированность навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, умения самостоятельно выполнять сложные задания.

Воспитывать чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята!

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Загадки

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится …(ластик).
***

Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть…(пластилин)
***

Я большой, я ученик!
В ранце у меня… (дневник)
***

Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за… (парту)
***

Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка)
***

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я… (пенал)
***

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная … (бумага)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

Ребята посмотрите, нам пришло письмо, в котором лежит изображение карандаша, разрезанное на 12 частей.“

4. Беседа с детьми о школе: Что такое школа?

(Школа – это такое здание, где есть класс, парты, ученики, учителя)

А для чего дети ходят в школу?

(В школу дети ходят учиться, получать новые знания. В школу ходят для того, чтобы научиться писать, считать, чтобы быть грамотным).

Можно ли в школу носить игрушки?

(Игрушки в школу носить нельзя, потому что это не детский сад. С игрушками можно играть дома, когда ты выполнишь все уроки.)

Как должны вести себя в школе ученики?

Ученики не должны в школе бегать, баловаться. Они должны выполнять все задания, не опаздывать на уроки, приносить сменную обувь и учебники, внимательно слушать учителя на уроках.)

Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе?

(Надо внимательно слушать учителя, много читать, уметь считать и решать задачи)

Назовите предметы, которые вы положите в пенал?

(В пенал мы положим ручку, простой карандаш, линейку, ластик, цветные карандаши, счетные палочки, ножницы, кисточку ).

Назовите предметы, которые вы положите в ранец?

(В ранец ученик кладет учебник, тетрадь, альбом, краски, дневник, ранец).

Давайте мы расскажем Незнайке из чего сделаны эти предметы.

5. Упражнение “Из чего какой?” (игра с мячом)

Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.

Портфель из кожи (какой?) - кожаный

Линейка из пластмассы (какая?) - пластмассовая

Ластик из резины(какай?) - резиновый

Тетрадь из бумаги (какая?) – бумажная

Ножницы из металла(какие?) – металлические.

Коротышки торопились в школу на праздник. В руках у Незнайки был барабан, он шел впереди всех и громко барабанил. Незнайка развеселился и еще сильнее застучал палочками, что барабан стал дырявым. Давайте починим его.

6. «На что похоже» (развитие творческого воображения, фантазии.)
Дети карандашом дорисовывают предметы.

7. Физкультминутка “Следы” : выкладывается дорожка из следов, дети идут по ней.
“По следочкам мы пойдем, все пойдем, и что-нибудь мы там найдем, да найдем”.
Можно идти, выполняя различные задания: прыгаем с кочки на кочку; идем высоко, поднимая ноги, чтобы не сбить росу; крадемся, чтобы не спугнуть птиц и т.д.

8 . “Кто быстрее” (распределение внимания.)
Найдите и обведите всех божьих коровок и бабочек на рисунке.

9. “Кто быстрее найдет все пары”
Найдите фигуру, у которой нет пары.

10. “Что к чему подходит”

11.Выполняется звуковой анализ и синтез слова БАРАБАН.

Сколько слогов в слове барабан? (В слове барабан три слога)

Назовите 1-ый, 2- ой, 3- ий слоги? (1-ый слог – БА, 2-ой слог-РА, 3- ий слог- БАН).

Назовите гласные, согласные звуки в слове.

(Гласные звуки- А, А, А- три звука А, согласные звуки – Б, Р, Б, Н)

Назовите звонкие согласные звуки –(Б, Р, Н).

Чтение слова по следам звукового анализа.

12. Игра “Зарифмованные слова”.

Поможем ему прочесть эти слова?

Индивидуальная работа с карточками.

2 1 3 4 5 2 1 3 5 4 6 2 3 5 4 1 1 5 4 3 2 6 2 1 4 3 5 7 6

К Ш О А Л, А Л С И Т К, Н И А Г К, А О Б Ь Л М, А П О Л Ч И К.

Татьяна Филатова
Конспект открытого занятия «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи для логопеда

Образовательные : совершенствование навыка слогового анализа слов, закрепление навыка звукового анализа и синтеза слова, обогатить и активизировать словарь по теме, уточнение глагольного словаря, умение подбирать прилагательные.

Развивающие : развитие навыков словообразования, развитие навыков отгадывания загадок, развитие памяти, мышления, воображения, развитие фонематических представлений, развитие координации движений, общей моторики, ловкости и подвижности.

Воспитательные : формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Задачи для детей :

Уметь выкладывать звуковую схему

Умение делить слова на слоги

Уметь отвечать на вопрос полным предложением

Придумывать предложения с заданным словом

Образовывать имена прилагательные к существительному

Предварительная работа

Рассматривание картинок по теме, разгадывание загадок, беседа о школе , школьных принадлежностях

Словарная работа

Заучивание скороговорки, стихов; подбор родственных слов : школа , школьники , дошкольники , школьница , школьные принадлежности

Используемый материал : мультимедийное оборудование для презентации, игрушка Буратино, школьные принадлежности (портфели, линейка, ручка, ножницы, ластик, карандаш, тетрадь, альбом и т. д., схемы для составления предложения

Ход занятия

(дети проходят и встают полукругом)

Логопед : Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся :

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся.

Утро доброе начнется

А чтобы произносить все звуки правильно, давайте проговорим скороговорку

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Логопед : ребята, о чем мы сегодня будем говорить, для этого нам нужно разгадать ребус (школа ) (слайд 1)

Дети : Школа .

Логопед правильно. Слайд 2

Давайте выложим звуковую схему слова школа .

Сколько звуков в слове?

Сколько слогов?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных звуков?

Логопед : Ребята, а кто учится в школе ? (школьники )

А как зовут мальчика, который ходит в школу ? (школьник )

А как зовут девочку, которая учится в школе ? (школьница )

Предметы, которые нужны школьнику , как называются? (школьные предметы )

Вы еще не ходите в школу , как вас называют? (дошкольники )

Эти слова похоже друг на друга, как мы их назовем? (родственные)

Давайте мы их повторим еще раз все вместе

Один из сказочных героев очень хотел учиться в школе , а кто это вы узнаете, разгадав загадку.

Это, что за очень странный

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный,

А зовется. (Буратино)

А теперь давайте поиграем с Буратино в слова наоборот :

Буратино не грустный, а какой? веселый

Он не трусливый, а какой? смелый

Нос у него не короткий, а какой? длинный

Буратино не большой, а какой? маленький

Он не глупый, а какой? умный

Буратино не пластмассовый, а какой? Деревянный

Давайте придумаем предложение со словом Буратино и выложим схему. (выкладывают схему)

Молодцы, а теперь давайте поиграем с Буратино

Буратино потянулся,

раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать –

на носочки надо встать.

Я предлагаю вам представить себя настоящими первоклассниками и собрать .

На столе школьные принадлежности , вам нужно выбрать по одному предмету, разделить на слоги и положить каждый его в портфель.

А как мы назовем эти предметы одним словом (школьные принадлежности )

Ребята мы с вами собрали портфель. Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности ?

Ручкой нужна … (для того чтобы писать)

Карандаш нужен … (для того чтобы чертить, рисовать)

Дневник нужен … (для того чтобы записывать домашнее задание

Ластик нужен … (для того чтобы стирать)

Линейка нужна … чертить прямые линии

Обратите внимание, что у слова ручка многозначное слово, у этого слова несколько значений (дверная, детская часть тела, которой пишут) (слайд 5)

Буратино тоже собрал школьные принадлежности в портфель , но он очень торопился и мог что-то перепутать.

Давайте проверим, всё ли правильно положил Буратино. Посмотрите, нет ли в портфеле лишних предметов.

Слайд6 - 12

Буратино заметил, что все школьные принадлежности сделаны из разных материалов. Давайте внимательно посмотрим и расскажем ему, какие это предметы

(слайд)

Карандаш из дерева (какой) ….

Ножницы из металла (какие) -.

Линейка из пластмассы (какая) -.

Портфель из кожи (какой) -.

Ластик из резины (какой) -.

Тетрадь из бумаги (какая) - …

Посмотрите, у Буратино есть конверт. Посмотрим что там? А здесь загадки для кроссворда. Давайте отгадаем его.

1. Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

2. Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? (линейка)

3. Много делать мы умеем :

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети :

Можем больно наказать! (ножницы)

4. Коль ему работу дашь -

Зря трудился карандаш. (Ластик)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает. (Книга)

Молодцы ребята. Вы были внимательны. За то, что вы справились со всеми заданиями Буратино говорит вам спасибо и хочет наградить вас медалями.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Школа пожарных» План-конспект занятия на тему «Школа пожарных» Задачи: Закрепления представлений у детей о причинах возникновения пожара. Формирование.

«Школьные правила». Конспект коррекционно-развивающего занятия по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности «Школьные правила» Конспект коррекционно – развивающей работы педагога - психолога по профилактике школьной дезадаптации и снижению тревожности.

Тема: Школа дорожной безопасности Цель: Закреплять знание правил дорожного движения. Формировать ответственность за свою безопасность. Формирование.

Итоговая НОД Коммуникация «Школа. Школьные принадлежности» подготовительная группа с ТНР Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Радуга» Конспект непосредственно.

Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ. Тема «Школьные принадлежности». Цель: Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Задачи: Развитие артикуляционной и ручной.

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях.

    Расширение и уточнение и актуализация словаря по теме.

    Совершенствование грамматического строя речи (Образование родственных однокоренных слов)

    Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слова, навыка составления, чтения и печатания слов.

    Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие тонкой и общей моторики.

    Развитие слухового, фонематического, зрительного восприятия.

    Профилактика оптической дисграфии (зеркальное письмо).

    Совершенствование навыка координации движений с речью.

Коррекционно- воспитательные цели:

    Воспитание навыка сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности.

    Формирование готовности к школе.

Оборудование: Школьные принадлежности (букварь, резинка, ручка, альбом, фломастер, ранец 2 шт., дневник, карандаш, линейка), звуковые символы, полоски, карточки, обклеенные скотчем, маркеры-по числу детей, магнитная азбука, и магнитная доска, тетради Нищевой № 1 по числу детей, карандаши.

1.Оргмомент.

Мы занятие начинаем и предметы называем.

Дети называют предметы, лежащие на столе: букварь, ручка, фломастер, дневник, резинка, карандаш, альбом, ранец.

2.Определение темы.

Как вы думаете? О чем мы будем говорить на занятии? (О школе)

Какие это принадлежности? (Школьные)

3.Звуко-слоговой анализ слова «школа»

Выкладывание звуко-слоговой схемы слова на магнитной доске и каждым ребенком. Печатание слова на карточках маркерами.

4.Дидактическая игра «Пары».

На столе предметы разделены на 2 группы.

Необходимо составить пары из школьных принадлежностей так, чтобы название второго предмета начиналось с последнего звука названия первого предмета.

Букварь-резинка

Ручка- альбом

Фломастер-ранец

Дневник-карандаш

5.Речевая подвижная игра «В школу»

В школу мы с тобой пойдем

И портфель с собой возьмем.

В школе будем мы писать.

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

6.Дидактическая игра «Собери семейку слов».

Предлагаю собрать слова одной семейки: школа- школьники- дошкольники- школьная- пришкольный.

7.Дидактическая игра «Буква поломалась».

Буквоед прилетал и букву поломал.

Ш ОЛА, ШКОЛ НИКИ, ДОШКОЛЬН КИ, ШКОЛЬН Я, П ИШКОЛЬНЫЙ

8.Дидактичская игра «Собери ранец».

Мальчики собирают в ранец школьные принадлежности, названия которых состоят из 2 слогов.

Девочки - из 3 слогов.

9.Отгадывание кроссворда «Школьные принадлежности».

Работа в тетрадях №1 Нищевой Н.В., стр. 19. Отгадывание слов: ручка, карандаш, линейка, краски, альбом.

10.Итог занятия.

О чем сегодня говорили на занятии?

Оценка работы детей.


Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

Подвижная игра « Кто быстрее ?»

Цели: развивать внимание, ловкость, умение сосредоточиться, дифференцировать понятия «Игрушки» и «Школьные

принадлежности».

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям соревнование «Кто быстрее соберёт портфель». В соревновании участвуют двое,

остальные - жюри. Перед участниками на двух столиках лежат школьные принадлежности и игрушки вперемешку. У каждого

столика - портфель. По команде воспитателя дети подбегают каждый к своему столику и «собираются в школу». Когда

портфели собраны, члены жюри оценивают, кто справился с заданием лучше (оцениваются скорость и правильность

выполнения задания). Для следующих участников можно добавить или заменить предметы на столе.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать одноко ренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди вилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?