Конспект занятия буква д звук. Конспект урока по обучению грамоте «Буквы «Д,д». Звуки «Д, д. Знакомство с парным звуком

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • Формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами. Познакомить с новым правилом “Большая буква в названиях рек”.
  • Развивать связную устную речь, память, аналитическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, фонематический слух; обогащать словарный запас; расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок - начинается урок.

II. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

  • На какие группы делятся все звуки?
  • Что показывают гласные верхнего ряда? Нижнего?
  • Какие согласные расположены в верхнем ряду? В нижнем ряду?

2. Игра “Собери слово”.

(на доске буквы: ы,д,м... .е,т,и,д... .о,м,и,д,к)

Что общего в этих словах? (начинаются с буквы Д)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим то, что мы знаем о букве Д, будем читать слова с этой буквой.

IV. Повторение изученного.

1. - Какие звуки обозначает буква Д?

Что мы знаем о звуке [ д ]? [ д" ]?

2. Артикуляционная гимнастика.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

(учащиеся чётко повторяют за учителем, хлопая на каждом слоге)

3. Работа с парами слов.

На доске:

  • труды -
  • плоты -

Прочитайте первое слово. Сколько предметов оно обозначает?

Измените слово так, чтобы оно обозначало 1 предмет.

Какая буква потерялась?

Какой звук слышим на конце слова?

Какую букву надо написать?

Почему слышим звук [ д ], а пишем букву Д?

Это опасное место в слове, которое требует внимания и проверки.

Почему в первом слове звук произносится чётко?

Прочитайте следующее слово. (работа с парой слов: плоты - плот)

Что такое плоты? (брёвна, скрепленные между собой для передвижения по воде)

Раньше люди часто использовали плоты для перевозки каких-либо грузов и пассажиров.

4. Работа по учебнику (с. 112)

Рассмотрите иллюстрацию, какие современные средства передвижения по воде изобразил художник?

Плоты могли перевозить грузы на небольшие расстояния, а теплоходы и корабли могут преодолевать огромные расстояния по рекам.

На планете очень много рек. В нашей стране их тоже много. О некоторых из них мы сейчас прочитаем.

Работа над текстом.

A) Чтение текста сильным учащимся.

Б) Вопросы на понимание прочитанного.

Названия каких рек запомнили?

Что находится над реками?

Зачем люди строят мосты?

Какой транспорт движется по мостам?

B) Чтение по цепочке.

Г) Самостоятельное чтение текста.(индивидуальная помощь)

Какие слова с буквой Д встретили?

Д) Выборочное чтение.

Найдите предложение, в котором говорится, что находится над реками.

  • Что перемещается по мостам?
  • Что движется по рекам?
  • О каких реках идёт речь в тексте?
  • Какие слова в этом предложении написаны с заглавной буквы? Почему?

Мы узнали названия небольшого количества рек, которые есть в нашей стране, их гораздо больше, например, в 100 км от Норильска протекает великая сибирская река Енисей.(на доске: Енисей) Люди ласково называют его Енисей-батюшка, потому что он, как отец-кормилец, даёт нам рыбу, по Енисею ходят большие суда, которые везут к нам на север различные товары: продукты, одежду, учебники, мебель.

Физминутка + разминка для глаз.

5. Беседа о профессиях.

Чтобы перевозить пассажиров, грузы, кораблём управляет человек-капитан корабля. Это его профессия.

Рассмотрите картинки. Люди каких профессий тут изображены? (на доске рисунки)

Обратите внимание на этот рисунок, на нём художник изобразил человека мужественной профессии-шахтёра. У нас в городе много людей, которые занимаются этим тяжёлым трудом. И сейчас Уздин Артём расскажет стихотворение, которое он вместе с родителями сами сочинили и посвятили его дедушке не просто как родственнику и как человеку-труженику.

6. Работа по учебнику (с.113)

Прогнозирование текста.

Прочитаем слова, которые подскажут нам о чём пойдёт речь в тексте, который мы будем читать.

Чтение ключевых слов (на доске)

Тима труд работает
Дима работа мастер

Почему Тима и Дима написаны с заглавной буквы?

Кто такой мастер?

(чтение хором, столбики слов по рядам хором, чтение учащимися слабыми чащимися)

Посмотрите на рисунки, которые изобразил художник на с.113

Кого вы видите?

Прочитайте заголовок текста на с.113

Как вы думаете, о чём будет этот текст?

Работа над текстом.

A) Первичное чтение текста (учителем)

О каких профессиях идёт речь в тексте?

Учащиеся, у которых лежат карточки на столе, готовятся к выразительному чтению по ним, остальные ребята читают вместе со мной.

Б) Громкое чтение с учителем.

B) Выборочное чтение.

Кем работает мама Димы?

Кем работает брат Насти?

Назовите профессию, которая встретилась в тексте и начинается на букву Д.

Сейчас, ребята, которые работали по карточкам, прочитают стихотворение Сергея Михалкова

“Важные дела”, внимательно послушайте, о каких важных делах пойдёт речь и какое самое главное.

Чтение по карточкам

Важные дела.

Я без работы не сижу-
Сама в руках утюг держу. (1 ученик)
- Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу. (2 ученик)
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна. (3 ученик)
- Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот. (4 ученик)
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят. (5 ученик)
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна. (6 ученик)
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень. (7 ученик)
Немало дела детворе:
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное - за партой в школе! (8 ученик)

Какое самое важное дело есть у вас учеников?

7. Работа над пословицей. (на доске)

Какие труды, такие и плоды.

А) Чтение пословицы.

Как вы понимаете эту пословицу?

Послушайте стихотворение, в котором идёт обращение к вам, оно так называется “Первоклассникам”

Первоклассникам.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы -
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
И директор ваш, ребята,
С букварём ходил когда-то,
И учительница ваша
Начинала точно так же...
Все ходили в первый класс, -
Ваша очередь сейчас.
Год за годом промелькнёт,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога!

Чтобы стать умными и грамотными людьми, надо хорошо учиться в школе,
чтобы в дальнейшем выбрать профессию по душе.

V. Итог урока.

Наш урок заканчивается, давайте вспомним, какие звуки обозначает буква Д.

  • Что вы знаете об этих звуках?
  • Какое новое правило узнали на уроке?

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с буквой «Д»
  2. Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [д] и [д’]
  3. Упражнять в соотнесении звуков [д] и [д’] с буквой «Д»
  4. Упражнять в словообразовании и словоизменении
  5. Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги

Развивающие: Развивать внимание, память, воображение

Коррекционные:

  1. Упражнять в произношении [д] и [д’]
  2. Развивать фонематический слух: выделять и дифференцировать [д] и [д’] в словах и тексте
  3. Упражнять в звукослоговом анализе слова

Воспитательные: Воспитывать желание правильно произносить звуки, активность на занятии, умение слушать своих товарищей и четко выполнять инструкции логопеда

Оборудование : звуки-мальчики, слоги, таблица букваря, речевой профиль, фишки, разборная елочка, буква «Д» к стихотворению, ширма, игрушки (мальчик, медведь), предметные картинки, карточка-дом, тетради, цветные карандаши, ручки, приложение к букварю, раздаточный материал для звукослогового анализа слов, схемы предложения.

Ход занятия:

I.Организационный момент . (стоя)

1. Встали друг за другом. Покажите левую руку. Повернитесь направо. Посмотрите на соседа слева, справа. Покажите правый нижний угол, левый верхний угол. Дотроньтесь до 1 носа, до 2х носов, до 3х ушей, до чего-нибудь твердого, мягкого, тяжелого, красного, умного. Вы готовы заниматься?

2. Сядет тот, кто выполнит задание:

  • Подойдите к столу, который стоит у окна, переверните карточку, возьмите картинку и сядьте на место.
  • Подойдите к столу, который стоит под доской, переверните карточку, возьмите картинку и сядьте на место.

II. Введение в тему: (за столами)

1.Покажите звук (квадрат), который начинается ваше слово (индивидуально: Какой звук?)

2.1й ряд: С какого звука начинаются ваши слова? ([д])

3.2й ряд: С какого звука начинаются ваши слова? ([д’])

4. О каких звуках мы будем сегодня говорить? ([д] и [д’])

  1. Каких мальчиков оставим?
  2. Какие всегда бывают [д] и [д’]?
    • Почему [д] и [д’] согласные?
    • Почему [д] и [д’] звонкие?
    • Посмотрите в зеркала, как ведут себя губы, зубы, язык, голосовые связки, какая воздушная струя?
    • Что изменяется, когда произносим [д’]?
  3. [д] и [д’] обозначаются буквой «Д». На что похожа буква «Д»?

«Дайте чемоданчик детки.

Где же он? На табуретке.

  1. Возьмите листочки с буквой «Д», обведите часть, которая похожа на чемоданчик, обведите часть, которая похожа на табурет.
  2. Кто запомнил загадку о букве «Д»?
  3. Возьмите тетради, найдите страничку с буквой «Д»


  • Напишем букву «Д» пальчиком в воздухе
  • Найдите все буквы «Д» о обведите их в кружок
  • Кто закончит, заштрихуйте букву «Д» наклонными линиями

Физ. минутка: Игра «Повертись, покружись в букву сразу превратись»

7.Чтение букваря: (стоя)

  • Хоровое чтении слогов
  • Чтение таблицы слов (Сначала читает тот, кого спрошу, потом читаем хором
  • Что обозначают эти 2 линии? (слова-действия)
  • На какой вопрос отвечают слова-действия?
  • Прочитайте про себя предложение, придумайте слово-действие, которое можно в него вставить. Кто прочитает предложение?
  • Сядьте на место, составьте схему этого предложения. Эта полоска – какое слово? (индивидуально)

8. Театрально – игровой тренинг (ТИТ)

Выходим на ковер. Превращаемся в артистов. Я буду рассказывайте сказку, а вы показывайте все о чем я буду говорить, особенно настроение героев. Сказка называется «Добро дело». (с показом героев-игрушек)

«Зима, но одному медведю не спится. Бродит медведь целыйдень без дела. Ходит, скучает, зевает так, что деревья качаются, дрожат. Слышит медведь, кто-то стучит. Посмотрел на дуб, а там дятел дупло долбит: ддддддд. Клювом дятел дуб долбит: ддддд. Совсем расстроился медведь, ведь даже у дятла доброе дел есть. С досады сел медведь под дуб, надулся, стал думу думать: «Какое мне доброе дело сделать?» Мимо него деревенский Дима топает:

– Ты чего такой надутый, дедушка медведь?

– Да делать мне нечего – бурчит медведь.

– А ты можешь дудочку сделать?

– Дудочку? А чего ее делать? Раз, два –вот и дудочка.

– Вот это да! –обрадовался Дима. –А моей сестренке Даше сделаешь?

Да я для всех деревенских детей дудки наделаю Наконец-то и для меня доброе дело нашлось!

Сделал медведь дудки детям, да и сам на дудочке играет да детишек забавляет: ду-ду-ду-ду-ду!»

  1. Беседа по сказке. Садитесь на ковер.
  • О каком добром деле говориться в сказке?
  • Кому подарил дудочки медведь?
  • С какого звука начинаются эти слова?
  • Закройте глаза и вспомните, что вы делали, о чем рассказывалось в сказке? Назовите слова, в которых встречались [д] и [д’] в начале или середине слова. На каждое слова я буду складывать фишки в баночку.
  • Чем отличается звук от буквы? Тогда пошли писать.

9. Работа в тетради. Печатание буквы «Д».

10. Пальчиковые игры:

  • «Мы писали, мы писали

Наши пальчики устали

Мы немножко отдохнем

И работать вновь начнем»

  • «Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат»

  • Что делал медведь, когда сел под дуб?
  • Что значит «Думу думать»?
  • Составляем схему слова «ДУМА»
  • Кто составил, можно доштриховать букву «Д» в тетради или нарисовать картинки со [д] и [д’]

Физ. минутка: «Идет медведь, рычит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах

Мы тоже можем так».

11. Образование родственных слов

  • Где живут медведь, белка, лиса?
  • Что для зверей берлога, дупло, нора?
  • Сегодня мы будем выращивать дерево родственных слов из корня «ДОМ». Я буду читать стихотворение, а вы помогайте закончить строчку нужным словом. А Петя будет вставлять веточку-слово в ствол елочки.
  • Чтение стих. «Гном и дом» (Лопухина И. «500 занимательных упражнений для развития речи»)

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал …(домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ….(домишко)

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой…. (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был….(домосед)

А за печкой, за трубой

Жил у гнома … (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный …(домовитый),

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес …(домой)

Есть любил он суп вчерашний

Пил он только квас …(домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым … (домочадцем) –

Вместе посмотреть кино, поиграть с ним в …(домино).

Каждый день соседи – гномы

Посещали деда … (дома),

Всех встречал радушно гном, все любили этот … (дом)

  • Сколько слов получилось? Давайте их вспомним.
  • Какое слово лишнее, не относится к слову «дом»?
  • С какого звука начинаются все эти слова?

Итог занятия : Закройте глаза и вспомните чему вы сегодня научились.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Любовь Абрамова
Конспект занятия «Звук [Д] и буква Д»

Конспект занятия .

Тема : Звук и буква «Д»

ЦЕЛЬ : Формирование фонематического восприятия, навыков чтения и письма.

Задачи :

1. Формировать умения подбирать родственные слова.

2. Закрепить образ буквы «Д» .

3. Формировать навыки чтения и письма.

4. Закрепить знание правил орфографии. (правило написания предложения, слога «ши» , имён собственных)

5. Развивать навыки звуко-слогового анализа .

6. Развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, слуховую память.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование : Магнитная, маркерная доска, наборное полотно; картинки 5 домов (красный, синий с колокольчиком, синий без колокольчика, зелёный с колокольчиком, зелёный без колокольчика); тетради, раздаточные карточки для письма, ручки, большая и маленькая буква «Д» ; картинки : дым, душ, дубы, дуга, дупло, панда, радуга, заводы, схемы звуко -слогового анализа к ним; дед Буквоед и его помощники ; маркеры; символы родственных слов; изображения фей Фонетики и Графики.

I. Организационный момент.

Назовите любой согласный твёрдый звук .

II. Основная часть.

1) Введение в тему

Сегодня мы отправимся в страну феи Фонетики.

Кто живёт в этой стране? (гласные, согласные звуки )

Мы пойдём в гости к звуку «Д» . Но где его дом?

Посмотрите на карту.

Какие звуки живут в этом доме ? Как вы догадались? и т. д.

Действительно в этом доме живёт звук «Д» , потому что он согласный, твёрдый, звонкий.

2) Работа над родственными словами.

«Найди родственников слова «дом» .

Мы нашли с вами дом звука «Д» , чтобы войти в него нужно придумать родственные слова. (выставляются символы родственных слов и картинка дома)

Дом- домик-домишко-домище-домино-домашний-домовой-домовёнок-домосед-домохозяйка (уточнить значение слов)

Чем похожи все эти слова?

Дети повторяют слова все вместе.

3) Работа над фонематическим восприятием.

«Что лишнее?» .

В доме звука «Д» много разных предметов. Послушайте и скажите, что лишнее в доме звука «Д» ?

а) душ, полка, домино, дудочка Почему?

б) тапки, подушка, подарок, вода Почему?

4) Работа над звуко -слоговоговым анализом слов.

«Подбери к слову схему» .

Фея Фонетика просит вас отгадать её загадки.

Посмотрите, что это? (выставляются 4 схемы звуко-слогового анализа )

Затем на доске выставляются картинки. Логопед называет их : «Это дым, дубы, дупло, панда, радуга, душ, заводы, дуга.»

Найдите, какие слова к какой схеме подходят?

Дети должны подобрать схему для каждого слова и объяснить свой выбор.

III. Физкульминутка.

Логопед произносит звук , слог, слово. Дети поднимают руки вверх в виде круга на звук , на слог - держат 1 руку перед грудью, на слово - руки в стороны.

IV. Буква «Д»

1) Работа над зрительным восприятием.

«Найдите букву » .

Фея Графика прислала срочную телеграмму.

«Нужна ваша помощь. Дед Буквоед похитил букву… Помогите

Посмотрите, что лежит в мешке Буквоеда ? (в зашумлённом мешке большая и маленькая буква «Д» ) Дети выходят к доске и обводят букву указкой . (на доске выставляются буквы )

Давайте вернём большую и маленькую букву «Д» фее. Напишите большую и маленькую букву на карточке .

2) Работа над словом, чтение слов.

«Верните букву в слово » .

-Букву «Д» мы нашли вот она, большая и маленькая.

Давайте вернём её в слова. (1 ребёнок выходит к доске, вписывает букву и читает слово , затем читают все вместе)

«са…ы, …ыни, …аша, …анила, по…ушка, сол…ат, по…арок, лан. ыш» (сады, дыни, Даша, Данила, подушка, солдат, подарок, ландыш)

3) Работа над закреплением правил орфографии.

«Исправляем ошибки» .

У деда Буквоеда есть помощники . Вот они! Это Ошибкин, Помаркин и Кляксич.

Посмотрите, что они натворили с предложением. Фея Графика просит вас исправить ошибки и объяснить правила написания.

«у дашы дыни. данила стоит удома»

4) Работа в тетрадях.

Фея предлагает детям записать правильно написанные предложения в тетрадь.

«У Даши дыни. Данила стоит у дома.»

Фея благодарит детей за помощь.

V. Итог занятия .

У кого мы сегодня были в гостях?

Какой это звук ? Какие родственные слова мы находили?

Какую помощь вы оказали фее Графике? Какие правила орфографии вы вспомнили?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звук [Ш] и буква Шш. Ягоды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Павлоградского муниципального района Омской области.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Учитывая введение ФГОС, тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация.

НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.

Урок чтения

Тема. Звуки [д], [ д , ] буквы Д, д.

Цель : ознакомление с буквами Д, д, обозначающими согласные звуки, с их алфавитным названием.

Задачи:

формировать навык правильного чтения слогов слияний, слогов разной структуры, слов с буквами Д,д;

развивать речь учащихся;

содействовать воспитанию доброты

Ход урока

1.«Психологическая установка на работу»

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в работе.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получиться!

2. Речевая разминка.

1) Дыхательная гимнастика: нюхаем цветы; дуем на снежинку.

2) Звуковая разминка.

3. Работа над новым материалом

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой. Какие это звуки и буква, вы узнаете чуть позже.

а ) Выделение звуков из слов дорога, дерево.

Загадка 1: Не живая – а идёт,

Неподвижна – ведёт. (Дорога)

Составление схемы слова, выделение звука характеристика звука.

Ребята по этой дороге мы сегодня отправляемся в путь. Что же ещё мы встретим на своём пути?

Загадка 2: Много рук, а нога одна. (Дерево)

Составление схемы слова, выделение звука, характеристика звука.

С какими звуками мы познакомились?

б ) Упражнение в слышании звуков. Если звуки встретились, хлопаете в ладоши.

Слушаем: КОЛОДЕЦ, ВОДА, ЛИСА, СУДЬЯ, ЗАЯЦ, ДИВАН, ПОМИДОР, ДЯТЕЛ.

в ) Различие твёрдого и мягкого звуков в словах. Работаем по картинке. Один ученик называет слово, остальные с помощью фишек (зелёной, синей определяют звук).

4. Физкультминутка (под музыку песни «Дорога добра»)

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом постоим.

Посидим, отдохнем,

г) Знакомство с буквой Д.

Дети, вы научились произносить звуки, научились слышать их. Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки. Буква Д.

Что напоминает вам эта буква?

Этот домик – буква Д.

В домике – окошко.

Из трубы идёт домок,

А в окошке - кошка.

В этом домике живёт странное существо, которое старается быть невидимым. Он очень добрый, делает только добрые дела. Как вы думаете кто это? . . . Домовёнок. Посмотрите.

д ) Чтение слогов слияния

Домовёнок хочет послушать, как мы с вами научились читать. Давайте прочитаем слоги слияния.

Читаем по таблице все слоги сверху вниз, снизу вверх коллективно, индивидуально. Читаем твёрдые слоги сияния, мягкие слоги слияния .

(Индивидуальное задание для хорошо читающих детей)

5. Закрепление.

Домовёнок говорит, что это слоги, а умеете ли вы читать слова?

1) Чтение столбиков слов с доски . Индивидуально, хором. Обратить внимание на слова дома – дома. Составить с ними предложения.

Выборочное чтение . Прочитать односложные слова, слово, в котором больше всего слогов, имена мальчиков, имена девочек, слова, обозначающие много предметов.

Какое имя мы дадим домовёнку? Ему бы очень хотелось иметь имя, которое он зашифровал в схеме (Дима)

6. Гимнастика для глаз.

2) Работа в парах.

Домовёнок написал для вас пожелание. Подвиньтесь поближе друг к другу и прочитайте. Сначала самостоятельно, затем друг другу по очереди. Найдите букву именинницу и обведите её.

ЗДОРОВЬЯ, РАДОСТИ, ДОБРА ВАМ ЖЕЛАЮ, ДЕТВОРА! ДЕЛАЙТЕ В ЖИЗНИ ТОЛЬКО ДОБРЫЕ ДЕЛА!

Чего пожелал нам домовёнок Дима? О чём просит вас домовёнок? Какие знаки стоят в конце предложений? Сколько раз повторилась буква Д?

Кто испытывал трудности при чтении? Кому сложно было найти букву Д?

3) Вы умеете делать добрые дела? О каких добрых делах вы можете рассказать? Рассказы детей.

Ребята, кому понравился наш герой, о его приключениях можно прочитать в книгах Г. Александровой.

4 ). Работа по букварю.

Чтение текста «Поезд».

Работа над текстом .

Чтение самостоятельно. Чтение текста вслух по предложениям. Ответы на вопросы.

У кого санки? Кто паровоз?

Выборочное чтение.

Прочитай вопросительное предложение. Кто говорит эти слова? Прочитай восклицательное предложение. Сколько их? Кто говорит эти слова? Денис. Как читаем эти предложения? Чтение по ролям (автор, Денис, дети).

Кто из детей делает доброе дело? Что вы скажите о нём?

И я надеюсь, ребята, что вы не только на словах, но и на деле будете совершать добрые дела.

7. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие звуки обозначает буква Д?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Как вы думаете, понравилось ли домовёнку Диме у нас на уроке?

Как вы считаете, кого из одноклассников мы с вами поблагодарим за хорошую работу на уроке?

Приложение

Дятел

Дятел

Дятел – древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков – вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу - значит, будут деревья крепкими и здоровыми.

Иногда под деревом навалена целая куча вы –ше –лу–шен- ных сосновых шишек. Рядом – кузнеца дятла. Дятел засунет шишку в рас – ще – плён - ный сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой.

Обучение грамоте

Тема: «Звуки [д], [д’].Буквы Д,д»

Цель урока:

Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.

Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Планируемые результаты

Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.

Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.

Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Ход урока.

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).

II. Работа над новым материалом.

1. Работа с учебником.

Составить предложения по иллюстрации.

Назвать слова со звуком «д» (водолазы, дно, медуза)

2. Физминутка под музыку.

3. Работа над развитием речи

О какой букве идёт речь в загадке?

Буква - домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Буква Д)

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Д)

Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться с буквой Д, научиться читать слоги и слова с буквой Д)

Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)

Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)

Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

Звуко-буквенный анализ открывшихся картинок

(Дом, дятел, дерево, дудочка, крокодил, медуза.)

В какой части слова вы слышите звук [д], [д’].

Составим схемы слов.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’].

Посмотрите на картинку, найдите 8 слов со звуками [д], [д’].

Составьте рассказ по картинкам, используя слова со звуками [д], [д’].

Посмотрим результат нашей работы (просмотр мультфильма)

Прочитайте текст.

О ком говорится в тексте?

Где живёт дрозд?

Как вы думаете, почему дрозд живёт у Димы?

Когда Дима может выпустить дрозда?

Развитие фонематического слуха

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук

III. Закрепление.

IV. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадки и отгадайте их (чтение загадок)

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…