Конспект урока "сравнение многозначных чисел". Сравнение многозначных чисел

ТЕМА: Сравнение многозначных чисел.

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ: ознакомление со способами сравнения многозначных чисел, совершенствование умения читать и записывать многозначные числа, решать задачи с пропорциональными величинами: производительность труда, время работы, выработка; развитие произвольного внимания, мышления и речи; воспитание познавательной активности учащихся, уважен7ия к людям труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные УУД:

1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой;

2- понимание причин успехов в учёбе;

3- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2- применять установленные правила в планировании способа решения;

3- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

1- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

2- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

3- использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

4- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

1- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

2- воспринимать другое мнение и позицию;

3- строить понятные для партнера высказывания;

4- осуществлять действия взаимоконтроля

Предметные результаты:

Знать последовательность многозначных чисел;
уметь сравнивать многозначные числа, называть соседей числа;

Знать пропорциональные величины: производительность, время работы, выработка и уметь решать задачи с этими величинами.

Основные: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительные: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для индивидуальной работы, величины для краткой записи к задаче

ХОД УРОКА

Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

Проверка готовности.

Прозвенел и смолк звонок.

Пришла пора начать урок.

Поприветствуйте гостей!

Тихо и красиво садитесь.

Проверьте, готово ли ваше место к работе.

На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, дневник.

Если всё готово, покажите правильной осанкой.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

МОТИВАЦИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начать урок мне хочется со стихотворения.

Прочтите его со слайда: СЛАЙД 2

Трактор водит тракторист,

Электричку – машинист.

Хлеборобу слава в поле,

А твоя работа в школе.

Ты работать не ленись,

Добросовестно учись.

К кому обращены эти строки?

К чему призывает школьников поэт?

Помните, любой труд почётен и требует старания. Запишите дату и место работы.

К ученикам.

Работать добросовестно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Устный счёт

Игра «Открой форточку»

(фронтально)

Индивидуальная работа по карточкам (3 чел)

Микроитог

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД 3 А) Рассмотрите необычные равенства. Догадайтесь, какие числа прячутся под каждой фигурой. Помните, одна и та же фигура обозначает одно и то же число.

СЛАЙД 4 Б) Какие знаки арифметических действий пропущены?

СЛАЙД 5 В) Какие знаки сравнения пропущены?

Собрать карточки, оценить работу.

Какое ключевое слово получилось?

Кто догадался, чему будем учиться на уроке?

Рассматривают модели равенств.

Рассуждают.

Начать следует с равенства, в котором только одно неизвестное слагаемое, это последняя строчка. Чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое: 300-230=70 - Тр

120-70=50 – Кв

230-50=180 – Кр

Умножить или разделить, т.к. а.1=а.

Плюс или минус

Плюс

Минус

Меньше

Больше

Сравнение

Сравнивать многозначные числа

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наблюдения над материалом и вывод правил

Ещё раз посмотрите на неравенства, которые у нас получились. Какое правило сравнения можем вывести? СЛАЙД 5 (анимация)

Прочтите его, заполнив пропуски:

Из двух чисел меньше то, которое при счёте называют…….,

И больше то, которое называют ….

СЛАЙД 6. Сравните следующие пары чисел: 368*127 и 763*791

Какие цифры достаточно сравнить, чтобы сразу ответить на вопрос?

Восстановите вторую часть правила: СЛАЙД 6(ан.)

Числа можно сравнивать поразрядно, начиная с.. низшего/высшего разряда.

Проверим точность наших рассуждений по учебнику. Прочтём советы Знайки-математика на с.27 справа от красной черты. СЛАЙД 7

Раньше

Позже

3 и 1, 3 сотни больше, чем 1 сотня

6 и 9, т.к.число сотен одинаковое, сравним десятки

Высшего

Находят и читают теоретический материал

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сравнение чисел. С.27, №117. Укажите номер задания в тетради. Кто желает рассуждать вслух?

№120 Прочитайте задание. О чём идет речь? Какое непонятное слово встретилось? Что такое конвейер?

Рассмотрите изображение конвейера на тракторном заводе. На каждое готовое изделие завода выдаётся технический паспорт с номером.

Какие номера были у тракторов?

Что просят определить в задании?

Как предлагаете определять, какой трактор сошёл раньше других? Какой следующий? Какой третьим?

Читают, записывают и сравнивают числа, рассуждая вслух.

Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов.

250000, 249999, 250001

Какой трактор сошёл первым? Вторым?

249999, 250000, 250001

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зарядка

СЛАЙД 8. Люди, которые трудятся на заводах встают по утрам рано и работают долго. Чтобы на всё хватало здоровья, они, конечно, делают зарядку.

Солнце глянуло в кроватку

Раз-два-три-четыре-пять!

Все мы делаем зарядку:

Нужно нам присесть и встать

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Можем продолжать движение.

Встают из-за парт.

Выполняют движения, названные в тексте

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа над задачами:

А)Знакомство с содержанием

Б)Составление краткой записи

В)Поиск решения

Г)Запись решения и ответа

СЛАЙД 9. Продолжим знакомиться с трудом рабочих.

Найдите задачу 122. Прочитайте её.

О чём задача?

Кто делал детали?

Кто делал больше деталей? Почему?

В таких случаях говорят, что у рабочего и ученика была разная производительность труда, т.е. количество деталей, которые каждый из них делает за час.

Укажите первую величину, производительность так:

Выраб. Время Общая

за 1 час работы выраб.

Кто догадался, какая вторая величина будет в таблице? Запишите её. Что запишем в 3 столбик?

Укажем, что работали учитель и ученик.

Давайте заполним таблицу. Что известно? Что нужно найти? Как предлагаете записать этот вопрос кратко? Запишите. Обведите.

Р. ? 8 ч 80 д.

Уч. ? 6 ч 42 д.

Как узнать, на сколько один вытачивает больше, чем другой?

Можем мы сразу выполнить это действие? Почему?

Как предлагаете это узнать?

Во сколько действий будем решать задачу?

Проговорите план решения.

Запишите решение по действиям с пояснениями.

Какое дополнительное задание предлагают? Про-читайте выражение. Какое действие изменилось? Что им узнаете? Сформулируйте вопрос.

Открывают учебник, находят и читают задачу. Отвечают на вопросы:

Эта задача об изготовлении деталей.

Рабочий и ученик.

Рабочий, у него больше опыта.

Делают краткую запись к задаче.

Записывают решение и ответ задачи в тетрадь.

Время работы

Общая выработка

Находят в тексте задачи числовые данные и вносят в таблицу.

Из большего вычесть меньшее.

Нет. т.к. не знаем, сколько каждый делал за час. Делением.

В 3:1) (:)-рабочий за 1 час

2) (:) –ученик за 1 час

Изменить вопрос, чтобы последнее действие было(+)Сколько деталей делают за час вместе рабочий и его ученик?

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Отработка вычислительных навыков

СЛАЙД 10. Прочитайте задание №121. Что требуется сделать? Подумайте, где стоит поставить скобки, чтобы порядок действий изменился? Выполните задание самостоятельно.

Читают задание и выполняют его самостоятельно.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАДАНИИ НА ДОМ

С.27, № 123, с.24, № 97.

Записывают задание в дневник.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛАЙД 12. Завершите предложения: На уроке я узнал… У меня получилось…. Мне было трудно….

Отметки сегодня заработали ….

Завершают предложения.

Выставляют отметки в дневник.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

План урока:

1) Организационный этап. (2 мин.)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

3) Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала. (15 мин.)

4) Применение знаний и умений в новой ситуации. (5 мин.)

5) Контроль и коррекция знаний. (10 мин.).

6) Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению). (4 мин.)

7) Рефлексия. (4 мин.)

Цели урока: Предметные : обеспечить условия для систематизации знаний о правилах сравнения многозначных натуральных чисел; формирования навыка сравнения многозначных натуральных чисел.

  • Метапредметные : способствовать развитию умений учащихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  • Личностные : обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы с применением предписания; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
  • Формы и методы обучения: проблемное изложение.

    Планируемые образовательные результаты:

    • Научатся: сравнивать многозначные натуральные числа;
    • Получат возможность научиться: извлекать информацию, представленную в виде блок-схемы.

    Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, презентация.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок (Слайд 2 <Презентация>)

    Доброе утро, ребята! Величайший математик Леонард Эйлер говорил: “...Математика является наукой, которая не только показывает в каждом случае соотношения, но и определяет причины, от которых они зависят по природе самих вещей...”. Давайте и мы сегодня поговорим о соотношениях среди натуральных чисел.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

    Учитель организует проблемную ситуацию, демонстрируя наборы чисел (Слайд 3 <Презентация>). Предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке.

    Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте распределить следующие примеры на группы, выбрав основание для сравнения.

    Ученики сравнивают примеры пар чисел, предлагают основания для сравнения, разбивают примеры на группы (устно).

    Основание для сравнения: количество операций для сравнения пары чисел.

    1 группа (одна) 2 группа (две) 3 группа (три) 4 группа (четыре) 5 группа (пять) 6 группа (шесть)
    4) 4693723 и 993729; 1) 37297 и 59382; 2) 254673 и 235932; 3) 5674 и 5690; 7) 39108 и 39190; 9) 5973021 и 5973472;
    6) 3972013 и 20001001; 5) 846372 и 923710; 10) 7098210 и 7396024. 8) 41360 и 41294;

    Вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сможете сформулировать тему урока?

    Ученики формулируют тему урока и фиксируют ее в тетради.

    Учитель предлагает с помощью вспомогательных слов сформулировать цели урока (Слайд 4 <Презентация>).

    Ребята, давайте с помощью “слов-помощников” попробуем поставить перед собой цели, которые мы сегодня должны достигнуть к концу урока.

    Ученики формулируют цели, пользуясь “словами-помощниками”.

    Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала.

    Учитель предлагает ученикам устно сформулировать правило сравнения двух многозначных чисел.

    Ребята, мы с вами знаем правило сравнения многозначных чисел, давайте повторим его устно. Посмотрите на примеры и объясните, как сравнивают многозначные числа.

    Ученики проговаривают правило, опираясь на примеры (Слайд 5 <Презентация>) и расставляют знаки сравнения.

    1. Проверяем количество разрядов в обоих числах; больше то число, в котором разрядов больше.
    2. Если разрядов в числах одинаковое количество, то сравниваем количество единиц поразрядно, процесс сравнения начинается со старшего разряда и продолжается до нахождения неравных значений разрядов. Больше будет то число, у которого значение соответствующего разряда больше.

    Как можно компактно записать это правило? Какие виды записи правил вы знаете?

    Ученики предлагают свои варианты записи данного правила: в виде текста, в виде списка команд (предписание), в виде схемы и т.п.

    Учитель предлагает ученикам записать правило сравнения двух многозначных чисел в виде блок-схемы <Рисунок 1> (Слайд 6 <Презентация>); раздает карточки с каркасом схемы <Приложение 1>.

    Молодцы! Вы знаете много хороших способов записи правил, но сегодня я хочу предложить вам воспользоваться записью в виде блок-схемы. Посмотрите на слайд, часть схемы уже заполнена, а часть придется заполнить самостоятельно. Давайте начнем заполнять блок-схему вместе, а затем вы продолжите работать в парах.

    Рисунок 1
    Каркас блок-схемы "Сравнение многозначных чисел"

    Учитель задает наводящие вопросы, помогает ученикам заполнить несколько блоков схемы (фронтально). Остальные блоки предлагает заполнить, работая в парах.

    Ученики отвечают на вопросы, заполняют блоки схемы вместе с учителем, продолжают заполнять блок-схему в парах.

    Учитель предлагает проверить результат заполнения блок-схемы (фронтально) <Рисунок 2>. (Слайд 6 <Презентация>).

    Ребята, давайте проверим, как вы заполнили блоки данной схемы. Посмотрите на слайд и на свою блок-схему, сравните. Кто нашел различия?

    Рисунок 2
    Блок-схема "Сравнение многозначных чисел"

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Учитель раздает ученикам карточки с заполненной блок-схемой <Приложение 2 >. Предлагает, пользуясь блок-схемой выполнить задание №3: сравнить и расставить в порядке возрастания следующие числа: 11230079, 1109270, 21206772, 11231064, 11230078.

    Мы с вами заполнили блок-схему, которая поможет вам выполнить следующее задание. Работая в парах, сравните многозначные натуральные числа и запишите их в порядке возрастания (Слайд 7 <Презентация>). Все знают, что значит расставить числа в порядке возрастания? (Да, от меньшего к большему).

    Ученики в парах проговаривают шаги сравнения чисел по схеме, записывают числа в тетрадь в порядке возрастания.

    Учитель оценивает навыки работы в паре, дает советы, корректирует действия учащихся. Предлагает сравнить результаты.

    Давайте проверим и оценим результат вашей совместной работы. Сравните порядок чисел на слайде с записью в вашей тетради. Поднимите руки те пары, у которых числа записаны в том же порядке. Молодцы, вы справились с задачей.

    Учитель выясняет, какие ошибки допустили остальные пары, корректирует знания учащихся.

    Контроль и коррекция знаний.

    Учитель предлагает решить задачи по теме урока.

    Давайте, пользуясь нашими знаниями, попробуем устно решить следующую задачу. (Фронтальная работа).

    Задание №4 (учебник №155). (Слайд 8 <Презентация>).

    В следующей таблице указан рост учащихся.

    Фамилия Рост (см)
    1 Антонов 124
    2 Борисов 135
    3 Воронина 127
    4 Гришин 123
    5 Демина 136
    6 Ермилова 141

    а) Назовите их фамилии в порядке возрастания их роста.

    б) Назовите их фамилии в порядке убывания их роста.

    Что нужно сделать, чтобы выполнить требование задачи? (Сравнить рост учащихся).

    Сравните рост учащихся и назовите их фамилии в порядке возрастания роста, в порядке убывания их роста.

    Ученики называют фамилии сначала в порядке возрастания роста, потом в порядке убывания.

    а) Гришин, Антонов, Воронина, Борисов, Демина, Ермилова.

    б) Ермилова, Демина, Борисов, Воронина, Антонов, Гришин.

    Как вы думаете, ребята, об учениках какого класса идет речь? Эти ребята старше или младше вас?

    Ученики сравниваю свой рост с ростом ребят, указанным в таблице, и делают выводы.

    С первой задачей вы справились успешно! Молодцы! Давайте попробуем решить еще одну. (Индивидуальная работа).

    Задание №5. (учебник №154). (Слайд 9 <Презентация>).

    Я задумал число, оканчивающееся цифрой 5. Оно больше, чем 210 и меньше, чем 220. Какое это число?

    Прочитайте задачу и попробуйте решить ее самостоятельно. В тетради запишите число, которое у вас получилось.

    Учитель просит нескольких учащихся сказать полученное число. (Фронтально).

    Какое число вы получили? (215).

    Кто-то получил другой ответ?

    Учитель предлагает учащимся придумать задачу такого типа.

    Задача показалась вам сложной? (Нет).

    Смогли бы вы сами придумать похожую задачу? (Да).

    Тогда придумайте, запишите её в тетрадь и предложите своему соседу по парте решить её.

    Ученики работают индивидуально, а затем в парах.

    Учитель контролирует выполнение задания, консультирует учащихся, если требуется.

    Поднимите руки те, кто смог решить задачу соседа.

    Предложите родителям решить задачу, которую вы сегодня сочинили.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание и объясняет, как его выполнять (Слайд 10 <Презентация>).

    №170, №171, №172, №173.

    Дополнительное творческое задание: Запишите фамилии одноклассников в порядке возрастания их роста.

    Рефлексия (подведение итогов занятия).

    Учитель предлагает учащимся закончить предложения (фронтально) <Рисунок 3>. (Слайд 11 <Презентация>).

    Ребята, урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Закончите предложения.

    Рисунок 3
    Задание по рефлексии

    Список литературы.

    1. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. Учебно-методическое пособие. – Эйдос, 2015.
    2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – Мнемозина, 2011.

    Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

    Тема урока: Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение задач

    Цели урока :

    1) Формировать способность к сравнению многозначных чисел.

    2) Тренировать способность к чтению многозначных чисел; устные вычислительные навыки; способность к составлению буквенных выражений к текстовым задачам.

    Тип урока : урок открытия новых знаний; Урок в ТДМ

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

    Демонстрационный материал:

    1) нумерационная таблица с названием разрядов и классов и «карманами» для цифр:

    2) опорная схема для чтения многозначного числа (урок 9);

    3) опорная схема для сравнения чисел:

    5) алгоритм для сравнения многозначных чисел:

    3) лист А-4 для работы в группах

    4) карточки для проверки №4:

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    На доске записано стихотворение и рисунок с прошлого урока.

    Большие числа в гости к нам

    Приходят каждый день

    И информацией своей

    Делится им не лень.

    • Прочитайте стихотворение. Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Многозначные числа.)
    • Чему научились? (Научились читать многозначные числа.)
    • Хотели бы вы продолжить изучение многозначных чисел? (Да.)
    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    1) Нумерация многозначных чисел.

    миллионы

    тысячи

    единицы

    • Прочитайте число. (431 млн. 424 тыс.477)
    • Как прочитать любое многозначное число? (Сначала число разбиваем на классы по 3 цифры справа налево, потом читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц.))

    Учитель вывешивает на доску опорную схему Д–2.

    • Какие разрядные единицы в каждом классе? (Сотни, десятки, единицы.)
    • Какие классы присутствуют в записи числа? (Миллиарды, миллионы, тысячи и единицы.)
    • Сколько разрядных единиц в числе? (12.)
    • Прочитаем числа в №1 стр. 29.

    2) Правила сравнения чисел .

    Учитель, используя эти же цифры, составляет на доске числа.

    • Что общего у чисел? (Они трехзначные, так как для записи чисел использованы 3 цифры.)
    • Что обозначает цифра 4 в записи второго и третьего чисел? (Количество сотен.)
    • А цифра 7 в третьем числе? (Одна цифра 7 обозначает количество десятков, а другая - количество единиц.)
    • Запишите в тетрадях эти числа в порядке возрастания.

    Дети записывают в тетрадях, а один ученик проговаривает с места.

    • Каким правилом пользовались при записи? (Правилом сравнения чисел.)
    • Вспомните и проговорите правила сравнения чисел.

    Дети вспоминают материал второго класса:

    • Чем больше цифр использовано в записи числа, тем это число больше. Если в записи использовано одинаковое количество цифр, то надо сравнить единицы старшего из разрядов. Если эти цифры совпадают, то сравниваем цифры следующих несовпадающих разрядов)

    На доску учитель вывешивает опорные схемы и известные детям алгоритмы сравнения Д–3 и Д–4.

    3) 1. Работа с таблицей.

    а) Составьте число 165.

    К какому классу отнесём это число?

    Сколько сотен? десятков? единиц?

    Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165).

    б) Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц. Запишите его в тетрадь (52, 165). Выде­лите классы справа налево.

    Что изменилось в чтении числа? (После числительного пятьдесят два появилось слово «тысяч»)

    Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавля­ется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу.

    в) Составьте число, в котором 165 единиц II класса и 165 единиц I класса.

    г) Из числа в котором 2 десятка тысяч 6 единиц тысяч, 3 сотни 6 десятков и 3 единицы вычесть число в котором 2 десятка тысяч 5 единиц тысяч 2 сотни 6 десятков и 3 единицы.

    Сколько сотен тысяч? десятков тысяч? единиц тысяч? сотен? де­сятков? единиц? Запишите число и прочитайте. (165.165 - 165 тысяч 165)

    • Расскажите, какой информацией поделились с вами сегодня многозначные числа? Чему вы научились? (Мы научились их записывать.)
    • Проверим наш вывод с выводом в учебнике стр. 29.

    4) Индивидуальное задание.

    Учитель раздает учащимся листочки с заданием Р–2 Мы повторили правила сравнения. Я предлагаю вам выполнить работу на листочках. За одну минуту вам надо, пользуясь правилами сравнения, подчеркнуть самое большое число в каждом столбике.

    Дети выполняют задание самостоятельно.

    • Минута закончилась. Положите ручки, проверим работу.
    • Какое число подчеркнули в первом столбике? (6543.) Есть другие варианты? (…)
    • Какое число подчеркнули во втором столбике? (18 370.) Какие еще варианты? (…)

    Аналогично учитель фиксирует на доске все имеющиеся варианты всех четырех столбиков.

    1. Выявление места и причины затруднения.
    • Какое задание выполняли? (Подчеркивали самое большое число в каждом столбике.)
    • Что в нем было нового? (Мы первый раз искали самое большое число из ряда многозначных чисел)
    • Почему возникло затруднение? (Нет способа сравнения многозначных чисел)
    • Какие правила нам нужны? (Правила сравнения чисел.)
    • Почему же вы не смогли воспользоваться известными правилами? (Они ограничиваются сравнением трехзначных чисел.)
    • А вам какое правило нужно? (Правило сравнения многозначных чисел.)
    • Что же нам нужно сделать? (Придумать способ сравнения многозначных чисел, дополнить алгоритм шагами для сравнения других разрядных единиц.)

    На доске учитель дополняет рисунок.

    запись

    1. Построение проекта выхода из затруднения.
    • Назовите тему урока. (Сравнение многозначных чисел)
    • Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Надо построить алгоритм для сравнения многозначных чисел, для этого используем алгоритм сравнения трехзначных чисел)
    • Какие у вас есть предложения? (Надо добавить шаги алгоритма: сравнить единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч…)
    1. Реализация построенного проекта.
    • Объясните, как будем сравнивать? (Поразрядно.)
    • Удобно ли будет пользоваться таким алгоритмом? (Нет, очень много шагов.)
    • Какая закономерность во всех шагах алгоритма? (Сравнение последовательно слева направо каждой разрядной единицы.)
    • Чем отличаются шаги алгоритма? (Только названием разрядных единиц.)
    • Как все шаги описать одним предложением? (Сравнить, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
    • А если число записано без выделения классов – как вы узнаете разряды? (Вначале надо разбить число на классы.)

    Учитель вставляет блок «Разбить многозначные числа на классы» и обращает внимание детей на опорную схему (Д–2).

    • Что мы можем сразу определить, разбив числа на классы? (Количество цифр, использованных для записи числа.)
    • Можем ли мы на этом основании сравнить числа? (Да, если в числе цифр больше, значит это число больше.)
    • Значит, наши действия будут зависеть от того, одинаковое или разное количество цифр в записи данных чисел. Если «нет» – каков вывод сделаем? (То число больше, где количество цифр больше.)
    • А если «да» - одинаковое? (Сравним, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)

    Учитель по ходу беседы выставляет на доске первые шаги нового алгоритма:

    • Закончите фразу: если цифры совпадают, то…(Числа одинаковые.)
    • Если цифры не совпадают, то…(Больше то число, у которого первая несовпадающая цифра слева больше.)

    Учитель дополняет шаги алгоритма до конца. На доске появляется полный алгоритм Д–5.

    • Предлагаю вам в группах записать наш алгоритм при помощи математических знаков.Р-3

    Дети вывешивают результат своей работы и объясняют шаги по своим схемам. Выбирается наиболее удобный вариант. Учитель предлагает свой. Д-6. Дети записывают любой вариант в тетрадь.

    • Давайте проверим, как «работает» наш алгоритм для сравнения чисел на ваших карточках. Прокомментируйте первый столбик. (Разбиваю числа первого столбика на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда единиц тысяч числа 6 543 не совпадают с цифрами других чисел. Это число это число большее.)
    • Прокомментируйте второй столбик. (Разбиваю числа второго столбика на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда сотен числа 18 037 не совпадают с цифрами других чисел. Это число меньшее. При сравнении чисел 18 307 и 18 370 замечаем, что не совпадают цифры разряда десятков. Самое большее число – 18 370.)

    Аналогично комментируются числа 3 и 4 столбики.

    3’456 18’307 733’999 36’000’571

    3’546 18’037 703’900 36’020’501

    6’543 18’370 730’099 36’002’500

    • Что позволило нам быстрее сравнить числа? (Разбиение многозначного числа на классы.)
    • Как действовали дальше? (Искали в числе несовпадающие цифры одинаковых разрядов и сравнивали их.)
    • Как сравнить любые многозначные числа? (Больше то число, в котором больше разрядных единиц. Для сравнения чисел с одинаковым количеством цифр будем сравнивать цифры одинаковых разрядов. Больше то число, в котором первая несовпадающая цифра больше.)
    • Проверим по учебнику стр.31.
    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи..
    • Какой следующий шаг? (Потренируемся сравнивать многозначные числа. Для этого будем пользоваться выведенным алгоритмом.)

    На доске написано задание. Ученики по одному выходят к доске и ставят знаки с комментированием по алгоритму.

    7’96 1 > 7’95 1 34’56 2 > 34’52 2 676’767 < 5’555’555

    87’34 5 < 87’35 4 76 ’346 > 75 ’555 7 07’070 > 1 23’456

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    • Что сейчас я вам предложу? (Выполнить самостоятельную работу).
    • С какой целью? (проверить, как мы поняли тему)

    Дети выполняют задание. По окончании работы учитель открывает на доске запись для проверки:

    15 980 > 9 000 33 000 < 101 000 650 000 > 65 000

    55 125 < 55 352 489 000 < 1 213 478 999 999 < 1 000 000

    • Проверьте работу. Кто допустил ошибку? (…)
    • Поставьте рядом с заданием знак «?». Какую ошибку допустили и почему? (…)
    • Кто выполнил задание правильно? (…) Поставьте себе знак «+».
    • Вы довольны своей работой? (…)
    1. Включение в систему знаний и повторение.

    1) Я предлагаю вам поиграть. Выполняя задание, первый ученик отвечает на вопрос и называет следующего ученика, который должен продолжить.

    («За числом 99 следует число 100. Айгуль.»; «За числом 899 следует число 900. Света.» и т.д.)

    2) Задания 7, 8.

    Решение задач в первой части задания выполняется у доски с объяснением. Сравниваются усло­вия и решения задач, ученики должны сделать вывод о том, что первая задача дана в прямой форме, а вторая - в косвенной.

    Лебедь - 88 км Лебедь - 88 км, это на 26 км

    Голубь - ? км, на 26 км больше меньше Голубь - ? км

    88 - 26 = 62 (км) 88 - 26 = 62 (км)

    Ответ: голубь пролетел 62 км.

    Дети выполняют задание. Учитель раздает листочки Р–3 с решением задач.

    Дети проверяют свою работу.

    • В каких задачах вы допустили ошибки? (…)
    • В чем их причина? Как сделать правильно? (…)
    • Какая пара выполнила работу без ошибок? (…) Поставьте себе «+».
    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Домашнее задание:

    записать в тетрадь теорий новый алгоритм; придумать 4 пары
    многозначных чисел и сравнить их;

    • 9 стр. 30;

    ☺ придумать 4 пары многозначных чисел и сравнить их.

    Сравни числа.

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Марина Витальевна Кислицына
    Конспект урока по математике в 4 классе «Сравнение многозначных чисел»

    Технологическая карта урока

    Предмет математика

    Тема урока : «Сравнение многозначных чисел »

    Цель урока : обобщение знаний и умений в сравнении многозначных чисел

    Задачи :

    Образовательные : закрепить навык сравнения многозначных чисел ; тренировать способность к чтению и записи многозначных чисел

    Развивающие : развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; работать самостоятельно, коллективно, речевые умения;

    Воспитательные : воспитывать интерес к математике , уважение к товарищу по группе, учить слушать и слышать друг друга

    Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений

    ФормироватьУУД :

    Регулятивные : понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

    Познавательные : решать задачи практического содержания, структурировать знания

    Коммуникативные :

    - участвовать в диалоге : «учитель – ученики» и «ученик – ученик» ;

    Отвечать на вопросы учителя и одноклассников ;

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

    Формировать умения слушать и понимать речь других

    Планируемые результаты :

    Метапредметные : определять свои знания и незнания; видеть и исправлять ошибки; ; обосновывать выводы; умение работать в паре, группе, осуществлять самоконтроль и самооценку.

    Предметные : уметь выделять закономерность, сравнивать , классифицировать .

    умение действовать по плану и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Этап урока Формируемые УУД Деятельность учащихся

    1. Организационный этап

    Мотивация учащихся учителем

    В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил и уверенности вам в своих знаниях.

    Откройте тетради. Запишите тему урока (СЛАЙД №1)

    Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» ? На «4» ? На «3» ? Спасибо. Сравним в конце урока ваши предполагаемые результаты.

    Эмоционально – положительный настрой : «Сначала мы вместе с вами восхитимся вашими глубокими знаниями по математике и вытащим из тайников вашей памяти кое – что ценное. Согласны?» Регулятивные

    Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

    Эмоционально – положительный настрой на урок , создание ситуации доверия

    Учащиеся слушают и отвечают на вопросы

    2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

    Цель этапа :

    А). Предлагаю начать с Блиц - опроса, который поможет вам сформулировать тему нашего урока (вопрос задаётся по очереди каждой группе)

    Что называется многозначными числами ?

    Какие классы многозначных чисел вы знаете ?

    Какие действия можно производить с многозначными числами ?

    Назовите алгоритм сравнения многозначных чисел .

    О чём пойдёт речь на уроке ? Сформулируйте тему урока . «Сравнение многозначных чисел » . (СЛАЙД №2)

    Познавательные :

    Построение речевого высказывания в устной форме, ответ на основе имеющихся знаний.

    Коммуникативные :

    Построение понятных для партнёра высказываний.

    Регулятивные :

    Принятие и сохранение учебной задачи, выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме . Ученики вспоминают теоретический материал и выполняют практическое задание по изученной ранее теме.

    Называют выражение «сравнение многозначных чисел » и делают предположение о теме урока .

    3. Постановка цели и задач урока .

    Мотивация учебной деятельности учащихся

    Какие задачи поставим на урок и должны будем достигнуть?

    (СЛАЙД №3)

    1. Закрепить. (умение сравнивать многозначные числа )

    2. Отработать. (алгоритм сравнения многозначных чисел )

    3. Развивать. (умение работать в группе) Коммуникативные :

    Учатся формулировать собственное мнение

    Познавательные :

    выдвижение гипотез и их обоснование

    Учащиеся выдвигают гипотезы, принимают и сохраняют учебную цель и задачу

    4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

    Цель этапа :

    Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

    С теорией вы справились, посмотрим, как у вас обстоять дела с практическими заданиями? Разминка в виде теста (СЛАЙД №4 - №9)

    Работаем группой, выбираем правильный вариант ответа и сравниваем с ответом другой группы.

    Высказывают свои предположения в группе и по очереди озвучивают вариант ответа

    5 Обобщение и систематизация знаний

    Цель этапа :

    Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия

    Большие числа в гости к нам

    Приходят каждый день

    И информацией своей

    Делится им не лень.

    - Многозначные числа мы можем встретить в нашей жизни.

    Приведите примеры.

    А теперь запишите некоторые из них.

    Температура на поверхности Солнца 6 000 С

    Лена – самая длинная река России. Её длина. 4400 км

    Самое глубокое место в Тихом океане - Марианская впадина. Её глубина. 11 034 км

    Расстояние от Земли до Луны 384 400 км

    Расстояние от Солнца до Земли составляет около 50 000 000км

    Самая высокая гора Эльбрус имеет высоту 5 642 м

    Диаметр Земли 12 720 км

    Проверьте правильность написания (РАБОТА В ПАРАХ обменяйтесь тетрадями) (СЛАЙД №10)

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

    Запишите числа в порядке возрастания (ПРОВЕРКА)

    4400, 5 642, 6000, 11 034, 12 720, 384 400, 50 000 000.

    (СЛАЙД №10)

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

    2 ГРУППЫ

    Запишите в порядке убывания (ПРОВЕРКА)

    50 000 000, 384 400, 12 720, 11 034, 6000, 5 642, 4400

    (СЛАЙД №10)

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

    Познавательные :

    запись многозначных чисел

    Коммуникативные :

    контроль действий партнера

    Регулятивные :

    выполнение учебных действий;

    учёт правила в планировании и контроле способа решения;

    внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Ученики записывают многозначные числа , записывают их в порядке убывания и возрастания. Затем зачитывают, что у них получилось. Объясняют свой выбор

    6. Применение знаний и умений. Мыслительные операции : анализ, синтез, обобщение, сравнение

    Учитель : - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. (СЛАЙД №11)

    В закодированных числах поставлены следующие знаки.

    Верны ли эти неравенства?

    Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел ? (АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ )

    Познавательные :

    осуществление смыслового чтения выражения

    Регулятивные :

    планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    Коммуникативные :

    Воспринимают ответы учащихся Учащиеся восстанавливают запись и объясняют, на какие знания они опирались при сравнении чисел , делают умозаключения

    7. ФИЗМИНУТКА

    Мы с вами изучаем числа. А какие числа в математике кроме многозначных , вы знаете? Сейчас подвигаемся и потренируем внимание :

    если я называю однозначное число - сели,

    двузначное - встали,

    трёхзначное - руки вверх.

    1, 13, 456, 389, 25, 8, 34, 444, 6, 39, 230, 3

    Молодцы, у вас все здорово получилось, вы успешно справились и готовы продолжить работу дальше.

    8. Задание : Выпишите из каждого столбика самое большое число

    (СЛАЙД №12)

    4275 13785 359999 38002500

    3689 1274 830099 27426502

    6424 18348 803900 35000571

    Представьте два из них в виде суммы разрядных слагаемых

    К ДОСКЕ 2 представителя из каждой команды (Осуществляет выборочный контроль)

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ) Познавательные :

    Применение алгоритма сравнения многозначных чисел

    Регулятивные :

    Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

    Коммуникативные :

    Рефлексия своих действий Ученики выписывают из представленных столбиков самые большие числа и представляют их в виде суммы разрядных слагаемых

    9. Учитель : - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание

    (запись анаграммы на мультимедиа) (СЛАЙД №13)

    ШЕРИ ЧАДУЗА

    (реши задачу)

    Стр. 31, № 83 (учебника) Проверка учителем

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

    1). 587 – 37 = 550 (см) – разностное сравнение .

    2). 550 : 2 = 275 (см) – меньшая часть ленты.

    3). 275 + 37 = 312 (см) – большая часть ленты.

    Познавательные :

    Самостоятельный поиск нужного задания в учебнике, используя его для решения учебно-познавательной задачи

    Регулятивные :

    Планирование и выполнение действия для его решения

    Коммуникативные :

    Участие в совместной деятельности; оказание взаимопомощи Дети разгадывают анаграмму и самостоятельно группой решают задачу

    10. Контроль усвоения (Осуществляет индивидуальный контроль)

    Цель этапа :

    Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельно) деятельности.

    Проведем гимнастику для ума в виде индивидуального тестирования, в ходе которого узнаем, как вы поняли тему урока . (КАЖДОМУ УЧЕНИКУ РАЗДАЁТСЯ ТЕСТ)

    Тестовые задания

    1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков :

    2. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять :

    3. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых :

    4. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

    а) 13 560 б) 1 356 в) 130 0056 г) 13 056*

    5. Число 32 028 читается :

    а) три тысячи двести двадцать восемь;

    б) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

    в) тридцать две тысячи двадцать восемь*

    (фронтальная проверка тестов - через мультимедиа)

    (СЛАЙД №14)

    а, г, в, б, г, в

    (ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ) Познавательные :

    Поиск правильных ответов решения задач

    Регулятивные :

    Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные :

    контроль своих действий Ученики самостоятельно выполняют предложенный учителем тест

    11. Рефлексия деятельности

    Цель этапа :

    Акцентировать внимание учеников на конечный результат учебной деятельности на уроке

    Справились ли мы поставленными задачами?

    Оправдались ли ваши предполагаемые оценки готовности к уроку ?

    (СЛАЙД №15)

    За что ты можешь похвалить себя или кого-то из группы?

    Хотите узнать моё мнение?

    (КОМАНДИРЫ ВЫСТАВЛЯЮТ ОЦЕНКИ ЗА УРОК )

    Познавательные :

    Умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные :

    Оценка правильности выполненных действий.

    Коммуникативные :

    Формирование мотивов достижения и социального признания.

    Формирование собственных границ знания и «незнания» Формулируют конечный результат своей работы на уроке . Оценивают свою деятельность.

    Заполняют оценочный лист

    12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    (СЛАЙД №16)

    1. Записать несколько примеров многозначных чисел из жизни

    2. Стр. 55 тетради

    Данный урок поможет получить представление о теме «Чтение многозначных чисел», которая входит в школьный курс математики 4 класса. Учитель расскажет о том, как правильно читать многозначные числа, состоящие из тысяч, и как правильно записывать такие числа при помощи цифр.

    Введение, знакомство с новым классом - классом тысяч

    Если пред-ме-тов много, то при счете ис-поль-зу-ют не толь-ко зна-ко-мые вам счет-ные еди-ни-цы: еди-ни-цы, де-сят-ки, сотни - но и более круп-ные, на-при-мер ты-ся-чи. Ты-ся-чи счи-та-ют так же, как и про-стые еди-ни-цы: одна ты-ся-ча, две ты-ся-чи, три ты-ся-чи, че-ты-ре ты-ся-чи и так далее.

    Де-сять тысяч - это один де-ся-ток тысяч.

    Де-сять де-сят-ков тысяч - это одна сотня тысяч.

    Де-сять сотен тысяч - это ты-ся-ча тысяч, или мил-ли-он.

    Со-ста-вим таб-ли-цу клас-сов и раз-ря-дов (рис. 1).

    Рис. 1. Таб-ли-ца клас-сов и раз-ря-дов

    Вы зна-е-те, что еди-ни-цы, де-сят-ки, сотни со-став-ля-ют класс еди-ниц, или пер-вый класс. Еди-ни-цы тысяч, де-сят-ки тысяч и сотни тысяч со-став-ля-ют класс тысяч, или вто-рой класс. Еще раз по-смот-ри-те на таб-ли-цу: сколь-ко раз-ря-дов в каж-дом клас-се? Про-верь-те: три раз-ря-да. Раз-ря-ды пер-во-го клас-са: еди-ни-цы, де-сят-ки, сотни. Раз-ря-ды вто-ро-го клас-са: еди-ни-цы тысяч, де-сят-ки тысяч и сотни тысяч.

    Чтобы про-чи-тать мно-го-знач-ное число, его раз-би-ва-ют на клас-сы, от-счи-ты-вая спра-ва по три цифры, затем счи-та-ют, сколь-ко еди-ниц каж-до-го клас-са, на-чи-ная с выс-ше-го.

    Пример

    2 класс - класс тысяч

    1 класс - класс еди-ниц

    Де-сят-ки тысяч

    Еди-ни-цы тысяч

    Де-сят-ки

    Еди-ни-цы

    Три нуля в за-пи-си по-ка-зы-ва-ют от-сут-ствие еди-ниц пер-во-го клас-са. На-зва-ние клас-са еди-ниц не про-из-но-сит-ся. Чи-та-ем число с выс-ше-го клас-са: «три-ста семь-де-сят две ты-ся-чи».

    В этом числе мы видим 145 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 312 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем число с выс-ше-го клас-са: «сто сорок пять тысяч три-ста две-на-дцать».

    В этом числе 528 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 609 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем число: «пять-сот два-дцать во-семь тысяч шесть-сот де-сять».

    В дан-ном числе 60 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 500 еди-ниц пер-во-го клас-са. Это «ше-сть-де-сят тысяч пять-сот».

    В по-след-нем числе 7 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 4 еди-ни-цы пер-во-го клас-са. Число «семь тысяч че-ты-ре».

    Задание 1

    Раз-бей-те число на клас-сы. Ска-жи-те, сколь-ко в нем еди-ниц каж-до-го клас-са.

    От-счи-та-ем спра-ва у каж-до-го числа три цифры.

    В числе 5 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 400 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «пять тысяч че-ты-ре-ста».

    В числе 5 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 432 еди-ни-цы пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «пять тысяч че-ты-ре-ста трид-цать два».

    В числе 61 еди-ни-ца вто-ро-го клас-са и 209 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «ше-сть-де-сят одна ты-ся-ча две-сти де-вять».

    В числе 61 еди-ни-ца вто-ро-го клас-са и 290 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «ше-сть-де-сят одна ты-ся-ча две-сти де-вя-но-сто».

    В числе 500 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 500 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «пять-сот тысяч пять-сот».

    В числе 500 еди-ниц вто-ро-го клас-са и 5 еди-ниц пер-во-го клас-са. Чи-та-ем: «пять-сот тысяч пять».

    Задание 2

    За-пи-ши-те циф-ра-ми числа:

    1. Сто во-семь тысяч три-ста де-вять

    2. Трид-цать тысяч семь-сот де-вять

    3. Во-семь тысяч шесть-сот

    Ре-ше-ние

    Мно-го-знач-ные числа за-пи-сы-ва-ют по клас-сам, на-чи-ная с выс-ше-го. Чтобы за-пи-сать циф-ра-ми число, на-при-мер «сто во-семь тысяч три-ста де-вять», сна-ча-ла за-пи-сы-ва-ют, сколь-ко всего еди-ниц вто-ро-го, выс-ше-го, клас-са в числе - 108, потом за-пи-сы-ва-ют, сколь-ко всего еди-ниц пер-во-го клас-са в числе.

    Для числа «трид-цать тысяч семь-сот семь-де-сят» за-пи-шем ко-ли-че-ство еди-ниц вто-ро-го выс-ше-го клас-са в числе, их трид-цать, и ко-ли-че-ство еди-ниц пер-во-го клас-са в числе, семь-сот семь-де-сят.

    В числе «во-семь тысяч шесть-сот» 8 еди-ниц вто-ро-го клас-са и шесть-сот еди-ниц пер-во-го клас-са.

    Задание 3

    Про-чи-тай-те по-раз-но-му числа: 3754, 2900, 3970.

    Ре-ше-ние

    3754. Это число можно про-чи-тать по-раз-но-му:

    А) 3 тыс. 754 ед.

    На-зва-ние клас-са еди-ниц обыч-но не про-из-но-сит-ся, по-это-му про-чи-та-ем так: три ты-ся-чи семь-сот пять-де-сят че-ты-ре.

    Б) 3 тыс. 7 сот. 5 дес. 4 ед.

    Мы на-зва-ли ко-ли-че-ство еди-ниц каж-до-го раз-ря-да.

    В) 37 сот. 5 дес. 4 ед.

    Г) 37 сот. 54 ед.

    Д) 375 дес. 4 ед.

    Е) 3 тыс. 75 дес. 4 ед.

    А) 2 тыс. 9 сот.

    Б) 2 тыс. 90 дес.

    А) 3 тыс. 9 сот. 7 дес.

    Б) 3 тыс. 97 дес.

    В) 3 тыс. 9 сот. 70 ед.

    Г) 39 сот. 7 дес.

    Д) 39 сот. 70 ед.

    Свойство

    Число, в ко-то-ром есть еди-ни-цы раз-ных раз-ря-дов, можно за-ме-нить сум-мой раз-ряд-ных сла-га-е-мых.

    Задание 4

    За-ме-ни-те сум-мой раз-ряд-ных сла-га-е-мых числа:

    1903: 1 тыс. 9 сот. 3 ед.

    407 020: 4 сот. тыс. 0 дес. тыс. 7 ед. тыс. 0 сот. 2 дес. 0 ед.

    300 206: 3 сот. тыс. 0 дес. тыс. 0 ед. тыс. 2 сот. 0 дес. 6 ед.

    164 800: 1 сот. тыс. 6 дес. тыс. 4 ед. тыс. 8 сот. 0 дес. 0 ед.

    За-ме-ча-ние: если в раз-ря-де стоит ноль, его можно не пи-сать, так как при при-бав-ле-нии нуля по-лу-ча-ет-ся то же число.

    Если натуральное число состоит из одного знака - одной цифры, то его называют однозначным, например, числа 3, 5, 9 - однозначные.

    сли число состоит из двух знаков - двух цифр, то его называют двузначным. Например, числа 10, 23, 75 - двузначные.

    Так же по числу знаков в данном числе дают названия и другим числам. Например: 145, 809 - это трехзначные числа.

    Существуют четырехзначные, пятизначные числа и так далее.

    Для чтения многозначное натуральное число разбивают справа налево на группы по три цифры в каждом (самая левая группа может состоять из одной или двух цифр). Эти группы называют классами. Каждая из трех цифр класса обозначает разряд: разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен.

    Классификация начинается справа. Три первые цифры справа составляют класс единиц, три следующие - класс тысяч, далее идет класс миллионов, затем - миллиардов. (см. Рис.). Так как ряд натуральных чисел бесконечен, то за миллиардами идут триллионы, за триллионами — триллиарды и т.д.

    Миллион - это тысяча тысяч, его записывают с помощью единицы и шести нулей.

    Миллиард - это тысяча миллионов. Его записывают с помощью единицы и 9 нулей.

    Как же правильно прочитать многозначное число? Начинают читать многозначное число слева направо, по очереди называют число единиц каждого класса и добавляют название класса. При этом название класса единиц не называют, как и класса, в котором все три цифры — нули.

    Например, вот это число (42 135 308) разбивают на классы так: оно имеет 308 единиц, 135 единиц в классе тысяч, 42 единицы в классе миллионов. Поэтому читают его так: 42 миллиона 135 тысяч 308.

    Любое натуральное число можно представить в виде суммы разрядных единиц.

    Например:

    32 537 = 30 000 + 2 000 + 500 + 30 + 7

    Таким образом, в этом уроке Вы познакомились с понятием натурального числа и натурального ряда, научились читать и классифицировать натуральные многозначные числа, а также раскладывать их по разрядам.

    Источник конспекта:: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/tema-3/chtenie-mnogoznachnyh-chisel?konspekt

    http://znaika.ru/catalog/5-klass/matematika/Naturalnye-chisla.-Chtenie-i-zapis

    Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=frHwo0rvmvM