Как не попасть служить на корабль. "Армия учит тому, что инициатива наказуема": солдат о службе в ВМФ. Что брать с собой на службу

Мальчишек, которые мечтают послужить "срочку" на боевом корабле или подводной лодке, похоже, вскоре ждет разочарование. Весь плавсостав Военно-морского флота России, как рассказали "Российской газете" в военном ведомстве, в ближайшей перспективе будет состоять исключительно из числа контрактников.

Такая задача перед адмиралами поставлена, поскольку на флот все чаще прибывают современные эсминцы, крейсеры и субмарины, оснащенные по самому последнему слову техники. И управиться со сложными электронными системами срочнику, который в армию пришел всего на один год, будет проблематично. Поэтому тем, кто мечтает о службе на море, придется заключать с минобороны контракт и вникать в профессию особо тщательно.

Во вторник о том, что весь плавсостав Северного флота уже состоит из контрактников, сообщили некоторые СМИ. "Российской газете" в военном ведомстве сказали, что это все-таки еще не свершившийся факт, а намеченная цель, к осуществлению которой военные активно идут. Кроме того, касается такой "курс на контрактников" не только Северного флота, но и всего плавсостава ВМФ.

Призывникам же место в будущем на флоте, конечно, найдут, но служить им придется на земле - в обслуживающих и обеспечительных подразделениях. Для службы на море квалификации срочников просто не хватит.

В минобороны также подтвердили информацию о том, что исключительно контрактниками уже укомплектованы авианосец "Адмирал Кузнецов" и тяжелый атомный крейсер "Петр Великий", которые только что вернулись из похода в Средиземное море, где помогали нашим военным бороться с террористами в Сирии. Командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов в прошлом году рассказывал, что проводится работа по комплектованию должностей рядового и младшего командного состава военнослужащими по контракту. В 2016 году, по его словам, были назначены более 2300 человек."Полностью укомплектованы военнослужащими по контракту плавсостав подводных сил и значительная часть надводных кораблей, которые выполняют задачи дальних походов, а также части постоянной боевой готовности и специального назначения", - пояснял командующий. Кроме того, на островах Северного Ледовитого океана Котельный и Земля Александры, где продолжается развертывание баз Северного флота, также служат только военнослужащие по контракту.

Ходившие к берегам Сирии крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий" уже укомплектованы контрактниками

Стоит напомнить, что в Военно-морском флоте СССР срок службы в плавсоставе составлял 3 года, что на год больше, чем в других войсках. В российских ВМФ этот срок сократили сначала до 2 лет, а позже и уравняли с остальными призывниками - моряки стали служить всего 12 месяцев. В связи с этим стала возникать и еще одна проблема. Моряки часто ходят в дальние походы, которые могут длиться более полугода. И что делать с солдатами, срок службы которых заканчивался посреди морского похода, командиры не всегда знали.

Кстати, перевод на контракт - общеармейский тренд. В конце прошлого года министр обороны Сергей Шойгу говорил, что численность контрактников за 4 года увеличилась более чем в два раза и превысила количество военнослужащих по призыву. Сейчас на должностях рядового и сержантского состава, прапорщиков и мичманов проходит службу свыше 370 тысяч контрактников. К 2020 году эта цифра должна перевалить за полмиллиона.

«Срочники» — военнослужащие по призыву — больше не будут проходить службу на боевых кораблях и подводных лодках Северного флота. Начиная с весенней призывной кампании этого года практически все должности в плавсоставе комплектуются исключительно военнослужащими по контракту.

Призывники будут служить только в сухопутных воинских частях. По мнению экспертов, только подготовленные профессиональные военные справятся с эксплуатацией сложного оборудования современных эсминцев, крейсеров и подводных лодок. Но такое решение снижает у будущих призывников популярность военной службы. Вместо элитных частей и подразделений их отправляют на вспомогательные должности.

Как рассказали в штабе Северного флота, начиная с нынешнего года все должности на кораблях и подводных лодках комплектуются исключительно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Поэтому призывников направят только в части береговых войск СФ: мотострелковые бригады и бригады морской пехоты. Также военнослужащие по призыву пополнят состав наземного персонала авиационных эскадрилий и полков, а также дивизии противовоздушной обороны.

Бывший замглавкома Военно-морского флота адмирал Игорь Касатонов рассказал, что переход к комплектованию контрактниками экипажей кораблей начался еще при предыдущем министре обороны. При Сергее Шойгу этот показатель достиг 100%.

— Старшина контрактной службы — это совсем другой уровень мотивации и подготовки военнослужащего, -— рассказал адмирал. — В последнее время увеличилось количество и продолжительность боевых выходов кораблей в море. На флот пришла совершенно новая, высокотехнологичная техника, обслуживать которую должны профессионалы. Поэтому логично, что нам нужны люди, служащие не один год, а минимум 5-7 лет. На флоте сегодня создали не только систему привлечения контрактников, но и систему стимулирования, чтобы они как можно дольше выполняли свои обязанности в составах экипажей кораблей и подводных лодок. Я говорю о надбавках к денежному довольствию, возможности получения бесплатного высшего образования и собственной квартиры.

В Военно-морском флоте Советского Союза срок службы в плавсоставе составлял три года. Но в российских ВМФ его сократили до двух лет. Сейчас же «срочники» служат всего двенадцать месяцев.

Но проблема не только в необходимости укомплектовать корабли и подводные лодки специалистами. С увеличением количества дальних походов командование ВМФ столкнулось и с серьезными организационными проблемами.

— Уходит корабль к берегам Сирии, а на нем ребята-призывники, — пояснила «Известиям» секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. — У матроса закончился срок службы. Командировочные, как контрактникам, ему не выплачивают. Ведь считается, что он несет службу на территории России.

Зампредседателя Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин отметил, что для многих призывников отсутствие возможности отслужить «срочную» на корабле или подлодке станет неприятным сюрпризом.

— Они хотят, у них есть стремление, есть романтика. Но нет профессиональной подготовки, — отметил Александр Каньшин. — Сейчас военнослужащего по призыву готовят полгода. А остальные полгода они ждут увольнения в запас. А есть специальности, по которым пройти практическую подготовку и за год непросто.

Напомним, что уже осенью прошлого года приемно-техническая комиссия флота, отвечающая за отбор военнослужащих для службы в плавсоставе и на Крайнем Севере, практически не распределяла «срочников» на корабли и подводные лодки Северного флота.

Источник - Известия.ру

Рассказ недавнего срочника о службе на флоте.

Во вторник, 15 ноября, в России празднуется День призывника. По этому случаю телеканал «360» спросил у недавнего призывника и уроженца Раменского района о службе. Молодой человек рассказал, что стоит брать с собой в военкомат, чему учит армия и как можно из Подмосковья попасть на Северный морской флот. По понятным причинам, имя и фамилия собеседника не указываются.

Как я оказался в армии


В армию я пошел в 22 года: нужно было на работу устраиваться, а без военника (военный билет - прим. «360») туда, куда я хотел, не брали. И я решил, что хватит уже от армии бегать и сам пошел. Тем более, что в местном военкомате мне слезно обещали, что служить я буду рядом с домом и смогу в «увал» (увольнительную - прим. «360») домой уходить.

Отвезли нас в распределок (распределитель - прим. «360») - я уже толком и не помню, где это было - и там спрашивали, куда я хочу, в ВДВ или в ВМФ. Так как высоты я боюсь и ВДВ - это не по мне, то я выбрал морфлот. По здоровью и по всем остальным параметрам я туда проходил. Мне сказали в итоге - Североморск (город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска - прим. «360»). Я сначала пытался найти такой город в Подмосковье, вспоминая обещания военных комиссаров про службу рядом с домом, но, разумеется, никакого населенного пункта рядом со столицей с таким названием нет. Что, в общем-то, логично. После двух суток в поезде стало очевидно, что в «увал» домой на выходные я точно не попадаю.

Что брать с собой на службу


Я с собой взял только бритвенный станок, причем одноразовый, потому что мне сказали, что там все сначала отбирают. И взял еще дешевый телефон, чтобы не обидно было, если украдут или заберут. Ну и документы, зубную пасту, щетку и трусы с носками на всякий случай. И больше ничего не брал. У тех, кто с собой набрал много всего, все и разобрали на «распределке» (распределитель - прим. «360»).

«Учебка»


«Учебки» как таковой у нас не было. Хотя это странно: когда посылают служить на корабль, то первые полгода надо пройти некое обучение. У нас был курс молодого бойца в течение месяца - это скорее было похоже на физподготовку. А по сути мы вливались в процесс субординации, «физуха» была, бегали постоянно, маршировали. Потом уже - сама служба. Как на подиуме мы стояли все вместе перед командирами кораблей, и нас выбирали, «покупали», в общем. Попал я на большой десантный корабль «Георгий Победоносец», который на тот момент находился в доке. Там мы с первых дней начали «пахать».

С чего начинается служба

Именно когда нас с зеленой формы солдатской одежды в моряки переделали, переодели в морскую форму одежды, я и попал в док. Там мы по началу ремонтировали корабль, где-то недели две. Потом был первый наш выход в море - отправились в Североморск, где была бригада десантных кораблей. Сначала были пробные выходы - посмотреть, как все отремонтировано.

Стоит отметить, что там был полярный день, а я до армии в основном ночью активный образ жизни вел. И было достаточно напряженно два месяца не видеть ночи вообще. Потому что в казармах были. А вот на корабле комфортнее - внутри корабля, понятное дело, темно. Потом нас отправили в Балтийск на учения «Запад-2013» с белорусами. Наше задачей было БМПешки (боевые машины пехоты - прим. «360») высадить с воды, чтобы они десантировались, до земли дошли, а там у них уже свои были стратегические задачи. Мы все отрабатывали очень долго. И потом нас уже отправили в другие места - например, в Новороссийск. По пути туда мы заходили в Португалию на пару суток. Это был первый случай в истории российских десантных кораблей, когда нас принимал португальский порт. Там мы запаслись водой, топливом.

Обязанности матросов


На самом деле, когда я шел на корабль, я вообще не понимал, что там можно делать. Я-то думал: море, все на палубе, солнышко, все празднично, отлично. Но ничего подобного: когда корабль находится в море, у всех свои обязанности. У меня, например, была должность минера. Десантный кораль несколько функций выполняет. Первая - транспортировка БМП или танков в боевое время, вторая - сбрасывание мин в воду, чтобы контролировать локально подступы к берегу. Но так как боевых действий мы никаких не несли, то у меня даже не было материальной части. И поэтому я выполнял все подряд. Меня там писарем записали, так как я в ладах с компьютером.

В море самом постоянно отрабатывались тревоги. Мы отрабатывали задачу затопления корабля и поступления огня. Звучит тревога (обычно это было во время перерыва в смену), все занимают свои боевые посты и каждый выполняет определенную функцию. Все это у каждого моряка записано в книжке «Боевой номер».

Быт на корабле и еда

На корабле свой рацион, все по ГОСТу прописано. Но часто бывало, что что-то заканчивалось: как раз когда мы шли в Балтийск, у нас практически закончилась провизия и питались мы гречкой на завтрак, обед и ужин. И еще, в отличие от сухопутных войск, моряки едят четыре раза в день. Есть еще вечерний чай, грубо говоря. Когда мы ходили в море, сами хлеб пекли. Это логично: больше трех суток хлеб не продержится. Была даже вахтенная должность - пекарь, который всю ночь пек хлеб на весь личный состав в 140 человек.

Отношения внутри коллектива

Тут все просто. У нас, как и везде, есть так называемая вертикаль власти. То есть командиру бригады от верховного главнокомандующего поступает приказ - он приказал всем командирам кораблей. Они передают приказ своим офицерам, офицеры - мичманам, мичманы - контрактникам, а контрактники - нам. А нам уже не на кого это скидывать, потому что мы несчастные срочники. Как таковой дедовщины, в принципе, не было - что мы пришли, что кто-то на полгода раньше. Мы - срочники, и не то чтобы о нас ноги вытирали, но нам уже не на кого скинуть любую задачу. Это вынуждало нас сплотиться и действовать сообща.

Армия - школа жизни. Или нет?


Это палка о двух концах. Если бы я все это время не служил, а работал, то, понятное дело, и по финансам и по всему остальному выиграл бы больше. Но в армии нет ни мамы с папой, ни родственников, там сам на себя полагаешься и учишься жить в коллективе. Армия меня, как минимум, научила тому, что инициатива наказуема. И все. Единственное, что слегка напрягало, - делать масштабно в армии, в принципе, нечего. За счет этого там работает принцип: важен не результат, важен процесс. Нужно убивать время. Порой это доходило до абсурда., когда мы то в один цвет красили корпус корабля, то в другой. Это такие задачи, которые не рациональны и нелогичны.

человек поделились статьей

Служба в ВМФ — какая она? Я уверен, что многие из вас, так же, как и я в своё время задавали подобные вопросы. До знакомства с Дмитрием Пимкиным я думал, что служба на флоте - это кругосветные путешествия и романтика во всей красе (кроме шуток, конечно).

Но Дима смог вернуть меня из моих фантазий в реальную жизнь. Как оказалось, служба на Военно-морском флоте далеко не самая простая.

Обо всех тонкостях, плюсах и минусах службы «на воде» расскажет матрос, служащий на флоте прямо сейчас - .

- Дима, привет! Расскажи о себе. Кто такой Дмитрий Пимкин?
- Привет! Дмитрий Пимкин - солдат Вооружённых Сил Российской Федерации. Хотя, если быть точнее, матрос.

Дмитрий Пимкин

Я попал служить на флот. На надводный корабль. Таких как я называют корабелами. Нас ничему не учили. Мы не попадали в учебные части или корпуса, как попал ты. Мы всему учимся сразу на месте.
Не скажу, что это плохо. У этого есть свои плюсы и минусы.

- И какие же?
- Сейчас расскажу.

Плюсы:

  • Ты запоминаешь и учишь только то, что тебе нужно.
  • Ты осваиваешь только свой боевой пост и владеешь полной информацией по своему заведованию.
  • Если говорить проще, ты сам себе хозяин.
  • Дружный коллектив. Мы старшинами на «ты». Все вместе. Можно обратиться к любому офицеру, и он тебе не откажет.

Минусов я вижу два:

  • Попав на корабль ты ничего не знаешь, но от тебя уже требуют. Хотя этот минус не очень большой, но он гадит всю малину.
  • Вокруг все железное, повсюду маленькие замкнутые пространства.

-Я тебя понял. А ты сам хотел попасть на флот?
- Нет. Я хотел в морскую пехоту. Ну бегать, стрелять. Романтика! Но к сожалению, туда набора не было. Меня отправили в .

-Расстроился? И какие чувства тебя, вообще, преследуют с самого начала службы?
- Нет. Не очень расстроился. Главное, что кормят хорошо. :)

Чувства? Сложно сказать… Иногда тоска по дому нападает.

-Тоска по дому нас всех объединяет. Расскажи о твоей службы.
- В целом все как и у вас. Подъем в 6 утра. Потом завтрак. После завтрака - малая приборка. После этого - противоаварийный осмотр. Потом развод на работы. Затем обед, но перед ним опять уборка.
После обеда - адмиральский час, на нём мы спим до 3 часов. Потом построение и развод на работы. И снова работы, работы, работы…

В 17.30 опять приборка, затем ужин. В 7 построение и свободное время. Или время на самообслуживание. Потом в 9 построение, читка устава и приказа о заступлении новой вахты. Ну и все. В 10 отбой. И по новой. Замкнутый круг.

-Да, очень похоже на типичный распорядок дня в сухопутке. Где побывал уже? Куда ходили на корабле?
- Нигде. Мне не везёт. Я пока только на стоячих кораблях. Первый корабль в ремонте стоял, второй - уже никуда не пойдёт. Думаю, на корвет в командировку перевестись и по Балтике походить. Время покажет.

-А легко у вас с этими переводами? Можно вот так просто перевестись?
- Да. Подойти к заместителю командира корабля по работе с личным составом и с ним уже говорить. Ну, как и везде… Пока сам не начнёшь крутиться, вертеться, никто за тебя не возьмётся.

-С этим не поспоришь! Хорошо. Если ты говоришь, что у вас «все как у всех», то расскажи, каким предметам вас обучают.
- У нас нет занятий вообще. Мы изучаем все во время работы. Нет такого, что мы сидим, и нам кто-то что-то объясняет. Появился вопрос - подошёл к командиру или старшему и спросил. Вот и все. Иногда дают много документации, чтобы ты искал нужную информацию по ней.

-А, так у вас пар, получается, вообще нет? А специальности? ВУСы есть?
- Да, ты правильно понял. Пар нет. По окончании службы у меня не будет никакого диплома. Будут только знания, которые я сам получил. И навыки. И ВУСов, соответственно, у нас тоже нет.

-Понятно. Получается, что и распределения у вас тоже нет. Вы весь год служите на кораблях, верно?
Да. Весь год на кораблях. Про какое распределение ты говоришь?

-У нас . Мы разъезжаемся по войсковым частям всей страны. У вас что-то подобное есть? С кораблями, конечно.
- Ну… Если ты попал в «учебку» и учишься по профессии, то да, распределение есть. Но я корабел, и у нас нет учебки как таковой. Я сразу на корабль попал.

-Что такое корабел?
- Это военнослужащие, которые после присяги попадают сразу на корабль и учатся всему на месте.

-А до присяги вы чем занимались?
- Учили устав. Строевые занятия. История России. Великие победы.

-На кораблях, вообще, не были?
- Были. Нас призвали, одели. После этого привезли на корабль «Беспокойный», который является распределителем. Там мы были до присяги. После присяги нас уже раскидывали на корабли.

-Жесть.)
- Почему? По-моему, это нормально.)

-Хорошо, Дим. Последняя просьба. Дай 5 советов тем, кого забирают в ВМФ на корабли в этом и следующих призывах.
- Ну хорошо. Я попробую.

  1. Не бояться корабля. Да. Вокруг все железное, места мало. С водой и обычными житейскими вещами плоховато. Но, как гласит устав, «военный должен справляться с тяготами военной службы». Вот и ты справишься. Если тебе не комфортно, то сразу говори командиру об этом. Тебя переведут. Тебя никто насильно держать не будет. Были и такие случаи на моей практике…
  2. Дружить со всеми, с кем только можно. Особенно с коками. Всегда будешь сытым и довольным.
  3. Старайся не бросать свои увлечения. На кораблях очень много свободного времени, так что можешь продолжать заниматься своим любимым делом.
  4. Оставайся человеком. Всегда помогай, если просят, даже если тебе за это ничего не будет. Старшие это увидят и будут тебе всячески помогать в ответ. Служба станет легче.
  5. Будь лучшим человеком, которого ты знаешь. Это мой девиз по жизни. И я думаю, что здесь ничего объяснять не нужно. :)

-Круто! А теперь последний вопрос: кто такие «коки»?
- Это повара. В сухопутных войсках кормит компания «Славянка», а на флоте матросы готовят себе сами. И вот тех, которые готовят, называют «коками».

-Дим, спасибо тебе большое за это интервью! Уверяю тебя, что даже для меня оно оказалось безумно полезным. Желаю счастливой и лёгкой службы!
- Взаимно! Этого же желаю и всем тем, кому служить только предстоит. А если у кого-то из читателей появятся вопросы по Флоту, то пусть задают их в комментариях к статье. Я частый гость на твоём блоге. Отвечу на каждый с удовольствием!

-Договорились. Так и сделаем! До связи!
- Счастливо!

P.S. Дима - один из первых людей, с которыми я познакомился именно благодаря блогу. Он сам стал инициатором нашего знакомства, добавив

В советское время Морфлотом пугали призывников в военкоматах, так как срок службы в нем достигал 36 месяцев, что было на год больше, чем у новобранцев в других родах войск. Призывники до сих пор опасаются попадания во флот, так как не знают, изменили ли там продолжительность службы по призыву. Итак, разберемся, сколько лет срочники и контрактники несут службу в Морфлоте.

Как изменялся срок службы на флоте

Из-за сложностей и необходимости отправляться в навигации в советское время срок службы во флоте отличался и составлял три года. Это пугало призывников, но при этом давало стране возможность готовить специалистов, способных работать на разнообразных морских судах.

Большинство призывников, кроме тех, кто хотел в дальнейшем заниматься судоходством, старались избежать призыва в Морфлот, так как провести на службе было бы необходимо на 12 месяцев больше. Хотя условия на флоте были намного лучше, чем в казармах других родов войск. Из-за сложностей несения службы солдатам там предлагалось усиленное питание и щадящий режим дня.

В 1996 году вопрос, сколько служат на флоте, перестал быть актуальным. Несмотря на то что у моряков остались свои ранги и особенности несения вахты, по срокам службу на кораблях ВМФ приравняли к обычной. Теперь призывники отправлялись в эти войска на 24 месяца. Это положение было отрегулировано законодательством. С тех пор изменения срока службы начали касаться всей армии, в том числе и ВМФ.

Сколько сейчас служат призывники и как попасть во флот

Сейчас в армии проводится глобальная реформа, начатая в 2007 году. По ней армия становится контрактной, а призывники проходят курс молодого бойца за один год. Это изменение коснулось и флота. С 2008 года новобранцы отправляются на службу в ВМФ всего на 12 месяцев.

К претенденту на службу во флоте есть несколько требований, обязательных для выполнения:

  • иметь вторую группу нервно-психической устойчивости;
  • иметь категорию годности А3 и выше;
  • рост не должен превышать 180 сантиметров.

В некоторых случаях в ВМФ, наоборот, отбирают призывников высокого роста. Они служат в береговой охране и почетном карауле при штабе. Однако берут на такие должности только славян.

Наибольшая вероятность у призывников попасть в Балтийский флот, так как его численность выше, чем у Черноморского. В скором времени в ВМФ будут призывать крайне малое количество новобранцев, так как планируют, что подразделения этих войск полностью перейдут на контрактную основу. Окажется ли так на самом деле, узнаем через несколько лет, когда закончится реформа в армии.

Сколько может длиться служба по контракту

На контрактную основу в ВМФ попадают люди:

  • со средним профессиональным образованием, связанным с судоходством;
  • со смежной специальностью, которая имеет аналог в военно-учетных профессиях;
  • с высокой степенью нервно-психической устойчивости;
  • с группой здоровья выше А-3.

На флоте высоко ценятся сварщики, радиотехники и инженеры. Поэтому если у вас есть диплом о получении подходящей профессии, шанс подписать контракт на службу в ВМФ окажется выше. Кроме того, будьте готовы переехать к месту дислокации части.