Как называется произведение михалкова про слона. Михалков, "Слон-живописец": анализ басни, характеристика героев

Жизнь детского писателя и сатирика Михалкова проходила в основном публично. Он нередко издавался в газетах, выступал на ТВ. Все запомнили его автором, который был любим и обожаем. Не одно поколение выросло на стихотворениях такого прекрасного писателя.

Его произведения просто запоминаются благодаря тому, что они касаются немаловажных злободневных вопросов и норм нравственности. Поэт разделил с людьми и печаль, и отраду. Жанр басни Сергея Михалкова "Слон-живописец" устанавливает задачу направить народ на верную стезю, обучает нравственности, целомудрию и приличию. Она не теряет свою актуальности и по сей день.

Анализ

Слон является иллюстрацией того, что не стоит угождать всем вокруг. Способность избирать нужное, разумно руководствуясь рекомендациями, вырабатывая персональную точку зрения - справедливый принцип в данном конкретном случае.

Герой изобразил пейзаж, однако он не полностью убежден насчет собственной талантливости, вследствие этого принял решение узнать суждение товарищей. Пейзаж был неплох, однако каждый приятель не сумел по заслуге оценить его талант, а заметил только изъяны, которые находил для себя значимым.

Слон, дабы угодить всем, лишь изуродовал картину, нарисовав на ней такие элементы, которые озвучили товарищи. И вышел ералаш. Любому человеку следует иметь собственный взгляд и обоснованно защищать свои убеждения. Вслушиваться в рекомендации, однако в конечном счете решать взвешенно.

Герои

Центральным персонажем басни Михалкова "Слон-живописец" является слон. Он избран стихотворцем вполне логично. С античных веков он слывет самым умным животным, способным на массу способов воздействия с обществом. Индийский слон является святым животным. Ганеша обыкновенно представляется со слоновьей головой, что символизирует мудрость.

Мораль

"Слон-живописец" учит нас, что нужно отыскать границу между неуверенностью в своих силах, слабостями и чрезвычайной самонадеянностью. Собственно, подобную почву для раздумий приносит своим читателям автор, вкладывая всю жизненную мудрость в данный стих.

Главной тематикой басни Михалкова "Слон-живописец" также считается размышление о том, можно ли всем угодить. Ответ поэт отыскивает быстро. Любой человек имеет собственный взгляд на вещи. Именно по этой причине нравиться всем нельзя. Стало быть, соблюдая рекомендации разнообразных экспертов, надо мыслить своей головой, слушать самого себя и свое сердце.

Всякое поэтическое творение подобно айсбергу. Лишь небольшая часть рассказа находится на поверхности. Для того чтобы погрузиться в проблемы, затрагиваемые автором, нужно сделать полный разбор всего стихотворения Михалкова "Слон-живописец". Лишь серьезное прочтение и работа собственным разумом поможет понять его. Надо проникнуть в мысли стихотворца, осмыслить его идею. Басня Михалкова "Слон-живописец" дает возможность поразмыслить о множестве обстоятельств в жизни, которые приключаются каждый божий день с любым человеком.

Знаменитый Михалков происходит из старинного русского рода, еще с юности он показывает свой литературный талант, страсть к поэзии, острый глаз и совсем не детскую прозорливость. Первые творческие работы он пишет в возрасте девяти лет. Ему крайне любопытно пробираться в ядро изведанного и услышанного. Рассмотренная басня - тому пример.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

/ / / Анализ басни Михалкова «Слон-живописец»

Жизнь Сергея Михалкова, детского поэта и сатирика, протекала на виду у всех. Он часто печатался в газетах, выступал на радиопередачах и телевидении. Каждый человек запомнил его поэтом, которого любил каждый, как ребенок, так и взрослый. Несколько поколений людей было воспитано на баснях этого замечательного поэта. Его стихи и басни легко учатся наизусть потому, что они затрагивают важные жизненные проблемы и нормы морали. С. Михалков – автор, который разделил с народом и горе и радость. Его басни учат отличать плохое от хорошего. В лучших традициях басни поэт смог показать все человеческие пороки и слабости.

Басня – это жанр, который ставит своей целью наставить человека на правильный путь, учит нравственной чистоте и порядочности. Басни актуальны и сейчас.

Басня «Слон-живописец» является примером того, как человек старается угождать всем вокруг себя, но в конечном итоге ничего не добивается и ухудшает свою работу, которая изначально была хорошей. Басня учит тому, что необходимо научиться выбирать из советов самое важное, а не слепо им доверять. Необходимо создавать свое собственное виденье предметов, использовать свой разум. Стоит прислушиваться советов, но делать это нужно умеренно.

Главным героем басни оказывается слон. Он выбран поэтом не случайно. С древних времен слон считается самым мудрым животным, который способен на многие действия с обществом. Ученые говорят, что слон мог бы делать то же самое, что и человек, но им это не нужно. В Индии слон считается священным животным. Бог Ганеша изображается обычно с головой слона, что обозначает символ мудрости этого животного.

Басня учит тому, что необходимо найти так называемую золотую середину, между неуверенностью в себе, комплексами и чрезмерной самоуверенностью. Именно такую почву для размышлений дает своим читателям Сергей Михалков, помещая мудрость жизни в басню «Слон-живописец».

Так как слон был не уверен в своих способностях, он попросил других животных посмотреть на его картину и рассказать, что им нравится в картине, как они ее оценивают. Каждый из животных говорил, что картина хороша, вот только в ней не хватает какой-то детали. Прислушиваясь ко всем советам, но принимая их слишком серьезно, слон испортил хорошую картину. За что и получил отклик «Ералаш».

Основной темой басни также является вопрос о том, можно ли всем нравиться. Ответ Михалков находит легко. У каждого человека есть свое мнение. Именно поэтому понравиться всем невозможно. Таким образом, следуя советам различных специалистов, стоит думать своей собственной головой, прислушиваться к самому себе.

Каждое литературное произведение похоже на айсберг. Только малая часть повествования лежит на самой поверхности. Для того чтобы углубиться в вопросы, затронутые автором, необходимо провести глубокий анализ всего произведения. Только вдумчивое чтение и работа своим умом поможет читателю разобраться. Необходимо проникнуть в мысли поэта, понять его замысел. Пример басни Михалкова помогает задуматься о многих жизненных ситуациях, которые происходят каждый день со всеми людьми.

Гимназия №3

Разработка открытого

урока

Тема: "Слон-живописец"

Предмет:Литература

Класс: 7"А"

Учитель:Молдабекова Ж.М.

Кызылорда 2009год

Тема: "Слон-живописец " Сергей Владимирович Михалков

Тип: комбинированный

Цели урока: познакомить с творческой деятельностью

Михалкова Сергея Владимировича,

с его басней "Слон-живописец"

развивать у учащихся эмоционально-эстетическое

восприятие литературы и живописи,

совершенствовать навыки выразительного

чтения текста, обогатить словарный запас

учащихся, способствовать развитию речи

привитие интереса к предмету

воспитание чувства прекрасного

Средства: Выразительное чтение, "Басни"

Наглядность: Интерактивная доска, иллюстрации к уроку

Форма: Урок-вернисаж

Эпиграф к уроку:" У каждого слова есть душа своя…"

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой.

Пожелания удачи друг другу .

II . Опрос пройденного материала.

Актуализация знаний.

а) Где и когда родился Крылов? (Родился в 1769 в Москве)

б) Какие басни Крылова вы знаете? (Ответы учащихся)

в) Почему пришлось ему работать? (Отец умер,ему нужно было помогать матери)

г) Кого изображает Крылов в своих баснях? (Животные, насекомые, птицы, вещи)

д) Что такое басня? (Басня-это небольшое произведение, в котором

содержится поучение (мораль)

е) Что такое аллегория? (Аллегория-иносказание)

ё) Назовите древнегреческого баснописца.? (Эзоп)

ж) Какие басни Крылова мы изучали в 6 классе? (Басню "Стрекоза и Муравей")

з) Почему басни Крылова до сих пор не состарились?

почему они актуальны? .???????????????

. (Потому что много выражений из басен стали пословицами

и поговорками)

Учитель: Потому что у него слова – настоящие, сильные и правдивые –

и они не стареют, а наоборот становятся достоянием всего народа.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством человека,герои книг которого вам давно известны. Это писатель, поэт, сказочник Сергей Владимирович Михалков И его творчество является великим искусством, потому что его стихи, сказки,пьесы,басни

дарят детям много радости.

О его биографии расскажет нам чуть попозже экскурсовод()

III .Новая тема

Вступительное слово учителя

На уроках русского языка мы проходим лексическую тему"Искусство"


Искусство – живопись, литература и т.д.

Художники: пейзажист, маринист, баталист

Экскурсоводы:

1 экскурсовод: И.Левитан ()

2 экскурсовод: А.Кастеев () Слайд №6,7

Слайд 8 класс Меритс "Живопись"

3 экскурсовод: Биография Михалкова () Слайд № 8

4 экскурсовод: Словарная работа () Слайд №9

,

Вернисаж- торжественное открытие художественной выставки

Полотно- картина на холсте

Польщен- испытавший удовлетворение от чего -нибудь

Жёлудь- плод дуба

Ералаш- беспорядок, путаница

Низвергнут- сбросить сверху

Чтение басни "Слон-живописец" учителем.

Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж.

Но раньше, чем послать его на вернисаж

Он пригласил друзей взглянуть на полотно

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен

Не будет ли жесток " звериный суд"?

Низвергнут?Или вознесут?.

Ценители пришли. Картину слон открыл.

"Ну что же! – начал – Крокодил

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу"

"Что Нила нет, в том нет большой беды!-

Сказал Тюлень. Но где снега? Где льды?

Позвольте! удивился крот

Есть кое-что важней чем лед!

Забыл художник огород.

"Хрю-хрю"- прохрюкала свинья

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас свиней

Должны быть желуди на ней.

Все пожелания принял Слон

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновой кистью угодил.

Изобразив снега и лед,

И Нил, и дуб, и огород

И даже мед

(На случай если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть)

Картина у Слона готова

Друзей созвал художник снова

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали:"Ералаш".

Мой друг! Не будь таким слоном:

Советам следуй! Но с умом!

На всех друзей не угодишь,

Себе же только навредишь!

Анализ басни

Показ иллюстрации№1 (слайд №10)

1.К какому литературному жанру относится это произведение?

2.Для чего Слон пригласил друзей?

3.О чем он беспокоился?

4.Что хотел увидеть каждый из гостей?

Показ иллюстрации№2 (слайд №11)

5.Можно ли назвать их истинными ценителями?

6.Охарактеризуйте персонажей.

7.Как мы называем людей, похожих на них?

8.Найдите в тексте слова, которые могли бы стать пословицами?

9.Найдите в тексте мораль?

10.Кто выражает мораль?

Выводы: Обычно персонажи басни сами характеризуют себя- поступками и

речевой манерой.И Крылов,и Михалков раскрывали в людях плохие качества так,что всем понятно,что это плохо Любое литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая часть –скрыта от нас и ее надо научиться увидеть. А для этого надо вдумчивое чтение, работа и ума, и

сердца. Мы должны проникнуться в мир поэта, понять его мысли.

Чтение басни сильными учениками.

Запишите мораль в тетради (Слайд №12)

Лайма Вайкуле "Вернисаж"(слайд №

Дифференцированная работа

1 группа (красный) Работа по картине

2группа (синий) Конкурс чтецов

3 группа (желтый) Блиц-турнир

Отгадайте, из какой басни строчки:

1.А только воз и ныне там (Лебедь,Щука и Рак)

2.Лето красное пропела

Оглянуться не успела

Как зима катит в глаза (Стрекоза и Муравей)

3.Вниманием гостей художник наш польщен

Какую критику сейчас услышит он?

4.Смотри, уж ты хрипишь,а он себе идет вперед

И лаю твоего совсем не примечает (Слон и Моська)

IV . Закрепление

"Обратная связь"

Быстрая проверка усвоенного

Что такое живопись?

Где и когда родился Михалков?

Что обозначает слово Ералаш?

Что написал Михалков кроме басен?

Назовите персонажей басни "Слон-живописец"

V . Обобщение

"Рефлексия"

Что нового и интересного было для тебя на этом уроке?

Подведение итогов

Дом/задание Выучить наизусть басню "Слон-живописец"



Слон-живописец

Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!

Какую критику сейчас услышит он?

Не будет ли жесток звериный суд?

Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл.

«Ну, что же, – начал Крокодил, -

Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу…» -

«Что Нила нет, в том нет большой беды! -

Сказал Тюлень. – Но где снега? Где льды?» -

«Позвольте! – удивился Крот. -

Есть кое-что важней, чем лед!

Забыл художник огород».

«Хрю-хрю, – прохрюкала Свинья, -

Картина удалась, друзья!

Но с точки зренья нас, свиней,

Должны быть желуди на ней».

Все пожеланья принял Слон.

Опять за краски взялся он

И всем друзьям по мере сил

Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,

И Нил, и дуб, и огород,

И даже – мед!

(На случай, если вдруг Медведь

Придет картину посмотреть…)

Картина у Слона готова,

Друзей созвал художник снова.

Взглянули гости на пейзаж

И прошептали: «Ералаш!»

Мой друг! Не будь таким Слоном:

Советам следуй, но с умом!

На всех друзей не угодишь.

Себе же только навредишь.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуй жанр басни и укажи его признаки.

2. Как использует прием аллегории в своих баснях Эзоп?

3. Как в басне Ж. Лафонтена «Похороны львицы» описывается «двор» льва?

4. Что заставляет оленя в басне Ж. Лафонтена «Похороны львицы» лгать льву?

5. Кто из персонажей басни Ф. Эмина «Голубь и Ястреб» подтверждает мораль басни?

6. Как в басне И. А. Крылова «Волк и Ягненок» выражены специфические черты таких животных, как Волк и Ягненок?

7. Какое историческое событие послужило основой басни И. А. Крылова «Волк на псарне»?

8. Какие человеческие пороки подвергает критике С. В. Михалков в басне «Две подруги»?

9. Как следует понимать в басне С. В. Михалкова «Слон-живописец» фразу «советам следуй, но с умом»?

10. Подготовь выразительное чтение наизусть басен И. А. Крылова и басни С. В. Михалкова «Две подруги».

11. Подготовь инсценировку басни Лафонтена.

12. Попробуй самостоятельно придумать басню.

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"ЧЕЛОВЕК-СЛОН" (The Elephant Man) США - Великобритания, 1980.125 минут. Режиссер ДейвидЛинч.В ролях: Энтони Хопкинс, Джон Хёрт, Энн Бэнкрофт, Джон Гилгуд, Уэнди Хиллер, Фредди Джонс.В - 4; М - 4; Т - 3,5; Дм - 4,5; Р - 5,5; Д - 4; К - 5. (0,835)Свой интерес к странному, загадочному, чудовищному,

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги За окном автора Барнс Джулиан Патрик

Джордж Оруэлл и проклятый слон Мистер и миссис Воэн Уилкс, получившие у своих подопечных прозвища Самбо и Флип, заслуживают некоторого сочувствия. В течение первых десятилетий двадцатого века они были владельцами приготовительной школы на южном побережье Англии. Это

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

Слон – Слоник-слоник, настоящий слон живой, - Отчего ты всё качаешь головой? – Оттого что, потому что, потому, - Всё я думаю, дружок, и не пойму… Не пойму, что человек, такой малыш - Посадил меня в клетушку, словно мышь… Ох, как скучно головой весь день качать! Лучше