Изменение глагола по числам.doc - Изменение глагола по числам. Единственное и множественное число глагола

а) Да; б) нет.

Сколько временных форм имеют глаголы?

а) 2; б) 3; в) 4.

Задача № 13

Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких букетов, по 3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал продавец, если всего у него было 30 роз?

Задание № 14

Существуют памятники собакам, лошадям, даже лягушкам. Почему бы не поставить памятник червю? Тому самому, которого называют дождевым. Ведь благодаря ему мы получаем урожай. Если бы не черви, то вся земля была бы завалена прошлогодней листвой. А черви превращают её в почву. Большинство людей даже не представляет сколько червей живёт в земле. Так вот, на гектаре луга этих животных – около 3 тонн! Хоть живут они у нас под ногами, многого о них мы не знаем. В большинстве стран их называют дождевыми за то, что после дождя они вылезают на поверхность. Между тем, вода для червя не опасна. Червь может долгое время жить на дне аквариума. (105 слов)

1. .На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

а) Что делает? Что делают?

в) Что делал? Что делали?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по числам; б) по падежам; в) по родам.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...

а) Что делал? Что сделал?

б) Что сделает? Что будет делать?

в) Что делать? Что сделать?

Какие глаголы изменяются по лицам?

а) Глаголы прошедшего времени;

б) Глаголы настоящего времени;

в) Глаголы будущего времени.

Задача № 14

Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а остальные витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой витрине. Сколько витрин продавцы украсили красными мячами, если всего для украшения витрин они приготовили 39 мячей?

Задание № 15

Наша Земля внутри состоит из расплавленных горных пород. Иногда они вырываются на поверхность. Происходит извержение вулкана. Это красивое, но опасное природное явление. Оно напоминает кашу, которая вылезает из кастрюли. Расплавленные камни называются лавой. На поверхности лава застывает. Слои лавы накапливаются, и вулкан растёт. Вулканы, которые извергаются регулярно, называются действующими. Те, которые не действуют, называются потухшими. Очень трудно определить, погас вулкан или только притворяется спящим. Извержение спящего вулкана может застать людей врасплох. (71 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица? а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица.

Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

а) –у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

б) –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) Проспрягать его; б) изменить по лицам и числам; в) определить спряжение.

4.Какая буква пропущена в окончании глаголов: пролета...шь, сия...м, мечта...шь, бор...мся, тян...м ?

Задача № 15

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 8 часов. Скорость первого поезда – 56 км/ч, а скорость второго поезда на 4 км/ч меньше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 16

Извержение вулканов сопровождается землетрясениями, которые и сами обладают огромной разрушительной силой. Но, если извержение произошло на морском дне, образуется огромная волна – цунами. Со скоростью экспресса волна несётся через океан. В открытом море она почти не ощущается. Но когда волна приближается к берегу, её высота вырастает до 30 метров. Со страшной силой налетает она на сушу, сметая всё на своём пути. По – японски «цунами» - это «волна», которая заливает бухту. (67 слов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Укажи глагол с Ь перед –СЯ :

а) убирает...ся; б) катают...ся; в) умыват...ся

2.Укажи предложение с глаголом 2-го лица единственного числа:

а) В наш дом часто приходят гости.

б) А вы делаете зарядку по утрам?

в) Высоко в небе плывут облака.

г) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

3.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его... а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.

Задача № 16

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 3 часа. Скорость первого мотоциклиста – 75 км/ч, а скорость второго мотоциклиста на 5 км/ч больше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 17

На острове Ява много вулканов. На их склонах растёт необычный цветок – королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. (101 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

От чего зависит число глагола

Вспомним, что обозначает глагол?

Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

А теперь рассмотрим примеры и узнаем, от чего зависит число глагола.

Книга Что делает? лежит.

Книги Что делают? лежат.

Глагол лежит обозначает действие одного предмета.

Глагол лежат обозначает действие нескольких предметов.

Делаем вывод: число глагола зависит от числа имени существительного, с которым глагол связан.

Глаголы изменяются по числам.

Это значит, что глагол имеет форму единственного и множественного числа .

Рис. 1. Форма единственного и множественного числа глагола ()

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Прочитаем предложения. Изменим форму единственного числа на форму множественного числа.

Утка кричит.

Дятел стучит.

Собака молчит.

Мороз трещит.

Ворона кричит.

Проверим.

Утки кричат.

Дятлы стучат.

Собаки молчат.

Морозы трещат.

Вороны кричат.

Распределим глаголы в два столбика: в первый - в форме единственного числа, во второй - в форме множественного числа.

Читают, бегает, ходили, прыгает, гремят, собирают, поёт, купили, плавает, светит.

Проверим.

Глаголы, обозначающие действие одного предмета:

Бегает, прыгает, поёт, плавает, светит. Это форма единственного числа.

Глаголы, обозначающие действие нескольких предметов:

Читают, ходили, гремят, собирают, купили. Это форма множественного числа.

Угадаем предметы по их действиям.

Светит, сияет, греет (что?)…………

Солнышко.

Бегают, прыгают, лают (кто?)….

Течёт, журчит, льётся (что?)……

Прочитаем весёлое стихотворение. Восстановим смысл предложений, поставив слова на место. Назовём глаголы, определим их число.

Огурцы играют в прятки.

Малыши растут на грядке.

Мушкетёры спят в овраге.

Поросята точат шпаги.

Раки в цирк бегут ватагой.

Дети дремлют под корягой.

Волки плавают по дну.

Щуки воют на луну.

Проверим.

Малыши играют в прятки.

Огурцы растут на грядке.

Поросята спят в овраге.

Мушкетёры точат шпаги.

Дети в цирк бегут ватагой.

Раки дремлют под корягой.

Щуки плавают по дну.

Волки воют на луну.

Глаголы: играют, растут, спят, точат, бегут, дремлют, плавают, воют - отвечают на вопрос что делают? Стоят в форме множественного числа.

На этом уроке мы узнали, что глаголы изменяются по числам.

Выделяют форму единственного и множественного числа.

Рис. 5. Число глагола ()

На следующем уроке мы узнаем, как пишется частица НЕ с глаголами.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Pedsovet.su ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Pomochnik-vsem.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 127, 128 С. 93.
  • Выполните задание:

  • * Используя полученные на уроке знания, выпиши из стихотворения (не менее 12 строк) все глаголы в две колонки: 1 - единственное число, 2 - множественное число.

Русский язык (3-й класс)

Тема: «Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам»

Учитель начальных классов:

Ямалеева Зухра Магфуровна

(высшая квалификационная категория)

МБОУ СОШ №3, г. Радужный ХМАО

Тип урока - комбинированный: урок с групповой работой постановки проблем и их решения. Целеполагание относительно педагога: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс; относительно учащихся: расширить имеющиеся знания об изменении глаголов по числам, формировать умение в определении и изменении числа глаголов; учить применять свои знания в новых условиях; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы. Главная проблема урока: От чего зависит число глаголов? Название компетенций: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная. Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируются компетенции. Части речи: существительное, глагол. Перечень знаний, составляющих компетенцию: теоретические знания: орфограммы корня, что такое глагол, главные члены предложения, связь слов в предложении, как определить число глагола; правила работы в группе, в парах и самостоятельно. Умения и навыки, относящиеся к компетенции: выполнение инструкций; элементарное обоснование высказанного суждения; учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение находить недостающую информацию в справочнике по русскому языку. Личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным?). Эмоционально – ценностное отношение к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Каким образом будет организована образовательная ситуация? (эвристическое задание, проблемный вопрос, эвристический вопрос) Проблемный вопрос (От чего зависит число глагола?) Какие способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов будут применены? Способы решения поставленной задачи: анализ, сравнение, выявление особенностей (работа по разноуровневым карточкам: запись предложений, употребив глаголы в нужном числе). Каков минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции? В умении употреблять глаголы в нужном числе.

Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

    Организация детей на работу. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют очень добрые гости – ваши родители и учителя. Давайте поздороваемся с ними по- доброму, посылая свои добрые улыбки. Садитесь. Ваши мысли в порядке? Молодцы! Тогда, не теряя ни минуты, начнём работать. Скажите, с каким царём большой страны «Частей речи» мы знакомились на предыдущих уроках? -С глаголом. (На интерактивной доске открывается «Глагол») - Какой вопрос мы исследовали вчера на уроке? - Изменяются ли глаголы по числам? (Открываю на интерактивной доске) - Что же мы выяснили? - Да, изменяются. - Сегодня продолжим изучать эту тему и узнаем, от чего же зависит число глаголов. Сформулируйте цели на урок. - Научимся определять число глаголов и изменять их по числам. (На интерактивной доске: «Научимся: 1) определять число глаголов; 2) изменять глаголы по числам») - Ваши пальчики послушны? (Пальчиковая гимнастика). II . Чистописание.- Откройте тетради и запишите число, классная работа. В минутку чистописания предлагаю написать строчные буквы (показ на доске) а и о в «ракушечках», чередуя: аоа, оао. - Какая орфограмма их объединяет? - Безударная гласная. - Какие гласные этой орфограммы ещё знаете? - и, е, я. - Вспомните и запишите 3 слова 1-й вариант: с безударной непроверяемой о , 2-й вариант – с непроверяемой а . (В это время на 2-й странице задания интерактивной доски 1 ученик вставляет буквы). - Задавайте вопросы по орфограммам вставленных букв на доске. (Выборочная проверка записанных слов). III . Словарная работа. Картинный диктант (с самопроверкой - стр. 3 на интерактивной доске)- Какие слова могут быть лишними? - «очки» с орфограммой –ЧК- и «циркуль»- после Ц пишется И , о чём должны помнить. IV . Актуализация опорных знаний.
    О глаголах с прямым и переносным значением.
- Запишите глаголы к словам в: 1-й ряд – яблоко – в прямом значении, 2-й ряд – очки – в прямом и переносном значении, 3-й ряд – облако – в переносном значении. - Прочитайте. Объясните. (Выборочная проверка). 2. О согласовании глаголов и существительных в числе. - Какая грамматическая особенность объединяет глаголы существительных «облако» и «яблоко»? Почему? - Все глаголы стоят в единственном числе, т.к. связаны с существительными единственного числа. -В каком числе употреблены глаголы существительного «очки»? Почему? Поставьте их в единственное число. - Существительное «очки» употребляется только во множественном числе, поэтому к нему нельзя подбирать глаголы в единственном числе. Речь тогда будет неправильная. V. Работа над новой темой. 1. Работа над определением числа глаголов и их орфограммами. (Фронтальная работа по заданиям стр. 4 на интерактивной доске: дети распределяют глаголы по числам, объясняя орфограммы пропущенных букв).
    Тематическая физминутка.
- Услышав глагол во множественном числе, встать на носочки, руки вверх. В единственном – присесть, руки на поясе. Если «ловушка» - затопать.- Наступил, завопил, спасите, умираю, извините, остался, ломит, перевязывали, заживает, кормят, поит, ловко, провёл, беспокоят, косой. - Из какой сказки были глаголы? Кто автор? - Сказка «Заяц – обманщик» С. В. Михалков.(Учебник О. В. Кубасова, 3- й класс) 3. Работа по дифференцированным заданиям. (Поиск ответа на проблемный вопрос : « От чего зависит число глагола?» с опорой на имеющиеся знания). (Дети рассажены по рядам так: 1-й ряд – с низким уровнем сформированности ключевых компетенций, 2-й ряд – с высоким, 3-й ряд – со средним).

(Поработаем в парах!) – 3-му ряду.

Запишите стихотворение без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках в единственном числе. Тёплый дожть (ворвались) в лес, Долго (топали) по трапинке, В чястый ельничек (пролегли) (Прошумели) в густой осинке. (Будь самостоятельным!) – 1-му ряду. Запишите предложения без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках во множественном числе. Вкустах (защебетал, защебетали) птицы. В лесной глуши (прокуковала, прокуковали) кукушки. Наболоте (зашуршал, зашуршали) камыши. Подёлкой (проснулись, проснулся) ежи и (прислушался, прислушались).

(Поработаем вместе!) – 2-му ряду.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме. Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. (Ломать) зимний лё… реки. Весной (оживать) з…мля. На д…ревьях (набухать) почки. Скоро (появиться) первые цветы.
    Самопроверка по «ключу» (1-й и 3-й ряды проверяют по 5-й стр. интерактивной доски). Формулировка ответов на проблемный вопрос.
- Какие трудности возникли при выполнении заданий? От чего же зависит число глагола? - От связанного с ним существительного. VI . Подведение итогов. (Одновременно работа ведётся на 7 стр. интерактивной доски с непрозрачным экраном). - Итак, подведём итоги. Царь – Глагол самостоятельно не может жить, хочет создать семью. Какую же из частей речи он возьмёт в царицы, чтобы зажить в мире и согласии? - Имя существительное. - Создав семью – предложение, как они начинают называться? - Подлежащее и сказуемое. - В чём же они должны соглашаться друг с другом? - В числе. VII . Рефлексия.- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? - Запишите (рядом с «Классной работой») букву, на которую вы усвоили тему урока: А – Мне не всё понятно, Б – Я всё усвоил, В – Хочу узнать ещё больше. VIII . Оценивание.I Х. Домашнее задание. Стр. 80, упр. 550 (* упр. 552 – по желанию, дополнительно)

Используемая литература

1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Москва
    Русский язык (поурочные планы к учебнику Т. Г. Рамзаевой) Я. Ш. Гараева, Москва «ВАКО», 2005г. Русский язык (поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой), Е. Е. Гугучкина, Волгоград «Учитель», 2003 г. Большой справочник по русскому языку О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, Москва «Астрель», «Аквариум», 2000 г. Русский язык (учебник для 4 класса), Т. Г. Рамзаева.

Тема Изменение глаголов по числам.

Цель: осознание особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным.

Задачи:

Учить различать число глаголов;

Развивать коммуникативные способности, орфографическую зоркость, фонематический слух, умение анализировать, обобщать, наблюдать;

Воспитывать умение работать в паре и группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять число глаголов.

Формируемые УУД:

познавательные – умение выделять существенные признаки части речи; умение пользоваться учебной литературой;

коммуникативные – владение разными видами речевой деятельности;

регулятивные – определение цели учебной деятельности; владение способами самоконтроля и самооценки;

личностные – способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе.

Сценарий урока.

    Организационный момент.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу. Мысленно пожелайте себе и своему соседу по парте успешной, плодотворной работы.

Откройте тетради, запишите число. Сегодня на уроке мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

2. Актуализация опорных знаний. Словарно- орфографическая подготовка.

Индивидуальное задание у доски выполняет 1 ученик, 2 учащихся с места (при проверке – сразу оценивают свою работу).

Прочитаем слова, какое задание можно предложить? (Списать вставить пропущенные буквы) – учащиеся по цепочке выполняют задание.

Д…ревня, за…ц,

з…мл…ника, яг…да,

д…журить.

Какое ещё задание можно предложить к данным словам?

На какие группы можно разделить данные слова (Сущ. и глаголы; количество звуков и букв)

С каким новым словарным словом познакомимся, узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён.

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

ФЕВРАЛЬ. (записывается 1 раз, обозначаются орфограммы, выполняется транскрипция слова.)

Что можете сказать об этом слове? (имя существительное), что интересного заметили в этом слове? (букв больше чем звуков)

Сколько слогов? Какой второй звук слышится?

Составим словосочетания со словом февраль - к схеме (февраль какой?)

3. Чистописание.

Узнайте, какую букву мы будем писать в чистописании. В слове февраль – это глухой мягкий согласный звук. Предложите, какое можно придумать задание для чистописания?

Фф Ффф Фффф

4. Постановка проблемы .

- Сегодня мы продолжим работать с именами существительными и глаголами.

Внимание на слайда. Прочитайте слова, продолжите ряд.

Стул – стулья, арбуз – арбузы, книга – книги, этаж - ….., ученик - …., пенал - …..

Что можно сказать об этих именах существительных? (Они изменяются по числам)

А можно ли такое сказать о глаголах? (Ещё не знаем)

Какова же проблема урока? Что мы должны узнать? (Узнать, изменяются ли глаголы по числам?)

5. Открытие нового знания.

Будем наблюдать за существительными и глаголами.

Прочтём предложения.

Девочка (что делает?) рисует.

Девочки (что делают?) ……… - Что скажете о существительном в первом предложении? А теперь о глаголе? (Если существительное, с которым связан глагол, в единственном числе, значит и глагол употреблён в единственном числе; если существительное во множественном числе, с которым связан глагол, значит и глагол употреблён во множественном числе.)

Понаблюдаем ещё раз, попробуем всё объяснить.

Шар (что делает?) летит.

………………………….. – Составьте второе предложение.

Сделаем вывод. Изменяются ли глаголы по числам?

(Глаголы изменяются по числам)

- Как это связано с именами существительными?

А теперь обратим внимание на вопросы, которые мы ставили к глаголам.

Какой вопрос ставили к глаголу в единственном числе? А во множественном?

- Убедимся в правильности наших предположений. Прочитаем правило в учебнике русского языка на с. 10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Первичное закрепление нового знания. Работа по теме урока.

а) Коллективное выполнение упражнения 17, с. 10. (с комментированием у доски)

б) Работа в парах. Упр. 18, с. 11

Прочитайте текст, выпишите имена существительные со связанными по смыслу глаголами, определите число глаголов.

Проверка задания. (Выступления пар).

в) Игра «Один – много»

Я буду называть имена существительные и глаголы, если глагол употреблён в единственном числе, вы хором отвечаете один, а если во множественном числе – много.

Улетают птицы. Поёт соловей. Идёт дождь. Погода хмурится. Ученики дежурят. Дети рисуют. Учитель объясняет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

7. Самостоятельная работа в группах.

(Каждая группа получает текст, выполняет задание своей группы)

1 группа : Найти глаголы и определить их число.

2 группа : Найти глаголы, изменить их число.

3 группа : В первом и последнем предложениях найти

главные члены.

4 группа : Объяснить написание пропущенных

предложением, подходящим по смыслу.

Проверка работы в группах.

8. Рефлексия. Итог урока.

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Задайте друг другу вопросы по теме урока? (Кому бы ты хотел задать вопрос по теме урока? Задай…)

У кого не было трудностей в процессе выполнения заданий?

У кого были трудности? В чём?

Не стоит расстраиваться, мы учимся и постепенно преодолеваем трудности. Главное стараться и верить в лучшее, тогда всё обязательно получится.

Оценки за урок получают следующие учащиеся ……….

9. Домашнее задание.

С. 9, упр. 16; с. 10, выучить правило.

1 группа : Найти глаголы и определить их число.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

2 группа : Найти глаголы, изменить их число.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

3 группа : В первом и последнем предложениях найти главные члены.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

4 группа : Объяснить написание пропущенных букв.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

В…сеннее солнце греет землю. Тают сн…га. Звенит в…селая капель. Быстро б…гут говорливые ручьи. Весело скачут на дворе в…робьи.

придумал

почувствовал

Распредели стрелками слова в две группы. У имён существительных определи род.

придумал

ГЛАГОЛ победил ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ