Что такое "война религий". Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века


Сто с лишним лет в Европе бушевали войны за «истинную веру». И только когда вконец изнуренные Тридцатилетней войной (1618-1648) противники заключили мир, религиозный фанатизм начал постепенно угасать.

Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII – лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу – Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов – лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать.

XVII век характерен возникновением среди протестантов множества движений, общин и верований. Отличаясь друг от друга различными взглядами на административное устройство Церкви и понимание Библии, все они были похожи в одном – каждая община считала лишь себя единственной истинной Церковью. Такое дробление среди реформаторов наблюдалось во всех протестантских странах. Однако особенно широко им была охвачена Великобритания.

Войны бушевали с середины XVI по середину XVII века: во Франции (1562-1598), в Германии (1618-1648), в Англии (1642-1662). Религиозные разногласия были лишь одним из многих факторов, но они подчеркивали разделение враждующих сторон.

Во Франции 1562 - 1598

Гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Всего этих гражданских войн было девять.

В Германии 1618 - 1648

Тридцатилетняя война (1618 - 1648) - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Она представляет собой не только самый длительный, но и самый сложный конфликт XVII столетия. Историки отмечают, что самым страшным периодом двухвекового религиозного противостояния был период «Тридцатилетней войны». Эта «война вер» стала величайшей трагедией для всех европейских стран и, особенно, для Германии и Чехии. Миллионы людей, увлекаемые неодолимым порывом веры, взялись за оружие. Они пренебрегли своими повседневными трудами и заботами, чтобы установить в Германии безраздельное господство той веры, которую они считали «правой», а всех инаковерующих силой оружия заставить ее принять.

Причины, вызвавшие эту войну, были и религиозные, и политические. Католическая реакция, утвердившаяся в Европе со второй половины XVI столетия, поставила своей задачей искоренение протестантизма и, вместе с последним, всей новейшей индивидуалистической культуры и восстановление католичества и романизма.

Иезуитский орден, Тридентский собор и инквизиция были тремя могущественными орудиями, посредством которых реакция утвердилась и в Германии. Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 году между главой Священной Римской империи германской нации Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями, был лишь перемирием и заключал в себе ряд постановлений, стеснявших индивидуальную свободу протестантов. Недоразумения между католиками и протестантами вскоре возобновляются, приводя к крупным конфликтам на рейхстагах. Реакция переходит к наступлению.

К началу XVII века отношения обострились до того, что сформированы были два союза, католический и протестантский. У каждого из них были свои приверженцы и вне Германии: первому покровительствовали Рим и Испания, второму - Франция и отчасти Нидерланды и Англия. Протестантский союз, или уния, был составлен в 1608 г. в Агаузене, католическая лига в 1609 г. в Мюнхене; во главе первого стал Пфальц, во главе второй – Бавария.

Первый период войны – чешско-пфальцский – продолжался с 1618 по 1623 г. Из Чехии военные действия распространились на Силезию и Моравию. Под начальством Турна часть чешского войска двинулась на Вену. Фридрих надеялся на помощь своих единоверцев в Германии и на своего тестя Иакова Английского, но тщетно: пришлось одному вести борьбу. При Белой горе, 8 ноября 1620 г., чехи были наголову разбиты и Фридрих бежал. Расправа с побежденными была жестокая: чехи были лишены религиозной свободы, протестантизм искоренен, королевство тесно связано с наследственными землями Габсбургов. Теперь во главе протестантских войск стали Эрнст Мансфельд, герцог Христиан Брауншвейгский и маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский. До покорения всего Пфальца было, однако, еще далеко. Только ловким обманом Фердинанд II достиг своей цели: он убедил Фридриха отпустить войска Мансфельда и Христиана и обещал начать переговоры о прекращении войны, на деле же велел лигистам и испанцам вторгнуться со всех сторон во владения Фридриха; в марте 1623 г. пала последняя пфальцская крепость - Франкенталь. На собрании князей в Регенсбурге Фридрих был лишен курфюрстского титула, который был передан Максимилиану Баварскому, вследствие чего в коллегии курфюрстов численный перевес получили католики.

Второй период войны – нижнесаксонский-датский – продолжался с 1625 по 1629 г. С самого начала войны завязались оживленные дипломатические сношения между всеми протестантскими государями Европы, с целью выработать какие-нибудь меры против подавляющей силы Габсбургов. Стесненные императором и лигистами, немецкие протестантские князья рано вошли в сношения со скандинавскими королями. В 1624 г. начались переговоры о евангелическом союзе, в котором, кроме немецких протестантов, должны были принять участие Швеция, Дания, Англия и Нидерланды. Густав Адольф, занятый в это время борьбою с Польшей, не мог оказать протестантам непосредственной помощи; условия, поставленные им, они нашли чрезмерными и потому обратились к Христиану IV Датскому. На стороне Христиана IV были Вольфенбюттель, Веймар, Мекленбург и Магдебург. Начальствование войсками было разделено между Христианом IV и Мансфельдом. К лигистскому войску (Тилли) присоединилось и имперское, под начальством Валленштейна (40000 человек). Мансфельд был разбит 25 апреля 1626 г. при Дессауском мосту и бежал к Бетлен Габору, а затем в Боснию, где и умер, а Христиан IV потерпел поражение при Луттере 27 августа того же года. Тилли заставил короля отступить за Эльбу и вместе с Валленштейном занял всю Ютландию и Мекленбург, герцоги которого подверглись имперской опале и были лишены своих владений. В феврале 1628 г. титул герцога мекленбургского был дарован Валленштейну, в апреле того же года назначенному генералом океанийского и Балтийского морей.

25 июня 1628 г. заключен был договор Густава-Адольфа с Стральзундом; королю передан был протекторат над городом. Фердинанд, чтобы еще более склонить на свою сторону католических князей Германии, издал, в марте

1629 г., реституционный эдикт, в силу которого католикам возвращались все земли, отнятые у них с 1552 г. Исполнение эдикта началось прежде всего в имперских городах – Аугсбурге, Ульме, Регенсбурге и Кауфбейерне. В 1629 Христиан IV, истощив все ресурсы, должен был заключить сепаратный мир с императором в Любеке. За заключение мира был и Валленштейн, не без основания опасавшийся скорого вмешательства Швеции. Мир был подписан 12 мая 1629 г. Все земли, занятые императорскими и лигистскими войсками, были возвращены королю. Датский период войны окончился.

Начался третий период войны – шведский – продолжался с 1630 по 1635 г. Причины, вызвавшие участие Швеции в тридцатилетней войне, были главным образом политические - стремление к господству на Балтийском море; от последнего, по мнению короля, зависело экономическое благосостояние Швеции. Протестанты сначала видели в шведском короле лишь религиозного бойца; позже и им стало ясно, что борьба велась не de religione, a de regione. Густав-Адольф в июне 1630 г. высадился на острове Узедоме. С его появлением на театре войны совпадает раскол в католической лиге. Католические князья, верные своему принципу, охотно поддерживали императора против протестантов, но, заметив в политике императора стремление к абсолютному господству в империи и боясь за свою автономию, они потребовали от императора отставки Валленштейна и в 1630 г. Валленштейн был отставлен. В угоду князьям, император восстановил герцогов Мекленбургских в их землях; в благодарность за это князья на регенсбургском сейме согласились избрать в римские короли сына императора, будущего Фердинанда III. Все это было, разумеется, на руку Густаву-Адольфу. Ввиду нежелания Саксонии и Бранденбурга примкнуть к Швеции, король должен был с большою осторожностью подвигаться в глубь Германии.

Сначала он очистил Балтийское побережье и Померанию от императорских войск, затем поднялся по Одеру, чтобы осадить Франкфурт и отвлечь Тилли от протестантского Магдебурга. Франкфурт почти без сопротивления сдался шведам. Густав хотел, не медля, пойти на помощь Магдебургу, но курфюрсты Саксонский и Бранденбургский не давали ему пропуска через свои земли. Первым уступил Георг-Вильгельм Бранденбургский, Иоанн-Георг Саксонский упорствовал. В мае 1631 г. Магдебург пал, Тилли предал его огню и грабежу и двинулся против шведов. В январе 1631 г. Густав-Адольф заключил договор с Францией (в Бервальде), которая обязалась деньгами поддерживать Швецию в ее борьбе с Габсбургами. Курфюрст саксонский обратился за помощью к Густаву-Адольфу, который двинулся в Саксонию и наголову разбил Тилли при Брейтенфельде, 7 сентября 1631 г. Армия лиги была уничтожена, король стал протектором немецких протестантов. Войска курфюрста, присоединившись к шведским, вторглись в Богемию и заняли Прагу. Густав-Адольф весною 1632 г. вступил в Баварию. Тилли был во второй раз разбит шведами при Лехе и вскоре умер. Бавария была вся в руках шведов.

Чтобы не допустить габсбургскую политику до полного торжества, активное участие в войне принимает с 1635 г. Франция. Война велась ею и с Испанией, и с императором.

Четвертый период войны – французско-шведский – продолжался с 1635 по 1648 г. Над шведскими войсками начальствовал Иоанн Баннер. Он напал на изменившего делу протестантов курфюрста саксонского, нанес ему поражение при Виттштоке в 1636 году, занял Эрфурт и опустошил Саксонию. В феврале 1637 г. умер Фердинанд II и императором стал сын его Фердинанд III (1637-1657). 24 октября 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Экономическое состояние Германии после войны было самое тяжелое, враги оставались в ней долго после 1648 г., и старый порядок вещей восстановлялся очень медленно. Население Германии значительно уменьшилось: в Вюртемберге, например, население с 400000 дошло до 48000, в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн. человек.

Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике.

Приверженцы всех религий (католицизма, лютеранства, кальвинизма) обрели в империи равные права. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

В Англии 1642 - 1662

Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. Религиозный характер также заключался и в том, что одной из главных целей войны было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами.

Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.

Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть. Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры, о характере которой никогда не прекращались в историографии.

В годы правления Марии Тюдор (1553-1558 гг.) многие протестанты отправились в изгнание. Ознакомившись с идеями одного из лидеров Реформации того времени Жана Кальвина из Швейцарии, они вернулись обратно на родину, когда на престоле уже была Елизавета I. Они были огорчены положением в стране и тем, что англиканская церковь заимствовала очень много из католицизма. Пуритане были религиозной сектой протестантства, которая хотела очистить Английскую церковь от католических традиций.

В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты (англ. Independents). Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали экстремистскую революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером Индепендентов стал Оливер Кромвель.

Лоуд также разочаровал пресвитериан в Шотландии, пытаясь настоять на том, что они обязаны пользоваться английским молитвенником. Разгневанные шотландские пресвитериане заявили, что они готовы воевать для защиты своей религии. В 1639 году шотландская армия двинулась на Лондон. В то время Карл был не способен собрать сильное войско, чтобы дать отпор шотландцам. Он был вынужден согласиться больше не вмешиваться в религиозные дела Шотландии, а также оплатить её военные расходы.

Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на время правления Долгого парламента (1645-1647), когда в восточных графствах были казнены 200 «ведьм», главным образом в результате крестового похода Мэтью Гопкинса, искателя «ведьм». Правительство Карла I, а также республика «круглоголовых» и протекторат, прекратили эту нелепую жестокость.

В церковно-религиозной области результатом Реставрации 1660 года было восстановление епископов, «Книги общих молитв», и англиканского отношения к религии вместо пуританского. Во время ее многие из лидеров «круглоголовых» канули в неизвестность или попали в ссылку; другие же, как Монк, Эшли Купер, полковник Берч и Эндрю Марвелл, сохранили свое положение в парламенте или рядах правительственных чиновников. Поскольку с цареубийцами было покончено, прежние «круглоголовые» не были объявлены вне закона, исключая лишь тех, кто упорно продолжал посещать тайные «сектантские молельни», как теперь называли места пуританского богослужения. После Реставрации сохранилась лишь небольшая горстка землевладельцев, посещавших тайные сектантские молельни. До начала методистского движения Уэсли конгрегации и собрания секстантов были сосредоточены почти исключительно в Сити, в рыночных городах и в промышленных округах, хотя во многих деревнях находились отдельные семьи квакеров и баптистов. Некоторые из их были бедными ремесленниками, как например, Джон Беньян; другие, особенно в Лондоне и Бристоле, были настолько богатыми купцами, что могли скупить имения сквайров, преследовавших их. И часто такие купцы действительно скупали имущество нуждающихся дворян после накопления закладных на их земли. В следующем поколении сын купца-секстанта был уже сквайром или священником. По прошествии еще одного поколения, и леди, вышедшие из этих семейств, с пренебрежением будут говорить о всех, кто посещает собрания секстантов или занят торговлей.

Английская революция была последней европейской революцией, происходившей в религиозной оболочке. Можно сказать, что сама секуляризация (т.е. освобождение из-под контроля церкви и духовенства, из-под влияния религии, придание светского характера общественно-политической жизни во второй половине XVII в.) еще происходит в религиозной оболочке. Она протекала как процесс освобождения церкви от несвойственных ей функций, как отделение от нее тех сторон жизни, которые относятся только к земной сфере интересов и занятие которыми способно удалить религию от ее истинной и высшей цели. Учение католической церкви о двойственности истины - религии и науки - превращалось в стремление представить религию безразличной к области науки. Такому стремлению были не чужды выдающиеся мыслители и ученые, являвшиеся живым воплощением этого процесса секуляризации, - Декарт и Галилей, Гобс, Локк и Ньютон. Этот процесс замедлял, конечно, абсолютизм, прогрессивная роль которого все более уходила в прошлое. Новейшая клерикальная историография пытается сгладить или вовсе отрицать конфликт между религией и наукой. Этот конфликт изображается не как столкновение основ, а лишь как противоречие между определенным уровнем научного и религиозного мировоззрений. Разумеется, тактика церкви в отношении науки не раз менялась - метод репрессий или прямых нападок сменялся поисками соглашения, столь характерными для политики церкви и в современную эпоху. Отсюда стремление отыскать эти поиски в прошлом, даже в XVI и первую половину XVII столетия, когда вековой конфликт сопровождался резким обострением конфликта между религией и набиравшим силы опытным знанием.

 "Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга"

Джонатан Свифт

"У кого чаще всех Господь на языке, у того черт на сердце"

Денис Фонвизин



Задания:

1. Прочитайте небольшие тексты и посмотрите видеосюжеты о наиболее сложных религиозных конфликтах современности.

2.Как Вы понимаете высказывания писателей Свифта и Фонвизина.

3.На Ваше усмотрение выберите один из конфликтов и предложите свой вариант решения данной проблемы.

4. Как вы думаете, что способствует возникновению такого рода проблем.

5. Что бы Вы посоветовали будущим поколениям для предупреждения и предотвращения религиозных конфликтов.

Исламский фундаментализм

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Ал жир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Амери ки ф актически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных дей ствиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

Фрагмент документального фильма "Одержимые"


Р елигиозное противостояние в Ирландии

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

Сюжет программы "Вести"

Война на Святой Земле

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

Фильм "Грязная война"




Китайская оккупация Тибета

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

Сюжет новостей



Конфликт между индуистами и исламистами


Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

Церемония закрытия индийско-пакистанской границы

Противостояние сербов и хорватов

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

Вести. Косовские сербы живут на осадном положении.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Разве не религия - причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас - особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ – запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры - крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями - соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ - воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно - увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность - это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми - и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» – тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией - очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты - такие как в Северной Ирландии или в Югославии - являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век - это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн - явно не религия.

Но разве войны не велись - и не ведутся сейчас - под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» – это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн - доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам - то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям - и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно - то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы - разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами - перед самым их концом.

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» – группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года - примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке: «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех, на более поверхностном - конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

(8 votes, average: 5,00 out of 5)

Комментарии

    Февраль 27, 2019 9:55

    Индия-Пакистан. Только религия. Только хардкорр. Ядерное безумие начнется оттуда.

    Июль 22, 2017 23:17

    Владимир Евгеньевич, нетрудно заметить, что вера в комету ведёт к смерти только с христианской точки зрения. С точки зрения адепта кометной религии, дело обстоит ровно наоборот – погибнут все люди, кроме тех, кто перенесётся в хвост кометы, и получит шанс основать новую человеческую цивилизацию.

    К сожалению, я не нахожу ни малейшего основания считать духовную реальность реальной, простите за каламбур. С одной стороны, у нас нет достоверных свидетельств наличия каких бы то ни было сверхестественных сил. С другой стороны, наличие такого феномена, как религия хорошо объясняется без привлечения дополнительных сущностей. А пример с хананеянскими, маданитянскими и другими детьми для меня показывает, что христианская религия не только ложна, но и эстетически, нравственно отвратительна. Я бы очень хотел, чтобы библию прочитало как можно большее количество людей. Полагаю, это сильно уменьшило бы количество христиан.

    Июль 9, 2017 13:30

    Массовость христианского учения и его древность не является, конечно, критерием его истинности, но это является стимулом к тому, чтобы повнимательнее к нему присмотреться. Кстати говоря, ваш пример про верующих в комету показателен: таких человек несколько десятков, а вера их возникла, может быть, несколько лет назад, и через несколько лет забудется. Не так христианство. Но главный критерий распознавания лжепророков, конечно, их плоды. Вера в комету ведёт людей к смерти, а вера во Христа – к вечной жизни.

    Критическое исследование Библии полезно, так как оно даёт понимание некоторых свойств Бога, а через это лучше постигаем самих себя. Как известно, мы познаём себя только в сравнении с другими. Поэтому очень полезно сравнить себя с Богом. Надеюсь, вы верите в существовании Бога? А если так, то откуда же, как не из откровения Божьего мы можем что-то о нём узнать? Как говорят философы, Бог трансцендентен миру, и нашим собственным рассудком мы его не познаем. Но, к счастью, Бог открывается нам, в частности, через Библию.

    Июль 8, 2017 0:25

    Владимир Евгеньевич, стоит отметить, что способность ввести сынов Израиля во грех вряд ли передаётся половым путём. Поэтому ваша гипотеза плохо объясняет текст.

    Вы пишете, что я рассуждаю о боге исходя из примата человеческого разума, и поэтому не могу понять бога. Однако, чем же ещё я должен пользоваться, чтобы оценить состоятельность христианского учения? Или вы предлагаете мне принять это мировоззрение на веру без критического исследования? Сергей Худиев, вот, например, считает, что зрелое христианство такого не приветствует. Кроме того, если мне и впрямь стоит так поступить, то почему я должен предпочесть христианство, а не какое-нибудь другое учение?
    -К земле летит огромная комета, она всех уничтожит!
    -Космические агенства разных стран внимательно следят за небесными телами, и не отмечают ничего такого.
    -Это особая комета, её невозможно засечь научными приборами! Люди погрязли в грехе, и земля должна быть очищена! Выпейте этот яд, и вы перенесётесь в хвост кометы, которая является космическим кораблём.
    -То, что вы предлагаете – ужасно!
    -Вы так думаете потому, что исходите из примата человеческого разума. Это особая, божественная логика, её нельзя постичь, не достигнув просветления, которое возможно только на комете!

    Сергей Булгаков, конечно, прекрасен. Не больной кровавый серийный маньяк, а свободный от морализма и излишней сентиментальности гражданин, действующей в логике, выходящей за пределы ограниченного примата человеческого разума)

    То есть, если я верно понимаю, для вас массовость учения является критерием его истинности, и исключает необходимость критического исследования?

    Июль 4, 2017 20:29

    Идолопоклонство – это тяжёлая зараза. Люди, целиком погружённые в свои земные заботы, забывают о Царствии Небесном и создают себе кумиров. Даже народ, произошедший от святого патриарха Авраама, постоянно уклонялся в идолослужение. Поэтому Бог дал строгую заповедь не сообщаться народу Израиля с языческими народами, чтобы не перенять их пагубную привычку. Этим объясняется повеление Бога убить «всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа». То, что Он разрешил оставить «детей женского пола, которые не познали мужеского ложа» означает, что неразумные девочки не могли привнести в израильский народ традиции идолослужения, поэтому их оставили «для себя» в качестве рабов, прислуги, работников.

    Вы, Арсений, пишете: «Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех». И ещё: «как люди до сих пор с этим носятся»? Вы, рассуждая о Боге, исходите из примата человеческого разума, понятий и ценностей – но это не совсем правильно. Человеческий рассудок ограничен земными понятиями, и он в принципе не способен объять и понять Бога во всей Его полноте. Известный философ Сергей Булгаков писал, что «Библия свободна от морализма и сентиментальности, и воля Божия, когда она сталкивается с голосом человеческой нравственности, открыто поставляется выше нравственности».
    Не стоит отвергать с порога библейские тексты только потому, что они не вписываются в систему ваших понятий. Библию полезно читать, держа в голове вопрос: «за что её ценили и ценят миллиарды людей, которые и верили, и даже жизнь свою не щадили?»

    Июль 3, 2017 11:16

    Владимир Евгеньевич, окей, это мои фантазии. Но мне по-прежнему непонятно, почему бог различает детей по признаку их сексуального опыта, и назначает разное наказание исходя из этого? В чём глубокий нравственный смысл этого различения? Этому нет и не может быть дано никакого вразумительного объяснения, если предположить, что евреи были ведомы богом, и выполняли его предписания.

    Напротив же, если рассматривать повествование с точки зрения реалий войны, то всё становится на свои места. Просто одно семитское племя устроило геноцид нескольких других таких же племён. Убийство в.т.ч. детей, увод в рабство в.т.ч. сексуальное – обычные реалии войны. А чтобы не вводить во смятение соплеменников, сказали, что это бог сказал так сделать. Обычная военная пропаганда.

    Удивляет другое – как люди до сих пор с этим носятся, и умудряются оправдывать такое поведение.

    Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что в приведённом мной примере, военные действия были начаты именно “людьми божьими”. Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех. Естественно, такой причиной не является также и религия, как верно заметил Сергей. Однако, она активно используется для оправдания войны, являясь эффективным инструментом в руках тех, кто такие войны развязывает и ведёт. И это никак не позволяет считать религию оплотом добра и морали. Просто такая вот утилитарная штука.

    Июль 2, 2017 11:50

    Бог создал мир из ничего. Изначально не существовало никакой материи, которую бы Бог взял готовую и только преобразовал. Если бы это было так, то человек имел бы основание искать что-то помимо Бога, чтобы преобразовать исходную материю «под себя». Но такой возможности у нас нет. Всё, что мы имеем – землю под ногами, небо над головой, воду для питья, воздух для дыхания, пищу – всё создано Богом.
    Кроме законов материального мира Богом установлены и законы духовной жизни. Если человек их познаёт и использует в своей деятельности – то он живёт в мире с Богом, людьми и самим собой. Поэтому духовные законы являются частью объективного мира и установлены Богом.
    Что касается власти Бога изменить эти законы, то я сомневаюсь, что Он на это пойдёт. Слышали ли вы такое понятие «тонкая настройка вселенной»? Но это про материю. В области духа, я думаю, похожая ситуация: если что-то хоть немного изменить, то произойдёт катастрофа.

    Насчёт «сексуальных утех», Арсений – это ваши собственные фантазии, не основанные на реальности.

    Июнь 29, 2017 14:27

    …и как насчёт того, что только дети женского пола, не “познавшие мужского ложа” могут быть оставлены евреями “для себя”, а все остальные должны быть убиты? Почему богом делается такое различие по признаку пола и сексуального опыта? Что означает эвфемизм “для себя”? Значит ли это, что хананейские девочки стали рабынями евреев для сексуальных утех? Если это нравственно по мнению христианского бога, и безнравственно с точки зрения современных конвенциональных представлений о нравственности, значит ли это, что человечество должно привести свои представления в соответствие с божественными, и допустить убийство и насилие над детьми неправильных родителей, например, отвергнувших Христа?

    Июнь 29, 2017 14:15

    Владимир Евгеньевич, как вы считаете, установлен ли этот закон богом, или является частью объективной реальности, неподвластной ему?

    Июнь 24, 2017 19:10

    Заметьте, Арсений, что эти дети, хотя и были лично безвинными, но родились от язычников и пострадали вместе с ними за своих отцов. Дети страдают за грехи своих родителей и даже дедов – таков закон духовной жизни, и мы с вами его не изменим.

    Июнь 21, 2017 16:32

    Владимир Евгеньевич, то есть вы утверждаете, что маленькие хананейские, и маданитянские дети, находящиеся, очевидно, в несознательном возрасте и под влиянием своих родителей, сознательно отвергли бога, а потому могут быть преданы смерти и сексуальному насилию? Извините, но это извращенная, и ужасающая логика!

    Июнь 9, 2017 18:41

    Арсений затронул тему Ветхого Завета, выхватив из него историю поражения Богом мадианитян руками евреев (Числа, 31). Вспомним и другие места Ветхого Завета:
    – первые люди, Адам и Ева отвергли Божью заповедь и лишились рая (Бытие, 3);
    – люди развратились, земля наполнилась злодеяниями, и они погибли в водах потопа, кроме Ноя (Бытие, 6);
    – много согрешили Содом и Гоморра и сгорели все кроме праведного Лота (Бытие, 19);
    – отвратились египтяне от истинного Бога и подверглись десяти казням, а войско фараоново потонуло на дне моря (Исход, 7-14);
    – сыны Израиля возроптали в пустыне на Бога, Моисея и Аарона – и погибло их более 14 тысяч (Числа, 16).
    Так и мадианитяне отвергли единого Бога сами и соблазнили евреев, за что и были истреблены.

    Хотя это далеко не полный список страданий и скорбей человеческих, но этого достаточно, чтобы увидеть их общую причину: все ужасы были следствием отвержения человеком Бога. Так что, Ветхий Завет – это никакой не учебник по нравственности. Бог приоткрывает нам, что альтернативы Его творению не существует в принципе. Можно выбрать вечную жизнь с Богом, либо вечную смерть без Него.

    Июнь 8, 2017 5:32

    “В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.”
    ————————————————————————————-
    Зачем говорить глупости?
    Самый секулярный век – XX – породил наиболее жестокие и кровавые войны.
    Их мотивация и близко не была религиозной. Тем более, их первичная мотивация. Попросту потому, что религия уже давно не имела того значения, что раньше.
    Революционная армия Франции уже в конце 18 века победоносно вырезала Вандею и экспортировала революцию без всякой религии, а, наоборот, с удовольствием вырезая католических попов. Атеистические “красные кхмеры” жестоко воевали с не менее атеистическими коммунистами Северного Вьетнама.
    Совершенно атеистический СССР успел влезть в Корейскую войну, в Афганистан. Атеистическая Куба Фиделя Кастро влезла в Анголу. Абсолютно светская Франция, чьи, действующие и сейчас, антирелигиозные законы 1905 г. затмевают советское антирелигиозное законодательство, рвала и громила Алжир так, что угробила там порядка 2 млн. человек…

    Более того, антирелигиозные и атеистические силы в XX веке неоднократно сами развязывали антирелигиозные войны. Так, мексиканский президент Кальес развязал кровавую войну кристерос, в которой погибло порядка 100 тыс. чел. Такой же антирелигиозный террор спровоцировали испанские республиканцы-атеисты, подготовив почву для прихода Франко.

    Июнь 5, 2017 13:43

    >Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех.

    Сергей, значил ли это, что Евреи, ведущие войну на истребление против Хананеян, и других народов по прямому приказу Бога были ведомы грехом? Значит ли это, что когда Моисей, наставляя свои войска, инструктировал их оставлять детей женского пола, не познавших мужского ложа “для себя”, а познавших оное – просто убивать – он был ведом грехом?

    Ветхий завет – это руководство по порабощению и завоеванию других народов древними евреями. Не надо, пожалуйста, продавать это как учебник по нравственности!

    Июнь 3, 2017 8:32

    Религия – это связь с Богом. Цель религии – обожение, то есть усыновление Богу Отцу, и, тем самым, спасение себя от вечной смерти. Верующие так люди составляют Церковь как Тело Христово, именно эту Церковь не одолеют врата ада.

    Но Христиане живут на земле со всеми мирскими заботами и нуждаются также в церкви как организации. Вот эти две церкви, – небесная и земная, – пересекающиеся, но не совпадающие множества: не все члены земной церкви входят в Церковь небесную. В истории мы находим немало клириков, захваченных своими страстями и за церковью не видящих Бога. Вот, на картинке мы видим организатора и участников крестового похода под лозунгом «освободим Гроб Господень от неверных». Беда тех людей, увлечённых лозунгами, состоит в том, что они оставили заповеди Христовы.

    Но не в ведении войны цель христианства! К сожалению, очень мало людей за мирскими делами клира не могут разглядеть истинное сокровище Церкви – Христа.

    Май 30, 2017 19:36

    В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.

    Во-вторых религия тоже борется за власть и ресурсы, т.к религии часто хотят единолично господствовать на всей Земле, считая себя высшей культурой, а все остальные культуры низшими. Религиозные идеи в т. ч. и ее нетерпимость к чужим культурам, оказывает сильное влияние на общество, они мешают людям сотрудничать с другими культурами, тем самым провоцируя конфликты. Экономические и политические конфликты можно решить и мирным путем, и религия способна помешать этому пути, т.к. ей не свойственно идти на компромиссы.

От стихийных народных возмущений гражданская война отличается наличием элементов государственной военно-политической машины у обеих воюющих сторон, общенациональным размахом событий.

Гражданская война - война между политическими силами внутри одного государства , которая охватывает значительную часть населения.

Само понятие «гражданская война» трудно поддается определению. В целом этот вид вооруженного насилия может рассматриваться как одна из форм внутригосударственного вооруженного конфликта (войны). При этом военные действия могут носить ограниченный характер. В других случаях они могут определять всю общественно-политическую жизнь государства на протяжении продолжительного исторического отрезка.

У истоков гражданской войны, как правило, лежат действия социально организованного класса или группировки. В ходе войны принятые ранее законодательные акты утрачивают свою юридическую силу, по крайней мере, для одной из сторон. Зачастую, уже на ранних этапах гражданской войны происходит ее интернационализация, что само по себе создает предпосылки для возникновения межгосударственных вооруженных конфликтов и локальных войн.

В истории античного общества заметный след оставили гражданские войны II-I веков до н.э. в Древнем Риме (продолжение начатого братьями Гракхами массового демократического движения за аграрную реформу и предоставление прав гражданства всем италикам), приведшие в конце концов к замене республиканских форм императорской властью, носившей сначала замаскированный, а затем открытый характер. Полоса ожесточенной гражданской войны (Белой и Алой розы) предшествовала утверждению абсолютизма Тюдоров в Англии в XV века. Гражданские войны сопровождали рождение буржуазного строя в Европе. Так, классическую форму гражданской войны приняли перевороты в Англии в XVII веке и во Франции в XVIII веке: в Англии королевская власть и феодалы отсталого Северо-Запада боролись против парламента, поддержанного буржуазией Юго-Востока и новым дворянством; во Франции роялисты в союзе с монархической реакцией Европы противостояли «третьему сословию» - буржуазии и плебейским массам. На заключительном этапе этих революций (особенно французской) отчетливо выявляется тенденция к размежеванию в республиканском стане плебейских и буржуазных политических направлений; после подавления первого из них «душеприказчиком» буржуазных революций на определенное время становится военщина (протекторат Кромвеля, консульство, затем империя Наполеона).

Особое место среди регионов, подверженных возникновению вооруженных конфликтов, занимает постсоветское пространство. Есть ряд специфических причин, которые способствуют возникновению насилия, межэтнических и межконфессиональных неурядиц в различных районах бывшего СССР. Одна из них - большое количество оружия в частных руках. По последним данным, у населения имеется свыше 30 млн. единиц огнестрельного оружия. На территории России и в странах СНГ отдельные общественные движения и политические партии создали собственные воинские формирования, число которых уже превысило полтысячи.

Религиозные войны

Религиозные войны известны с далекой древности. Особо широкое распространение они получили в средние века (крестовые походы XI-XIII веков, гуситские войны 1419-1434 годов, гугенотские войны во Франции 1562-1598 годов). Религиозные факторы действовали во множестве военных конфликтов XIX-XX веков и сохраняют свое значение в вооруженных конфликтах XXI века.

Религиозная война - война, возникшая на религиозной почве для разрешения религиозно-нравственных противоречий или навязывания одной из сторон другой стороне иного вероисповедания.

Основой религиозных войн является раскол общества по социальным, мировоззренческим и идеологическим признакам, консолидация определенных слоев населения на защиту навязанных им догматических взглядов. Такие войны обычно характеризуются непримиримостью и особой жестокостью борьбы, тесным сочетанием разномасштабных военных действий с острой идеологической борьбой.

Религиозные войны Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Религиозные войны" в других словарях:

    Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия

    Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия

    религиозные войны - Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь

    Религиозные войны - войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия

    См. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Религиозные войны - Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь

    Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия

Книги

  • Религиозные войны во Франции XVI века , Юг Досси, Владимир Шишкин. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…
  • , Досси Юг, Шишкин Владимир. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…