Человек звучит гордо из какого произведения. Человек – это звучит гордо по пьесе На дне (Горький Максим). Забота о ближних Послушание Щедрость Умение прощать

Человек- это звучит гордо! Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке - несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев - жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”
Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду “вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает - он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.
Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя (“во что веришь, то и есть”), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь.., значит - была она! Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.
Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.
Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек - вот правда! Понимаешь? Это -- огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” - говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это - человек! В высшем понимании этого слова!

Ход классного часа

Орг. момент: отряд («Лучики»)

Наш девиз: (Солнышко лучистое,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!)

Солнышко нам улыбается. Оно готово работать и помогать. А вы готовы?

разве, вот и т. д.)

Почему так прочитали? Каков смысл вашей интонации?

Как вы думаете, трудно быть человеком?

Что такое и кто такой человек?

Где мы можем найти ответ на эти вопросы?

2. заглянем в «Толковый словарь» Ожегова . В первом значении слова: человек – живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда»

Что же отличает человека от других живых существ?

Возможно, стихотворение Феликса Кривина «Признание» может помочь в размышлениях.

Воспитанием дорожа,

Путь держа на вершины культуры,

Я спрошу: вы видали ежа?

Вот такую бы мне шевелюру!

Жизнь тревог и волнений полна,

И страстей, и раздумий, - но все же

Я спрошу: вы видали слона?

Вот бы мне его толстую кожу!

Не хочу я рядиться в слона,

Мне бы действовать прямо и грубо.

Я спрошу вас: вы видели льва?

Вот бы мне его когти и зубы!

Нелегко мне, друзья, нелегко

На вершине двадцатого века:

У меня ни когтей, ни клыков...

Остается мне быть человеком.

О чем это стихотворение?

На какие строки вы обратили особое внимание?

Назовите животных, которые упоминаются в тексте. Какие отличительные особенности зверей выделяет (отмечает) автор?

Какие человеческие качества могут символизировать эти особенности животных?

Обладает ли этими качествами герой стихотворения?

Какой выбор делает человек «на вершине XX века»?

Нравится ли он вам?

А вы, люди начала века XXI, что выбираете?

Сказка «Пахарь и крот»

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

Пахарь отвечает:

– Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился крот:

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.

– Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, – ответил пахарь и начал новую борозду.

Вдумайтесь в смысл этого произведения, о чем оно?

Мораль сказки: не быть равнодушным, делать добро, творить благо для других.

Тема нашего занятия ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

Эпиграф: "Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать ".

Эдуард Асадов

А что нужно для того, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ? Какими качествами обладать?

Человечность Благодарность Великодушие Вежливость

Доброжелательность Сострадание Любовь к людям

Забота о ближних Послушание Щедрость Умение прощать

Работа в группах - А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- естественный, единовластный, единодушие, (единоличник)

Л- любознательный (Легкомысленный, лжец,)

О- образованный, ответственный (обманчивый,)

В- внимательный, воспитанный, вежливый (вероломный,)

К- коллективный, контактный (каверзный, капризный,)

(Я составила словами из скобок)

– можем сказать тому, кто обладает этими качествами, что он человек?

Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей и должны воспитывать в себе такие качества, которые помогали бы и другим быть лучше.

Вчера вы писали мини-сочинение «Настоящий человек -…» (зачитывание фраз из сочинений, делаю вывод о проделанной работе на других кл.час.))

Какими примерами вы можете подтвердить свои мысли? (рассказы детей о великих людях)

Беседа по содержанию произведения Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, (физминутка)

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок ).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась ).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе ).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома ).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток ? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете ).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины ).

И так остался последний голубой лепесток . Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты ).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

Стих

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя.

Татьяничева Л.

Давайте и мы составим свой цветик-семицветик, на лепестках напишем правила, которые помогут нам стать ЧЕЛОВЕКОМ

У нас получился замечательный цветок. И я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Что значит быть человеком?

Это других уважать,

Это значит слово

Делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф к нашему классному часу.

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Спасибо за занятие!

Человечность

Благодарность

Великодушие

Вежливость

Сострадание

Послушание

Щедрость

Доброжелательность

Любовь к людям

Забота о ближних

Умение прощать

Проект открытого классного часа «Человек – звучит гордо»

Класс 2

Дата проведения 01.04.2016г.

Цель: формирование представления о человеке с «большой буквы»

Планируемый результат: стремиться быть лучше, делать добро, не быть равнодушными

Формы работы: индивидуальные, групповые

Учитель: Златина Н.И.

Предподготовка:

Уроки добра:

    «Наше настроение»

    «Кто такие добрые и злые люди?»

    «Спешите делать добро»

    «Что такое хорошо»

    «Товарищи и друзья»

    «Моя семья. Мы любим друг друга»

Мини-сочинение: Настоящий человек …

Ход занятия

Построение проекта «Человек – звучит гордо»

    Тема, цель

    Способ достижения цели: беседа, сообщения, работа с текстами, познавательные игры.

    Проект: «цветик-семицветик»

А вы помните, откуда эта фраза? Она из пьесы "На дне" Горького, и говорит её пьяный Сатин. Когда он пьян, он добрый, умный, ему всё нравится. Ему нормально, что он в ночлежном доме, среди известно кого, и что сам он карточный шулер. Ему нормально. А что? Если человек - это уже само по себе?

Он произносит это не то чтобы не целыми предложениями, а практически даже не целыми словами, и как-то скомкано, сбито, безо всякого вызова, который этой фразе, вырывая её из контекста, очень любят приписывать.

Просто Сатин пытается высказать мысль, которая больше него. Его не хватает на эту мысль.

Да и, чего уж, только в той ситуации, в которой она говорится - в яме и полубреду, когда хозяина их дома только что зарезали, и практически безо всякого повода, ведь речи о человеке перед этим не шло, что-то такое и может быть сказано. Да и воспринято, наверное, тоже.

Почему человек звучит гордо? Потому что иногда ничего больше нет. Кроме вот этого наименования, принадлежности - "че-ло-век".

Прав ли Сатин? Пожалуй что прав. Чего бы ему и не быть правым. Во всяком случае, уж насколько понятие справедливости идеалистично и мало применимо к реальности, но тем не менее, понятия, основанные на вере в человека - справедливее, чем основанные на неверии в него, предположениях, что человеку нужно что-то ещё - электричество, свод законов, чистая рубашка, долгий брак, да даже гуманизм как таковой - чтобы быть ему чем-то, чем-либо, достойным. Как будто человеку что-то такое нужно доказывать.

Наверное, так.

Но когда в конце сцены выясняется, что после побега из ночлежки главного местного терпилы и гуманиста, вешается спившийся актёр - Сатин ничего не может на это сказать, кроме:

"Эх... испортил песню... дур-рак!"

Вот и вся гордость.

Эту фразу произносит Сатин, один из главных героев пьесы Горького "на дне". в его монологах проявляются ницшенаские взгляды на человека(сверхчеловека). Эти взгляды, с некоторыми изменениями, появившимся в ходе личного переосмысления теории, разделял и сам Горький. В др его произведениях также появл "сверхлюди" (например, в "старухе изергиль: сама рассказчица и два героя ее историй)". но вернемся к "на дне". ситуация кажется абсурдной: такую фразу произносит падший человек. важно отметить основной философский конфликт пьесы, заключающийся в выборе между спасительной ложью и жестокой правдой. Сатин, конечно же, выбирает второе. этот выбор основывается на, опять же, его ницшенских взглядах на сострадание. (ницше считал, что сострадание, унижает того к кому оно относится). Лука (оппонент Сатина) вызывает героя на монолог о человеке. Сатин говорит о том, что человек, осознавший трагедию своего существования, не должен отчаиваться и терпеть эти унижения в виде жалости к нему др людей, а, напротив, осознать свою ценность. "Все в человеке, все для человека!"

И тут стоит вспомнить в какое время было написано произведение(1902 г). А это было такое страшно неприятное время, когда "старое" было сломано и выброшено, а новое еще не создано. Общество оказалось разломанным. и не надвое(как это было при крепостничестве), а на множество мелких осколков. люди просто не знали, что делать, что думать.

Так человек, отсидевший в тюрьме, ночлежник и пьяница, произносит эти слова. и наверное, раз это говорит такой человек, значит, действительно... что-то в этом есть?

и конечно же, загребущие руки сталина "загребли" красивую фразу, которая помогала ему управлять народом. (вспомните идеологию ссср).

Человек – это звучит гордо

Человек – это звучит гордо

Выражение из пьесы М. Горького "На дне" (1902), д. 4, слова Сатина: "Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека" .

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Человек – это звучит гордо" в других словарях:

    Из пьесы «На дне» (1902) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868 1936), слова Сатина (действ. 4): «Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо уважать человека». Энциклопедический словарь крылатых слов и… … Словарь крылатых слов и выражений

    Человек - это звучит гордо - крыл. сл. Выражение из пьесы М. Горького «На дне» (1902), д. 4, слова Сатина: «Чело век! Это великолепно! Это звучит… гордо! Че ло век! Надо уважать человека» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ЧЕЛОВЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки устар. и шутл., косв. человек, человекам и т.д. только в сочетании с колич. словами), муж. 1. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи и мысли и способностью создавать и… … Толковый словарь Ушакова

    ЧЕЛОВЕК, а, в знач. мн. употр. люди, ей (человеки устар. и шутл.; косвенный человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; зв. человече в обращении устар. и шутл.), муж. 1. Живое существо, обладающее даром мышления и… … Толковый словарь Ожегова

    человек - , а, м. == Человек труда. патет. О трудящемся, рабочем. ◘ После революции человек труда превращается таким образом в общественного деятеля. Шкаратан, Ваксер, 109. Герой нашего времени это человек труда. Кал. 80, 27 авг. Уважение к труду и … Толковый словарь языка Совдепии

    HOMO SAPIENS - человек разумный, знающий /самоклассификация/. Человек обладает как качествами: разумом и глупостью, памятью и забывчивостью, честностью и лживостью, совестью и ее отсутствием (говорят: бессовестностью), так и чувствами (желаниями, влечениями):… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    1912 год открытие Земской школы в с. Шелаево Валуйского уезда, Воронежской губернии. 1934 год открытие семилетней школы в с. Шелаево Уразовского района, Курской области. 1955 год реорганизация семилетки в Шелаевскую среднюю общеобразовательную… … Википедия

    - (наст. имя Пешков Алексей Максимович) (1868 1936) Русский писатель. Афоризмы, цитаты Горький Максим биография На дне, 1902 *) В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин) Чело век! Это великолепно! Это звучит... гордо! Че ло век! Надо… … Сводная энциклопедия афоризмов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения). Война Альбом Гражданская оборона Записан 1989 Жанр панк рок хардкор панк нойз рок Длительность … Википедия

Книги

  • Человек и стихия , М. Ильин. Москва, 1954 год. Молодая гвардия. Издательский переплет. Сохранность хорошая. "Человек и стихия" - поэтическая и вместе по-настоящему, до последних мелочей, деловая книга. Извечное…