Бред сивой кобылы. Игорь иванович сикорский биография

Каждый раз, когда президенту США Джорджу Бушу надо добраться до своего ранчо, он садится в вертолет марки «Сикорский». Этот же вертолет королева Великобритании Елизавета II называет самым удобным средством передвижения. Игоря Сикорского американцы считают национальным гением. А России и Украине остается только тихо гордиться его происхождением.

Игорь Иванович Сикорский (1889-1972), российский и американский авиаконструктор и промышленник. Родился в России, с 1908 строил самолеты, в т. ч. первые в мире 4-моторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1919 году он эмигрировал в США (в 1923 году основал фирму), где под руководством Сикорского созданы пассажирские и военные самолеты и вертолеты.

Игорь Сикорский - выдающийся пионер в области конструирования многомоторных самолетов, изменивших ход истории полета на аппаратах с жестко закрепленными крыльями, а позднее - конструктор вертолетов одновинтовой системы, получившей широкое распространение.

Ранний интерес к «геликоптерам»

Игорь Сикорский родился в семье дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета. Его мать тоже была врачом, но не работала по специальности. У мальчика рано пробудился интерес к моделям летательных аппаратов, чему, возможно, способствовала увлеченность матери искусством, жизнью и творчеством Леонардо да Винчи. В возрасте 12 лет Игорь смастерил небольшой «геликоптер» с резиновым моторчиком, взлетавший вверх.

Учеба и искания

В 1903 Игорь Сикорский поступил в Петербургское морское училище, чтобы стать кадровым офицером, но, движимый интересом к технике, уволился со службы в 1906. После непродолжительного технического обучения в Париже Сикорский вернулся в Киев и в 1907 поступил в Политехнический институт. Сикорский неплохо закончил академический год, но решил, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам и что полезнее и интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории.

Первые опыты с вертолетами

В поездке по Европе летом 1908 года Игорь Сикорский узнал об успешных полетах братьев Райт и познакомился с европейскими изобретателями, искавшими своих путей в области полета. В ту пору многие считали, что наиболее перспективен летательный аппарат с горизонтальным винтом, который взлетал бы прямо вверх. С финансовой помощью сестры Сикорский в январе 1909 снова поехал в Париж, чтобы продолжить занятия и приобрести двигатель малого веса. Вернувшись в Киев в мае 1909, он начал строить «геликоптер», как тогда называли вертолеты. С первой моделью он потерпел неудачу, выявившую ряд практических трудностей. Но и второй летательный аппарат, с более мощным двигателем, испытанный в 1910, тоже не полетел. К тому времени Игорь Сикорский был уже достаточно «грамотен», чтобы понять, что при тогдашнем уровне техники, двигателей, материалов, а тем более при нехватке денежных средств и недостатке опыта ему не создать успешного геликоптера. И он принял решение до лучших времен заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом.

Опыты с аэропланами

В начале 1910 года Игорем Сикорским был испытан первый биплан С-1. Мощность двигателя 15 л. с. оказалась недостаточной, но на переделанной модели С-2 с более мощным двигателем Сикорский совершил свой первый полет, хотя и небольшой. Быстро последовали все более совершенные модели С-3, С-4 и С-5, каждая из которых добавляла ему летного опыта. И вот, летом 1911 на С-5 с мотором мощностью 50 л. с. Игорю Сикорскому удалось пробыть в воздухе более часа, достичь высоты 450 м и совершить небольшие перелеты по прямой. Этот успех принес ему международную известность.

Успешная карьера авиаконструктора

С 1912 по 1917 года Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге (Петрограде), поставлявшего аэропланы для русской армии. Здесь им были построены аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов в 1912-13. Здесь он в 1913 построил (и лично облетал) первый в мире четырехмоторный аэроплан «Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Затем под руководством Игоря Сикорского были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы (опытные и серийные), поплавковые варианты сухопутных самолетов, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца» и др. В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.

Революция и эмиграция

Игорь Сикорский стал весьма состоятельным человеком, но лишился всего, бежав из России в период революции 1917. В условиях общего расстройства после русской революции и поражения Германии он не видел особых возможностей для дальнейшего развития авиации в Европе и решил начать все с нуля в Америке. В марте 1919 он прибыл в Нью-Йорк в качестве эмигранта.

В 1919 году Сикорский эмигрировал в США.

Кто знает, как сложилась бы судьба мировой авиации, если бы в 1923 году Сергей Рахманинов не одолжил бы $5тыc. Игорю Сикорскому. Покинув революционную Россию, известный авиаконструктор оказался в Нью-Йорке без средств к существованию и был вынужден работать учителем в вечерней школе. На деньги Рахманинова ему удалось учредить маленькую конструкторскую фирму Sikorsky Aeroingeneering Corporation, штат которой составили безработные русские эмигранты - инженеры, рабочие, летчики.

На первых порах Сикорский решил продолжить работу, начатую еще в России, и занялся производством и совершенствованием тяжелых самолетов, аналогичных знаменитому «Илье Муромцу» (стоявшему на вооружении в царской армии), предку современных дальних бомбардировщиков. Однако, несмотря на поддержку русской диаспоры, эта затея провалилась. Первая мировая война завершилась, и военная техника оказалась невостребованной.

Надо было создать «народный» летательный аппарат. Тогда Сикорский придумал уникальную машину. Десятиместная двухмоторная амфибия могла приземляться там, куда раньше заплывали лишь «индейские пироги да лодки американских охотников». Это изобретение принесло Sikorsky Aeroingeneering Corporation огромную популярность по обе стороны океана. Количество заказчиков стремительно росло, и доходы компании многократно увеличивались. Вскоре Сикорский смог открыть собственный завод в Стратфорде (штат Коннектикут). Однако даже столь ошеломляющий успех не позволил фирме по-настоящему «развернуться». Началась Великая депрессия. В июне 1929 года, чтобы спасти себя от разорения, Sikorsky Aeroingeneering Corporation вошла в состав корпорации United Aircraft and Transport, впоследствии переименованной в United Technologies.

В 1929 году авиаконструктор получил первый в жизни крупный гражданский заказ - компания Pan American приобрела несколько двухмоторных самолетов S-38. Машина имела короткий фюзеляж летающей лодки с высоко расположенным хвостовым оперением и убирающееся шасси. Сикорский продолжал развивать свой успех и начал разрабатывать конструкцию летательных аппаратов с большой нагрузкой на крыло.

В начале 1930-х годов на свет появились два уникальных самолета S-40 и S-42. Это были первые в мире транспортные самолеты, оснащенные пропеллерами с постоянной скоростью вращения. S-42, созданный для дальних перелетов, установил в 1934 году рекорд высоты (6220 м), имея на борту полезный груз массой более 4900 кг. Именно амфибия S-42 совершила первый перелет через Атлантику в 1934 году и через Тихий океан в 1935 году. В 1937 году на серийных самолетах этого типа начались и первые пассажирские перевозки через Атлантику.

В конце 1930-х годов небольшой по размерам мировой рынок авиационной техники был перенасыщен, спрос на летающие амфибии начал катастрофически падать, и компания Sikorsky Aeroingeneering терпела убытки. Будучи в отчаянном положении, Игорь Сикорский понимал, что для спасения Sikorsky Aeroingeneering необходима совершенно новая научная идея, которая бы позволила создать абсолютно новый тип летательного аппарата. В течение года был создан опытно-промышленный экземпляр вертолета. За короткое время машина приобрела популярность. Ошеломленная успехом конструктора пресса назвала Игоря Сикорского «вертолетчик № 1». В течение последующих тридцати лет Сикорским было создано 18 моделей совершенно различных вертолетов, которые стали неотъемлемой частью вооруженных сил почти половины стран мира.

Свой первый экспериментальный вертолет Игорь Сикорский лично поднял в воздух 14 сентября 1939 года. Спустя несколько лет был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), вскоре поступивший в серийное производство. Эта машина была построена по схеме, которая впоследствии стала классической для всего мирового вертолетостроения. Модель S-47 имела один большой несущий и маленький хвостовой винт.

Во время второй мировой войны при высадке небольших партий десанта американские войска постоянно несли существенные потери от сил вермахта. В 1942 году генералы продемонстрировали президенту США Теодору Рузвельту винтокрылую машину Сикорского, появление которой могло существенно изменить расстановку сил на фронте. Главе Белого дома вертолет понравился, и он согласился с тем, что министерство обороны приобретет небольшую партию этих летательных аппаратов. В период с 1942-го по 1945 год в боях участвовало 150 вертолетов Сикорского, и они себя хорошо зарекомендовали. После войны американская армия активно начала оснащать свои подразделения вертолетами. Сегодня на вооружении ВВС США находится приблизительно 7000 вертолетов различного назначения, большая часть из них - машины «Сикорского».

Массовое использование вертолетов Сикорского началось в Азии во время корейской (1950 - 1953 г.) и вьетнамской войн (1965 - 1972 г.). С того времени вертолеты S-51 и S-55 стали базовыми машинами для вооруженных сил США, Англии и Франции. Совершенствуя свою конструкцию и используя уже ставшую классической схему вертолета, Сикорский создал грузовую машину, способную поднимать 3,5 тонны, а затем и более мощную грузоподъемностью 14 тонн.

Пиком конструкторской карьеры русского руководителя американской корпорации стали модели S-56 и S-58. S-56 не только один из крупнейших вертолетов мира, но и самый скоростной. По своим летно-техническим и экономическим показателям модель S-58 была лучшим экземпляром того времени. В 1958 году серийный выпуск вертолета достиг рекордного количества - 400 машин в год. Лицензионное производство S-58 было налажено в нескольких странах мира, и отдельные вертолеты эксплуатируются даже в наше время.

В 1958 году бессменный руководитель Sikorsky Aircraft Игорь Сикорский вышел на пенсию, сохранив за собой должность консультанта компании. В октябре 1998 года Дин Боргман получил неожиданное предложение из многопрофильной корпорации United Technologies перейти на работу в компанию Sikorsky. Недолго думая, он принял предложение и в июле 1999 года стал руководителем фирмы.

На тот момент продукция, выпускаемая под маркой «Sikorsky» уже занимала лидирующее место на рынке средних и тяжелых вертолетов общей массой от 5 до 33 тонн. Эти вертолеты находились на вооружении во всех странах НАТО и использовались более чем в 40 странах мира. С 1998 года Sikorsky возглавляет международный проект по производству вертолета S-92, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании Японии, Испании, Китая, Бразилии и Тайваня. Этот летательный аппарат предназначался для международных военных учений.

В нынешнее время практически все ключевые производственные программы США основаны именно на вертолетах марки Sikorsky. Вертолеты Seahawk были разработаны специально для ВМФ США, а знаменитые Black Hawk и Н-60 широко используются во всех родах войск американских вооруженных сил. Тяжелые СН-53Е и МН-53Е предусмотрены для транспортировки людей и техники во время военных действий.

Заслуженный почет

Игорь Сикорский получил немало почетных докторских званий, почетных членств в научных и технических обществах США и Европы. Он был лауреатом высших орденов и медалей, а также премий по авиации, в том числе российского креста Св. Владимира, премии им. Сильвануса Альберта Рида за 1924 от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма за 1951, премии им. Элмера Сперри за 1964, Премии национальной обороны США за 1971 и др.

Уход в отставку, кончина

Игорь Сикорский ушел в отставку с должности менеджера по конструкторским разработкам своей компании в 1957, но оставался консультантом до самой смерти.

Уникальная широта вклада

Активная профессиональная деятельность Игоря Сикорскийого охватывала всю историю осуществления мечты человека о полете - от первых полетов братьев Райт до полетов в космос. И Сикорский сыграл «судьбоносную» роль на важнейших путях становления и развития авиации, внося в это развитие личный вклад с необычайно широким диапазоном новаторских идей.

И.И.Сикорский

Вклад Сикорского в развитие мировой авиации оценен по достоинству. Его имя включено США в Национальный зал славы изобретателей наряду с Эдисоном, Ферми и Пастером. А почётная медаль Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных наук в области авиации была присуждена только двум инженерам – Игорю Сикорскому и Орвиллу Райту. Только одному русскому – Игорю Сикорскому...

Мировое имя и признание имеет компания, которая была создана нашим соотечественником Игорем Сикорским. На данный момент предприятие этого гениального конструктора расположено в городе Хартфорд в США, а обозначается оно как United Technologies. Это предприятие было основано еще в 1929 году, после чего оно вместе с другими авиационными фирмами объединились в одну корпорацию по изготовлению разнообразных летательных аппаратов на территории США. Но, прежде чем переехать работать в Штаты, Сикорский смог начать свою творческую карьеру еще в СССР.

Что касается фирмы Сикорского, то это огромный холдинг с мировым именем, в состав которого входит большое количество более мелких предприятий. Все они были поглощены гигантом UTC или же являются дальнейшим развитием первоначальных специализированных цехов. Самой известной и развитой из фирм холдинга является Sikorsky Aircraft Corporation, которая является мировым лидером по производству вертолетов разнообразного назначения. Весь холдинг имеет очень большую прибыль, данная позитивная экономическая позиция и активное развитие были получены за счет подбора квалифицированных специалистов из разных отраслей авиационного строения. В данной фирме в наше время работает более 223 тысяч человек.

Начало работы Сикорского и историческое развитие его разработок

Свое первое творение Сикорский спроектировал еще в 20-летнем возрасте. Это были зразу две машины с очень простой конструкцией. Первая машина была готова в 1909 году, она могла отрывать от земли груз массой в 9 пудов. Данный аппарат даже не имел автомата перекоса винтов, несущий винт был изготовлен в соосной схеме конструкции.

Самая первая машина Сикорского была представлена широкой публике во время двухдневной выставки, которая проводилась в городе Киеве и была посвящена новшествам воздухоплавания. Все это проходило в ноябре 1909 года. В 1911 году был изготовлен второй подобный аппарат с практически теми же летными характеристиками и особенностями конструкции. Ни одна из изготовленных машин так и не смогла подняться в воздух с пилотом на борту. Именно эти первоначальные неудачи привели к тому, что Сикорский переключил свое внимание на разработку самолетов.

Следующим творением данного конструктора стали аэросани, которые были изготовлены в 1910 году. В этом же году был создан первый самолет Сикорского с обозначением С-2. Он смог подняться в воздух с пилотом на борту. Только в 1911 году конструктор смог получить диплом летчика, что позволило лучше ознакомиться с особенностями управления. После получения диплома Сикорский сам проводил тестирование и испытания собственных авиационных творений.

Наиболее известным аппаратом, который был изготовлен Сикорским еще на территории нашей страны, был самолет «Гранд», или, как его еще называли, «Илья Муромец». Его по праву можно называть прообразом всех отечественных самолетов. Именно он положил начало всему многомоторному авиастроению нашего отечества. Данный аппарат с обозначением «С-6» в марте 1912 года смог установить мировой рекорд скорости. При установлении рекорда машиной управлял сам конструктор и разогнал ее до 111 км/ч. Но, кроме него, было еще 2 пассажира на борту, а с 5 пассажирами данный агрегат мог лететь со скоростью 106 км/ч.

Испытания самолета типа С-6 «Илья Муромец»

Первый длинный перелет Сикорский осуществил на своем аэроплане «Илья Муромец» из Петербурга в Киев, это было в средине лета 1912 года. Вместе с конструктором данный перелет совершили еще пять человек, которые были заинтересованы в данном аппарате. Взлет машины состоялся ранним утром, а белые ночи Петербурга только способствовали этому. После взлета конструктор и его творение встретили первые трудности, а именно сильный встречный ветер, из-за которого скорость полета упала до показателя 70 верст в час. За время полета «Илья Муромец» был вынужден сделать две посадки для дозаправки бензином. Первая остановка была осуществлена в населенном пункте Орше, а вторая возле станции Копысь. Во время второго приземления пришлось производить небольшие ремонтные работы топливной системы.

Во время полета природа была как бы против планов летчиков, поскольку, кроме сильного ветра, на пути встретились мощные грозовые тучи. При этом пришлось производить полет под сильным дождем, но потом было принято решение подняться на высоту в 1,3 километра, чтобы быть выше облаков. Это еще раз показало великолепные летные характеристики аппарата. Но при этом пилоту не было видно земли, он мог ориентироваться только по компасу. После того как летчик снизился, для того чтобы посмотреть, где они находятся, оказалось, что они уже дальше Киева, и им пришлось возвращаться обратно. При этом полете самолет типа С-6 преодолел расстояние в 1020 верст всего за 13 часов. Данный перелет отметил качество машины Сикорского и внес эго имя в мировую историю авиастроения.

В дальнейшем Сикорский работал над усовершенствованием своего бомбардировщика С-6. Была улучшена конструкция фюзеляжа, а именно его обтекаемость, была переделана ферма пилота. После доработок на авиавыставке в Москве конструктору была вручена большая золотая медаль, это произошло в 1912 году. К 1915 году был готов второй прототип, но это уже был истребитель с бортовым обозначением С-16. Он был создан для выполнения совместных боевых вылетов с самолетом «Илья Муромец». Он мог качественно проводить воздушные бои с воздушной техникой противника. Новый аппарат стал первым в мире истребителем, который начали изготовлять серийно. Дальнейшие разработки истребителей на территории России были не столь успешными и были созданы только опытные образцы.

После того как зимой 1918 года конструктор покинул родину, он перебрался во Францию, где также занимался авиастроением. Французское правительство заказало у него 5 бомбардировщиков нового типа, но в итоге данный заказ был аннулирован из-за перемирия в Европе осенью 1918 года. На этом конструкторская деятельность Сикорского на территории Франции была закончена.

С весны 1919 года конструктор жил в США, здесь же он продолжал работу над своими проектами. В 1923 году была открыта авиационная фирма Сикорского, которая обозначалась как Sikorsky Aero Corporation. Первое время данное предприятие находилось на грани банкротства. Но с найденным финансированием дела в компании пошли значительно лучше, что позволило разработать и изготовить до 1939 года 15 различных самолетов. Именно 1939 год стал переломным для этой фирмы, поскольку было принято решение прекратить разработки самолетов и активно приняться за создание вертолетов.

Новые аппараты, в отличие от тех, что были созданы в России, уже были оснащены системой автоматического перекоса. За счет этого они имели значительно лучшие летные показатели и были более востребованы заказчиками. Первый вертолет данной компании имел обозначение Sikorsky 300, он впервые поднялся в воздух осенью 1939 года. Эта машина имела много общего с вертолетом, который был создан в России, но он был значительно модернизирован и улучшен.

С этого момента и началась эра вертолетов Сикорского. Дальнейшие модели вертолетов компании Сикорского получили множество наград и установили не один мировой рекорд. Так, аппарат S-61 в 1967 году стал первым вертолетом, который смог перелететь над Атлантическим океаном, а еще через 3 года модель S-65 смогла преодолеть Тихий океан. Эти полеты осуществились с помощью дозаправки. Компания Сикорского изготовила множество вертолетов как для военных целей, так и для гражданских потребностей. Самым последним творением конструктора Сикорского стал вертолет модели S-58, после он ушел на пенсию. Но на этом не закончилось производство вертолетов корпорации Sikorsky.

Сегодня парящие в небе многотонные самолеты и вертолеты стали привычным для обывателей зрелищем. Однако чуть более 100 лет назад, когда подобное чудо могли себе представить только исследователи и поклонники Леонардо да Винчи и Жюля Верна, находились лишь единицы смельчаков, готовых воплотить мечту о небе в жизнь.

Среди пионеров авиастроения одной из наиболее значимых и ключевых фигур стал наш соотечественник, великий русский авиаконструктор, вынужденный бежать от власти большевиков в Америку, Игорь Иванович Сикорский. Биография авиаконструктора была непростой. Он переживал взлеты и падения, жизнь на чужбине и великое признание. А началось все в Российской Империи.

Юность

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889-го года в Киеве, в интеллигентной семье. Отец – Иван Алексеевич Сикорский, был известным психиатром и профессором Киевского университета. По происхождению был русским.

Национальность была важным фактором для отца Сикорского, который состоял в «Союзе русского народа» – правой черносотенной организации и даже выступал экспертом и свидетелем обвинения по делу Бейлиса (когда черносотенцы пытались объявить еврея в ритуальном убийстве мальчика и спровоцировать антисемитские восстания).

Мать, Мария Стефановна, была медиком по образованию. Она старалась с ранних лет дать сыну образование и привить любовь к культуре и науке. Именно от нее сын узнал о «летательных» опытах Леонардо да Винчи.

Мальчиком Игорь Сикорский обучался в Киевской гимназии, но вскоре его привлекла среда морских офицеров и он поступил в Морской кадетский корпус. Окончив общеобразовательные классы, Сикорский решает поступить в технический институт.

В раздираемой революционными событиями России учебные заведения закрывались и возможности получить образование на родине не было.

17-ти летний Игорь уезжает в Париж и поступает в техническую школу, а через год возвращается в Киев и продолжает обучение в местном политехническом институте. Однако охваченный идей строительства летательных аппаратов, Сикорский забрасывает учебу.

Первые конструкции

С раннего детства Сикорский мечтал конструировать летающие машины. Более всего его интересовала тема вертикального полета, когда аппарат может не только планировать, но и зависать в воздухе.

В 12 лет он построил свою первую модель геликоптера.

В 20 лет, набравшись опыта и посетив французских и немецких специалистов, Сикорский конструирует первый в России вертолет, способный проводить испытания, в том числе и с живым пилотом.

Однако подъемная сила первых моделей была недостаточной и они могли поднимать лишь собственный незначительный вес. Им суждено было стать выставочными экспонатам.


Параллельно этому Сикорский – самодвижущиеся сани, снабженные толкающим пропеллером.

Все это дало опыт создания воздушных винтов, который он смог впоследствии применять при строительстве самолетов. Первые конструкции вышли из сарайного помещения на Киевском аэродроме, где он трудился со своим другом и студентом Киевского политеха Ф. И. Былинкиным.

Впервые в воздух Сикорский поднялся на собственном биплане БИС-2(Былинкин, Иордан, Сикорский) 3 июня 1910 года.

Спустя год новая модель БИС-5 уже смогла провести показательные выступления с пассажирами. На нем же Сикорский сдал экзамены и получил удостоверение пилота.


Также в 1911 году выходит модель С-6, вмещающая 3-х пассажиров. На нем Сикорский установил мировой скоростной рекорд. Модернизированная модель самолета С-6-А получила золотую медаль Московской выставки.

Признание

Недоучившись в институте, 23-х летний Сикорский приезжает в Санкт-Петербург по приглашению «Русско-Балтийского Вагонного Завода» (РБВЗ).

Кроме того, Сикорский получает место главного инженера учреждаемой авиации военно-морского флота. В столице он полностью погружается в авиастроительство.

При его работе в РБВЗ один за другим выходят новые инновационные самолеты: гидросамолеты, учебные модели, бипланы и монопланы.

Самолеты Сикорского участвовали в международных выставках, занимали призовые места и продавались иностранным государствам. Большую поддержку ему оказывал председатель РБВЗ Шилдовский М.В.

Модели С-10 и С-12 стали выпускаться и поставляться на фронт и на флот. Разведчик С-10 занимал основное место в вооружении военного флота на начало Первой Мировой войны.

В период с 1912 по 1914 гг были созданы двухмоторный самолет «Гранд», первый в мире в своем роде; за ним последовала модификация «Русский витязь» – уже четырехмоторный самолет.


Самолет стал праотцом всего тяжелого авиастроения. Сам Николай 2 захотел его осмотреть и забрался в кабину вместе с Сикорским. За заслуги царь наградил молодого авиаконструктора именными часами.

Создание гиганта “Илья Муромец”

Еще в студенческие годы Сикорский заразился идеей создания самолета-гиганта. В те времена подобные рассуждения не принимались всерьез и казались фантастическими.

По прошествии времени, в связи с удачным запуском «Витязя», в конце 1913 года появился 19-ти метровый « », который приснился ему в детстве.

До 1917 года этот самолет считался самым большим в мире.

Весной 1914 года он был переконструирован (прикреплены поплавки) в гидроплан. Вторая модель самолета совершила прорыв, подняв на высоту 2000 метров десятерых пассажиров и перенеся их по маршруту Санкт-Петербург-Киев и обратно.

В эпоху зарождения авиации, когда активная гонка авиаконструкторов шла по всему миру и рекорды сменялись один за другим, в России «Илье Муромцу» не было равных до 1923.

С 1915 года «Илья Муромец» вышел в серийное производство. В военные годы страна получила свыше 80-ти тяжелых авиалайнеров различной модификации.

Эмиграция

С 1917 года работа РБВЗ практически прекратилась. Охваченная революционными волнениями, забастовками и митингами страна не могла создать условия для масштабного производства.

Когда к власти окончательно пришли большевики, Сикорский мог стать жертвой «красного террора». Преданному монархисту часто поступали угрозы.

Конечным толчком к эмиграции стало предупреждение одного из рабочих завода.

Он пришел к Игорю Ивановичу домой и сказал, что его имя уже числится в расстрельных списках.

Сначала Сикорский отправился в Париж, где занялся строительством французской версии «Ильи Муромца» на заводах союзников, затем, в 1919 году, перебрался в США.

В России у него остались жена, отказавшаяся эмигрировать, и маленькая дочь. Там, в эпоху «Великой депрессии», у него начался период борьбы за выживание.

Сначала он подрабатывал учителем математики и астрономии в среде эмигрантов, затем, 4 года спустя, совместно с рядом русских инженеров открыл конструкторскую авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation».


Фирма конструировала и продавала легкие бипланы, а ее финансовое положение было нестабильным. Важную роль в жизни Сикорского сыграл выдающийся композитор Сергей Рахманинов. Он посетил предприятие Игоря Ивановича и провел с ним пятнадцатиминутную беседу.

Сикорский рассчитывал, что Рахманинов пожертвует ему около 200 долларов, но вместо этого получил чек на 5000$ – огромные деньги по тем временам. Когда экономическое состояние компании Сикорского стабилизировалось, он вернул Рахманинову деньги и даже добавил проценты.

Прорывом для компании стала конструкция двухмоторного гидросамолета S-38. Надежные амфибии ходили по воде легко и заказы в компанию Сикорского стали поступать регулярно.


В 1929 году «Sikorsky Aero Engineering Corporation» вошла в «United Technologies Corporation» – одну из крупнейших промышленных корпораций Америки, частью которой пробыла до 2015 года.

Игорь Сикорский занимался благотворительностью, строил русские школы, клубы, православные храмы. Основал Толстовский и Пушкинский фонды. В Стратфорде, где жил Сикорский, создалась большая русская община.

Там же, в Америке, он повторно женился на русской девушке Елизавете Семеновой. В браке родилось четверо сыновей. Будучи семьей эмигрантов, они отвергли, казалось бы заманчивые предложения Советского руководства о возвращении на родину.

Так, лично Иосиф Сталин написал Сикорскому письмо с содержанием «возвращайтесь, вы нужны родине».

Причиной этому стала неприязнь к «красному» режиму и трагическая судьба многих неугодных власти ученых в СССР.

«Американский клипер» Сикорского

В 1931 году Сикорский запускает в производство летающую лодку S-40 «Американский клипер». Она представляла собою тяжелый самолет-амфибию, способный осуществлять перевозку людей через океан.

Лайнеры этого типа обслуживали панамериканские почтово-пассажирские перевозки по тихоокеанским маршрутам. Наиболее выдающимися моделями серии были скоростные лайнеры S-42, S-43 и S-44. Их прототипом, во многом, стал ранний, произведенный еще в царской России «Гранд».


Однако лодка S-44, созданная в 1937 году, завершила серию и спрос на летающие лодки снизился. К этому времени Сикорский сумел создать 15 моделей самолетов.

И снова в вертолеты

В 1938 году Игорь Иванович Сикорский, вместе со своим другом Чарльзом Линдбергом посещает Гитлеровскую Германию. Там он идет на завод вертолетостроения немецкого инженера Фокке и знакомится с инновациями в этой области.

В США он вернулся уже с твердым желанием возвратиться к интересу своей юности и начать производить вертолеты.

К тому моменту конструкторская мысль уже достигла определенных успехов в области вертолетостроения. Теоретические наработки по технологии и аэродинамике позволили 50-ти летнему Игорю Ивановичу реализовать свою давнюю мечту и он приступает к проектировке одновинтового вертолета VS-300.

Правительство США выделило на эти разработки 3 миллиона долларов и 20 мая 1940 состоялась премьера первого вертолета Сикорского

Аппарат летал взад и вбок, крутился на месте. Единственное, он не мог лететь вперед. Сикорский, сам управлявший вертолетом, был очень рад испытаниям и сказал, что все недочеты легко исправить.

Доработанная версия получила название R-4. Американское правительство не сомневалось в качестве моделей и заказало для армии 400 единиц, применявшихся во время Второй Мировой войны.


Вертолет Сикорского попал в серийное производства, а конструкторский тип стал классическим образцом для всего вертолетостроения.

Следующие 25 лет своей жизни Сикорский посвятил вертолетостроению. Он разработал вертолеты-амфибии, вертолеты-краны, с высокой грузоподъемностью, двухэтажные вертолеты и др. Всего – более 50 типов.

Его машины положили начало новому веку авиаконструкции.

Они применялись в военной и гражданской авиации, а также для гуманитарных целей. Модель S-58 служила для спасательных операций во время войны во Вьетнаме и была востребована во многих странах мира.

Модель S-65 представляла собой большой тяжелый вертолет, способный перевезти на высокой скорости большую группу пассажиров, например – десантный отряд.


С 1958 года Игорь Иванович Сикорский уходит на пенсию, оставляя за собой лишь роль советника компании. Он посвящает свою жизнь религиозно-философским трудам, поддержанию своих благотворительных начинаний и увлечениям, таким как стрельба. Он любил удивлять своих гостей умением выстрелом из пистолета сбить пламя свечи.

Незадолго до своего 75-летия Сикорский дал интервью «Голосу Америки», в котором передал послание мира своей родине и выразил надежду, что войны и потрясения в его любимой России кончатся. Умер 26 октября 1972 года в Истоне.

Летательные аппараты, созданные Сикорским

Свой вклад в историю Игорь Иванович оставил в виде созданной им еще в царские годы научной школы, давшей множество кадров; компании, успешно-функционирующей в США по сей день и множества типов самолетов и вертолетов, ставших классическими образцами для всей мировой авиации.

Модель Описание Год выпуска
S-6 Трехместный биплан 1912
S-21 Русский Витязь Крупный четырехдвигательный биплан 1913
S-22 Илья Муромец Крупный четырехдвигательный биплан-амфибия 1913
S-29 Двухдвигательный биплан 1924
S-42 Clipper Востребованная летающая лодка 1934
VS-300 Эксперементальная конструкция вертолета 1939
VS-44 Excambian Летающая лодка 1942
R-4 Первый серийный вертолет 1942
S-58 Транспортный вертолет 1954
S-65 Тяжелый транспортный вертолет 1964

Видео

Сикорский Игорь Иванович - (англ. Igor Sikorsky, 25 мая 1889, Киев, Российская империя - 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

Игорь Иванович Сикорский родился 25 мая 1889 в Киеве в семье известного психотерапевта, профессора Киевского университета - Ивана Алексеевича Сикорского (1842-1919). Внук православного священника.

В 1900 году в возрасте 11 лет, мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковёр. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шёл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убеждён во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек ещё никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно.

Сикорский Игорь Иванович

С 1903 по 1906 гг. учился в Петербургском морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт.

В 1908-1911 гг. построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъемность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолетов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.

В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.

В 1910 г. поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.

В 1911 году получил диплом лётчика.

В 1912-1914 гг. создал самолёты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1914 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту - 111 км/ч, с пятью - 106 км/ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолетов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик - хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж. Модернизированный таким образом самолет С-6а заслужил большую золотую медаль московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г. В 1915 году Сикорский создал первый в мире серийно выпускавшийся истребитель сопровождения - С-XVI для совместных действий с бомбардировщиками «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника. Последующие конструкции Сикорского - истребители С-XVII, C-XVIII не были удачными и существовали лишь в опытных экземплярах.

В 1919 Сикорский эмигрировал в США, где в 1923 основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000 (около 80000$ в пересчёте на 2010 год). Когда дела на фирме улучшились, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.

До 1939 года Сикорский создал около 15 типов самолётов. С 1939 г. перешёл на конструирование вертолётов одновинтовой схемы с автоматом перекоса, получивших широкое распространение.

Первый американский экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.

Сикорский первым начал строить турбинные вертолёты, вертолёты-амфибии с убирающимися шасси и «летающие краны». На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.

Последним вертолётом, построенным Сикорским до ухода на пенсию, стал S-58.

В эмиграции возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием.

B 1963 году награжден высшей научнoй наградoй Американскогo обществa инженеров-механиков - медалью ASME.

Скончался Игорь Иванович в 1972 году в городе Истоне, штат Коннектикут.

Игорь Иванович Сикорский - фото

Игорь Иванович Сикорский - цитаты

Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом.

В 1900 году в возрасте 11 лет, мне приснился удивительный сон. Я увидел себя идущим по узкому коридору. По обеим сторонам были двери, отделанные орехом, как на пароходе, на полу лежал изумительный ковёр. Сверху падал мягкий голубой свет электрических светильников. Когда я шёл, пол под ногами слегка вибрировал, и вибрация эта была похожа на качку парохода. Я был убеждён во сне, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек ещё никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно.

Игорь Иванович Сикорский прославился в первую очередь как авиаконструктор. Кроме этого он известен как общественный деятель, учёный и философ. Четыре страны: Россия, Украина, Польша и США – считают его своим великим гражданином. Большая часть его наследия сохранилась в США.

Ранние годы Сикорского

Игорь Сикорский родился 25 мая 1889 года в в семье обрусевшего шляхтича Ивана Сикорского, известного в то время медика, профессора психиатрии, работавшего в Университете святого Владимира (ныне Киевский университет имени Шевченко). В 1900 году во время поездки в Германию мальчик впервые узнал о воздухоплавании и увлёкся авиамоделями. В 1903 году 14-летний Сикорский уехал в Петербург и поступил в Морское училище.

Юноша не закончил обучение: через три года понял, что хочет заниматься авиаконструированием и вернулся в Киев, чтобы учиться в Киевском политехническом институте. Кроме основного курса, молодой человек посещал «Воздухоплавательную секцию». Свои первые простейшие модели вертолётов Сикорский создал в 1908 году.

Карьера Сикорского И.И. в России

В 1908 году старшая сестра Игоря Сикорского Ольга оплатила его обучение в парижской школе воздухоплавательной техники (ныне школа ESTACA). После года обучения, молодой конструктор вернулся в Россию и начал работу над своим первым проектом вертолёта. Первые модели Сикорского обладали небольшой грузоподъёмностью и не имели надёжной системы управления.

В 1911 году Сикорский получил лицензию на осуществление полётов. В том же году инженер провёл показательный полёт своей модели S-5, который длился около 30 секунд. Следующая модель, S-6, была принята на вооружение Российской армией в феврале 1912 года. В то же время Сикорский получил должность главного инженере авиационного отделения завода «Руссо-Балт».

На его мощностях в 1913 году был выпущен самолёт S-23 «Русский витязь» с четырьмя двигателями и грузоподъёмностью 600 кг. Он стал основой для производства серийных бомбардировщиков «Илья Муромец», принятых на вооружение в 1914 году. Производство самолётов «Илья Муромец» продолжалось до 1917 года.

Жизнь Игоря Сикорского в эмиграции

Игорь Сикорский не поддержал революцию. Короткое время он сотрудничал с французскими интервентами, а в феврале 1918 года навсегда покинул Россию. В 1923 году он основал в США компанию «Sikorsky Aero Engineering» (ныне «Sikorsky Aircraft»). Сначала эта фирма занималась проектированием самолётов и гидросамолётов, а затем перестроилась на создание вертолётов. Развитие технической мысли позволило Сикорскому вернуться к реализации идеи, которую он отбросил в 1910 году как невозможную.

Первый успешный вертолёт Сикорского (S-43 он же VS-300) был представлен публике в 1939 году. В 1942 году вертолёты Сикорского R-4 были приняты на вооружение авиации США и Великобритании. Позднее на вооружение США и их союзников поступали и другие модели вертолётов Сикорского.

В послевоенные годы вертолёты Сикорского поставили ряд авиационных рекордов: модель S-61 первой из вертолётов совершила трансатлантический перелёт, а S-65 – первый перелёт через Тихий океан. Игорь Сикорский работал в своей компании до 1954 года. Затем он передал дела своему сыну и вышел на пенсию.

Общественная деятельность

Проживая в США и являясь гражданином этой страны (с 1929 года), Игорь Сикорский оставался активным деятелем эмиграции. Он поддерживал дружеские отношения с Сергеем Рахманиновым, который помогал изобретателю в первые годы существования Sikorsky Aircraft. Общественная деятельность Сикорского включала такие аспекты:

  • работу в «Государевом совещании», созданном князем Кириллом Владимировичем;
  • участие в работе Фонда Толстого в качестве члена совета директоров;
  • издание работ по христианской философии («Молитва Господня», «Эволюция души»);
  • выступление с публичными лекциями.

Великий изобретатель умер 26 октября 1972 года. Его память увековечена во многих объектах, находящихся в России, на Украине и в США.