Воображение. Понятие воображение. Значение воображения В процессе воображения новые образы

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Перечислим приемы и способы процесса воображения.

  • 1. Комбинирование – сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях.
  • 2. Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
  • 3. Акцентирование, или заострение, – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе; выделение тех или иных черт, свойств частей объекта. Данный способ создания образов широко используется при создании шаржей, карикатур. При акцентировании используют следующие приемы: а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности или поведения (например, Карлик-Нос, Гаргантюа); б) преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Великан, Дюймовочка, Гулливер в стране лилипутов); в) типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Образы воображения

Учитывая, что продуктом, или результатом, процесса воображения являются образы воображения, следует отметить их специфику. Образы воображения могут возникнуть как в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, так и произвольно – на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, природных воздействий и др. В отличие от процессов памяти прошлый опыт в воображении преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность). В отличие же от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. Новизна образов в воображении носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении – меньше. Характерным отличием образов воображения является их наглядность (представляемость), отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).

Формы воображения

Их можно подразделить на две большие группы: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы мозга. К данной группе относятся следующие явления мира психического:

  • а) сновидения – эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга;
  • б) бред – данная форма воображения порождается расстройством работы сознания. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску;
  • в) галлюцинации – они возникают под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ и представляют собой обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением;
  • г) гипнотические образы воображения – они возникают под влиянием гипноза (отключение контроля сознания но приказу другого лица) и напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т.е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления: они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство грез с произвольными формами воображения обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания. Основу этой формы воображения составляют фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и т.д.

Фантазия – это конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призваны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она обладает колоссальной побудительной силой: человек стремится к ее осуществлению, невзирая на препятствия и разного рода барьеры. Существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности: в этом случае мечта становится сознательным, произвольным процессом, не имеющим практического завершения.

Вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Детские фантазии и вымыслы, например страхи, игры и др., опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка.

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать исовершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение -основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека ещё не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является пере­работкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не мо­жет (слепой от рождения не может создать цветовой об­раз, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастичес­кие продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создаёт на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким за­конам осуществляется их построение?

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создаётся образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, изменённом виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.



Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грёзы, состояния «бездумного отдыха».

По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссозда­ющим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рас­сказчик. Отличной школой развития воссоздающего вооб­ражения служит изучение географических карт. К. Паустов­ский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по несколь­ку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, прони­кал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспро­изводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схе­мами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями. Воссоздающее воображение играет важную роль в жиз­ни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каж­дому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания:

Акцентирование – подчёркивание какой-либо детали (шарж, карикатура).

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородном и воплощение их в конкретном образе. (профессиональный образ)

Схематизация – сглаживание различий, проработка основных сходных черт, (схематический рисунок).

Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей (карлик Нос, Гулливер)

Агглютинация – склеивание различных, несоединимых в повседневной жизни частей. (Кентавр)

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

Познавательная деятельность

Воображение

1. Понятие воображение. Значение воображения.

2. Физиологические основы воображения.

3. Виды воображения

4. Формы синтеза.

Понятие воображение. Значение воображения.

Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать м совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, чего в такой именно фор­ме в действительности не существует. Это образы вообра­жения. Итак, воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

Каждый образ, созданный в воображении, является в ка­кой-то степени и воспроизведением и преобразованием дей­ствительности. Воспроизведение - основная характеристика па­мяти, преобразование - основная характеристика воображе­ния. Если основная функция памяти - сохранение опыта, то основная функция воображения - его преобразование.

Образы воображения опираются на представления па­мяти. Но эти представления подвергаются глубокому из­менению. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из зна­ний и опираясь на опыт человечества, создать себе пред­ставления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, я могу себе представить пес­чаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось. Воображение - это создание того, что в опыте человека еще не существовало, что он не воспри­нимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее все новое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Все представления воображения строятся из материа­ла, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти.

Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие че­ловека от животных предков.

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожи­данных сочетаниях и связях. Воображение преобразует дей­ствительность и создает на этой основе новые образы. Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психи­ческой деятельности человека: с его восприятием, памя­тью, мышлением, чувствами.

Значение воображения. Основное значение воображения и состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Все школьные предметы (не только такие, как история, биология, география, литература, но и такие, как математика, язык) не могут полноценно усваиваться без деятельности воображения.

Деятельность воображения всегда соотносится с реальной действительностью. Практика -критерий правильности образов воображения. Практика позволяет конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными, содействует их реализации. Творческий замысел обогащается, проверяется и выясняется в процессе реального осуществления. Пока замысел только в голове он еще не до конца ясен человеку. Аналогичный процесс реализации образов воображения происходит и в творческой работе художника, музыканта, писателя.

Всякий новый образ, новая идея соотносятся с действительностью и в случае несоответствия отбрасываются как ложные или исправляются. Ученый проверяет гипотезу реальными: фактами, наблюдениями, экспериментом. Конструктор-изобретатель выясняет полезность изобретения, соответствие изобретения требованиям, которые к нему предъявляют, возможность его практического применения. Художник, скульптор, писатель стремятся к жизненной правдивости произведения, так как отображение жизненной правды есть необходимое, условие воздействия на людей. Учитель, проектируя личность ученика, представляя себе, предвидя результаты воспитательных воздействий, всегда очень внимательно присматривается к результатам этих воздействий и в случае необходимости изменяет их.

2.Физиологические основы воображения.

Воображение - познавательный процесс и имеет в сво­ей основе аналитико-синтезическую деятельность челове­ческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В ре­зультате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании. Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сфор­мировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов:

Непроизвольное илипассивное воображение - новые об­разы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцина­ции, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и глубокое тормо­жение, сон бывает глубоким, без сновидений. Но тор­можение происходит неравномерно, особенно в началь­ной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сно­видения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными.

Характерными для сновидений яв­ляются:

Чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся фантазиям;

Невероятная причудливость связей и сочетаний образов;

Явная связь с насущными потребностями человека.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом боль­ной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамерен­ное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают чер­ты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему пред­ставляется давно умерший родственник, он разговарива­ет с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Галлюцинации появляются при различных психичес­ких заболеваниях, под влиянием сильных переживаний - чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то про­сят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «прика­зывающими», в результате чего человек совершает не­ожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголи­ков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или мень­шей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их вы­полнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, за­манчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

2.По оригинальности произвольное (активное) вообра­жение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это по­строение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые об­разы, но новые субъективно, для данного человека, а объек­тивно они уже существуют. Они уже воплощены в опреде­ленных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исто­рических и других описаний постоянно оказывается необ­ходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем го­ворится в этих источниках.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных про­дуктах деятельности. Образы создаются без опоры на гото­вое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются но­вые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писа­телей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь от­носиться к ним, как к живым.

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда на­правлена на будущее, на перспективы жизни и деятельно­сти конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое пове­дение для его осуществления.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельно­сти.

Формы синтеза.

В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе они преображены, изменены, соединены в необычные соче­тания.

Сущность воображения заключается в способности под­мечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Выделяют несколько техник воображения.

Комбинирование - сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях. Комбинирование - это творческий синтез, а не простая сумма уже известных элементов, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ. Помните у А.С. Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит... Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит...

Частный случай комбинирования - агглютинация - спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс - лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет. Такие соединения разных объектов существуют не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэро­сани, танк-амфибия и т.д.

Акцентирование - подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный - очень высокий лоб, недостаток ума - низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.