Вестфальский мир подвел итоги какой войны. Вестфальский мир и его значение. Что принес этот мир германцам


По дисциплине «Внешняя политика России: история и современность»

Тема “Вестфальский мир” 1648 г. и его последствия »

Москва – 2008

План:

Введение ………………………………………………………… …………... 3
1. Заключение Вестфальского мира и его постановления ……. 4
2. Историческая оценка Вестфальского мира ……………………. 7
3. Значение Вестфальского мира в формировании новых
международных принципов мировой политики …………..…. 9
4. Апология Вестфальской системы ……………………………..… 13
Заключение …………………………………………………… …………... 17
……………………………… 18

Введение
Делегация протестантов из Богемии 23 мая 1618 года отправляется в Прагу с целью потребовать объяснений по поводу строгих мер, принимаемых по отношению к ним. Атмосфера в зале для приема накаляется, и возбужденные в ходе спора делегаты выбрасывают через окна (во рвы вокруг замка) двух чешских католических советников, Мартиника и Славата, а также Фабрициуса, секретаря императора. Впоследствии в историю это событие войдет как Пражская дефенестрация 1618 года. Выброшенные из окна спаслись благодаря падению в кучу навоза. Тотчас мятежники формируют повстанческое правительство, состоящее из 36 членов, и создают небольшую армию. Началась Тридцатилетняя война.
Тридцатилетняя война (1618 - 1648 ) - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии и Турции . Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии , но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе .
Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена длительной войной, происходившей главным образом на ее территории.
Конец Тринадцатилетней войне положил Вестфальский мир, заключенный в 1648г. О нем я и расскажу в своем реферате подробнее. На мой взгляд, это довольно интересная тема. Несмотря на давность тех событий , положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.

    Заключение Вестфальского мира и его постановления.
Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.
Тридцатилетняя война стала также первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер. Это означает, что война затронула все слои населения, полностью изменила образ жизни мирных граждан. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения.

Ещё в 1638 Папа и датский король призвали к прекращению войны. Два года спустя идею поддержал собравшийся впервые после длительного перерыва германский рейхстаг. 25 декабря 1641 состоялось подписание предварительного мирного договора, по которому император, представлявший также Испанию, а с другой стороны Швеция и Франция заявили о своей готовности созвать в вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке конгресс для заключения всеобщего мира. В Мюнстере велись переговоры между Францией и императором. В Оснабрюке - между императором и Швецией.
Яростная борьба развернулась уже вокруг вопроса о том, кто имеет право участвовать в работе конгресса. Франции и Швеции удалось преодолеть сопротивление императора и добиться приглашения субъектов империи. В итоге конгресс получился самым представительным совещанием в истории Европы: на нём присутствовали делегации 140 субъектов империи и 38 других участников. Император Фердинанд III был готов пойти на большие территориальные уступки (большие, чем пришлось отдать в итоге), но Франция потребовала такую уступку, о которой он первоначально не помышлял. Император должен был отказаться от поддержки Испании и даже не вмешиваться в дела Бургундии, которая формально являлась частью империи. Национальные интересы взяли верх над династическими. Император подписал все условия фактически сепаратно, без испанского кузена.
Заключенный 24 октября 1648 года одновременно в Мюнстере и Оснабрюке мирный договор вошёл в историю под наименованием Вестфальского . Отдельный договор, подписанный несколько ранее, прекращал войну между Испанией и Соединёнными провинциями. Соединённые провинции , а также Швейцария , признавались независимыми государствами. Неурегулированной осталась только война между Испанией и Францией, которая продолжалась до 1659 г.
Постановления Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений, политического устройства империи. Согласно Вестфальскому миру Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались, таким образом, важнейшие гавани не только Балтийского, но и Северного моря, она как владелица германских княжеств стала членом империи с правом посылать своих депутатов на имперские сеймы. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция - державы-победительницы - были объявлены главными гарантами выполнения Вестфальского мира Союзники держав-победительниц - германские княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург - расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей, за герцогом Баварии был закреплен Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора германских князей в проведении как внутренней, так и внешней политики (они не могли лишь заключать внешних союзов, направленных против империи и императора). В области религиозной Вестфальский мир уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил германских князей права определять религиозную принадлежность подданных. Вестфальский мир юридически закреплял политическую раздробленность Германии (которая была результатом всего предшествующего хода её социально-экономического развития). 1
Вестфальский мир, закрепивший победу в войне антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испанских и австрийских Габсбургов, их планы подавления реформационного движения в Европе и подчинения буржуазной Голландской республики потерпели крах.
Швейцария и Голландская республика добились международного признания своего суверенитета (Голландия - по особому голландско-испанскому договору). Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Западной Европе. Однако В. м. не сломил полностью могущества Габсбургов; в обстановке развернувшихся в этот период острых социально-политических конфликтов (Английская буржуазная революция, французская Фронда ). Французское абсолютистское правительство поторопилось с заключением мира с Габсбургами, пойдя в ходе вестфальских переговоров на многочисленные уступки. 2

    Историческая оценка Вестфальского мира
Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» - это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях. 3
Анализ литературы показывает, что в традиционном понимании историческое значение Вестфальского мира выражалось в следующем: был преодолен этап конфессиональной нетерпимости, в конце конфессионализации рождалось новое мировоззрение, не только Империя, но и Европа оказалась на новом этапе истории, где политика и повседневность все больше расходились с нормами религиозной ортодоксии.
Но существуют и иные взгляды в оценке Вестфальского мира. Так, Ф.Пресс полагает, что Вестфальский мир знаменовал не столько катастрофические итоги войны, сколько фиксировал положение status quo ante. Его условия можно считать «Великой хартией вольности» для высшего имперского дворянства, получившего теперь подтверждение всех своих привилегий. В этом отношении был сделан шаг в сторону территориального абсолютизма. Но это не влекло распад Империи на отдельные суверенные составные, поскольку общеправовые нормы крепко связывали общество в единую структуру.
Дворянство, например, несмотря на все региональные отличия, в целом успешно справилось с кризисом войны: экономически, за счет форсированного создания вотчинных хозяйств в восточных землях и достижением аграрного компромисса с крестьянскими общинами на западе, политически - благодаря интеграции в аппарат управления территориальных княжеств и службе при дворе (фактор двора как социального института всегда был в центре внимания Ф.Пресса). 4
Вестфальский мир предстает в глазах Ф.Пресса в двояком значении. Он мог быть достигнут лишь участием иноземных держав, превративших Германию в поле интернационального конфликта (внешний аспект), но имел первостепенное значение только для Империи в аспекте конфессионального урегулирования и «конституционного» (восстановление камерального суда, рейхстага и имперских округов). Тем самым историк ставит логичную точку в своем анализе: начавшись в виду внутригерманских противоречий, война закончилась вместе с их разрешением. Большую часть этой главы Ф.Пресс посвящает проблеме восстановления имперских структур, в целом сохраняя верность своему старому тезису: мир не разрушал, но созидал.

3. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.
Наиболее важная функция вестфальского государства (сначала в абсолютистской, а затем в национальной форме) - организация пространства. Общественный порядок связан иерархию юрисдикций от центрального правительства до низших уровней. Территориальная привязка общества к конкретному месту была важным фактором не только в экономической организации, но и в отношениях между государствами. Защита территории стала основной обязанностью государства, поскольку угроза территориальной целостности воспринималась как вызов общественному порядку и государственной власти с территориальным определением общества.
В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Мирный договор установил международно одобренный режим религиозной терпимости в Германии, а не разрешил правителям устанавливать нормы, связанные с религией на собственной территории. Принципы невмешательства во внутренние дела других государств были введены в конце восемнадцатого столетия Э.де Ваттелем и Кристианом Вольфом.
Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности. Как отмечал Ф. Бродель, «власть накапливается, как и деньги… В доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь экономическая совпадали». 5
Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.
Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в международных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принципом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акторов ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет навязано ему другими. Одним из главных средств поддержания равновесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотрительно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в которую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое равновесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания такого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одностороннее использование силы является фактором создания беспорядка, тогда как ее коллективное использование рассматривается как инструмент поддержания порядка. 6
В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них. 7
Основная идея принципа политического равновесия, провозглашенного в Вестфале, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил. 8
Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда поражение Наполеона и временная победа монархических реставраций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легитимизма», означавшем в данном случае попытку победителей восстановить феодальные порядки. 9 Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не используется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе применение вплоть до наших дней. Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Священный союз, а к концу столетия в Европе происходит формирование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.
Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIII веке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.
Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.

4. Апология Вестфальской системы
Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории. 10
Сейчас много говорят о необходимости пересмотра ряда международно-правовых норм и принципов. В первую очередь это касается пункта 7 статьи 2 главы I Устава Организации Объединенных Наций, в котором провозглашается принцип невмешательства «во внутреннюю компетенцию любого государства». Принципы соблюдения государственного суверенитета предлагается заменить принципами управления глобальной безопасностью, которое осуществляла бы «обновленная» ООН и ее Совет Безопасности. При этом как-то забывается, что сама ООН возникла и существует только благодаря воле суверенных государств, которые поставили цель не допускать впредь всемирных катастроф, подобных Второй мировой войне. Вместе с тем ООН является наследницей Вестфальской политической системы, в рамках которой сформировались и начали активно действовать первые межправительственные и международные неправительственные организации. Две мировые войны ХХ века не смогли поколебать эту систему, существенно окрепшую после создания ООН. 11
Теперь, в начале XXI века, и особенно после событий 11 сентября 2001-го, возникла самая серьезная и самая вероятная угроза существованию Вестфальской системы, а значит, и самих основ конституционного устройства суверенных государств.
Вестфальскую систему атакуют по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Чем чреват первый подход, известно: достаточно вспомнить распад СССР и Югославии. Возможно, именно этот трагический опыт способствовал тому, что сейчас опаснейшая тенденция, ставящая под сомнение принцип суверенитета и способная, в частности, уничтожить единую российскую государственность, в значительной степени преодолена. Правда, говорить о том, что центробежные силы в России утратили свою динамику, преждевременно. Ведь до сих пор, даже после президентских выборов 2004 года, из уст отдельных региональных руководителей время от времени звучат слова о необходимости строить федерацию на «разделенном суверенитете». И это несмотря на принятые Конституционным судом (КС) решения: положения о суверенитете должны быть исключены из Конституций субъектов Российской Федерации. Согласно позиции КС, «Конституция не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, кроме многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.
Существует и второе направление наступления на Вестфальскую систему: национальные государства, мол, не способны обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Дескать, мешают «застарелые территориальные инстинкты национальных государств». 12 В связи с этим выдвигается идея управления по сетевому принципу и построения по тому же принципу организаций, призванных решать глобальные проблемы.
Идеологи «сетевых структур» признаю то, что «новое мышление» не застраховано от серьезных просчетов. Но это, по их мнению, «необходимая цена, которую приходится платить». По мнению того же Жана-Франсуа Ришара (он является первым вице-президентом Всемирного банка по делам Европы), «нынешняя международная структура и любая косметическая реформа этой структуры сами по себе не произведут блага». 13 Иными словами, с точки зрения такой идеологии, «под снос» предназначено все: Вестфальская система, государственные суверенитеты, территориальная целостность и, следовательно, сложившаяся система международного права. И все это окажется той необходимой ценой, которую надо платить.
Отказ от Вестфальской системы мироустройства, помимо всего прочего, приведет к тому, что политика, требующая механизма многосторонних согласований (мультилатерализм), будет вытеснена (и уже вытесняется после 11 сентября 2001 года) односторонней эгоистической политикой (унилатерализм). Нельзя не согласиться с Мануэлем Кастельсом, утверждающим, что, когда мультилатеральному миру навязывают унилатеральную логику, наступает хаос. 14 В этом смысле мы действительно попали в абсолютно хаотичный мир, где все становится непредсказуемым. В внеправовом мировом хаосе действует лишь одно право – право сильных и агрессивных: и сверхдержавы, и диктаторов, и лидеров мафиозных и террористических сообществ. Уже имеется агрессивное «научное» обоснование уничтожения Вестфальской системы. Так, Майкл Гленнон, один из американских идеологов, работающих в этом направлении, полагает, что «создатели истинно нового мирового порядка должны покинуть эти воздушные замки и отказаться от воображаемых истин, выходящих за пределы политики, таких, например, как теория справедливых войн или представление о равенстве суверенных государств. Эти и другие устаревшие догмы покоятся на архаических представлениях об универсальной истине, справедливости и морали... Крайне разрушительной производной естественного права является идея равной суверенности государств... Отношение к государствам, как к равным, мешает относиться к людям, как к равным». 15
Мир преображается, он не становится ни лучше, ни хуже – он становится другим. Перемены, происходящие в мире, диктуют необходимость изменения международно-правовых норм, которые в свою очередь регулировали бы новые явления и процессы. Важно, чтобы эти изменения не заслоняли самого главного, во имя чего они проводятся, – человека с его правами и свободами. 16
Заключение
Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.
Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.
Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

Список использованной литературы

    Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира- М., 1992.
    Гленнон М. Совет Безопасности: в чем причина провала? Россия в глобальной политике -2003. Т. 1.- № 3.
    Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910.
    Кайзер К. Смена эпох Международная политика.- 2003.-№ 3.
    Курс международного права. Т. 1. - М., 1989.
    Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в.- М., 1970
    Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976
    Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1.
    Ришар Ж.Ф. Двадцать лет спустя. Глобальные проблемы и способы их решения Россия в глобальной политике- 2003. Т. 1. № 2
    Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.
    Шинделарж Б., Вестфальский мирный конгресс 1643-1648 гг. и чешский вопрос, в сборнике: Средние века, в. 28-29, М.. 1965-66; Dickmann F., Der Westf a lische Frieden, 2 ed., M u nster, 1965.
    Валерий Зорькин статья Апология Вестфальской системы Российская газета - Федеральный выпуск №3525 от 13 июля 2004 г.
    Кастельс М. интервью Сеть и хаос, Эксперт. 2003. № 18.

Более трех с половиной сотен лет назад в Европе завершилась Тридцатилетняя война. Ее итогом стало подписание Вестфальского мира, сильно повлиявшего на будущую европейскую историю.

Кратко о Тридцатилетней войне

Война возникла как последствие политического усиления германской нации в Священной Римской империи и Европе. Датой начала войны считается 1618 год, завершилась она в 1648 году.

Конфликт начал разжигаться как религиозная война между католиками и протестантами, став последним крупным военным столкновением в борьбе за веру.

Театр военных действий развернулся в Центральной Европе, став следствием голода и эпидемий, которые опустошили целые районы современной Германии. Так, в Южной Германии после войны в живых осталось лишь 35% жителей. Для восстановления экономики и людских ресурсов, некоторым областям Священной Римской империи потребовалось больше века. В войне приняли участие практически все европейские страны (кроме Швейцарии).

Россия также не осталась в стороне.

Рис. 1. Кардинал Ришелье.

Войну делят на несколько периодов: Чешско-пфальцский (1618-1624), Датский (1625-1629), Шведский (1630-1635) и Франко-шведский (1635-1648).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Итогом затяжных боевых действий стало создание конгресса по мирному урегулированию в городах Оснабрюк и Мюнстер, где были подписаны мирные договора между императорами Франции и Швеции, поставившие точку в общеевропейской войне.

Рис. 2. Европа накануне Тридцатилетней войны

Вестфальский мир

Города Мюнстер и Оснабрюк располагались в исторической области Вестфаль, что и дало название мирному договору. Примечательно, для завершения Тридцатилетней войны пришлось созывать, фактически ставший первым общеевропейский, конгресс. Именно там протестанты (кальвинисты, лютеране и другие) получили равные права с католиками, что не могло бы случиться, если бы не был провозглашен принцип веротерпимости. Именно в 1648 году был заложен принцип «чья страна, того и вера», что исключило возможность ведения очередных религиозных войн.

От Священной Римской империи наибольшим весом своего голоса обладали послы княжеств, обладавших действующими армиями либо имеющих статус кюрфюршеств: Баварии, Саксонии, Бранденбурга, Гессен-Касселя. Остальным имперским делегациям попросту не уделяли внимания

Но это было не единственным, к чему привело заключение Вестфальского мира. Кроме этого, он имел и другие последствия:

  • Франция получала Эльзас, что повлекло за собой господство Парижа на реке Рейн;
  • Швеция фактически получала контроль над устьями крупнейших рек в Северной Германии, сделав Балтийское море своим внутренним;
  • Габсбурги отказались от идей расширить свои владения за счет западноевропейских территорий;
  • был подорван авторитет Священной Римской империи: германский император больше не был старшим по рангу среди всех королей, входивших в империю;
  • была закреплена раздробленность Германии на мелкие княжества и государства;
  • мятежники, пленники и изгнанники получали амнистию.

Амнистию получили очень многие и видные государственные деятели. Так, в правах был восстановлен Карл Людвиг, став кюрфюрстом Пфальца, а его дядя вновь стал графом. Фридрих V вновь получил титул маркграфа земель, конфискованных во время войны. Многие протестанты возвращались из изгнания в Богемию и другие земли.

Все воюющие государства стремились получить собственную выгоду от решения на конгрессе. Швеция мечтала укрепить свое положение на Балтийском море, основным условием требуя Померанию и необязательным – Силезию и другие прибрежные земли. Французы мечтали получить Эльзас и разорвать отношения испанских и австрийских Габсбургов. Священная Римская Империя и Испания пытались отделаться мелкими территориальными потерями.

Территориальные изменения согласно Вестфальскому договору

Заключение вестфальского мира повлекло за собой множество территориальных изменений. На политической карте Европы появилось новое, признанное всеми, государство - Швейцарская конфедерация.

Республика Соединенных провинций подтвердила свой суверенный статус, не войдя в состав ни Священной Римской Империи, ни Испании. Французы-таки получили Эльзас, а вместе с ним Мец и Верден.

Швецию обязали распустить армию, передав ей компенсацию количеством в пять миллионов талеров, а также Западную Померанию, Висмар и несколько епископств.

Кроме того, было снято ограничение по торговле, а на Рейне было оформлено свободное судоходство.

В Мюнстере и Оснабрюке были одновременно подписаны два договора, которые вошли в историю под одним названием – Вестфальский мир. Это событие произошло 24 октября 1648 года.
По условиям соответствующего договора, Франция получила право закрепить за собой наиболее важные для страны стратегические позиции. Все крепости располагались вдоль северо-восточной границы Франции – Мец, Туль и Верден. Кроме того, Франция получала также права на пограничную область с Империей: область Эльзас, а также несколько городов, располагающихся на Рейне.
Швеция по договору получила весьма важные для Германии территории: берега Балтийского и Северного морей. Внешняя торговля Германии устанавливалась как раз через эти реки, но теперь Швеция полностью контролировала этот процесс. Подобное явление поставило под удар экономику Германии, которая и без того была крайне ослаблена. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.
Вестфальский мир стал договором, который положил конец Тридцатилетней войне.

Предпосылки к созданию договора

В 1618 году разразилась одна из крупнейших войн в истории всей Европы – Тридцатилетняя война. Ключевая цель, которая преследовалась воинствующими сторонами – «христианский мир», что было поддержано папством, а также католическими князьями Германии и Речью Посполитой. В противовес образовалась антигабсбургская коалиция, состоящая из целого ряда различных государств: Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, а также Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и некоторых районов Англии.

Священная Римская империя в 16 веке представляла собой разрозненное государство, которое объединило в себе огромное количество феодальных германских княжеств. Они, в свою очередь, постоянно конфликтовали между собой и соперничали. К 17 столетию, австрийские эрцгерцоги Габсбурги стали самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи. Они объединили под своим началом большое количество территории и вынашивали план по созданию единой «мировой христианской» империи, которой, естественно, собирались руководить.

В конце 15 века, испанская ветвь австрийских Габсбургов стала наиболее могущественной династией. Тем не менее, во второй половине 16-17 веков, в результате Нидерландской революции большая часть земель была отвоевана, тем самым от владения испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов. За ними же оставались только Южные Нидерланды.

Франция не могла просто смириться с подобными явлениями. Король Генрих Четвертый Бурбон начал готовиться к началу войны, известной, как Тридцатилетняя, а перед своей гибелью успел создать коалицию против Габсбургов, в которую также входило несколько немецких протестантских княжеств. К тому же, Франция, в случае начала войны, рассчитывала на поддержку со стороны турецкого султана.
Главной причиной для начала Тридцатилетней войны послужили германские княжества, где после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. Значительно усилилась борьба между германскими княжествами, которые входили в состав Священной Римской империи. В протестантских герцогствах и княжествах была создана так называемая, Протестантская уния, которая возглавлялась Фридрихом Пятым. Они возлагали большие надежды на Францию. В 1609 году в противовес Протестантской унии была организована Католическая лига. Ее главой стал Максимилиан Баварский. Он преследовал свои цели, в частности, возвысить свой правящий дом, за счет сил католического союза и сил Габсбургов.

В 1618 году развязалась Тридцатилетняя война. Навязала ее открытая агрессия Габсбургов против Чехии. Военные действия включают в себя несколько временных отрезков, это: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634). Как известно, результат такой вероломной атаки стал для Габсбургской коалиции полнейшим провалом. Они потерпели ряд крупнейших поражений, после чего возникла угроза захвата Вены. Император Священной Римской империи Фердинанд Третий, решился на отчаянный шаг – подписание мирного договора, в котором были описаны тяжелейшие условия для Германии.

Подписание и условия договора

Первый мирный договор, который был заключен между Священной Римской империей, протестантскими немецкими князьями и Швецией, был подписан на территории Оснабрака. Второй же был подписан 24 октября 1648 года в Мюнстере.
Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. В результате карта западноевропейских государств в значительной степени изменилась и была перекроена.

Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. От имени Испании прибыл граф Перпиньян, Швеции - Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус, а Францию представляли: герцог Лонгвиль, граф д"Аво, граф А.Сервьени, который на протяжении всего времени подписания мирного договора находился в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже.

Швеция по условию мирного соглашения получила в свое распоряжение Западную Померанию с островом Рюген, городом Штеттин. Также, она получила в свое распоряжение Померанский залив, ключевые торговые порты также отходили шведам. В результате подобного мирного договора Швеция стала чуть ли ни господствующим государством на территории всего Балтийского моря. Ко всему прочему, шведам выплачивалась довольно большая контрибуция, размер которой составлял пять миллионов талеров.

Франция по соглашению получила: Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Наиболее важным и серьезным пунктом Вестфальского мира являлось закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Таким образом Германские князья получали полную и абсолютную независимость от императора.
Разумеется, что подписание соответствующего мирного договора не могло обойтись и без гарантов, в качестве которых выступали следующие страны: Швеция, Франция и Россия (присутствовал московский князь).

Итоги войны

После подписания Вестфальского договора, все надежды и грезы Габсбургской коалиции пали прахом. В своей попытке создать и возглавить единую мировую «христианскую» империю, они потерпели поражение и полный крах. На огромное количество времени господствующим государством в Западной Европе являлась Франция. Общеевропейские же границы на протяжении целого столетия оставались нетронутыми.
Для Германии подписание Вестфальского мира в 1648 году означало начало огромного количества бедствий. Мирное соглашение нанесло весомый и довольно трагический отпечаток на всю последующую жизнь страны, причем не только нравственную, но и культурную.

Большинство историков сходятся в едином мнении, что этот договор предопределил собой последующую экономическую и политическую отсталость Германии, по отношению к другим странам. В конце 19 века, сами немецкие историки в полной мере возлагали ответственность за сложную ситуацию в стране именно на кардиналов Ришелье и Мазарини – участников подписания Вестфальского мирного соглашения. Также, историки уверены, что это и стало ключевой причиной для объединения страны, которое произошло в 19 веке и послужило причиной возникновения сильной агрессии против Франции, чтобы вернуть себе те земли, которые принадлежали Германии изначально.

Более трехсот шестидесяти лет назад во всей Европе, уставшей от долгого, кровопролитного противостояния между странами, произошло событие, которое не только погасило последние искры войны, но и определило во многом континента. Речь идет о Вестфальском мире. Соглашение было названо так, поскольку было заключено в двух городах Германии - Оснабрюке и Мюнстере - в 1648. Оба относились к Вестфальской области. Формат такого многостороннего договора обсуждался еще семь лет назад, в 1641 году, в городе Гамбург. Начиная с этого года, велись переговоры, во время которых война не прекращалась. Она закончилась только тогда, когда Вестфальский мир был принят всеми сторонами. Переговоры велись между императорскими послами и французскими - в Мюнстере, и шведскими послами и имперскими чинами - в городе Оснабрюке.

Вестфальский мир стал окончанием которая примечательна тем, что в ней впервые участвовали практически все европейские страны, и Россия в том числе. Исключением стала Швейцария. Началась она как противостояние между представителями двух основных на то время европейских религий - поддерживаемого Римом католичества и «еретического» протестантизма, - а закончилась как сопротивление власти

Вестфальский мир стал примечателен тем, что для его принятия потребовался созыв фактически первого общеевропейского конгресса. На нем протестанты получили то, о чем так мечтали ранее - равные права с католиками, что стало возможным благодаря принципу веротерпимости. Вследствие этого в отношениях между государствами ослаб религиозный, межконфессиональный фактор. Принцип «чья страна, того и вера», ставший причиной войн между государствами разных вероисповеданий, был упразднен. Более того, была устранена иерархическая европейскими главами, по которой ведущую роль играл германский император, а короли подчинялись ему. На смену этому пришел принцип суверенитета государств. Каждый из королей получил равные права с императором Германии. Новый европейский порядок ведет свое происхождение именно отсюда. Нужно сказать, что Вестфальский мир полностью разрешил именно те проблемы и противоречия, которые и стали причиной долгой Тридцатилетней войны.

Однако это соглашение стало роковым для могущественной до этого простиравшейся в центре Европы. Император этого государственного объединения больше не был персоной номер один в Европе, а короли соседних стран получили право вести дела и заключать союзы без его соглашения с единственной оговоркой - «не во вред интересам императора». Фактически власть последнего во всей Европе, кроме Германии, была упразднена. Кроме того, страна, которой он непосредственно управлял, потеряла ряд территорий и вскоре была раздроблена на множество земель, поскольку такое деление также предусматривал Вестфальский мирный договор. Ведь право править по своему усмотрению и заключать союзы между собой получили не только короли, но и имперские чины. Фактически страна была раздроблена на мелкие независимые княжества, власть императора нивелирована, а княжеский произвол был практически узаконен. Со временем в каждом из мелких княжеств появилась своя валюта, из-за чего возникали проблемы с торговлей между этими государственными образованиями. Единство Германии было разрушено и восстановлено только в конце девятнадцатого столетия. Города Верден, Висмар и Бремен, а также устье реки Одер, и значительная часть Померании стали владением шведской короны. Кроме того, Швейцария обрела полную независимость.

Вестфальский мир стал основой для подавляющего большинства всех последующих мирных договоров, и не только между европейскими странами. Вряд ли какое-либо другое соглашение оказало такое серьезное влияние на политическую систему Европы и многих других стран. Вестфальская модель мира может рассматриваться как система взаимоотношений между странами, в которых объектами выступают независимые державы (причем суверенитет является определяющим для государства, а не правителя), и как система мироустройства, в которой действующими лицами являются независимые страны.

23 мая 1618 г. в Прагу прибыла делегация протестантов из Богемии (входила в состав Священной Римской империи) по поводу применения к ним строгих мер. В ходе переговоров делегаты выбросили через окна двух чешских католических советников и секретаря императора. Мятежники образовали повстанческое правительство и создали небольшую армию. Так началась Тридцатилетняя война .

Данная война представляет собой с одной стороны противостояние между католиками и протестантами, а с другой – между немецкими князьями и императорской властью, против которой они восстали. Также существовали и территориальные проблемы – князья пытались расширить свои государства. В империи католицизм исповедовался меньшинством, но его поддерживали Габсбурги, герцоги Виттельсбахи могущественной Баварии, религиозные ордена.

В 1635 г. война утрачивает свой первоначальный религиозный характер, а на первый план выступают политические расчеты. Швеция и Франция хотят увеличить свои владения за счет ослабленной Германии, а немецкие князья хотят освободиться от императорской власти. Но ни Фердинанд II , ни его сын Фердинанд III не хотели уступить противникам своей территории, и война затягивается еще на 13 лет.

Вестфальский мир 1648 г. послужил окончанием Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. и включил в себя 2 мирных договора, подписанных после длительных переговоров 24 октября 1648 г. в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке. Оснабрюкский договор был заключен между римским императором и его союзниками с одной стороны, и Швецией с союзниками – с другой. Мюнстерский договор заключался между императором с союзниками с одной стороны, и Францией с союзниками – с другой. Положения Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений и политического устройства Римской империи.

После заключения Вестфальского мира Швеция получила от Римской империи 5 млн талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с Штеттином, Висмаром, архиепископством Бремен и епископством Верден. Таким образом, во владении Швеции оказались основные гавани Балтийского и Северного морей. Швеция как владелица германских княжеств стала членом империи и была наделена правом посылать своих депутатов на имперские сеймы.

Франция после заключения Вестфальского мира получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе, а также подтвердила свой суверенитет над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден.

Являясь победителями в Тридцатилетней войне (1618–1648 гг.), Франция и Швеция были объявлены основными гарантами выполнения Вестфальского мира. Германские княжества Бранденбург, Мекленбург‑Шверин, Брауншвейг‑Люнебург, являясь союзниками держав‑победительниц, расширили свои территории за счет конфискации монастырских земель, герцогу Баварии был присвоен титул курфюрста.



Германские князья были независимыми от императора в проведении как внутренней, так и внешней политики, они только не могли заключать внешних союзов против империи и императора. Германские реформаторы были уравнены в правах с католиками и лютеранами, узаконена конфискация (секуляризация) церковных земель, которая была произведена до 1624 г.

Вестфальский мир имел огромное международное значение. Попытка создания мировой империи под эгидой Габсбургов (испанских и австрийских), а также их планы подавления реформационного движения в Европе и подчинения буржуазной Голландской республике потерпели крах. Швейцария и Голландия добились международного признания своего суверенитета. Франция длительный период времени занимала господствующее положение в Западной Европе.