В какой части умирает аксинья. Почему Аксинья умерла ("Тихий дон")

Красавица Аксинья большую часть жизни прожила, не чувствуя себя любимой. Бедная девушка долго терпела издевательства отца и мужа, пока не встретила человека, в котором смогла раствориться. И если изначально любовь Аксиньи к наполнена лишь эгоистичным желанием познать прекрасное чувство, то ближе к своей смерти красавица научилась дарить светлое чувство собственному возлюбленному, не причиняя боли.

История создания

Первую попытку создать произведение, повествующее о революции на Дону, писатель сделал в 1925 году. Изначально объем романа составлял всего 100 страниц. Но автор, не удовлетворенный полученным результатом, уехал в станицу Вешенскую, где принялся за перекраивание сюжета. Окончательный вариант четырехтомного произведения увидел свет в 1940 году.

Одна из главных героев в книге, затрагивающей военные события, – Аксинья Астахова. Биографию героини Шолохов описывает с 16-летнего возраста, затрагивая глубинные психологические проблемы персонажа. Жители станицы, где велась работа над романом, уверены, что образ несчастной красавицы Шолохов списал с девушки по имени Екатерина Чукарина.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Казачка была лично знакома с писателем. Автор романа даже сватался к красавице, но отец девушки не дал согласия на брак. Впрочем, сам Шолохов утверждал, что не использовал в «Тихом Доне» образы знакомых, а только обобщенные черты и характеры распространенных персонажей:

«Не ищите Аксинью. Таких Аксиний у нас на Дону очень много было».

Сюжет

Аксинья родилась в казачьем селении, расположенном неподалеку от Ростовской области. Девушка стала вторым ребенком в небогатой семье. Уже в 16 лет казачка отличалась яркой внешностью и привлекала внимание мужчин.


Иллюстрация к роману "Тихий Дон"

Девушка не скрывала длинные вьющиеся волосы и покатые плечи. Особое внимание привлекали черные глаза и пухлые губы красавицы. Из-за привлекательности судьба казачки и пошла под откос.

Еще до замужества Аксинью изнасиловал собственный отец. Узнав о поступке мужа, мать убила злодея. Чтобы скрыть позор, девушку насильно выдали замуж за Степана Астахова, который не смог простить красавице отсутствия невинности.

Не любимая мужем, терпевшая избиения, Аксинья близко сходится с соседом – Григорием Мелеховым. Девушка понимает, что делает больно родным и близким, но красавица так устала от унижений, что не обращает внимания на пересуды казаков.


Обеспокоенные поведением молодых людей, родители Григория сватают за парня Наталью Коршунову. Понимая, что брак, пусть и с нелюбимой, – лучший выход, мужчина рвет отношения с Аксиньей. Но чувства, который Григорий разбудил в несчастливой красавице, не угасают так быстро, поэтому вскоре любовная связь возобновляется.

Несвободные герои покидаю собственные семьи и уходят строить совместное будущее. Вскоре Григорий и Аксинья становятся родителями. У пары рождается дочь Татьяна. Но счастливое время прерывают воинские сборы. Любимого забирают на службу, и красавица остается в одиночестве.


Внезапно маленькая Татьяна, которая занимает все мысли молодой Аксиньи, умирает от скарлатины. Еле справившись с горем, красавица окунается в роман с Евгением Листницким. Впрочем, как бы ни старалась женщина забыть Григория, отношения мужчины и женщины возобновляются каждый раз с все той же страстью.

Любимого Аксиньи назначают главным на военных операциях на Дону, Григорий берет женщину с собой. И вновь обстоятельства и собственные семьи разъединяют возлюбленных. Военные действия, в которых Григорий Мелехов принимает активное участие, постоянно разлучает героев. Не теряет надежды вернуть мужчину и .


Наталья Мелехова (Дарья Урсуляк, сериал "Тихий Дон")

В конечном итоге, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми Григорий неожиданно связал жизнь, мужчина и женщина убегают на Кубань. Но, переходя степь, Аксинья получает пулевое ранение от преследователей – служащих на заставе. Женщина умирает на руках у любимого мужчины, единственного, кто подарил красавице настоящее, искреннее и полное жизни чувство.

Экранизации

В 1930 году на экраны вышла первая экранизация романа Михаила Шолохова. Фильм «Тихий Дон» затрагивает сюжет только двух первых томов драмы. Роль Аксиньи в немой киноленте исполнила актриса Эмма Цесарская.


В 1958 году кинокартину о судьбе донского казачества снял режиссер . Образ Аксиньи на телеэкране желали воссоздать многие советские актрисы. В итоге на главную роль претендовали и . Окончательный выбор сделал Шолохов, который просматривал пленки с проб. Увидев Быстрицкую, писатель высказал мнение, что так и должна выглядеть Аксинья.

В 2006 году воссоздать историю жителей станицы доверили , финальный монтаж картины выполнил . Инициатором новой экранизации выступил Шолохов, которому не понравился финальный вариант кинокартины Герасимова. Переговоры о съемках начались еще в 1975 году. Роль Аксиньи сыграла Дельфин Форест.

В 2015 году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера ». Новая экранизация приурочена к 110-летию Шолохова. Сюжет картины сильно отличается от первоисточника – упор в киноленте делается исключительно на взаимоотношения главных героев. Роль Аксиньи сыграла актриса .

Цитаты

«За всю жизнь за отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»
«Дружечка моя... родимый... давай уйдем. Кинем все и уйдем. И мужа, и все кину, лишь бы ты был. На шахты уйдем, далеко».
«Я не навязываться пришла, не боись. Значит, кончилась наша любовь?»

Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича.

«- Слыхал, будто с панским сыном… Правда?

Живу теперь с ним. Верно».

Щеки Аксиньи жгучие, до слез, проступивших под веками отягощенных стыдом глаз, крыла кровь.

И почему-то за этот короткий миг… вспомнилось Аксинье молодость и вся ее долгая жизнь. Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?» Писатель создает глубоко психологический образ постаревшей героини. В описании гибнувшего цветка («листья его умирали, чашечек коснулся смертельный тлен») есть указание на трагическое будущее Аксиньи.

Внутренне богатство Аксиньи Михаил Александрович выражает при помощи сравнений, сопоставлений с природой. При помощи таких сопоставлений он передает не только прекрасное в образе, но и изменения, происходящие с героиней.

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище. Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства.

Всякий раз при мысли о нем, при встрече с ним она словно бы загорается. Вот Аксинья увидела Григория, и «жаром осыпала кровь виски». В лесу, при Петре и Аникушке, она останавливает Мелехова, недавно женившегося, отзывает в сторону. «Стыд и радость выжигали ей щеки, сушили губы». Или вот другой раз она встретилась с ним, осыпая его поцелуями, «у нее на щеках все сильнее проступал полыхающий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки» Постаревшая Аксинья после возвращения Григория из Красной армии глядит в зеркало и с удивлением видит свой «молодые, с огоньком глаза». Счастье встречи с любимым так велико, что оно как – будто возвращает ей молодость. Сравнение с огнем, «полымем» отражает всю силу неостывающей любви к Григорию.

Так постаревшая, много выстрадавшая героиня сравнивается с увядшим, но еще прекрасным ландышем. Аксинья присела отдохнуть под кустом боярышника и «уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив рукой, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми поникшими чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертельный тлен: две нижних чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка – вся в искрящихся слезинках росы – вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизны.

Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? – она отвечает: «А как бы ты думал?… Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!» Видя ее опухшие от слез но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как-будто в гости… Ничего ее не страшит, вот молодец баба…»

Вот Аксинья встречает Григория у Дона. Это была их первая встреча после возвращения Степана из лагеря. На спине Мелехова «трепыхается клочек свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела. Аксинья целовала глазами этот крохотный, когда-то ей принадлежавшей кусочек любимого тела; слезы падали на улыбавшиеся, побледневшие губы». Она ласкает след от ноги своего любимого. Не каждая женщина способна на такие проявления любви!

Героиня меняется не только внешне, меняется ее внутренний мир. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временим соединяется с материнской нежностью: «Аксинья испытыва

24 мая для жителей Верхнего Дона - день особый: 106 лет назад в степном хуторе Кружилине, приписанном к станице Вёшенской, в семье Александра Михайловича Шолохова, приказчика купца Парамонова, родился мальчик. Окрестили его по святцам Михаилом.

Сегодня хутор Кружилинский известен всему миру как родина великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, автора романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», повести «Путь-дороженька», сборников рассказов «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», рассказов «Судьба человека» и «Наука ненависти» Михаила Александровича Шолохова.

Более 35 тысяч человек собрал Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна-2011», который проходил с 27 по 29 мая на родине писателя.

Роман "Тихий Дон" прочитала раз 5-6,все 4 книги.Причем дозрела до него только после выхода на пенсию.Это-великое произведение великого автора! Потом купила аудиокнигу,где чтение диктора сопровождается настоящим казачьим пением.Слушаю в транспорте.Я-человек очень далекий от казачества,но этот роман стал моей настольной книгой.Глубина и талант Шолохова-всеобьемлющи.Поражаешься, как точно и как тонко изображает автор характеры своих героев.

В книгах Шолохова мы находим ответы на главные вопросы, учимся понимать общечеловеческие ценности. В этом и есть секрет вечной молодости и жизненности произведений писателя.

Этот памятник главным героям "Тихого Дона" Аксинье и Григорию установлен на берегу Дона у станицы Вёшенская:

Попыталась проанализировать жизнь Аксиньи,такую короткую и трагичную:

Аксинья Астахова-история болезни

Дата рождения примерно 1892 г.

    В 16 лет перенесла сильную психологическую травму-её изнасиловал собственный отец.Осенью в степи,где они пахали,верст за 8 от хутора Дубровского,где она тогда жила с родителями и братом.Потом она стала свидетельницей, брат и мать до смерти избили отца,который на её глазах скончался.Это произошло примерно осенью 1908 года.

    Через год,когда она вышла замуж за Степана,ей было 17 лет,на второй же день после свадьбы подверглась жестокому избиению со стороны мужа(за то,что была не девушкой)-удары в живот,в спину,в грудь.Свадьба прошла в осенний мясоед,т.е.поздняя осень,предзимье-1909 года

    Через полтора года после выхода замуж,т.е Аксинье было 18 с половиной лет,родила ребенка с помощью повитухи.Роды были не очень тяжелые.Схватки начались утром,а где -то после полудня уже родила.Но опять была психологическая травма-за час до рождения ребенка скончалась её свекровь,которая долго болела.Произошло это весной 1911 года

    Потеряла ребенка,который не дожил и до года.Аксинье не было еще и 20 лет. т.е.в конце 1911 года или в самом начале 1912 года,скорее всего зимой.

    Опять подверглась жестокому избиению со стороны Степана после его возвращения из майских лагерей(ежегодные военные сборы) в 1912 году.Причиной стала -ревность Степана,притом обоснованная т.к.Аксинья в открытую изменяла ему с соседским парнем Григорием,пока Степан был на сборах. Побои были страшные-кулаком в голову,кованым сапогом в живот,спину, по лицу.В романе говорится,что легко отделалась Аксинья,Степан мог и убить или изувечить на всю жизнь,так как сила в нем была немереная.Расплескал злобу в драке с Петром.

    После этого дня истязания мужа стали ежедневными-он унижал Аксинью и морально и физически-почти по-садистски закручивал кожу на ее груди,щипал,бил,зажимая ей рот.Вся грудь была у нее в вишнево-синих кровоподтеках.

    Беременность и роды. В июле 1913 года Аксиья родила девочку от Григория.Схватки начались в поле на уборке ячменя,Григорий не успел довезти ее до имения Листницких,где они тогда жили и были наемными работниками.Родила Аксинья без чьей либо помощи, на днище непокрытой повозки,во время бешеной езды по тряской дороге.Пуповину ребенку перегрыз и завязал лоскутком от собственной рубахи Григорий.Ребенок родился крепким.Аксинья быстро оправилсь после родов.Девочку назвали Таней.

    В сентябре 1914 года девочка заболела тяжелой формой скарлатины и через несколько дней умерла на руках у обезумевшей от горя Аксиньи.Григорий был призван на службу 26 декабря 1913 года,а летом 1914 года началась Первая мировая война,он воевал на фронте.аксинья жила сдочкой все это время,а когда Танечка умерла, осталась совсем одна в чужом поместье.

    После этой трагедии у Аксиньи больше не было детей,она не беременела.

    В ноябре этого же 1914 года в Ягодное неожиданно возвращается Григорий,на короткий отпуск после ранения в глаз.От конюха Сашки узнает,что Аксинья изменила ему с молодым паном Евгением Листницким.Григорий бьет ее кнутом по лицу,кинув оскорбительное слово,покидает ее и Ягодное,возвращается в семью,к родителям,где жила и его законная жена Наталья

    С этого дня по август 1918 года Аксинья жила в Ягодном уже без Григория.Когда появлялся Листницкий,жила с ним.Ее поставили горничной,тяжелую работу она уже не выполняла,поправилась,еще больше похорошела,но истинного счастья у нее не было.О ее болезнях в это время ничего не пишется.Она как-то оторвалась от деревенской жизни.Когда Листницкий привез молодую жену,смысла оставаться в Ягодном у нее не осталось,да пан сам ей прямо намекнул,что в ней уже не нуждается.

    И когда,вернувшийся с плена Степан,позвал ее обратно,Аксинья не долго раздумывала.Вернулась снова в Татарское,произошло это где-то в августе 1918 года.

    Жили они тихо,незаметно,подробностей в романе нет вплоть до начала Вешенского восстания в феврале-марте 1919 года.

    Красные пришли в Татарский 8 января 1919года.Начались репрессии,перегибы со стороны красных.Назревало восстание казаков.В конце февраля в Татарском и во многих других хуторах были сформированы конные и пешие сотни.Начались ожесточенные столкновения между казаками и красными по всему Верхнему Дону. В марте 1919 года погибает Петр Мелехов,брат Григория.Григорий на стороне казаков-повстанцев.

    После 4х с половиной лет разрыва Аксинья и Григорий впервые встретились только после начала восстания,когда Григорий вместе с Христоней и Аникушкой пришли в курень Астаховых к Степану,чтобы записать его в сотню,он наотрез отказывался воевать,но его заставили.Григорий мельком взглянул на испуганную Аксинью.Это было в конце февраля 1919 года.В середине апреля 1919 года Аксинья случайно встречает Григория на берегу Дона(им примерно по 26-27 лет уже).Он приехал из части,которая стояла по Чиру,на несколько дней на весеннюю пахоту и посев хлебов.Они встретились на том же месте, у Дона,где у них начиналась когда-то любовь.Вспыхнувшая с новой силой страсть уже будет с ними до конца,до самой смерти Аксиньи.

    К декабрю 1919 года белоказачья армия покатилась на юг под ударами красных.На Дону царили паника и разброд.Началось отступление.Григорий провалялся дома с тифом,как только немного оправился и окреп,решил тронуться в отступление вместе со всеми,чтобы найти свой полк.Решил взять с собой и Аксинью.К этому времени его жена Наталья умерла.Выехали в середине декабря.По дороге заболела тифом.У Аксиньи все началось с сильной головной боли,тошноты,упадка сил.Она жаловалась на озноб и головокружение,сильно потела во сне.У нее был горячий румянец и подозрительный блеск в глазах.Болела она несколько дней,пока совсем не обессилела.Они ехали несколько дней,ночевали в попутных деревнях.Они сильно овшивели.Начался сильный жар.Ее мучила жажда.На третьи или четвертые сутки Аксинье стало совсем плохо,она была у же в полузабытье.Она уже не могла встать с саней.Ее под руку ввели в очередной дом в Ново-Михайловском к случайным хозяевам.Глаза стали затуманенные,щеки были холодны,как лед,а лоб пылал,на висках проступила испарина.К вечеру этого дня Аксинья потеряла сознание.Перед этим попросила пить,только очень холодной,снеговой.Григорий с трудом уговорил хозяина квартиры оставить у себя больную.Было это в конце декабря 1919 года.А сам с Прохором и с другими беженцами вынужден был двигаться дальше на юг.Доехали они до Новороссийска до самого Черного моря.

    Аксинья болела долго,смогла встать на ноги только весной 1920года. У нее была надежда,что Григорий заберет ее,но узнав,что война не кончилась,что многие казаки подались в Крым,а те,которые остались,пошли в Красную армию и на рудники,она решила идти домой.Добиралась долго-около двух недель.Добралась в Татарское к конце марта 1920 года.Она сильно исхудала,у нее выпали волосы,продолжалась слабость.Но постепенно впряглась в хозяйство -работа в поле,посев,ремонт запущенного дома и т.д.Ведь мужчин не было,помогать некому.

    Григорий вернулся только в ноябре.На хуторе советская власть.А Григорий служил у белых.Дома уже нет матери,отца.Сестра Дуняша вышла замуж за Михаила Кошевого.Он живет в его отчем доме.Встреча холодная.Они когда-то были друзьями, а теперь-классовые враги.Он вместе с детьми перешел жить к Аксинье.Но прожили они вместе меньше недели.Над Григорием нависла опасность ареста.,чего он боялся больше смерти.Он скрылся из Татарского.

    Появился снова в хуторе с целью забрать Аксинью через полгода в короткую июльскую ночь.Оставив спящих детей на попечение Дуняше,в ту же ночь бежали.

    Смерть Аксиньи.На следующую ночь они наткнулись на патруль и пуля сразила Аксинью.Пуля вошла Аксинье в левую лопатку,раздробила кость и наискось вышла под правой ключицей.Кровь хлестала из-под ключицы-перебит сосуд.Кровь текла из полуоткрытого рта,клокотала и булькала в горле.Дыхание-свистящее,захлебывающееся-в идимо,задето легкое.Умерла на руках Григория незадолго до рассвета,не приходя в сознание.Григорий похоронил ее в яру в2 км от того хутора,где ее ранили,название не дается.Единственный ориентир-река Чир.На могиле ни креста,ни камня.Аксинья погибла в июле 1921 года т.е. примерно 29 лет от роду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Аксинья Астахова прожила совсем короткую жизнь-29лет.Погибла трагически.В жизни перенесла много испытаний,душевных потрясений,психических и физических травм.Рожала дважды, девочки.Обеих потеряла в младенчестве.Не смотря ни на что была довольно сильной,крепкой женщиной.Если бы не трагедия,могла бы еще прожить долго.

Анализ эпизода смерть Аксиньи.

Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь, праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре - одна важнее другой...
В. Распутин

Первое упоминание о романе-эпопее великого советского писателя, обладателя Нобелевский премии, М.А.Шолохова относится к 1927 году, когда писатель, приезжая в

Москву, читал её своим друзьям. Первоначально роман назывался «Донщина» и охватывал лишь корниловский мятеж. «Донщина» ограничивала читателя в понимании быта, характера казаков. Поэтому Шолохов решился написать роман-эпопею «Тихий Дон», который объективно показал жизнь казачества в период Гражданской войны. Здесь автор рисует страшную картину войны среди граждан одного государства, когда брат убивает брата, отец-сына. Гражданская война страшна тем, что в ней нет определенного врага, им становится сосед, родственник, брат. Именно такую войну показал нам Шолохов в «Тихом Доне». В нем очень много исторически существовавших персонажей: Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа, Федор Подтелков, член ревкома, казак, Михаил Кривошлыков. Но главные герои романа-эпопеи выдуманные: семья Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Аксинья.

«Тихий Дон» состоит из множества эпизодов, показывающих быт казачества, военные действия белых и красных, умение казаков любить, их нравы и традиции. Мне кажется, эпизод смерти Аксиньи является самым интересным в четвертой книге. Он начинается с описания природы: «Поздней ночью, когда зашел месяц, они покинули Сухой лог. Полночное безмолвие царило в хуторе». Состояние природы совпадает с настроением героев, Григория Мелехова и Аксьини. Ночная, овеянная холодом и безмолвием природа настораживает не только читателя, но и самого Мелехова: «Не верил он этой тишине и боялся её». Кажется, что сейчас должно произойти что-то пугающее, непредвиденное. Из канавы появились четверо и окликнули героев: «Стой! Кто идет?». Григорий, овладев собой, отозвался: «Свои!». Он знал, что это были белые и ему не удастся обмануть их, поэтому с силой ударил плетью лошадь Аксиньи и погнал её. Мне кажется, в этот момент Мелехов думал только об Аксинье, он слишком любил её, чтобы потерять, поэтому скакал сзади нее, прикрывая любимую женщину собой. Но раздавшийся выстрел смертельно ранил её: «Ни слова, ни стона не услышал он от безмолвной Аксиньи».

Григорий не мог поверить в её смерть. Он пытался говорить с ней, перевязал рану, но кровь «клокотала и булькала в горле». Потеряв близкого нам человека, мы чувствуем, как в нашем сердце образуется пустота, мы не хотим верить в то, что его с нами больше нет, и чувствуем страх и ужас. То же самое ощущал и Мелехов: «И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни,- уже случилось…»

«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, только с одних взымает кровь, с других – слёзы!»-писал английский беллетрист В.Теккерей. Григорию достались и кровь,и слезы.Он потерял всю свою семью, и теперь только Аксинья оставалась самым близким ему человеком,но которую он, к несчастью, потерял. «Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета». Григорий Мелехов любил Аксинью как никого на свете и не мог позволить кому-либо осквернить её тело, поэтому он лихорадочно начал рыть могилу, потеряв инстинкт самосохранения, ведь в любой момент его могли найти и убить белые. «Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Он очень спешил, но удушье давило ему горло…Землю он выгребал руками и шапкой, не отдыхая ни минуты…»

«При ярком утреннем свете» Григорий похоронил Аксинью, он бережно сложил её руки на груди, прикрыл лицо платком, и аккуратно засыпал могилу землей. «Он попрощался с нею, твердо, веря в то, что расстаются они не на долго…». Григорию Мелехову не за чем было теперь жить, он потерял, единственного близкого и любимого им человека. Смерть Аксиньи унесла с собой стремление жить и творить добро. У Григория не осталось никакой достойной цели, чтобы начать жить заново. Душа его умерла вместе с Аксиньей и теперь ему хочется только умереть, чтобы, как можно раньше, встретиться со своей возлюбленной.

Яркая солнечная погода в конце эпизода не радовала Мелехова, не рождало в нем желание жить, а наоборот ещё сильнее отягощала его горе. Кажется, что за эту ночь он постарел на много лет: «Лучи серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо

и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Французский ученый Д.Бернал говорил: «Только в мире, свободном от войны, впервые в истории человечества можно будет в полной мере использовать познания и труд людей для удовлетворения их потребностей.»Эпизод смерти Аксиньи, как нельзя лучше, показывает, что война- разрушительная сила, заставляющая людей страдать. Она отбирает жизни, оставляя мучиться других. По-моему «Тихий Дон» был создан М.А.Шолоховым для того, чтобы предостеречь всех преемников от этого зла, суровой и жестокой Гражданской войны.

«Тихий Дон» стал одним из лучших произведений мировой литературе XX века. Он получил широкое признание не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В многочисленных переводах роман появлялся во всех странах мира и был по достоинству оценен читателями и критикой. Когда роман-эпопею перевели на английский язык, Шолохов написал: «Я рад тому, что мой роман «Тихий Дон» тепло встречен английскими читателями и прессой. Особенно рад потому, что Англия-родина крупнейших писателей, вложивших в сокровищницу мировой литературы немало ценностей…»

Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа. «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, – произведение общерусское, национальное, народное». Роман охватывает период великих исторических потрясений в России, их отражение в судьбах русских людей. Поэтому так много внимания автор уделяет образам отдельных персонажей, развитию их чувств, переживаний, зачастую окрашенных в трагические тона.

С большой силой таланта написана Шолоховым сцена гибели Аксиньи. В своем последнем отчаянном порыве стать на другой жизненный путь Григорий Мелехов бежит из банды, забирая из хутора любимую женщину. Поздней ночью они покинули Сухой Лог. Описывается полночное безмолвное царство в хуторе: «Не верил он [Григорий] этой тишине…». Случилось то, чего больше всего боялся Григорий. На краю хутора героев встречают четверо человек из продотряда: «Томительные секунды длилась тишина, а потом громом ударил неровный раскатистый залп, вспышки огня пронизали темноту». Догнав аксиньеного коня, Григорий увидел, что «Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась набок…

– Тебя ранило?! Куда попало?! Говори же! – хрипло спросил Григорий…

Но ни слова, ни стона не услышал он от безмолвной Аксиньи».

«Пуля вошла Аксинье в левую лопатку, раздробила кость и наискось вышла под правою ключицей». Это было смертельное ранение. «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено…», понял, что случилось самое страшное в его жизни.

Картина смерти женщины потрясает читателя, автор не боится натурализма в ее описании: «Клочья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле… Безвольно опущенная голова ее лежала у него на плече. Он слышал свистящее, захлебывающееся дыхание Аксиньи и чувствовал, как теплая кровь покидает ее теле и льется изо рта ему на грудь… Аксинья умерла… незадолго до рассвета. Сознанье к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы…»

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Шолохов с огромным психологизмом показывает нам, как несчастье сломало человека: «неведомая сила покинула его», и он «упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень». Символично, что так и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху». Такие детали не просто придают достоверность изображаемому, но заставляют читателя пережить вместе с героем обрушившееся на него горе.

«Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком укрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго… Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено». Обращаем внимание на используемый автором оксюморон – «мертвенно побелевшие смуглые руки», с его помощью подчеркивается неестественность случившегося, но следом идет описание «начавшись тускнеть» глаз, подтверждающее, что «все… кончено». Причем эта последняя фраза повторяется в сравнительно небольшом отрывке текста дважды. Бесповоротность случившегося Григорий осознал сразу, как только увидел, как ранена Аксинья. Неслучайно и междометие «уже» много раз встречается в тексте. Действительно, все в этой жизни у Григория уже случилось. Отсюда и такая уверенность, что с погибшей героиней «расстаются они ненадолго».

Для выражения душевного состояния Григория Шолохов вводит картину пейзажа, надолго остающуюся перед глазами читателя: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Мы понимаем, какой мрак окутал душу измученного героя. Ничто не может восполнить понесенную им утрату. Порвалась одна из последних и самых крепких его связей с радостным, торжествующим миром жизни. «Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Пейзаж передает безысходность душевной муки Григория, потерявшего Аксинью. Шолохов находит неожиданные краски для того, чтобы как можно точнее отразить облик опустошенного героя. Черное солнце над степью словно выжгло все и в сердце оказавшегося под ним человека. Автор таким пейзажем словно хочет эпически обобщить все случившееся с Григорием, показать, какой финал принесла война в его жизнь.

Выжженной степью кажется Мелехову его судьба: «Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла, все порушили безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других…

…Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держа на руках сына…

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Символичны эпитеты, которые автор присваивает солнцу – от «черного» оно становится «холодным». Безусловно, это психологические эпитеты. Подобная тонкость восприятия мира и умение передать это словом присущи не только отдельному отрывку романа «Тихий Дон», но и все произведениям Шолохова. Изобразительно-выразительные средства, используемые художником в тексте, призваны помочь нам увидеть жизнь глазами героев. В этом проявляется мастерство писателя, позволившее его творчеству занять важное место в русской классической литературе.

Неслучайно, характеризуя эпизоды романа-эпопеи «Тихий Дон», А.С. Серафимович писал: «Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернийшие».

(2 votes, average: 5.00 out of 5)