Урок. Признаки однокоренных слов

ТЕМА УРОКА: Понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов.

Цели: 1. Познакомить с признаками однокоренных слов. 2. Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные. 3. Учить выделять общую часть родственных слов – корень. 4. Прививать интерес к родному языку через элементы проектной деятельности.

ХОД УРОКА:

2. Введение в тему урока (диалог «корней»)

У. – Сегодня у нас необычный урок: у нас гости - два « корня».

Здравствуйте, я корень, а ты кто?

А я тоже корень.

Я в земле живу, а ты где живёшь?

А я живу в словах.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! От меня в земле начало берут ростки, и вырастает целое дерево с вкусными плодами. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают деревья, но другие.

Подумаешь! Мои плоды можно есть, а твоих и не съешь, наверное?!

Давай не будем спорить. Мы с ребятами попробуем тебе доказать, что всякие корни нужны людям.

У. – Ребята о корнях знают ещё с 1 класса . Мы сегодня многое повторим, узнаем, какое же дерево вырастает из корня слов. Готовы?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ « Бревно»

- Первое задание выполняем в тетрадях. Это разминка перед дорогой - чистописание. Выполнив задание, мы преодолеем препятствие – «бревно».

Хохлатые х_х_тушки хох_том х_хотали.

Прочитать скороговорку: 1. орфографически ; 2 с ускорением темпа; 3. с интонацией восторга, возмущения, вопросительной, обиды. – записать.


Устно разобрать по членам предложения. Какое слово лишнее? Почему? («Хохлатые» - от слова «чуб», «Хохот» - от звукоподражания «хо-хо»)

Как называются остальные слова?

Что знаете об однокоренных словах?

Выделите корень в однокоренных словах в скороговорке.

Эти признаки однокоренных слов будут нашими помощниками в пути.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Препятствие 1 – «Брёвнышки» На нашем пути - река. Подготовим для переправы «брёвна». Исключите лишнее слово. Объясните, почему (устно) Работаем в парах. Выделит корень.

· Учительница, научный, зубрилка, изучать.

· Пожар, жарко, пожарить, раскалить, жаровня.

· Молоко, молочный, молотить.

· Дерево, дуб, деревянный.

· Вихрь, ветер, ветрянка, ветрило.

· Осинка, оса, осиновый, подосиновик.

· Шестой, шесть, шест, шестнадцать.

· Жалко, жалить, жалеть.

· Печурка, печать, печка, выпечка.

Брёвнышки нам помогут в пути перебраться через реку.

Препятствие 2 – « Река» Вот и река, Работаем на листках. Вставить орфограммы, выделить корень у однокоренных слов. Я читаю текст:

Собрались у В_ды родственники. Подводник с В_дицей беседуют. В_д_ла_ (с) В_д_падом (на) солнышке греются. В_дитель(на) гармошке наигрывает. В_д_мерка (с) Вод_рослями заигралась. В_дич(ь)ка (по) камушкам на одной но_ке скачет. Даже сам В_дяной пожаловал. И все ст_руху Воду ждут.

Вышла мудрая В_да на крыльцо, глянула на гостей, сразу Ч_жака приметила. Велела ему и_ти прочь в св_ю с_м(ь)ю. Пошёл он, приг_рюнился. Где ему родственников искать?

ПРОВЕРКА : - Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Почему?

Почему гости его сразу не заметили?

Найдите ему родственников (водит, заводной…и т. д.)

Перечислите родственников воды. А ещё знаете?

Ответить на эти вопросы вам помогала ОРФОГРАФИЯ – правила написания слов (по)

Препятствие 3: « Мостик» - По мостику из наших брёвен можно идти только парами. Работаем на карточках по рядам в парах.

1 ряд: Как зовут мастера?

Баян - …, касса - …., машина - …, груз - …, рыба - …, трактор -…, море - …, кран - …, скрипка - ….

2 ряд: Кто у кого детёныши?

У кошки - …, у волка - …., у зайца - …, у грача - …, у утки - .., у ежа-….,у коровы-…, у собаки - …

3 ряд: Кто где живёт?

Кролики в …, телята в …, поросята в…, лошадь в …, человек в …

Все ли слова однокоренные?

Мы сейчас образовывали новые слова. Этим занимается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – законами образования слов.(по)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (исполнение стихов в движении)

Мы вчера в поход ходили Улитка целый день ползла

Рано утром выходили Под кустарник подползла

И сначала бодро шли И на камень заползла

Но до цели не дошли А потом с него сползла

Задержались на привале От мальчишек уползла

Находились мы - устали По лесочку поползла и до дома доползла (авторы:Асадовы)

Какие вы услышали родственные слова?

Препятствие 4: « Поле» По мостику прошли, идём через поле.

Прочитайте, написанное на листке. Это текст? Что такое текст? Озаглавьте. На листках расставить знаки, вставить орфограммы, выделить корень в однокоренных словах. 2 человека работают в поле.

ПРОВЕРКА: 1. назовите однокоренные слова; 2 объясните орфограммы.

А слово «греки» вы считаете однокоренным словом к остальным7

Ответить на этот вопрос помогает ЭТИМОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение слов. (по Ожегову)

Оказывается « гречиха» - образовано славянами от – грек-. Первоначальное значение «греческий злак» связано с тем, что славяне узнали растение от греков (по словарю)

Ещё одну тайну этимологии слов откроет Аня Пирязева (см. доп.)

(вспомните о словаре В. Даля)

ИТОГ УРОКА

Вот и добрались мы до дерева.

«Корни»: 1-ый – Дорогой корень растений! Ребята убедили тебя, что корень слова нужен?

Да! Я ещё понял, как много надо знать.

Ребята, что вырастает из моих корней? А какая наука изучает древние корни? Кто отвечает за новые слова? Чтобы вы меня не забывали, дарю вам памятки в тетради открытий.

ВМЕСТЕ: Давайте жить дружно!

У: - Оценка работы класса.

Сдать листы, вложив в тетрадь.

Все наглядные пособия сделаны детьми, в тетрадях по литературному творчеству – рассказы и сказки о корнях.

ДОМА : В тетрадях открытий вклеить памятку, упр.

Тема: « Признаки однокоренных слов».
Цели: 1. Развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам. Формировать умение подбирать однокоренные слова.
Развивать интеллектуальные способности учащихся: мышление, память, внимание, устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблица « Признаки однокоренных слов», картина по развитию речи с изображением сказочных героев, демонстрационные картинки с игровым материалом: школа, дорожка с препятствиями, замок Ведьмы,Ведьма, Принцесса., карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организация класса.

Злая Ведьма заколдовала прекрасную Принцессу, лишив ее красоты. И теперь, девушка сидит одна, заточенная в высокую башню, в замке Ведьмы. А найти дорогу к этому замку и расколдовать Принцессу, сможете только вы, если соберете по пути волшебные слова, необходимые для заклинания и правильно выполните все задания, которые приготовила для нас Ведьма по теме: « Признаки однокоренных слов».
II. Выявление теоретических знаний по теме урока.
Для того чтобы победить Ведьму, нам понадобятся хорошие знания. Давайте вспомним все, что мы знаем о родственных словах.
Какие два признака родственных слов мы знаем?
(однокоренные слова имеют общую часть и общее значение)
Как называется общая часть родственных слов?
(общая часть называется корнем)
Как иначе назвать родственные слова?
(однокоренные)

Учитель вешает на доске плакат
Признаки однокоренных слов.
Имеют общее значение
Имеют общую часть море- моря гора- горный
-Необходимые знания у нас есть, можно отправляться в путь. Ох, нелегкую работу нам
предстоит проделать, чтобы спасти Принцессу. Но, как же найти дорогу, ведущую к замку
Ведьмы? Для этого нужно догадаться, какую букву мы будем писать на чистописании.
III Чистописание.
работа, рабочий, работать.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Узнав, что общего у всех этих слов, вы догадаетесь, какую букву мы будем писать на
минутке чистописания.
(все слова начинаются с буквы «р» и являются родственными, значит надо писать букву «р»)
Графическая минутка.
Из каких элементов состоит строчная буква «р»?
(из наклонной прямой линии, опущенной в межстрочное пространств и наклонной линии
с закруглением вверху влево и внизу вправо)
Напишите всю строчку строчную букву «р».

2. Фонетическая минутка.
--Какие звуки на письме обозначаются буквой «р» ?
(Буква «р» обозначает звуки р и р,)
--В словах работа, рабочий, работать, какой звук обозначен буквой «р» ?
--Дайте характеристику звуку р
(p- согласный, твердый» не парный)
Дайте характеристику звуку р,
(р, согласный, мягкий, звонкий, непарный)
В каком из данных слов букв больше, чем звуков? Почему?
(в слове работать звуков меньше, чем букв, так как не имеет звука)
3. Орфографическая минутка.
Какие орфограммы встретились в словах, записанных на доске.
(слова работа и рабочий являются словарными. В первом слоге надо запомнить безударную гласную а.Слово работать является родственным, в нем так же следует писать а в первом слоге)
4.Морфологическая минутка.
Какими частями речи являются эти слова?
(работа -это имя существительное, так как обозначает предмет и отвечает на вопрос что?рабочий- имя прилагательное, т к обозначает признак предмет и отвечает на вопрос какой, работать -глагол т к обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?)
Запишите эти слова в тетрадь.
Молодцы, мы справились с первым заданием Ведьмы. Теперь мы видим дорожку по которой должны двигаться, чтобы отыскать замок Ведьмы и освободить Принцессу. А вот и первое волшебное слово: красота
IV.Словарно-орфографическая работа.
Но что это? На дороге лежит бревно.Обойти его нельзя, поднять тоже. Это происки Ведьмы. Только выполнив следующее задание мы сможем расчистить дорогу и продолжить путь.
На доске:
Собака, молоко, город, мороз, собачий, молочный, загородный, морозить.
Прочитайте слова с доски.
--Сформулируйте задание в соответствии с темой урока.
(Найти однокоренные слова, и распределить слова по группам. Выделить орфограммы и ударение. Выделить корень)
Как таблица поможет нам выполнить задание?
(Таблица будет напоминать о признаках однокоренных слов.)
(Собака, собачий- эти слова являются однокоренными, т. к. имеют общую часть и общее значение Ударение падает на второй слог, запоминаем безударную гласную «о» в первом слоге, и т. д.) Задание учащиеся выполняют по цепочке.
--И с этим заданием мы справились. Бревно исчезло с дорожки. А вот еще одно волшебное слово: краса. Продолжим путь. А чтобы в пути нам было не скучно, запишем предложение.
V. Работа над предложением.
Что случилось с предложением, которое я записала на доске?
Смотрите, записка!
По дороге не пройти,
Все разрушены пути.
Я слова заколдовала,
Предложения не стало.
Опять злая Ведьма нам мешает. Давайте предложение восстановим и запишем его в тетради.
путники, чащи, лесной, из, замку, вышли, чудесном, к.

(Из лесной чащи путники вышли к чудесному замку)
Какие орфограммы встретились в словах этого предложения?
Найдите главные члены предложения и укажите части речи, которыми они выражены.
Какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию
главных членов?
Не смогла Ведьма своим колдовством остановить нас. Мы продолжим свой путь дальше.
И новое волшебное слово: красивый
VI. Творческая работа.
·А чтобы Ведьма больше не путала слова в предложениях, напишите два предложения о
любви к сказкам, употребив в них родственные слова: добрый, добро.
А поможет вас составить предложения иллюстрация со сказочными героями..
Проверка.
Какой корень у слов добрые добро?
VII.Физминуткa.
Молодцы, но вы устали, как я погляжу. Давайте немного отдохнем.
(выполняется под музыку)
Если я прочитаю пару родственных слов, вы наклоняете корпус вперед и хлопаете в
ладоши перед собой.Если я назову пару слов не являющихся родственными, вы ставите
руки на пояс и вращаете корпусом влево в право.
лес- лесник сад- садовый смелый- смелость
река-плот дом- домашний рис- рисовать
стена-гвоздь обед-стол лето- летать
кот-котик поле-полюшко дружить- дружба
VIII.3акрепление изученного.
Снова препятствие на нашем пути. Густой непроходимый лес преградил нам дорогу.
Коварная Ведьма не пускает нас дальше. Только если мы сможем подобрать как можно
больше слов с корнем лес, мы сможем отправиться дальше.
(лес, лесной, лесистый, лесок, пролесок, лесовик, лесник)
Молодцы, составили достаточное количество слов. Лес исчез, и новое волшебное слово:
прекрасный.
Чувствую мы уже близко. Но Ведьма не отступает. На этот раз широкая река преградила
нам путь. Только если вы сможете вместо вопросительного знака поставить нужную
букву, или цифру мы сможем отправиться дальше
вода-2
водица-3
подводный-?
Прочитайте слова. Что это за слова?
(Родственные слова)
Назовите корень
Что по вашему означают цифры напротив слов?
(вода-2 слога, водичка-3)
Какую цифру нужно поставить напротив слова подводные?
(В слове подводные 4 слога, значит надо вставить цифру 4.)
река-с
речушка-с
речной-?
Прочитайте следующую группу слов.
Какими являются эти слова?
(однородными)
Назовите корень
Что по вашему означает буква с, напротив слов река и речушка?
(это имена существительные)
Какую букву следует поставить напротив слова речной?
(Надо поставить букву «п»- это имя прилагательное.)
-Спишите, выделите корень, поставьте нужную цифру и букву.
-Молодцы, через речку появился устойчивый мост. По нему мы сможем перебраться на
другую сторону реки и продолжить путь. А вот и новое слово: красить
Наконец-то мы добрались до замка Ведьмы. Но кА же нам найти Принцессу?
Чтобы освободить принцессу и разрушить стены замка нужно выучить стихотворение и записать его по памяти.
Откройте учебники на стр. 159 Упр. 289.
Прочитайте текст стихотворения.
-Встретились ли вам непонятные слова?
Что такое проталинки?
(места где снег уже растаял)
Подберитбе однокоренные словак слову проталинки?
(таять)
Назовите изученные орфограммы.
Запомните это стихотворение.
чтение про себя.
чтение в слух хором
письмо по памяти 4)самопроверка
Стены замка разрушены. Вот и Принцесса. Пора вернуть девушке красоту.
Ведь она так давно этого ждет. Вот и последнее слово для нашего заклинания: красавица,
Прочитайте все волшебные слова, которые мы собрали по дороге.
(Красота, краса, красивый, прекрасный, красавица, красить).
Выделите корень всех слов.
Если вы правильно ответите на вопрос: Все ли слова в этом ряду являются однокоренными,
то мы сможем произнести заклинание и вернуть красоту Принцессе.
Что вам поможет выполнить это задание.(таблица)
(слово красить является лишним, т к не является однокоренным с данными словами.)
-Почему слово красить является лишним, ведь его корень тоже крас!
(т. к. значение слов разное)
Правильно, значение этого слова является отличным от слов этого ряда, но одинаковым по значению.
Словно по мановению волшебной палочки слова выстроились в заклинание. Прочитаем его.
Если душой ты прекрасен, То не мечтай о красе. Вопрос о красавицах ясен. .Краса совсем не в косе. .Красота всем подря не дается,Красивым лишь добрый зовется!
Посмотрите на нашу Принцессу! Как же она преобразилась. Да она действительно настоящая красавица! Но злые чары еще не разрушены, а это значит, что Принцесса снова может превратиться в белый лист бумаги. Чтобы закрепить действие заклинания каждый из вас должен выполнить индивидуальное задание.
1Х.Индивидуальная работа.
Вы должны поставитт крестик в окошке напротив той группы слов, которые являются родственными. И минус если слова в этом ряду не являются однокоренными.

Сад, садовник, садовые

Зима, зимний, зимуют

Слеза, слезинка, слезать

Борьба, бороться, воевать

Соль, солонка, солить

Вода, водитель, водица

Х.Самостоятельная работа. стр.159 Упр 299
Самостоятельно запишите в тетрадь однокоренные пары слов. Выделите корень.Что вам будет помогать в выполнении задания? (таблица)
(Пока учащиеся выполняют задание, учитель проверяет тест)
Прочитайте пары однокоренных слов, которые записали в тетрадь.
Назовите корень слов.
С заданием справились, колдовские чары разрушены. Теперь наша Принцесса останется прекрасной и очаровательной на всю свою жизнь.
-А вот и сама Ведьма показалась наконец. Но теперь она не собирается нам вредить. Своими знаниями мы покорили ее, она стала добрее и хочет учиться в нашем классе, чтобы стать такой же умной как и вы.

Х1.Итог урока.
Давайте подведем итог.
--Чему мы научились на уроке
. Какие два признака однокоренных слов мы знаем?
Что называется корнем?
Приведите примеры однокоренных слов.
XII. Домашнее задание. стр 158 Упр 297
ХШ.Оценка

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">«Признаки однокоренных слов».

" xml:lang="-none-" lang="-none-">(Конспект урока по русскому языку во 2 классе)

Мельникова Ирина Алексеевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №888

г. Москва

УМК Классическая начальная школа

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Цели:

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ход урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Чистописание

;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ее Ёё её

;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пушистая ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">ёлка ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">стоит ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">на поляне ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-">.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? " xml:lang="en-US" lang="en-US"> (" xml:lang="-none-" lang="-none-">Части речи)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие части речи знаете?(" xml:lang="-none-" lang="-none-"> существительное, прилагательное, глагол)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что такое существительное? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прилагательное? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Глагол? " xml:lang="-none-" lang="-none-"> (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что такое предлог? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(служебная часть речи, служит для связки слов в предложении)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">- Назовите корень в однокоренных словах.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Тема урока: « ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Признаки однокоренных слов ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Работа по теме урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие слова называются однокоренными?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что общего у однокоренных слов?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сейчас мы потренируемся в нахождении однокоренных слов

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Из слов, записанных в скобках, выпишите только однокоренные слова к данному слову. Выделите корень.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(однокоренные слова)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Откройте учебники на странице 4. Мы продолжим работу по нахождению однокоренных слов.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 299.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(Примерный ответ. " xml:lang="-none-" lang="-none-">Слова " xml:lang="-none-" lang="-none-">дети — малыши, мороз — холод, тропа — дорога " xml:lang="-none-" lang="-none-">имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова " xml:lang="-none-" lang="-none-">гора — горе " xml:lang="-none-" lang="-none-">имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выполните задание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. Назовите корень.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что делали? (Находили однокоренные слова)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Физкультминутка

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Закрепление изученного материала

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">А теперь поработаем с текстом.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 301.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. О чем говорится в тексте?(о весне)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие орфограммы встретились в словах? (безударная гласная, жи,)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Объясните их правописание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выполните задание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? (правописание безударных гласных)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">А теперь вернемся к однокоренным словам. (если хватит вр.)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Стол — столбы " xml:lang="-none-" lang="-none-"> " xml:lang="-none-" lang="-none-">Азбука — алфавит

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пень — пенка День — деньги

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Коза — козленок Лимон — лимонад

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Коза — стрекоза Лимон — апельсин

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ком — комната Вода — водитель

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сад — досада Пять — пятка

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дорога — подорожник Час — часто
Конь — конец

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Почему остальные пары слов не являются родственными? (нет общей части слова и разные значения)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Итог урока

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что делали?

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Какие слова называются однокоренными? (слова с одинаковым значением)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что у них есть общего?(корень)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Домашнее задание " xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 302.

Список использованной литературы.

  1. Дорофеева Г.В. Большая книга заданий по русскому языку 1 – 4 классы: М.: Эскмо. – 2012.

Конспект урока русского языка во 2-м классе

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»

Учитель ГБОУ СОШ№86 им М.Е.Катукова

Толкачева И.А.

Цели: - познакомить с понятием «однокоренные слова»;

    развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;

    формировать умение подбирать однокоренные слова;

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I Орг. момент.

II Чистописание

III Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:

    Какие слова называются однокоренными. Каковы признаки однокоренных слов.

А начнём мы со сказки.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    Как вы думаете, дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

    Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень -лес -, закончив цепочку однокоренными словами. (Учащиеся работают в тетрадях)

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

Лесник, лесной, .

    Выделите корень. Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?

    Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем?

В корне заключён смысл слова.

Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Появляется сказочный герой «корень куста».

    Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали.

    Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня..

    Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)

    Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов)

    Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. Мы подошли ещё к одному очень важно открытию:

как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли.

Физкультурная минутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки!

Сразу станем все бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

    Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас ещё одна история припасена: «Чужак» называется.

    Скажите, дети, кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

    Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Слово имеет другое значение)

    Почему гости не сразу заметили чужака?

    Помогите найти ему своих родственников. (Водит, проводить, заводной, обводить)

    На какую мысль наводит вас наше рассуждение? Какой ещё признак есть ещё у родственных слов? (Общее значение)

    Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение)

    Если у этих слов одинаковый корень как ещё их можно назвать? (Однокоренные)

IV Работа с учебником

    Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр 43)

    Какие открытия мы сделали сегодня?

Физкультурная минутка

Обернитесь, посмотрите, не прицепилась ли сзади лень? А под партой неудача не притаилась?

Невнимательность к вам не прилипла?

V Самостоятельная работа

А теперь внимание,

Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике.

    Поучимся распознавать родственные слова. (упр 295)

    Докажите, что эти слова родственные.

упр. 297

    По каким признакам можно выделить однокоренные слова.

VI Итог

Ребята, вернёмся на стр.43. Прочтите ещё раз правило. Сформулируйте вопросы, на которые мы сегодня искали ответы.

Что такое корень слова?

Как иначе называются родственные слова?

Назовите два признака родственных слов.

Вы молодцы, подводя итог, мне хотелось бы знать, кого из одноклассников вам было интереснее всего слушать?

    Какие ваши качества помогли нам на уроке сделать открытия?

    Что в проделанной работе вызывает гордость?

Сейчас услышим мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

краткое содержание других презентаций

«Тренажёр Безударные гласные» - 1. Зегебард Г.М. «Учение без мучения. Ссылки: Вставь нужную букву ошибка. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» город Глазов Удмуртская Республика. ТРЕНАЖЁР БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ для коррекции и профилактики дизорфографии у учащихся с ОНР 3 - 4 классов часть 2 Ившина Татьяна Николаевна учитель – логопед, II категория.

«Предложения для 3 класса» - Организационный момент. Урок по русскому языку по программе «Гармония» 3 класс. Что ты знаешь о предложении? Повествовательные. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Наша семья очень дружная. Вывод. Проверили? Всё ль на месте, всё ль в порядке! Побудительные. Садитесь! С усердием трудитесь! Снег лежать много зима. Вопросительные. Там очень опасно.

«Безударная гласная в приставке» - Мы ____шли на прогулку в парк. Сделаем вывод. Мороз. Подпись, отбросить, заехать, подлить, отпуск, пролететь, засветлело, пропуск. Подготовила Михайлова Надежда Юрьевна. Спишите предложение. Выпишите слова в 2 столбика: с ударными и безударными приставками. Назовите части слова. Как пишутся приставки в сильной и слабой позициях? Вывод: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

«Урок Окончания прилагательных» - Оборудование: Родовые окончания имён прилагательных. Учитель начальных классов: Кондратенко Т.А. Проект урока. Определите род имён существительных. ИКТ, аудиозапись. Физминутка. Сформулируйте вывод-отчёт. Ин_й кр_сивый сн_гирь. Карточка для формулирования вывода-отчёта (для каждой группы). Отлично. Цель:

«Части слова» - Часть основы. Ёж. Часть слова, которая стоит перед корнем. 4. Какие части слова вы уже знаете? Часть слова без окончания. А может состоять из приставки и корня. 5. Молодцы! 11. 13. Какая часть слова обозначается значком? 9. 6. 10. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Основа слова может состоять из корня. После корня.

«Однокоренные слова 3 класс» - Кто вы такие? А ты кто? «Звук заблудился». Ус хорошо, а два лучше. Как – то много лет назад Посадили дивный сад. Родня ли гусеница гусю? М м М ма М мл М мя М мв М мб Мама мыла Милу мылом. Выполни по образцу. А я ваша тетка – гусеница. Мама мыло уронила. Урок 33. «Однокоренные слова. Выпишите однокоренные слова.