Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.). Исследовательская работа: "Темперамент сказочных героев"
Павел Цыпин
Типирование героев мультфильма «Приключения Буратино» (1959 г.)
Буратино . PT, Джек. Всегда жизнерадостен, ни в каких ситуациях не унывает - позитивист, внешне - полная противоположность мрачному Пьеро. Буратино никогда долго не задумывается над альтернативами действий, а тут же не только принимает решение, но и начинает активность. Например, когда его соблазняет обогащением Лиса Алиса или когда летучая мышь предлагает следовать в страну дураков. Решительность Буратино не только соционическая, но и бытовая.
Энергозатратность Буратино не подлежит сомнению, как и то, что он мотивируется событиями окружающего мира, а не внутренними переживаниями; Буратино - явный экстраверт.
Пока получается, что этот герой может быть либо FR, либо PT. Проясним ситуацию.
Власть как таковая и влияние на людей Буратино не интересуют; себя он не выпячивает. Он становится стихийным лидером в действии - когда надо спасаться от Карабаса или освобождать друзей из лап сыщиков. К этическим правилам, которые всё время транслирует Мальвина, у Буратино отношение по-детски капризное и несколько наивное. В любом случае, сам он этих правил не выдумывает, а просто принимает их как есть.
Буратино исключительно находчив, например, в харчевне, где догадывается напугать Карабаса страшным голосом из кувшина, а затем использует петуха не только для спасения от преследования, но и для бомбардировки тюремщиков, охраняющих повозку с пленными друзьями. Это классическое проявление демонстративной I, которая включается в трудные, критические моменты без рассуждений и колебаний.
Наконец, характерен жгучий интерес Буратино к технологиям зарабатывания денег и к их преумножению. Это характерно для всех ТИМов 3-й квадры, но более всего - для PT.
Папа Карло . TE, Есенин. Больше всего бросается в глаза его житейская и финансовая непрактичность: он «не знает, как на хлеб заработать». Старый шарманщик тих, пассивен, скромен в потребностях, но любит помечтать (во сне!) о вкусном обеде (с этой сцены начинается мультфильм). Это явный интроверт с очень уязвимой P. За советом по этому аспекту он и приходит к другу Джузеппе.
Однако, изготовив деревянного человечка, Карло, вопреки совету столяра, не собирается его продавать - из этических соображений, под влиянием прилива эмоций к своему детищу. План финансового спасения выполнен не был, и Карло пришлось продавать пальто. Шарманщик не отличается находчивостью и предприимчивостью, он не видит никаких конструктивных возможностей улучшить своё положение; видимо, I находится в ограничительном канале модели А.
Сенсорные навыки Карло ненулевые (он успешно шьет Буратино одежду, да и выстругивает его самого из полена), однако обеспечивать себя всем необходимым на регулярной основе не способен. Этот факт не дает нам возможности установить S в программный канал. Следовательно, Карло интроверт, этик, интуит с ограничительной I.
Столяр Джузеппе . PS, Штирлиц. Полная противоположность характеру Папы Карло: живой, предприимчивый, мастеровитый, любящий поучать (дает совет Карло, как заработать денег), немного самодовольный. И, самое главное, профессионал своего дела, который без куска хлеба никогда не останется. Он сам признается в потенциальности своей интуиции в конце фильма: «Ну не старый ли я дурак: отдать ТАКОЕ полено?!!».
Карабас-Барабас . FL, Жуков. Хозяин кукольного театра - персонаж, несомненно, отрицательный. Попытаемся, однако, отойти от его моральной оценки и беспристрастно продиагностировать его ТИМ.
Главное для Карабаса - власть, реальная физическая власть над куклами. Правит он своим театром железной рукой, не зная компромиссов и оговорок. Куклы висят на гвоздях и за малейшее непослушание подвергаются наказанию; Мальвина от такого отношения сбежала. Здесь явно просматривается программная F. У Карабаса-Барабаса совершенно неразвита этика отношений: он почти всегда груб, предельно откровенен, беззастенчиво выражает свои агрессивные планы. Вот характерные для его лексикона фразы: «клянусь бородой, эта носатая деревяшка будет неплохо гореть» или упрек в адрес трактирщика «вот ты смеешься, а вино у тебя - дрянь!». R у данного персонажа явно не в блоке Эго.
Карабас хорошо ориентируется в социальной иерархии, в частности, успешно даёт взятку начальнику города и тут же добивается ордера на арест Карло. В то же время Карабас лишен находчивости Буратино; он действует всегда шаблонно, добиваясь своих целей с помощью агрессии и репрессивно-полицейского аппарата.
Дуремар .TP, Бальзак. Дуремар - человек прежде всего деловой: он неустанно ловит в прудах пиявок и продает их лечебную силу страждущим. Он в своем деле высоко технологичен, ловлю пиявок и лечение с их помощью освоил в совершенстве (P в Эго). Дуремар всегда покорен воле Карабаса, декларирует: «Рад вам служить, Карабас-Барабас» (F в Суперид). Не имеет своих собственных этических оценок, добро и зло его мало беспокоит, он ориентируется на тех, кто сильнее, и делает для них то, что умеет. Сам по себе Дуремар спокоен, безынициативен, инертен. Это указывает на интроверсию.
Кот Базилио . SE, Дюма. В принципе - типичный кот: хитрый, жадный до лакомств, довольно артистичный (с успехом изображает слепого; видимо, E в блоке Эго). Он как сенсорик ловок (например, мгновенно взбирается на дерево, чтобы наказать за правду ворону). Как интроверт не слишком инициативен; пользуется идеями Лисы, он - только исполнитель её планов, младший соратник, компаньон, но никак не лидер.
Мальвина . RF, Драйзер. Исключительно рациональна: всё у нее по правилам, все вещи на своих местах, всегда царит чистота и порядок. Демонстративная S соответствует её яркой, всегда идеально ухоженной внешности. На наведение красоты и расходуется значительная часть её времени.
На всех, кто оказывается в пределах досягаемости, Мальвина транслирует непрекращающийся поток правил хорошего тона: мыть руки, чистить зубы, есть ложкой и вилкой, а не руками и т.д. В проповедовании этих правил Мальвина догматична. Она любит учить, в том числе арифметике, однако на примере Буратино видно, что её обучение носит нормативный характер и совершенно не учитывает особенностей конкретного ученика. Она просто вдалбливает ему без особого, кстати, успеха, очевидные истины. Видимо, её L находится в Суперэго, в нормативном канале модели А. Мальвина любит наказывать и повелевать, делает это легко и свободно, в частности, за «неспособность к обучению» отправляет Буратино в чулан. Свои этические правила она всегда подкрепляет волевым посылом, она не просит, а требует. Это потому, что F располагается в блоке Эго.
Мальвина как интроверт в целом пассивна и в критической ситуации склонна паниковать и доверяться более предприимчивым и смелым персонажам (таким как Буратино). Она, сбежав от неэтичного Карабаса, создала себе с помощью дружественных животных маленькое чистенькое королевство, и готова жить в нем сколько позволят внешние обстоятельства.
Пьеро . ET, Гамлет. Ярко выраженный негативист - всегда на грани слёз, в тоске: «Пропала Мальвина, невеста моя, она убежала в другие края, рыдаю, не знаю, куда мне деваться…». Пьеро как интуит непрактичен, живет возвышенным - пением, стихами, которым предпочитает даже хлеб насущный: «…я давно уже ничего не ем, я сочиняю стихи». Чувство Пьеро к Мальвине - это чувство «идеальное», крайне далекое от физического влечения, чисто поэтическое. Пьеро - послушный объект воспитания Мальвины, он покорно подчиняется чужой воле (F в блоке Суперид). Пьеро движим эмоциями, и только ими; никакие другие стимулы и соображения его не трогают.
Артемон . LF,Максим. Крайне дисциплинированный пес, всё делает как положено и чуть ли не по расписанию - рациональность, логика. При необходимости предприимчив, в частности, оперативно вызвал муравьев для перепиливания веревки, на которой висел Буратино, а затем пригласил докторов для его лечения. В то же время Артемон не инициативен, он воплощает в жизнь не свою волю, а пожелания хозяйки - интроверсия. Пудель весьма ухожен - демонстративная S. И, наконец, он проявил себя в неравном бою с двумя свирепыми псами Карабаса, продемонстрировав хитрость и смекалку, и умение драться нестандартно - не лоб в лоб, а творчески, в результате чего псы свалились в пропасть. Такие выраженные бойцовские качества в сочетании с гибкостью можно считать хорошим признаком творческой F.
Тортилла . Большую часть времени проводит в пассивном состоянии на дне пруда - это признак восприимчиво-адаптивного темперамента. Встретив брошенного в пруд Буратино, не выказывает ему никакого эмоционального сочувствия, зато помогает делом, вручая золотой ключик, - это аргумент за логику. Далее становится известно со слов лягушонка, что Тортилла под угрозой расправы рассказала Карабасу-Барабасу, кому она отдала золотой ключик. Вероятнее всего, сломить волю интуита Карабасу оказалось не так уж сложно… Внешний облик Черепахи - её угрюмость, замкнутость, чопорность - указывают на негативизм. Так что черепаха, по всей видимости, TP (Бальзак).
Холерик. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости. Это вспыльчивые, раздражительные, невыдержанные люди, зато они могут страстно отдаваться какому-либо делу, мобилизоваться для решения проблемы, быстро выполняют работу, им не занимать смелости и решимости.
Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Они невозмутимы, медлительны, им трудно принимать решения. Многолюдные сборища их утомляют, флегматики теперь не могут делать что- либо впопыхах. Зато люди с этим типом темперамента обладают хорошей трудоспособностью, умеют рассчитывать свои силы, всегда выполняют работу до конца и не теряют голову в трудных ситуациях. Флегматик.
Сангвиник. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес. Весельчаки, шутники,»лёгкие» люди. Они активно противостоят трудностям, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям. Однако сангвиники не способны к кропотливой работе. Они быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес.
Меланхолик. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов. Им свойственно глубоко переживать неприятности, смену обстановки. Они легко впадают в уныние, испытывают трудности в общении. Эти люди нерешительны, подвержены страхам и паническим настроениям. Но высокая чувствительность позволяет им тоньше воспринимать окружающую действительность. Среди меланхоликов много творческих людей- поэтов, художников, музыкантов.
Где встречаются эти типы! В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. В основном примеры встречаются в литературе: Пьеро- это типичный меланхолик, Буратино- сангвиник, Карабас-Барабас – холерик, Тортилла - флегматик. Темперамент- качество врождённое. Темперамент- качество врождённое. Характер- формируется, начиная с раннего возраста. Характер- формируется, начиная с раннего возраста.
Понятие "ТЕМПЕРАМЕНТА" (от лат. temperamentum
- надлежащее соотношение частей) восходит ещё к "отцу медицины"
Гиппократу. Именно он открыл нам, что людей можно обзывать меланхоликами,
холериками, флегматиками и сангвиниками. А то, кого как обозвать
зависит от преобладания в организме одного из четырёх типов
жидких сред - желчи, чёрной желчи, слизи и крови.
Медицина давно уже отказалась от подобного взгляда на внутреннюю
среду организма, однако сами типы темпераментов оказались чрезвычайно
живучи из-за своей краткости и точности. Ими до сих пор оперируют
психологи и, хотя давно известно, что чистых типажей каждого
темперамента в реальности не встречается, в каждом из нас преобладает
один или два из них.
Поэтому и на разные подарки мы реагируем по-разному. Если у
холерика подаренное ружьё вызовет восторг (хотя дарить его холерикам
не рекомендуется), то меланхолика оно способно навести на мысли
о самоубийстве. Так что перед тем, как выбирать подарок не грех
определиться с типом темперамента того вы хотите одарить, чтобы
быть уверенным, что это принесёт ему радость или пойдёт на пользу.
Подарок для Пьеро
Темперамент МЕЛАНХОЛИКОВ (от греч. melas - черный, chole - желчь)
характеризуется повышенной впечатлительностью, относительно
незначительным внешним выражением чувств, быстрой утомляемостью.
Меланхолики-взрослые внутренне очень впечатлительные и эмоциональные,
но внешне это почти никак не проявляется. Отрицательные эмоции
у них преобладают, и любое событие они принимают близко к сердцу,
окрашивая его в самые мрачные тона. У меланхоликов наблюдается
тенденция к развитию повышенной требовательности к себе и заниженного
уровня желаний. Им свойственна особого рода тревожность. У них
это постоянное, неотъемлемое чувство, под воздействием которого
они находятся 24 часа в сутки. Поэтому вполне естественно, что
доминирующее настроение у них - пессимистичное. Но при благоприятных
жизненных обстоятельствах, спокойной работе все эти негативные
особенности нервной системы постепенно сглаживаются и видны
только в особенно неблагоприятное для них время.
Подарки меланхоликам должны быть как можно более радостными,
светлыми. Если вы хотите преподнести аудиокассету, пусть на
ней будет записана веселая, энергичная музыка. Если видеофильм
- то комедия или приключения. А выбирая для меланхолика что-либо
из одежды, отдавайте предпочтения ярким солнечным тонам.
У меланхоликов-детей с раннего возраста развита повышенная эмоциональная
ранимость, замкнутость, отчужденность. Как правило, они постоянно
одни, и игры их направлены только вглубь своего воображения.
Они не любят выходить гулять во двор. Ненавидят школу из-за
прессинга учителей и поддевок одноклассников. Меланхоликам свойственны
робость, застенчивость, впечатлительность. И им подчас очень
сложно находиться в энергичном коллективе своих сверстников.
Меланхолики склонны очень подробно и долго анализировать и переживать
прошедшие или предстоящие события. При этом у них развивается
чувство собственной недостаточности, иными словами - комплекс
неполноценности. С такими детьми нужно быть предельно внимательными,
чуткими и ласковыми. Лучше всего на них действует доброе слово,
похвала.
Подарки должны быть направлены на развитие у них групповых игр,
чтоб ребенок не замыкался в себе, больше времени проводил в
общении с другими детьми. И если ребенок вам говорил, что у
всех его одноклассников есть, например, ролики, CD-плейер или
рюкзак на одной лямке, то не пожалейте денег, купите эти вещи.
Может, это как раз то, чего ему не хватает чтоб влиться в детское
общество и чувствовать себя полноценным. Не стоит дарить детям-меланхоликам
какую-нибудь вышедшую из моды одежду, мягкие игрушки с грустными
глазами и книжки с печальным концом.
Подарок для Карабаса Барабаса
ХОЛЕРИКИ (от греч. сhole - желчь) - это люди, обладающие быстротой
действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися
в речи, жестах, мимике. Но они могут быть взрывными и неуравновешенными.
Взрослый холерик склонен к резким сменам настроения - от бурного
веселья к страшной депрессии, и наоборот. Он вспыльчив, нетерпелив,
подвержен эмоциональным срывам, т.к. воспринимает все с детским
максимализмом. Иногда бывает даже агрессивен.
Холерики - это самые непредсказуемые из всех типов. Никогда
нельзя наверняка сказать, какую реакцию вызовут у него ваши
слова, действия или преподнесенный ему подарок. Могу лишь посоветовать,
что точно не стоит дарить ему сразу две или три вещи. Это вызовет
поток различных эмоций, что приведет к обострению нервного диссонанса,
который у холериков всегда присутствует в меньшей или большей
степени. Хорошо влияет на холериков всякого рода механика, например,
замечательным подарком будут механические часы или ручная кофемолка.
Холерики-дети - очень нервозны, требовательны и безумно энергичны.
Им не нужно веских причин для того, чтобы заплакать или засмеяться.
Внутренне они постоянно на взводе, готовы к действию и от этого
в компании они чаще всего играют роль негласного лидера. У них
всегда в запасе огромное количество идей, которое они непременно
хотят реализовать, причем все одновременно и немедленно. Своей
неуемной жаждой деятельности и импульсивностью они и заражают
друзей и знакомых. Для родителей и педагогов холерики - самая
настоящая проблема. Они очень плохо поддаются дисциплине, а
желание учиться у них появляется так же быстро, как и исчезает.
Детям-холерикам бесполезно что-либо втолковывать и переделывать
их нервную систему в принудительном порядке. От этого у них
лишь возникает "эффект бумеранга". Когда ребенка вынуждают длительное
время воспринимать информацию, направленную на изменение его
установок, суждений и мнений. Но ребенок не только не изменяет
свои исходные позиции, но и еще более в них укрепляется.
Холерики - большие любители экспериментов, они очень артистичны
и в высшей степени самолюбивы. Поэтому постарайтесь их исследовательские
способности направить в нужное русло. Например, подарите ему
микроскоп или подзорную трубу, физическую или химическую лабораторию.
Также хорошим подарком будет абонемент в тренажерный зал или
бассейн.
Подарок для черепахи Тортиллы
ФЛЕГМАТИКИ (от греч. phlegma - слизь) в отличие от холериков
характеризуются низким уровнем психической активности, медлительностью,
спокойствием, внешним слабым проявлением чувств - невыразительностью
мимики, вялостью речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности
на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Самое главное
для них - привычка. Принимают пищу, засыпают и просыпаются они
всегда в одно и то же время. У флегматиков преобладает ровное,
спокойное настроение. Чувства их отличаются постоянством. Они
хорошие исполнители, но почти никогда не занимают административных
должностей. Их нервная система такова, что при размеренной тихой
жизни у них может развиться вялость, бедность эмоций, склонность
к выполнению однообразных привычек.
Чтобы этого не произошло, старайтесь разнообразить их жизнь,
дарите им билеты на концерт или в театр, палатку и походный
рюкзак. Еще одним замечательным подарком будет велосипед.
Флегматики-дети очень медлительны, вялы и безынициативны. Но
в отличие от меланхоликов они не капризны и не требовательны.
Часами могут играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же
сказку в течение месяца. В школе флегматики обычно успевают
по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени.
У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо
переубедить. Их ровное настроение является одновременно и плюсом
и минусом. При отсутствии ярких впечатлений у маленького флегматика
будет развиваться "тормозной процесс", ребенок не сможет соответствовать
современному темпоритму, и это будет ставить барьер между ним
и его сверстниками.
Чтоб развить у таких детей интерес к жизни, встряхнуть их как-то,
необходимо дарить им спортивные подарки: лыжи, коньки, мопед
или велосипед. Малышам - краски, кисточки, пластилин для развития
воображения. Почаще покупайте им новую одежду и время от времени
меняйте обстановку в их комнате.
Подарок для Буратино
САНГВИНИКИ (от лат. sanguis, род. п. sanguinis - кровь, жизненная
сила) считаются самым положительным для здоровья типом темперамента.
И это неудивительно: их характеризует самый устойчивый, уравновешенный
и энергичный тип темперамента. Сангвиники-взрослые очень общительны,
склонны оценивать все с позитивной точки зрения, т.е. оптимисты
на 100 %. Достаточно легко переживают неудачи и поражения.
Люди этого типа обладают быстротой и живостью движений, богатством
мимики, быстрым темпом речи. Очень работоспособны и деятельны,
быстро находят выход из трудных ситуаций. Благодаря вышеуказанным
качествам сангвиники чаще всего занимают руководящие места,
как на работе, так и дома.
Подарки сангвиникам, в силу их покладистого и жизнерадостного
характера, могут быть очень разными. Каждому подарку они найдут
применение и одинаково будут рады и зажигалке, и телевизору.
Главное, чтобы подарок был действенный, полезный. Не стоит сангвиникам
дарить вазочки и статуэтки. Они терпеть не могут статичные вещи.
Сангвиники-дети этого типа очень любознательны, веселы, общительны
и энергичны. У них самый психически устойчивый тип темперамента,
поэтому они меньше всех доставляют хлопот родителям. Капризничают
только в крайнем случае, и то скорее театрально. А в основном
у них ровное, позитивное настроение. В школе такие дети являются
стержнем коллектива, их выдвигают на ответственные задания,
и, по мнению педагогов, на них все должны равняться. Учителя
сангвиников обожают. Они легко усваивают материал, у них есть
желание узнать что-то новое, и при этом проблем с дисциплиной
практически не бывает.
Подарки ребенку-сангвинику должны быть подчинены определенной
цели - развитию и укреплению их природных данных. Так как при
неблагоприятных условиях у сангвиников могут проявляться поверхностность,
отсутствие сосредоточенности, поспешность поступков. Нежелательные
подарки - военная атрибутика (пистолеты, ножи, военизированная
одежда) и музыка агрессивных направлений (металл, панк).
Тип темперамента
Буратино - ярко выраженный сангвиник. Он общителен и коммуникабелен. Он находит общий язык не только с близкими ему по духу актёрами балагана, но и с изначально отрицательно настроенным по отношению к нему хозяином - Карабасом-Барабасом. Он энергичен, ему трудно усидеть на одном месте. Нелюбовь к рутинной и однообразной деятельности (учёбе), он наотрез отказывается учиться у Мальвины, и больше думает о том, как здорово Артемон гоняет птиц на поляне вокруг дома. Он так же довольно легко переживает неудачи, постоянно попадая в различные переделки, Буратино проявляет не дюжинное спокойствие. Потеря всех денег из-за кражи лишь ненадолго выводит его из равновесия, он сразу же увлекается новым - тайной Золотого ключика.
Вместе с тем, у него есть черты, свойственные холерикам. Он часто совершает резкие необдуманные поступки. В качестве примера можно отметить продажу азбуки, ссору со сверчком. Он так же нетерпелив, способен на некоторое время сосредоточиться на каком-то деле, однако затем влияние внешних раздражителей отвлекает его от намеченных планов. Когда Буратино шёл в школу, ему долго удавалось не отвлекаться: он не смотрел ни на сладости, ни на мальчиков, пускающих змея, ни на кошек, однако, в конце концов, его всё же привлекла навязчивая музыка, и он вместо школы направился в сторону балагана.
Буратино - экстраверт. Он помогает своему отцу - папе Карло, спасает своих друзей из лап полицейских бульдогов, и соглашается накормить своих спутников на Поле чудес и так далее. Он более склонен взаимодействовать с окружающим миром, нежели уходить в себя.
Является очень пластичным: легко приспосабливается к новым условиям, вступает в контакт с новыми людьми. Например, будучи запертым у Мальвины в тёмный чулан, и изначально испытывая страх перед темнотой и большим количеством пауков, он быстро привык к новым условиям и даже сумел найти выход и сбежать.
У Буратино высокая реактивность - он задорно и громко хохочет без особого повода.
Характер и его акцентуация
Я считаю, что самый выраженный тип акцентуации характера Буратино гипертимный. У него всегда хорошее настроение, он очень активен, любопытен, ему все интересно.
Он любит опасность. Рискуя быть схваченным, Буратино выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Едва появившись на свет, Буратино начинает проказничать и озорничать.
Характер у Буратино альтруистический - как отмечалось выше, он всегда готов прийти на подмогу своим друзьям и родственникам. С окружающими малознакомыми существами изначально очень вежлив. Общителен. Однако сварлив и склочен, затеял драку с Мудрым Сверчком, не поладил с Мальвиной. И всё это из-за того, что те, желая принести ему только пользу, поучали его.
Задиристость же деревянного озорника едва не привела его к гибели после стычки со старой и злой крысой Шушерой.
Буратино мечтатель и идеалист (вспомним, с какой уверенностью он гарантирует отцу, что купит ему тысячу новых курток).
Он быстро учится говорить, ходить, логически мыслить (не всегда удачно). С социальными не всё так просто. Буратино от природы шаловлив, однако, в конце концов, он обнаруживает в себе такие важные качества, как: способность к искренней дружбе, начинает уважать авторитеты - Сверчка. Да и мыл же он после драки руки перед едой, хотя раньше и не видел в этом особого смыла. Память Буратино развита на нормальном для ребёнка уровне. Он ни разу не забыл ничего из того, что с ним происходило.
Из органов чувств у него особенно хорошо развитыми являются зрительные. Так, попав в пруд к Тартиле, он различал микроскопических инфузорий, и даже видел, как они перебирают своими ложноножками. Можно сказать, что у него плохо развито объёмное зрение, так как он не сумел распознать, что перед ним не настоящий котёл, а всего лишь нарисованный на куске холста. Но хорошо развито воображение. Буратино очень реалистично мог представить себе разнообразную еду.
акцентуация характер коммуникабельность трудоспособность
План урока по теме
Курс | Твоя профессиональная карьера | |
Методы | Словесный, практический. | |
Технические средства: | Телевизор, видеомагнитофон. | |
Триединая цель урока | ||
Обучающий аспект | Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности |
|
Развивающий аспект | Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности |
|
Воспитательный аспект | Создание психологического комфорта на уроке, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата. |
Ход урока.
Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.
В.Гумбольдт
Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.
К.С.Станиславский
1. Организационный момент.
2. Основная часть урока.
- История учения и современные представления о темпераменте
Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков- желтая желчь (“холе”), у флегматиков-слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов-черная желчь (“меланхоле”).
Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.
Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.
- Понятие экставерсии-интроверсии. Психологические различия между экстравертами и интровертами. (Приложение №1 )
Экстравертированный типхарактеризуется обращенностью личности на окружающий мир.
Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.
Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.
- Проведение диагностики. (Приложение №2 ) Тест на определение темперамента.
- Использование видеоматериалов для более яркой характеристики типа темперамента.
Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)
Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)
Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”
Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)
- Основные типы темперамента и их свойства
Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвинический тип. Сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.
Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.
Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.
Посмотрите на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.
- Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.
Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, - меланхолики - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.
Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, - сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.
- Учащиеся работают с карточками-заданиями “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.
Определите тип темперамента, объясните почему.
- Светланасчитается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
- Андрей работает программистом. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость - к концу дня работоспособность уменьшается.
- Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.
На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.
3. Закрепление материала.
Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (