Термин поэма в литературе. Что такое поэма? Определение и понятие. Персонажи в главном произведении Н. Некрасова

греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох в целом не одинаковы по своим жанровым признакам, однако имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определенная эпоха, авторские суждения о которой даны читателю в виде рассказа о значительных событиях в жизни отдельного человека, являющегося ее типичным представителем (в эпике и лиро-эпике), или в виде описания собственного мироощущения (в лирике); в отличие от стихотворений, для поэм характерен дидактический посыл, так как в них прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно (в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты стремятся циклизоваться и превратиться в единое эпическое повествование.

Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с ее мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих нац. литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» (не ранее 4 в. до н. э.) и «Рамаяна» Вальмики (не позднее 2 в. н. э.), в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера (не позднее 8 в. до н. э.), в Риме – «Энеида» Вергилия (1 в. до н. э.), в Иране – «Шах-наме» Фирдоуси (10–11 вв.), в Киргизии – народный эпос «Манас» (не позднее 15 в.). Это поэмы-эпопеи, в которых либо смешаны различные линии единого сюжета, связанные с фигурами богов и героев (так в Греции и Риме), либо важным историческим повествованием обрамлены тематически обособленные мифологические предания, лирические фрагменты, нравственно-философские рассуждения и т. п. (так на Востоке).

В античной Европе жанровый ряд мифологических и героических поэм был дополнен образцами пародийно-сатирического (анонимная «Батрахомиомахия», не ранее 5 в. до н. э.) и дидактического («Труды и дни» Гесиода, 8–7 вв. до н. э.) стихотворного эпоса. Эти жанровые формы развивались в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее: героическая поэма-эпопея превратилась в героическую «песнь» с минимальным числом персонажей и сюжетных линий («Беовульф», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»); ее композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобожденном Иерусалиме» Т. Тассо); волшебному сюжету мифологической эпопеи пришел на смену облегченный волшебный сюжет стихотворного рыцарского романа (его влияние будет ощутимо и в ренессансных эпических поэмах – в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера); традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки); наконец, в Новое время на пародийно-сатирический эпос ориентировались поэты-классицисты, в манере бурлеска создававшие ироикомические поэмы («Налой» Н. Буало).

В эпоху романтизма с его культом лирики появились новые поэмы – лиро-эпические («Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона, поэма «Езерский» и «роман в стихах» «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова). В них эпическое повествование прерывалось различными развернутыми пейзажными описаниями, лирическими отступлениями от сюжетной канвы в виде авторских рассуждений.

В рус. литературе нач. 20 в. наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» различимы главки лиро-эпические (с авторским повествованием и диалогами персонажей) – и лирические (в них автор имитирует песенные виды городского фольклора). Ранние поэмы В. В. Маяковского (напр., «Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных и разнотемных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Инструкция

Откройте книгу с художественным произведением. Спросите себя, в какой форме написан текст: в или ? Это будет полезным, т.к. всей художественной литературы на эти две основные разновидности происходит не только на основе формальных критериев, но и смысловых. Проза чаще всего содержит в себе повествование о каких-либо или событиях, отвечая при этом на вопросы что?, где? и когда? Стихотворное же произведение стремится передать чувства, эмоции, впечатления лирического героя и, как правило, не имеет сюжета.

Возьмите себе на заметку, что в в связи с этим используется термин «литературный род», и приведенные выше два типа произведений относятся соответственно к эпическому и лирическому родам.

Откройте произведение А. С. пушкина "Руслан и Людмила". Убедитесь, что оно написано в стихах и попытыйтесь определить чувства и эмоции, выраженные лирическим героем. Нет сомнений, что это вызвало у вас затруднения. Неудивительно, ведь в поэме вовсе нет лирического героя с его чувствами. Зато есть сюжет, и вам не составит труда пересказать во всех подробностях перипетии судьбы Руслана на его пути к сердцу Людмилы. Очевидно, что в поэме два рода - лирический и эпический - соединяются вместе и образуют промежуточный, пограничный род, который носит название лиро-эпического. Таким образом, можно сделать вывод, что отличительная черта поэмы - это стихотворная форма в сочетании с развернутой сюжетной линией.

Видео по теме

Обратите внимание

В истории литературы эти лиро-эпические произведения – поэмы – известны давно и встречаются довольно часто. Еще в Античности титаны художественного слова Гомер и Вергилий писали свои стихотворные поэмы-эпопеи – всем известные «Илиада» и «Одиссея».

Поэмы были особенно популярны в эпоху Романтизма, когда писатели стремились к поиску новых, синтетических жанров, позволивших бы не просто рассказать, но и чувственно описать жизнь. Тогда Дж. Байрон написал свою поэму «Паломничество Чайлд Гарольда», С. Кольридж – «Поэму о старом моряке», У. Вордсворт - «Майкла».

Поэмами являются и такие известные произведения русских авторов, как «Демон» М. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Василий Теркин» А. Твардовского.

ПОЭМА

- (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике): например: Дж. Байрон "Паломничество Чайльд-Гарольда", А.С. Пушкин "Медный всадник", А. Ахматова "Поэма без героя" и др. Первоначально, в античную эпоху, основу содержания П. - торжественного, "высокого" по духу и слогу произведения - составляли героические и мифологические сюжеты, однако с течением времени ее жанровое содержание расширилось: П. стали называть не только стихотворный текст героического, исторического, лирического или сатирического характера, но и прозаическое произведение, автор которого стремился подчеркнуть масштабность художественного замысла (например: П. Н.В. Гоголя "Мёртвые души", "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОЭМА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЭМА в Литературной энциклопедии:
    [греч. poiein — «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем …
  • ПОЭМА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (греч. poiema), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ПОЭМА в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос …
  • ПОЭМА
    [греческое] 1) сюжетное литературное произведение лиро- эпического характера в стихах, стихотворная повесть или рассказ (например, "медный всадник" пушкина); 2) название …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. Большое лирико-эпическое повествовательное произведение в стихах. 2. перен. О чем-нибудь возвышенном, прекрасном. П. …
  • ПОЭМА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, и. Пушкина "Цы-ганы". …
  • ПОЭМА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПО́ЭМА (греч. рoiema), поэтич. жанр большого объёма, преим. лироэпический. В древности и ср. века П. называли монументальный героич. эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ПОЭМА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    поэ"ма, поэ"мы, поэ"мы, поэ"м, поэ"ме, поэ"мам, поэ"му, поэ"мы, поэ"мой, поэ"мою, поэ"мами, поэ"ме, …
  • ПОЭМА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая …
  • ПОЭМА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "Мцыри", …
  • ПОЭМА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. poiema создание) 1) большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; перен. о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2) название нек-рых муз. …
  • ПОЭМА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая (как правило, многочастная) стихотворная форма; * о чём-л. прекрасном, необыкновенном; 2. название нек-рых муз. произведений - небольших …
  • ПОЭМА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОЭМА в словаре Синонимов русского языка:
    дастан, книга, рамаяна, …
  • ПОЭМА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Повествовательное художественное произведение в стихах. б) Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Лопатина:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    поэма, …
  • ПОЭМА в Орфографическом словаре:
    по`эма, …
  • ПОЭМА в Словаре русского языка Ожегова:
    о чем-нибудь возвышенном, прекрасном П. любви. П. весны. поэма большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему Эпические …
  • ПОЭМА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) …
  • ПОЭМА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (по), поэмы, ж. (греч. poiema - творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события …

Поэма (греч, poiema - творение) - большое многочаст­ное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, лиро-эпический жанр. Основные жанровые свойства поэмы: широта повествования, наличие разверну­того сюжета и глубокая разработка образа лирического героя.

Истоки данного жанра - в античных и средневековых эпо­пеях. Характерные свойства античных поэм-эпопей: широта охвата действительности, в центре внимание автора - важ­нейшее общественно-историческое событие, установка на на­родное мировосприятие, наличие большого количества пер­сонажей, изображение ярких, разносторонних характеров, наличие единства действия, связывающего все композици­онные элементы, замедленность повествования и многосто­ронний показ жизни, мотивировка происходящих событий объективными причинами и обстоятельствами (независимо от воли персонажа), самоустраненность автора, высокий слог, плавность и торжественность повествования.

В период Средневековья возникают религиозные поэмы. Наиболее известный памятник этого периода - «Божествен­ная комедия» Данте. Отправной точкой в поэмах этого пери­ода становятся постулаты христианской морали. Характерные черты поэмы Данте - дидактизм, аллегорический характер.

Кроме религиозных также создаются рыцарские поэмы («Не­истовый Роланд» Ариосто). Их тематика - рыцарские и лю­бовные приключения. В XVII-XVIII вв. появляются герои­ческие поэмы («Потерянный рай», «Возвращенный рай» Мильтона, «Генриада» Вольтера).

Расцвет жанра связан с эпохой романтизма («Палом­ничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, южные поэмы А.С. Пушкина, «Демон» М.Ю. Лермонтова). Характерные свойства романтической поэмы: в центре изображения - от­дельно взятая личность, с ее нравственными принципами и философскими взглядами на мир, утверждение автором сво­боды личности, темой являются события частной жизни (лю­бовь), возрастание роли лирико-драматического элемента.

В реалистической поэме уже сочетаются нравоописатель­ные и героические моменты (Н.А. Некрасов «Мороз, Крас­ный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»). Таким образом, мы можем выделить следующие виды поэмы: религиозная, рыцарская, героическая, дидактическая, философская, ис­торическая, психологическая, сатирическая, бурлескная, поэма с романтическим сюжетом. Кроме того, существуют лирико-драматические поэмы, где преобладает эпическое начало, лирическое же начало проступает через систему обра­зов («Пугачев» С.А. Есенина, «Рембрант» Д. Кедрина) .

В XX в. создавались исторические поэмы («Тобольский летописец» Л. Мартынова), героические («Хорошо!» В.В. Ма­яковского, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского), лирико- психологические («Анна Снегина» С.А. Есенина), философ­ские (Н. Заболоцкий «Безумный волк», «Деревья», «Торже­ство земледелия»).

Здесь искали:

  • что такое поэма
  • что такое поэма в литературе определение
  • поэма