Статья задуматься о жизненных ценностях. ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое жизненные ценности. Как определить свои жизненные максимы

8 405 0

Здравствуйте! В этой статье речь пойдет о жизненных ценностях человека, их основных категориях, о том, как они формируются и как происходит их переосмысление.

Ценности – это основные цели и приоритеты, которые определяют сущность самого человека и управляют его жизнью. Это человеческая вера, принципы, идеалы, понятия и стремления. Это то, что каждый человек определяет для себя как самое значимое и важное в жизни.

Что такое жизненные ценности и их роль для нас

Жизненные ценности и ориентиры – это некие абсолютные величины, занимающие первое место в мировоззрении и определяющие поведение человека, его желания и стремления. Они помогают решать поставленные задачи и расставлять приоритеты в собственной деятельности.

У каждого человека своя иерархия ценностей. Ценности определяют то, как человек выстраивает свою жизнь, как заводит друзей, выбирает место работы, как получает образование, какие имеет хобби, как взаимодействует в социуме.

В течение жизни иерархия ценностей, как правило, меняется. В детском возрасте на первом месте оказываются одни значимые моменты, в подростковом и юношеском – другие, в молодости третьи, во взрослом состоянии – четвертые, а к старости все опять может измениться. Жизненные ценности молодежи всегда отличаются от приоритетов пожилых людей.

В жизни происходят события (счастливые или трагические), которые способны повернуть мировоззрение человека на 180 градусов, заставить его полностью переосмыслить свою жизнь и заново расставить приоритеты с точностью наоборот тому, какие были раньше.

Это естественный процесс развития человеческой психики и личности. Подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды — защитная функция организма, часть эволюционного процесса.

Каждому индивиду необходимо четко осознавать иерархию собственной системы ценностей. Данное знание помогает в разных сложных ситуациях, например, когда необходимо сделать сложный выбор между двумя важными вещами в пользу одной. Ориентируясь на первостепенные ценности, человек сможет правильно для собственного благополучия определить истинно важное.

Разберем типичный пример из жизни. Ответственный трудоголик часто задерживается на работе, чтобы успешно выполнить все поставленные задачи. Работа действительно интересная, хорошо оплачиваемая, перспективная и т. д., но нескончаемая. Всегда гложет ощущение, что не дорабатывает и не успевает. Дома его с нетерпением ждет любимая семья. Жена периодически предъявляет претензии по поводу частого отсутствия дома, что также доставляет определенный дискомфорт. Чувство неудовлетворенности затягивается и становится хроническим.

Вот именно в таких ситуациях необходимо научиться правильно расставлять приоритеты. Важно определиться, что на первом месте. Решить проблему внутри себя и перестать метаться. Всегда все успевать невозможно, а вот выбрать первостепенную важность вполне возможно. Разобрав подобные случаи и приняв собственную иерархию приоритетов, можно свести к минимуму хронические личностные конфликты.

Нет правильных и неправильных систем жизненных ценностей. Для кого-то успешная карьера и признание на первом месте, для кого-то любовь и семья, для других образование и постоянное развитие.

Зато есть осознание собственной иерархии приоритетов и внутренняя согласованность с ними. И есть внутренний конфликт, когда у человека имеются трудности с и определением истинной важности вещей для себя.

Основные жизненные ценности

Условно жизненные ценности можно поделить на две группы:

  1. Материальные: , комфорт, дом, ощущение финансовой состоятельности и стабильности.
  2. Духовные:
  • Семья : интимные длительные стабильные в паре, продолжение рода, чувство собственной необходимости другим людям, чувство общности.
  • Друзья и рабочий коллектив : ощущение принадлежности к группе.
  • Карьера : достижение определенного социального статуса, уважения значимых людей.
  • Любимое дело : бизнес-проект или хобби (музыка, спорт, огородничество и т. д.), раскрытие собственного предназначения и талантов.
  • Образование и развитие каких-либо навыков, качеств, личностный рост.
  • Здоровье и красота : стройность, хорошая физическая форма, отсутствие болезней.

Обе категории переплетаются друг с другом и превращаются смежные ценности. В современном мире трудно отделить материальные ценности от духовных. Для реализации одних необходимо наличие других. Например, для получения образования необходимо определенное финансовое состояние, которое нужно заработать. Деньги приносят в семью финансовый комфорт и возможность для досуга и интересных хобби. Для здоровья и красоты также необходимы материальные вложения. Социальный статус современного человека во многом определяется нажитыми материальными благами. Таким образом, материальные ценности стали неотъемлемой частью духовных.

Жизненные ценности бывают:

1. Общечеловеческие (культурные). Это общие представления людей о том, что хорошо и что плохо. Закладываются они в детстве, и на их развитие влияет общество, окружающее человека. Образцом, как правило, становится семья, в которой родился и рос ребенок. Приоритеты родителей становятся основополагающими при формировании собственной системы ценностей.

К общечеловеческим приоритетам относятся:

  • физическое здоровье;
  • жизненный успех (образование, карьера, социальный статус, признание);
  • семья, дети, любовь, друзья;
  • духовное развитие;
  • свобода (суждений и поступков);
  • творческая реализация.

2. Индивидуальные. Формируются у каждого человека на протяжении жизни. Это те ценности, которые человек выделяется из общепринятых и считает важными именно для себя. В приоритете могут быть вежливость, доброта, вера в людей, грамотность, воспитанность и другие.

Как выявить свои ценности

В настоящее время психологами разработано большое количество методик для диагностики жизненных ценностей.

Тесты можно пройти онлайн. Занимают они, как правило, не более 15 минут. Результат появляется в течение нескольких секунд. Методики представляют собой ряд вопросов с несколькими вариантами ответов либо список утверждений для дальнейшего ранжирования. Ответы не бывают правильными или неправильными, а результаты – плохими или хорошими. По итогам тестирования выдается список основных ценностей опрашиваемого.

Данные методы помогают человеку быстро получить картину собственной иерархии приоритетов.

Результаты тестирования иногда могут поставить «в тупик». Возможно, вам покажется, что они неверны и ваша система приоритетов не соответствует выданной программой. Попробуйте пройти другой тест, а потом еще один.

В то время, пока вы будете отвечать на вопросы, сможете параллельно для себя определиться, что конкретно для вас в жизни наиболее значимо, а что второстепенно.

Другой вариант определения собственной системы ценностей представляет собой самостоятельный анализ своих приоритетов.

Для этого необходимо написать на листе бумаги все значимые для вас вещи в жизни. Все, что вы уважаете, цените и чем дорожите. Необязательно пользоваться терминологией и подсмотренными критериями, и определениями. Перечисляйте именно теми словами, как вещи называются в вашей голове.

После составления списка, сделайте небольшой перерыв. Переключитесь на другую деятельность. Затем снова возьмите свой список и внимательно на него посмотрите. Выберите 10 самых важных для вас ценностей, остальные вычеркните. Теперь список необходимо снова сократить вдвое. Чтобы проще было определиться с приоритетами, прокручивайте в своей голове разные жизненные ситуации, определяя, что важнее.

В итоге осталось 5 самых значимых ценностей. Проранжируйте их (распишите в порядке от 1 до 5 по степени важности). Если не получается выбрать, что ценнее для вас, представьте ситуацию, в которой пришлось бы решить, чего было бы для вас лишиться тяжелее. И вот именно то, с чем вы не можете расстаться даже в мыслях, и будет вашей самой приоритетной жизненной ценностью. Остальные тоже останутся важными, но все-таки второстепенными.

Таким образом, вы получите картину своих жизненных приоритетов.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Вопросом о прививании жизненных ценностей, как правило, задаются молодые родители. Хочется вырастить своего родного человека «правильным» и счастливым.

Основополагающим фактором при выборе системы приоритетов, которую хочется отложить в голове ребенка, является собственное понимание родителями «правильных» ценностей.

Сформированные в детстве представления о важных вещах закрепятся в подсознании на всю оставшуюся жизнь и без серьезных потрясений останутся неизменными. Речь идет об общечеловеческих ценностях (семье, любви, стремлении к саморазвитию и образованию, карьерному росту, материальному обогащению).

В семье, где всегда на первом месте близкие люди, вырастет ребенок, ценящий любовь и межличностные отношения. В семье карьеристов, скорее всего сформируется амбициозная личность, жаждущая определенного статуса. И т. д.

Система ценностей растущего человека выстраивается на жизненном опыте. На том, в чем он ежедневно «варится». Бесполезно говорить подрастающему поколению, что самое главное в жизни семья, когда отец пропадает на работе, а мать не вылезает из гаджетов, обделяя вниманием ребенка. Если хотите сформировать у своего малыша, как вам кажется «правильные» жизненные приоритеты, показывайте это на собственном примере. Жизненные ценности детей в руках родителей.

Переосмысление ценностей

Формирование основных жизненных ценностей начинается на первом году человеческой жизни и заканчивается примерно к 22 годам.

На протяжение жизни человек сталкивается с различными ситуациями, влекущими за собой переосмысление ценностей. Такие моменты всегда связаны с сильными эмоциональными потрясениями (как положительными, так и отрицательными) или затянувшимися депрессивными состояниями. Это могут быть:

  • вступление в брак;
  • рождение ребенка;
  • потеря близкого человека;
  • резкое изменение финансового положения;
  • тяжелое заболевание (собственное или близкого человека);
  • трагические события мирового масштаба, унесшие много жизней);
  • влюбленность в человека, несоответствующего идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости);
  • старость (окончание жизненного пути).

Иногда смена приоритетов происходит непроизвольно, когда инстинктивно человек выбирает оптимальный путь для своей дальнейшей жизни.

Иногда, например, в случаях кризисов, к переосмыслению и новому выбору жизненных ценностей приводят длительные душевные терзания. Когда в долгих депрессиях человек ощущает свое собственное несчастье, не может найти выход – и проблема жизненных ценностей встает остро. В таком случае для перестановки приоритетов требуется сознательный подход и четкое желание .

Переосмысление ценностей дает человеку шанс «начать жизнь с чистого листа». Измениться самому, в корне поменять свое существование. Зачастую такие перемены делают человека счастливее и гармоничнее.

Для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром в различных видах деятельности. Они способствуют личностному росту, созданию комфортной жизни, формированию творческого мышления и т.д. Все достигаются человеком благодаря выстроенной им иерархии ценностей, которая определяет, что из приоритетов стоит на первом месте. Это мерила человеческого счастья.

Одни ставят на первое место семью, другие не мыслят своего благополучия без третьи отдают интересам, увлечениям. Некоторые представители человечества, отказываясь от материальных благ, видят свое счастье лишь в духовном самосовершенствовании. В общем, жизненные ценности - это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Выбор основополагающих ориентиров осуществляется людьми в зависимости уровня развития их сознания. Однако или материальные, не должны являться крайностью, так как это неизбежно приведет к чрезмерной заматериализованности или, наоборот, иллюзорности. Поэтому очень важно добиться равновесия в системе жизненных приоритетов.

Существуют общечеловеческие жизненные ценности, которые одинаково важны для всех людей. Каждая эпоха устанавливает для индивида свою систему приоритетов. В современном обществе к ценностям относится здоровье, семья, работа и образование. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Начиная формироваться в семье, жизненные ценности в дальнейшем определяют образ и их мировоззрение. Проанализировав их, можно определить скудность или богатство внутреннего мира человека, разнообразие его интересов и индивидуальность. В формировании ценностных установок личности значительную роль играет его близкое окружение (друзья, семья), религиозные воззрения, а также национальные и социальные традиции.

Основные жизненные можно разделить на несколько групп:

  • Семья. Предполагает длительные отношения (с родителями, детьми, партнером по браку, близкими и друзьями), которые рассматриваются как ценность. Благодаря совершенствованию человека в паре, его личностный рост происходит более результативно. А теплые взаимоотношения с родными позволяют ощутить всю полноту счастья.
  • Карьера. Предполагает целенаправленные действия, направленные на достижение определенного благодаря которому перед человеком открываются новые возможности и сферы влияния.
  • Любимое дело. Способствует раскрытию внутреннего мира человека. При разумно выстроенной иерархии жизненных ориентиров, любимое занятие, хобби и многие другие интересы будут содействовать укреплению состояния душевной гармони и счастья.
  • Деньги, комфорт. Упорядоченный быт рассматривается как ценность, которая требует определенных финансовых затрат.
  • Образование. Повышение профессионального мастерства способствует личностному развитию и представляет собой определенную ценность. Благодаря приобретению определенных знаний и умений возможно качественное и грамотное выполнение работы, карьерный рост.
  • Здоровье и красота. Ценности тела (подтянутая фигура, развитая мускулатура, ухоженная кожа) рассматриваются как важный компонент здорового образа жизни, требующий систематических занятий.
  • Личностный рост. Включает в себя определенные социальные и психологические навыки, способствующие формированию зрелости во взглядах, внимания к окружающим людям, проявление мудрости, владение своими чувствами и эмоциями.

Таким образом, жизненный ценности - это способ самоутверждения человека, регулирующий его поведение.


Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

08.04.2015

Снежана Иванова

Важнейшую роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации...

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Жизненные ценности организовывают жизнь человека. Индивид может сам определить важные понятия, но после этого они управляют его поведением. Это свод внутренних правил, то, за соблюдением чего человек следит самостоятельно.

Ценности, критерии и основа для их роста

Нельзя думать, что жизненные ценности в жизни всегда играют важнейшую роль. Мало кто ими действительно руководствуется. О ценностях идет речь в беседах, но проживать каждую секунду для реализации своих ценностей нелегко, не каждый может так поступать.

С физиологической точки зрения человек существует для удовлетворения своих потребностей, руководствуется своими привычками и проявляет эмоции при столкновении с неудовлетворяющими его явлениями. Ценности многих людей существуют только на словах, их выполнение не осуществляется. Для них жизнь определяется простыми физиологическими механизмами. Личностью стать необходимо, а для этого придется развить собственные ценности. Таким образом, важные жизненные ценности требуют достижения определенной личностной базы.

Критерии настоящих внутренних ценностей:

  • Они дороги человеку, он готов постоять за них.
  • В их выборе должна присутствовать осознанность, ведь личность должна без напоминаний соблюдать их.
  • Позитивность ценностей вызывает гордость у человека.

Важным пунктом является понимание. Изменить жизнь на смертном одре невозможно, поэтому осознавайте интерес и нужность своих жизненных правил, пока есть время. Если вам наверняка известно, чего вы хотите и что цените больше всего, наполняйте каждый день вашей жизни этим.

Формирование ценностей

Если в канун Нового года вы вспоминаете все, что было в ушедшем, и мечтаете, что должны сделать в новом году, то это самое подходящее время определить жизненные ценности. Распишите все, что имеет важность для вас, а дальше остается лишь следить за соблюдением этого. Признак действительно развитой личности - если человек руководствуется в действиях и поступках своими ценностями. Последние определяют цели, из них вырастают планы и будущее человека. Больше обдуманных действий - активнее рост личности.

У всех свой, уникальный набор внутренних правил. Обычно формирование жизненных ценностей происходит до наступления двенадцати лет. На нас влияют родители, школа и учителя, окружающая культура, прочее. Ценности могут сформироваться после их осознания и полного принятия. Полноценная личность имеет упорядоченные жизненные ценности. Она понимает, что наиболее важно и находится на первом месте, а что размещено ниже или служит для достижения других целей. Совпадения в перечне ценностей способствует улучшению отношений между людьми, а значительные отклонения дают повод возникнуть конфликту. Жизненные ценности возникают еще в детстве, благодаря атмосфере, окружающей нас. Естественное формирование новых ценностей может происходить путем вовлечения индивида в другие условия жизни, где новый блок ценностей ему критически необходим.

Категории ценностей

Что еще известно об основных жизненных ценностях? Можно ли их перечесть? Целый список жизненных ценностей обширен, но все подлежит классификации. Синтон-подход группирует основные жизненные ценности нормальной личности на три круга:

  • Связанные с работой, делом, бизнесом.
  • Относящиеся к отношениям и личной жизни.
  • Отвечающие за собственное развитие.

Эти части можно рассмотреть более подробно.

Наслаждение

Развлечения и отдых, любовь, азарт. Это радость и отрыв, наслаждение и жизнь на полную. Ваше возможное путешествие в страну мечты, где вас ждет море и песок, к примеру, или горы и снег. Игра в рулетку, когда все на кону, покер или спор. Романтичные уютные встречи в кофейнях, проходящие в полумраке с любимым человеком рядом.

Взаимоотношения

Дети, семья, общее взаимопонимание. Долгие, стабильные отношения любящей пары. Вопрос отцов и детей, вечной дружбы и близких людей. В эту категорию включена ценность взаимоотношений с другими людьми в принципе. Кроме того, здесь присутствует любовь, но она имеет другой характер, не страстный, но заботливый, ласковый и уважительный. Это радость встречи с детьми и супругом после долгого рабочего дня. Это терпеливая сыновья помощь пожилым родителям, когда они не в силах справиться даже с обычными делами.

Стабильность

Комфорт, деньги, дом. Эта группа касается стабильного быта и порядка. Она касается сразу двух понятий. "Комфорт, деньги, дом" необходимы для семьи, а также поддерживают полноценный отдых. Во-вторых, финансовый вопрос затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Для меблирования новой квартиры молодожены едут в "Икею". Они вынуждены провести там много времени, ведь все, что им хочется, слишком дорого, а их бюджет ограничен.

Предназначение

Собственные проекты и дела. На что вы тратите свой день? Чем вы занимаетесь на работе? Что в вашей голове, прежде чем вы уснете? В этой категории присутствует все, что относится к вашим идеям, планам и работе, вашему развитию. Подросток увлекается видео- и фотосъемкой. Он тщательно выискивал лучшие кадры. Спустя десять лет мужчина добился невероятного успеха и снимает клипы. Следующий его шаг - режиссура.

Статус

Власть, карьера, статус. Жажда обретения высшей позиции в социуме, новых влияний и открытых дверей. Бизнесмен приобретает все более дорогие автомобили, подчеркивая их престиж. Модель ходит за покупками только в брендовые магазины. Они демонстрируют свое положение в обществе, ведь столько усилий было потрачено для его достижения.

Образование

Повышение квалификации в работе, самообразование. Выполнение своих профессиональных задач усложняется без должного уровня образования и необходимого опыта. По этой причине квалификация затрагивает категорию "Работа, дело, бизнес". Улучшение образования и повышение мастерства ведет к развитию человека как личности. Стилист внимательно рассматривает появление селебрити на красной дорожке, ведь ему важно ознакомиться с последними тенденциями в области моды.

Саморазвитие

Развитие психологических и социальных навыков, рост личности. Категория развития индивидуальных характеристик. Рост личности ведет к осознанным выводам, повышенному вниманию к близким и окружающим. Социальные навыки означают умение вести себя в обществе, находить общий язык с разными людьми. Психологические навыки - борьбу со своими опасениями, контроль эмоций, ясность мыслей. Рядом с человеком сразу появляются люди, когда он следит за проявлениями своих чувств, внимателен к окружающим.

Физиология

Здоровье, красота, развитие в гармонии. Стройность, забота о внешности, хорошая физическая форма, способность к танцам и грациозности - все это физиологические жизненные ценности, которые расположены на границе двух категорий. Развитие тела и внимание к своему здоровью ведет к развитию личности, поэтому оно соприкасается с категорией саморазвития. Эти ценности попутно влияют на отношения с противоположным полом, поэтому категория "Отношения и личная жизнь" развивается параллельно.

Духовность

Реализация целей, познание окружающего мира и жизненных принципов, рост духовной сферы. Вам сложно оставить след для будущих поколений, если вы живете только для себя и своих нужд. Вы должны следить за своими мотивами, развитием духовных стремлений. Жизненные цели и ценности не формируются благодаря покупке беллетристики о духовных практиках, эзотерике и сверхъестественном.

Итак, подведем итоги. Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью решать определенные задачи, мы боремся с обстоятельствами, которые неблагоприятно влияют на нас. Важно в таких ситуациях принимать решение, основываясь на собственных ценностях. Чувство собственного достоинства возникает только в случае соблюдения внутренних правил. Жизненные ценности человека дарят ему спокойствие и стабильность.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Перед каждым человеком, живущим на голубой планете, ежедневно возникает один и тот же список важных дел. Одни из них привычные, банальные и даже бытовые. Другие - подчинены совершенно иным законам.

Каждый новый день приветствует новыми обстоятельствами и правилами игры, которая в состоянии вытрепать и без того шаткие нервишки. При возникновении сложностей, огромное значение имеют жизненные ценности человека, что благополучно служат ему неким ориентиром во Вселенском пространстве выбора и решений.

Система ценностей помогает качественно отвечать на вопрос: «А туда ли я иду?», «Верную тропу ли я выбрал для своей полномасштабной реализации?».

Понимая суть своих убеждений и позиции, намного проще преодолевать возникшие трудности. Люди знают, что убеждение в правильности намеченного пути не даст сойти им с маршрута.

Когда высказывания, а главное действия личности находятся в полной гармонии с жизненными ценностями, то все аспекты проявлений становятся массивней и намного интересней, а следовательно, мы довольны собой.

А вот когда слова и поведение расходятся с выуженными подсознанием истинами, то в тот же миг на душе возникает не комфортное и «скребущее» чувство, будто бы раздражение и паника через считанные минуты разорвут изнутри!

Это внутреннее ощущение напоминает особе о том, что дело пошло не так. Более того, постоянное нахождение в таком подавленном состоянии, чревато огромными проблемами не только с психикой, но и со здоровьем!

Только в случае непоколебимой веры в близкие по духу ценности, человеку удастся сохранить нужный уровень самооценки, уверенности и простого, людского счастья. Но каким образом определить верный источник аксиом?

Определяемся с главными критериями

Главная задача индивидуума - как можно раньше вычленить список ценностей, что является основополагающим. Эта срочность обусловлена тем, что сделав такой шаг, человек начинает более эффективно формировать не только свой характер, но и поступки и долгосрочные планы.

Стоит понимать, что универсальных законов, применимых для широких масс — не существует. Все мы разные и именно благодаря этому значимые ориентиры одного — всегда будут расходится с истинами другого, а пятые или седьмые — попросту не сочтут это важным.

И все же, по каким критериям осуществлять отбор? Я предлагаю вам ознакомиться с наиболее распространенными аспектами выбора, что в той или иной степени, но обладает особым отношением к себе.

1. Ее Величество Любовь

Это, пожалуй, наиболее известная истина для женщин. И дело здесь вовсе не в романтике или ужине при свечах. Вопрос не касается свиданий, семьи или «конфетно-букетного» периода.

Каждый из нас способен испытывать это окрыляющее чувство. И вы можете это видеть по отношению к родным, друзьям или работе. Но сейчас я акцентирую ваше внимание на проявлении любви к другим людям, к тем, с которыми быть может вам никогда не доведется встретиться.

Вселенская любовь к себе подобным, а иногда целому роду, способна воспитать в особе терпимость , толерантность и сострадание. И когда все же мы к нему приходим, то открываем удивительную грань чистого добра, а не сплошных негативных качеств.

2. Глубокое понимание

Нам нужно быть понятыми и услышанными. Задумайтесь, скольких из нас может терзать злоба или гнев просто потому, что нет желания копаться в чужих заморочках?

Принимая вводные обстоятельства и данные, примиряясь и понимая других, вы сможете получить не только полных контроль возникшей ситуации, но и найти особенный подход к ее решению.

3. Уважение

Это один из самых главных критериев отбора. Как и большинство глубинных ценностей для личности - эта имеет свою уникальную нишу. Действуя под эгидой такого уважительного девиза, можно добиться нереальных высот.

Пожалуй, уважение относиться ко многим аспектам жизни обычного человека. Оно проявляется в личных отношениях, в рабочей атмосфере и, конечно же, при общении со своим «Я» и потребностями.

4. Железная дисциплина

Многие путают термин с нудным распорядком и банальным выполнением механической рутины. Но на самом же деле, дисциплина тесно граничит не только с пунктуальностью, но и уважительным отношением к чужому времени.

Так, привычка доводить дела до логичного конца, придерживаясь собой сотканных правил, индивидуум характеризует себя, как образованный, ответственный человек.

5. Честность и справедливость

Желая быть достойным поводом гордиться собственными поступками, особь может сделать выбор в сторону этой удивительной ценности, что прослужит ему долгие годы верой и опорой.

Дело в том, что честные люди не терпят лицемерия, хамства, обмана и множества негативных качеств, настырно норовящих промелькнуть в помыслах.

Более того, определение справедливости, как основополагающего лейтмотива по жизни, позволяет воздвигнуть остальные на таком же прочном фундаменте.

Я могу до бесконечности перебирать пласты человеческих «бриллиантов», что своим светом помогают шагать по миру, получая поддержку. В этот список базовых критериев и ценностей можно смело отнести и оптимизм , без которого сложно карабкаться вверх, и терпение, помогающее добиваться большего, и дружбу, и прощение, и особенно - благодарность .

Все наши ценности - это своеобразный компас, позволяющий бороздить мировые океаны событий с непобедимым кораблем. Изначальный список таковых — может достигать десятка. Но очень важно суметь провести детальный анализ, оставив при себе не более 6. У вас есть проблемы с уровнем дохода или отношениями?

Это происходит потому, что модель или картинка мира внутреннего, к сожалению, не совпадает с внешним. Вам особо тяжело принимать решения? Все дело в отсутствии четкого руководства и ответа на вопрос: «Чего же я хочу на самом-то деле?».

Только следуя по шепоту жизненных ориентиров, человек позволит себе жить полноценно и осознанно. Когда в голове есть выкристаллизовавшиеся установки, намного проще получать поддержку, независимо от обстоятельств за бортом. Итак, что можно назвать основными жизненными ценностями?

Главные среди главных

Психологически и физически здоровая личность может позволить себе сформировать 3 основных круга «истин», постепенно добавляя к нему «особо-личные».

1. Отношения и личная жизнь

Здесь спрятан мощнейший посыл бережливого, уважительного отношения к близким людям. Желание создать семью, обзавестись детворой и прожить счастливую, семейную жизнь.

Можно сказать, что это ценности внутренней радости от партнера, романтики, развлечений и колоссального заряда энергии с помощью путешествий.

2. Работа, дело всей жизни, сугубо бизнес

Зачем вы ходите на работу? Что получаете взамен? И главное, вас это устраивает? Желание стать лучше, зарабатывать больше и стремиться к покорению карьерных высот , наряду со словами «дом, быт и идеальный комфорт» совмещены здесь воедино. Такая ценность помогает двигаться к получению нового статуса, власти и увеличению уровня самооценки.

То бишь, здесь спрятано желание много трудиться, дабы таки попасть на вершину своего Эвереста! Это ценность, что имеет прямое отношение к идеям, планам и косвенно цепляет следующий пункт.

3. Всестороннее саморазвитие

Основная задача - познать внутренний мир и приручить внешний, прокричав: «Вот он я!». Невозможно выстроить хорошее дело без определенных навыков и знаний. Поэтому, ценность такого порядка направленна на накопительное, невидимое богатство, помогающее человеку развить мастерство, в котором он себя видит.

Не стоит забывать и о духовных практиках , что работают совершенно с другими вибрациями, неся с собой мощнейший заряд энергий.

Друзья, на этом я закончу сегодняшнее размышление. Подписывайтесь на обновления, а в комментариях поделитесь своим мнением касательно темы материала.

До встречи на блоге, пока-пока!