Школы в 17 веке. Развитие образования в Западной Европе в XVII – XVIII вв

Введение

Глава 2. Фольклор и литература

Глава 3. Научные знания

Глава 4. Влияние западноевропейских держав на образованность в России

Заключение

Список используемой литературы


Введение

С периода от принятия христианства до XII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно - русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. Благодаря деятельности государственных и православных деятелей, в короткий срок на Руси была создана "целостная система" образования от начальной школы до "академии", которая существовала в форме государственных и церковно-монастырских школ.

Актуальность темы:

На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием, что объясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, "светские" искусства - грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Целью моей работы является выяснить на каком уровне образованности находилось Российское общество к концу XVII века, проследить как западноевропейские державы влияли на образованность русских людей.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

1. Выяснить какими знаниями обладали жители России в XVII в.

2. Проанализировать имел ли влияние Запада на уровень образования в России в XVII в.

3. Проследить и выяснить возможно ли рассматривать этот процесс как диалог западноевропейской и русской культуры.

В своей работе я использовала несколько источников: Крижанич Ю.Политика, Памятники литературы Древней Руси: XVII век, Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием // Чтения в императорском обществе Истории и Древностей Российских и другие.

Также были использованы некоторые исследования:

1. Ключевского В.О. Он считал, что «западное влияние, проникая в Россию, встретилось здесь с другим господствующим в ней дотоле влиянием - восточным, греческим».

2. Уланова В.Я. , который так определял основных «проводников западного влияния»: торговля, военные и дипломатические отношения с Западом, развитие колоний иностранцев в Москве и других русских центрах, просветительная деятельность южно-русских выходцев, распространение иностранной и переводной литературы. При этом он подчеркивал, что некоторые «из этих путей распространения западной культуры в Россиюимеют свое начало по ту сторону смутного времении таким образом приковывают к себе внимание в качестведлительных проводниковзападной культуры»

По вопросу о школах этого периода среди дореволюционных исследователей возникла оживленная дискуссия. Некоторые ученые, в частности Л. Н. Майков (в своем исследовании о Симеоне Полоцком) и Г. Соколов (в статье о Сильвестре Медведеве), возводили Чудовскую, Спасскую и Андреевскую школы в ранг высшей школы. Г. Соколов, например, утверждает, что в Спасской школе учили не только «пиитике и риторике, но и богословию, истории, философии и диалектике». С другой стороны, Н. Каптерев, объясняя скудость материалов в области образования в России в допетровскую эпоху, утверждает, что «сведения о том, чему, как и кого. учили в московских греко-латинских школах, существовавших будто бы с половины XVII века, до нас не дошли единственно потому, что самых этих школ в Москве тогда вовсе не было».

Нам представляется, что в этом вопросе обе стороны правы и не правы. Нет оснований отрицать факт существования Чудовской, Спасской и Андреевской школ, если рассматривать их как продолжение и развитие традиционной формы образования на Руси, существовавшей ранее в наших монастырях, где процесс обучения не имел строгой системы, был тесно связан с богослужебной практикой, работой по переводу и исправлению книг и отводил большое место индивидуальному изучению творений отцов Церкви. Поэтому вряд ли можно считать эти школы прототипом «правильной» высшей школы, которая возникла в России только с учреждением Славяно-греко-латинской Академии.

Заметно возрастает в России интерес к педагогике, методике преподавания, вопросам домашнего воспитания. Теперь уже педагогические идеи выделяются из прежнего синкретизма богословско-нравственных сочинений, разрабатываются специальные тракты, составляются целые сборники педагогических сочинений. Особую популярность приобретают тракты по домашнему воспитанию детей.

Моя работа состоит из 4 глав:

1. Формирование и основные принципы образования в России в XVIIв. (в этой главе говорится о том, как, кто и чему мог обучиться)

2. Фольклор и литература (состоянии литературы на 17 в)

3. Научные знания (уровень развития научных знаний к 17в)

4. Влияние западноевропейских держав на образованность в России (имел ли Запад влияние на российскую образованность)

Введения и заключения.


Глава 1. Формирование и основные принципы образования в России в XVIIв.

Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи - старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян - люди неграмотные.

В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе - центру уездного управления. То же самое можно сказать и о многих дворянах, которых посылали из Москвы описывать и межевать земли, «сыскивать» беглых, чьи-либо упущения, преступления и т.д. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было немного.

Немало грамотных имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамотные люди выходили и из богатых, и из бедных слоев. Довольно часто как раз малый достаток стимулировал стремление к знанию, грамоте. «У нас - говорили, например, жители поморского Яренска, - которые люди лутчие и прожиточные, и те грамоте не умеют. А которые люди и грамоте умеют, и те люди молотчие». В Вологде для многих обедневших посажан умение писать - способ добыть хлеб насущный: «А кормятся на Вологде в писчей избушке площадным письмом посацкие оскуделые люди». В Устюге Великом таким путем добывали средства существования 53 площадных подьячих из местных посадских людей. Десятки и сотни таких же грамотеев трудились на площадях других городов.

Грамоте посадские и крестьяне учились у «мастеров» из священников и дьяконов, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Нередко обучение грамоте строилось на началах обычного ремесленного ученичества, по «ученической записи», соединялось с обучением торговле, какому-либо ремеслу. К примеру, К. Буркова, мальчика из посажан Устюга Великого, матушка отдала (конец столетия) для обучения грамоте и кружевному делу Д. Шульгину - тяглецу столичной Семеновской слободы.

Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень немного; они - из царского дома и высшего сословия, как царевна Софья и некоторые другие. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в середине века лежало около 11 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого (по ней потом учился Михаил Ломоносов). В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблицу умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий.

Многие люди учились по рукописным азбукам, прописям и арифметикам; последние имели подчас весьма экзотические названия: «Книга сия, глаголемая по-эллински, или по-гречески, арифметика, а по-немецки альгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость» (альгоризм - название, идущее от имени Ал-Хорезми, великого ученого средневековой Средней Азии, родом из Хорезма).

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все больше светских: летописей и хронографов, повестей и сказаний, всякого рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению краски, устройству всяких сооружений и др. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Школа XVII века Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности

3 слайд

Описание слайда:

Учителями в школах XVII века были духовные лица Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. Учителями в школах XVII века были духовные лица, и именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности со своими правилами. За свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев». Система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности. Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

4 слайд

Описание слайда:

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь написанный дьяконом В. Бурцева, очень известный в то время учебник. была распродан в течение одного дня в количестве 2400 штук.

5 слайд

Описание слайда:

Андреевский монастырь г. Москвы. В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов–ученых. Они должны были открыть учебное заведение (школу) при Андреевском монастыре г. Москвы. Но многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык. В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения.

6 слайд

Описание слайда:

«Братские школы». Русь нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего. Во многом организация школы напоминала современную. Образование в 17 веке, полностью совпадали с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение. Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. Но, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений. Поэтому появилась необходимость создание высшей школы.

7 слайд

Описание слайда:

Петр I. Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр начал создавать военные школы.

8 слайд

Описание слайда:

Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня) В 1701 году была создана в Москве Школа математических и навигационных наук Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.

9 слайд

Описание слайда:

Л.Ф. Магницкий- автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности. Основным учителем в ней был Леонтий Магницкий (1669-1739), автор учебника «Арифметика», образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

10 слайд

Описание слайда:

Первая в России гимназия была основана в Москве 2 мая 1703 г. лютеранским пастором Эрнстом Глюком. 10 Слайд Первая в России гимназия Глюка была основана в Москве 1703 г. В гимназию принимали детей (недорослей) «всякого состояния».

11 слайд

Описание слайда:

князья Голицыны Бестужев-Рюмин Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский,Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин). Обучение было бесплатным. Основное внимание в гимназии уделялось изучению иностранных языков, и общеобразовательных предметов, а также: танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников.

12 слайд

Описание слайда:

В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. В 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось заниматься общим образованием.

13 слайд

Описание слайда:

В 1715 году организована Морская академия. Известный мореплаватель А.И.Чириков В 1715 году организована Морская академия, где изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, и другие науки. Учащиеся участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников, известные мореплаватели.

14 слайд

Описание слайда:

Екатерина II. . А.А. Прозоровский, А.И.Румянцев А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский А.А. Прозоровский, В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям, которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать. (В нем учились будущие генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф.Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И.Репнин, И.И. Веймарн, М.В.Каховский, генерал-прокуроры А.А.Вяземский, А.А.Беклешов, генерал-инженер М.И.Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М.Херасков, В.А.Озеров, М.В.Крюковский и многие другие.)

15 слайд

Описание слайда:

В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями.

16 слайд

Описание слайда:

Выпускники Морского корпусаИ.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский Выпускники Морского корпуса - Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лисянский.

17 слайд

Описание слайда:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) Московский университ. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый Михаил Ломоносов (1711–1765). Который был одним из инициаторов создания Московского университета.

18 слайд

Описание слайда:

Он первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, и первым в истории русской педагогики ввел школьные упражнения,домашние задания и экзамены. Был сторонником классно-урочной системы.

19 слайд

Описание слайда:

Петербургская медико-хирургическая академия 1798 г. эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины.

20 слайд

Описание слайда:

Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей В.М. БЕХТЕРЕВ Е.С. БОТКИН Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей таких как.С. Боткин, В.М. Бехтерев.

21 слайд

Описание слайда:

Петр I принял решение создать начальные школы по всей России Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы, где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.

22 слайд

Описание слайда:

Российская императрица Елизавета Великая Иван Иванович Бецкий Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В 1763 году её главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795), который создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования.

образования .

Паисий Лигарид Юрий Крижанич

(протопоп Аввакум); византийско-русский латинофильский славяно-греко-латинский западников и славянофилов

Федор Алексеевич

братства братские школы Грамматика словенского языка Мелентием Смотрицким

Школа

Федор Ртищев Типографическое училище

братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

книгопечатания Букварь » Василия Бурцева Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное

Семена Дежнева и Федота Попова

Вопросы и задания

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5939 | Нарушение авторского права страницы

Образование

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя — как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Русине предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия — хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В.

Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Видео по теме

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Но все же многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Они полагали, что такая методика ведет к еретичеству и уходу от бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Иван Фомин, священник Введенской церкви, на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавил школу при Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получалобразование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика, астрономия.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке — единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке вРоссии, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Комментарии

Похожие материалы

Бизнес
Смена генерального директора в ООО: коротко о главном

О том, как происходит смена генерального директора предприятия, знают далеко не все.С развитием рыночных отношений в России и крахом СССР был разработан Гражданский кодекс, регулирующий гражданско-правовые отно…

Дом и семья
Уход и питание в период, когда у котят меняются зубы (коротко о главном)

Иногда неопытные владельцы кошек задаются вопросами: «Меняются ли зубы у котят? Если да, то как происходит их смена? Нужен ли какой-то особый уход за питомцами в этот период?» Именно данной теме и будет по…

Закон
Посольство Сирии в России: информация о работе дипломатической миссии

Сирийская Арабская Республика уже давно не сходит с новостных лент. События в этой стране являются предметом обсуждения всех европейских лидеров без исключения. Естественно, что данные встречи не могут обойтись без уч…

Закон
Ювенальная юстиция в России. Закон о ювенальной юстиции

Фактически ювенальная юстиция должна была стать очень положительной системой, при помощи которой обеспечивалось бы спасение детей из неблагополучных семей, велась бы борьба с действиями родителей по отношению к собств…

Здоровье
Лечение волос в домашних условиях: коротко о главном.

Что может испортить настроение женщине? Безусловно, тусклые, секущиеся и безжизненные волосы. Считается, что красота дамы именно в них. В настоящее время плохая экологическая обстановка, постоянный стресс и прочие нег…

Новости и общество
Ирэн Феррари: обладательница самой большой груди в России мечтает о детях!

В своем желании выделиться и стать настоящим идеалом некоторые люди порой доходят до крайностей. Яркий тому пример — светская львица и успешная бизнес-вумен Ирэн Феррари. Девушка просто хотела стать самой красивой, а …

Образование
Тенденции развития образования в России. Тенденции развития современной системы образования в мире. Тенденции развития высшего образования

Образование — это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельнос…

Образование
Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество гра…

Образование
Ступени образования в России

В 1993 году ввели новые ступени высшего образования в России. Данная реформа была необходима для того, чтобы решить проблему вхождения в мировую систему.Ранее в нашей стране ВУЗы занимались выпуском только дипл…

Образование
Среднее образование в России. Снова перемены

Образование всегда было небезразлично для наших соотечественников, свидетельства о грамотности простых людей (берестяные грамоты в Новгороде Великом) относятся к такой древности, когда в Европе и короли расписывались,…

Образование – один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Московия располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.

Двумя наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации – дьяки и подьячие. Что касается бояр и дворян, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился. За счет посадских. По подписям в протоколах нескольких московских посадских общин, высчитано, что в 1677 г. подписывающихся было 36 процентов, а в 1690 г.– между 36 и 52 щэоцентами.) Среди крестьян грамотность была минимальной в течение всего XVII в. (немного выше среди государственных крестьян в северной Руси).

Что касается высшего образования, то православная церковь возражала против обращения к помощи европейцев, поскольку они опасались влияния со стороны католических и протестантских учителей. Два других потенциальных источника составляли греческие и западнорусские православные ученые. Еще в 1632 г. патриарх Филарет обращался к образованному греческому священнику с просьбой организовать в Москве духовное училище, но после смерти Филарета проект забросили (см. главу 3).

В 1640 г. киевский митрополит Петр Могила предложил царю Михаилу прислать в Москву киевских ученых, чтобы организовать школу для обучения латинскому и греческому языкам. Из этого плана ничего не вышло, однако несколько лет спустя, в начале царствования царя Алексея, Ф.М. Ртищев открыл подобную школу по собственной инициативе.

В 1665 г. в Москве создали посолу для обучения латинскому языку и русской грамматике, для которой было построено специальное здание в Спасском монастыре «за иконным рядом» (Заиконо‑Спасская школа). Ее возглавил выдающийся ученый и поэт Симеон Полоцкий. Цель школы состояла в подготовке дьяков и подьячих, административных органов. Сам Симеон Полоцкий преподавал там по меньшей мере два года.)

Грекофильские круги Москвы подозревали Полоцкого, выпускника Киевской Академии, в склонности к римскому католицизму, да и вообще были против обучения латыни. В 1680 г. школу, основанную на обучении греческому языку, организовали в Московском Печатном дворе, преимущественно для подготовки собственных сотрудников.

Московская элита так остро нуждалась в знании латыни – в тот период важного средства освоения западной науки, – что в 1682 г. был разработан устав учебного заведения, объединяющего обучение греческому и латинскому языкам – Славяно‑Греко‑Латинской академии.)

В учебный план академии входило изучение грамматики, поэтики, риторики, диалектики, философии, юриспруденции и богословия. Ректор и преподаватели должны были быть «благочестивыми и из набожной семьи, воспитанными в восточной православной вере русских или греков». Школа «должна быть открытой для людей [православного вероисповедания] любого чина, положения и возраста без установления различий». Главной целью академии являлось укрепление и защита православной веры. Ректор и преподаватели становились хранителями Национальной библиотеки. Еретические книги, обнаруженные во владения частых лиц, подлежали конфискации или передаче хранителям.

Предлагалось, что все иноземные ученые перед поступлением на русскую службу будут проходить проверку у руководства академии: в случае неодобрения, изгоняться из России. Люди, обвиненные в еретическом учении или богохульстве против православной церкви, допрашиваются ректором и, в случае виновности, подлежат сожжению на костре. Православный, перешедший в католичество, лютеранство или кальвинизм, подвергается такому же наказанию.

Это было попыткой установить строгий церковный надзор над образованием всех русских и силой подавить любую оппозицию подобному контролю.

Царь Федор и патриарх Иоаким одобрили устав академии, однако только во время регентства царевны Софьи подходящие греческие ученые, братья Иоаникий и Софроний Лихуды, были приглашены и привезены в Москву. Официально академию открыли в 1687 г. Через два года молодой царь Петр сверг и заключил в темницу царевну Софью, а в 1700 г., после смерти патриарха Адриана (преемника Иоакима), Петр начал свои реформы, направленные на разрушение церковной монополии на образование и просвещение. Славяно‑Греко‑Латинская академия стала ядром Московской Духовной Академии, а светское образование и наука развивались независимо от нее.

Во второй половине XVII в. двумя важными институтами, через которые западные идеи и образ жизни проникали в высший слой московского общества, были царский дворец и Посольский приказ.)

Западнорусские ученые (украинские и белорусские), питомцы Киевской Академии, были проводниками западной гуманитарной науки. Киевские ученые, приглашенные в Россию в конце 1640‑х и 1650‑е гг., были специалистами по греческому языку. Обучение в Киевской Академии, однако, строилось на латыни.

Самым влиятельным западнорусским ученым в последнюю часть царствования Алексея и первые четыре года царствования Федора являлся разносторонний Симеон Полоцкий (1629‑1680 гг.). Латынь была языком его научных исследований. Он хорошо знал также польский, но не был знаком с греческим. Полоцкого призвал в Москву царь Алексей в 1663 г. Три года спустя он принял участие в церковных Соборах 1666 и 1667 гг., заклеймивших староверов. Полоцкий перевел на латынь некоторые материалы для Паисия Лигарида и написал трактат против учения старообрядцев.

Симеон Полоцкий был активным проповедником (после его смерти опубликовали два тома ею проповедей) и поэтом (он сочинял по‑русски, польски и на латыни). Он ввел в русскую литературу силлабическую систему стихосложения поляков, которая займет главенствующее положение в русской поэзии на последующие восемьдесят лет. Полоцкий также сыграл роль в развитии русского театра, Он возбудил интерес царя Алексея к театральным спектаклям, рассказывая ему об украинских и польских драмах. Полоцкий написал в этом жанре два произведения – «Комедию притчи о блудном сыне» и «Три юноши в огненном горниле».)

Однако царь Алексей обратился за помощью в организации первого театра в Москве не к западным русским и не к полякам, а к немцам. В июне 1672 г., по совету Артамона Матвеева, царь поручил пастору Иоганну Готфриду Грегори из Немецкой Слободы поставить пьесы на библейские сюжеты в специально выстроенном для этого новом здании в царском селе Преображенское. Первый спектакль («Эсфирь» состоялся 17 октября. Позже представляли переложение последних актов «Тамерлана Великого» Марло и комедию о Бахусе и Венере.

Сначала спектакли играли на немецком языке, но вскоре пьесы перевели на русский, и Грегори подготовил русских актеров. В некоторых постановках особое место принадлежало инструментальной музыке и пению. После смерти царя Алексея и отставки Матвеевва спектакли прекратились.)

В 1667 г. царь Алексей назначил Симеона Полоцкого наставником своего старшего сына царевича Алексея, а когда тот умер – наставником Федора, следующего царевича по старшинству. Полоцкий также руководил образованием царевны Софьи. Федор овладел польским языком, увлекался польскими книгами, любил польское платье и музыку.

При царском дворе и среди бояр распространилось полонофильство. Василий Голицын и другие бояре знали польский язык и имели в своих библиотеках польские книги. Дом Голицына был выстроен и обставлен в западном стиле.

С польским культурным влиянием соперничала немецкая культура, шедшая из стран центральной и северной Европы (германских государств, Голландии, Дании и Швеции) либо непосредственно, либо через Немецкую Слободу. Ее воздействие чувствовалось и в театре, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в технике. Послед аспект оказался наиболее важным для ближайшего будущего.

Накопление технического знания, которому способствовали селившиеся в Московии немецкие мастера и промышленники, продолжалось в течение всего XVII в. К 1682 г. русская элита развивала различные виды ремесла, отличающимся высоким качеством.

Чтобы развить и освободить потенциальные творческие способности, было необходимо дать московитам возможность овладевать основами науки и технологии, или открывая соответствующие школы на Руси, или отправляя русских за границу учиться в западных школах. Это понимал царь Борис Годунов в начале XVII в., однако преждевременная смерть нарушила его планы.

Только во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, в Москве появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук.

Русь нуждалась в технической модернизации. Этот процесс мог пойти быстрее или медленнее, принять более широкий или более узкий масштаб. Решающий толчок дал Петр Великий.

Сельское хозяйство на Руси 17 века

В разногласиях и внутренних противоречиях того периода русской истории творческие силы национальной экономики настойчиво трудились, приводя к неуклонному накоплению технического и, с меньшей скоростью, гуманитарного знания.)

Продуктивность русского сельского хозяйства в XVII в., за исключением западной Сибири, была низкой. Высчитано, что на каждую четверть посеянной ржи получали только 2‑5 четвертей зерна. В западной Сибири пропорция была выше – 8‑10 четвертей.) С другой стороны, наблюдался постоянный рост валового продукта, так как площади пахотных земель увеличивались вместе с распространением сельского хозяйства на плодородные земли юга и запада. Благоприятным фактором являлось изменение системы налогообложения, в которой основной единицей стал двор. Это служило земледельцу стимулом, поскольку обработка дополнительных земель больше не предполагала увеличения налога.

Кроме сельского хозяйства, владельцы крупных имений занимались промыслами и торговлей. Многие, включая царя Алексея, организовали в своих вотчинах железоделательные, соляные, поташные, винокуренные и другие производства. Излишки товаров, а также зерно они обычно продавали на рынках, иногда доставляя их в самые отдаленные районы, например, в Архангельск.)

Во второй половине XVII в. в Московии значительное распространение получили более крупные промышленные предприятия, современными учеными называемые мануфактурами. Некоторыми из них, например Пушечным двором, производившим пушки, и Оружейной палатой, выпускавшей ручное огнестрельное оружие, управляло государство. На другие мануфактуры выдавались лицензии, преимущественно европейцам. Однако некоторыми мануфактурами владели и русские купцы и промышленники, например, Строгановы, Светешниковы, Никитины и другие. Часть мастеров были иностранцами, часть – русскими. Первые получали значительно более высокое жалованье. Неквалифицированные работы выполняли русские: либо наемные рабочие, либо крестьяне, «приписанные» к мануфактурам.)

Принимая во внимание увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства, а также развитие торговли, можно бы частично поверить воспоминаниям князя Бориса Ивановича Куракина (род. в 1676 г.). Он говорит, что к концу регентства царевны Софьи, в 1689 г., Россия стала страной изобилия.)

Московское царство. Оглавление.

АЗБУКОВНИКИ, русские рукописные лексикографические памятники 13-18 веков, сборники статей учебного, нравоучительного и справочного характера без указания авторства. Сохранилось более 200 списков азбуковников. Древнейший список толкуемых слов типа азбуковников помещён в Новгородской кормчей книге 1282 года. В 13-16 веках азбуковники служили главным образом словарями для толкования непонятных слов, встречающихся в книгах Священного Писания. С 17 века азбуковники в значительной мере стали учебными книгами, ими широко пользовались иностранцы при изучении русского языка.

Учебные азбуковники состояли из двух частей. Первая (лексикографическая) включала в себя азбуку, слоги, прописи в алфавитном порядке, иногда сведения по грамматике; вторая (познавательная) — статьи по философии, русской и всеобщей истории, выборочные сведения по естественным наукам. Нравоучительные азбуковники содержали правила поведения детей в школе.

Справочные азбуковники — это толковые словари терминов, где указаны их происхождение, перевод на русский язык и значения. В них даны также сведения по различным отраслям знаний. Все азбуковники являются важным источником при изучении лексикографии, лексикологии, истории педагогики, культуры и общественной мысли России 13-18 веков.

«Книга глаголемая алфавит». Рукопись 17 в. Образец азбуковника-словаря.

Лит.: Баталин Н.И. Древнерусские азбуковники // Филологические записки. 1873. Вып. 3-5; Карпов А. П. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877; Vasmer М. Ein russisch-byzantinisches Gesprachbuch: Beitrage zur Erforschung der alteren russischen Lexikographie. Lpz., 1922; КовтунЛ. С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963; она же. Азбуковники XVIXVII вв.: Старшая разновидность, Л., 1989; Шовгенова Л. М. Азбуковники // Русская речь. 1967. № 5.

Л. Н. Пушкарёв.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось. В 40-х г. г. XVII в. один из видных правительственных деятелей — Ф. М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинской грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г. г. священик Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай- городе.

В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно- греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII в. В XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей — около 40%, крестьян — -15%, стрельцов, пушкарей, казаков — 1%.Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.

В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь.

Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Вопросы и задания

1. Какие особенности XVII века сделали его переходным в истории русской культуры?

2. Можно ли утверждать, что социокультурные условия России способствовали вере в «доброго царя» и самозванству?

3. В чем была сущность церковного раскола XVII века и каковы его последствия?

4. Как «обмирщение» выражалось в художественной культуре XVII века, какие ее памятники, на ваш взгляд, наиболее характерны?

5. Какие существовали подходы к образованию в России XVII века, какой из них возобладал?

6. Что можно сказать о науке XVII века, какие факторы ей способствовали?

Березовая Л. Г., Берлякова И. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

Культурология. История культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Панченко А. М. Русская история и культура. СПб., 2002.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 143-145.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5938 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке - единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Соблазн "заглянуть" в прошлое и собственными глазами "увидеть" ушедшую жизнь обуревает любого историка-исследователя. К тому же для подобного путешествия во времени не требуется фантастических приспособлений. Древний документ - самый надежный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Такую благословенную для историка возможность получил Даниил Лукич Мордовцев* - известный в XIX веке журналист и писатель. Его историческая монография "Русские школьные книги" опубликована в 1861 году в четвертой книжке "Чтений в обществе истории и древностей Российских при Московском Университете". Работа посвящена древней русской школе, о которой в то время (а впрочем, и сейчас) еще так мало было известно.

... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.
Из книги "Стоглав"

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину "учение - свет...", поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались "во тьме незнания".

Все это опровергает Мордовцев. В своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник". В предисловии к монографии, посвященной этой рукописи, автор написал следующее: "В настоящее время я имею возможность пользоваться драгоценнейшими памятниками 17-го века, которые еще нигде не были напечатаны, не упомянуты и которые могут послужить к объяснению интересных сторон древней русской педагогики. Материалы эти заключаются в пространной рукописи, носящей название "Азбуковника" и вмещающей в себя несколько разных учебников того времени, сочиненных каким-то "первопроходцем", отчасти списанных с других, таких же, изданий, которые озаглавлены были тем же именем, хотя и различались содержанием и имели различный счет листов".

Исследовав рукопись, Мордовцев делает первый и важнейший вывод: в Древней Руси училища как таковые существовали. Впрочем, подтверждает это и более древний документ - книга "Стоглав" (собрание постановлений Стоглавого Собора, проходившего с участием Ивана IV и представителей Боярской думы в 1550-1551 годах). В ней содержатся разделы, говорящие об образовании. В них, в частности, определено, что училища разрешено содержать лицам духовного звания, если соискатель получит на то разрешение у церковного начальства. Перед тем, как выдать ему таковое, надлежало провести испытания основательности собственных познаний претендента, а от надежных поручителей собрать возможные сведения о его поведении.

Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? На эти вопросы "Стоглав" ответов не давал. И вот в руки историка попадает несколько рукописных "Азбуковников" - книг весьма любопытных. Несмотря на свое название, это, по сути, не учебники (в них нет ни азбуки, ни прописей, ни обучения счету), а скорее руководство для учителя и подробнейшие наставления ученикам. В нем прописан полный распорядок дня школяра, кстати, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.

Вслед за автором заглянем в русскую школу XVII века и мы, благо "Азбуковник" дает тому полную возможность. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище. В разных "Азбуковниках" наставления по этому поводу написаны в стихах либо в прозе, они же, видимо, служили и для закрепления навыков чтения, а потому ученики упорно твердили:

В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.

О том же наставляет и прозаический вариант.

Из "Азбуковника" мы узнаем очень важный факт: образование в описываемые времена не было на Руси сословной привилегией. В рукописи, от лица "Мудрости", содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения "прехитрой словесности": "Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев". Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада.

Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на "общую грядку", то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: "Господи Иисусе Христе Боже наш, содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!"

Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:

Малии в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны...
Не потесняй ближнего твоего
И не называй прозвищем товарища своего...
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся...
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твое да будет вместно...

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет - не увлекаться разглядыванием книжных украшений - "повалок", а стремиться понять написанное в них.

Книги ваши добре храните
И опасно на место кладите.
...Книгу, замкнув, печатью к высоте
полагай,
Указательного же древца в нею отнюдь
не влагай...
Книги к старосте в соблюдение,
со молитвой, приносите,
Тако же заутро принимая,
с поклонением, относите...
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте...
Книг на седалищном месте
не оставляйте,
Но на уготованном столе
добре поставляйте...
Книг аще кто не бережет,
Таковый души своей не бережет...

Почти дословное совпадение фраз прозаического и стихотворного вариантов разных "Азбуковников" позволило Мордовцеву предположить, что правила, в них отраженные, едины для всех училищ XVII века, а следовательно, можно говорить об общем их устройстве в допетровской Руси. К этому же предположению подвигает и похожесть наставлений относительно довольно странного требования, запрещающего ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит.

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи...
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

Такое правило как бы обособляло учеников, замыкая школьный мир в отдельную, почти семейную общность. С одной стороны, оно огораживало ученика от "неполезных" влияний внешнего окружения, с другой - связывая учителя и его подопечных особенными отношениями, недоступными даже для ближайших родственников, исключало вмешательство посторонних в процесс обучения и воспитания. Поэтому услышать из уст тогдашнего учителя столь часто употребляемую ныне фразу "Без родителей в школу не приходи" было просто немыслимо.

Еще одно наставление, роднящее все "Азбуковники", говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным - на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет".

Сосуды воды свежия в школу приносите,
Лохань же со стоялой водой вон износите,
Стол и лавки чисто велица моются,
Да приходящим в школу не гнюсно видится;
Сим бо познается ваша личная лепота
Аще у вас будет школьная чистота.

Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные "неустройства", способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог "попасть под запрещение содержать училище". Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно.

Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены:

Ради нужды кому отходити,
К старосте четырежды днем ходите,
Немедля же паки оттуда приходите,
Руки для чистоты да измываете,
Егда тамо когда бываете.

Все "Азбуковники" имели обширный раздел - о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно "Азбуковники" начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе:

Благослови, Боже, оные леса,
Иже розги родят на долгие времена...

И не только "Азбуковник" воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: "Розга ум вострит, возбуждает память".

Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Врожденная жестокость (если таковая имеется) не проявляется в человеке внезапно, и патологически жестокой личности никто не позволил бы открыть училище. О том, как следует учить детей, говорилось и в Уложении Стоглавого Собора, бывшем, по сути, руководством для учителей: "не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением".

Вот между этими двумя полюсами где-то и пролегала стезя воспитания, и когда "сладкое поучение" не шло в прок, то в дело вступал "педагогический инструмент", по уверениям знатоков, "вострящий ум, возбуждающий память". В различных "Азбуковниках" правила на этот счет изложены доступно самому "грубоумному" ученику:

Если кто учением обленится,
Таковый ран терпети не постыдится...

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный "нужной чулан". Есть в "Азбуковниках" упоминание и о такой мере, которая нынче называется "оставить после уроков":

Если кто урока не учит,
Таковый из школы свободного отпуста
не получит...

Впрочем, точного указания, уходили ли ученики для обеда по домам, в "Азбуковниках" нет. Более того, в одном из мест говорится, что учитель "во время хлебоядения и полуденного от учения пристания" должен читать своим ученикам "полезные писания" о мудрости, о поощрении к учению и дисциплине, о праздниках и т. д. Остается предположить, что такого рода поучения школяры слушали за общим обедом в школе. Да и другие признаки указывают на то, что при школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим. "Азбуковник" предписывал выбирать таковых самому учителю из старших учеников, в учебе прилежных и благоприятных душевных качеств. Учителя книга наставляла: "Имей у себя в остерегании их (то есть старост. - В.Я. ). Добрейших и искусных учеников, могущих и без тебе оглашати их (учеников. - В.Я. ) пастушеским словом".

О количестве старост говорится по-разному. Скорее всего, их было трое: один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем - доверенных помощников.

Все управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. По крайней мере, так считал Мордовцев, не найдя в "Азбуковниках" ни одной строчки, поощрявшей фискальство и наушничество. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, жизни в "дружине". Если же учитель, ища провинившегося, не мог точно указать на конкретного ученика, а "дружина" его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам, и они скандировали хором:

В некоторых из нас есть вина,
Которая не перед многими дньми была,
Виновни, слышав сие, лицом рдятся,
Понеже они нами, смиренными, гордятся.

Часто виновник, дабы не подводить "дружину", снимал порты и сам "восходил на козла", то есть ложился на лавку, на которой и производилось "задавание лозанов по филейным частям".

Стоит ли говорить, что и учение, и воспитание отроков были тогда проникнуты глубоким почтением к православной вере. Что смолоду вложено, то и произрастет во взрослом человеке: "Се бо есть ваше детское, в школе учащихся дело, паче же совершенных в возрасте". Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

Вечерний благовест давал знак к окончанию учения. "Азбуковник" поучает: "Егда отпущены будите, вси купно воссташе и книги своя книгохранителю вдаваше, единым возглашением всем купно и единогласно воспевайте молитву преподобного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" и "Преславная Приснодево". После этого ученики должны были идти к вечерне, учитель же наставлял их, дабы в церкви вели себя благопристойно, потому что "все знают, что вы учитесь в школе".

Однако требования пристойно вести себя не ограничивались только школой или храмом. Училищные правила распространялись и на улицу: "Егда же учитель отпустит вас в подобное время, со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас". Не поощрялось и бесцельное шатание по улицам, особенно возле всяческих "зрелищных заведений", называемых тогда "позорищами".

Конечно же приведенные правила - более благие пожелания. Нет в природе таких детей, что удержались бы от "пхания и резвого бегания", от "камневержения" и похода "на позорище" после того, как они целый день провели в школе. Понимали это в старину и учителя и потому стремились всеми мерами уменьшить время безнадзорного пребывания учеников на улице, толкающей их к соблазнам и к шалостям. Не только в будние дни, но в воскресные и в праздничные школяры обязаны были приходить в училище. Правда, в праздники уже не учились, а только отвечали выученное накануне, читали вслух Евангелие, слушали поучения и разъяснения учителя своего о сути праздника того дня. Потом все вместе шли в церковь к литургии.

Любопытно отношение к тем ученикам, у которых учение шло плохо. В этом случае "Азбуковник" отнюдь не советует их усиленно пороть или наказывать как-то иначе, а, наоборот, наставляет: "кто "борзоучащийся", да не возносится над товарищем "грубоучащимся". Последним настоятельно советовалось молиться, призывая на помощь Бога. А учитель с такими учениками занимался отдельно, говоря им постоянно о пользе молитвы и приводя примеры "от писания", рассказывая о таких подвижниках благочестия, как Сергий Радонежский и Александр Свирский, которым учение поначалу совсем не давалось.

Из "Азбуковника" видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток - частью натурой, частью деньгами.

Помимо школьных правил и порядков "Азбуковник" рассказывает о том, как после прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению "семи свободных художеств". Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия ("геометрией" тогда называлось "всякое землемерие", включавшее в себя и географию и космогонию), наконец, "последней по счету, но первой действом" в перечне наук, изучавшихся тогда, называлась астрономия (или по-славянски "звездознание").

А еще в училищах занимались изучением стихотворного искусства, силлогизмов, изучали целебры, знание которых считалось необходимым для "виршеслогательства", знакомились с "рифмом" из сочинений Симеона Полоцкого, узнавали стихотворные меры - "един и десять родов стиха". Учились сочинять двустишия и сентенции, писать приветствия в стихах и в прозе.

К сожалению, труд Даниила Лукича Мордовцева остался неоконченным, его монография была завершена фразой: "На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой "Азбуковников", и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год".

И тем не менее уже через год после того, как работа Мордовцева была напечатана в журнале, его монографию с тем же названием издал Московский университет. Талант Даниила Лукича Мордовцева и множественность тем, затронутых в источниках, послуживших для написания монографии, сегодня позволяют нам, минимально "домысливая ту жизнь", совершить увлекательное и не без пользы путешествие "против потока времени" в семнадцатый век.

В. ЯРХО, историк.

* Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончив гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность. Выпустил несколько исторических монографий, опубликованных в "Русском слове", "Русском вестнике", "Вестнике Европы". Монографии обратили на себя внимание, и Мордовцеву предлагают даже занять кафедру истории в С.-Петербургском университете. Не менее был известен Даниил Лукич и как писатель на исторические темы.

От епископа Саратовского Афанасия Дроздова он получает рукописные тетради XVII века, рассказывающие о том, как были организованы училища на Руси.

Вот как описывает Мордовцев попавшую к нему рукопись: "Сборник состоял из нескольких отделов. В первом помещается несколько "Азбуковников", с особенным счетом тетрадок; вторая половина состоит из двух отделов: в первом - 26 тетрадок, или 208 листов; во втором 171 лист. Вторая половина рукописи, оба ее отдела, писаны одною и той же рукой... Тою же рукой выписан и весь отдел, состоящий из "Азбуковников", "Письмовников", "Школьных благочиний" и прочего - до 208 листа. Далее тем же почерком, но иными чернилами написано до 171-го листа и на том листе, "четвероконечной " хитрой тайнописью написано "Начато в Соловецкой пустыни, тож де на Костроме, под Москвою во Ипатской честной обители, тем же первостранником в лето миробытиа 7191 (1683 г.)".