Самая сексуальная коммунистка в истории. Коммунистка-нимфоманка коллонтай об эмансипации женщин. Историческая справка

Вот здесь, где речка наша Пискала среди дубовых зарослей текла тому назад, пожалуй, триста лет. Мой первый предок дал святой обет: Пеньки сжигать и в поле сеять рожь и дом срубить среди дубовых рощ.

Тот предок слово данное сдержал и здесь село большое основал. Под сенью дуба избы и дворы, а в избах много разной детворы... Да было здесь двенадцать ветряков, пятьсот дворов и много кабаков.

А от села сосновый, синий бор идёт до самых Жигулёвских гор. И здесь в бору зверья было не счесть (зайчишки, правда, и поныне есть). А речки той, где предок рыб ловил. Теперь уж вовсе нет - песок замыл.

За удаль предков стоит похвалить, в бою кулачном не смогли их сбить. Пришлось бывать на многих им фронтах, но шли с войны - вся грудь их в орденах, а их потомки за Отчизну-мать остались вечно во земле лежать.

Но если б предок из могилы встал, он впрямь села б родного не узнал.

Дома в селе все новые стоят. На солнце свежей краской крыш блестят.

Поля без меж - массив большой един. Не труд ручной, а голоса машин. Таких хлебов дед не знавал вовек! И хлеб ссыпают все в один сусек. Народ дожил до лучших своих дней: В поле едет с песней, с поля - с ней.

Хвала тому, кто жил здесь в старину. В лесах сохою поднял целину.

Но трижды тем, кто жизнь отдал свою за долю светлую в моём краю...

А нам, потомкам, в стороне отцов преображать земли своей лицо.

Александр Сурудин

Первое упоминание о селе Пискалы относится к началу XVIIIвека, приблизительно, 1730-е годы. Тогда оно представляло собой небольшую деревеньку, окружённую девственным лесом. Местность, где поселились люди нашего и соседних сёл, была густо поросшая лесом, изобиловала ручьями и речками, болотами и прудами. Поэтому первым поселенцам было трудно найти достаточное количество годной для пашни земли. Они выбрали для жилья высокий, сухой берег бурной речки Пискалки - отсюда и название села. Речка делила село на две части. Население в основном - мордовское - неграмотное. Занималось лесным хозяйством и земледелием.

Другой берег речки, заросший густым лесом, не заселялся несколько лет. Так вспоминали старожилы. Сначала селение было небольшим и малочисленным. С годами оно разрасталось в сторону села Новое Ерёмкино, увеличивалось, жилища начались строиться и на другом берегу. На месте современного Дома культуры раньше находилась местная деревянная церковь в честь святого Дмитрия Солунского с колокольней, построенная в 1871 году.

Через речку Пискалку был проложен мост. Строили мосты и через овраги, чтобы пройти в поле к делянкам. Дорогу через село жители называли Большой или Столбовой. Через неё проходил путь из Ставрополя в Самару и дальше.

Лес в жизни сельчан играл большую роль. Рубкой леса на зиму человек мог заработать 10 рублей, перевозкой на лошадях - 5 рублей. Лошадь в то время стоила 20 рублей.

Лес вырубали не только на вывоз. Его применяли на строительство домов, мельниц, использовали на дрова. Корни деревьев шли на уголь, дёготь. В пискалинский лес приезжали за древесиной из соседних сёл: Ташлы, Мусорки, Старой Бинарадки. В окрестностях села

Пискалы есть поляны, места прежних вырубок, на которых до сих пор растёт лесная ягода, грибы. Между асфальтовой дорогой на село Новое Ерёмкино и прудом на краю оврага находится дубовая роща, которую называют Черемладка. Это тоже остаток от того богатого лeca.

В сборнике статистических сведений по Самарской губернии отражено, к чему привело истребление лесов. В значительной степени это повлияло с одной стороны на изменение климата - стал более суров, с другой - произошло обмеление рек и речушек, берега и склоны которых, обнажённые от всякой растительности, постепенно обваливались, вследствие чего русло рек засорялось песком и илом. Существование многих речушек зависело лишь от запруды навозом. И действительно, многие речушки и озёра в настоящее время или совершенно иссякли, или превратились в ничтожные ручейки. Среди крестьянских наделов появилось много небывалых прежде обвалов (оврагов). Реки: Грязнуха, Хмелёвка, Чална, Кирмала, Пискалка и другие, обозначенные на карте Самарской губернии, изданной в 1867 году членами Статистического комитета, давно не существуют. В результате чего многие селения испытывают недостаток в крестьянских угодьях.

Документы подтверждают тот факт, что оврагов сначала в селе и на полях не было, а образовались они в результате потоков воды при таянии снега. В те годы снега было много, таяние проходило очень интенсивно, широкими бурными ручьями текла вода с полей. Происходили отвалы земли большими глыбами в Дмитриевском овраге. Сельские старушки по сей день вспоминают с восторгом и гордостью, как, будучи молодыми девчонками, высаживали саженцы сосен, спасая землю от обвалов. Теперь это стал большой сосновый бор. Лес и теперь называют «сосёнками». Он оградил сельчан от бывших песчаных бурь, выручал и во время войны, и в мирное время дарами своими.

В дореволюционное время всё население села Пискалы делилось на богатых и бедных. Те, что богаче имели добротные дома. До 1930-х годов материальные недостатки имели место. Большинство домов в селе были деревянными с соломенной крышей. Печи - глинобитные, обстановка в избе очень простой: стол в переднем углу, вдоль стен - лавки. На кроватях спали только старики, а остальные - на полатях.

В больших семьях насчитывалось по 10-15 человек, приходилось спать и на полу. Постелью на полу служила солома, которая утром шла на отопление дома. Бани в деревне отсутствовали. Люди мылись сначала в печке, потом в печном чулане, где было теплее, чем дома. Первые бани появились у богачей. В них мылись несколько семей поочерёдно.

Одежда была тоже простой. Мужчины носили длинные домотканые рубахи, брюки одевали только в церковь и по праздникам. Женщины ходили в самотканых широких юбках и сатиновых сарафанах. Повседневной обувью служили лапти. В церковь и по праздникам надевали мужчины сапоги, а женщины «коты» (боты, ботинки).

Богачи же имели добротные дома, многие - кирпичные.

Население Пискалов с давних пор пользовалось земельными наделами. Но земли было мало, так как большая часть её принадлежала окружающим сёлам Н.Матюшкино, Н. Ерёмкино, Новой и Старой Бинарадкам. Границы их полей подходили близко к селу Пискалы. Кроме того, богатым сельчанам доставалось на человека земли больше в три раза (по 5 гектаров), чем бедным (один - три гектара).

Для обеспечения себя землёй, крестьяне выкорчёвывали пни, удаляли корни, деревьев после вырубки леса. Обработка земли велась сохой и бороной. Выращивали рожь, пшеницу, просо, гречку, горох, лён, коноплю, подсолнух, арбузы, дыни, тыкву. В своих хозяйствах сельчане держали скот, птицу. Так как земельные наделы были невелики, мужчины уходили на заработки к лесопромышленникам и в Самару, где некоторые оставались на постоянное место жительства.

Доходов с урожая не хватало для семьи, и сельчане кроме земледелия занимались ремёслами и промыслом. Например, Лапшины строили дома, Авдонины - мельницы, Зорин изготовлял колёса, Тарасов был сапожником, Ерыков А. - кузнецом, Дерябин - извозчиком, Ромодины - валяльщиками.

По вторникам на центральной улице был базарный день. Торговали рыбой, железоскобяными изделиями, дёгтем, сбруей, бочками, другими товарами для крестьянского хозяйства. Излишки продукции крестьяне возили для продажи в Ставрополь и вверх по Волге в города: Казань, Ярославль, Рыбинск и другие.

Победа Великой Октябрьской революции всколыхнула народные массы и в селе Пискалы. Люди собирались на площади перед церковью, митинговали, обсуждали свершившиеся события. В конце концов, в Пискалах была установлена Советская власть. Первым представителями Советской власти на селе были: Ефим Васильевич Матвеев - председатель сельского Совета, Илья Сергеевич Барышкин - товарищ председателя, Пётр Тимофеевич Елисеев - секретарь сельского Совета. Все беспартийные, но горячо сочувствующие новой власти.

Председателями сельского Совета в разные годы были:
Гавриков СИ., Матвеев П.А.,
с 1944 по 1948 г. - Дмитриев Ф.Р.,
с 1948 - Селиваткин П.Н., Дмитриев Ф.Я, Калабин B.C., Калинкин А.С.,
с 1971 по 1972 г. - Новикова Л.Ф.,
с 1972 по 1975 г. - Витин Л.Н.,
с 1975 года по настоящее время - Рыблёнков В.Н.

Секретарями сельского Совета назначались: Елисеев П.,
с 1947 по 1974 годы - Николаев A.M.,
с 1974по 1987г. - Лях-Ватаман Л.В.,
с 1987 по июнь 2005 г. - Антонова Т.В.,
с июля 2005 года - Нагайцева О.А.

Фролов Игнатий руководил советом бедноты. К нему со всех окрестных сёл по его требованию привозили имущество и скот, а он распределял это среди бедных.

В годы Гражданской войны жители с. Писклы не остались в стороне. Они приняли активное участие в защите молодой республики. Белочехи арестовывали всех активистов, например мужа гр. Гавриловой, и отправляли их в поезде «смерти» в Сибирь, где они погибали. Многие сельчане не вернулись в Пискалы после Первой мировой войны, а остались в рядах Красной Армии, сражались на фронтах Гражданской войны. Все кузнецы были мобилизованы в автомобильные мастерские армии Михаила Васильевича Фрунзе.

Во времена НЭПа в Пискалах оживилась частная торговля. Открылись новые лавки, магазины. Началась скупка земли у бедных крестьян. Построены новые ветряные и паровые мельницы. Началось выселение на пустующие земли.

В архивных документах имеются некоторые фамилии мельников того времени: братья Павловы, Афанасий Клочков, Филипп Панфилов, Семён Богаев, Варлам Пантелеев, Григорий Панфилов, Кирилл Тимофеевич Панфилов, Леон Афанасьевич Сабатеев, Макар Рассадин, Прокофий Евдокимович Рассадин, товарищество Варламовых.

Держали маслобойки: Алексей Иванович Земцов, Иван Алексеевич Фролов.

Большим спросом в селе пользовался дёготь. Одним из мастеров его производства был Упырин Илларион.

В 1929 году началась коллективизация. Первыми организаторами колхоза - активистами на селе были: Яков и Марк Сурудины, Сергей Котаркин, Иван и Павел Калабины. Все они были из бедноты.

В селе имелась комсомольская ячейка. Секретарём ячейки был Красиков Михаил - сирота, воспитывался у богача Фролова Назара. Марка Сурудина застрелили в Бинарадке как активиста.

Первым председателем колхоза был Верясов, затем - Бражкин. Оба они были родом из Санчелеева. Бухгалтером назначен Николай Фёдорович Галкин. Он и его жена проводили большую общественную работу.

Создавшийся колхоз назвали «Красные Горки». После он разделился на два хозяйства: колхоз имени Кирова и колхоз «Красные Горки». Первыми коммунистами на селе были Яков Сурудин и братья Калабины. Первая женщина-коммунистка - Малышева Елизавета Николаевна. Первая женщина-трактористка - Клюева Ефросинья Алексеевна.

Большим и важным событием на селе стало появление первого трактора в 1930 году. Его, с развивающимся красным флагом, пригнал Фёдор Трофимов.

Кулаки всячески мешали организации колхозов. Они травили скот (уничтожили 40 коров и 60 лошадей), заманивали бедняков на тайные собрания, где агитировали против Советской власти, жгли общественный хлеб, преследовали активистов, ранили уполномоченного из Ставрополя.

Но колхозы выстояли, начали развиваться. Жизнь крестьян улучшалась, больше появлялось продуктов для жителей, в селе имелись две школы, больница.

Колхоз «Красные Горки» в предвоенное время был передовым в районе. В двух хозяйствах (колхоз «Красные Горки» и колхоз имени Кирова) имелись две бригады: полеводческая и животноводческая. Создали тракторные отряды. Бригадиром отряда долгое время работал Евстифеев Матвей Иванович, в отряд входили колхозники: Григорий Егоров, Фёдор Трофимов, Павел Алексеевич Гашняков и другие.

1941 год. Вспоминает Рябова-Федосеева Пелагея Терентьевна, 1915 года рождения: «В ночь с 21 на 22 июня в нашем селе шёл сильный проливной дождь, а наутро была ясная солнечная погода. Многие колхозники, а наше хозяйство называлось колхозом имени Кирова, были в поле, так как с весны до глубокой осени работали днём и ночью, редко видели своих детей, стариков. Председателем колхоза тогда был Носанов Федот Никифорович. К обеду, когда все женщины обедали и отдыхали, к ним в поле приехал учётчик - Иван Носанов:

Девчата, я вам печальную весть принёс.

Война! Война! Многим вашим мужикам из райвоенкомата принесли повестки.

У нас и руки опустились. Кто заорал, кто заплакал. Раньше районным центром у нас был Новый Буян, там и находился райвоенкомат, откуда провожали мы наших мужей и сыновей. Многим же дали бронь - должен кто-то и хлеб растить для фронта».

В тот же день в районе началась запись добровольцев. Одним из первых записался Плётин Николай Михайлович. Родился он 9 мая 1922 года в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1938 году. Уже на фронте, в 1942 году, вступил в комсомол. «Мы, молодёжь, -вспоминал Плётин Н.М.,- вступая в ряды комсомола, клялись защищать Родину. Этот день запомнился мне. Вступали перед боем ночь в землянке. В ночь, когда 28 панфиловцев задержали наступление немцев перед Москвой».

Плётин Николай Михайлович воевал на 2-ом Белорусском фронте, прошёл с ним от Москвы до Берлина. Имеет награды: орден Отечественной войны Iстепени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» и другие медали.

Клочков Фёдор Гаврилович родился 16 января 1925 года в селе Пискалы. Работать в колхозе начал ещё мальчишкой в 14 лет. Сначала он возил на лошади воду в поле трактористам, а в 1942 году освоил трактор. В 1943 году призвал на фронт в стрелковую дивизию. В октябре 1945 года тяжело ранен в левую ногу и демобилизован. За боевые заслуги награждён орденами Славы IIи IIIстепеней, медалью «За отвагу». После войны вернулся в родной колхоз, продолжил работать трактористом.

Муругова Татьяна Алексеевна родилась 25 марта 1922 года в селе Пискалы, закончила 7 классов, работала в колхозе имени Кирова. 27 декабря 1942 года её призвали в ряды Красной Армии. Из Ново-Буянского райвоенкомата направили в г. Куйбышев на Безымянку, где долгое время находилась в тылу, копала окопы. Пройдя медкомиссию, 1 июня 1943 года, направлена в действующую армию. В январе 1944 года Татьяну Алексеевну и ещё 11 девушек привезли под Горький на станцию Ветлуга в 11-ый зенитно-пулемётный полк. Там старший сержант Червяков показал девушкам их орудия - 9 трёхствольных пулемётов, обучил стрельбе их них. Сначала было страшно, тяжело. Вот что рассказывает Татьяна Алексеевна:

«Наши пулемёты находились в разных точках друг от друга, мы охраняли мосты, дороги, по которым шли на фронт наши войска. В основном немецкие самолёты налетали по ночам, бомбили. Были случаи, когда немецкие бомбы попадали в цель. Однажды ночью, это было под Киевом на станции Олевск, охраняли склады с боеприпасами, вдруг налетели самолёты. Наша небольшая группа из трёх человек, а я была наводчиком, подбила один самолёт. За это все мы награждены медалью «За отвагу».

На передовой Татьяне Алексеевне побывать не пришлось, их полк двигался уже по разрушенным и освобождённым от фашистов городам, сёлам, деревушкам. До самой победы девушки охраняли назначенные важные объекты. В родное село вернулась Муругова Т.А. в звании младшего сержанта в июле 1945 года. Имеет множество наград. В колхозе работала телятницей, среди передовых. В настоящее время - на заслуженном отдыхе.

В село Пискалы в годы войны приходили письма с фронтов в виде треугольников в каждый дом, каждую семью. Были и похоронки. Муж Матвеевой Анастасии Максимовны, Павел Яфимович, служил в танковых войсках в звании сержанта.

22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории села. В годы войны были призваны 240 человек. Вся тяжесть забот военного времени легла на плечи женщин, стариков и подростков. Многие защитники Родины не вернулись домой.

Школа в селе до 1941 года была семилетней. В 1941 году по ходатайству сельчан «семилетку» из села перенесли в село Пискалы, так как детей в Пискалах было больше.

В Ново-Еремкинской школе директором с 1928 года была Нахрикова Анна Андреевна.

Сейчас в селе только начальная школа. В ней учатся 6 человек. А раньше была «Восьмилетка», был интернат, где жили ученики из Красной Дубравы! В классах было по 25-30 учеников. Потом учеников, стало мало, и школу закрыли, оставили только начальную. Закрыли клуб. Сейчас его вновь реставрируют под церковь, то есть то, чем здание было изначально.

Была почта, мельница, маслобойня, гараж, фермы... Был большой деревянный мост, под которым свободно проходили лошади, груженые соломой. Сейчас этого ничего нет.

Сейчас в селе живут мордва (эрзя). Мордовский язык в селе разговорный, читать и писать на нём никто не умеет. Население в основном пожилого возраста.

Когда-то почти все жители села Ново-Ерёмкино работали в местном хозяйстве - на ферме, в поле, а второе отделение совхоза «Красные Горки» производило молочной продукции даже больше, чем центральное. Да в полеводстве ерёмкинцы не уступали пискалинцам.

Казалось, так всегда и будет, - говорит глава волости Василий Рыблёнков. - Но в 90-е годы последствия непродуманных реформ дошли и до нас. Молочную ферму в Ново-Ерёмки-не закрыли. Животных перевели на центральное отделение хозяйства. Потом закрыли и мастерскую. Многие остались без работы, так как не все пожелали ездить или ходить в Пискалы, до которых напрямую, по полю 3 км, а в обход - все 6. Тем более в хозяйстве стали задерживать зарплату, да и платили немного.

Вот и занялись новоеремкинцы подсобным хозяйством, - продолжил он. - Жить-то надо! Дрова нужно купить, детей одеть-обуть.

В Ново-Ерёмкино сейчас 119 дворов. Проживает около 300 человек, в основном пенсионеры, пенсию им приносят из Пискалинской почты. Своей-то нет...

Ребята начальных классов ходят в местную школу, построенную вместо сгоревшей. Средства на её возведение выделяла районная администрация.

Ни одно социально-культурное учреждение у нас в Еремкино не закрылось, - говорит Василий Рыблёнков. - И не допустим этого. Ведь стоит только закрыть школу и сразу же молодежь уедет из села. Такое уже было. Сколько людей потеряли! Вот в Красной Дубраве, расположенной на территории нашей волости, проживает всего-то 5 человек, остальные дачники. Все социально-культурные учреждения закрылись. Не допустим, чтобы такое случилось с селом Новое Ерёмкино.

Библиотека, фельдшерско-акушерский пункт - они живут, действуют, обслуживают сельчан. В бывшей мастерской открыт сборный цех от АвтоВАЗа, а еще сельский предприниматель занялся выращиванием кроликов.

Чтобы улучшить жизнь в селе, облегчить жизнь крестьян, необходимо провести газ. Это тоже будет способствовать закреплению молодежи в селе. Может быть, будут субсидии на строительства жилья.

Уже в этом году намечено провести газопровод. Но газификация домов - за счет самих владельцев. Будут устанавливаться газовые котлы в социально-культурных учреждениях. Так что скоро в Ново-Еремкино зажжется «голубой огонёк».

С 1 января 1918 года было отменено право на постоянное владение женщины, достигшей семнадцати лет. Любая комсомолка обязана была отдаться любому комсомольцу по первому его требованию. Для этого комсомолец должен был регулярно вносить членские взносы и заниматься полезно-общественным трудом. Любой член партии имел возможность получить талоны в БабРаспреде на три или более женщины в соответствии с его вкладом в построение коммунизма. Это не утопия, не наговоры врагов Советской власти и не выдумки извращённой фантазии - это выписки из декретов, вступивших в силу в 1918 году и с восторгом принятыми союзами революционной молодёжи. В это трудно поверить, но в молодой Советской России были и секс-вечеринки в клубах, и нудистские пляжи, и даже оргии на дачах госслужащих являлись обыденным явлением. Заграничные ученики Фрейда с упоением писали о России, как о самой свободной в сексуальном плане стране. Но вдруг что то произошло и в 1921 году сексуальную революцию объявили грандиозной ошибкой и попытались стереть из памяти народа.

Из первой редакции Устава комсомола 1918 года, статьи, просуществовавшие до конца 20-х годов:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе её сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой.

За оформление отношений особенно ратовали девушки. Потому как чаще всего оказывались страдающей стороной. Остряки говорили, что в отношениях между полами свобода и равенство дополняются не братством по классической формуле Великой французской революции: «свобода, равенство, братство», а «материнством».

Девушки в один голос кричали: «Загс необходим! Если мы воображаем, что живем в коммунистическом обществе, то в таком случае ясно, что регистрация уже не нужна. Уж больно зазорны наши ребята, если брак ограничивался только любовью. Ну тогда туда-сюда, а то ведь каждый старается любовь девушки использовать на 100% и получить все 24 удовольствия. В результате у девушки через девять месяцев появляется «результат«, и после этого парень начинает выявлять отрицательные стороны этой девушки и в конце концов заявляет: мы, мол, с тобой не сошлись в характерах. Парню сказать легко, а каково девке — приюта нет, яслей тоже, а во-вторых, общественный взгляд, даже и нашей комсы, будет уже другой на эту девку».

Действительно, результаты «сексуальной революции» в столице Сибири были очень даже плачевные. Матери-одиночки из-за нищеты и позора решались на убийство своих собственных детей.

Перед судом проходили десятки таких дел. Чаще всего беда случалась с деревенскими девушками, которые приходили на заработки в Новониколаевск. Боясь сплетен и гнева родителей, они поначалу утягивали свой живот, а потом уходили рожать в поле, в лес и там приводили в исполнение страшный приговор своему младенцу. Живого малыша зарывали: кто в снег, кто в землю, кто топил в канаве с водой, а совсем уж бессердечные мамаши даже бросали на растерзание собакам или свиньям.

Подбрасывали младенцев на улице: осенью 1926 года в Новосибирске ежедневно подбирали одного-двух малышей. Всего за 1926 год через дом матери и ребенка прошли 122 подкидыша, 49 детей, принадлежащих кормилицам, и 63 родительских ребенка. Смертность в детских домах была очень высокой. Только за один месяц 1925 года в новосибирском доме матери и ребенка умер 31 младенец. Так или иначе, матери приговаривали своих детей к смерти.

«Социализм — могила проституции»

Следствием дезорганизации традиционного брачно-семейного уклада, социальной эмансипации женщин, ослабления института брака и основанной на нем сексуальной морали явились резкое увеличение числа абортов, рост проституции и венерических заболеваний.

Хотя советская власть была за высокую рождаемость, она первая в Европе в 1920 году узаконила искусственные аборты. Это была вынужденная мера для борьбы с крайне опасными для жизни нелегальными абортами. Риск умереть от инфекции в результате аборта был в 60-120 раз выше, чем в результате родов. Бабушки-акушерки чаще всего орудовали прокаленными на огне вязальными спицами. Новосибирские газеты 20-х годов описывали все ужасы подобных «пыток».

Однако легальные массовые аборты сами по себе тоже представляли проблему. В 1926 году в России в больницах было сделано 102709 искусственных абортов.
Ист.

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.

Не все эти женщины поддерживали Октябрьскую революцию в том виде, в котором она произошла, не все дожили до неё. Но благодаря этим политически активным и неравнодушным женщинам революция стала возможна.

Российская революционерка, советская государственная партийная, общественная и культурная деятельница. С 1890 занималась пропагандой, была секретарем газеты "Искра", участвовала в подготовке Октябрьской революции. После революции занялась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Александра Михайловна Коллонтай (19 марта 1872 - 9 марта 1952)

Русская революционерка, государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР, первая женщина-министр в истории. К участию в социалистическом движении Александра Коллонтай пришла в 1890-х годах благодаря знакомству с Е. Д. Стасовой. Во время расстрела демонстрации 9 января 1905 года была на петербургских улицах. Во время Первой русской революции в 1905 Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». Будучи наиболее заметной женщиной в советском руководстве, Коллонтай была инициатором создания и заведующей (с 1920) женотделом ЦК РКП(б), целью которого была борьба за уравнение в правах женщин и мужчин, борьба с неграмотностью среди женского населения, информирование о новых условиях труда и организации семьи.

Теоретик марксизма, философ, экономист и публицист. Одна из наиболее влиятельных деятельниц немецкой и европейской революционной левой социал-демократии. В 1897 году защитила диссертацию, получив степень доктора государственного права. Роза проявила себя как талантливый журналист и оратор. на общалась с Плехановым, Бебелем, Лениным, Жоресом, вела с ними полемику. На Штутгартском конгрессе Второго интернационала (1907) Люксембург совместно с Лениным внесла поправки в резолюцию Августа Бебеля по вопросу об отношении к империалистической войне и милитаризму. В поправках, в частности, указывалось на необходимость использования, в случае возникновения войны, порождаемого ею кризиса в целях свержения господства буржуазии.

Немецкая политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. Клара Цеткин сыграла важную роль в основании Второго интернационала и подготовила для его Учредительного конгресса речь о роли женщин в революционной борьбе. Считается, что она является автором идеи Международного женского дня - 8 марта.

Деятельница российского революционного движения. В 1904 году вступила в РСДРП. За активное участие в революции 1905-1907 годов власти отправили её в ссылку на север России в Мезень, откуда Арманд в 1908 году бежала сначала в Петербург, а затем с помощью эсеров по подложному паспорту выехала в Швейцарию. Переводила работы Ленина, издания ЦК партии. В 1912 году написала брошюру «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

Деятельница российского и международного социалистического движения, народница, террористка, писательница.

5 февраля 1878 года Засулич пришла на приём к Трепову (вынесшему нарушающий закон приговор) и выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Была немедленно арестована, но суд присяжных 12 апреля 1878 года полностью оправдал Засулич. На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре, чтобы избежать повторного ареста, была переправлена к своим друзьям в Швейцарию.

Российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. После 9 дней ожидания исполнения приговора казнь была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключёнными в крепости, организовывать коллективные протесты против тяжёлых условий содержания. Февральскую революцию 1917 года Вера Фигнер встретила в качестве председателя Комитета помощи освобождённым каторжанам и ссыльным.

Российская политическая деятельница, террористка, одна из руководителей партии левых эсеров. 12 марта 1906 года приговорена за убийство советника тамбовского губернатора к смертной казни через повешение. 28 марта ей сообщили о замене смертной казни бессрочной каторгой, которую она отбывала на Нерчинской каторге. Одна из первых женщин, заявивших об изнасиловании в заключении. Большую часть жизни провела в тюрьмах.

Деятельница русского революционного движения, одна из создательниц и лидеров партии эсеров, а также её Боевой организации. Известна как «бабушка русской революции». Занималась организационной работой и распространением революционных идей среди крестьянства. Была сторонницей политического и аграрного террора, считая их одними из наиболее эффективных методов борьбы.

Мария Марковна Школьник (1885 - 1955)

Эсерка, участница революционного террора в Российской империи в начале ХХ века. Член Боевой организации партии социалистов-революционеров.

Эсерка, деятельница революционного движения России. В 1905 году застрелила генерал-адъютанта В. В. Сахарова, усмирявшего аграрные беспорядки в Саратовской губернии, приговорена к смертной казни, которую заменили на пожизненную каторгу.

Мария Григорьевна Никифорова (1885 - 1919)

Предводительница анархистов на территории Украины, соратница Нестора Махно. Примкнула к анархическому движению в 16 лет. Известна под именем Маруся. В годы Гражданской войны становится одним из самых заметных и уважаемых командиров анархистских отрядов на юге России. В декабре 1917 года Чёрная гвардия Маруси помогала устанавливать советскую власть в Харькове, Екатеринославле (Днепропетровск) и Александровске (Запорожье). Благодаря поддержке лидера большевиков в этом районе Антонова-Овсеенко, Маруся получила поддержку в организации «Вольная боевая дружина». Эта часть активно воевала с белой гвардией, немецкими оккупационными войсками и украинскими националистами при установлении советской власти в Елисаветграде (Кировоград).

Российская революционерка, активная участница Гражданской войны в 1918-1919 годах, единственная известная женщина - командир бронепоезда.

Народница, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II.
"Мы затеяли большое дело. Быть может, двум поколениям придется лечь на нём, но сделать его надо " - Софья Перовская.

Российская революционерка, агент Исполнительного комитета «Народной воли». Одна из первомартовцев.

Русская революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».

Участница российского революционного движения. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. 30 августа 1918 года совершила покушение на Ленина.

Русская революционерка, народница, член партии «Народная воля». В феврале 1875 года участвовала в съезде народников в Москве, где был принят устав «Всероссийской социально-революционной организации».

Российская революционерка, представительница партии эсеров, организатор убийства командующего оккупационными войсками на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна в 1918 году. После революции 1917 года она совместно с Марией Спиридоновой приняла участие в создании Читинского комитета ПСР. Также участвовала расколе партии эсеров на левое и правое крыло, примкнув к первому. Стала единственной женщиной на II Всероссийском съезде Советов.

Русская революционерка, народница. Продала имение в с. Беломестном Новооскольского уезда, а деньги использовала на улучшение материальных условий и организацию побегов политзаключенных.

Надежда Дмитриевна Субботина (1855 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1874 привлечена к дознанию по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) за «подозрительный образ жизни, распространение среди воспитанниц Орловской женской гимназии идей о необходимости пойти в народ и за привоз из-за границы запрещённых книг».

Русская революционерка, народница. Предана 30 ноября 1876 году суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, имевшего целью ниспровержение и изменение порядка государственного управления, и в участии в нём (процесс 50-ти). Признана виновной и приговорена к ссылке.

Евгения Дмитриевна Субботина (1853 - после 1930)

Русская революционерка, народница. В 1875 привлечена по двум дознаниям: по делу о пропаганде в империи (процесс 193-х) и по делу о противоправительственной пропаганде (процесс 50-ти). По Высочайшему повелению 19 февраля 1876 года по первому делу освобождена от наказания за недостатком улик, а по второму - предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества и в участии в нём (процесс 50-ти), признана виновной и приговорена к ссылке.

Лидия Павловна Езерская (1866 - 1915)

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века.

Ревекка Моисеевна Фиалка-Рачинская (1888 - 1975)

эсерка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1904 году Фиалка вступила в подпольную организации партии социалистов-революционеров, по поручению которой вела агитационную работу. В начале 1905 года по поручению партии отправилась в Одессу, чтобы оказать помощь в изготовлении снарядов. Несколько раз она ездила за динамитом в Кишинев, и привозила его на конспиративную квартиру в Одессе, куда кроме этого доставили также запрещенную литературу и шрифты из раскрытой тайной типографии. Летом 1905 года Фиалку и ее товарища Александра Лаппе арестовали на конспиративной квартире в Одессе. Приговорена к 20 годам каторги, однако как несовершеннолетней дали 13. Находясь в ссылке, Фиалка содействовала товарищам в подготовке побегов, была членом нелегальной кассы взаимопомощи.

Российская политическая деятельница, террористка, член партии социалистов-революционеров. В 1901 году вступила в партию социалистов-революционеров. Участвовала в Революции 1905-1907 годов. Состояла в членах Летучего боевого отряда Северной области.

Эсерка, участница революционного движения в Российской империи. В 1906 году по постановлению Боевой организации эсеров осуществила покушение на главного командира черноморского флота адмирала Чухнина. Адмирал был ранен в плечо и в живот, но остался жив. По его приказу террористка была расстреляна матросским патрулем без суда и следствия.

Русская революционерка, советский деятельница международного коммунистического, женского, антивоенного и антифашистского движения. В 1934 году участвовала в создании Всемирного антивоенного и антифашистского женского комитета.

Русская революционерка, народница. Вела противоправительственную пропаганду среди крестьян. Оказывала помощь членам Всероссийской социально-революционной организации после ареста его руководителей.

Мария Аркадьевна Беневская (1882 - 1942)

Эсерка-террористка, участница революционного движения в Российской империи в начале ХХ века. В 1905 году Мария Беневская вступила в Боевую организацию партии социалистов-революционеров. Рекомендацию для вступления дал Борис Савинков, к тому времени уже один из руководителей организации. Она вела жизнь профессионального революционера, работала в качестве техника (изготавливала бомбы) и пользовалась партийной кличкой «Генриетта».

Революционерка, участница гражданской войны в России, журналистка, поэтесса, писательница. После Октябрьской революции некоторое время занималась работой, связанной с сохранением памятников искусства, была секретарём Луначарского. В 1918 вступила в РКП(б). В 1918-1919 годах была комиссаром Морского Генерального штаба, политработником Волжской флотилии. В 1921 году была в Афганистане в составе советской дипломатической миссии. Последнее крупное произведение Рейснер - исторические этюды-портреты, посвященные декабристам («Портреты декабристов», 1925).

В дополнение к про ранне-большевицкие понятия в половом вопросе.
В статье обращено внимание на то, что к падению морали толкали тяжёлые условия жизни при большевиках, особенно для женщин. А коммунисты-комсомольцы с радостью принимали такое "предложение" тела. Об этом же, кстати, которую за это расстреляли в 1937.

В жж статью уже перепечатывал Успокоитель .
Первого места издания этой статьи не нашёл - если кто знает, напишите.

http://www.ateismy.net/content/spravochnik/kritika/doloi%20stid.php
Долой стыд и срам!
О своеобразной морали некоторых атеистов.
Сергей Глезеров

Одной из форм послереволюционной борьбы за «освобождение женщины», за «новый быт», против отжившего «старого мира» являлось движение нудизма. Зародилось оно еще на рубеже XIX - ХХ веков в Европе, потом просочилось и в Россию, но воспринималось как благородный порыв к полному сближению с природой и попытка отбросить ханжеские нормы морали. Теперь же нудизму придали ярко выраженный политический характер.

Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.

Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе впоследствии вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т. д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».

По воспоминаниям писателя Варлама Шаламова, «мальчишки, зеваки шли толпами за адептами этого голого ордена. Потом московская милиция получила указания - и нагие фигуры женщин и мужчин исчезли с московских улиц».

Народный комиссар здравоохранения Семашко от имени правительства осудил попытки ходить голыми «по московским изогнутым улицам». При этом он выдвигал главным аргументом следующий: «неподходящий климат, слишком низкая температура Москвы, грозящая здоровью населения, если оно увлечется идеями общества «Долой стыд!». Далее говорилось, что наркомат здравоохранения выяснил, что воздух городских улиц перенасыщен пылью и бактериями, вредными для человеческой кожи. Поэтому Наркомздрав рекомендовал не появляться на городских улицах без одежды, а полезный свежий воздух и солнечный свет искать на окраинах города и берегах водоемов...

Приложение:(Из статьи А.Бунге «Брак и положение женщины» в сборнике «Мир перед пропастью» под ред. И.Ильина (Берлин, 1931, на немецком языке). Русский перевод издан в Москве в 2001 г. Хотя в русском издании это прямо и не оговорено, все цитаты из советской прессы в русском издании даны, по-видимому, в обратном переводе с немецкого.)
«…Известная коммунистка Смидович кратко изложила суть сексуальной морали, царившей в то время среди коммунистической молодежи: «Кажется, наша молодежь уверена в том, что она призвана решать все вопросы, связанные с любовью, самым грубым и грязным способом; иначе она нанесет ущерб достоинству коммуниста. Нынешняя мораль нашей молодежи в кратком изложении состоит в следующем:

1.Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец и каждый студент «рабфака» (рабочий факультет) имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности. Это понятие сделалось аксиомой, и воздержание рассматривают как ограниченность, свойственную буржуазному мышлению.

2.Если мужчина вожделеет к юной девушке, будь она студенткой, работницей или даже девушкой школьного возраста, то девушка обязана подчиниться этому вожделению, иначе ее сочтут буржуазной дочкой, недостойной называться истинной коммунисткой …» («Правда», 21 марта 1925 г.)


Правильность этих формулировок подтверждалась письмами, пришедшими в ответ на ее статью. Так, например, одна студентка пишет: «Студенты косо смотрят на тех комсомолок, которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками, которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление, что не только к воздержанию, но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии» («Правда», 7 мая 1925 г.). Другая студентка, по фамилии Рубцова, рассказывает, что коммунисты рассматривают любовь как нечто очень скоро преходящее, долгую любовь они считают скучной; а понятие «супруга» для них — буржуазный предрассудок. В ответ на вопрос: «Где работает ваша жена?» — они рассмеялись и спросили: «Какая?» «Один известный коммунист сказал мне: «В каждом городе, куда я езжу по работе, у меня есть временная жена». «Муж моей подруги, — продолжает Рубцова, — предложил мне провести с ним ночь, так как его жена больна и этой ночью не может его удовлетворить. Когда я отказалась, он назвал меня глупой гражданкой, которая не способна постичь все величие коммунистического учения » («Правда», 7 мая 1925 г.).

Следует заметить, что все эти женщины — настоящие коммунистки, которые никоим образом не сомневаются в правоте коммунистических взглядов, а жалуются лишь на ужасный цинизм в поведении коммунистов и ущемление их женского достоинства (См. также вышеупомянутый стенографический отчет пленарный заседаний ВЦИК, стр. 155, 169). (…) У коммунистической молодежи преобладает мнение, что между полами могут существовать лишь сексуальные отношения. Так, «Правда» пишет (9 января 1928 г.): «Между мужчиной и женщиной у нас существуют только сексуальные отношения» . И героиня популярного рассказа известного писателя Пантелеймона Романова «Без фигового листка» говорит: «Мы не признаем любви. Мы знаем только сексуальные отношения, потому что любовь презираема как нечто психологическое, а у нас имеет право на существование только физиология. Всех, кто видит в любви что-то кроме физиологии, высмеивают и считают импотентами и ненормальными».

Изнасилование женщин

Согласно этим взглядам коммунистов каждая женщина и каждая девушка, как говорилось, «обязана» удовлетворять сексуальный инстинкт мужчины. Конечно, это не всегда происходит беспрепятственно. В таком случае иногда прибегают к изнасилованию. Изнасилование стало просто бедствием в советском государстве. Суды полнятся соответствующими исками, число таких исков постоянно растет. Одним лишь Московским судом рассмотрено в 1926 году 547 случаев изнасилования; в 1927 году это число (для Москвы) увеличилось до 726; в 1928 году до 849. В других судах — то же самое. Это явление в советской жизни получило особое наименование — «чубаровщина», по названию Чубаровского переулка в Петербурге, где в 1926 году двух женщин насиловала целая банда молодых коммунистов. Тогда этот случай вызвал большой резонанс, так как в этом принимали участие исключительно рабочие и преимущественно члены партии и комсомольцы.

Этот процесс был весьма характерным для нравов коммунистов и их отношения к женщине. По показаниям обвиняемых и свидетелей на процессе было установлено, что у молодежи в Петебурге существует следующее главное мнение относительно женщин: «Женщина — не человек, а всего лишь самка . Каждая женщина — девка, с которой можно обходиться, как вздумается. Ее жизнь стоит не больше, чем она получает за половое сношение» («Комсомольская правда», 18 декабря 1926 г.). Главные обвиняемые упорно твердили, что ничем не отличаются от остальных членов комсомола. «Все комсомольцы так же настроены и живут таким же образом, как мы». «Самым скверным, — замечает по этому поводу «Комсомольская правда», — является то обстоятельство, что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления, ничего исключительного, он — всего лишь обычное, постоянно повторяющееся происшествие» (там же).

Обыденность этого судебного дела ярко характеризуется и показаниями одного комсомольца, который видел, как совершается насилие, но спокойно прошел мимо. Вопроса прокурора, почему он не позвал на помощь, он просто не мог понять… Казалось, ему вполне достаточно, что он сам не участвовал в деле. Один из обвиняемых даже утверждал, что изнасилования и вовсе не было: дело происходило лишь без согласия женщины… Страницы коммунистической печати полны материалами о подобных случаях, красноречиво свидетельствующих о невероятном цинизме большевистских взглядов по отношению к женщине.

«Освобождение женщины»

… Положение освобожденной и уравненной во всем с мужчиной женщины в советском государстве и вправду тяжко и унизительно. Общее обнищание, безработица и тяжелейшие условия труда привели к возникновению в стране нового явления — полной зависимости женщины от начальства и вследствие этой зависимости — «взятке натурой», или как это там называют, «женским чаевым». Мы часто встречаем в советской печати описания таких требований и печальные последствия отказа в удовлетворении подобных амбиций (см. раздел «Коммунизм как господство чиновников» в ч. I данной книги). Коммунистические начальники стараются полностью использовать экономическую зависимость женщины и теорию свободного удовлетворения сексуального инстинкта. Верховный суд принимает в апреле 1929 года решение возбудить уголовные дела против тех мужчин, которые требуют от женщин «из благодарности» вступать с ними в половые отношения. По этому решению против председателя исполкома в Дербенте было возбуждено уголовное дело по 14 искам за принуждение к сожительству женщин, которые обратились к нему за работой («Известия», 6 июля 1929 г.). Один директор больницы, коммунист Гульбатов, под угрозой увольнения требовал от женщин, своих подчиненных, вступать с ним в половые отношения (там же).

Особенно тяжелым здесь представляется положение учительниц. «Следует положить конец “чубаровщине” на ниве народного образования. Работники комиссариата просвещения нередко забывают о своей ответственности, своей должности и своем авторитете и без всякого стыда накидываются на молодых учительниц. Вначале они пытаются уговаривать, затем требуют под угрозой увольнения; а если все это не помогает, прибегают к насилию. Так поступают все, от молодых комсомольцев до поседевших членов партии. Всякая юная учительница считается блудницей: это входит в ее обязанности. Коммунистическая партия по этому поводу отмалчивается, а отдельные ее члены участвуют в этих делах и требуют от молодых учительниц беспрекословного исполнения этой естественной повинности» («Труд», 23 декабря 1928 г.). Еще одна, «Рабочая газета», сообщает, что в Сибири внезапно уволено много учительниц. Восемнадцати из них удалось доказать, что их увольнение последовало лишь по причине непокорности домогательствам начальства; вслед за этим их вновь приняли на работу («Рабочая газета», 12 сентября 1929 г.). «Мы отмалчивались, так как жили в нужде и не хотели лишиться своего куска хлеба. Так как мне известно, что приходится выносить моим товаркам по несчастью, я, чтобы предотвратить новые жертвы, решилась открыто написать обо всем» , — пишет учительница Тарасова, руководитель начальной школы в Рязанской губернии («Известия», 6 июня 1929 г.).

Немногим лучше и положение работниц, женщин, принадлежащих к классу людей, которым в советском государстве оказывается особое предпочтение. На фабрике «Катушка» Смоленской губернии целому ряду мастеров и рабочих, а также председателю профсоюза, сплошь коммунистам, предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением. Они требовали от женщин, чтобы те вступали с ними в половые отношения, а непокорных увольняли («Труд», 22 мая 1928 г.). Женщины, посещающие биржу труда, чтобы получить работу, должны соглашаться на сексуальные домогательства председателя («Труд», 15 июня 1928 г.). Коммунисты пытаются даже ввести кое-где феодальное право «первой ночи». Главная коммунистическая газета повествует о том, как директор одной из фабрик в Туркестане, коммунист Петровский, потребовал от вахтера фабрики, узбека, который собирался жениться, предоставить ему невесту на первую ночь после свадьбы. Так как он предупредил, что не простит и не забудет отказа, то жених после недолгого сопротивления согласился. Труднее было, пишет «Правда», получить согласие невесты, но в конце концов и это удалось («Правда», 25 апреля 1928 г.).

Проституция

Коммунисты любят указывать на то, что результатом свободных сексуальных отношений в советском государстве стало полное исчезновение совершенно позорного социального явления проституции. Это утверждение наивно повторяется и иностранцами. Однако официальные данные Советов полностью опровергают это утверждение. Да, исследованиями, проведенными Институтом венерических болезней, установлено, к сожалению, без приведения точных цифр, что проституция неизменно растет; это легко объяснить при чрезвычайно тяжелом положении в СССР вообще и женщин в частности. На вопрос, что, собственно, побудило их пойти на улицу, 95% этих женщин дали один и тот же ответ: безысходная нужда в результате долгой безработицы, сокращение, развод, бедственное положение родственников и т.п. Среди проституток — до 40% дочерей прежней аристократии, купечества и чиновников. В то же время до 27% здесь составляют дочери рабочих (данные Исследовательского института венерических болезней, см. также у Залкинда: Новая половая мораль, Москва, 1927 г.).

Резюме

Так выглядят итоги освобождения женщин и коммунистической борьбы с семьей. Эти итоги вынуждены признавать сами коммунисты. Так, например, центральная газета среди прочего пишет: «Есть люди, которые утверждают, что подобные итоги вызваны именно нами через нашу пропаганду свободных сексуальных отношений. Эти люди заявляют: “Вы пожинаете именно то, что сами посеяли! Вот вам ваша молодежь! Посмотрите на ваших молодых коммунистов”». Вслед за этим газета смущенно заключает: «Надо признать, что в здоровой пролетарской атмосфере подобные явления недопустимы» («Известия», 6 июня 1928 г.)".

======
В этом свете становится понятна ностальгия уцелевших и постаревших "первых комсомольцев", когда они в семидесятые годы вспоминали свою молодость: "Эх, весёлое было время, романтическое... Не то что сейчас..."
В комментах нашёл ссылку на сатирический рассказ 1927 года про пионеров: одного пионера поймали на том, что он ходит с пионеркой и пропесочивают на собрании-суде.
Пантелеймон Романов.