Ростральные колонны размеры. Ростральные колонны - символ морских побед. другая - указывала путь в Большую Неву

Ростральные колонны Петербурга уже давно являются не только символом города на Неве, но и символом побед и славных традиций российского флота. Впервые памятники такого вида появились еще в Древнем Риме, римляне гордились своими победами на море и старались увековечить их в виде монументов. Свое название эти памятники получили от ростров, то есть украшений, которыми покрывались бушприты кораблей. Именно они в обязательном порядке участвовали в общей композиции памятника.

Монументы морской доблести в городе на Неве

Ростральные колонны как элемент украшения присутствуют не только в Северной столице, но и в других крупных портовых городах. Однако именно в Санкт-Петербурге они достигли высшего архитектурного уровня. Связано это с тем, что именно этот город создавался Петром Первым как морская столица России, поэтому все в нем должно было формировать соответствующую атмосферу, наполненную внешнем величием и победным духом.

Внешние характеристики творения Ж. де Томона

Ростральные колонны появились в Петербурге в начале XIX века благодаря усилиям знаменитого архитектора Ж. де Томона.

Что интересно, первоначально они рассматривались не столько как украшения, сколько с вполне утилитарных позиций: достаточно продолжительное время эти монументы использовались в качестве действующих маяков. Все колонны имели высоту 32 метра и были украшены восемью рострами и несколькими якорями. Правда, стоит отметить, что и якоря, и ростры носят декоративный характер.

Современное состояние и функциональная нагрузка

И сегодня ростральные колонны СПб освещаются время от времени яркими факелами.

Делается это в дни крупных праздников - Дня города, Дня Победы, в день последнего звонка, когда на Неве устраивается яркое шоу под названием «Алые паруса». Только теперь вместо дерева или угля в них используется природный газ, который был проведен уже в годы советской власти.

Основные характеристики монументов

Ростральные колонны отличаются продуманностью и четким следованием определенному сюжету. Так их подножия отданы во власть четырех монументальных скульптур - двух мужских и двух женских.
По задумке автора они должны символизировать четыре могучих реки - Волгу, Неву, Волхов и Днепр. Сами эти скульптуры были сделаны по заказу де Томона известными европейскими мастерами - голландцем Камберленом и французом Тибо. Из-за сложностей монтажа пришлось отказаться от первоначального плана отлить их в бронзе, поэтому скульптуры были сделаны из так называемого пудостского камня. Этот материал достаточно легко обрабатывать, но и противостоять влажному воздуху Балтийского побережья он долгое время не способен. Именно поэтому данные монументы приходится регулярно обновлять: последняя крупная реставрация была произведена в 1996 году.

Один из символов Северной столицы

Ростральные колонны сегодня воспринимаются как непременный атрибут стрелки Васильевского острова. Без них уже сложно представить себе внешний облик исторического центра города.

Ростральные колонны (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сегодня невозможно представить себе ансамбль Стрелки Васильевского острова без этих колонн. Раньше колонны служили маяками для кораблей идущих в находящийся когда-то здесь торговый порт. Сейчас маяки зажигают только по особым случаям.

Ростральная колонна представлены на 50-рублёвой купюре вместе с сомнительным изображением реки Невы.

В императорский период колонны функционировали в качестве маяков, в чаши на вершине наливали масло, которое поджигалось ночью. И ныне в дни главных городских праздников на вершинах колонн можно увидеть огненные факелы.

У основания колонн находятся статуи, изображающие двух дам и двух старцев. Экскурсоводы рассказывают, что это аллегории главных рек европейской части России: Невы, Волхова, Волги и Днепра. Впрочем, никаких доказательств этих аллегорических построений не существует.

Ростральные колонны

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей, отсюда и их название. Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова. Корабельные ростры, наяды и якоря отчеканены из меди мастерами Шаповым, Васильевым и Корольковым.

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Биржевая.

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.

Достопримечательности городов столичного типа, таких как Санкт-Петербург, знают во всем мире – это их визитные карточки. Невозможно представить город Петра без Петропавловской крепости, Зимнего дворца, Адмиралтейства или Исаакиевского и Казанского соборов.

Жемчужиной же среди красот Питера является Стрелка Васильевского острова с монументальными ростральными колоннами.

История ростральных колонн

События, предвосхитившие появление в северной столице символов морских побед из Древнего Рима, восходят к XVIII веку, когда в 1733 г. с Берёзового на восточную оконечность Васильевского острова был перенесён морской порт.


Через 50 лет Екатерина II задумала облагородить этот участок, построив необходимые на портовой территории здания пакгауза и Биржи. Планы императрицы нарушила война с Турцией, и строительство продолжилось уже в XIX веке при Александре I.

Проект архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона

Для проектирования нового облика Стрелки был приглашён архитектор из Франции Жан-Франсуа Тома де Томон, которому потребовалось несколько лет для создания будущего проекта.

Задумка оформить порт в древнеримском стиле пришла к архитектору в 1801 году – здание Биржи должно напоминать античный храм, а морскую мощь России обязаны подчеркнуть древнеримские колонны с носами побеждённых кораблей.


Тома де Томон разработал несколько проектов архитектурного решения Стрелки, в которых роль колонн кардинально менялась от небольшого декоративного элемента до величественных действующих маяков в стиле классицизма.

Строительные работы

Начались работы в 1805 г. под патронажем Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А. Д. Захаровым. По утверждённому проекту уровень Стрелки был поднят над Невой для защиты берега от наводнений. Вместе с тем Стрелка вдалась в русло реки на 100 м и приняла строго симметричные очертания.

Ростральные колонны в Питере заняли своё место с двух сторон полукруглого спуска к Неве, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и подчёркивая своим величием значимость здания Биржи. Открытие колонн состоялось в 1810 г.

Высота сооружений составила 32 метра, за счёт чего их было прекрасно видно на достаточно большом расстоянии.

Являясь действующими маяками, каждая из колонн освещала дорогу кораблям, направляя их в Неву и в Малую Невку. Факелы зажигались по ночам и в туманную погоду до перевода порта с острова в 1885 г.


Технология создания колонн

Тома де Томон предполагал для скульптурных элементов использовать бронзу, считая этот металл долговечным и подходящим по статусу для отведённой колоннам роли. Но мастера того времени не обладали технологиями, позволявшими отлить столь грандиозные конструкции.

Для замены бронзы был предложен пудостский известняк, залежи которого находились недалеко от Стрелки. Этот минерал имеет ценное для скульпторов свойство: на стадии добычи из карьера он очень мягок и легко поддаётся обработке простыми инструментами.

Только действие воздуха и солнца заставляет камень твердеть, после чего он становится очень прочным.

Но достоинство пудосского известняка одновременно является и недостатком, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображаемых материалов.
Сами колонны выложены из кирпича и покрыты штукатуркой.

Ростральные колонны описание

Каждая колонна опирается на гранитное основание со ступенями, на которых располагаются каменные изваяния из пудостского известняка: пара мужских и пара женских фигур. Тональность желтовато – серого материала эффектно подчёркивает терракотовую окраску самих колонн.

От ступеней к вершине на колоннах закреплены медные имитации ростр – носов кораблей, побеждённых в морских баталиях. Они попарно поднимаются четырьмя ярусами, каждая пара повёрнута перпендикулярно относительно предыдущей. Между рострами на колоннах видны медные же якоря. От времени металл приобрёл зелёный оттенок, что на красновато – оранжевом фоне смотрится особенно торжественно.


В полости каждой колонны сооружены винтовые лестницы, ведущие на квадрат смотровой площадки. Здесь предусмотрено место для огромных чаш – жаровен, поддерживаемых металлическими треногами. Чтобы зажечь сигнальные огни, в этих чашах держали конопляное масло, и брызги от него постоянно обжигали проходивших мимо горожан.

В 1896 г. к жаровням подвели электричество. Но постоянное включение ламп требовало больших финансовых затрат, и привело к отказу от передового способа освещения.
С 1957 г. над колоннами в важные моменты загораются семиметровые газовые факелы.

Фигуры у подножия ростральных колонн

Колоссальные скульптуры на ступенях ростральных колонн по замыслу архитектора олицетворяют величие и мощь Российского государства. Созданы они скульпторами из Франции Ж. Камберленом и Ф. Тибо. Работа над фигурами была завершена в 1811 г., позднее сдачи колонн.

Народное предположение о том, что скульптуры олицетворяют реки России, не может быть документально подтверждено. У самих фигур слишком мало атрибутики, которая указала бы на аллегорию рек или категорично отвергла бы такое предположение.


А пока учёные спорят о символическом значении фигур, экскурсоводы продолжают придерживаться красивой легенды, рассказывая гостям города, что скульптуры у южной колонны – «Нева» и «Волхов», а у северной – «Волга» и «Днепр».

Почему так названы?

Ростральные колонны – это творение скульпторов Древнего Рима. В те далёкие времена после грандиозных побед на море было принято воздвигать колонны в честь триумфа, которые украшали носами кораблей поверженных противников.

Ниже ватерлинии на носу римских кораблей прикреплялся таран в виде трезубца или аллегорической фигуры, назвавшийся ростром. От этого элемента название перешло на обозначение носа кораблей, а затем и на название колонны победителей.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара ростр на колоннах украшена по-особому: нижняя – фигурами наяд, следующая – крокодиловыми головами и рыбами, третья – головами водяных, последняя – морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выдержаны в стиле классицизма.
  3. Работы, связанные с кладкой кирпича и обработкой гранитных оснований, вела бригада русских каменотёсов мастера С.К. Суханова.
  4. Первоначально Елизавета Петровна на Стрелке Васильевского острова хотела воздвигнуть памятник Петру I.
  5. Последняя реставрация велась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны СПБ нанесены на 50-рублевые купюры.
  7. Колонны дважды подвергались взломам, и оба раза в 2011 году. При втором взломе зажжён факел.
  8. Колонны включены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

К загадкам о ростральных колоннах СПБ относят вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны выполняли роль маяков. Ещё одна загадка – о значении скульптур на ступенях колонн.

Ростральные колонны — это колонны, ранее выполняющие функцию фонарей и маяков на Стрелке Васильевского острова .

История Ростральных колонн на Васильевском острове

Ростральные колонны были построены архитектором Тома де Томона вместе с окончанием строительства здания биржи. Непосредственным изготовлением занимался известный каменотес-самородок Самсон Суханов . Колонны были украшены рострами - то есть носовыми частям корабля. Такие колонны было принято строить в ознаменование морских побед, а ростры были трофеями.

На вершине колонны находится светильник и смотровая площадка, куда можно попасть по винтовой лестнице. В чашу светильник заливали конопляное масло и зажигали фонарь в ночное время или в туман. Фонарь образовывал гигантский столб пламени, при этом иногда горящие брызги летели на прохожих.

В 1896 году фонарь стал электрическим, однако от электричества быстро отказались по причине высоких затрат на электроэнергию. В 1957 году к фонарям подвели газ и теперь ростральные колонны зажигают во время различных праздников.

Реставрацию ростральные колонны проходили в 1928, в 1947-49-е годы и в 1998-1999 годах.

Фигуры ростральных колонн

Архитектором Тома де Томона были задуманы статуи на ростральных колоннах и выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие статуй состоялось в 1815 году.

Что символизируют фигуры у подножия ростральных колонн?

В 1960-х годах одним из экскурсоводов была запущена городская легенда, что статуи являются аллегориями рек:

  • Невы,
  • Днепра,
  • Волги,
  • Волхова.

Однако никаких реальных исторических доказательств этому не найдено.