Период правления александра 1 характеризуется тест. Тест по изучению личности «Александра I. Аргументы в подтверждение
Вариант I
В состав Российской империи к началу XIX в. входила территория:
а) Бакинского ханства; б) части Северной Калифорнии; в) Бухарского эмирата; г) Бессарабии.
2. Прочтите отрывок из исторического романа и укажите дату событий, о которых идёт речь.
«Сопровождаемый несколькими заговорщиками, Беннигсен вошёл в покои Александра. Крики «Да здравствует император Александр I!» дали ему знать, что всё кончено и уже нет сомнения в том, какой ценой достался ему престол. Увидев Палена, Александр сказал:
Ах, Пален, как ужасна начальная страница моего царствования!»
3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:
а) ; б) ; в) ; г) .
4. Как называлось в России первой половины XIX века сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами:
а) мещане; б) купцы; в) бояре; г) дворяне.
5. был назначен командующим русским войском летом 1812 г. вместо:
а) ; б) ; в) -де-Толли; г) .
6. Кто из указанных участвовал в Отечественной войне 1812 г.:
а) ; б) ; в) ; г) .
7. Во время Отечественной войны 1812 г. лидерами партизанского движения были (несколько вариантов ответа):
а) Г. Курин; б) ; в) ; г) ; д) В. Кожина.
8. В начале XIX века Россия вела войны:
а) с Ираном и Афганистаном; б) с Турцией и Грецией;
в) с Турцией, Ираном, Швецией; г) с Афганистаном, Турцией и Австрией.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) образование Государственного Совета;
2) 1807 г. б) образование «Союза спасения»;
4) 1805 г. г) Тильзитский мир;
5) 1816 г. д) сражение под Аустерлицем.
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России;
В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.
Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является
1) Бородино
2) Тарутино
4) Царёво Займище
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите год, когда была выпущена данная монета.
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке события и явления политической истории России XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
1) создание «Союза Спасения»
2) разработка ранским «Введения к Уложению государственных законов»
3) принятие Конституции Польши
4) Заграничный поход российской армии.
Задание 15. Кто из перечисленных военачальников руководил действиями русских войск в Отечественной войне 1812 г.? Найдите в приведённом ниже списке двух деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) П. А. Румянцев
2) А. В. Суворов
Промышленность России в первой половине XIX в.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идет речь.
«Полевые земельные укрепления, обращенные углом к противнику, которые использовались русскими войсками в Бородинском сражении и защищались под руководством генерала ратиона».
Задание 18. Сравните черты государственного управления Россией в период правления Петра I и в период правления Александра I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) существование министерств
2) абсолютная власть монарха
3) деление страны на губернии
4) существование провинций — административно-территориальных единиц Российской империи
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают государственные органы Российской империи XVIII—XIX вв.
1) Правительствующий Сенат; 2) Верховный тайный совет; 3) Государственная дума; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия.
Задание 21. Назовите императора, о котором идёт речь в отрывке. Укажите укоренившееся впоследствии название представителей общественного движения, пропущенное в тексте.
Из сочинения историка.
«Одним из парадоксов внутренней политики [императора] послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Одним из её проявлений и главным символом стали военные поселения, в которых сам [император], впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. Вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлён разгром российских университетов. Была установлена жестокая цензура. [Император] утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлён о деятельности первых
организаций будущих_______________, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
В последние годы жизни [император] вновь нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и удалиться от мира, что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о старце Фёдоре Кузьмиче»
Задание 22. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых для подтверждения этого положения.
Задание 23. Ранним декабрьским утром на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича.
1) К какому году относятся описываемые события?
2) Кого молодые офицеры представляли солдатам как узурпатора престола, незаконно его занявшего?
3) Сформулируйте основные истинные цели руководителей выступления.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в начале XIX в. в организации образования и просвещения появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика России в первой четверти XIX в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные вешней политикой России в XIX веке.
Тест по теме: «Правления Александра I. Отечественная война».
Вариант II
1. Неподатным сословием было:
а) духовенство; б) крестьянство; в) мещанство; г) казачество.
2. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
а) Верховный Тайный совет; б) Тайная канцелярия; в) Уложенная комиссия; г) Негласный комитет.
3. В соответствии с Указом о вольных хлебопашцах:
а) помещики получили право освобождать крепостных крестьян;
б) в России отменялось крепостное право;
в) крестьяне западных губерний освобождались от власти помещиков;
г) помещики обязывались перевести крепостных крестьян с на оброк.
4. Чем по форме правления являлась Россия в начале XIX века:
а) конституционной монархией; б) аристократической республикой;
в) абсолютной монархией; г) демократической республикой.
5. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.:
а) Наполеон разбил русские войска по отдельности; б) французская армия захватила Киев;
в) французская армия подошла к С. – Петербургу;
г) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском.
6. Царскосельский лицей был основан:
а) в 1881 г.; б) в 1842 г.; в) в 1811 г.; г) в 1864 г.
7. По Тильзитскому миру между Александром I и Наполеоном:
а) Россия потеряла Молдавию; б) уступила Валахию; в) передала Франции территорию герцогства Варшавского; г) вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии.
8. В основу государственного устройства предлагал заложить принцип:
а) православия, самодержавия, народности; б) верховенства судебных решений;
в) сочетания коллегиальности и верховенства; г) разделения властей.
9. Соотнесите даты и события.
1) 1803 г. а) восстание декабристов;
2) 1815 г. б) начало министерской реформы;
3) 1810 г. в) Указ о вольных хлебопашцах;
4) 1825 г. г) Конституция Польши;
5) 1802 г. д) сражение под Аустерлицем.
10. Расставьте события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности, начиная с самого раннего:
А. Вторжение Наполеоновской армии в Россию; Б. Изгнание Наполеоновской армии из России; В. Сражение под Малоярославцем; Г. Тарутинский манёвр; Д. Совет в Филях; Е. Бородинское сражение.
Задание 11. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.
В 1812 г. в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на
карте цифрой
Задание 12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите название площади, события на которой показаны на картине.
1) Дворцовая
2) Вознесенская
3) Сенатская
4) Красная
Задание 13. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) присоединение России к Континентальной блокаде;
2) битва при Аустерлице;
3) Венский конгресс;
4) изгнание войск Наполеона из России.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 15. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Западная Сибирь;
2) Прибалтика;
3) герцогство Варшавское;
4) Финляндия;
Задание 16. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»
(тыс. человек)
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 17. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Условное название политики, отличавшейся мелочной регламентацией, всесилием чиновничества, пресечением всяческого своеволия, данное по имени одного из приближённых Александра I».
Задание 18. Сравните Заграничный поход русской армии и участие в европейских войнах 1805-1806 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.
1) основным противником была Франция
2) усилилось международное положение России
3) подписание Тильзитского договора
4) существование антифранцузской коалиции государств
Задание 19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Задание 20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия.
1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество; 5) духовенство.
Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.
Задание 21. Назовите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.
Из сочинения историка
«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что <…> был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н. Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И в конечном счете завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели — занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.
Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».
Задание 22. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, подтверждения которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.
Задание 23. Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не
допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.
1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.
2) Назовите императора, о котором идёт речь.
3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.
Задание 24. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
Задание 25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Либеральные реформы Александра I». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Александра I.
Диагностика результатов изучения темы «Изучение личности Александра I »
Спецификация итоговой работы по данной теме
Назначение работы - выявить уровень подготовки учащихся 9 классов с целью итоговой аттестации по теме «Изучение личности Александра I в школьном курсе истории».
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
- Александр I : pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. Статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)
Багрятинский В. В. Царственный мистик. М.: Терра, 1997. - 146 с.
Хартли Джанет. Александр I «След истории». Ростов - на - Дону.: Феникс, 1998. - с.320.
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории // ПИвШ. - 2004. - № 6. - С. 24. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.1
Апробация работы. Большинство заданий апробируется на уроках и корректируется по результатам проверки и с учетом отзывов экспертов (методистов, опытных преподавателей).
Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений, изучивших личность Александра I , в рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Валидность и надежность работы. Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий Государственному образовательному стандарту основного общего образования по истории. Надежность работы обеспечивается надежностью включенных в неё проверочных заданий, по которым показаны достаточно стабильные результаты в рамках применения теста на уроке.
Требования к кадрам на этапах проведения и проверки работы. Использование инструкции по проведению работы должно позволить обеспечить соблюдение единых условий проведения контрольного тестирования без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Структура работы. Работа состоит из 7 заданий. Задания направлены в основном на проверку знаний о личности Александра I .
Задание 7 - необходимо установить соответствие между элементами двух множеств.
8. Эквивалентность вариантов работы обеспечивается как на этапе ее разработки, так и на этапе обработки результатов ее выполнения.
На этапе разработки эквивалентность вариантов обеспечивается:
- формированием работы в соответствии с единой спецификацией;
- включением в разные варианты работы взаимозаменяемых заданий;
- отбором заданий определенного уровня трудности.
На этапе обработки результатов данные выполнения отдельных вариантов должны быть стандартизированы (приведены к единой шкале с одинаковой системой подсчета результатов для каждого варианта).
Число заданий в каждом варианте работы -7.
Типы заданий. В работе используются следующие типы заданий:
1) закрытого типа с выбором ответа;
2) с открытым кратким ответом;
3) на установление хронологической последовательности;
4) на установлении соответствия между множествами.
11. Вес заданий.
Критерий оценивания (1-4 вопросы): полный правильный ответ оценивается 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.
Критерий оценивания (5 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.
Критерий оценивания (6 вопрос): полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.
Критерий оценивания (7 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.
Максимальное количество баллов - 10.
12. Общее время выполнения работы - 20 минут.
13. Оценка выполнения работы.
Для получения отметки <5> необходимо получить не менее 9 баллов, для отметки <4> - 7 - 8 баллов. Чтобы получить отметку <3> - надо набрать не менее 6 баллов.
Итоговое тестирование по теме «Изучение личности Александра I »
для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений
Инструкция для проводящего тестирование
Перед выполнением задания преподаватель должен раздать учащимся инструкции по выполнению теста.
Преподаватель отвечает за проведение теста после раздачи бланков ответов, однако, до раздачи заданий знакомит учащихся с целью тестирования, с характером подсчета, учета результатов. Демонстрирует правильность заполнения бланков ответа.
Говорит учащимся о количестве баллов, которые предусмотрены за то, или иное задание; о максимуме баллов за всю работу, а также, о том, сколько баллов следует набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».
Сообщает общее время выполнения заданий. По истечении половины времени, отведенного на выполнение задания, необходимо объявить учащимся о том, сколько времени им осталось на выполнение работы. Также это следует сделать и за 2 минуты до окончания выполнения заданий.
Инструкция по выполнению работы для учащихся
На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 7 заданий.
Задания направлены в основном на проверку понимания личности Александра и его характера.
Задания 1 - 4 закрытого типа с выбором ответа (необходимо выбрать только один правильный ответ). Они направлены на проверку знания дат и фактов.
Задание 5 - вопрос, в котором необходимо написать правильный краткий ответ. Он направлен на проверку знания терминов.
Задание 6 требует установления хронологической последовательности.
Задание 7 - необходимо установить соответствие между двумя множествами.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант I .
1. Воспитатель Александра I , прививший ему уважение к свободе личности:
А) Лагарп;
Б) Екатерина II ;
В) Пален;
Г) Павел I
2. Александр I был преемником:
А) Петра I ;
Б) Павла I ;
В) Лагарп;
Г) Пален.
3. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние:
А) теории «официальной народности»;
Б) теорий общинного социализма;
В) идей Просвещения;
Г) идей славянофильства.
4. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
А) Верховный Тайный совет;
Б) Тайная канцелярия;
В) Уложенная комиссия;
Г) Негласный комитет.:
Вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.
Ответ:________________
6. Установите в правильной последовательности события произошедшие в годы царствования Александра I:
А) Отечественная война 1812 г.;
Б) создание Негласного комитета;
В) учреждение министерств;
Г) учреждение государственного совета.
I и их высказываниями о нем:
Современники Александра I | Высказывания о нем |
1. Н. И. Греч; | А) «Мы примеряемся с его личностью, потому, что в источнике его недостатков находим не дурные наклонности, а недостаток воспитания воли»; |
2. Пыпин; | Б) «Очень умен и образован, но ему нельзя доверять, о неискренен; это истинный византиец… тонкий, противоречивый, хитрый»; |
3. Наполеон; | В) «Он все делает наполовину»; |
4. Сперанский. | Г) «Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей»; |
Д) «Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола. |
Вариант II .
Воспитал Александра I в духе просветительских идей:
А) Кутузов;
Б) Лагарп;
В) Аракчеев;
Г) Сперанский.
2. Идеологом заговора против Павла был:
А) Зубов;
Б) Пален;
В) Александр I ;
Г) Беннигсен.
3. Причина отказа Александр I от введения конституции в России?
А) помешали крестьянские бунты;
Б) события 1812 г.;
В) присоединение России Финляндии
Г) мощное сопротивление дворянства реформаторскому курсу
4. В состав Негласного комитета не входил:
А) Сперанский;
Б) Чарторыйский;
В) Кочубей;
Г) Александр I .
5. Назовите определяемое слово.
__________________ - философское и общественно- политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Ответ:________________________
6. Установите правильную последовательность события произошедшие в годы царствования Александра I:
А) указ «О правах и обязанностях Сената»;
Б) Финансовая реформа;
В) « Введение к уложению государственных законов »;
Г) реформа в области образования.
7. Установите правильное соответствие между современниками Александра I и их высказываниями о нем:
Современники Александра I | Высказывания о нем |
1. Тургенев А. И.; | А) «Сфинкс, неразгаданный до гроба» |
2. Чарторыйский; | Б) «Коронованный гамлет» |
3. Лагербильке ; | В) «Любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность»»; |
4. Вяземский. | Г) «Республиканец на словах и самодержавец на деле»; |
Д) «В политике тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». |
Бланк заполнения ответов
Вариант 1
№ задания | Правильный ответ |
Бланк заполнения ответов
Фамилия, имя учащегося_____________________________________________
Вариант 2
№ задания | Правильный ответ |
Инструкция по проверке и оценке итогового тестирования по теме «Изучение личности Александра I » для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений
Вариант 1
№ п/п | Правильный ответ | Количество баллов |
||
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | Мистицизм | |||
6 | Б, Г, В, А | |||
7 | 1 - Д, 2 - А, 3 - Б, 4 - В | 2(1) 2 | ||
3 | ||||
4 | ||||
5 | Либерализм | |||
6 | А, В, Б, Г | |||
7 | 1 - Д, 2 - В, 3 - Г, 4 - А | 2(1) |
Список использованных источников и литературы
Научная
Александр I: pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)
Анри Труайя. Александр I, или северный сфинкс. М.: Молодая гвардия; Студенческий меридиан, 1997. - 320 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 743)
Архангельский А. Н. Александр I. - М.: Молодая гвардия, 2012.
Безотосный В. Два императора // Родина. - 2002. № 8. С. 6 - 9.
Богданович М. И. История царствования Александра I и Россия в его время. - СПб., 1869 - 1871. - Т. 1 - 6.
А. Валлатон. Александр I: пер. с фр. / А. Валлоттон, Н.И. Казаков. СПб: Прогресс, 1991. - 398 с. (Века и люди)
Вандаль А. Александр I и Наполеон. - Ростов - на - Дону., 1995.
Е. В. Волков, А. И. Конюченко. Русские императоры XIX века в свидетельстве современников и потомков. Издательство: Челябинск: Аркаим, 2003. - 336 с.
Ю. В. Готье. Мемуары. Тайны истории в романах, повестях и документах. Издательство: Терра, 1997. - 591 с.
Кизеветтер А. А. Исторические силуэты: Биогр. Очерки. - Ростов - на - Дону: Феникс., 1997.
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. - Ростов - на Дону., 2002.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. - М., 1918.
С. Любош. Последние Романовы. Тернополь, 1994.
Мельгунов С. П. Дела и люди Александровского времени. - Берлин., 1923.
Надлер. В. К. Император Александр I и идея Священного союза. - Рига., 1886 - 1892. - Т. 1 - 5
Николай Михайлович, вел. князь. Александр I: опыт исторического исследования. - СПб., 1914Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. - СПб., 1912 - Т. 3.
Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII - XIX века. Лекции. - Л., 1974. - Ч. 1.
Орлик Е. В. «Европейская идея» Александра I // Новая и новейшая история. - 1997. № 4. С. 52
Палмер. Александр I: царь войны и мира. - Лондон., 1974
Предтеченский А. В. Очерки общественно - политической истории России в первой четверти XIX века. - М., 1957
А. Е. Пресняков. Российские самодержавцы. Издательство: Книга, 1990. - 464 с.
Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 2001.
Сафонов Михаил. Господин Александр и Салтыковы // Родина. - 2005. № 3. С. 38 - 42.
Сахаров А. Н. Александр I. - М.: Наука, 1998. 287 с.
Соловьев. С. М. Император Александр I. Политика. Дипломатия. - М., 1995.
Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. - М.: Высшая школа, 1994.
Ульянов Н. И. «Северный Тальма»: Александр I - император, актер, человек. - Вашингтон., 1964.
Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории. - 1990. № 1. С. 52 - 54.
Фирсов Н. Н. Император Александр I и его душевная драма. Историко - психологический этюд. - М., СПб., 1910.
Ханс - Йобст К. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.
Хартли Д. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.
Шильдер Н. К. Император Александр I его жизнь и царствование. - СПб., 1997 - 1998. - Т. - 1 - 4
Шиман Т. Александр Первый. - М., 1909.
Методическая
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.: Учебное пособие СПб.: Питер, 2008. - 304 с. ISВN 978-5-388-00006-4.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2004. - 256 с.
Шаповаленко И. В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. С. 136 - 137.
Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
1 вариант
1. Какое из событий относится к 1801 г.?
1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах
2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?
1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам
3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?
1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти
4. Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?
1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян
5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права
1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине
6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.
«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, — князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».
1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет
7.
«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце — Павле I — __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».
2 вариант
1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в
1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.
2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?
1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената
3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание
1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств
4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?
1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин
5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?
1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России
6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»
1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах
7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».
Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест
Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.
1 вариант
1. Какое из событий относится к 1801 г.?
1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах
2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?
1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам
3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?
1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти
4. Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?
1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян
5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права
1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине
6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.
«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, - князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».
1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет
«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце - Павле I - __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».
1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в
1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.
2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?
1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената
3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание
1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств
4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?
1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин
5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?
1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России
6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.
«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»
1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах
7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.
«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей - Екатерины Великой».
Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест
На вопрос Тест по теме "Эпоха Александра 1". Можете плиз скопировать текст и где правильно поставить + или 1, что угодно. заданный автором Просмолить
лучший ответ это Вариант 1
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; +
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; +
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); +
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. +
а) А. А. Аракчеев; +
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.
а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. +
а) М. И. Кутузов; +
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.
а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; +
г) в 1821г.
а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; +
г) в 1821г.
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; +
г) в 1821 г.
Ответ от Олег Николаев
[активный]
Вариант 1
1. Указ о вольных хлебопашцах был издан:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.; 1
в) в 1812 г.;
г) в 1814 г.
2. По Тильзитскому договору с Францией Россия обязы¬валась:
а) признать за Францией все территориальные изме¬нения в Европе;
б) стать союзником Франции в войне против Австрии;
в) присоединиться к континентальной блокаде против Англии; 1
г) начать войну против Турции.
3. По проекту М. М. Сперанского политические права в Российской империи получали:
а) дворяне и люди «среднего состояния» (купцы, ме¬щане, государственные крестьяне); 1
б) дворяне и крестьяне;
в) только дворяне;
г) все граждане без ограничения.
4. Бородинское сражение состоялось:
а) 12 июня 1812 г.;
б) 22 сентября 1812 г.;
в) 14 декабря 1812 г.;
г) 26 августа 1812 г. 1
5. Кто имеется в виду? Он родился в 1769 г. в Тверской губернии в мелкопоместной дворянской семье. С детских лет отличался замкнутостью и серьезностью, окончил шля¬хетский инженерный корпус, начал свою карьеру при Пав¬ле I. Император даровал ему титул графа и написал на гер¬бе: «Без лести предан». Служил трем императорам - Пав¬лу, Александру и Николаю. Разработал проект отмены крепостного права, по которому крестьян надлежало отпус¬кать на волю постепенно в течение 200 лет. Его имя связано с ужесточением внутренней политики после Отечественной войны 1812 г. и созданием военных поселений.
а) А. А. Аракчеев; 1
б) М. М. Сперанский;
в) Н. Н. Новосильцев;
г) В. П. Кочубей.
6. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано:
а) в 1801 г.;
б) в 1804 г.;
в) в 1812 г.;
г) в 1816 г. 1
7. Кто имеется в виду? Участник русско-турецкой вой¬ны 1768-1774 гг., с 1777 г. воевал под командованием А. В. Суворова, получил награду за штурм Измаила. Алек¬сандр I назначил его главнокомандующим русской армией в войне с Наполеоном. Баснописец И. А. Крылов посвятил ему басню «Волк на псарне».
а) М. И. Кутузов; 1
б) М. Б. Барклай-де-Толли;
в) П. И. Багратион;
г) А. П. Тормасов.
8. Венский конгресс состоялся:
а) в 1812 г.;
б) в 1813 г.;
в) в 1814 г.; 1
г) в 1821г.
9. «Союз благоденствия» был образован:
а) в 1815 г.;
б) в 1816 г.;
в) в 1818 г.; 1
г) в 1821г.
10. Александр I даровал конституцию Царству Поль¬скому:
а) в 1801 г.;
б) в 1803 г.;
в) в 1815 г.; 1
г) в 1821 г.