Образование в Бразилии, учеба и обучение в Бразилии. Система образования Бразилии

Расстановка ударений: БРАЗИ`ЛИЯ

БРАЗИЛИЯ (Brasil), Соединённые Штаты Бразилии,- государство в Южной Америке. Федеративная республика. Площадь - 8,5 млн. км 2 . Население -70,5 млн. чел. (1961). Столица - г. Бразилия. Гос. язык - португальский.

Просвещение. Первые школы на территории Б. возникли в период колонизации её португальцами (в 1-й пол. 16 в.). Школы создавались миссионерами, гл. обр. иезуитами. В 1759 иезуиты были изгнаны из страны, школы их закрыты. После перенесения в Б. в 1808 португальского королевского двора (в связи с вторжением в Португалию наполеоновских войск) были открыты морская и военная школы, медицинские и с.-х. курсы, типография, музей, ботанич. сад, публичная б-ка. Но после провозглашения независимости Б. (1822) развитие образования шло чрезвычайно медленно из-за экономич. отсталости страны. В 1827 был издан закон об организации гос. нач. школ, однако этот закон не выполнялся даже в городах. В 1834 был принят т. н. дополнительный акт к конституции, по к-рому организация управление нач. образованием в стране передавались провинциям (в паст, время штатам); среднее и высшее образование ставилось под контроль федерального правительства (такое управление системой нар. Образования сохраняется до сих пор). В 1842 в страну вернулись иезуиты, влияние церкви на просвещение усилилось. После отмены рабства (1888) и провозглашения республики (1889) начался нек-рый подъём нар. образования. Параллельно государственной получила развитие система частных школ, содержавшихся в основном религиозными организациями. Конституция 1891 объявила гос. школу светской, но фактически влияние клерикалов на школу не уменьшалось. Уровень грамотности населения был очень низок. В год провозглашения республики св. 85% взрослого населения Б. было неграмотным; по данным переписи 1920, неграмотным оставалось 75% населения. В период реакционной диктатуры Варгаса (1937 - 45) усилилось влияние церкви на школу, сократилась сеть гос. нач. школ. Конституцией 1946 было провозглашено обязательное бесплатное нач. обучение. Однако значительный процент детей школьного возраста школу не посещает. В 1950 среди населения старше 15 лет 51,6%было неграмотным. Количество неграмотных в нек-рых отсталых штатах достигает 80%.

После 1-й мировой войны в Б. распространились идеи нового воспитания. Новое воспитание, провозглашавшее в качестве одного из своих основных лозунгов воспитание гражданина, завоевало популярность среди браз. педагогов, поскольку оно явилось противоположностью иезуитского воспитания, ставившего целью воспитание верующего. В 1924 сторонники нового воспитания объединились в Бразильскую ассоциацию просвещения. Примерно в это же время получило нек-рое развитие ср. образование, расширилась сеть нач. школ. В 30-е годы, в связи с усилением амер. влияния в экономике и политике, в области педагогики широко распространились идеи Дж. Дьюи. С сер. 50-х гг. стал популярен лозунг "воспитание для развития", т. е. осуществление такого воспитания и образования, к-рое соответствовало бы нуждам развития страны. В этих целях намечено увеличение срока нач. обучения с 4 до 6 лет, делается акцент на развитие проф.-технич. образования, ставится задача улучшения подготовки студентов вузов по технич. и естественнонаучным дисциплинам. Успехи сов. науки и техники вызвали интерес браз. педагогов к сов. методам обучения и воспитания. Созданы частные курсы по изучению рус. яз., рус. яз. рекомендован к изучению в ун-тах.

Дошкольные учреждения, являющиеся нач. звеном системы нар. образования Б., делятся на материнские школы для детей от 3 до 5 лет и детские сады - от 5 до 7 лет. В 1957 их насчитывалось ок. 3,2 тыс. (св. 166,8 тыс. детей). Нач. школы - в основном государственные, состоят из двух циклов - 4 и 1 год. Последний цикл называется дополнительным курсом. Большинство школ - 4-летние. В нач. школах всех штатов преподаются: родной яз., арифметика, элементы географии Б., элементы истории Б., естествознание, рисование, ручной труд, физкультура. В 1961 работало ок. 100 тыс. нач. школ (ок. 7 835 тыс. уч-ся). Ср. школы - 7-летние; они делятся на две самостоятельные ступени - 4-летние гимназии и 3-летние коллегии. В коллегиях имеются классич. и реальное отделения. В гимназиях преподаются: португальский, лат., франц., англ. яз., математика, общая история, общая география, история Б., география Б., естествознание, рисование, ручной труд, пение. Уч-ся классич. отделений коллегий изучают португальский, лат., франц. или англ. яз., испан. яз., математику, физику, химию, биологию, общую историю, общую географию, историю Б., географию Б., философию. На реальном отделении преподаются те же дисциплины, за исключением лат. яз., и несколько больше внимания уделяется изучению естественных наук (на классич.- философии). Кроме того, в уч. план реального отделения входит рисование. В 1961 работало св. 4 тыс. ср. школ (960489 уч-ся); ок. 70% уч-ся получает образование в частных школах. Проф. школы: 2-летние ремесленные школы, в к-рые принимаются окончившие 4 класса нач. школы; 6- и 7-летние коммерческие, промышленные, с.-х. школы, состоящие из двух циклов - 4 и 2 или 3 года. В эти школы принимаются окончившие 5-летнюю нач. школу. В 1961 в 1953 проф. школах было ок. 247,2 тыс. уч-ся. Учителей нач. школы готовят 7-летние (состоят из двух циклов - 4 и 3 года) нормальные школы на базе 5-летней нач. школы. В 1961 в 1319 пед. уч. заведениях было св. 100 тыс. уч-ся. Учителями ср. школ большей частью работают лица, окончившие философский ф-т ун-та. Более половины вузов -частные. Крупнейшие ун-ты: Бразильский в Рио-де-Жанейро (осн. 1920, св. 8,2 тыс. студентов в 1961), ун-т в Сан-Паулу (основанный 1934, св. 9 тыс. студентов). В 1961 в вузах было ок. 100 тыс. студентов.

Н.-и. работу по педагогике, помимо Браз. ассоциации просвещения, ведут Браз. центр научно-пед. исследований, Нац. бюро просвещения, Браз. ин-т образования, науки и культуры и др.

Система образования Бразилии включает в себя несколько традиционных ступеней: дошкольное образование, начальную (I уровень) и среднюю (II уровень) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку.
Начальное образование находится в ведении муниципалитетов, среднее - штатов, бесплатное высшее - государства. Но есть в Бразилии и довольно много частных учебных заведений.
Образование обязательно для граждан от 7 до 14 лет.

В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.

Контролирующие органы:
- Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES)
- Федеральный совет по образованию, задачей которого является "авторизация и официальное признание" частных вузов.
- Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями
- Национальный совет научно-технического развития.

В настоящее время система высшего образования Бразилии включает 973 учебных заведений, включая 93 университета.

Автономия университетов по законодательству страны гарантируется, но ограничивается она теми денежными ресурсами, которые им выделяет государство. По данным организации сотрудничества и экономического развития в 1995 году правительство направило на нужды образования 5% государственных расходов - наивысший показатель среди латиноамериканских стран, принимавших участие в исследовании (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай и Мексика). Данный уровень сопоставим с объемом средств, выделяемым на образование в США, Швейцарии, Франции, Германии, Канаде и Австралии.

Первый этап высшего образования - graduacao . Мы можем назвать это «первым высшим образованием». Второй этап высшего образования - pos-graduacao , ведущий к «продвинутой» научной квалификации (mestrado и doutorado).
Есть особая ступень образования - высшие краткосрочные курсы . Их в Бразилии организуют с целью демократизировать доступ к высшему образованию, придав ему более массовый характер. В первую очередь, они адресованы именно выпускникам средних школ для быстрой профессиональной подготовки к различным видам деятельности, связанным с производством и сферой услуг. Такие курсы не обладают правом выдачи дипломов своим выпускникам, но выдаются сертификаты.

В настоящее время частные вузы составляют 78,5% от всего числа вузов и в них сейчас обучается 62,2% студентов Бразилии. Из-за большого спроса на высшее образование и нехватки свободных мест на факультетах и в университетах Бразилии (как в государственных, так и частных), для поступления требуется сдать вступительный экзамен. По окончании обучения студенты могут получить диплом бакалавра или лиценциата, если они пройдут годичный курс по подготовке преподавателей.

В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.

Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов. Католический университет в Кампинасе основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

«Муниципальное образование» - Контрольный и иные органы муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. Конкурс на замещение должности главы местной администрации. Глава муниципального образования (продолжение). Ключевые слова. Муниципальная служба как комплексный институт муниципального права.

«Учебники образование» - Разрезной материал используется для счета, конструирования и моделирования. Английский язык. 3 кл.; 3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Английский язык. 2 кл.; 2. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др. Образовательная система «Перспектива» http://prosv.ru/umk/perspektiva/. Музыка Усачева В.О., Школяр Л.В.

«Система образования» - 4. Порядок включения квалификаций в состав национальной рамки или описания места квалификации в рамке понятны и не требуют дополнительных пояснений. 5. Национальные системы контроля качества образования и подготовки соотносятся с с национальной рамкой квалификаций и соответствующими принципами и нормами Европейской (как указано в приложении 3 Рекомендаций). 6. Процесс соотнесения рамок должен включать соглашение, принятое компетентными органами по контролю качества. 7. В процессе соотнесения рамок должны участвовать международные эксперты.

«Развитие системы образования» - Доля учителей победителей ПНПО. В среднем по району. Совет руо. Результаты мониторинговых обследований во 2-3-х, 5-6-7-х классах (средний балл по русскому и математике). Лучшие учителя ПК. Дошкольное образование. Инновационное развитие системы образования – основа повышения эффективности образования личности.

«Развитие образования» - Школы-лидеры по качеству услуги: Детские общественные организации. Субвенции. Студенты. Направление: «кампус». Губаха. Кудымкар. Результативность олимпиад. Начальная школа. Усиление конкурентной среды м/д учреждениями. Стратегия развития образования и новые задачи на 2010-2011 учебный год. Иуп. Получают информацию, формируют группы, проводят обучение.

«Проект Образование» - Новый финансово-экономический механизм. Расширение общественного участия в управлении образованием. Ожидаемые результаты первого года реализации проекта. Комплексный проект модернизации образования в Республике Карелия. Современная модель образования. Модернизация системы повышения квалификации. Организационное обеспечение реализации регионального комплексного проекта (ОРУ).

Технический прогресс и стремительная смена социально-политической ситуации в мире обострили вопросы развития образовательных систем во всех странах Нового Света. За последние 20 лет образование в регионе вышло на новый качественный уровень и во многом приблизилось к европейским стандартам.

Основные ступени образования

Структуру системы образования латиноамериканских стран образуют учреждения дошкольного воспитания, начальные и средние общеобразовательные школы, профессионально-технические и высшие учебные заведения, относящиеся как к государственному, так и частному сектору, а также к церкви.

Дошкольное воспитание

Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста - ясли, детские сады и центры для дошкольной подготовки. По своему статусу они подразделяются на частные и общественные. Политика государств латиноамериканского региона направлена на поддержку и стимулирование дошкольного образования и подготовки к школе. Образовательные программы для дошкольников направлены на развитие коммуникативных способностей и знакомство с окружающим миром посредством игры.

Начальное и среднее образование

К концу первого десятилетия XXI века начальную школу посещало 95% детей, живущих в странах Латинской Америки . По прогнозам ЮНЕСКО, этот показатель совсем скоро приблизится к 100%. Таким образом будет достигнута цель тысячелетия – универсальность начального образования. Она заключается в том, чтобы все дети не только закончили 6 классов начальной школы, но и получили соответствующий документ об образовании.

Второй уровень обучения – с 7 по 13 класс. В среднем по региону им охвачено 9 из 10 детей подросткового возраста.

В отличие от российского и европейского образования, латиноамериканские школы не обучают по единому для всех учебному плану. В перечень обязательных предметов входят:

  • математика (ученик выбирает между геометрией, алгеброй или тригонометрией);
  • любой из естественно-научных предметов (химия, биология или физика);
  • английский язык;
  • французский или испанский язык (на выбор);
  • история Латинской Америки.

К обязательным предметам присоединяется один предмет по выбору: экономика, компьютерная грамотность, литература, рисование, драма и другие. Перечень предметов по выбору может насчитывать десятки и отличаться в зависимости от школы. Уровень изучения школьных предметов также выбирается учащимися. Он может быть базовым или продвинутым.

Высшее образование

Высшая школа в латиноамериканских странах представлена системой университетов и колледжей. Несмотря на то, что ни один из вузов региона не входит в сотню ведущих мировых университетов, среди них есть очень известные и популярные – университеты Кампиноса , Сан-Пауло , Католический университет (Чили) .

Государства оказывают всемерную поддержку высшей школы, сохраняя бесплатные места на различных направлениях обучения и выплачивая стипендию студентам. Также на уровне государства реализуются программы обмена студентами. Однако, в университетах Латинской Америки не существует распределения после окончания обучения. Следовательно, гарантии трудоустройства также отсутствуют.

Особенности системы образования в некоторых странах Латинской Америки

Уровень развития образования в любой стране определяет её политический и экономический потенциал. Прогресс в развитии систем образования характерен для наиболее развитых стран латиноамериканского региона – Мексики, Аргентины и Бразилии.

Образование в Мексике

Современная модель образования в Мексике очень похожа на российскую систему. Она состоит из ступеней дошкольного, школьного и высшего образования.

Дошкольное образование является обязательным и бесплатным. Ступень начального образования состоит из 7 классов, обучение в начальной школе по всем предметам ведут два учителя. В классы неполной средней школы принимают на основании аттестата о начальном образовании. Программы обучения на этой ступени подразделяются по двум направлениям – академическому и техническому. После окончания неполной школы можно идти работать или продолжать учиться на следующей ступени.

Полная средняя школа даёт возможность продолжить образование по академическим и техническим профилям. Технические профили обеспечивают получение профессионального аттестата, а академические – поступление в высшие учебные заведения на основании диплома бакалавра. Также осуществляется обучение по смешанным программам.

Школы Мексики подразделяются на государственные и частные. Во многих из них изучается русский язык. Учебный год длится с середины августа до конца июня.

В Мексике насчитывается около 100 университетов и колледжей. Образовательные программы высшей школы подразделяются на следующие уровни:

  • лиценциат (3 года обучения);
  • магистр (защита собственного научного исследования, проводимого в течение 1-2 лет);
  • доктор наук (защита докторской диссертации на основании фундаментального 2-х летнего исследования).

Студенты, имеющие успехи в обучении, получают стипендию от государства.

Образование в Бразилии

Бразильское образование построено по традиционной схеме:

  • дошкольное образование;
  • среднее образование (начальные и средние школы);
  • высшее образование (государственные и частные университеты).

Финансированием дошкольного и среднего образования в стране занимается Национальный фонд. Средства для этих целей поступают из налогов муниципалитетов.

Особенностью дошкольного образования Бразилии является то, что наряду с государственными учреждениями существует большое количество негосударственных, которые популярны у населения.

Среднее образование включает две ступени: обязательное восьмилетнее начальное и трёхлетнее среднее. Оно является бесплатным. Однако, финансирование зависит от уровня развития муниципалитета и сильно отличается внутри страны. Для обеспечения обязательного начального образования государство принимает программы по финансовой поддержке малообеспеченных семей.

Несмотря на перспективность частных школ, обучение в них стоит очень дорого и является недоступным для большинства семей.

Высшее образование Бразилии представлено частными и государственными высшими учебными заведениями, причём доля частных составляет 80%. В государственных вузах можно получить медицинские и инженерно-технические профессии, а в частных – гуманитарные. В государственных университетах обучение бесплатное.

Образование в Аргентине

По показателям грамотности – 95%, Аргентина лидирует среди соседних стран. Система образования в этой стране признана лучшей во всём регионе.

Образование Аргентины включает следующие ступени:

  • дошкольное;
  • начальное;
  • среднее;
  • профессионально-техническое;
  • высшее.

В дошкольные учреждения принимают детей с очень раннего возраста на основании справки о прививках. Учреждения, которые посещают дети в возрасте от 45 дней до двух лет, являются частными и называются «Гуардерия». Дети с 2 лет посещают детские сады. Плата за посещение дошкольного учреждения зависит от времени пребывания и включения питания.

В Аргентине в школе дети обучаются с 6 до 12 лет. Начальная школа называется «примария», а средняя – «секундария». Школы подразделяются на частные и государственные. Учебный год длится с марта по ноябрь. Учёба проводится в две смены. Применяется 10-балльная система оценок. В государственных школах обязательна школьная форма – белые халаты и чёрные ботинки.

Высшее образование в государственных вузах является бесплатным. Для поступления на учёбу в них не принимаются вступительные экзамены. Чтобы вести профессиональную деятельность по полученной специальности, нужно получить соответствующую лицензию.

Система образования в странах Латинской Америки по конкурентоспособности в мире пока занимает далеко не ведущее место в мире. Однако, благодаря государственной поддержке, уровень образования ежегодно растёт, что положительно сказывается на экономическом развитии региона.

Система образования Бразилии

Система образования Бразилии наряду с государственными учебными учреждениями включает в себя также и частные. Государство финансирует федеральную систему обучения, включая дошкольное, начальное и среднее образование. Финансовую поддержку на всех уровнях образования осуществляет Федеральное правительство. Федеральная система образования включает университеты, вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также группу промышленных и сельскохозяйственных техникумов. Кроме системы высшего образования федеральное правительство также несет ответственность за национальную программу поддержки аспирантов. Министерство образования ведет постоянный контроль качества системы образования на каждом уровне.

Система образования Бразилии имеет следующую структуру:

Дошкольное образование включает в себя детские сады для детей до шести лет.

Основное (начальное) образование является обязательным и бесплатным, и находится в ведении муниципалитетов. Согласно Конституции Бразилии 25 % своего бюджета муниципалитеты и штаты обязаны расходовать на нужды образования. Качество начального образования в разных городах может различаться. В больших городах, где больше денежных средств и доходов, муниципалитеты могут вкладывать больше денег в инвестирование более качественного образования с квалифицированными педагогами и лучшими условиями обучения. В то время как образование в менее богатых городах гораздо хуже. Некоторые предпочитают отдавать своих детей в частные школы, находящихся под наблюдением официальных властей. Минимальный срок обучения в начальной школе три года.

Среднее образование не является обязательным и находится в ведении муниципалитетов и штатов. Также качество образования в разных школах различается в зависимости от инвестиционных возможностей властей. В Бразилии распространены так называемые технические школы, где наряду с обычным образованием ученики также получают профессиональные навыки, ориентированные на определенные отрасли промышленности. Лучшие технические школы поддерживаются федеральным правительством. Более состоятельная часть населения предпочитает дать своим детям образование в частных средних школах, где уровень образования считается намного выше, чем в государственных школах. Как результат, ученики, окончившие частную среднюю школу, имеют больше шансов поступить в бесплатные государственные университеты. По окончании средней школы желающие получить высшее образование должны сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.

Высшее образование и послеуниверситетская подготовка также не являются обязательными. Система высшего образования Бразилии включает в себя 973 учебных учреждений, из них 93 университета, университетские центры и высшие краткосрочные курсы. Наряду с государственными университетами имеются также и частные. Высшее образование может быть как бесплатным, так и платным. Государственные университеты финансируются федеральным правительством. Обучение в таких университетах бесплатное и в основном лучше по качеству и содержанию, чем в частных вузах. Также большинство научных исследований в области медицины и инженерии проводятся в государственных университетах. Частные вузы предусматривают платное обучение и в большинстве своем специализируются на гуманитарных науках, таких как управление, юриспруденция, экономика и другие.

Высшие краткосрочные курсы в Бразилии созданы для быстрой профессиональной подготовки выпускников средних школ в различных областях деятельности, связанных с производством материальных ценностей и сферой услуг. По окончании курсов выдаются сертификаты.