Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Звучит песня Ю. Антонова «Места родные»

Слайд №2

« Я сорвал цветок,

И он увял

Я поймал мотылька,

И он умер у меня на ладони.

Итогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Мы живем в окружении прекрасного и удивительного мира лесов, полей, рек, морей. Мы можем любоваться на причудливые формы облаков, восхищаться высотой и могуществом гор, греться под лучами теплого и ласкового солнышка.

Как одним словом можно все это назвать? Молодцы.

Сегодня на нашем занятии мы совершим необычное путешествие в удивительный мир природы.

Слайд №3.

«И если мне хочется иногда жить 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы».

К.Г. Паустовский.

Я прошу вас посмотреть на экран и попробуйте ответить на вопрос: «Что Паустовский хотел сказать этими словами? Как вы понимаете их смысл?

Правильно, наша планета Земля сказочно красива. Можно бесконечно долго любоваться её красотами. И мы вместе с вами попробуем заглянуть в её

природные сокровищницы, познакомимся с её обитателями, узнаем как

гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. А так же поговорим о том, какую роль играет человек в жизни природы.

А в процессе наших открытий мы попытаемся создать картину под названием «…..».

Итак, мы начинаем наше путешествие. Путешествовать можно по-разному: на самолете, на поезде, на пароходе… А мы будем путешествовать пешком. (Встают)

Повторяйте за мной.

«Дорога напрямик» (взмах рукой вперёд)

«Ой, что это?» (руки перед собой)

«Да это же лес!» (руки в стороны)

«Над ним не пролетишь» (прыжок вверх)

«Под ним не проплывешь» (приседание)

«Его не обойдешь» (руки в стороны)

«Дорога напрямик» (руки вверх)

«Пошли по лесу, шурша листьями» (разгребающие движения руками и шаркающие-ногами)

Муз. Пауза «Шум леса» Слайд № 4 «Лес».

Слышите звуки? Где мы очутились? В лесу на лесной полянке.

Первое задание . - Послушайте шум леса и попробуйте угадать, кто или что издаёт эти звуки.

Молодцы. Если в лесу вести себя тихо и быть внимательным, можно услышать как разговаривают между собой растения и животные.

Второе задание . - Отгадайте, каких животных, растения вы можете встретить в нашем лесу?

1. В густом лесу под ёлкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Комочек, а живой.

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

2. Днём слепа, ночью зряча.

Мышей ловит, а не кот.

На поляне возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он

А жильцов в нём миллион.

(муравейник)

С ветки на ветку

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь? (березка)

О берёзке мы говорим много. Она является символом нашей страны. Недаром в народе её называют «русская красавица».

Молодцы. Все загадки вы отгадали правильно.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, как нужно вести себя в лесу.

(Ученик читает стихи)

Вот и пришло время начать создавать свою картину. Найдите заготовки, которые мы уже можем приклеить на нашу картину. А для этого надо вспомнить, кого мы встретили в лесу на лесной полянке.

Мы продолжаем путешествие.

(Ученик читает стихотворение)

Слайд №5 «Луг».

Посмотрите, какая красота вокруг. В воздухе запахло ароматом трав, рядом стрекочут кузнечики, а над цветами кружат красивые бабочки. В небе светит теплое солнышко, а под ногами раскинулся пёстрый ковёр из цветов и трав.

Давайте посмотрим на цветы, которые мы встретили на лугу, полюбуемся их красотой. А девочки про эти цветы расскажут нам стихи.

Слайды №6-13 «Цветы».

Согласитесь, на такую красоту можно долго любоваться. Но некоторые растения приносят еще и пользу человеку! Какую? (Помогают от болезней)

Ромашка аптечная помогает при простудных заболеваниях.

Корень этого растения возбуждает аппетит.

Сердечные капли при болезни сердца.

Как называются такие растения? (лекарственные)

А какие из этих растений называют лекарственными?

От каких болезней они помогают?

Какие ещё лекарственные растения вы знаете?

А кто лечился лекарственными растениями?

К сожалению, многие люди хотят унести частичку этой красоты с собой, поэтому рвут большие букеты цветов, чтобы поставить их дома в вазу.

Послушайте стихотворение и задумайтесь, что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту природы. Что можем сделать мы с вами, чтобы цветы не плакали?

(Ученики читают стихи)

Слайд №14 «Цветы плачут».

Правило: Нельзя рвать цветы на лугу и в лесу. Пусть красивые растения останутся в природе.

Мы продолжаем создавать свою картину природы. Наверное, на ней не хватает цветов.

Кто продолжит работу?

Ребята, скажите, пожалуйста, а человек-это частица природы или нет?

Почему вы так решили?

Правильно. Человек-это частица природы, только в отличие от других живых существ, он умеет думать, то есть обладает разумом.

С тех пор как появился человек на нашей планете, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь!

Слайды №15-20 «Гибель природы».

Люди придумали удобрения, чтобы сделать урожай богатым и отравили землю.

Созданные автомобили заполонили улицы и отравляют воздух, которым мы дышим.

Человек вырубает деревья, осушает болота.

Вдумайтесь - каждый день под пилой погибает 5 миллионов деревьев. А ведь это «легкие» планеты!

Человек покрывает Землю слоем мусора.

Запомните! За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора! Тем самым загрязняет воздух и подземные воды.

Человек добрался и до моря. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута. Поэтому погибают обитатели океана. И даже птицы, попадая в смертельную грязь, умирают.

Отравленная вода - это смерть для жителей Планеты.

С тех пор, как человек возомнил себя царём природы - на Планете случилась беда! Условия жизни растений и животных ухудшились, поэтому многих мы никогда не увидим, они исчезли с лица Земли, а многие находятся под угрозой исчезновения.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые согласные буквы и вы узнаете названия животных и растений, которых осталось немного на нашей планете.

С З В У Б Р З В О Д Б К Д

К М С Т Б Е К Р М Л Я Н Б Д Н Ь

В К Ж Ы Н К С Д Р Н Ж А С

Б Р М С Е Б З Ч С Д Р У Н В И В Ч Ц А З

Л С М Ю З М Б К К А С

Ц М Б У З М Р С У Г Ц Н Л Д З У С Г К Л

****************

4в. Л В З Е Р М В Б М Е Р Д Ь З

В М Е З К Т Ш Р З Е К С Б Н Б И Ц С М А М

****************

5в. Ф Х Ц И Ш Л Ш И Х Н Ц

З Д Б А Р Д Ш З Н М А Н Х Ч Р О Х К

Слайды №20-30 «Редкие и исчезающие животные и растения Нижегородской области».

Природа больше не может терпеть. Она плачет и просит: «Человек, помоги мне!»

Слайд №31. Показ и представление книги.

Красная книга - это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных.

Красная книга называется так потому, что красный цвет - сигнал смертельной опасности. Хранится она в Швейцарии.

Я черная страница Красной книги. Я - свидетель беды нашей планеты. На моей странице названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Они умерли! Они уничтожены человеком!

Красная страница - это исчезающие виды, которые находятся под прямой угрозой вымирания и требуют специальных мер охраны.

Белая страница - редкие виды, которые не находятся под прямой угрозой вымирания, но сохранились в небольшом количестве.

Желтая страница - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, их численность стремительно сокращается.

Серая страница - неопределенные виды, которые очевидно находятся под угрозой исчезновения, но достоверных фактов об их состоянии нет.

Зеленая страница - виды, которые восстанавливают свою численность.

Но занести в Красную книгу - не значит спасти.

(Создают заповедники, заказники).

Ребята, мы должны помнить, что человек - не только губитель, но и друг природы. А кем мы с вами хотим стать, зависит от нас самих, ведь на то мы и наделены разумом.

Вы пока ещё дети, может кто-то и станет учёным, но и сейчас вы сможете помочь нашей планете. А как? Очень просто.

Если вы хотите помочь природе стать её настоящими друзьями, нужно запомнить простые правила:

Слайды №32-39 с рисунками детей в форме запрещающих знаков.

Не срывайте цветов! Пусть красивые растения остаются в природе.

Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Не ловите диких животных и не уносите их домой!

Не оставляйте после себя мусор в лесу, на лугу, на берегу водоема!

Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Не забивайте лягушек и жаб!

Не разоряйте птичьих гнёзд!

Берегите природу! Берегите наш дом - Земля!

Ну, а теперь пришло время закончить нашу картину.

Чего же не хватает на ней?

Посмотрите на своё творение.

Нравится ли вам картина, созданная вами или нет?

Отражает ли она тему нашего занятия?

А вот теперь давайте придумаем ей название.

Вернее название у неё есть, только надо догадаться какое?

Посмотрите, много ли места занял человек на нашей картине?

Мы его поместили в центре картины?

Можем ли мы теперь ответить: так кто же человек - царь природы или нет?

Конечно, вы правы. Человек - лишь маленькая частица природы, и он полностью зависит от неё. Теперь эта картина будет украшать наш класс и служить напоминанием нам всем - чтобы сохранить красоту нашей Планеты, нужно её беречь.

Звучит песня Ю.Антонова «Живет повсюду красота».

Слайд №40 «Береги Планету».

«Одари свой край чуткой нежностью,

Помоги ветрам веять свежестью,

И зерну помоги вызреть колосом,

Помоги лесам быть дремучими,

Грусть грустить ивняку над кручею,

Помоги реке быть глубокою.

Ты цветам помоги ковры выстелить,

Птицам помоги облетать крыло,

Делай всё любя, чтобы впрок пошло.

Помоги всему, чем Земля красна.

Пусть в сердцах людей зазвенит весна!

Не пройди по Земле незамеченным!

Не дай сделать мир покалеченным!»

И если вы согласны с этим наказом, то давайте оставим под ним свои подписи.

И будем следовать ему, беречь нашу Землю, делать её ещё краше и помнить, что «Планета Земля - наш дом!»

НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Мы живем на прекрасной планете Земля. Если смотреть на нее из космоса, она - голубая, если лететь самолетом, можно видеть внизу бескрайние просторы зелени и красивые разноцветные мигающие огни ночных городов. Пожалуй, только любуясь с высоты или находясь на просторах дикой природы, начинаешь так остро любить свою матушку Землю, наш общий дом.

Занимаясь своими привычными делами мы совсем не думаем о том, что наша планета - это живой организм. Мы загрязняем ее воды, подвергаем огню ее леса, терзаем ее недра, заливаем химикатами ее поля. Загрязняется атмосфера , уничтожаются звери, птицы и даже растения. Так было не всегда. Развитие индустрии, сельского хозяйства, быстрый рост численности населения привели к значительным изменениям в облике планеты. Давайте же беречь нашу родну Землю!

Можно просто удивляться как она, словно заботливая мама нянчится с человечеством. Кормит нас, поит водой, дает нам для души изумительные земные красоты.

НАШ ДОМ-ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:

    • основные экологические проблемы мира, республики;
    • особенности и пути решения данных проблем.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон.
Оснащение: экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,

Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»;
(Академик И. Петрянов - Соколов)

  • эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
  • магнитофон, запись голоса Земли;
  • карта «Природа Беларуси».

План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница - решение экологических проблем (открытый микрофон).
«Взял у природы - компенсируй второе, срубил дерево - посади три».
4 страница - «Экология и дошкольник».
Эпиграф «Экологическое сознание - это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов - Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.
Стихи читаются на фоне музыки.
Лепей за ўсе мне на свеце мясціна
Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос.
Бэз пад акном, і на полі каліна,
Ціхае сонца, блакітных нябес.
Колькі мне маці тут песен спявала,
Колькі радзілася ў сэрцы тут мар,
Колькі тут ласкі жыцце даравала,
Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!

Белыя бярозы беларускія
Люба так аздобілі наш край.
Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю,
Закаханыя ў зялены чай,
А над намі ціха шэпча голейка,
Вецер лашчыць, трэпле валасы.
Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка,
Сагравай бярозкі верасы.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.

Страница вторая «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».

Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек - природы сын -
Завоевал успех.
В начале слаб он был и глуп,
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И. В лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.

А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходится дороже
Чем серый ядовитый дым
Но ведь дышать - то нужно им.
Где засыхают сосны, если,
И нам не долго до постели
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Но люди! Стойте, стойте!
Смотрите, до чего вы довели родную Землю.
Ведь она, как веточка березы
Хрупка и беззащитна!
Но нет, не слышат
Директора заводов,
И продолжают тучи ядерных отходов
Валить, неважно, где -
Им все равно!
Хоть это лес иль поле
Река иль море -
Им все равно.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля - обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей -
Дымы заводов, грязь от теплоходов
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.
Земля.
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Что Вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока.
Аэродромы, террасы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы,
Все больше - окружающей среды.
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь! (Под музыку).
«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…»
Выходят 3 девушки.

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы -
Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,
От растений нет следа
Отнят дом у наших зверей.
Птицам, рыбам плохо теперь.

Страница третья. «Разрешение экологических проблем».

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?
Что делать, как беду предотвратить?
Быть может, способ есть болезнь предупредить?
Давайте, мы попробуем природу излечить!
Рецепт лекарства прост -
Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост,
И вот тогда разгонишь ты беду,
И в небе ты увидишь радугу-дугу.
(Проводится в форме «Открытый микрофон»)
Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».
Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.
Первый заповедник на территории Беларуси - Березинский - был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории.
В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь».
Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса.
Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.
Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений - видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников.
Лес - это капитал, принадлежащий всем.
Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю - спелую часть леса. Вторую - приспевающую - смогут использовать наши дети, лес среднего возраста - нашим внукам, самый молодой лес - это лес правнуков.
Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем.
Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой!
Экологическое воспитание и образование - это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше - в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.
Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.
Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.
Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис».
Не кричи, крылатый
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята,
Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно... Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».

Страница четвертая. «Экология дошкольника»
(Дети дошкольного учреждения).
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
2. Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
3. Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
4. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
6. Украсим всю Землю садами, цветами .
Такая планета нужна нам с вами.
Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак».
Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров.
Ведущая:
Земля - общий для всех большой дом.
Живя в этом доме, человек должен
Быть добрым, должен заботиться о
Других живых существах.
Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят
Как будто просят нас:
«Люди, не убивайте зря,
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц - не небо,
Земля без зверей - не Земля,
А нам без Земли - нельзя!
(Н. Добронравов )
Ведущая:
Как красива наша Земля весной,
Когда вся природа оживает.
Давайте будем беречь красоту Земли.
Ребенок читает стихотворение «Цветы».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и мы и вы
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты.
Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю»
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого держалась.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю.
Только берегите эту Землю.

Звучит песня «Спасите наши души».
Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа-интернат «Дарын» г.Кентау

Классный час на тему:

«Наш Дом – Земля»

Подготовила и провела Бертаева Г.М.

Тема: «Наш Дом - Земля».

Смарт цель: Обратить внимание учащихся на хрупкость экосистемы Земли, и побудить их быть внимательнее к ней. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма.

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие.

Оформление: презентации, компьютер, проектор.

Подготовительная работа: Подготовка материала, индивидуальные задания для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Изложение темы, применяемая методика

    Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительные слова ведущих.

    Показ презентации должен закончиться. Исполняется песня «Земля в иллюминаторе».

    Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение «Земля моя, планета голубая!»

  1. Происхождение земли. Физические свойства земли. Строение земли. Образование и состав земной коры.

3.Подведение итога классного час: Предложение от классного руководителя

Вступительное слово классного руководителя. Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.

Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительное слово ведущим.

Ведущий 1. Добрый день! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля – это наши Воды, Земли и Воздух. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Ведущий 2. « Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.

Ведущий 1. Планета Земля, единственная в Солнечной системе звезда с благоприятной средой для жизни. 22 апреля – Международный День Земли. Этот памятный день зародился в 1970 году, ровно 40 лет назад.

Именно 22 апреля в США известный политик и активист – сенатор Гайлорд Нельсон из штата Висконсия организовал беспрецедентную акцию, создав группу из студентов под руководством Денниса Хайеса (студента Гарварда), которые призвали мир к защите окружающей среды и сохранении благоприятного климата. Поскольку это было время активных студенческих движений, инициатива привлекла к себе много внимания.

Ведущий 2. «Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.

Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.

Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.

Пусть доброта, как майский ветер, тебе сопутствует мой друг.

Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.

Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!

Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,

И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!»

Ведущий 1. Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна (в Северном полушарии) или осень (в Южном). ООН празднует День Земли обычно 20-21 марта.

Ведущий 2. 26 февраля 1971 года У Тан, Генеральный секретарь ООН, подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию. Каждый год 20-21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира.

Показ презентации должен закончиться.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе» (в исполнении Ю.Антонова, в записи).

Ведущий 2: Природу берегите, она – родная Мать,

Ненужными делами Её не надо засорять.

Не нужно строить здания, на чудища похожие,

В них - нету счастья, радости, а значит нет хорошего.

Любите Землю – Матушку любовью бескорыстною!

Она стерпела ужасы, но больше ей не выдержать.

И в недрах её вечных копаться перестаньте!

Она устала мучиться, вы отдых ей представьте.

Засадим Землю – Матушку цветущими садами,

Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли!

Увидят люди разные плоды своих творений,

И станет наша Матушка планетой вдохновенья!

Ведущий 1 : Какая же она, наша Земля? Подсчитано, что планете Земля примерно 4 с половиной миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров.

Ведущий 2 : Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вклубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния.

Ведущий 1 : Долина Смерти в Калифорнии и место в Ливии, называемое Эль Азизия, удерживают рекорды самых горячих мест на Земле. Рекорд Эль Азизии - 57.8 градусов по Цельсию (13 сентября 1922 года), рекорд Долины Смерти - 55.8 градусов по Цельсию (10 июля 1913 года).

Ведущий 2 : А самым холодным местом на Земле признана Антарктика - 21 июля 1983 года на исследовательской станции «Восток» в Антарктикевсе было зарегистрировано -89 градусов по Цельсию.

Ведущий 1 : Наша Земля невероятно богата минералами - ученые классифицировали уже около 4000 видов минералов, примерно 200 из них имеют практическое значение. Ежегодно открываются 50-100 видов минералов

Ведущий 2 : У Земли один естественный спутник - видимая невооруженным глазом Луна.

Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение одноименное стихотворение.

Ведущий 2 :

Ты даришь жизнь или приносишь смерть,

А человечество живет не понимая,

Что это все рождает твоя твердь.

Беречь тебя, лишь ныне начинаем.

Вести потерям в Красной книге счет,

И, как всегда, при этом забываем,

С сердец своих убрать намерзший лед.

Нам всем с обледеневшими сердцами

Во век родную Землю не понять:

Так кто она, что носит нас веками,

Где нам ответ на это разыскать?

Она, возможно, существо живое,

Спешащее в космическую даль?

И бьется сердце в глубине земное,

Познавшее и радость и печаль?

Или корабль плывущий по вселенной,

Который запустил когда-то Бог?

Корабль космический с командою отменной:

Всего живого, что создать он смог.

А что же в будущем ждет каждого из нас?

Еду и топливо пока дает Земля.

Какой у нас есть жизненный запас,

Известно ли команде корабля?

Земля моя, планета голубая!

Тебя мы начинаем лишь ценить.

Простишь ли человечество, не знаю,

Поможешь ли лед сердца растопить?...

Происхождение земли

Земля представляет собой одну из девяти планет Солнечной си­стемы, входящей в состав Млечного Пути, или Галактики. Впервые гипотезы о происхождении Земли были высказаны немецким филосо­фом И. Кантом (1724-1804 гг.) и французским математиком П. Лап­ласом (1749 - 1827 гг.). Согласно их гипотезе, вся солнечная система образовалась из огромной раскаленной непрерывно вращающейся газовой туманности. Постепенно остывая, туманность уплотнялась, ее вращение ускорялось, и наконец наступил момент, когда под влия­нием увеличивающейся центробежной силы от туманности отделился ряд газовых колец.

Физические свойства земли

По своей форме Земля представляет собой шар, сплющенный у полюсов. Длина экваториальной оси этого шара составляет 12 756 км, вертикальной - 12 714 км, длина окружности Земли по экватору равна 40 тыс. км. Наличие на поверхности Земли больших неровностей в виде высоких гор и глубоких океанических впадин дало основа­ние ученым нашим, Землю геоидом, под которым подразумевается истинная форма Земли. Основными физическими свойствами ее являются плотность, давление и тепловое состояние.

Ведущий 2 :

Уничтожает свою Землю человек

По плану и без плана, методично, точно

И каратает свой недолгий век

В желаньях глупых жизнь свою прожив заочно

Не думая о детях, внуках

И своих перерожденьях тоже

Костьми ложится, напрягаясь весь

На кладбище себе готовя ложе

Остановись, одумайся, очнись

Ему господь твердит, с восходом солнца

Напейся поутру водою родниковой

Бездонна знаний глубина у моего колодца

Всё создал для тебя я

Господь нам мудрый говорит

За каждую минуту жизни

Поклонись ему душа твоя тебе твердит

Травинкой будь и будь ты океаном

Врасти во всё живое и переродись

Ведь цель твоя прекрасна человече

Иди же к ней ведь это – Жизнь

Ведущий 1: И закончить мы хотим стихотворением «Земля – жемчужина Вселенной ».

Ведущий 2: Лесов и рек немало, их много на Земле,

Они любовь и счастье подарят друг тебе.

Они очистят воздух и жажду утолят,

И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.

И знай, что вся Земля – родная мать твоя.

Прекрасней не найти нигде гармонии такой.

Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Рефлексия Заключительное слово классного руководителя.

Сейчас каждый ученик примет решения в проблеме планете Земля.

Что нужно сделать:

    Прописать пациенту планете Земля средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 2 )

    Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 3 )

Таким образом, я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.

Если же мы будем стараться, как можно больше положительного делать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  1. Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
  2. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
  3. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
  4. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
  5. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
  6. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
  7. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы и оборудование:

Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.

Ход занятия

На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».

Входят дети.

Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).

Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!

Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?

Дети . Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.

Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.

Педагог . Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Дети. Земля.

Дети . А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?

Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Дети . Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.

Дети . Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.

Дети . Но только на нашей Земле есть жизнь.

Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.

Ребенок находит и показывает.

Педагог . А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?

Дети показывают.

Педагог . А как вы узнали, что это Земля?

Дети . Наша планета голубого цвета.

Педагог . Почему она голубая?

Дети . На Земле много воды.

Дети . Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Педагог . Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Дети . На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.

Педагог . Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети . В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети . Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети . Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети . Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети . Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Педагог . И добирались они до края Земли?

Дети . Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Педагог . Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Педагог . Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Педагог . Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети . В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором) . Солнце.

Педагог . Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?

Дети . Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.

Педагог . Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?

Ответы детей.

Педагог . Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?

Дети . Они находятся очень далеко от нас.

Педагог . Какая звезда к нам ближе всего?

Дети . Это наша звезда – Солнце.

Дети . Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.

Звучит «космическая» музыка.

Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).

Педагог . Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.

Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.

Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.

Дети рассматривают материки, называют их.

Дети . Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.

Педагог показывает их на глобусе.

Педагог . А что такое глобус?

Дети . Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.

Педагог . Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».

Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».

Ребенок .

Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Педагог . Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?

Ответы детей.

Педагог . Дети, представьте, что Земля – это яблоко.

Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.

Педагог . Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?

Ответы детей.

Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».

Педагог . Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».

Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.

Дети читают стихи.

Первый ребенок.

Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!

Второй ребенок.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.

Третий ребёнок.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…

Все дети.

Такая планета нужна нам с вами!

Звучит музыка Эрио Марикони «Капли дождя».

Педагог.

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!

Литература

  1. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
  2. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
  3. Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
  4. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
  5. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.