Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Современные проблемы науки и образования Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Проблема профессионального, трудового и личностного самоопределения возникает в жизни человека на всех этапах профессионализации: выборе, становлении и закреплении в избранной сфере профессиональной деятельности. Это обусловливает ее актуальность, особенно для старшеклассников. Данная проблема является предметом изучения философов, педагогов, психологов, социологов, экономистов и других специалистов, особенно сейчас, в эпоху коренных социально-экономических перемен, происходящих в стране и в мире.

Необходимость решения этой проблемы обусловлены следующими причинами, затрагивающие личностные, индивидуальные особенности современного профессионала:

Новые экономические отношения (рыночные условия, появление класса собственников, предпринимателей, в связи с чем, произошло резкое расслоение общества на имущих, богатых, малоимущих, бедных и др.);

Изменения психологии мышления людей (предпринимательская психология проникшая во все сферы деятельности, изменения стилей деловых отношений и др.);

Растущие потребности (в полной информативности, ее доступности и конфиденциальности);

В значительный рост потребительских запросов населения (в товарах и услугах, их качестве).

В связи с этим, самоопределение выступает как процесс, который начинается с осознания человеком себя, как личности, проходит практически через всю его сознательную жизнь и является непрерывным. Профессиональное самоопределение является частью этого процесса. Для успешной реализации профессионального самоопределения старшеклаcсникам необходимы определенные знаниях о себе, своих возможностях, склонностях и способностях, знания рынка труда и профессий. При этом, необходимо также умение объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личностные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.

Правильная идея о многоаспектности самоопределения (оно и «личностное», и «полоролевое», и «смыслоцелевое», и т.п.) не должна быть средством для прикрытия профессиоведческого невежества и обесценивания процесса именно профессионального самоопределения подрастающего человека .

Важнейшим аспектом психолого-педагогического сопровождения являются позитивные отношения учитель-ученик, которые способствуют реализации интеллектуальных возможностей ребенка, формированию или восстановлению особого типа отношений «взрослый ребенок», гарантирующие ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь.

Теоретический анализ путей решения проблемы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах:

Как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

Как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач;

Как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

Как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

Как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов (целевого, содержательного, процессуального и результативного).

По результатам теоретического исследования были выделены три группы целей психолого-педагогического сопровождения. Идеальная цель - развитие всех индивидуальных сфер ребенка (мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой, действенно-практической, саморегуляции, экзистенциальной). Идеальная цель конкретизируется в персонифицированной цели, а именно, достижение учеником оптимальных для него образовательных результатов (более высокого уровня образованности и развития индивидуальности). Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей учащегося, на основе которых ребенок может успешно решать образовательные задачи.

Для определения направлений и задач психолого-педагогического сопровождения можно обозначить такие функции как:

Направление учащихся в поток доступного для них уровня обучения;

Обучение учиться (научить работать с учебником и дополнительной литературой, писать конспекты, составлять опорные сигналы, слушать и слышать, задавать вопросы и т. д.);

Социализация (присвоение норм поведения, принятых в данном социуме, формирование навыков общения со сверстниками, взрослыми и т. д.);

Целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать социально приемлемые средства для их реализации, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);

Коррекция, если это необходимо;

Обучение рациональной организации труда;

Профориентация и помощь в профессиональном самоопределении;

Помощь подростку в решении его личных проблем;

Научить заботиться о своем здоровье;

Формирование готовности к продолжению образования .

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностной системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработка профессиональных, жизненных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала.

Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Е. А. Климов, анализируя профессиональное самоопределение, понимает его как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов, и что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Понятия жизненного и профессионального самоопределения личности нашли отражение в работах таких педагогов, психологов как: С.Н. Чистякова,. Е.А. Климов, Н.С. Пряжников. Особенно ценны методологии концепции профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.).

В нашем исследовании мы опирались на научные труды по теории возрастного развития личности (Л.И. Божович и др.); по проблеме профессионального и личностного самоопределения (А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова) и других.

Выбор будущей профессии является результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Основными составляющими этого процесса являются такие компоненты как: получение знаний о себе (образ «Я»); о мире профессионального труда (анализ мира профессий и требований к профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Система сопровождения профессионального самоопределения ориентируется на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Процесс моделирования психолого-педагогического сопровождения решает следующие цели и задачи:

1. Генеральная цель - формирование психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.1. Формировать конгнитивный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии;

1.1.1.Формировать знание особенностей свое личности;

1.1.2.Формировать знание своих способностей и склонностей;

1.1.3.Формировать знание о мире профессий;

1.2. Формировать рефлексивный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.2.1.Формировать стремление к самопознанию;

1.2.2.Формировать стремление к анализу своих поступков и действий;

1.2.3.Формировать стремление к анализу возможных противоречий;

1.3.Формировать эмоциональный компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.3.1.Формировать позитивное восприятие себя, своих способностей и возможностей;

1.3.2.Формировать позитивное восприятие возможных противоречий;

1.3.3.Формировать позитивное восприятие сделанного профессионального выбора;

1.4. Формировать поведенческий компонент психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

1.4.1.Формировать умение самостоятельного поиска информации о профессиях;

1.4.2.Формировать умение принять на себя ответственность за сделанный профессиональный выбор;

1.4.3.Формировать умение нахождения компромиссов в случае возможных разногласий между имеющимися способностями и возможностями и требованиями профессии;

1.4.4.Формировать умение самостоятельного поиска альтернативных путей решения проблемы профессионального выбора;

1.4.5.Формировать умение самостоятельного планирования своей деятельности.

Проведенный процесс целеполагания позволяет определить компоненты структуры психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии:

Для создания модели психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в выборе профессии использован метод моделирования. Таким образом, на основании «Дерева целей» и структуры формирования психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии можно выявить модель психолого-педагогического сопровождения:

Сформированность у учащихся профессионального самоопределения является основным критерием и показателем эффективности работы по профориентации в школьный период.

Профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, мотивация и отношение к выбору, социальное поведение, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения. Выработанная способность и психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии детерминирует в дальнейшем и психологическую безопасность личности .

Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Под психолого-педагогическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия .

Суть идеи психолого-педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития личности как деятельности субъект-субъектной ориентации позволяет интенсифицировать процессы самопознания и творческой самореализации.

Роль психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников заключается в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Необходимость решения этих условий обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами и иррациональными тенденциями жизнедеятельности.

Во всем мощном потоке событий жизни свое место занимают и явления становления человека как субъекта труда, профессионального самоопределения. И хорошо, если рядом есть мудрый педагог, советчик. Основные результаты деятельности педагога существуют во внутреннем мире подрастающего человека как субъекта труда; поэтому от педагога ожидаются психологическая пытливость, интерес к психологической неповторимости персонально каждого, «вот этого» ученика .

Процессом профессионального самоопределения необходимо управлять . Оценкой качества готовности учащихся к профессиональному самоопределению является ряд основных критериев:

Характеристика ценностей, связанных с профессиональным выбором;

Представленность индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;

Информационная подготовленность в отношении значимости профессионального самоопределения;

Наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профессиональном самоопределении;

Общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения.

Зрелый выбор предполагает, что старшеклассник осознает свои жизненные цели и планы, правильно оценивает возможность для их реализации, а сделанный им выбор не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения. Так, основными параметрами профессиональной зрелости личности человека являются:

Автономность;

Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями;

Умение принимать решения;

Умение планировать свою профессиональную жизнь;

Сопоставление знаний о себе, предпочитаемой профессии и карьерного выбора;

Эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения .

Теоретический анализ показал, что психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

« Педагогическое сопровождение

профессионального самоопределения подростка»

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает куда направить свои усилия? Как правило, студент начинает понимать – его эта специальность или нет, когда он уже на первом курсе. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы. А что же остальные? Что делать: бросить институт, в который с таким трудом и затратами поступил; еще раз пережить ЕГЭ, волнение родителей? На такой поступок решится не каждый. К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать профориентационная работа, проводимая в школе.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии отражаются не только на самом человеке, но и на обществе в целом. В сложившихся условиях особую значимость приобретает педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростка.

Наиболее традиционным для нашей страны подходом к профориентации является «педагогический» подход . Основной особенностью этого направления профориентации является опора на ресурсы сознания клиента. Ключевой задачей профориентации данного типа является предоставление клиенту информации о профессиях, состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых профессией к человеку, возможностях трудоустройства и т.д.

Современная школа должна не только давать компетентности, но и помочь в самоопределении учащихся. Помочь осознанно ответить на вопросы: «Кем хочу стать?» и «Кем могу стать?» Какие же возможности и достижения школы могут помочь самоопределению учащихся в наше непростое время?

В настоящее время школа в профориентационном направлении переживает, к сожалению, не самые лучшие времена. Все те тенденции, которые проповедовала советская система образования в этой области, были полностью разрушены под влиянием реальности и возникших жизненных условий. Следовательно, эту работу в школе необходимо выстраивать заново.

Необходимость разработки основ педагогического сопровождения на этапе самоопределения личности обусловлена происходящими изменениями в нашей стране. В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" и ФГОС «система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации».

И как сказал глава минтруда Максим Топилин: «профориентация должна начинаться со школьной скамьи, поскольку сейчас существует разрыв между знаниями выпускников вузов и потребностями компаний. И работодатели вынуждены самостоятельно адаптировать их к реальным условиям труда».

Значит, на современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. Совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу? В решении этого вопроса существенную помощь могут оказать классные руководители. Но учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Поэтому, профориентация в школе приобретает сугубо формальный характер. Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Для этого учитель сам должен обладать необходимыми знаниями. Следовательно, необходимо организовать систему курсов повышения квалификации педагогических работников, отвечающих за профориентационную работу в школе, благодаря которым и будет возможно выстроить эффективную работу по профессиональному самоопределению подростков в будущем.

Цель профессиональной ориентации - сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать по выбранной специальности.

Задачи профориентационной работы в школе:

  • Изучение и формирование профессиональных интересов, способностей и мотивов деятельности (анкетирование, тестирование и т.п.).
  • Ознакомление учащихся с системой знаний, необходимых для выбора профессии (базы данных: информация о поступлении в ВУЗы, о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате и т.д.).
  • Создание условий для проверки на практике склонностей и способностей (система дополнительного образования).
  • Консультирование по вопросам выбора профессии, возможности получения профессиональной подготовки, трудоустройства.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрение максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении.

Под педагогическим сопровождением понимается создание внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «Я», способность опираться на себя, то есть относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

Основные направления профориентационной работы классного руководителя зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы, классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

Работа по профконсультированию состоит из четырех основных направлений:

  • Информационное направление. Основной задачей является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой учащегося, выбирающего профессию.
  • Диагностическое направление. Основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение учащемуся результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой учащегося, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.
  • Консультационное направление . Основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора.

Основная проблема учащегося заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями.

  • Тренинговое направление . Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем.

Профессиональная ориентация – система средств по активизации профессионального самоопределения личности, рассматривающая человека как субъекта выбора, и построения жизненной и профессиональной карьеры.

Самоопределение личности согласно Петровскому – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение личности - это более узкое понятие. Т.е. достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.

характеризуется :

  • избирательностью отношения человека к миру профессий;
  • осуществлением выбора с учетом индивидуальных особенностей человека, требований профессии и социально-экономических условий;
  • постоянным самоопределением субъекта в течение всей жизни;
  • детерминацией внешними событиями (окончание обучения, изменение места жительства и пр.);
  • тесной связью с самореализацией, проявлением социальной зрелости личности.

Этапы профессионального самоопределения

1 этап – это детская игра , в ходе которой ребенок примеряет на себя разные роли.

2 этап – подростковая фантазия – когда подросток представляет себя в той или иной профессии.

3 этап – предварительный выбор профессии , когда виды деятельности сортируются в следующем порядке: с точки зрения интересов; способностей; системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Выбор профессии зависит от трех объективных условий:

  1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;
  2. уровень образования родителей;
  3. социальный престиж профессии.

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка сознания и самосознания);

2) практический (реальные изменения социального статуса человека).

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях общества в кадрах поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Значительное место в нем занимают беседы, которые проводят классные руководители. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Информационно-справочное описание профессии направлено на выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых необходимо учащемуся для более детального анализа и понимания специфики выбираемой профессии.

Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану (профессиограмма ):

1. История профессии.

2. Тип профессии.

3. Класс профессии.

4. Профессиональная область.

5. Базовое образование.

6. Условия труда.

7. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности.

8. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

9. Области применения профессиональных знаний.

10. Преимущества профессии.

11. Ограничения профессии.

12. Учебные заведения, обучающие данной профессии.

Очень часто подростки путают такие понятия как профессия, специальность и должность. Поэтому важно, чтобы учитель объяснил в чем отличия.

Профессия – вид трудовой деятельности человека, обусловленный разделением труда, требующий определенной подготовки и являющийся источником доходов.

Специальность – специализация или разновидность деятельности в рамках одной профессии.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор траектории образовательного маршрута для получения нужной профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессий с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Профессиональное самоопределение - завершающий этап системы профориентации школьников. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного специалиста можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных знаний, умений и навыков; приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального самоопределения.

Современные ученики, к несчастью, совершенно не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было бы применить свои силы.

Используя не только опыт советской системы образования, но и наши изыскания в этой области, наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной концепции в этой области.

В частности, в рамках предметных недель, проводя различные мероприятия, каждый учитель имеет возможность рассказать немного больше и шире о тех профессиях, где можно применить знания и умения, приобретенные на его уроках.

Также в рамках подготовки учащихся к защите учебных проектов, занимаясь интересующими именно их проблемами и вопросами, ребята приобретают необходимую мотивацию для получения и совершенствования приобретенных ранее знаний, умений и навыков, которые смогут им пригодиться во взрослой жизни.

На занятиях по так называемым элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить их на практике. (Программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и дать им возможность их практического применения).

В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профориентации в системе образования - это формирование личности «труженика», отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

Важным аспектом в самоопределении школьника является педагогическое сопровождение, поэтому необходимо разработать четкую общегосударственную систему профориентационной деятельности в школах, одной из составляющих которой будут курсы повышения квалификации педагогов, где будут давать полезную и необходимую информацию.


Солтүстік Қазақстан облысы Мағжан Жұмабаев ауданың

"Ганькин орталау мектебі" коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі

Коммунальное государственное учреждение

"Ганькинская неполная средняя школа"

района Магжана Жумабаева

Северо-Казахстанской области

«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»

Психолог Байбородова Е.В.

Август, 2015 год

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек.

Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Важным и необходимым условием развития старшего школьника является его самоопределение, как в сфере личностных возможностей, так и профессиональное. Профессиональное самоопределение выступает как приобщение к взрослой жизни, как процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Этот процесс определяется многими факторами и в то же время индивидуальный. Особенно важным, можно сказать ключевым моментом, выступает мотивация профессионального выбора старшего школьника.

Проблема мотивации профессионального выбора особенно актуальна и востребована обществом в наши дни, когда к личности старшего школьника предъявляются со стороны общества высокие требования, как к будущему специалисту, а профессиональное самоопределение - одна из целей пребывания школьника в стенах школы.

Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнениеммотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии.

Внутренняя мотивация профессионального выбора старшего школьника определяется как воздействием внешней среды, так и внутренними представлениями старшего школьника о себе. Обогащая представления старшеклассника о себе, мы можем изменить (сделать более осознанной) мотивацию профессионального выбора.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям.

Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно – нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения:

условно выделяют следующие этапы:

- начальная школа (пропедевтический период) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям.

В начальной школе (1–4 классы) классные руководители при поддержке педагога-психолога, формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание

того, что такое профессия и зачем она нужна. Основными мероприятиями являются - классные часы, встречи с родителями разных профессий, сочинения «Моя будущая профессия»

- основная школа: 5-7 классы - в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии;

8-9 классы - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем - профессии;

В основной школе (5–9 классы) формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Также формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои

личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе с учащимися проводится профориентационная диагностика (изучаются склонности, способности, интересы). Используются методики: ДДО Климова, тест Голланда, «Темперамент» Айзенка,

Карта интересов. По результатам диагностики проводятся собеседования и психологические консультации, осуществляется первичный выбор профессии, проводятся ролевые и деловые игры. Они направлены на получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе созданных профессиональных ситуаций.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Главные задачи школы по профориентации учащихся :

Сформировать положительное отношение к труду;

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

Профессиональная информация.

Профессиональное воспитание.

Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и

определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации.

План психолога по профориентационной работе в 1-9 классах

Ганькинская неполная средняя школа

2015-2016 учебный год

Класс

Сроки

Организационная работа в школе

Оформление общешкольного стенда

«В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

Сентябрь

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Консультации для педагогов по результатам изучения личности обучающегося.

Работа с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися.

В течение года

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и в учебные заведения.

В течение года

Родительское собрание

Аннотация: в данной статье рассмотрены предпосылки модернизации системы профориентации в России. Выявлена и обоснована необходимость постепенного восхождения от профориентационной работы как стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм – к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Автор раскрывает смысловые ориентиры профориентационной деятельности в условиях непрерывности образования . Особое внимание обращается на образовательный характер сопровождения профессионального выбора. На основе анализа современного состояния профессиональной ориентации предлагается видение конкретных механизмов реализации стратегии и тактики профориентационной работы в системе образования.

Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс. При этом оно осуществляется в форме поэтапного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. В силу этого, все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии». Более актуальной для современного человека становится задача выбора образовательной траектории, форм и способов обучения, которые в результате обеспечат ему искомое рабочее место.

В современных условиях нормой становится многократное образовательное и профессиональное самоопределение , происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому самоопределению, а на этапе взросления и его родители должны понимать и принимать это как социокультурную норму современного общества. Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор специальных компетенций , предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:

  • после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования; предпринимательскую деятельность (или самозанятость); сочетание указанных сценариев;
  • в ходе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования; продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.
  • неизбежным наложением «старых» и «новых» профориентационных моделей, основанных на принципиально различных концептуальных основаниях;
  • неготовностью социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов территориального и общероссийского рынков труда и услуг профессионального образования;
  • низкой динамикой изменений в общественном сознании, с которой должна быть согласована динамика изменений в профориентационной сфере.
  • пониманием профессионального самоопределения как непрерывного процесса, охватывающего, по существу, всю жизнь человека и включающего не только последовательную серию «выборов», но и накопление набора компетенций, обеспечивающих успешность этих «выборов»;
  • преемственностью сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на разных ступенях образования (дошкольном, общем, профессиональном, дополнительном);
  • пониманием организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как взаимодействие всех вовлеченных субъектов (обучающихся и их семей; образовательных учреждений всех ступеней; специализированных профориентационных учреждений – как государственных, так и негосударственных; органов управления образованием; предприятий экономической сферы);
  • представлением организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся как сетевой модели .
    • создание комплексных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
    • создание прецедентов согласования кадровой и молодежной политики, межведомственного взаимодействия, социального партнерства сферы образования и сферы бизнеса в целевой области различного формата и различной степени институционализации;
    • создание и поддержка учреждений общего и профессионального образования, реализующих различные модели и программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения;
    • создание в структуре образовательных сетей специализированных учреждений – ресурсных центров, обеспечивающих концентрацию и эффективное использование внешних ресурсов сопровождения профессионального самоопределения в различных форматах (центры профориентации, центры детского творчества, профориентационные технологические площадки и др.).

Субъекты самоопределения всё чаще используют различные социальные институты для достижения своих целей, отличающихся от тех целей, для которых эти институты были предназначены (например, получение высшего профессионального образования может быть изначально запланировано не для того, чтобы впоследствии работать по данной специальности, а для достижения иных целей, например, для накопления «социального капитала» и т.д.). Обозначенные моменты также необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества, а не как показатели неэффективности профориентационной работы.

Состояние профориентационной деятельности в современной России может быть охарактеризовано как переходный этап: от локальной – «школьной» профориентации к системе непрерывного сопровождения образовательно-профессионального выбора.

Вместе с тем, специфика переходного периода несет с собой определенные риски, вызванные в том числе:

В тех образовательных учреждениях, муниципалитетах и регионах, где профориентационная работа с обучающимися ведется, она нередко осуществляется на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов. Во многих случаях преобладает «мероприятийный подход», для которого характерны: проведение профориентационной работы на основе разрозненных и бессистемных мероприятий; пассивность и личностная невовлеченность участников; оценка результативности по количественным показателям «охвата». Профориентационая работа неэффективна в тех образовательных учреждениях, в которых не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости – в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием. По имеющимся данным, около половины выпускников покидают школу, не имея определенных профессиональных планов . Эта ситуация практически не меняется на протяжении последних двадцати лет, свидетельствуя о необходимости пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы с молодежью в современной системе образования.

Новизна предложенных решений в сопровождении профессионального самоопределения определяется следующим:

Опора на данные идеи предполагает рассмотрение работы по сопровождению профессионального самоопределения не просто как поддержку конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но как особой образовательной деятельности , нацеленной на формирование ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых ФГОС как общего, так и профессионального образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.

В то же время, компетенции, как особые результаты образования, выступают точкой социального консенсуса со стороны всех сторон, заинтересованных в результатах профессионального самоопределения – государства, экономической сферы, общественности, образовательных учреждений, семей и самих обучающихся. Следовательно, компетентностно-ориентированное сопровождение профессионального самоопределения предполагает сочетание разных подходов – личностно ориентированного, социально ориентированного, экономически ориентированного, государственно ориентированного. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат и как центральный показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Профориентационная деятельность требует максимально широкого развития механизмов социального диалога и социального партнёрства между всеми участниками и заинтересованными сторонами. Это, в свою очередь, предполагает постепенное уменьшение доли «воздействующих» и «манипулятивных» форм из арсенала профориентационных средств. Опыт убедительно показывает неэффективность манипулятивной направленности «профориентационных мероприятий» и попыток управления сознанием самоопределяющегося человека извне.

В новых образовательных условиях значимо постепенное восхождение от профориентационной работы как стихийно сложившегося переплетения «воздействующих», «манипулятивных» и «помогающих» форм – к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Высшим уровнем этой деятельности должно стать формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения. В данном контексте профориентационную деятельность нельзя основывать на «моноподходе», отражающем интересы одной стороны: либо государства, либо социума, либо личности, и невозможно сразу спроектировать идеальную модель организационно-педагогического сопровождения самоопределения личности. Такая модель будет выстраиваться постепенно, шаг за шагом.

Первый этап работ планируется до 2014 г., за это время следует апробировать вариативные региональные модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и подготовить условия для создания общероссийской системы государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения. На следующем этапе (2015-2016 гг.) предстоит формирование целостной общероссийской системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и других категорий населения на основе взаимодействия федеральных и региональных органов управления образования, а также труда и социальной защиты, при участии механизмов негосударственного партнёрства, специализированных профориентационных организаций и учреждений, объединений работодателей, различных общественных групп, включая формирующееся в настоящее время профессиональное сообщество профориентологов.

Третий этап – с 2017 г. - стабильное функционирование и развитие системы государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения, как одной из основ государственной кадровой политики Российской Федерации – с 2017 г.

Поскольку сопровождение профессионального самоопределения – значимое направление государственной кадровой политики, следует разработать комплекс мер по координации этой деятельности со стороны государства.

Механизмы:

1) разработка и внедрение нормативно-правовых документов , регламентирующих деятельность в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

2) разработка научно-исследовательских проектов , выполняемых в рамках целевых программ различного уровня (федеральный, региональный) и ориентированных на разрешение проблем, требующих экспериментальной проверки.

3) организация деятельности региональных координаторов в сфере организационно-педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

4) поддержкапрецедентов практики регионального, муниципального и локального уровня. Возможные варианты:

5) горизонтальные механизмы обмена инновационным опытомв целевой области (конференции, семинары, стажировочные площадки, специализированные интернет-порталы и форумы и т.д.), а также формирование и оформление профессионального сообщества специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения.

Реализация обозначенных механизмов направлена на обеспечение качества и доступности услуг в области сопровождения профессионального самоопределения для различных групп населения. В то же время важно обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни. При этом оказывается чрезвычайно важной активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации. Это предъявляет к таким специалистам особый набор требований и позволяет выделить проблему подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения в качестве отдельного направления работы.

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50 % старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 46 % – ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников; 67 % не имеют представления о сущности выбранной профессии

3 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Бородкина Вероника Николаевна: зам.директора по ВР

ГБПОУ Профессиональное Училище №39

На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального самоопределения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Совпадает ли выбранная специальность с интересами, желаниями, стремлениями личности? Или личность идёт на поводу обстоятельств, ситуации, целей других людей? На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека – условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека; здесь возникают серьезные нарушения внутреннего мира развивающегося человека, так как в жизни большинства людей это первый нормативный выбор, т.е. обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти (хотя можно отложить). Этот момент жизни является переломным для социальной позиции. Проблема в том, что необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность ложится на его собственные плечи. Следовательно, в контексте изучения проблемы профессионального самоопределения, определение личностного «Я» является первичным.

Одним из важнейших факторов самоопределения в педагогической науке выделилось психолого-педагогическое сопровождение. Ситуация выбора профессии после окончания школы традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Такой взгляд представляется односторонним, не учитывающим то воздействие, которое оказывает данная проблема и ее разрешение на весь жизненный путь человека. Знания об огромном множестве профессий не делает их автоматически альтернативами профессионального самоопределения. Сделав выбор, большинство учащихся оказываются не готовыми к принятию ответственности за него. Поэтому важно подойти к этому выбору при помощи психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Система сопровождения профессионального самоопределения должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии.

Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников представляет собой сложную многоуровневую систему. Эта работа в идеале должна проводиться в тесном взаимодействии общественности с семьей. Рассмотрим основные составляющие этой системы.

Без профессионального просвещения невозможна эффективная подготовка учащихся к осознанному выбору профессии.

Профессиональное просвещение включает: профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Эти элементы также внутренне связаны между собой. Цель их – сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность экономический регион.

Неправильное информирование влечет за собой моральные потери. Если подросток получает ложную, несоответствующую его возможностям ориентацию, но выберет в соответствии с этим профессию, он никогда не будет делать свое дело так, как оно того требует.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей учащихся в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности к работе. Интересы и склонности учащихся выявляются посредством диагностики.

Целью профессиональной диагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентиры, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают следующие виды профконсультаций:

· справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, возможности обучения, систему получения профессии, перспективы карьерного роста и т.д.;

· диагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей с целью выявления соответствия их избираемой или близкой к ней профессии;

· формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию профессионального выбора;

· медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья школьника, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии.

Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора – выявление пригодности человека к конкретному виду деятельности.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспособления молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Системообразующим средством формирования профессионального самоопределения во многих школах и учреждениях допрофессиональной подготовки являются специальные интегративные курсы: «Человек-труд-профессия», «Профессиональные пробы» – для учащихся 8-9классов и «Профессиональная карьера» – для учащихся 10-11 классов и т.д. Эти курсы способствуют актуализации процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения учащихся системой сведений о мире современного профессионального труда: развития у них способности адаптироваться к реалиям устройства своей будущей профессиональной карьеры в современных социально-экономических условиях.

Профессиональное воспитание учащихся является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у школьников профессионально-важных качеств личности.

Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессиография – одна из важных отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий и специальностей, основных требований, которые она предъявляет к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а так же факторы, обуславливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности данной профессиональной деятельностью.

Упоминая о жизненном и профессиональном самоопределении, то есть об умении делать осознанный и самостоятельный выбор, мы говорим следующим образом, что жизненное самоопределение – это самостоятельный, осознанный выбор жизненного пути, а профессиональное самоопределение – это самостоятельный, осознанный выбор профессионального пути. И если раньше общество требовало выпускника-исполнителя, то сегодня требуется деятельный, творческий, активный, человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Имеющий набор определенных общих и профессиональных компетенций.

Жесткие требования работодатели сегодня предъявляют к компетентности и профессионализму специалиста. Чтобы стать профессионалом человеку нужно пройти очень длинный путь. Человек быстрее становится профессионалом, если успешно пройдена стадия профессионального самоопределения, а это приходится как раз на 8-9-10 классы, и поэтому особенно важна работа по психолого-педагогическому сопровождению в этот период.

Результатом психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся по С.Н.Чистяковой является 3 показателя.

· ценностно-смысловой (наличие мотивов выбора профессии, положительное отношение к ситуации выбора, активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии, наличие запасных вариантов профессионального выбора);

· информационный (полнота и дифференцированность знаний о мире профессий, умение работать с источниками информации, информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека);

· деятельностно-практический (умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения, самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии) (С.Н. Чистякова, 2005).

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении, важно отметить тот факт, что наряду с профориентационными проблемами старшеклассников все чаще употребляется понятие компетентности.

Словосочетание «профориентационно значимая компетентность», возможно, не совсем полно отражает смысл такой компетентности, но все же имеет смысл разрабатывать как содержательные, так операциональные характеристики компетентностей, значимых как для профессионального самоопределения старшеклассника в целом, так и для проектирования им ближайшего образовательно-профессионального будущего. В противном случае придется признать, что решение старшеклассником профориентационных проблем является всего лишь проекцией применения им комплекса имеющихся у него ключевых компетентностей на ситуацию конструирования планов продолжения образования и профессионального становления.

Литература:

Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).

Областное государственное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Профессиональное училище №39

Статья

«Психолого-педагогическое сопровождения профессионального самоопределения подростков»

Подготовила: Бородкина В.Н.

Ц-Хазан, 2014г.