Мимические эмоции лица. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение. Старит ли мимика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Мимика и её разновидности

Введение

1. Развитие мимики

2. Типы мимики

3. Параметры анализа

3.1 Типичные выражения лица

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

Введение

Мимика (греч. мймйчпж -- подражатель) -- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека -- радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п. Также животные при биокоммуникации, например приматы, часто используют мимику для выражения некоторых чувств.

Мимика -- один из вспомогательных способов общения людей. Сопровождая речь, она способствует её выразительности.

1. Развитие мимики

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. Искусство чтения лица особенно было развито в Японии и Китае в Эпоху средневековья. В этих странах писались огромные трактаты по физиогномике, создавались школы, где она терпеливо и тщательно изучалась. В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

2. Типы мимики

Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

3. Параметры анализа

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

· по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;

· на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия -- асимметрия, динамика, амплитуда);

· в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);

· в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;

· в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».

3.1 Типичные выражения лица

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

Радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

Интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

Счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

Удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;

Отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек, словно подавился или сплевывает;

П резрение , бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

Страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции ); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

Гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

Стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или "бегают" из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

Скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

4. Национальные особенности невербального этикета общения иностранцев

Интересно знать о значении жестов иностранцев, с которыми приходится общаться, национальные особенности зарубежных жестов и мимики.

Прекрасно зная язык, мы рискуем все же не понять своего зарубежного собеседника, если не знакомы с принятыми в его стране правилами поведения, символикой общения.

Так, например, если мы стучим или звоним у двери, в которую собираемся войти, то конголезцы не позволяют себе этого, они голосом изображают звук: «кокорроко».

Чтобы сказать «нет», турки не поводят головой от плеча к плечу, а поднимая голову, щелкают при этом языком. При решительном отрицании у арабов позволительно, укусив ноготь большого пальца, отбросить руку вперед. А малайские негры просто опускают глаза (мы бы приняли этот жест за согласие).

Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец на нос.

Если американец сделает рукой жест «уходи отсюда», то в ресторане Буэнос-Айреса к нему тотчас подойдет официант: именно таким жестом обычно подзывают в его стране. А собравшись подозвать кого-нибудь жестом в Европе, американец не дождется его, так как для большинства европейцев этот жест означает «до свидания».

Дли нас останется непонятным жест англичанина, закрывающего руками глаза, рот и уши (что означает: «Я ничего не знаю»). Но мало где поймут русского, который вместо того чтобы сказать слово «деньги», потирает большой палец о средний и указательный.

Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии означает легкое осуждения или угрозу; в Голландии отказ.

В Англии женщина на улице, как правило, первой приветствует мужчину. Это означает, что ей хотят предоставить право -- и именно в Англии это является нормой вежливости -- решать, желает ли она лично подтвердить свое знакомство с данным мужчиной или нет.

Выражая приветливость, индонезиец сутулится, почти непрерывно кивая головой. Европейцу в этом видится самоуничижение.

Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец ударит себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча себе по лбу и при этом, вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает ее слегка сумасшедшей.

Если поднимают вместо большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». В Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.

Сцепленные указательные пальцы у араба, говорят о том, что он предлагает вам дружбу, но не забудьте, во избежание недоразумений, что в Марокко этим жестом предупреждают о вражде.

Поднятые брови в Германии обозначают восхищение; в Англии выражение скептицизма.

Американец, соединив большой и указательный палец в виде буквы «О», говорит этим жестом: «Все в порядке». Японец же, исходя из символики, принятой в своей стране, решает, что американец просит денег, а во Франции этот жест означает «ноль» или «ничего». Американцы презирают японских портье, принимая их за бесстыдных вымогателей, поскольку те, приглашая пройти, постоянно поднимают кверху ладонь. Они не берут чаевых и не догадываются, что компрометируют себя жестом, которым пользуются американские попрошайки.

Привыкнув к свободе в общении, американец недоверчиво относится к напряженной позе, низким поклонам японца, который к тому же непрерывно кивает ему головой. Хотя японец вовсе не выражает этим согласия, он просто показывает, что слушает и воспринимает. Зато японцам кажется, верхом неприличия привычка американцев класть ноги на стол при посторонних.

Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем по носу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находиться в состоянии алкогольного опьянения.

Когда француз чем-то восхищен, он соединяет кончики трех пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он потирает указательным пальцем основание носа, то это означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.

Люди племени мискито в Гондурасе целуют своих маленьких детей носом и называют это «слышать их запах». Один исследователь, который долго жил среди этого племени, отмечает, что «наша манера целоваться вызывает у них отвращение и считается смягченной формой каннибализма». В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

У некоторых племен принято при виде незнакомого до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда «для приветствия снимают головной убор, обувь и другие предметы одежды».

5. Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью

мимика невербальный этикет иностранец

В школах, где штудировали физиогномику, человеческое лицо изучали буквально по миллиметру, придавая значение каждому бугорку, каждому покраснению или побледнению кожи. Исходя, из накопленного материала физиономисты пытались определить характер человека и истолковать его судьбу. Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах. Многие учёные пытались доказать необходимость изучения физиогномики, например, Ч.Дарвин, отвечая на вопрос: "Что есть научного в так называемой науке о физиогномике?", писал "Каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными", дальше слов дело не пошло, до сих пор физогномиика не считается серьёзной наукой. Тем не менее, изучение связей между чертами характера и мыслями человека и выражением его лица, необходимо, прежде всего, актёрам, художникам, тем, кто работает с людьми, а также следователям, психологам, учителям, продавцам, и многим другим.

Четыре из пяти органов чувств расположены в области лица, с их помощью мы получаем информацию об окружающем нас мире. Глаза, нос, уши, рот эти своеобразные антенны двадцать четыре часа в сутки сообщают, что делается вокруг. Обычно наиболее интенсивно человек воспринимает эту информацию в возрасте до пяти или шести лет. Это хорошо видно на лице ребёнка до семи лет, у него большие, распахнутые глаза которые, кажется, хотят увидеть всё на свете, вздёрнутый нос, что старается почувствовать, даже самые тонкие запахи, рот, куда отправляется всё, что только туда может войти, уши, слышащие самые тихие звуки, одним словом, в этот период человек познаёт мир, и его органы чувств ему в этом помогают. Но со временем острота чувств проходит, и человек уже не замечает всего того, что раньше доставляло ему столько удивления и радости, а это значит, что его мозг привык к влиянию окружающего мира, и такие чувствительные антенны, теперь не нужны. Психика человека начинает с трудом принимать перемены, то есть постепенно становится ригидной, и это сразу отражается на человеческом лице. Начинается процесс редукции, это значит, что понемногу глаза западают и теряют свой блеск, им уже не так интересно всё происходящее вокруг, рот сжимается в узкую и упрямую щель, а лицо теряет свою подвижность.

Характер становится более замкнутый, человек медленно уходит в себя. Такие изменения происходят у всех с разной скоростью, это не зависит от возраста, у некоторых в восемьдесят лет лицо ещё только начинает изменяться, у других к восемнадцати изменения уже закончены.

Человек, лицо которого быстро утратило свою живость, отличается пессимизмом и со страхом относится к новому, неизбежные перемены в жизни воспринимаются им очень болезненно, он судорожно цепляется за старое. В его характере преобладают черты интроверта. Уговорить такого человека предпринять что-то, что каким-то образом изменит его жизнь, весьма сложно. Эти люди часто считают, что в сорок лет всё закончено, и им только остаётся ждать своего часа. К счастью, такой тип людей в чистом виде, то есть с таким характером от природы, встречается не часто. Чаще люди, с подобным поведением, страдают каким-либо недугом, или переживают большие неприятности, но когда недуг проходит, а всё плохое заканчивается, человек преображается буквально на глазах у окружающих, он молодеет, его антенны выходят, наружу принимая сигналы внешнего мира, он опять интересуется всем новым и восприимчив к переменам.

Иногда нам встречаются люди, которые, будучи в довольно солидном возрасте, даже несмотря на морщины и седину, выглядят очень молодо. Зачастую их энергии и оптимизму завидуют те, что значительно младше по возрасту. У таких людей лица не подвержены процессам редукции и их антенны не закрываются до глубокой старости, а это значит, что стремление к познанию и тяга ко всему новому у них остаётся надолго. Экстраверты по типу характера, эти люди навсегда остаются большими детьми. Они с легкостью заводят знакомства, их довольно просто втянуть в какую-либо авантюру. Но так, же легко они бросают начатое, чтобы заняться чем-то более новым и интересным. Их блестящие глаза и открытые лица делают таких людей очень популярными в обществе.

Порой, увидев лицо человека мы, невольно, находим в нём сходство с лицом старого морского волка, а иногда даже кажется, что это лицо вылепил не слишком старательный скульптор, настолько бывает груба работа. Очень уж оно неровно, выступающие скулы, впалые щёки, вообще на нём много впадин и выступов, оставленных сильными эмоциями, возникающими довольно часто. Обладатель такого лица легко входит в состояние аффекта, то есть когда возникает сильное эмоциональное возбуждение, а у такого человека это случается довольно часто, он не в состоянии контролировать своё поведение. Аффективное лицо может принадлежать как экстраверту, так и интроверту, в равной степени. У экстравертов, с открытыми лицами, и у интровертов, с редуцированными, аффекты, естественно, разные, если у экстраверта гнев, злость, обида сразу же, бурно выплёскивается наружу, то у интроверта отрицательные эмоции бурлят внутри, в течение долгого времени, разъедая его душу.

Натянутость или, наоборот, расслабленность мышц лица немало расскажет внимательному наблюдателю. У человека, у которого наблюдается гипертонус мимики, то есть излишняя напряженность мышц, что может проявляться в различных подёргиваньях и тиках, как правило, очень много тревожащих его проблем, они могут быть реальными или надумаными, это не столь важно, главное эти проблемы не на минуту не дают забыть о себе, часто даже ночью такой человек просыпается с мыслью: "А всё ли я правильно делаю? Не обойдут ли меня конкуренты?", и т.д. и т.п. Нередко страхи, такого рода, не позволяют человеку принимать новые, кардинально меняющие ситуацию, решения, он слишком боится того, что всё, что с таким трудом строилось, рухнет, и ему всё нужно будет начинать заново. Но, тем не менее, такие люди энергичны, легки на подъем, и если уверены в успешности нового предприятия, то будет им заниматься с большим энтузиазмом, кроме того, у них сильнее выражена способность к принятию решений, ярче выражена потребность в общении.

Совершенно иначе ведёт себя человек с расслабленной мускулатурой, (гипотонусом), лица, у него наблюдается, более или менее выраженное обвисание щёк, полуприкрытые, сонные глаза, чуть открытый рот, а на лице, зачастую, выраженье полного равнодушья. Их мысли текут медленно, а действия лишены энергии и энтузиазма, они делают что-либо лишь потому, что так надо, была бы, их воля они бы вообще ничего не предпринимали. Таким людям лень решать какие-либо проблемы, да и собственно проблем у них нет. Все они рассасываются сами собой. Нужно заметить, что мышечный гипертонус и гипотонус только отражают состояние нервной системы, её возбудимость и устойчивость. Чем выше мышечный тонус, тем легче возбуждается нервная система, и чем скорее гипертонус сменяется гипотонусом, тем менее она устойчива. Последнее чаще всего наблюдается у обладателей аффективных лиц.

Физогномисты делят лицо человека на три части, мысленно, разумеется, первая, из которых называется витальной, от слова "vita" что в переводе с латыни значит "жизнь", она показывает, насколько сильно человек отстаивает своё право на существование. Входящий в эту часть подбородок, ясно даёт, понять в какой степени человек использует свои волевые качества, чтобы добиться поставленной цели. Замечено что в те моменты, когда нужно отстоять свою точку зрения человек неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, чем чаще и чем успешней он отстаивает свои права, достигая, таким образом, своих целей, тем лучше развивается его подбородок. Гармонично развитый подбородок говорит о том что, тот, кому он принадлежит, в большинстве случаев, достигает намеченного, хотя он способен отказаться от цели, если видит что её достижение, по тем или иным причинам, нецелесообразно. Человек подбородок, которого, слишком развит, часто он имеет квадратную форму, идёт к цели напролом, танком сметающим всё на своём пути, его абсолютно не волнует, что будет после того как намеченное будет достигнуто. Он пойдёт штурмовать новые высоты. Обладатель маленького, как бы мягкого, подбородка, способен отступить от задуманного лишь представив себе возможные препятствия. Но всё вышесказанное утрачивает свой смысл, в случае, если человеком владеет сильное желание, или нежелание, добиться чего-либо.

Вторая зона, которая включает в себя щёки, скулы, нос, рот, называется эмоциональной. Рот, как наиболее подвижная часть человеческого лица, первым реагирует на измения эмоционального фона, отражая, пусть даже на долю секунды, те эмоции, которые в данный момент испытывает человек. Гнев, радость, печаль, обида, презрение, всё это выражает изгиб губ, даже если их владелец отлично владеет собой, и хочет скрыть своё настроение, всё равно на мгновение эмоция отразится на лице, в большей степени в области рта, важно только не пропустить этот миг. Если вы заметили, что ваш собеседник слегка обкусывает губы, знайте, в данный момент он что-то напряженно обдумывает, прервать его размышления или нет, решать вам. Когда человек оказывается в критической ситуации, которая для него представляет вызов, он часто закусывает не только губы, но и язык. Эта привычка берёт своё начало в самом раннем детстве, когда младенец, насытившись материнским молоком, выталкивает грудь движением языка. Психологи сняли скрытой камерой биллиардистов. Мастера практически не "использовали" язык, начинающие же высовывали его при каждом более сложном приёме. Нос также очень хорошо передаёт чувства, которые испытывает человек в данный момент. При возбуждении, любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если же человек увидит нечто что вызывает у него чувство брезгливости, его нос немедленно сморщится.

Зона, включающая в себя верхнюю часть лица, лоб, брови и глаза, называется интеллектуальной. В глазах чётко отражаются мыслительные процессы, их скорость и направление. Оживленный взгляд, блестящие глаза, даже неопытному наблюдателю, скажут, что их обладатель увлечён какой-то идеей и полон энтузиазма. И наоборот, потухший взор, полуприкрытые глаза, ясно говорят о подавленном состоянии человека, или, что ещё хуже, о его депрессии. Американские учёные открыли, что люди смотрят в шести разных направлениях - в зависимости от того, что происходит у них в мозгу. У правшей от рождения, вспоминающих, то, что они видели, будет взгляд направлен вправо - вверх, если же они что-то преставляют, к примеру, как бы выглядел бритый дикобраз, то взгляд немедленно переместится влево - вверх. Вспоминая звучание, допустим, гитары правша посмотрит вправо, а воображая какой-то звук, влево. Вниз - влево человек с правосторонней ориентацией смотрит, когда хочет припомнить вкус, запах, ощущение, и в противоположном направлении, ведя внутренний диалог. Что же касается человека-левши, то у него всё-то же самое, но в зеркальном отражении, проверить кто перед вами, правша или левша, нетрудно, достаточно попросить человека вспомнить какой-либо звук или образ и посмотреть на движения его глаз. В китайской физиогномике, морщинки, возникающие в уголках глаз, при смехе, называются "хвост золотой рыбки". Так вот чем больше и пышнее этот "хвост", тем добрее и отзывчивей тот, кому он принадлежит. На человеческих лицах, над глазами, нередко, можно увидеть, два небольших свода особенно они заметны у людей с высокой наблюдательностью. Как правило, они означают повышенную внимательность и желание помочь.

Не всегда, хотя и очень часто, большой лоб является признаком большого ума, порой обстоятельства складываются, так что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. А бывает, так что очень умный, в одной области знаний человек, - совершеннейший невежда в другой. Так что с оценкой ума у окружающих нужно быть крайне осторожным.

У многих взрослых видна борозда посередине лба, которая свидетельствует об интровертивности и высокой степени самоанализа. В случае если человек часто концентрируется, сосредотачивается на чём-либо, у него образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Общее представление о невербальных аспектах коммуникации. Описание языка телодвижений человека, как средства невербального общения, и его значимости. Значения жестов: ладони, кистей и рук, рука-лицо, головой, ухаживания. Руки в качестве барьеров.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Знаковые системы неречевого общения: мимика, жест, поза, запах, взгляд. Взгляд – зеркало души. Фонетико-физиологический континуум и континуум телодвижений. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков. Основные разновидности взгляда.

    реферат , добавлен 02.07.2010

    Невербальное общение как неречевая форма общения, состоящая из жестов, мимики, поз, визуального контакта, тембра, интонации. Основные правила беседы. Роль невербального общения и соблюдение правил его этикета. Сущность ассоциирования эмоций с мимикой.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Сущность невербального общения. Подходы к нему: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Виды невербального общения: голос, внешний вид, улыбка, взгляд, движения, танец, походка, жесты, прикосновения, объятия, мимика.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Изучение особенностей невербальных средств общения. Их научная классификация: экспрессивно-выразительные (поза тела, мимика), тактильные (рукопожатие, прикосновения), пространственные движения, визуально-контактный взгляд (направление, длительность).

Что такое мимика? Каждый знает общее значение этого слова, но далеко не все владеют полной информацией. Маленькие дети начинают понимать смысл выражения лица в возрасте менее года, задолго до того, как начинают говорить. Они очень четко реагируют на эмоциональное состояние человека по его лицу, взгляду.

Мимика, она же экспрессия лица, — это происходящие под влиянием эмоционального состояния человека движения лицевых мышц. Каково же первостепенное значение слова «мимика»? У него греческое происхождение, от корня, означающего «подражание». Большая часть людей при разговоре концентрирует внимание на лице собеседника.

Анализ мимики

Анализ мимики проводится:

  1. По произвольным и непроизвольным аспектам.
  2. По физиологическим аспектам, таким как тонус, сила, симметричность (или несимметричность).
  3. С социокультурных и психологических позиций (связь выражений лиц с культурами, группами различного типа).

В совокупности полученная путем такого анализа информация характеризует человека, его пол и возраст, профессию, этнические и социальные параметры, эмоциональное состояние при речи. Любой комплекс мимических движений является характерным для одних состояний и наборов индивидуальных параметров, и одновременно нехарактерным для других. При анализе мимики человека важно учитывать ее основополагающие характеристики: гармоничность, динамику, изменчивость. Это означает, что изменение любого из этих параметров может в корне изменить смысл всей мимической картины.

Взгляд

Гармоничность мимики проверяется анализом соответствия мимической картины разных частей лица. Несоответствие мимических движений, например верхней и нижней его частей, может говорить о том, что субъект не говорит искренне или скрывает свое настоящее отношение к окружающим.

Мимика лица взаимосвязана с другими психофизическими аспектами, например с физиогномическими параметрами, особенностями взгляда. К. С. Станиславский характеризовал последний как ничем не опосредованное общение из души в душу. Динамические аспекты взгляда (направление к собеседнику или в другую сторону, время задержания на собеседнике взгляда, скорость изменения вышеперечисленных аспектов) содержат в себе информацию об отношении к собеседнику: «стрельба глазами», «строить глазки», «заигрывать глазами», «смерить взглядом», «глядеть свысока», «наблюдать уголком глаза», «поймать взгляд», «звать глазами», «провожать глазами». Люди склонны отождествлять движения глаз с морально-этическими особенностями и характером человека (бегающий взгляд — вор).

Значение зрительного контакта

При соприкосновении друг с другом люди подсознательно выбирают различные средства общения, мимика - одно из них. При анализе отношений между собеседниками определяющее значение имеет не только доля времени зрительного контакта, но и его разрыв и восстановление, а также конкретные моменты, когда он имеет место, а когда — нет.

В среднем при нормальных взаимоотношениях зрительный контакт сохраняется от 30 до 60 % протяженности разговора. При положительной динамике отношений собеседник предпочитает удерживать зрительный контакт, когда слушает, а не когда говорит. Наоборот происходит при агрессивном общении, также - увеличивается частота и активность контакта. При благоприятных взаимоотношениях люди чаще фиксируют свой взгляд на собеседнике при позитивных высказываниях, чем при негативных.

Визуальное доминирование

Обратная ситуация может свидетельствовать о попытке собеседника доминировать, агрессивно брать ситуацию в свои руки. Визуальный индекс доминирования (ВИД) рассчитывается по формуле «частота контакта глаз во время слушания/частота контакта глаз во время речи» и характеризует стремление собеседника к борьбе за главенство в общении. Чем этот параметр ниже, тем сильнее у человека желание доминировать.

Зачастую частота зрительного контакта может характеризовать неравенство собеседников. Считается, что собеседник, статус которого выше, меньше склонен к поддержке визуального контакта. Если собеседников несколько и наиболее часто взгляды остальных фиксируются на одном из них, это характеризует его верховенствующее положение. Визуальный контакт понимается как взаимопроникновение людей в персональное пространство друг друга. Уход от контакта является уходом из взаимодействия, стремлением освободить свое персональное пространство.

Поддается ли контролю мимика

Анализ взгляда с целью выявления личностных особенностей и межличностных взаимоотношений субъектов характеризуется как вышеуказанными временными параметрами, так и пространственными, такими как движение глаз вверх, вниз, вправо, влево; направление взгляда в сторону или на собеседника, интенсивность визуального контакта; психофизические параметры. Что такое мимика и можно ли ее контролировать? Из всех видов экспрессии именно лицевая экспрессия (мимика) наиболее поддается контролю со стороны человека.

Мимика - средство невербальной утечки информации

Концепция «о невербальной утечке информации» учитывает это и ранжирует различные элементы экспрессии в зависимости от информативности. Основополагающими для этой характеристики являются три аспекта:

  • среднее время передачи;
  • разнообразие невербальных комплексов реакций, характерных для соответствующей части тела;
  • возможность для собеседника наблюдать их.

Человеческое лицо занимает первое место по этим параметрам, более того — что такое мимика, можно сказать, изучив особенности проявления эмоций именно на лице. По этой причине многие люди, контролируя мимику, меньше уделяют внимания контролю других аспектов экспрессии, что делает более сложным анализ мимических реакций. Однако существуют довольно частые непроизвольные реакции. Так, люди при неискренней характеристике события, факта или человека склонны реже улыбаться, а нервные люди, передавая несоответствующую действительности информацию, стараются выглядеть очень спокойными.

Глаза не обманывают

Трудно поддаются анализу и управлению собственные реакции глаз на эмоциональное состояние, и это позволяет по праву назвать глаза настоящим зеркалом, в котором отражается душа. Но в некоторых случаях развитие мимики происходит со временем.

Хорошо управляемые мимические мышцы могут вообще не двигаться, а глаза, скорее всего, сообщат нужную информацию. Взгляд характеризует как состояние человека - он бывает испуганным, радостным, печальным, так и его отношение к окружающим людям и ситуации - может быть недовольным, выражающим уважение или презрение.

Значение мимики

Характерные для конкретного человека особенности мимики и взгляда могут свидетельствовать еще и о характеристиках личности. Так, взгляд исподлобья в сочетании с недоверчивым выражением лица может говорить о соответствующем отношении к людям вообще, о постоянном страхе ошибиться или быть обманутым. Лицо во время общения в любом случае приковывает к себе внимание, ведь оно может сказать и о вышеназванных аспектах, и о том, понял ли нас собеседник, желает ли он продолжать разговор, и о многом другом. Значение мимики в общении сложно переоценить. Ниже приведены характеристики наиболее часто и очевидно отображаемых мимикой эмоций и состояний.

Мимика как средство выражения эмоций

  1. Удивление — сиюминутная реакция на новое или неожиданное событие. Чаще всего брови поднимаются, в результате чего на лбу образуются морщины. Глаза широко раскрываются, но при этом не напряжены. Нередко приоткрывается рот.
  2. Страх — опасение возможности неблагоприятного, травмирующего события. Брови в этом состоянии также могут быть приподняты, но не так, как в предыдущем случае. Они сильнее растянуты в стороны, чем вверх, так как глаза раскрыты более широко и напряженно. Лоб также сморщивается. Рот растягивается с напряжением.
  3. Гнев. Проявление угрозы или намерения причинить ущерб. Так как это состояние повышает артериальное давление, лицо краснеет, могут вздуваться вены. Дыхание учащается. Лицо в целом напряжено. Брови сходятся у носа, образуя как бы указывающий вниз угол. Губы напряжены, могут даже быть оскалены. Нередко приоткрыты так, что видны зубы.
  4. Отвращение — реакция на любую форму контакта с вызывающим эмоциональное отторжение объектом. Брови направляются вниз, не сморщивая лоб. Глаза становятся уже, так как прикрываются веками. Рот может приоткрываться, его уголки направляются вверх или вниз, иногда рот немного открывается, напрягаются губы. Морщины в таком состоянии могут возникнуть на носу.
  5. Радость. Возникает при поднятии настроения. При сочетании с удивлением радость может быть вытеснена последним в смысле отображения на лице. Нередко используется для маскировки других эмоций, вплоть до ярости и страха. Однако распознать истинное эмоциональное состояние можно по голосу, дыханию, жестам и другим параметрам. Радость почти не вызывает напряжения мышц лица. Участие бровей в реакции минимально. Глаза немного суживаются, могут «блестеть». На губах возникает характерная полуулыбка. Выражение в целом является приятным для собеседника.
  6. Печаль — реакция на горе, потери. Как правило, проявляется коротко, после чего сменяется обычным выражением лица человека. Брови опускаются, в особенности их внешние стороны. Лоб сморщивается вертикально, образуя соответствующие морщины посередине. Глаза полузакрыты, уголки губ немного опущены.

Необходимо понимать, что взгляд - элемент невербального общения без слов. Мимика способна более точно передать состояние человека, нежели голос и слова. При чрезмерно пристальном и частом взгляде между собеседниками может возникнуть напряжение. Однако при контакте с дружественно настроенными людьми необходимо сохранять периодический визуальный контакт, так как его отсутствие может трактоваться как отчужденность и избегание общения.

Само выражение всех этих эмоций на лице человека и дает ответ на вопрос, что такое мимика.

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Как научиться понимать людей, опираясь на их жестикуляцию и мимику? Психология мимики и жестов даёт ответ на этот вопрос. Изучив и поняв эту тему, можно обеспечить отсутствие тайн и скрытых смыслов в разговорах с окружающими и научиться читать людей, как открытую книгу. Согласитесь, способность весьма полезная?

Психология мимики и жестов. Что это такое?

Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.

Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.

Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.

Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.

Тот, кто лжет на языке слов, выдает себя на языке жестов, на которые он не обращает внимания.

Освальд Шпенглер

Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.

Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно 😉

Термины и понятия раздела мимики и жестов

Жестикуляционный рефрен, словарь символики психоанатомии, эргономика жестов. Что это такое?

Эти словосочетания тяжелы к восприятию для людей, впервые столкнувшихся с темой жестикуляции и мимики. Проще говоря, это составляющие данного раздела психологии, позволяющие понять мимику и жесты на более подробном уровне, чем «у него горят уши, значит он врет». Все куда более глубоко и серьезно, чем может показаться на первый взгляд.

Жестикуляционный рефрен это повторяющийся жест, который всегда имеет один и тот же смысл.

Вот пример. Скрещенные руки. Если правая лежит поверх левой – обида. Если наоборот – защитная позиция.

Словарь символики психоанатомии – это своего рода расшифровка языка жестов. Исходя из него, можно узнать, что означают определенные жесты в сложившейся ситуации. Данный раздел рассматривают сугубо на конкретных примерах, так как в разных ситуациях, один и тот же жест может трактоваться по-разному.
Эргономика мимики и жестов – это раздел, описывающий способность приспособить язык тела для решения конкретных задач. Например, оказывать влияние на психику человека с помощью позитивных убеждений, передаваемых через жесты.

Изучение эргономики жестов — прекрасный способ научиться общаться продуктивнее и эффективнее. Он даёт возможность влиять на человека жестами и мимикой, которые подсознательно вызывают у того позитивные эмоции.

Этим хорошо пользуются мошенники. Например, для того, чтоб расположить человека к себе, мошенник может во время рассказа анекдота или какой-то приятной и смешной истории коснуться его руки. Таким образом мозг человека начинает позитивно реагировать на данный жест.

Затем, когда дело подходит к «провороту» самой аферы, мошенник невзначай опять касается руки человека, пробуждая в его сознании расслабленность и позитив. Так легче совершить махинацию, ведь расслабленный человек не начнёт что-то подозревать. Его мозг обманут психологией.

Что даёт понимание мимики и жестов?

Краткий список преимуществ:

  • Активная работа мозга.

Нужно запомнить кучу жестов и движений, которые обозначают какой-то конкретный смысл. К примеру, если во время диалога собеседник чешет затылок, это означает, что он не уверен в Ваших словах и поддает их сомнению. Можно привести массу таких примеров, и большинство из них нужно постоянно держать в памяти.

  • Умение подстраиваться и изменять ситуацию.

Когда вы знаете больше, чем вам говорят, вы можете чаще находить правильные решения в различных ситуациях, подводить собеседника к чему-то или получать ответы там, где он их даже не произносит.

  • Понимание негативных побуждений человека.

Знание этой темы даст вам возможность оградить себя от вранья, зависти, недружелюбия и т.д.

Мы не можем похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук…

Виктор Цой

  • Понимание внутреннего мира собеседника.

Правильная интерпретация мимики и жестов не только даёт возможность заглянуть в душу, выведав все тайны собеседника, но и понять, что ему нужна помощь, хоть он и пытается это скрыть. В этом случае можно попытаться найти нужные слова и попытаться вместе разобраться с проблемой.

  • Развитие способности замечать мельчайшие детали.

Без этой способности невозможно трактовать сложившуюся картину из мимики и жестов. Один незамеченный жест может кардинально изменить весь смысл сигналов, подаваемых телом. Поэтому, если мы хотим правильно интерпретировать язык тела другого человека, нам необходимо быть более внимательными и восприимчивыми к мелочам.

  • Саморазвитие.

Саморазвитие – это дополнительный бонус при изучении психологии мимики и жестов. Человек учиться познавать как себя, так и окружающих, изучает что-то глубокое, черпает для себя что-то полезное.

Язык мимики и жестов. С чего начать обучение?

Рассмотрим все источники знаний по психологии мимики и жестов:

  • Литература.

Первый помощник в изучении данной темы. Кроме печатных книг многие специалисты в этом разделе психологии выпускают журналы, открывают сайты и ведут блоги в интернете.

  • Курсы по изучению психологии мимики и жестов.

Человек, разбирающийся в теме, сможет лично показать и объяснить, как всё работает и как применять полученные знания в жизни.

Великолепная статья про боязнь общения с людьми! 23 способа, как уйти от нее:

  • Просмотр сериалов или документальных фильмов на эту тему .

Как ни странно, оттуда можно почерпнуть весьма большой объем информации. Плюс ко всему, там всё показано на практике, что значительно упрощает понимание и усвоение «уроков» в голове.

  • Практика .

Жесты и мимика. Их значение на конкретных примерах

Теоретические знания нужно рассматривать на конкретных, смоделированных ситуациях. Только так можно правильно понять, о чем «молчит» собеседник. Разберём, как связаны чувства собеседника с движениями различных частей его тела.

Губы

Чаще всего с подвижностью губ связывают самоуверенность.

Пример 1.

Собеседник, опершись локтем о подлокотник кресла, теребит указательным пальцем губы, при этом не издавая ни единого звука.

Это означает, что человек растерян и не знает, какое решение принять. Собеседник думает, что им пытаются манипулировать, а его жест равносилен неуверенности. Данный пример является не частым, но зато очень красноречивым.

Пример 2.

Герметично сжавшиеся губы собеседника совсем перестали быть видны.

Здесь два варианта:

  • Это показывает человека как добродетеля, довольно опытного, мудрого.
  • Отвращение. Причем близкое к полному отторжению. Это более частый вариант.

В данном случае важен контекст беседы. Если во время разговора Вы обмолвились о чем-то неприятном или задели какую-то болезненную для собеседника тему, то это можно заметить по его сжатым губам. В этом случае стоит увести разговор в сторону и сменить тему на нейтральную.

Пример 3.

Собеседник закусывает верхнюю или нижнюю губу.

Это означает недовольство человека. Возможно, ваш собеседник измотан и эмоционально перегружен. Если верхнюю губу закусывает женщина, она, как правило, чего-то опасается.

Также этот жест может рассматриваться как соблазнение, тогда он свидетельствует о любовном возбуждении.

Спина

Спина – это центр чувственности, также отвечающий за способность вкладывать максимум сил в какое-то дело.

Пример 1.

Собеседник дружески хлопнул товарища по спине.

Это прямое выражение симпатии или просто хорошего настроения. Говорят, это сокращенная версия объятий.

Стоит отметить, что не всегда данный жест означает что-то хорошее. Читайте часть статьи про эргономику жестов.

Пример 2.

Собеседник общается с Вами, повернувшись спиной.

Если данную позу принимают мужчины, это говорит об их неспособности принимать решения. Также это указывает на отсутствие лидерских качеств, ведь тот, кому они присущи будет открыто встречать любой поворот ситуации и решать вопросы, находясь к собеседникам лицом.

Кисти

Кисти — самая активная и подвижная часть тела, она может рассказать о многом.

Пример 1.

Если Ваш собеседник держит кисти в позе «молитвы», то это означает скорее непримиримый жест, нежели снисходительный. Стоит быть готовым к тому, что собеседник будет возражать по поводу сказанного Вами.

Пример 2.

Собеседник закрывает руку, как бы держа в ней что-то маленькое.

Данный жест означает, что человек только забирает, а не отдает. Это символ эгоизма.

Челюсть

Челюсть ассоциируется со злостью во всех ее негативных проявлениях.

Пример 1.

Бывает такое, что человек среди ночи начинает скрипеть зубами? Так вот, это вовсе не привычка или особенность организма, это ничто иное, как гнев. Чаще всего человек, переживший весьма злобную и мрачную ситуацию днем, невольно проявляет это ночью сквозь сон.

Пример 2.

Челюсти собеседника постоянно находятся в скрытом жевательном процессе. Это свидетельствует о весьма переменчивой личности.

Пример 3.

Желваки будто пульсируют под кожей, а из глаз вот-вот брызнут слезы. Это знак того, что собеседник явно теряет самообладание, он чем-то сильно потрясен и держит эмоции в себе из последних сил.

В статье мы рассматриваем только основные примеры, помимо них психология мимики и жестов разбирает множество ситуаций и контекстов.

Благодаря этим знаниям, каждый имеет возможность почувствовать суть поведения своего собеседника, понять, что на самом деле он испытывает и чувствует.

Как не прискорбно, людям свойственно врать, что-то скрывать или недоговаривать. Психология мимики и жестов, поможет пролить свет и ясность на многие ситуации, такие серьезные знания могут уберечь от неприятностей.

Как использовать знания о мимике и жестах?

Пользоваться такими знаниями можно очень активно.

  • Если было замечено по определенным жестам или мимике, что собеседник не желает продолжать разговор, можно тактично завершить беседу и удалиться.
  • Наблюдая, как новый знакомый лукавит или скрывает правду, можно удалить такого человека из круга общения, лишив себя вечных тайн и недомолвок.
  • Можно спастись от обманщиков.

Профессиональные лжецы и манипуляторы отлично разбираются в психологии. Для того, чтоб скрыть тайные проявления мимики или жестов, они учатся контролировать самые мельчайшие движения.
Их тяжело, но всё же возможно раскусить. Достаточно понаблюдать за их поведением некоторое время, где-то их тело даст сбой и тогда всё станет явным.

Совет : если вы не уверены в правдивости речей человека, задавайте ему больше вопросов и наблюдайте за движениями его тела.

Такое глубокое знание дает возможность видеть истинное лицо людей. Не все являются теми, за кого себя выдают. Так почему бы не “расколоть” человека до того, как он смог предпринять в Вашу сторону что-то не очень приятное.

  • С позитивной стороны умение пользоваться жестами и мимикой может подсознательно расположить к вам человека, расслабить его и сделать очень сговорчивым.

Вы сможете позитивно влиять на него, на его самочувствие. Так почему бы не наделить эмоции человека позитивом, используя мимику и жесты?

Психология мимики и жестов в обществе

Знания и мимике и жестах широко используют при расследованиях и следствиях.

При допросе подозреваемого или свидетеля, специалист может отследить определенные мимические характеристики, по которым легко вычисляется врёт человек или говорит правду. Наше тело не даст себя обмануть. Человек может сам того не подозревая, выдать себя через жесты и мимику.

Также психология мимики и жестов находит своё применение в политике. Известно, почти все политики что-то недоговаривают. Узнать, что конкретно поможет данный раздел психологии.

Интересные факты

  • Есть интересный способ узнать врёт ли человек: нужно пожать ему руку. Если врёт — она будет холодной, так как когда человек лжёт, организм это понимает и предпринимает меры. Кровь спускается в ноги, чтобы в случае чего – бежать со всех ног.
  • Искренняя улыбка длится не больше четырех секунд. Мало того, дополнительным фактором искренности являются морщинки вокруг глаз. Если человек «натягивает» улыбку, то мимика глаз не будет затронута.

  • Если мужчина во время разговора с женщиной повернул ногу носком в ее сторону, это означает, что он испытывает симпатию. Это отличный способ для девушек проверять молодых людей на наличие интереса в их сторону.
  • Зуд. Как ни странно, зуд может вам многое рассказать, стоит лишь обратить внимание, в каком месте он возникает. Чешется затылок? Это свидетельствует о неуверенности в себе. Если же это подбородок, то подсознание подталкивает человека на то, чтоб он бросил вызов. Если зуд начался в районе тыльной стороны левой руки – нужно «закрыться». Правая кисть (также тыльная сторона) – подсознание говорит, что нужно схитрить.

  • В некоторых случаях мимика, жесты мужчин имеют совершенно другое значение, чем те же самые мимика и жесты женщин.

Психология мимики и жестов. заключение

Психология мимики и жестов – нелегкая тема для изучения и освоения. Но насколько же она интересна и увлекательна! Подумать только, толкование простых элементов поведения помогают в буквальном смысле читать человека, как книгу. Это очень ценная способность.

В первую очередь она приходит с умением наблюдать. Не обязательно быть дипломированным специалистом или иметь большой стаж работы в этой сфере. Достаточно просто учиться видеть, замечать все мелочи и анализировать их, прокручивать в голове факты, сопоставлять информацию и делать выводы.

Психология мимики и жестов может научить вас видеть людей насквозь. Это настоящая суперсила, обладать которой может лишь человек с большим упорством и желанием постигать тайны человеческой психологии.

Под конец — Топ-видео: психология мимики и жестов! Смотрим;)