Метафорическое представление о будущем в романе Рэя Брэдбери '451 градус по Фаренгейту'. Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери) Главная мысль произведения 451 градус по фаренгейту

Данное название - 451 градус по Фаренгейту - носит определенную ауру тайны, и именно поэтому многих так привлекает эта книга. 451 градус по Фаренгейту - это «температура, при которой бумага загорается и горит». Перед чтением сюжета этой книги проведите ассоциацию с другим истическим и числовым названием, например «Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый». Оба романа - о деспотическом обществе, управляемом страхом и цензурой, где у персонажей остаются последние следы надежды и свободы. Всё же, давайте сделаем краткий анализ "451 градус по Фаренгейту".

Автор романа "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. С первой же страницы поражает цитата испанского лауреата Нобелевской премии Хуана Рамона Хименеса: «Si os dan papel pautado, escribid por el otro lado» («Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк»). Автор как бы сразу пытается показать данной цитатой свое отношение к общественному давлению, нормам, угнетению и любому другому типу нарушения нашей свободы, и побудить нас противостоять этому.

Главный герой "451 градус по Фаренгейту"

В центре романа стоит Гай Монтаг, тридцатилетний пожарный в двадцать четвертом веке (роман был написан в начале 1950-х годов). В качестве пожарного Гай Монтаг несет ответственность за уничтожение не только книг, которые он находит, но и домов, в которых он их находит. Книги в этом веке не читаются; они должны быть уничтожены без вопросов. Делая анализ "451 градус по Фаренгейту", остановимся немного на этом человеке. Гай Монтаг живет в мире, где прошлое разрушено керосиновыми шлангами и правительственными методами промывания мозгов. Через несколько коротких дней этот человек превращается из ограниченного и предвзятого конформиста в динамичного человека, преданного социальным изменениям и жизни, спасая книги, а не уничтожая их.

Автор "451 градус по Фаренгейту" - Рэй Брэдбери. А книга была написана, чтобы показать зло цензуры. Рэй Брэдбери написал её, так как не мог выдержать цензуры вокруг, он хотел высказаться против нее по-своему. Книги стали незаконными, потому что они позволяют людям размышлять и формировать свое собственное мнение. А если это произойдет, государство потеряет контроль над людьми.

Книги - это всего лишь одна из многих других вещей, которые содержат идеи и питают наш мозг, дают нам дополнительный толчок думать. Книги хранят знания, и Брэдбери доказывает, что знание - это сила. У граждан не было книг, значит нет знаний, поэтому и нет власти. Человек без знания – ничто.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Философские, нравственные, социальные проблемы, имеющие вневременной статус в творчестве Брэдбери. Читатели о творчестве писателя. Идеологическая и культурная доместикация: гуманизм, оптимизм, реализм. Особенности освещения политического аспекта.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2017

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования литературы США ХХ века. Филогенез изображения детей и детских характеров в литературе. Особенности творчества Р. Брэдбери. Детская жестокость как лейтмотив рассказов писателя.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    Особенности и характеристика библейских аллюзий в литературе. Античные и библейские элементы в текстах ранних Отцов Церкви. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга "Повелитель мух" Библейские аллюзии в ранней прозе Р. Киплинга.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2010

    Внутренний монолог как один из приемов психологического произведения. Отражение подсознательной душевной деятельности главного героя в романе "Голод". Восприятие им происходящих с ним событий. Сравнение поведения гамсунского героя и Р. Раскольникова.

    реферат , добавлен 18.11.2013

    Специфика художественных концептов как средств реализации языковой личности писателя. Их структура и методика описания. Иносказательный дискурс как объект лингвистического исследования. Способы вербализации концептов"death" и "life" в произведении.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Принципы композиции в романе. Исследование системы рассказчиков, используемой в нем. Романтические мотивы произведения. Экспозиция, кульминация, развязка и эпилог в создании образа главного героя. Развитие действия в раскрытии внутреннего облика Печерина.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2015

    Исследование экспозиционного фрагмента романа Андрея Платонова "Счастливая Москва" и его роли в художественной структуре произведения. Мотивная структура пролога и его функции в романе. Тема сиротства дореволюционного мира. Концепт души и её поиска.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Определение стилистического приема аллюзии в научной литературе. Типы, свойства и механизм действия аллюзий. Аллюзии в произведениях ирландского поэта и драматурга Шона О’Кейси. Особенности употребления аллюзий в поэтических текстах У.Б. Йейтса.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2013

Проблематика романа «451 по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора, со временем, возможно, придётся столкнуться человечеству. Название романа происходит от химического свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии [Любимова 2001].

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями [Зверев 1989].

Мир, описанный Брэдбери, стал таким не в одночасье. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео -- и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возросли объёмы информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, а порой обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой -- они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её область? Без средств связи уже не обойтись, а телевидение и реклама уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Решение было найдено в избавлении от книг [Чаликова 1991].

Попытку аргументировать это решение делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причиной, по которой книги отходят на задний план, он видит экстенсивное развитие культуры, её расширение с неизбежной девальвацией: «Раз всё стало массовым, то и упростилось... Когда-то книгу читали лишь немногие -- тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач -- книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга -- это заряженное ружьё в доме соседа, -- заявляет Битти. -- Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

Как быть? Очень просто: взять и запретить, сжечь. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора [Новиков 1989].

Оба рассматриваемых в исследовании романа написаны примерно в одно время, что сводит к нулю вероятность использования одного романа при написании другого, но, тем не менее, произведения имеют множество общих черт, позволяющих отнести эти произведения к антиутопическому жанру.

1) В обоих произведениях действие разворачивается в странах, где происходит более или менее ярко выраженное насилие над личностью, ограничение её свобод. Степень личностной несвободы в произведениях различна. Оруэлл описывает типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами, как то строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Брэдбери предлагает нашему вниманию совершенно другое, с виду, общество. На первый взгляд, в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких либо других атрибутов тоталитаризма, однако благополучие этого мира является лишь внешним [Шишкин 1990].

2) Следуя канонам жанра, протагонисты романов противопоставлены обществу, их отличное от общей массы мышление вынужденно вовлекает их в борьбу против этой массы. Борьба Уинстона Смита заканчивается поражением, так как описанный Оруэллом мир в своей тоталитарности устойчив и совершенен настолько, что у героев оппозиции не остаётся никаких шансов. Рэй Бредбери отнёсся к своему герою чуть лояльнее. Мир романа «451 градус по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Оруэллом. Бредбери оптимистично допускает возможность сопротивления, потребительскому обществу противопоставлены загнанные в леса хранители культурного наследия, люди-книги, к которым впоследствии и отправляется главный герой романа Гай Монтег [Шишкин 1993].

3) Сходной является роль женщин в обоих романах. Образ мысли главного героя сравнивается с образом мысли абсолютно лояльных социуму людей, и как ни странно, у обоих авторов в роли такой противоположности выступают жёны героев (в случае с Оруэллом - бывшая жена). И Уинстон Смит, и Гай Монтег страдали от абсолютного конформизма столь близких (или теоретически должных быть близкими) людей. Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка: Кларисса у Брэдбери и Джулия у Оруэлла.

4) Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имеют некоторое положение в обществе и имеют доступ к определённому набору благ. Следовательно, нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Однако внутренняя свобода на другой чаше весов перевешивает в обоих произведениях.

5) Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.

6) Главной движущей силой, заставившей героев поставить на кон всё, что они имели, и даже свою жизнь, стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. Нельзя не обратить внимание на то, что профессией обоих было уничтожение информации: как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.

Таким образом, обнаружив столько общих черт в произведениях этих достаточно разных писателей, можно сделать вывод, что взгляды антиутопистов на угнетение нравственных свобод весьма схожи, также схожи и их взгляды на те силы, которые должны противостоять злу: любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления. В современном авторам буржуазном обществе они уже видели элементы «программирования личности» [Лазаренко 1991]. Нравственную позицию обоих писателей можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

20 октября 1953 года на прилавках американских магазинов появился новый роман-антиутопия Рея Брэдбери под названием «451 градус по Фаренгейту».

В эпиграфе этого научно-фантастического произведения указано, что 451 градус по Фаренгейту это температура, при которой воспламеняется бумага.

Брэдбери рассказывает нам о гипотетическом тоталитарном обществе, опирающемся исключительно на потребительское мышление и массовую культуру. Все книги, потенциально способные заставить людей задуматься о жизни, надлежит сжечь. Даже хранение литературы становится настоящим преступлением, а способные критически мыслить люди – преступниками. Так называемые «пожарные» сжигают все обнаруженные книги вместе с домами их провинившихся владельцев (которых также арестовывают, иногда отправляя в дом для сумасшедших).

Гай Монтэг, главный герой романа, как раз служит таким «пожарным». Поначалу он уверен, что делает свою работу исключительно в интересах всего человечества. Но довольно быстро разочаровывается в своих первоначальных идеалах, навязанных ему обществом, становится изгоем и уходит «за город», присоединившись к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков…

Примечательно, что это гениальное художественное произведение было написано в здании публичной лос-анджелевской библиотеки на пишущей машинке, которую Рэй Брэдбери взял напрокат.

Интересно и первое издание книги – она выходила в печать несколькими частями в первых выпусках журнала Playboy – на фото как раз первый номер 1953 года, с Мэрилин Монро на обложке —

Брэдбери рисует нам мир, люди которого теряют связь не только с накопленным предками интеллектуальным наследием, но и с природой, друг с другом. Они вечно куда-то бегут, не разговаривая о своих чувствах и мыслях, трепятся только о материальных ценностях… Стены их домов – кинескопы, позволяющие сутки напролёт смотреть бессмысленные сериалы и телепередачи, а также общаться в аналоге «скайпа» с роднёй и друзьями (буквально так – надевая наушники! Книга, напоминаю, написана 60 лет назад!)

Жизнь людей упрощена до предела – она полностью состоит только из развлечений. Даже похороны отменены, чтобы никого не беспокоить – трупы людей кремируются за считанные минуты.

При этом вся эта «стабильность» — колосс на глиняных ногах. Всё это время страна находится на пороге войны, которая под занавес всё же начинается.

Про то, как главный герой книги понимает, что возможна и другая жизнь, дабы не спойлерить, я тут рассказывать не буду (как можно догадаться, не обошлось без женщин).

Примечательно, что «451 градус…» с самого своего выхода стал настоящей жертвой цензуры. Издательство Ballantine при публикации версии для средних общеобразовательных школ изменило более 70 фраз, включающие любимые ругательства Брэдбери, упоминания абортов; полностью были переписаны два больших фрагмента книги. При этом никаких пометок о правке издательство не сделало…

Урезанная версия книги перестала выходить только с 1980 года.

В СССР романы был издан довольно быстро – в 1956 году. При этом, несмотря на отрицательные отзывы, оставленные, например, журналом «Коммунист», книга печаталась и была доступна, так как активно использовалась для критики «разлагающегося западного общества потребления»…

Хотя как раз в нашей стране и существовали описанные в романе люди-книги. В советских лагерях сидели зэки, знавшие наизусть запрещённую религиозную литературу и стихи, а также с удовольствием делившиеся информацией с окружающими. Пример такого знатока (в данном случае знатока Уголовного Кодекса) показал в своём недавнем продолжении «Утомлённых солнцем» Никита, свет наш, Михалков —

Справедливости ради стоит отметить, что и до революции в нашей стране было нечто подобное некоторым эпизодам романа Брэдбери. Так, знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) описывал, как в обязанности пожарных (!!!) одной из московских частей (район Сущёво) было вменено сжигать книги, запрещённые цензурой. Поразительное совпадение, наводящее на мысль – а не читал ли Рэй Гиляровского?

Удивительна и чисто техническая сторона романа, прорицательский технологический гений Брэдбери, который в год смерти Сталина описал такие вещи как:

— портативный радиоприёмник (типа «Ракушка», появившийся только 26 лет спустя);

— модели телевизоров: от переносных миниатюрных, до ТВ размером со стену (современные панели, появившиеся только лет 15 назад). При этом телевизоры были не только «в цвете, но и в объёме» (то есть 3D)…

Сегодня у каждого человека есть неограниченный доступ ко всем литературным произведениям. Несмотря на это, в последнее время интерес к чтению начал постепенно угасать, и сейчас очень мало людей интересуется новинками литературного мира. Чтобы вернуть интерес к книгам, был создан вначале электронный их формат, а затем аудиокниги, которые являются наиболее популярными среди молодежи.

В школах информация еще преподносится на бумаге, но с каждым днем все больше современных образовательных учреждений переходит на обучение на электронных носителях, все учебники, внеклассная литература и другие, нужные для учебы книги, хранятся на планшетах или ноутбуках. Не кажется ли вам, что история развития современного общества все больше и больше напоминает сюжет книги "451 градус по Фаренгейту"? Если не знаете о чем речь, то прочитайте статью и все поймете.

Антиутопия в современности

В современном мире набирает популярность среди писателей и читателей жанр антиутопия. Этот жанр отражает события неблагоприятного и убогого будущего. В большинстве случаев писателями преподносится история, происходящая в постапокалиптическом мире. Среди антиутопистов лидирует американский писатель Рэй Брэдбери ("451 градус по Фаренгейту"), по отзывам критиков и читателей, и этому мнению сложно противоречить.

Антиутопист

Самым признанным и любимым писателем-антиутопистом признан Рэй Брэдбери. Практически все его творчество построено на представлениях самого ужасного и отвратительного будущего. Он написал порядка 700 рассказов в этом жанре. Произведения его небольшие по объему, однако все они достойны внимания.

Еще в детстве мечта стать писателем не покидала его. В 12 лет он решился создать свое творение. Через некоторое время Рэй сжег все свои произведения, так как они ему не понравились. Именно в этот момент ему и пришла в голову мысль о новом романе, названном впоследствии «451 градус по Фаренгейту». Откуда возникло это название? Именно при температуре в 451 градус бумага начинает воспламеняться.

Местом действия являются Соединенные Штаты Америки, где царит тоталитаризм. Жизнь людей, их действия и поступки находятся под полным контролем правительства. Главный герой,Монтэг - пожарный. Но в этом мире огонь не тушат, им сжигают все книги, которые только можно найти. Литературные произведения находятся под строгим запретом.

Вначале главный герой исправно исполняет свою работу - ездит на вызовы, сжигает книги (а иногда и целые здания вместе с ними), а затем возвращается домой. Так длится до встречи с девушкой Клариссой, которая полностью переворачивает мир пожарного и заставляет его посмотреть на жизнь под другим углом.

Клариссе уделено мало внимания в книге, но она, встретив его лишь несколько раз и обмолвившись парой слов, смогла стать ключевым персонажем. Эта девушка очень отличалась от остального населения: она не смотрела телевизионные передачи, не распускала сплетни и вообще не тратила свое время на бессмысленные занятия. Она была одной из тех, кто осмеливался читать книги и наслаждаться окружающим миром.

После встречи с ней Монтэг начинает задумываться о своей жизни, о будущем и о том, почему сжигают книги. Через некоторое время он связывается с профессором Фабером, мечтавшим о возрождении книгопечатания, который снабжает его литературой. Позже жена Монтэга находит в его вещах книгу и сообщает властям. Дом сжигают, а пожарный обращается в бегство.

Стоит сказать несколько слов о жене главного героя. Целыми днями она проводит, смотря на стены, представляющие собой огромные телевизоры. Ими заняты три стены из четырех, но она планирует занять в скором времени новым телевизором последнюю, четвертую стену. Смотрит она в основном мелодрамы, и длится это порой днями напролет. Нужно сказать, что Монтэг первое время пытался склонить жену на свою сторону, пытался рассказывать ей о листьях или природе, но его попытки не принесли результата.

Он сбегает из города, примыкает к группе изгоев, любящих книги, они передают содержание известных произведений друг другу, не позволяя забыть их. Дальнейшая судьба Монтэга неизвестна, так как на этом месте сюжет произведения обрывается. Однако мы можем видеть, что случилось с городом, в котором он жил. Кроме развалин, ничего не осталось.

Так выглядит краткое содержание книги "451 градус по Фаренгейту".

Общее отношение к книге

Произведение нельзя отнести к развлекательной литературе, оно скорее заставит задуматься о жизни, чем развеселит. Роман "451 градус по Фаренгейту" был воспринят с энтузиазмом как критиками, так и читателями. Последним книга пришлась по душе, практически все отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту" положительны, средняя оценка, выставленная теми же читателями, варьируется от 9 и до 10 по 10-балльной шкале. Для многих книга стала самой любимой. Это можно понять из отзывов о "451 градус по Фаренгейту". Но в любой ситуации мнение критиков все равно является ключевым.

Однако роман смог поразить даже самых придирчивых и искушенных из них, и их отзывы о книге "451 градус по Фаренгейту" тоже в большинстве своем положительны. В мире литературы не так много произведений, заставляющих почувствовать настолько сильные эмоции и пробудить такие глубокие и важные мысли в головах людей, как это сделала книга Рэя Брэдбери. Несмотря на то что автор написал и опубликовал другие книги, отзывы о "451 градус по Фаренгейту" являются наиболее восторженными, чем о других его работах. Однако другие произведения антиутописта тоже были по достоинству оценены читателями и критиками.

Отзывы читателей о книге "451 градус по Фаренгейту"

Во многих отзывах можно увидеть, что читатели считают книгу одним из возможных вариантов развития будущего. Что будет, если вместо чтения люди будут заняты бесконечным просмотром глупых телепередач или видео? Но еще можно стерпеть то, что жители не будут читать книги из-за нежелания, а что случится, если литературные произведения запретят? В конечном итоге люди превратятся из высшего существа на этой планете в деградирующую и отупевающую толпу, которая не будет замечать ни красоты природы, ни радостей жизни, ни даже друг друга.

Также во многих рецензиях читатели сожалеет не только о потерянном обществе, но и о книгах. Им в большинстве случаев не жаль пострадавших и погибших людей, сгоревшие книги вызывают больше эмоций и сочувствия. Ведь они являются символами знаний, мудрости поколений. Сегодня люди сами отказываются от чтения книг и отдают предпочтение просмотру бессмысленных видеороликов или телевизионных программ. Не с этого ли все началось в мире Монтэга? Именно о таких людях, с навязанными стереотипами и захламленным разумом, и идет речь в романе "451 градус по Фаренгейту".