Краткий анализ я не люблю иронии твоей. Анализ стихотворения я не люблю иронии твоей некрасова. Тема, основная мысль и композиция

Тема любви является традиционной в русской литературе. Н. А. Некрасов тоже не мог пройти мимо нее и облачил свои переживания в веский и прямолинейный некрасовский слог. Читатель может заметить, насколько реалистична любовь у поэта, например, в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…».

Писатель работал над стихотворением в 1850 году, в разгар романа с замужней женщиной Авдотьей Панаевой. Вот, кому посвящено произведение. С ней он жил в гражданском браке 16 лет, причем сожительствовал с ней и ее мужем в одной квартире. Влюбленных в тот период постигло страшное испытание: умер их сын. С того мгновения скандалы и ссоры участились, а сам Некрасов стал ревновать женщину даже к ее законному супругу. Не удивительно, ведь Авдотья была красавицей, известной на всю столицу. Даже Ф. М. Достоевский был влюблен в нее, но не получил взаимности.

Уже в 1855 году стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было опубликовано в журнале «Современник», а также вошло в поэтический сборник за 1856 год.

Жанр и направление

Жанр стихотворения — послание, так как это одно из произведений, вошедших в «панаевский цикл» и обращенных к А. Панаевой.

Стихотворение относится к любовной лирике. Здесь присутствует неестественный для Некрасова ритм, и нетипичная рифмовка. Размер — пятистопный ямб. Но также можно заметить пиррихий. Как раз из-за него теряется ритм, и сбивается дыхание.

Рифму Некрасов также составил необычную. Везде разная рифмовка: если первая строфа имеет кольцевую, то вторая переходит уже в перекрестную, третья перекрестную совместно со смежной рифмовкой.

Образы и символы

Автор рассказывает о формировании любовных отношений, и отчасти пишет о своей жизни: взаимоотношения Некрасова и Панаевой были неуравновешенными. У них то кипели страсти, то они переживали временное охлаждение друг к другу. Поэтому лирический герой – это эмоциональная натура с ревнивыми тревогами, это темпераментный и честный мужчина, который признает неизбежность – разлуку. Любовь его горит последним румянцем осени, впереди разрыв, но последние лучи угасающего влечения он хочет разделить с любимой, не торопя мрачную развязку.

Его избранница тоже переживает разлуку, и поэтому лирический герой волнуется еще и за состояние своей любимой. Она вкладывает свое разочарование в иронию – то есть насмехается над тем, что было раньше свято. Так она скрывает свою тоску, боль от грядущей потери, которую она уже осознает. Но ледяной усмешкой дама тушит те искры счастья, что еще остались в их встречах, и лирический герой призывает ее не делать этого. Нужно уметь насладиться любовью до конца. Женщина все еще любит его, ведь она продлевает свидания и дарит нежность ревнивому, не идеальному, но все же близкому и желанному мужчине.

Символ осени – знак увядания и прощания с любовью. Вода холодеет, и лишь последние брызги сохраняют видимость жизни. Так и любовь проходит, а ее заключительные конвульсии – это попытка забыться, согреть и вдохнуть жизнь в увядающее чувство.

Темы и настроение

  • Тема любви – основная тема стихотворения. Кульминация чувства уже пройдена. Перед влюбленными впереди маячит расставание, но последние проблески счастья должны согреть их, ведь совместный путь еще не пройден. Поэт пытается донести до читателя всю подлинность романтических взаимоотношений между людьми: как между ними вспыхивает искра, как им иногда бывает непросто, а так же, как эта искра может погаснуть.
  • Тема ревности . Автор считает, что наглядным проявлением мужской страсти является ревность. Сам Некрасов умудрялся проявлять эту эмоцию, даже когда являлся любовником замужней женщины. Поэтому не удивительно, что он воспел свое же проявление любви.
  • Тема тоски . Сердца пресытившихся людей полны скуки и холодности, их ощущение от жизни, где утрачены иллюзии новизны, можно емко охарактеризовать словом «тоска».
  • Настроение у стихотворения можно назвать осенним, ведь его герои явно провожают любовь, отдавая ей последние почести. Читатель ощущает легкую усталость, ностальгию и невольно погружается в свои проводы страсти, применяя слова из стихотворения к себе.

Основная идея

Поэт рассказывает о реальности жизни, где чувствам, даже самым возвышенным, приходит конец. Главная мысль его послания состоит в том, что уходить надо достойно, без негатива. Человек должен уметь относиться к другому не только с любовью, но и с уважением. Последняя нежность, последняя страсть не менее сладки, чем первые поцелуи, просто необходимо распробовать их. Не стоит спешить уйти, если еще можно остаться.

Произведение «Я не люблю иронии твоей» повествует о развязке отношений, которая близка, и поэтому героям так важно насладиться последним блаженством и побыть вдвоем. Смысл в том, чтобы не упускать последний вдох умирающего влечения, испить чашу до дна. Некрасов делится частичкой своего личного опыта, ведь со своей избранницей он расстался после смерти ее законного супруга.

Средства художественной выразительности

У Некрасова лирический герой на протяжении всего стихотворения проживает различные эмоции. Благодаря восклицательным знакам, обращениям, сравнениям, автор не дает ему сбросить напряжение.

Основная роль в передаче эмоций досталась эпитетам. Благодаря им люди не только могут прочувствовать состояние лирического героя, но и узнать, каковы были взаимоотношения персонажей: «ревнивые тревоги и мечты», «последняя жажда», «развязка неизбежная», «тайный холод»; «горячо любившим», «желаешь застенчиво», «кипят мятежно». Стоит отметить, что приведенные эпитеты как бы идут в противовес друг другу, одни отрицательные, вторые положительные.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Некрасова, как и Маяковского, многие считают лишь «политическим» поэтом, борцом за гражданские права простых людей. Но уж если и может идти спор о поэтическом значении «гражданских» стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порою даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об этике и лирике.

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим...

Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей.

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!

Лиризм Некрасова возник на благодарной почве жгучих и сильных страстей, им владевших, и искреннего сознания своего нравственного несовершенства. До известной степени живую душу спасли в Некрасове именно его «вины», о которых он часто говорил, обращаясь к портретам друзей, «укоризненно со стен» на него смотревших. Его нравственные недочеты давали ему живой и непосредственный источник порывистой любви и жажды очищения. Сила призывов Некрасова психологически объясняется тем, что он творил в минуты искреннейшего покаяния. Кто заставлял его с такой силой говорить о своих нравственных падениях, зачем надо было выставлять себя с невыгодной стороны? Но, очевидно, это было сильнее его. Поэт чувствовал, что покаяние вызывает лучшие перлы со дна его души, и отдавался всецело душевному порыву.

Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Силы чувства придает непреходящий интерес к лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.

Стихотворение Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» выбивается из перечня основных тем, на которые писал поэт. Это лирика интимного плана, которая рассказывает о взаимоотношениях самого Николая Алексеевича и его на тот момент возлюбленной Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Написан был стих в 1850 году, спустя пять лет после начала близких отношений поэта с Авдотьей. Примерно в этот период в их отношениях появились первые ростки охлаждения, о которых и пишет Некрасов. Для широкой публики стихотворение стало доступно в 1855 году, когда его опубликовали в «Современнике».

Главная мысль и тема

Основная тема стиха Некрасова - это возникновение любви в прошлом, ее постепенное умирание в настоящем и виденье полного охлаждения в не столь далеком будущем. Это история двоих любящих и любимых людей, которые ценят и дорожат тем, что между ними есть, но пришедших к мысли, что отношения перешли в стадию угасания и их можно прекращать.

Вначале произведения автор признается в неприятии иронии со стороны возлюбленной. Подобное отношение любимой к тому, что он делает, герой относит к признакам увядания чувств и просит не вести себя так, ведь ирония - удел тех, кто уже пережил период яркого влечения. Он просит любимую продлить тем самым чувства и страсть, которые все еще имеют место быть в отношениях.

Вторая часть стиха - это наглядная демонстрация поведения возлюбленной героя и его собственных чувств. Она на свиданиях нежна и застенчива, ей еще хочется, чтобы они длились дольше. Он полон ревностных чувств и все еще горит ими. Он просит любимую не приближать конец их отношений.

И, несмотря на просьбы, конец он уже отчетливо видит, о чем идет речь в третьей части произведения. И именно это является кульминацией всего послания. Эмоции в них двоих, по мнению героя, кипят, но иначе, чем вначале отношений. Сейчас необходимость в них они пытаются утолить, словно, жажду, глотая жадно, оставшиеся чувства. Между тем, в сердце уже присутствует нарастающая тоска и холод будущего отчуждения.

Структурный анализ

Лирическое стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» состоит из трех строф, каждая по пять строчек. Используемые автором рифмы нарушают, казалось бы, строго заданный порядок, и, тем самым, еще раз подчеркивают те противоречивые чувства, которые присутствуют и в душе поэта. Усиливают впечатление противопоставляемые друг другу контрасты. Страсти в героях стихотворения кипят, но в сердце имеется тайный холод.

В первой строфе Некрасовым используется кольцевая рифма, во второй - перекрестная, а в третьей он обращается к смешанной. В своих строфах Некрасов пропускает ударения, тем самым передавая испытываемое волнение читателю.

Эмоциональная окраска также весьма контрастна. Ряд переживаемых чувств Николай Алексеевич описывает нежно и романтично: «горячо любившим», «застенчиво и нежно», «жаждой полны». Имеется в строфах и негатив - это «ревнивые тревоги», «развязки неизбежной», «тайный холод».

Вывод

В своем произведении автор стремился донести до читателя мысль, что двое любящих людей, постепенно пришедших к грани расставания, при появлении первых звонков об охлаждении чувств, не должны торопиться с окончательным решением или делать поспешные выводы.

Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” является частью “панаевского цикла”. Это любовное послание Некрасова к любимой женщине, с которой он в какой-то момент сильно поссорился. Краткий анализ “Я не люблю иронии твоей” по плану может стать частью урока литературы в 9 классе и помочь школьника лучше понять поэта как личность.

Краткий анализ

История создания – стихотворение “Я не люблю иронии твоей” создано в 1850 году (предположительно), а напечатано только пять лет спустя, в 1855-м в “Современнике”. Еще через год (в 1856-м) Некрасов включил его в поэтический сборник.

Тема стихотворения – угасание и охлаждение чувств как закономерный этап развития отношений между влюбленными.

Композиция – каждая строфа является частью описания печальной ситуации в отношениях, действие развивается последовательно.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – ямб и пиррихий, в каждой строфе используется своя рифмовка.

Метафоры – “горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.

Эпитеты “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.

Сравнение

История создания

Отношения Некрасова с Авдотьей Панаевой никогда не были легкими. Фактически пара жила гражданским браком с согласия мужа женщины, легкомысленного ловеласа Ивана Панаева. Роман между ними начался с 1846 году, а стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано в 1850 году – они будут вместе еще шестнадцать лет, но предчувствие конца уже тогда охватило Некрасова.

Впервые это стихотворение увидело свет в 1855 году – оно вышло в журнале “Современник”, которым поэт владел совместно с Иваном Панаевым. В 1856 году Некрасов выпустил поэтический сборник, в который было включено и это произведение.

Оно полностью отражает сущность неровных отношений влюбленных: несмотря на взаимное чувство, связь вне брака сильно тяготила их, а непростой характер Авдотьи становился катализатором для частых ссор. Одну из таких ситуаций Некрасов и описывает в стихотворной форме – отношения они всегда выясняли бурно, да и временные охлаждения отношений случались, но именно этот момент показал поэту, что их любовь когда-то закончится.

Тема

Главная тема стиха – ссора между влюбленными, когда их отношения развились до той стадии, что чувства постепенно начинают угасать, наступает охлаждение некогда кипящей страсти.

При этом Некрасов высказывает мысль о том, что только любовь может подарить человеку настоящий вкус к жизни, поэтому ее необходимо беречь и делать это особенно тщательно, когда появляются первые признаки угасания. Лирический герой высказывает эту мысль, обращаясь к своей возлюбленной, которая, очевидно, высказала в его адрес какое-то обидное замечание.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в каждой из которых высказывается своя мысль, но все они являются частью последовательно раскрывающейся идеи.

Так, в первой строфе лирический герой признает, что во взаимном чувстве уже нет прежнего огня, но он считает, что это не повод иронизировать, ведь любовь еще жива, а значит, ее можно сохранить.

Во второй строфе эта мысль развивается – и мужчина, и женщина хотят быть вместе, однако оба уже понимают, что неизбежной развязкой их истории станет угасание отношений.

Третья строфа показывает, что лирический герой перестал считать, что отношения все же могут быть продлены, он понимает, что конфликты и скандалы – это неизбежные знаки того, что холод разрыва уже совсем близко.

Жанр

Это произведение относится к жанру интимной лирики. Оно входит в то, что литературоведы называют “панаевским циклом”, в котором Некрасов обращается к теме чувств.

Кроме того, Некрасов применяет необычный и новаторский для своего времени прием в ритмическом рисунке стиха. Несмотря на то, что произведение написано ямбом, он очень часто срывается на пиррихий, что делает ритм похожим на дыхание взволнованного человека – рваным и неравномерным.

Эффект усиливается за счет рифмовки – кольцевая сменяется перекрестной, а в последней строфе перекрестная смешана со смежной. Такая неупорядоченность полностью отражает внутренний мятеж лирического героя.

Средства выразительности

Для того, чтобы передать чувства лирического героя, поэт использует разнообразные выразительные средства:

  • Метафоры – “ горячо любившие”, “кипят ревнивые тревоги и мечты”, “кипим сильней”, “полны последней жаждой”, “тайный холод и тоска сердца”.
  • Эпитеты – “ревнивые тревоги”, “неизбежная развязка”, “последняя жажда”, “тайный холод”.
  • Сравнение – чувства перед расставанием подобны осенней реке: самые бурные воды текут перед тем, как она замерзнет.

«Я не люблю иронии твоей…» Николай Некрасов

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью.

Этот роман длился без малого 20 лет, принеся много страданий не только влюбленным, но и супругу Панаевой. Он вынужден был стать не только участником любовного треугольника, но и жил под одной крышей с супругой и ее избранником. Однако после смерти ребенка, который родился у Панаевой от Некрасова в 1849 году, отношения между любовниками стали охладевать.

В 1850 году, понимая, что разрыв неизбежен, Некрасов создает стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», посвященное взаимоотношениям с избранницей. Он отмечает, что когда-то испытывал очень нежные чувства к этой женщине, которая не менее сильно была влюблена в поэта. Однако время способно не только сгладить ненависть, но и уничтожить любовь. Именно это, по мнению Некрасова, и произошло после смерти малыша, словно бы разорвалась некая невидимая нить, связывающая двух людей. Поэт осознает, что любовь еще до конца не угасла, отмечая: «Пока еще застенчиво и нежно свидание продлить желаешь ты». Но все признаки предстоящей разлуки уже проявили себя, и автор понимает, что никто не в силах повернуть время вспять. Он просит у своей избранницы лишь одного: «Не торопи развязки неизбежной!».

О том, что она скоро настанет, сомневаться не приходится, хотя Некрасов отмечает, что оба они все еще «последней жаждой полны». Но ирония возлюбленной, которая так не нравится поэту, лучше всяких слов указывает на то, что этот роман очень скоро завершится расставанием, ведь «в сердце тайный холод и тоска» поселились после смерти сына.

Правда, Николай Некрасов всеми силами пытался спасти этот противоречивый союз, поэтому он распался лишь в начале 60-х годов. Причем, произошло это вопреки ожиданиям поэта, который рассчитывал, что смерть супруга Панаевой заставит ее пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с поэтом. Тем не менее, эта женщина не стала связывать свою дальнейшую жизнь с Некрасовым, решив остаться свободной и больше не вступать в брак, на который поэт так рассчитывал. В итоге пара рассталась, что и предсказал автор, в глубине души надеявшийся на то, что Панаева все же выйдет за него замуж.