Княгиня софия 1492. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Греческая принцесса, которая оказала значительное воздействия на нашу страну. С этого времени началось, фактически, устройство самостоятельного монархического Русского государства.

Софья Палеолог появилась на свет в 40-х годах 15 века, при рождении имела имя Зоя и являлась наследницей древнего греческого рода, управляющего Византией с 13 по 15 века. Затем семья Палеолог переехала в Рим.

Современники отмечали восточную красоту принцессы, острый ум, любознательность, высокий уровень ее образованности и культуры. Софью пытались сосватать за короля Кипра Якова 2, а потом за итальянского князя Караччоло. Оба брака не состоялись, ходили слухи, что Софья якобы отказала женихам, так как не хотела отказываться от своей веры.

В 1469 году папа римский Павел 2 посоветовал Софью в жены овдовевшему великому князю Московскому Католическая церковь надеялась данным союзом оказать свое воздействия на Русь.

Но дело к свадьбе шло не скоро. Князь не торопился, решил посоветоваться с боярами и матерью Марией Тверской. Лишь потом отправил в Рим своего посланника итальянца Джана Батистту дела Вольпе, которого на Руси звали просто Иваном Фрязиным.

Ему поручено от имени царя вести переговоры и посмотреть невесту. Итальянец вернулся назад, не один, а с портретом невесты. Через три года Вольпе уехал за будущей княгиней. Летом Зоя со своей многочисленной свитой двинулась в путь в северную, неведомую страну. Во многих городах, через которые проезжала племянница греческого императора, будущая княгиня Руси пробуждала большое любопытство.

Горожане отмечали ее внешность, чудесную белую кожу и огромные черные, очень красивые глаза. Одета принцесса в платье пурпурного цвета, поверх парчовая мантия подбитая соболями. На голове Зои, в волосах сверкали бесценные камни и жемчуг, на плече поражала красотой крупная застёжка, украшенная большим драгоценным камнем, бросавшийся в глаза на фоне роскошного наряда.

После сватовства Ивану 3 был передан в подарок портрет невесты искусной работы. Существовала версия, что гречанка занималась магией и тем самым портретом приворожила . Так или иначе, но венчание Ивана 3 и Софьи состоялась в ноябре 1472 года когда Софья приехала в Москву.

Надежды католической церкви на Софью Палеолог не оправдались. При въезде в Москву представителю папы было отказано в торжественном несении католического креста и впоследствии его положение при русском дворе ни играло никакой роли. Византийская царевна вернулась к православной вере и стала ярой противницей католицизма.

В браке Софьи и Ивана 3 было 12 детей. Первые две дочери умерли в младенчестве. Существует легенда, что рождение сына было предречено Софьи святым . Во время паломничества московской княгини в Троице-Сергиеву Лавру, преподобный явился к ней и вознес младенца мужского пола. Действительно, вскоре Софья родила мальчика, который впоследствии стал наследником престола и первым признанным русским царем - Василием 3.

С рождением нового претендента на престол при дворе начались интриги, завязалась борьба за власть между Софьей и сыном Ивана 3 от первого брака - Иваном Молодым. Молодой князь уже имел своего наследника - маленького Дмитрия, но он обладал слабым здоровьем. Но вскоре Иван Молодой заболел подагрой и умер, лечивший его лекарь был казнен и пошли слухи, что князя отравили.

Его сын - Димитрий внук Ивана 3 был коронован как великий князь, и считался наследником престола. Однако в ходе интриг Софьи скоро попал под опалу дед - Ивана 3, был заточен в темницу и вскоре умер, а право наследования перешло сыну Софьи - Василию.

Будучи московской княгиней Софья проявляла большую инициативу в государственных делах мужа. По ее настоянию Иван 3 в 1480 году отказался платить дань татарскому хану Ахмату, разорвал грамоту и приказал выгнать ордынских послов вон.

Последствия не заставили себя ждать - хан Ахмат собрал всех своих воинов и двинулся на Москву. Его войска осели на реке Угре и стали готовиться для нападения. Пологие берега реки не давали необходимого преимущества в бою, время шло и войска оставались на месте, ожидая наступление холодов, чтобы перейти реку по льду. В это же время в Золотой орде начались беспорядки и восстания, возможно это послужило причиной, по которой хан развернул свои тумены и ушел с Руси.

Софья Палеолог перенесла на Русь свое наследие Византийской империи. Вместе с приданным царевна привезла редкие иконы, большую библиотеку с трудами Аристотеля и Платона, сочинениями Гомера, а в подарок мужу достался царский трон из слоновой кости с вырезанными библейскими сюжетами. Все это в последствии перешло к их внуку -

Благодаря своим амбициям и большому влиянию на мужа, она приобщила Москву к европейским порядкам. При ней в княжеском дворе был установлен этикет, княгине дозволялось иметь свою половину дворца и самостоятельно принимать у себя послов. Из Европы в Москву были вызваны лучшие архитекторы и живописцы того времени.

В деревянной столице Софьи явно не хватало былой величественности Византии. Были возведены здания, которые стали лучшими украшениями Москвы: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Также построены: Грановитая палата для приема послов и гостей, Казенный двор, Набережная каменная палата, башни Московского Кремля.

В течении всей собственной жизни Софья считала себя царегородской царевной, именно ей принадлежит идея сделать из Москвы третий Рим. После сочетания браком Иван 3 ввел в свой герб и печатники символ рода Палеологов - двуглавого орла. Кроме того Русь стала называться Россией, благодаря Византийской традиции.

Несмотря на видимые достоинства народ и бояре относились к Софье с неприязнью, называя ее «гречанкой» и «чародейкой». Многие опасались ее влияния на Ивана 3, так как князь стал отличаться жестким нравом и требовать от поданных полного повиновения.

Тем ни менее, именно благодаря Софье Палеолог произошло сближение России и Запада, изменилась архитектура столицы, установились частные связи с Европой, а также укрепилась внешняя политика.

Поход Ивана 3 против независимого Новгорода закончился полной его ликвидацией. Судьба Новгородской республики предопределила и судьбу . Московская рать вступила на территорию тверской земли. Теперь уже Тверь "целовала крест" присягая Ивану 3, а тверской князь вынужден бежать в Литву.

Успешно проведенное объединение русских земель создало условия для освобождения от ордынской зависимости, что и произошло в 1480 году.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

Точная дата ее рождения неизвестна. В возрасте примерно лет пяти-семи ей довелось пережить ужас разгрома Константинополя войсками турецкого султана, гибель дяди -последнего византийского императора Константина XI. Спасаясь от турок, ее отец, брат Дэратора Фомо Палеолог, вместе с детьми бежал в Рим, под защиту папы римского.
Через девятнадцать лет, в конце июня 1472 года из Рима в Москву отправилась торжественная процессия: на свадьбу с великим князем московским Иваном III ехала византийская принцесса Софья Палеолог — женщина, которой суждено было сыграть важную роль в исторических судьбах России.

Ошибка папы римского

В 1465 году Фома Палеолог скончался. Образование и воспитание царственных сирот - братьев Андрея и Мануила и их младшей сестры Софьи - было поручено кардиналу Виссариону Никейскому. Особое внимание он уделял европейским католическим традициям и, называя Со­фью «возлюбленной дочерью Римской Церкви», настойчиво внушал, что она во всем должна смиренно следовать принципам католицизма.
В 1468 году в окружении папы римско­го созрела мысль выдать Софью за не­давно овдовевшего московского государя Ивана III. Ватикан предполагал этим браком убить двух зайцев: во-первых, рассчитывал, что великий князь Моско­вии теперь может согласиться на унию церквей и подчинится Риму, а во-вторых, станет могущественным союзником в борьбе против турок. И влиянию буду­щей жены на великого князя отводилась решающая роль.

Надо признать, что дипломатическая «игра» по организации брака с московским государем была тщательно задумана и блестяще исполнена. Вот только результат эта операция принесла прямо противоположный задуманному!

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более соглашаться на унию. И самое главное: став великой княгиней, Софья Фоминишна (так ее стали величать на Руси) не оправ­дала надежд папского престола на подчинение России Ватикану. Она не только не способствовала окатоличиванию Руси, но и выгнала сопровождавшего ее кардинала, а все отведенные ей годы жизни верно служила православию и Русской Державе.

Софья в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель.

Путешествие. Встреча. Венчание

Междинастические браки - дело непростое, сватовство затянулось на целых три года. Наконец, в январе 1472 года Иван III отправил посольство в Рим за невестой. А в июне того же года Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием. По католической традиции, легат впереди шествия нес латинский крест, чем немало волновал население Московии. Чтобы не создавать лишних дипломатических и политических проблем, крест у легата аккуратно… выкрали, и подбросили в его покои уже в Москве, через несколько дней после венчания…
И вот - Москва! Великий князь и принцесса впервые увидели друг друга воочию и - никто не разочаровался!

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной (ей было лет 25-27), но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными темными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. Принцесса была среднего роста и несколько полновата (на Руси это называлось дородностью и записывалось в плюсы слабому полу), но отличалась статью, достойной представительницы гордого рода византийских басилевсов. А еще (и это, может быть, самое главное) - принцесса обладала острым умом и, как бы мы сейчас сказали, государственным мышлением. Но это проявится чуть поз­же, а пока принцесса, стоя на пороге хра­ма, где будет проходить венчание, смот­рит на своего суженого. Великий князь был еще молод, всего 32 года, и хорош собой - высок и красив. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: летописец говорит, что, когда князь гневался, женщины падали в обморок от его взгляда!
Митрополит Филипп совершил обряд венчания, русская державная власть породнилась с византийской императорской…

Приданое принцессы

Приданое представительницы рода византийских басилевсов оказалось весьма значительным. И речь не о злате-серебре, хотя и его было достаточно - племянница императора отнюдь не была бедной. Главное в приданом принцессы было то, что невозможно измерить в деньгах - ни тогда, ни пять столетий спустя!
После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла - символ царской власти; поместил он его и на свою печать.

В подклете каменной Богородице-Рождественской церкви на Сенях (домовой церкви московских великих княгинь) было надежно укрыто от пожаров, регулярно вспыхивавших в Москве, бесценное сокровище, прибывшее в свадебном поезде Софьи - «Либерия», огромное собрание древних книг и манускриптов (больше известное как легендарная «библиотека Ивана Грозного», поиски которой идут вот уже больше трех столетий). «Либерия» включала в себя греческие пергамента, латинские хронографы, древневосточные манускрипты; о бесценности ее говорит хотя бы то, что там были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона, Овидия и Вергилия и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки!

В подарок мужу Софьей был «преподнесен» роскошный трон, деревянный остов которого был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы (он известен нам как трон опять-таки Ивана Грозного, и ныне он - самый древний в кремлевском собрании).

Софья привезла с собой и несколько православных икон. Очень редкая икона Божией Матери «Благодатное Небо» была определена в иконостас кремлевского Архангельского собора, а с привезенного ею образа Нерукотворного Спаса в XIX веке художник Сорокин писал образ Гос­пода для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней. В кремлевском соборе Спаса на Бору и сегодня на аналое можно видеть еще одну икону из приданого принцессы Софьи - образ Всемилостивого Спаса.

«Царевна царьгродская, великая княгиня…»

А дальше для Софьи началась новая жизнь - жизнь великой княгини московской, и участие в больших и малых государственных делах. И сотворенное ею на этом поприще заслуживает весьма высокой оценки - потому что даже борьба за власть ее была направлена на укрепление власти государя единой и неделимой Руси.
Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица по­строена сплошь из дерева, даже государе­вы хоромы в Кремле, а крепостные стены обветшали. И Софья Фоминишна, засучив рукава, взялась за дело.
Ее энергичности и целеустремленности можно только позавидовать - особенно если учесть, что она стала, говоря современным языком, еще и многодетной матерью, родив великому князю девятерых детей!..

Стараниями Софьи дворцовый этикет стал напоминать византийский. С разрешения великого князя она завела собственную «думу» из членов свиты и устраивала на женской половине великокняжеских палат настоящие дипломатические приемы иностранных послов и гостей, ведя с ними разговоры «величаво и ласково». Для Руси это было неслыханное новшество. Иван III под влиянием Софьи изменил и обращение с придворными: стал держать себя недоступно и требовать особого почтения.
С именем Софьи Палеолог связано, по преданиям, и возведение некоторых новых кремлевских храмов, велика ее за­слуга и в перестройке Кремля.
Иван III и сам чувствовал необходимость создания из великокняжеской резиденции настоящей цитадели - неприступной в военном отношении и велико­лепной в архитектурном. Последним толчком к этому стало обрушение Успенского собора, возводившегося псковскими мастерами.

Софья посоветовала мужу пригласить итальянских архитекторов, которые тогда считались лучшими в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму Риму (Константинополю), но и Первому. Возможно, именно Софья подсказала мужу пригласить Аристотеля Фиораванти, который был на своей родине знаменит как «новый Архимед». Архитектор на предложение великого князя с радостью согласился.

Последствиями этого приглашения ста­ли новый Успенский собор, знаменитая Грановитая палата и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором.
Не все знают, что знаменитого архитектора в Москве ждал и особый, секретный заказ - исполняя его, Фиораванти со­ставил генеральный план нового Кремля с многочисленными подземными ходами, галереями и тайниками. И совсем не- многие знают, что талантливый итальянец выполнил и еще одну - как оказалось, чрезвычайно важную для Руси задачу: именно он фактически создал русскую полевую артиллерию!

«Не хочу быть данницей татарскою…»

Сейчас, с высоты прошедших столетий, мы видим, что практически вся деятельность Софьи была направлена на благо Руси, на укрепление ее внешнеполитического положения и внутренней стабильности. Многие же современники Софьи (в основном, из родовитых бояр) не любили великую княгиню - за ее влияние на Ивана III, за перемены в московской жизни, за вмешательство в государствен­ные дела. Надо признать, муж ее оказался мудрее этих «многих», и очень часто следовал советам Софьи. Возможно, дело было в том, что, как отметил известный историк В.О. Ключевский, искусные советы Софьи всегда отвечали тайным намерениям ее мужа!

Яркий пример полезного вмешательства Софьи - окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига: учитывая жесткий характер византийской принцессы, можно предполагать, что ее решительная позиция повлияла на решение Ивана III.

…В Москву прибыл посол хана Золотой Орды Ахмата с ультиматумом о немедленной выплате дани, и для Ивана III наступил момент истины или подчинение - или война. По преданию, в самую критическую минуту Софья, настаивавшая на отказе от выплаты дани ордынскому хану, заявила колеблющемуся государю: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

На следующей встрече с послом великий князь демонстративно разорвал ханскую грамоту, а посла приказал гнать. Из школьного учебника истории мы помним, что после великого «стояния на Угре» татары развернули свое войско и от­правились восвояси.
Ненавистное иго кончилось…

Немалую роль в том, что татары так и не решились на генеральное сражение, сыграла… русская артиллерия под командованием Аристотеля Фиораванти, дважды разметавшая татарскую конницу, пытавшуюся переправиться через реку и вступить в бой.

Кто взойдет на трон?

Непросто пришлось Софье, когда ее недоброжелатели из великокняжеского окружения перешли в наступление. Когда сын Ивана III от первой жены, Иван Молодой, заболел подагрой, Софья выписала для него из-за границы лекаря. Вроде бы и болезнь не смертельная была, и лекарь знатный - однако, Иван скоропостижно скончался. Лекаря казнили, а про Софью по Москве поползли нехорошие слухи: мол, она отравила наследника, чтобы своему первенцу, Василию, расчистить путь-дороженьку к трону.
Над головой Софьи стали собираться грозовые тучи. У Ивана III от старшего сына остался внук Дмитрий, «опекаемый» его матерью Еленой Волошанкой и боярами, от Софьи же у него был старший сын Василий. Кому из них должен был достаться престол?.. В 1497 году не­други княгини нашептали великому князю, будто Софья хочет отравить его внука, ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитые зелья, и что даже сам Василий участвует в заговоре. Иван III принял сторону внука, арестовал Василия, ворожей велел утопить в Москве-реке, а жену от себя удалил. Через год он венчал внука в Успенском соборе как наследника престола.

Однако недаром все современники Софьи считали ее женщиной «ума вы­дающегося и сильной воли»… И интриги она плести умела не хуже своих тайных и явных врагов: менее двух лет Софья и Василий были в опале. Бывшая принцесса сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в… приверженности ереси (доказать свою невиновность при таких обвинениях очень проблематично). Святой инквизиции на Руси не было, еретиков на кострах не сжигали, поэтому Иван III просто посадил Елену и внука в темницу, где они и провели остаток своей жизни. В 1500 году великий князь и государь всея Руси нарек Василия законным наследником престола.

«Царица царьгородская, великая княгиня московская Софья Фоминишна» победила. Кто знает, по какому пути пошла бы русская история, если бы не Софья!
7 апреля 1503 года Софья Палеолог скончалась. Со всеми положенными ей по титулу почестями она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле.

В продолжение большей части правления Ивана III работа московского правительства шла гладко, без каких‑либо резких противоречий внутри правящей группы. В 90‑х гг. XV века ситуация изменилась. Религиозные разногласия смущали весь народ и вызывали горькое чувство. Расправа в 1491 г. с братом Ивана Андреем Большим и его смерть в тюрьме в 1493 г. сделали того мучеником в глазах многочисленных сторонников прав удельных князей, особенно их бывших слуг. Что касается внешней политики, то основная часть нации всем сердцем поддерживала Ивана III в его борьбе против татар, германцев и шведов, однако подобного единства не было относительно его конфликта с Литвой. Все это создавало благоприятную психологическую почву для роста оппозиции. Эта оппозиция не объединилась бы и не составила серьезной угрозы Ивану III и его правительству, если бы само это правительство в тот момент не было поражено дворцовыми интригами, в результате которых даже Иван III в конце концов вышел из себя.

Как мы знаем, в 1470 г. Иван III объявил своим соправителем сына (от первой жены) Ивана Молодого, дав ему титул великого князя. Через двадцать лет Иван Молодой умер (ходили слухи, что он был отравлен мачехой, Софьей Палеолог); его смерть снова открыла вопрос о наследнике трона. Двор разделился на две группы: одна поддерживала кандидатуру сына Ивана Молодого (внука Ивана III) Дмитрия, а другая – старшего сына Ивана III от Софьи Палеолог, Василия (родился в 1479 г.). За всем этим стояла личная борьба двух женщин: Софьи – матери Василия и Елены – матери Дмитрия.

Несколько лет Иван III не мог решить, кого из двух мальчиков назначить своим преемником. Из главных советников Ивана III и князь Патрикеев и дьяк Федор Курицын склонялись к кандидатуре Дмитрия. С другой стороны, Софья, естественно, интриговала в пользу своего сына. Некоторые противники Ивана III тоже предпочитали Василия Дмитрию. Среди них были бывшие слуги удельных князей, а также некоторые священники, болезненно воспринимающие терпимое отношение Ивана III к «ереси жидовствующих». Было известно, что соперница Софьи, княгиня Елена Молдавская, разделяет взгляды этого течения. При подобных обстоятельствах можно было ожидать, что Софья и Василий постараются войти в контакт с политическими и религиозными противниками Ивана.

Связи Софьи с удельными московскими князьями установились задолго до конфликта девяностых годов XV века. В 1480 г. ее племянница Мария (дочь брата Софьи Андрея Палеолога) вышла замуж за Василия Михайловича, сына князя Михаила Андреевича Верейского. Этот брак имел неожиданные последствия четыре года спустя, послужив причиной ссоры между Софьей и Иваном III. После свадьбы Иван разрешил Софье носить один из драгоценных камней своей первой жены. Когда в 1483 г. родился Дмитрий (сын Ивана Молодого и Елены Молдавской), Иван III попросил Софью вернуть драгоценность, чтобы подарить ее Елене. Софья сочла эту просьбу оскорблением и отказалась возвратить камень. Она объяснила, что у нее самой осталось мало драгоценностей, потому что ей пришлось многое отдать своему брату Андрею (который, напомним, всегда нуждался в деньгах), а остальное племяннице Марии в качестве приданого. Иван III пришел в ярость и послал своих людей в Верею конфисковать приданое Марии, что они и сделали. Василий и Мария бежали в Литву, прося защиты у великого князя Казимира.

Этот случай, естественно, возбудил в Софье ненависть к Елене и мальчику Дмитрию. Пока был жив отец Дмитрия, сам мальчик не представлял непосредственной угрозы для Софьи. Однако после смерти Ивана Молодого Дмитрий превратился в серьезное препятствие на пути Софьи и ее сына Василия к трону.

Это препятствие можно было устранить только отчаянными мерами. В 1497 г. был раскрыт заговор с целью убийства Дмитрия. По всей вероятности, он зародился после ареста Андрея Большого в 1491 г. или после его смерти в заточении в 1493 г. Заговорщики решили действовать, когда в 1497 г. они узнали, что Иван III наконец принял решение объявить Дмитрия своим соправителем и преемником.

Свидетельства о заговоре в летописях скудны и противоречивы. По понятным причинам составители летописных сводов, созданных во времена правления Василия III и его сына Ивана по‑видимому, получили указание удалить информацию об участии в нем Софьи и Василия. Однако в некоторых манускриптах сохранились отдельные фрагменты подлинных записей.

Согласно рассказу в одном подобном фрагменте, Иван III, получив информацию о заговоре и о роли в нем Василия, пришел бешенство и заключил Василия под домашний арест. Сторонников Василия схватили. Следствие обнаружило следующие факты.

Несколько ранее (вероятно в сентябре или октябре) дьяк Федор Стромилов сообщил Василию, что его отец (Иван III) решил пожаловать Дмитрию титул великого князя владимирского и московского. По совету Афанасия Еропкина Василий собрал совещание своих приверженцев, в основном являвшихся боярскими детьми; среди них был Владимир Гусев (которого до последнего времени ошибочно считали составителем Судебника). Они, и некоторые другие, присягнули Василию. Было решено, что Василий со своими людьми должен нарушить верность отцу, отправиться в Северную Русь и захватить там великокняжескую казну, хранящуюся в Вологде и Белоозере. В это время Дмитрия убьют.

Тогда же Иван получил донос, что Софья встречалась с несколькими «ведьмами», которые снабдили ее ядом. Предполагается, что Софья – по ее роли в заговоре – намеревалась тайно отравить Дмитрия, а возможно, и самого Ивана III. Иван приказал «ведьм» схватить и утопить ночью в Москве‑реке. Затем он наложил опалу на Софью и, как говорит летописец, с этого времени принимал особые меры предосторожности. Василий тоже попал под тщательный надзор.

Что касается руководителей заговора, то прежде всего Иван передал дело митрополиту Симону и епископскому собору. Собор уполномочил верховный суд провести судебное заседание. Всех участников заговора признали виновными. Дьяка Федора Стромилова, Афанасия Еропкина, Владимира Гусева и еще трех руководителей приговорили к смертной казни и обезглавили 27 декабря. Это был первый случай применения статьи 9 Судебника. Многих сторонников Василия заключили в темницу.

Как убедительно показал Л.В. Черепнин, все лидеры заговора и их семьи были связаны, в то или иное время, с дворами удельных князей, таких как Андрей Большой Углицкий, Борис Волоцкий и Михаил Верейский и Белоозерский. Следует также отметить, что предки Гусева и Стромилова поддерживали Дмитрия Шемяку и Ивана Можайского против отца Ивана III. Таким образом, заговор 1497 г. представляется возрождением федеративной идеи, противостоящей аристократии.

Нет оснований верить, что сын Ивана III Василий поддерживал права удельных князей. Позже, став правителем Московии, он продолжил политику своего отца. Очевидно, что причиной его союза с группой Гусева стала рискованная затея отчаявшегося человека. Заговор казался единственным способом, дававшим Василию возможность захватить власть. Он проиграл, но последующие события показали, что не окончательно. В настоящий момент важнее была его жизнь.

Как только заговор был раскрыт, подготовка к официальной коронации Дмитрия завершилась. Заранее был разработан сложный ритуал. Церемонию провели в Успенском соборе Кремля 4 февраля 1498 г. Митрополит Симон и епископы совершили богослужение. В центре церкви стояли три трона: для Ивана III, для Дмитрия и для митрополита. Иван III и митрополит восседали на своих местах, Дмитрий стоял перед своим троном. Иван III, обращаясь к митрополиту, объявил, что согласно древнему обычаю каждый из его предков передавал великое княжение своему первому сыну. Поскольку первый сын Ивана III умер, он теперь благословляет Дмитрия (как первого сына своего первого сына) Великим княжеством Владимирским, Московским и Новгородским. Митрополит затем наложил руку на голову Дмитрия и прочел молитву помазания, после чего благословил регалии – бармы – венец . Иван III возложил регалии на плечи и голову Дмитрия, Дмитрий сел на трон, и прозвучал молебен. Затем в краткой речи Иван III дал своему внуку напутствие быть покорным Богу, любить справедливость и хорошо заботиться о православном народе.

С торжественной коронацией Дмитрия политический кризис, казалось, был преодолен, стабильное положение правительства восстановлено и, более того, благословлено митрополитом и епископским собором. Однако на самом деле рана не затянулась. Раскрытие заговора и особенно участие в нем Софьи и Василия болезненно отразились на физическом и душевном состоянии Ивана III. Если мы решим поверить рассказу Герберштейна о пьянстве Ивана III, то, скорее всего, он пристрастился к нему именно в время. Герберштейн говорит: «За обедом он обычно пил так много, что засыпал. Все приглашенные сидели тогда в безмолвии, силъно напуганные». Герберштейн во время своих посещений Москвы собрал много ценной информации, но в то же время повторял и просто слухи: некоторые из его рассказов, безусловно, вымысел. Конкретно эта история кажется психологически правдивой, но только в том случае, если мы предположим, что она относится к последним годам жизни Ивана III: нет свидетельств о чрезмерное пьянстве Ивана III в первой половине его правления. Итальянец Амброджио Контарини, трижды приглашенный Иваном III на обед в 1476‑77 годах, нашел, что обед «был, конечно, подан в великолепном стиле». Контарини понравились все блюда. Что же касается напитков, то он говорит, что после того, как он отобедал у Ивана III в третий раз (незадолго до своего отъезда), ему пpeпoднесли «огромный серебряный сосуд полный их напитка, приготовленного из меда». Контарини смог отпить только четверть. Иван настаивал, чтобы он допил до дна, и «приказал освободить сосуд и вернуть его мне».

Хотя Софья и Василий были в опале и, по‑видимому, находились под строгим надзором, их невозможно было изолировать полностью. Следующий по старшинству брат Василия, Юрий (родился в 1480 г.), опалы избежал (как и младшие дети Софьи). Юрий даже принимал участие в церемонии коронации Дмитрия. Сестра Василия Елена являлась великой княгиней литовской, и любое открытое насилие над ее матерью могло привести к дипломатическому инциденту. До раскрытия заговора 1497 г. и Иван и Софья вели с Еленой регулярную переписку. После опалы Софья перестала писать дочери. Иван III, однако, продолжал писать Елене и передавать наилучшие пожелания и ей и ее супругу, великому князю Александру. 29 марта 1498 г. послу Ивана в Литве, князю Василию Ромодановскому, были даны указания передать приветствия Александру в следующем порядке: от самого Ивана III, от Дмитрия, от Софьи и от матери Дмитрия Елены Молдавской. Приветствия Елене Литовской должны были быть переданы в том же порядке.

После того, как первый шок от опалы прошел, Софья и Василий, судя по всему, начали попытки возвратить себе милость Ивана III через своих друзей среди придворных и духовенства. Для этого было необходимо возбудить его подозрения в отношении бояр, проводивших расследование заговора 1497 г. и посадивших на трон Дмитрия, а прежде всего в отношении князя Ивана Патрикеева. Наиболее убедительным было бы представить Василия жертвой клеветы. Именно такому плану следуют летописные своды XVI века. В Никоновской летописи мы читаем, что Иван III наложил опалу на Василия и Софью под воздействием «дьявольских чар и советов дурных людей». Можно быть уверенным, что князя Ивана Патрикеева сочли одним из таких людей.

Византийцы являлись непревзойденными мастерами дворцовых интриг, и, судя по всему, это искусство было у Софьи в крови. Можно предположить, что сначала она не пыталась сама доказывать что‑либо Ивану III, а подослала какое‑то третье лицо, скорее всего не участвовавшее в конфликте, постепенно подрывать доверие Ивана III к князю Патрикееву. Так случилось, что именно в это время между Иваном III и князем Патрикеевым возникли разногласия по поводу русской внешней политики. Как мы знаем, после подчинения Казанского ханства в 1487 г., Иван III поставил своей следующей целью присоединение Западнорусских земель. Это предполагало конфликт с Великим княжеством Литовским. Брак дочери Ивана Елены с Александром Литовским (в 1495 году) со стороны Ивана был дипломатическим шагом, направленным исключительно на укрепление в Литве Русской православной партии. Напротив, князь Иван Патрикеев и некоторые другие знатные бояре, такие как князь Семен Иванович Ряполовский и князь Василий Васильевич Ромодановский, выступали за сближение с Великим княжеством Литовским. Они надеялись, что брак Елены с Александром сможет укрепить дружбу двух стран, которым вместе будет легче сражаться с татарами и турками.

По‑видимому, Патрикеев и Ряполовский, которым часто доверялись переговоры с Литвой, чтобы избежать войны, не всегда точно следовали наставлениям Ивана III и придерживались собственной линии. Когда Иван III обнаружил это, то счел их поведение «предательством» (выражение использовано в Устюжской летописи). Развязка наступила, когда в январе 1499 г. Иван III приказал взять под стражу князя Ивана Патрикеева, его сына Василия и князя Семена Ряполовского. 5 февраля Ряполовского казнили. Обоих Патрикеевых постригли в монахи. В апреле был схвачен князь Василий Ромодановский.

Все приказы по этому делу Иван III отдавал лично, без всякого согласования с боярской думой (главой которой являлся князь Патрикеев). Таким образом, в отличие от казней 1497 г. убийство князя Ряполовского являлось властным актом, противоречившим духу Судебника. Вскоре назначили нового главу думы – князя Василия Даниловича Холмского (из тверской ветви Рюриковичей). Год спустя (13 февраля 1500 г.) Иван III отдал Холмскому в жены свою дочь Феодосию (родилась в 1485 г.). Следует отметить, что отец Василия Холмского, князь Данила Дмитриевич Холмский, прославил себя как полководец в войнах с казанскими татарами и ливонцами, но несмотря на это в 1474 г. попал в опалу. Иван III вернул князю Даниле свое расположение только после того, как тот подписал специальное обязательство никогда не покидать московской службы. Князь Данила скончался в 1493 г. Его сын Василий (новый глава думы) тоже был выдающимся военачальником.

Вскоре после ареста Ряполовского и Патрикеевых Иван III вернул ко двору Софью и Василия, а 21 марта. Василия объявили великим князем новгородским и псковским.

Некоторое время спустя Софья снова начала писать дочери, Елене Литовской. Однако дух ее писем сильно изменился. Раньше это были интимные письма матери к дочери; теперь послания Софьи имели религиозный и политический тон. Она призывает Елену твердо держаться своей православной веры. «Не принимай римской веры, даже если они будут запугивать тебя болью и смертью, иначе погибнет душа твоя» (30 мая 1499 г.). Очевидно, что в своих письмах к Елене того периода Софья следовала официальной линии внешней политики Ивана III.

При своей коронации в 1498 г. Дмитрий получил титул Великого князя Всея Руси. Точнее, Иван III «благословил внука Великим княжением Владимирским, Московским и Новгородским». Теперь, когда после коронации прошло чуть больше года, Иван III объявил Василия Великим князем Новгородским (и Псковским), таким образом нарушая единство «Всея Руси» и лишая Дмитрия одного из великих княжеств. По всей видимости, этот поступок Ивана III одобрила боярская дума во главе со своим новым председателем. В любом случае свидетельств о противодействиях нет. С другой стороны, яростный протест против нового титула Василия пришел от тех, кого он непосредственно касался. Новгород теперь являлся провинцией Московии и политического голоса не имел. Однако Псков еще оставался свободным городом, хотя и под сюзеренитетом Ивана III. Иван отправил в Псков посла со следующим извещением: «Я, Великий князь Иван, благоволю моему сыну Василию и жалую ему Новгород и Псков». Псковское вече отказалось признать Василия и послало в Москву делегацию из трех руководителей города и трех бояр с просьбой к великим князьям Ивану и Дмитрию не нарушать древней традиции, по которой сюзереном Пскова является великий князь московский (и Иван III и Дмитрий были великими князьями московскими, а Василий нет).

Когда псковская делегация вручила Ивану III петицию, он рассердился и ответствовал: «Не свободен ли я заботиться о своем внуке и моих сыновьях? Я дарую княжескую власть, кому желаю; и я желаю даровать Новгород и Псков Василию». Он взял под стражу двух членов псковской делегации, хотя другим позволил вернуться в Псков. Псковичи тогда послали другую делегацию с новой петицией, адресованной «Ивану, Великому князю Новгородскому и Псковскому». Иван III повелел делегации возвращаться обратно и пообещал прислать в Псков специального посла со своим ответом. Этот посол, боярин Иван Хоботов, прибыл в Псков и объявил на вече, что великий князь будет соблюдать древнюю традицию относительно Пскова. Текст послания, привезенного Хоботовым, в Псковской летописи не приводится. По всей вероятности, Иван объяснил псковичам, что он остается их сюзереном, а титул Василия только номинальный. Следующая псковская делегация в Москву просила великих князей Ивана и Василия освободить из тюрьмы двух членов первой делегации (до тех пор удерживаемых в Москве). Это было сделано немедленно, и конфликт между Псковом и Москвой, таким образом, разрешился. Василия, однако, глубоко оскорбило столь откровенное нежелание псковичей признать его своим великим князем; чувства Василия повлияли на его собственную политику в отношении Пскова, когда он стал единственным правителем Великой Руси.

Течение российской политики зависело порой от мало предсказуемых поворотов в политической элите московского общества, от сложных взаимоотношений в великокняжеской семье. Последнее было вызвано особенными обстоятельствами. В 1467 г., в дни, когда великого князя не было в столице, умирает его первая жена, дочь тверского великого князя Мария Борисовна. Ее смерть, возможно, не была естественной. Второй брак в таких условиях был неизбежен: великому князю в тот момент не было и 28 лет. В литературе спорят, по чьей инициативе возникла идея женитьбы московского государя на представительнице императорской византийской фамилии Палеологов. Зоя (в России ее звали Софья) была племянницей двух последних императоров и дочерью их родного брата, морейского деспота Фомы Палеолога. Она никогда не жила в Константинополе, с 1465 г. находилась в Риме. Обмен посольствами происходил несколько лет, окончательное решение было принято лишь в 1472 г. В ноябре того же года она вместе с послом Ивана III и папы римского прибыла в Москву. Во временном деревянном здании Успенского собора (он в это время перестраивался) 12 ноября состоялось бракосочетание московского государя с византийской деспиной. Факт вторичной женитьбы и то, что избранницей стала представительница императорской фамилии, породили множество следствий, но еще больше мифов.
Большинство из них повествует об исключительном влиянии Софьи на мужа при решении политических вопросов. Еще в начале XVI в. в придворном окружении бытовала легенда о том, что именно великая княгиня подсказала Ивану III, как удалить ордынского посла из Кремля, чем способствовала ликвидации зависимости. Рассказ не имеет никаких оснований в реальных источниках. То, что мы наверняка знаем о Софье (быть может, за вычетом нескольких последних лет), показывает нормальный ход жизни великокняжеской семьи, где функции жены ограничивались рождением и воспитанием детей (мальчиков лишь до определенного возраста), некоторыми хозяйственными вопросами. Показателен текст Контарини, венецианского посла в Ак-Коюнлу, особыми обстоятельствами оказавшегося в Москве осенью 1476 г. Он попадает к ней на прием только по инициативе и по разрешению великого князя. В разговорах с Иваном III какого-либо влияния Софьи на мужа не видно. Да и сам прием у великой княгини был сугубо протокольным, подробнее и заинтересованнее повествует венецианец о своих беседах с великим князем (Софья на них не присутствовала). Выделяйся хоть как-то положение, стиль поведения московской великой княгини, вряд ли бы наблюдательный дипломат упустил такую деталь. Ведь знает же он о неприязни княжича Ивана Ивановича к Софье и то, что из-за этого княжич в немилости у отца.
В Успенском летописце рассказывается о том, как в 1480 г. Софья «бегала» с детьми на Белоозеро, какие насилия творила ее свита над местным населением. Здесь она выглядит весьма неприглядно, хотя понятно, что решение о поездке было принято не ею. Подробно говорят летописи об опале на нее великого князя в 1483 г. Когда Иван III хотел одарить свою сноху, жену старшего сына, драгоценностями первой жены, то выяснилось, что Софья раздарила значительную их часть своей племяннице (она вышла замуж за князя Василия Верейского и бежала с ним в Литву) и брату. Новая опала подстерегала Софью на исходе XV в., когда неприязни и противоречия в великокняжеской семье переросли в крупнейший политический конфликт.
Предыстория его такова. Софья исправно исполняла главную функцию — она родила Ивану III пятерых сыновей и нескольких дочерей. Ее первенец появился на свет 25 марта 1479 г. Этот факт, равно как окончательное подчинение Новгорода и завершение строительства Успенского собора знаменовали важнейшие заключительные события великокняжеской летописи в редакции 1479 г. Но соправителем у отца, пока еще формальным, был Иван Иванович: с момента своей гражданской зрелости (а для великих князей она наступала рано) в 1471 г., когда ему исполнилось 13 лет, он уже носил титул великого князя. Печальный опыт былой княжеской смуты учитывался.
После 1480 г. Иван Иванович, прекрасно проявивший себя при отражении полчищ Ахмада на Угре, стал реально исполнять функции великого князя-соправителя при отце. Тверь после присоединения долго сохраняла особенный, полуавтономный статус, существовали своя Боярская дума, свой государев двор, собственное дворцовое ведомство, особая организация военной службы. Некоторые из этих особенностей Тверской земли дожили до середины XVI в. Собственный же великий князь фиксируется только дважды. Г первый раз сразу после 1485 г., когда Иван Иванович совмещал функции великого князя-соправителя при отце и великого князя тверского. В таком статусе князь Иван Иванович и умер в марте 1490 г.
Еще 10 октября 1483 г. у него родился сын Дмитрий. Рано или поздно перед Иваном III должен был встать вопрос о том, кто станет наследником престола. В 90-е годы ситуация оставалась напряженной. Дмитрий еще был мал, Василий же, который был старше на четыре года, «припускался» к государственному управлению (в той же Твери), но именовался только с княжеским титулом.
Все разрешилось на протяжении нескольких лет на рубеже XVI столетия. Первыми в опалу попали Софья и Василий. Княжич Дмитрий-внук в феврале 1498 г. был торжественно коронован в Успенском соборе Кремля из рук Ивана III («при себе и после себя») великим княжением Владимирским и Московским. Это был акт выдающегося значения, что подчеркивалось особым чином священнодействия митрополита (так, в частности. Иван III назывался православным царем и самодержцем). Принципиальная новизна заключалась в том, что легитимность власти российского монарха отныне была самодостаточной: наследование ее по прямой нисходящей мужской линии и божественная санкция обеспечивали ее полную суверенность. Недаром еще в 1488 г. Иван III в ответ на предложение имперского посла Н. фон Поппеля о возможном даровании ему от императора королевского титула, отвечал: «Мы Божьей милостью государи на своей земли изначала от Бога». В предисловии к новой Пасхалии митрополит Зосима именовал Ивана III в 1492 г. самодержцем и сравнивал его с новым Константином, а Москву называл новым Константиновым градом. Впрочем, еще осенью 1480 г. ростовский архиепископ Вассиан, укрепляя дух мужественного противостояния Ивана III хану, обращался к нему так: «великий христианский царь Русьских стран».
С этой традицией церковных текстов, подчеркивавших не столько политический суверенитет московского правителя (но и его тоже), сколько его роль защитника православного христианства, корреспондирует дипломатическая документация. Именно в ней ранее всего должны были отразиться претензии московского князя на международное признание своего государственно-политического статуса. Договоры с Ливонским орденом, Дерптским епископством, Ганзейским союзом, документация по сношениям с Империей и Венгрией дают вполне ясную картину. Во-первых, московский государь усваивает себе титул царя (кайзер по-немецки), который признается, как правило, полномочными представителями названных стран. В этой формулировке заключен также общерусский характер титулатуры московского государя. Трудно сказать, в какой мере правители и власти западных государств понимали, что тем самым в определенной степени формируются международно-правовые основания для претензий Москвы на древнерусские земли и города в составе Великого княжества Литовского. Позднее литовские великие князья протестовали порой против подобной практики соглашательства. Естественно, литовские политики не признавали такой титулатуры за московским великим князем. В дипломатической переписке они доказывали незаконность титулов московского монарха главным образом тем, что еще недавно он был ханским холопом.

Ее личность всегда волновала историков, а мнения о ней разнились вплоть до противоположных: одни считали ее ведьмой, другие боготворили и называли святой. Свою трактовку феномена великой княжны несколько лет назад представил и режиссер Алексей Андрианов в многосерийном фильме «София», который транслировали на телеканале «Россия 1». Что в нем правда, а что – разбираемся.

Кинороман «София», заявивший о себе на широком экране, выделяется на фоне прочих исторических отечественных картин. Он охватывает далекую эпоху, которую ранее даже не брались экранизировать: события в картине посвящены началу становления российской государственности, в частности браку великого Московского князя Ивана III с последней наследницей византийского престола.

Немного экскурса: Зоя (именно так девушку назвали при рождении) была предложена в жены Ивану III в 14 лет. На этот брак очень надеялся сам Папа Римский Сикст IV (тот рассчитывал посредством брака укрепить на русских землях католичество). Переговоры продолжались в общей сложности 3 года и в итоге увенчались успехом: в 17 лет Зою заочно обручили в Ватикане и отправили вместе со свитой в путешествие по русским землям, которое только после осмотра территорий завершилось ее прибытием в столицу. План Папы, к слову, окончательно развалился, когда новоявленная византийская принцесса в короткие сроки приняла крещение и получила имя София.

Фильм, конечно, не отражает всех исторических перипетий. В 10 часовых серий создатели постарались вместить, по их мнению, самое важное из того, что в происходило на Руси на рубеже 15-16 веков. Именно в этот отрезок благодаря Ивану III Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига, князь стал сплачивать территории, что привело в итоге к формированию цельного сильного государства.

Судьбоносное время во многом стало таковым благодаря Софии Палеолог. Она, образованная, культурно просвещенная, не стала для князя немым дополнением, способным лишь на продолжение рода и княжеской фамилии, как было заведено в то далекое время. Великая княгиня на все имела свое мнение и всегда могла его озвучить, а супруг неизменно ставил его высоко. По материалам историков, вероятно, именно София вложила Ивану III в голову идею объединения земель под единым центром. Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель, и, по гипотезе историков, именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва – третий Рим».

Племянница последнего императора Византии, София также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. Он достался столице в наследство как неотъемлемая часть ее приданого (наряду с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в часть наследия великой библиотеки Ивана Грозного). Успенский и Благовещенский соборы – спроектированы и созданы благодаря итальянцу Альберти Фиораванти, которого София лично пригласила в Москву. Кроме того, княгиня вызывала из Западной Европы художников и зодчих, чтобы те облагородили столицу: строили дворцы, воздвигали новые храмы. Именно тогда Москва украсилась кремлевскими башнями, Теремным дворцом и Архангельским собором.

Конечно, мы не можем знать, каким в действительности был брак Софии и Ивана III, об этом, к сожалению, остается только догадываться (известно лишь то, что, по разным гипотезам, детей у них было 9 или 12). Многосерийный фильм – это в первую очередь художественное восприятие и понимание их отношений; оно является в своем роде авторской трактовкой судьбы княгини. В киноромане любовная линия выведена на первый план, а все остальные исторические перипетии словно являются сопутствующим фоном. Конечно, создатели не обещают абсолютной достоверности, для них было важно сделать чувственную картину, которой будут верить, героям которой будут сочувствовать, а об их сериальной судьбе – искренне беспокоиться.

Потрет Софии Палеолог

Кадр с фотосессии главных героев картины «София», Мария Андреева в образе своей героини

Однако всему, что касается деталей, кинематографисты уделили колоссальное значение. Вот в этом плане на кинокартине познавать историю можно и нужно: специально для съемок были созданы исторически достоверные декорации (убранство княжеского дворца, тайные кабинеты Ватикана, даже мельчайшие предметы быта эпохи), костюмы (которых изготовили более 1000 и по большей части вручную). Для съемок «Софии» привлекали консультантов и экспертов, чтобы даже у самого привередливого и внимательного зрителя не осталось к картине вопросов.

В киноромане София – красавица. Актриса Мария Андреева – звезда популярного Духless – в свои неполные 30 на экране (на дату съемок) действительно выглядит на 17. А вот историки подтверждали, что на самом деле Палеолог красавицей не была. Впрочем, идеалы меняются не то что с веками, даже с десятилетиями, и поэтому нам об этом разглагольствовать сложно. Но тот факт, что она страдала от избыточного веса (по утверждениям ее современников, даже критически), опускать нельзя. Впрочем, те же историки подтверждают, что София, действительно была очень умной и образованной для своего времени женщиной. Это понимали и ее современники, а некоторые из них то ли из зависти, то ли из-за собственного невежества были уверены, что такой умной Палеолог могла стать только благодаря связям с темными силами и самим дьяволом (по мотивам этой неоднозначной гипотезы один федеральный телеканал даже снял фильм «Ведьма всея Руси»).

Впрочем, и Иван III в реальности был неказист: невысок, горбат и красотой не отличался. Но создатели фильма, очевидно, решили, что такой персонаж не вызовет отклика в душах зрительниц, поэтому актера на эту роль подобрали из числа главных сердцеедов страны, Евгения Цыганова.

По всей видимости, усладить глаз привередливого зрителя режиссер хотел первую очередь. Кроме того, для него же, зрителя, жаждущего зрельщ, создали атмосферу настоящего исторического экшена: масштабные баталии, побоища, природные катаклизмы, предательство и придворные интриги, а в центре – красивая лав стори Софии Палеолог и Ивана III. Зрителю остается только запастись поп-корном и наслаждаться красотами отлично снятой романтичной истории.

Фото: Getty Images, кадры из многосерийного фильма