Какое деепричастие пишется с не слитно. "Не" с деепричастиями: правила правописания

Основное частицы «не» с деепричастиями заключается в том, что частицу следует писать отдельно. Это легко запоминается аналогией с глаголами: раз «не» с глаголами раздельно, то и «не» с деепричастиями, которые образованы от этих глаголов, тоже пишется раздельно. К примеру: не слушая, не создавая, не умея. На уроке он занимался своими делами, не слушая учителя.

Исключения

«Не» с деепричастием пишется слитно только в одном случае: если без «не» слово вовсе не употребляется. К примеру: ненавидя, невзлюбив, негодуя. Невзлюбив невестку, Татьяна жаловалась на нее сыну. «Не» в данном случае нельзя убрать, это часть слова.

Еще одна небольшая сложность состоит в том, что частицу «не» легко перепутать с приставкой «недо». Приставка является частью слова и пишется слитно: недоделав, недооценивая, недосыпая. Он ушел с работы, недоделав отчет. В данном случае корнем слова будет «дел», а «недо» - приставка, неотделимая от корня.

Сложности и трудные случаи

Главная сложность написания «не» с деепричастиями заключается в употреблении омонимичных форм. То есть, одинаковые по звучанию слова в русском языке могут иметь разное лексическое значение, и, соответственно, разное написание.

К примеру, слова «недоедая» и «не доедая» имеют разный смысл и поэтому пишутся по-разному. Мама уходит на работу, не доедая завтрак. Здесь слово использовано в значении «не съедает целиком». В этом случае «не» пишется раздельно. Во время войны люди жили, недоедая месяцами. Здесь смысл иной – «не наедались до конца». Такой вариант пишется слитно.

Также часто делаются ошибки из-за неотличимых на слух друг от друга деепричастий и производных предлогов. К примеру: «не смотря на» и «несмотря на». Не смотря на небо, он двинулся в путь. В этом случае использовано деепричастие, которое пишется раздельно с «не». Несмотря на температуру, она пошла в школу. Здесь «несмотря на» - , а он пишется слитно.

Чтобы легко отличить деепричастие от предлога, нужно задать вопрос к интересующему слову. Так к деепричастию подойдет вопрос: «Что делая?» или «Что сделав?» Он двинулся в путь, что делая? Не смотря на небо. Ко второму предложению вопросы деепричастий не подходят.

Также деепричастие бывает легко определить, потому что его можно заменить глаголом без искажения смысла в предложении. Он двинулся в путь и не смотрел на небо. Второй таким же образом трансформировать нельзя.

Правила написания тех или иных слов русского языка время от времени вызывает сомнения даже у взрослых людей, хорошо или плохо, но учившихся в средней школе. К сожалению, полученные знания могут забываться со временем, что чревато вопросами при составлении тех или иных текстов. Так когда писать «чтобы», а когда «что бы»?

Когда «чтобы» нужно писать слитно

В случае возникающих сомнений просто произнесите предложение, в котором фигурирует «чтобы». Если оно теряет смысл и не может быть написано без частицы «бы», то необходимо слитное написание.

Подобные предложения фигурируют в русском языке для выделения и выражения указания определенной цели или следствия чего-либо.

Например, предложение «любить, чтобы жить» теряет какие-то смысл и структуру без «бы» - «любить, что жить», поэтому написание «любить, что бы жить» не является верным. Другой : «чтобы узнать человека – надо понять его». Опять же уберите частицу, в результате чего вы получите «что узнать человека – надо его понять» и поймете, что неправильным будет раздельное написание.

Также нужно помнить, что ни в коем случае и никогда в русском языке не допускается написание «что-бы» через или тире!

Другие слитного написания: «каждая женщина хочет, чтобы ее и любили и уважали», «жизнь нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за бесцельно проведенные годы», «он всегда хотел, чтобы мы с ним были вместе», «никто не хочет, чтобы над ним смеялись» и «чтобы найти высокооплачиваемую работу, нужно хорошо учиться».

Раздельное написание «чтобы»

В том же случае, если произнесение предложения возможно без какой-то потери смысла без «бы», то правильным является написание «что бы».

Примеры: «что бы со мной ни случилось, верный друг всегда придет ко мне на помощь», «я вам ни за что не поверю, что бы вы мне ни рассказывали», «вторая половина всегда поддержит тебя, что бы ты ни придумал», «что бы спросить в этом году у Деда Мороза?», «что бы мне надеть на эту вечеринку?»

Как хорошо видно из приведенных примеров, предложение, конечно, иногда становится немного «корявым», но его смысл остается прежним, а в некоторых случаях не меняется совершенно – «что мне спросить в этом году у Деда Мороза?» и «что мне надеть на эту вечеринку» прекрасно звучат и без «бы». Уменьшается в них только сомнение, подразумеваемое в речи говорящего данное предложение человека.

Для людей, которые не могут с первого раза ощутить нехватку «бы» и верный вариант, есть один простой совет. Лучше всего вслух произнести проблемное предложение с выдерживанием секундной паузы между «что» и «бы». Именно произношение поможет вам ощутить уместность и неуместность того или иного варианта.

Школьники легко запоминают, что НЕ с деепричастиями пишется раздельно, так же, как и с глаголом, от которого эта часть речи произошла:

  • Не научившись различать части речи, школьники путаются в применении орфографических правил. Следовательно, стать по-настоящему грамотным человеком, не зная основ морфологии, невозможно.

Исключение из этого правила составляют случаи, когда слово без этой частицы уже не употребляется:

  • Кириллов, ненавидя чужой город, в котором никому не был дорог, постоянно молчал. Жители дома, невзлюбив угрюмого соседа, сторонились его. Лишь одна прозорливая Анна Сергеевна, негодуя на глупость обывателей, разглядела в приезжем хорошего, но очень несчастного человека.

Также следует запомнить, что приставка НЕДО- является показателем слитного написания:

  • Отец, недосыпая , ежедневно работал над своим научным проектом. Но настоящее открытие он совершил, попросту недоглядев за детьми, случайно пролившими реактивы на стол.

Коварство легкой, на первый взгляд, орфограммы «Правописание НЕ с деепричастиями», состоит в наличии омонимичных форм. Слова, одинаковые по звучанию, в русском языке имеют разное лексическое значение.

Например, деепричастия «недоедая» и «не доедая» пишутся неодинаково.

  • Мария, всегда, не доедая (не ест до конца) свой завтрак, первой уходит на работу.
  • Во время войны, люди жили, недоедая (ели мало, плохо питались) месяцами.

Неотличимые на слух друг от друга деепричастия и образованные от них части речи - самая большая проблема для школьников, изучающих тему «НЕ с деепричастиями».

Примеры трудных случаев правописания:

  • Не смотря (деепричастие) маме в глаза, Андрей рассказал о своей тайне.
  • Несмотря на (производный предлог) своё волнение, оратор выступил достойно.
  • Не медля (деепричастие) ни минуты, мы отправились в Москву.
  • Выходите из комнаты немедля (наречие)!

Чтобы не допустить ошибку, нужно знать этих частей речи и правильно задать к интересующему слову вопрос. Если перед нами деепричастие, то к нему можно задать вопросы ("что делая?" и "что сделав?").

Кроме того, эту часть речи легко превратить в глагол, от которого оно образовалось. При этом смысл предложения не изменится.

Производные предлоги не имеют самостоятельного значения. Их роль сводится к выражению синтаксической зависимости именных частей речи от других слов. Предлог, таким образом, останется и в вопросе, и в ответе:

  • Невзирая на (что?) трудности, мы достойно справились с заданием.

Наречие чаще всего относится к глаголу, так как обозначает признак действия.

Кстати, стоит обратить внимание на слово «нехотя». утратившее связь со своим исчезнувшим из языка предком - деепричастием «хотя», всегда пишется слитно:

  • Засидевшись допоздна, гости (как?) нехотя начали расходиться.

К счастью, слов, в которых можно ошибиться, перепутав их с деепричастиями, в не так много. Запомнив несколько омонимичных пар слов, учащиеся быстро усваивают орфограмму «НЕ с деепричастиями».

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
  • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями

Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. (Приложение , слайд 1).

Графический диктант с самопроверкой и самооценкой

  • не развеял сомнения
  • неубранное поле
  • необдуманный поступок
  • невзлюбил соседа
  • неотправленное письмо
  • еще не проснувшийся город
  • не написанный, а напечатанный текст
  • далеко не решенный вопрос
  • никого не заметил
  • собрание не закончено
  • не вызубренные, а осознанные правила
  • нетронутый завтрак

(правильный вариант графического диктанта – слайд 2).

III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь нен авидя
не_думая нег одуя
не_прочитав нед оумевая
не_двигаясь нев злюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

IV. Закрепление нового материала

Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями (к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Не_зная (дееприч.) , нед оумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), нев злюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),нен авидя(без НЕ не употр.).

Упражнение №170 .

Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

Упражнение-игра «Четвертый лишний» (задание проецируется на доске, варианты ответов заносятся в контрольный лист, проводится взаимопроверка по готовым ответам на доске, ставится оценка, только потом обсуждаются варианты ответов слайд №5).

V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.

VI. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».

VII. Работа с текстом и подготовленный диктант

1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)

Вопросы учителя:

– Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).

Постановка ударения в деепричастиях: подняв (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
Постановка ударения в глаголе: поднялись (довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).
Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
Прочитаем выразительно текст.

– Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте.

(Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).

– А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).

(Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант) .

VIII. Подведение итогов урока

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

– Приведите примеры.

Деепричастие - такой же полноправный «участник» речи в русском языке, как и другие. Употребляется оно довольно часто, и нередко возникает трудности с его правописанием. В частности, в случаях употребления частицы «не» с деепричастиями. Слитно или раздельно - вот в чем вопрос!

Когда употребляется раздельное написание

Поскольку деепричастие является ближайшим «родственником» глагола, правила написания у этих двух частей речи схожи. Как известно, в большинстве случаев частица «не» с глаголами пишется раздельно. Это золотое правило каждому известно еще со школьных лет. Вот и «не» с деепричастиями почти всегда имеет раздельное написание. Например: не вынуждая, не отчаиваясь, не отказываясь, не закрывая и т. д.

Когда необходимо слитное написание

Слитное написание «не» с деепричастиями, опять же, ориентируется на глаголы. Если деепричастие образовано от глагола, который без «не» не употребляется, о раздельном написании не может быть и речи. Слитное употребление «не» с деепричастиями - примеры: ненавидя, недомогая, негодуя.

Поскольку слов «навидя», «домогая», «годуя» в русском языке не существует и без «не» они полный ноль, писать их с этой частицей нужно только слитно. Иначе получится грубейшая ошибка.

Нестандартные ситуации

Большинство людей допускают оплошности при написании «не» с деепричастиями не потому, что не знают правила, а потому, что путают данную часть речи с другими. Эта омонимия порой способна ввести в заблуждение даже знатоков русского языка.

Легче всего деепричастие перепутать с производным от него предлогом. Например, в предложении «Он шел вперед несмотря ни на что» «несмотря» - это предлог. И написание здесь слитное. А в предложении «Он шел вперед, не смотря по сторонам» «не смотря» - деепричастие. И с частицей «не» оно пишется раздельно, как и глагол-родитель - «смотреть» (не смотреть). Отличить предлог от деепричастия несложно. К первому вопрос подобрать не получится, а ко второму - можно.

Также путают иногда деепричастие «не медля» с наречием «немедля»: «Не медля ни минуты, приступил к обязанностям» и «Приступил немедля к своим обязанностям». Обычно (хоть и не всегда) в связке с деепричастием идет еще частица «ни», что и является «опознавательным знаком».

И еще один вариант неразберихи. Частица «не» плюс приставка «до» и просто приставка «недо» - это две большие разницы. В первом случае будет раздельное написание, во втором - слитное. Например: не доглядев (незавершенность действия) и недосыпая (неполнота действия).

Пожалуй, эти нюансы являются самыми сложными в теме правописания деепричастий с «не». Само же правило, как и в случае с глаголами, понятное и простое.