Какие есть логопеды. Какие заболевания лечит логопед и при каких симптомах к нему обращаться. Можно ли решить проблему произнесения звука «Р» подрезанием уздечки

Чем занимается логопед?
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия,мелкой маторики, развития памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок, развитие речевого дыхания и много другое.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи, нейропсихологии.
В каком возрасте следует начать показывать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, благоприятный период для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда родители должны интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Родители должны регулярно посещать участковый логопедический кабинет в поликлинике и отслеживать динамику развития речи своего ребенка. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?». Чем раньше по возрасту логопед обнаружит нарушения речи (если они есть), тем легче будет все исправлять.
Могут ли родители определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью- по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например для постановки звуков которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды , без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Хотя сейчас стали появляться американские постановочные зонды , которые позволяют родителям под присмотром логопеда самостоятельно ставить звуки Р,Л,С,Ч и Ш.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Это бывает но этого не надо бояться и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.
Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?
Да можно, но для этого надо,чтобы сверстники не имели речевых проблем, обычно это происходит у детей с небольшими речевыми проблемами. Но если Ваш ребенок не говорит или он имеет сильные речевые проблемы,я рекомендовала обратиться к логопеду или посещать логопедическую группу.
Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?
Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.
Не помешает ли обучение в логопедической группе в будущем поступить в престижную школу, не будет ли на моем ребенке клеймо «отстающий ребенок» ?
Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.
В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?
К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда. Если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда будут напрасны. Результаты по исправлению речи приносят только совместные усилия логопеда и родителей.
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.
Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.
Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.
ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Ребенок плохо читает и пишет. Что делать?
Чтение – сложное действие, которое включает в себя технические навыки и понимание смысла прочитанного. В начале обучения чтению ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются и малыш концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Бывают такие проблемы, когда ребенок не слышит звуков, как бы он не старался, как следствие проблемы в письме. Такие проблемы распознать родителям сложно, это может только специалист логопед.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех ребят, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции).
Как правильно учить ребенка читать и писать?
В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э и м. Это только путает детей.
Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.
Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш на с (сапка) или р на л (лыба), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,5–2 см от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Для правильного захвата ручки существуют специальные шаблоны,которые надеваются на ручку, и ребенок правильно ее захватывает. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строки. Для выработки правильного захвата –придуманы 3 х гранные карандаши и ручки.
Если ребенок-левша, то шаблоны для правильного удержания ручки существуют и для левшей.
Ребенок в 2 года знает все буквы, но никак не научится читать,почему?
Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе), недостаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше четырех лет при условии систематических занятий.
Можно научить читать и раньше четырех лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что он сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений.
Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза.
Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы.
Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы:
– взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее;
– лепка буквы из пластилина;
– вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым;
– «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе;
– сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.;
– обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;
– выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.;
– обводка букв, написанных взрослым;
– письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном.
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается.
Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:
- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затруднения перед началом речи.
При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.
Существует мнение,что заикание не лечится, правда ли это?
Нет это не правда,есть методики,позволяющие вылечивать заикание у детей с вероятностью до 95%.Так же наука не стоит на месте,есть гипотеза,что через 10 лет будут изобретены таблетки от заикания.
Наш логопед проводит с ребенком логопедический массаж, могу ли я делать его самостоятельно?
Я бы не советовала Вам делать такой массаж без специальных навыков. Логопедический массаж служит для расслабления и снятия тонуса с мышц речевого аппарата а так же лица, не зная строения артикуляционного аппарата, Вы можете сделать только хуже. Для логопедического массажа существуют специальные массажные зонды и оборудование

Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

Чем занимается логопед?

Логопед - это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении,
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать - трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

  • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
  • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
  • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
  • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
  • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Насколько можно опоздать к логопеду?

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

Помните!

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

Нормы развития речи по возрастам.

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца - ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца - «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца - появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев - ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев - появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев - ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

8 месяцев - появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття). Возникает реакция на незнакомое лицо.

9 месяцев - ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

10 месяцев - появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

11 месяцев - ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого ("где часы?", "где кукла?" и т.д.)

1 год - в речи ребенка 10-12 лепетных слов ("папа", "баба", "мама", "дай", "дядя", "кис-кис", "ту-ту" и т.д.), понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

1-2 года

Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев - словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев - начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами "да", "нет". Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

2-3 года.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. Появляются предложения из 2 слов («дай пи» - дай пить). Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. Знает 1-2 цвета. Задает вопрос «что это?». Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»). Слушает простые рассказы.

С 2,5 лет использует сложные предложения. Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама"). Отвечает на вопросы "почему", "сколько". Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги "в", "на"

3-4 года.

Период интенсивного развития речи. Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад). Называет свое имя, возраст, пол. Определяет пол людей (он - папа, она - мама). Использует прошедшее и настоящее время. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т.д.). Подбирает рифмы к словам. Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик). Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела - до леса). Произносит твердые звуки С, З. Ц.

4-5 лет .

Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

5-6 лет.

Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

6-7 лет.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо "сюсюкание" взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Частная клиника PremierMedica — это новый стандарт медицинского обслуживания. Компетентно и технологично, своевременно и близко. Все необходимые медицинские услуги в одном месте, специально для жителей Новорижского, Рублевского и Ильинского шоссе.

Добраться в нашу клинику легко как из Москвы, Митино и Красногорска, так и из области - с Новой Риги, Рублево-Успенского и Ильинского шоссе. Ближе всего к нашей клинике в Москве - Строгино, Митино и Крылатское, а в области - Красногорск и Рублевка.
Наш готов принять даже самых маленьких пациентов. Подробную карту проезда можно посмотреть .

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г . Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э , несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг и игр, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

- Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Советы логопеда!

Как организовать логопедические занятия дома?

Вам понадобится:

1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;

2. “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “посуда” и т. д.);

3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность - игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно “отправиться в путешествие” в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики;

Артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть “подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года - одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: “Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты”. Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. “БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА”. Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи - стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так “без костей”.
Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста


Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.

Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2-3-летним малышом.

Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4-5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».

Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).

Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4-5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4-5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).

Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4-5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.

Логопедия как область науки сосредоточена на изучении различных разновидностей дефектов речи, а также причин, их провоцирующих, симптомов и особенностей течения, сопровождающих эти дефекты. На основании комплекса перечисленных особенностей, соответственно, разрабатываются также и конкретные методики коррекции, за счет которых появляется возможность влияния на имеющиеся речевые нарушения. Следует заметить, что данная область науки тесным образом связана с отоларингологией, психолингвистикой и педагогикой.

Что делает логопед?

Логопед – это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков. Помимо прочего логопед применяет также и определенные упражнения, с помощью которых производится закрепление требуемой информации.

В обязательном порядке логопед должен иметь определенные навыки психолога, потому как работа логопеда в целом ориентирована на контакт с пациентами, которые перенесли серьезные заболевания. Дело в том, что нарушения речи представляют собой сложную психологическую травму, и именно от грамотного и правильного подхода со стороны логопеда обеспечивается возможность быстрого восстановления пациента.

Болезни, которые лечит логопед

К числу болезней, которые позволяет устранить логопед, относятся следующие их разновидности:

  • афония, дисфония (нарушения в речевой звучности);
  • дислалия (нарушение в произношении отдельно рассматриваемых звуков: шепелявость, картавость);
  • логоневроз (речевое нарушение в виде заикания);
  • тахилалия, брадилалия (нарушения, проявляющиеся в скорости произношения);
  • (речевое нарушение, проявляющееся в навыках чтения);
  • ринолалия (то есть гнусавость);
  • различные нарушения речи, возникшие у пациентов на фоне глухоты;
  • нарушения, связанные со слухом или с произношением, возникшие на фоне перенесения пациентом операции или какой-либо травмы.

Как лечит логопед

Необходимость посетить кабинет логопеда, естественно, связана с рядом вопросов, на которые пациенты хотят получить ответ непосредственно до посещения, причем один из этих вопросов связан с особенностями, которые подразумевает под собой лечение логопеда.

Так, например, корректировка речевой функции для малышей предусматривает ее произведение в ходе различных упражнений и игр. Подбор конкретных решений осуществляется в строго индивидуальном порядке, как и лечение в любой другой области.

Что касается особенностей лечения для взрослых, то здесь логопед отталкивается от причин, спровоцировавших проблемы в речи, а также от того, насколько выраженными являются повреждения голосового аппарата на фоне произведенного травмирующего воздействия. К примеру, при операции гортани логопед проводит обучение так называемой «пищеводной речи», при которой образование всех звуков происходит через пищевод. Если же проблемы голосового аппарата вызваны параличом гортани/лицевых мышц либо инсультом, то коррекция основывается на нескольких этапах при постепенном восстановлении речи.

Процесс лечения у логопеда подразумевает нередко назначение комплекса упражнений, к выполнению которых важен тщательный подход, без каких-либо перерывов. Актуальные дефекты речи устраняются исключительно при совместно прилагаемых усилиях со стороны, как врача, так и пациента, что, несомненно, требует и наличия определенного терпения и настойчивости в достижении результата.

Когда идти к логопеду с ребенком?

  • При неправильном произношении малышом тех или иных букв. Данная особенность может указывать на недоразвитость состояния речевого аппарата, однако в некоторых случаях объясняется и короткой уздечкой, расположенной под язычком.
  • При задержке речи у ребенка либо при полном ее отсутствии. В качестве причин могут выступать самые различные факторы.
  • Слишком медленный или быстрый говор малыша, спутанность в произношении звуков, их «проглатывание». Причиной подобных проявлений может служить повреждение сурдоаппарата или пороки в его развитии. Здесь может понадобиться не только лечение логопеда, но и ЛОРа.
  • Перенесение малышом хирургического лечения, направленного на устранение врожденных лицевых аномалий либо аномалий ротоглотки. Само по себе хирургическое вмешательство не вызывает ухудшений в речевых функциях, однако этот фактор предусматривает необходимость в приучении мышц в комплексе с голосовым аппаратом к работе по-новому.
  • При ДЦП у ребенка. В основном у таких детей отмечается дислексия или задержка речи. Отсутствие врачебной помощи может привести к тому, что ребенок и вовсе не начнет разговаривать либо его речь будет иметь невнятный и смазанный вид.

Когда взрослому человеку идти к логопеду?

Бывают и такие ситуации, при которых помощь логопеда требуется и взрослым, вопреки мнению многих о том, что логопед – это исключительно детский врач. Здесь выделяют следующие их варианты:

  • Нарушения речи на фоне перенесения инсульта, пареза или же паралича мышцами гортани или лицевыми мышцами. Используя специальный комплекс упражнений, логопед окажет помощь в восстановлении утраченной речевой функции. Дополнительно в случае необходимости может быть назначен массаж, иглоукалывание, физиотерапия, а также препараты, чье действие направлено на повышение мышечного тонуса.
  • Вследствие перенесения психических болезней или нервных потрясений также могут возникнуть определенные речевые нарушения в виде афонии, дисфонии, логоневроза, дислексии.
  • Удаление гортани либо голосовых связок также приводит к необходимости консультации логопеда и соответствующего лечения, им разработанного. В частности логопед поможет при использовании пищеводной щели извлекать нужные звуки, а также научит использовать голосообразующий аппарат.

Заикание, картавость, шепелявость – эти дефекты, как ошибочно предполагает большинство наших сограждан, у взрослых исправлять уже поздно. Между тем, посетить логопеда взрослому в этом случае не только можно, но и нужно, потому, как они вполне исправимы - предложенные им упражнения в комплексе с производимым лечением обеспечат возможность правильного произношения звуков и формирования требуемой дикции.