Как развить мышление у взрослого человека упражнения. Как развить мышление? Ч.2 Как развить мышление у взрослого. Мышление и деятельность: как они взаимосвязаны

Каждый нормальный человек хочет быстро соображать, мыслить нестандартно, иметь возможность хвастаться своими интеллектуальными способностями, именно поэтому столь часты запросы, как развивать мышление .

Не хотят этого только дураки, которым наплевать на свою жизнь.

Кстати, я подозреваю, что именно дураки упорно не желают подписываться на рассылку статей, зато с завидным постоянством приходят написать в комментариях какую-то глупость.

Что такое мышление и для чего его нужно развивать?

Мышление – это наивысшая способность человека познавать этот мир.

Его противопоставляют «низким» формам: обонянию, восприятию и прочим, которыми могут похвастаться даже примитивные виды животных, а вот логически, аналитически, креативно мыслить под силу лишь человеку.

Результат мышления – мысль, которую вы сначала должны извлечь из закромов мозга, а затем озвучить ее в устной, письменной или другой форме.

Конечно, мыслить умеют все люди, но вот качество производимых ими мыслей абсолютно разное.

Некоторые, что называется, все схватывают на лету, демонстрируют великолепные успехи сначала в учебе, потом – на работе, моментально находят выход из затруднительных ситуаций, а другие очень туго соображают, поэтому всегда находятся в тени людей с развитым мышлением.

Как, например, Ваня – охранник на моей бывшей работе.

Ваню нельзя было назвать слишком уж глупым или ленивым парнем, но соображал он и вправду туговато, а уж облачить свою мысль в слова для него и вовсе было непосильной задачей.

Многие люди спокойно себе живут с тугодумием и не парятся, но наш охранник страдал и хотел измениться.

Мы с Ваней отлично общались, и однажды в разговоре он признался, что хотел бы развить свое мышление.

Какие виды мышления бывают и как их развивать?

Прежде чем приступать к развитию мышления, нужно понять, какие виды этого самого мышления бывают, и над чем именно вы хотите работать.

Ученые выделяют такие виды мышления:

    Логическое.

    Благодаря ему человек оперирует логическими конструкциями и способен делать логические выводы на основе полученной информации.

    Дедуктивное.

    Помните Шерлока Холмса и его дедуктивный метод?

    Вы тоже можете развить способность делать неожиданные, но правильные выводы на основе разрозненных фактов, переходя из общего к частному.

    Индуктивное.

    Этот вид мышления противостоит дедуктивному, потому что выводы вы делаете, переходя от частного к общему.

    Аналитическое.

    Позволяет человеку анализировать полученную информацию, выделять из нее важнейшие данные и делать краткие и точные выводы.

    Творческое (креативное).

    Без него не обойтись людям творческой профессии, потому что именно благодаря креативному мышлению создаются картины, книги, театральные постановки, фильмы, рекламные кампании и многое другое.

Чаще всего люди, спрашивая «Как развить мышление?», имеют в виду аналитическое, логическое или творческое.

О них мы и поговорим.

Как развивать логическое мышление?

Без логики в этом мире жить невероятно трудно, потому что ежедневно мы сталкиваемся с задачами, решить которые, не обладая логическим мышлением, невозможно.

Если у вас проблемы с логическими умозаключениями, то улучшить ситуацию можно при помощи:

  1. Разгадывания ребусов и головоломок.
  2. Решения логических задачек (в интернете их можно найти хоть сто порций).
  3. Игры в шахматы.
  4. Любви к компьютерным играм, таким как «Вращающаяся матрица», «Числа» и т.д.
  5. Выбора работы, в которой ежедневно нужно применять стратегию.

    Например, написание текстов, создание сайтов и т.д.

  6. Собирания кубика-рубика.

Если вы будете ежедневно заниматься при помощи названных способов, то уже через месяц обнаружите способность к логическим умозаключениям.

Как развивать творческое (креативное) мышление?


Развить творческое мышления труднее всего, потому что человек или рождается одаренным, или появляется на свет, не имея ни малейшей способности к творчеству.

Например, у нас в школе была девочка Оля, что писала великолепнейшие сочинения, но при этом получала за них оценки 5/3, где тройкой оценивали ее грамотность.

Тогда как отличница Света, гордость класса, творила весьма нудные, но грамотные тексты, получая свои пятерки, благодаря наработанной репутации.

Сейчас Света – кандидат физико-математических наук, преподает в столичном университете, а Оля – сотрудник рекламного агентства, создающая великолепные рекламные кампании.

Обе девушки нашли свое призвание, несмотря на то, что у одной всегда было , а у другой оно напрочь отсутствовало.

И, если бы они выбрали профессиональные пути друг друга, то, скорее всего, потерпели бы неудачу.

Если вы желаете развить творческое мышление для себя, чтобы не прослыть сухарем, то попробуйте сделать это при помощи:

  1. Чтения художественной литературы.
  2. Посещения выставок, театральных премьер, всех мероприятий, связанных с искусством.
  3. Рисованием, можно, даже записаться на какие-то курсы.
  4. Написанием стихов и текстов.

    Необязательно (точнее, нежелательно 🙂) их публиковать где-то, вы их пишите в качестве тренировки.

    Творческого хобби: вязания, вышивания, макраме, декупажа и прочего.

    Причем, чем меньше вы обращаете внимания на готовые схемы и чем больше проявляете фантазии, тем лучше.

Как развивать аналитическое мышление?


Существует даже отдельная должность – аналитики – люди, которые анализируют полученные данные и делают на их основании выводы.

Например, финансовые аналитики способны предсказать повышение или падение цен на что-то, курс валют на ближайшее время, способы выхода из кризиса и многое другое.

Если вам в руки попадут те же данные, что и им, вы вряд ли что-то поймете, а вот аналитический склад ума позволяет сделать правильные выводы.

Способы развить аналитическое мышление схожи с методами, которые нужно применять для развития логического мышления. Те же головоломки, шахматы, кубик-рубик, компьютерные игры и прочее.

Но главная ваша задача – постоянно анализировать полученную информацию, не бояться делать умозаключения, даже если они могут быть неверными.

Как развивать скорость мышления?

Часто мы называем тугодумами тех людей, которые слишком медленно соображают.

Если вы недовольны скоростью своего мышления и хотите ее развить, то:

    Делайте лицевую гимнастику, которая поможет легче излагать свои мысли.

    Конкретных упражнений не даю, действуйте по наитию, заодно и творческое мышление потренируете.

  1. Ведите здоровый образ жизни и .
  2. Развивайте мелкую моторику, например, при помощи вышивки бисером.

    Не только у детей мелкая моторика напрямую связана с мышлением, но и у взрослых.

    Учите наизусть стихи.

    А что? Всегда можно удивить свою вторую половинку, прочитав ей любовную поэму, да и память, которая напрямую связана со способностью мыслить, тренируется.

  3. Делайте себе массаж головы, продаются даже специальные «чесалки», чтобы облегчать вам эту процедуру.
  4. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми.
  5. Живите в быстром ритме, тогда и ваши мозги не будут тормозить.

Предлагаем вам к просмотру видеосюжет, как развить креативное мышление

с помощью рисования:

Вот видите: ответ на вопрос «Как развивать мышление ?» не такой уж и сложный.

У вас все получится.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Как развить логическое мышление? Этим вопросом задаются миллионы людей, чтобы избегать ошибок, быстрее решать задания по учебе и работе, применять его в жизни, быть лучшим в своей сфере, достигать поставленных целей и просто развиваться. Для этого необходимо разобраться: что это такое, какие есть разновидности и как его натренировать.


Что это такое

Ежедневно каждый человек сталкивается с тысячами задач, требующих решения и влияющих на его дальнейшую жизнь.

Для взвешенных решений требуется логически рассуждать, здраво оценивая ситуацию. Зачастую жизненный опыт знакомых и личный может подвести, а советы из интернета могут оказаться бесполезными, поэтому надо включать мозг и развивать логическое мышление.

Чтобы лучше понять определение этого слова, разобьем его на составляющие: логику и мышление.

Логика – наука о правильном мыслительном процессе, умение рассуждать. Она включает в себя навыки последовательно думать, опираясь на реальные факты и аргументы, не искажая их. Эта наука изучает формы и законы мышления, ход умозаключений.

У нее есть основные понятия и законы, помогающие разобраться в любой ситуации и решить задачу со стороны рациональности и науки, без эмоционального подтекста, затуманивающего разум.

Логические законы действительны в любой ситуации и одинаково справедливы в математических задачах и жизни.

Мышление – часть мозговой и психической деятельности человека, высший уровень познания действительности. Благодаря ему, мы обрабатываем информацию и способны думать, рассуждать и делать выводы. Является отличительной человеческой чертой, как разумного существа. Для этого процесса характерно обобщение и познание посредством окружающего мира.

Информация поступает к нам через органы восприятия, а затем мы обрабатываем ее в мозгу. От того, что нами движет и каким образом мы мыслим, зависит сделанный вывод. К объективному рассуждению относят логическое мышление.

Из этих двух определений можно сделать вывод, что развить логическое мышление – умение обрабатывать информацию, основываясь на логических законах и аргументах, делая объективный вывод.

Зачастую мы принимаем неверные решения, руководствуясь эмоциями, чужими советами, предположениями, страхом или сомнениями. Чтобы избежать дилемм и ошибок, необходимо тренировать свой мозг и прививать себе привычку рассуждать логически без вмешательства иррациональных явлений. Мозг любит трудности и новые познания, тренируется не хуже мышц и приносит плоды «прокачки». Выполняя определённые упражнения, четко осознавая цель этих тренировок, можно полностью изменить мышление и стать лучше, умнее, рассудительнее.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Логические мыслительные процессы

Мы все индивидуальны и имеем уникальный опыт, однако, в нашем мозгу происходят схожие процессы, приводящие к обработке информации и умозаключению.

Вот основные операции, происходящие в нашей голове:

  1. Анализ. Во время этой операции наш мозг раскладывает явление на несколько составляющих, чтобы рассмотреть каждую из них в отдельности, выявить ее влияние, отношение и воздействие. У любого предмета или события есть главные элементы, на которые мозг его разбивает автоматически для обработки информации.
  2. Обратный анализу процесс – синтез. Эта мыслительная операция подразумевает составление из мелких деталей и частей единого целого для оценки ситуации. Яркий пример синтеза – собирание пазла.
  3. Сравнение. Для этого процесса требуется найти отличия и сходства предмета/события относительно чего-либо. Оно может быть поверхностным, неполным или глубоким, полным. Сравнение основывается на анализе, ведь, чтобы сравнить два предмета, необходимо мысленно разбить их на составляющие.
  4. Обобщение. Процесс, объединяющий предметы или события в единое целое по схожим признакам. Зачастую мы используем его для подведения итогов.
  5. Конкретизация. Полная противоположность предыдущему мыслительному процессу. Ее суть заключается в точности и определение у предмета/события отдельных характеристик, раскрытие его внутреннего содержания.
  6. Абстрагирование же помогает человеку сосредоточиться на определенном объекте или его черте, отбросив посторонние. Это изолированное изучение характеристики предмета/события для более глубокого познания.
  7. Классификация подразумевает использование системы деления объектов по определённым признакам, основывается на анализе и помогает упорядочить для себя предметы/события.

Некоторые мыслительные операции взаимоисключают друг друга, поэтому надо пользоваться определёнными видами в соответствующих ситуациях. Выбирать мыслительный процесс стоит в зависимости от цели, которую человек хочет достичь после обработки информации, поэтому и нужно развивать логическое мышление.

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

  • Наглядно-действенное, практическое. Основывается на наблюдении, учете мелочей и деталей, умении пользоваться пространственными образами. Для практического мышления характерно оперативно переключать между мыслями и действиями, и наоборот. В равной степени применяется теория и практика.
  • Наглядно-образное. Суть заключается в образах и представлениях, возникающих в процессе обработки полученных данных извне. Распространено у детей, воображение и образы помогают им решать задачи, понимать мир.
  • Абстрактно-логическое. В основе этого вида лежит сам процесс мышления, нахождение общих закономерностей, оперирование фактами и категориями.

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.


Формы мышления

У мышления есть три формы: понятие, суждение и умозаключение.

  1. Понятие отражает группу однородных предметов через фиксацию их общих существенных характеристик.
  2. Суждение может быть в виде утверждения, сомнения, критики, заявления и др. Но его суть заключается в установлении связи между понятиями, в ходе которого формируется мнение.
  3. Умозаключение подразумевает мыслительную работу с суждениями и понятиями, их обработку, после этого вынесение нового суждения. Зачастую мы пользуемся двумя распространенными видами умозаключений: дедуктивным и индуктивным.

Как обучиться

Перед началом обучения следует понимать, что существует теория и практика логического мышления.

Теоретическое обучение подразумевает ознакомление с основными терминами и логическими законами, на основе которых следует делать суждения.

Практическое обучение заключается в применении полученных знаний в реальной жизни и бытовых ситуациях. Также к практике относятся упражнения, помогающие тренировать мозг.

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление, следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций специалистов.

Совет 1 . Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2 . Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3 . Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4 . Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5 . Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6 . Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7 . Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8 . Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9 . Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10 . Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Вывод

Логическое мышление нужно и можно тренировать, причем упражнения увлекательные и помогают не только лучше мыслить, но и становиться лучшей версией себя и интересной личностью. Достаточно каждый день выполнять несколько упражнений и эффект не заставит себя ждать.

Наша жизнь – результат принятых нами решений ранее. И чтобы будущее было таким, каким хочется, необходимо научиться принимать правильные решения, основанные на логическом мышлении.

Екатерина Чистякова

Фрилансер. Увлекаюсь в свободное время бизнесом.

Мышление – это одно из наиболее важных отличий человека от других живых существ. Что же такое – мышление? Мышление – это способность думать, анализировать ситуацию, делать на основе наблюдений какие-то выводы, а также излагать имеющуюся у человека информацию. Поведение человека очень сильно зависит от образа его мышления, а раз так, то если мы будем развивать мышление, то сможем изменить и свое поведение в различных ситуациях, стать немного другой личностью.


Развитие мышления – это упражнение, при котором мы изменяем ход своих мыслей об одном и том же предмете или явлении. Например, когда на улице жаркий летний день, можно думать о нем совершенно по-разному. Первое, как уже было сказано ранее, просто констатация факта: «На улице жаркий летний день». Или: «Отличная погода». Или: «Невыносимая жара». Или: «Превосходная погода для похода на пляж!». Способов рассказать о жарком летнем дне множество и каждый из них несет свою эмоциональную окраску, а значит, и определяет наше отношение к погоде за окном и определяет дальнейшее поведение. Точно так же обстоит дело с любым событием, происходящим вокруг нас.

Вот тут-то и возникает самая большая проблема – мы думаем всегда одним и тем же способом, к которому привыкли и даже не задумываемся о возможности посмотреть на знакомое явление под другим углом.

Получается очень интересная ситуация. Тысячи людей живут друг с другом, общаются, но при этом, каждый считает свой образ мышления самым верным и единственно возможным. При этом, практически никто даже не задумывается о том, что мыслить можно по-другому.

Потому и заключается развитие мышления именно в том, чтобы научиться думать по-разному, сделать свое мышление более гибким.

Начать развивать мышление очень просто – возьмите какую-нибудь проблему, которая уже давно вас беспокоит, но вы не можете найти ее решение. Подумайте о ней по-другому, потом еще раз измените точку зрения, а потом еще раз и еще. В конце концов, вы найдете тот путь, который сможет решить вашу проблему.

Вообще, само возникновение проблемы обычно связано с неправильным мышлением, неверным подходом к ее решению.

Способы развития мышления

  1. Вспомните детские задачи, где нужно найти выход из лабиринта. Если идти неправильным путем, упрешься в тупик, и прийти к выходу можно лишь вернувшись к одной из развилок. Таким же образом и следует развивать мышление.
  2. Присмотритесь, как думают (говорят или пишут) другие люди. Попробуйте думать, как каждый из них, возможно, один из этих способов вам понравится.
  3. Можно также изучить различные способы мышления, описанные в литературе – художественной и психологической.
  4. Попробуйте собрать вместе способы мышления, о которых вы узнали и на их основе, создать свой образ мысли, скорее всего, он вам будет ближе всех.
Но самое важное – не останавливайтесь ни на одном из найденных вами образов мышления, так как каждый из них подходит для успешного решения только определенных ситуаций.

Смысл развития мышления состоит не в том, чтобы найти идеальный способ мышления, а в том, чтобы сделать свое мышление более пластичным, максимально разнообразным, ведь чем большее количество образов мышления будет в вас, тем к большему количеству возникающих перед вами проблем, вы будете готовы.

Считается, что богатые люди и бедные, счастливые и несчастные думают совершенно по-разному, учитесь думать по-другому, развивайте свое мышление и, скорее всего, найдете тот способ мышления, который поможет вам стать успешным и счастливым.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, », «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Мышление в более широком смысле означает сочетание всех сознательных умственных (психических) действий. В более узком смысле речь идет об их наиболее сложной, присущей конкретному человеку, части, обеспечивающей абстракцию и рефлексию.

Мышление от индивидуального восприятия переходит к общим понятиям, а через них – к практическому и теоретическому восприятию мира. Свойство связано с сенсорным и пространственным восприятием. Оно использует память и креативность. Этот специфический способ связывания, различения, сравнения и оценки существенно коррелируется с языком, являющимся его средством и, одновременно, определяющей средой.

Логическое мышление

Логическое мышление перед принятием эмоциональных решений – это способность, желательная для большинства людей. Логика полезна не только во время учебы, работы или различных профессиональных встреч. Логическое мышление необходимо и в повседневной жизни, в межличностном общении, в установлении отношений (с друзьями, семьей, партнерами).

Есть несколько способов развить мышление у взрослого человека и ребенка и усовершенствовать логику.

Тренируйте мозг

Мозг, как и остальную часть тела, можно тренировать. Старайтесь каждый день улучшать его функцию, выполняя следующие шаги.

Технология развития памяти и логики:

  • Память – основа всех типов мышления. Тренировка памяти и внимания – важный шаг в развитии мыслительных способностей. Попробуйте улучшить ее выполнением небольших задач, таких как запоминание списка покупок, любимых цитат.
  • Обратите внимание на детали. Вы любите считать ступеньки на лестнице? Часто ищете ошибки в тексте? Или заметили, что у коллеги появились новые часы? Это мелкие детали, способные помочь в тренировке мозга, следовательно, мышления.
  • Решайте головоломки, кроссворды, судоку. Вы увидите, что, как и в спорте, ваши способности к решению судоку через некоторое время улучшатся. И это одна из характеристик хорошо тренированной памяти.
  • Изучайте новые вещи. Живопись, музыкальный инструмент, иностранный язык – это может помочь мыслить логически.

Развитие логического мышления у детей

С раннего возраста необходимо учить ребенка (кроме речи и ходьбы) умению логически мыслить. Основы логического мышления особенно полезны для ребенка, готовящегося к поступлению в 1 класс. Эти навыки пригодятся не только в математике, но и в решении повседневных жизненных проблем.

Обучение посредством игры

Возраст, в котором дети могут логически рассуждать и осваивать этот навык, составляет 3-4 года. Лучше всего начать с настольных игр, пазлов, конструкторов и более простых головоломок. Пазл – это лучшая игра для развития логического мышления. Она помогает младшим детям развивать и воображение. Им приходится не только подбирать подходящую форму отдельного компонента, но и представлять картинку в общей форме.

Чередуйте игры

Часто игра, смысл которой становится детям понятным, перестает быть интересной. Ребенок все делает автоматически, не находит ничего нового. Это не поддерживает формирование логического мышления, поэтому целесообразно чередовать головоломки и игрушки. Делайте это с учетом возраста – детям 3-5 лет подойдут соответствующие пазлы, старшие дошкольники и младшие школьники оценят конструктор, благодаря которому улучшат техническое и пространственное восприятия.

Примите участие в играх

Хорошо выделить время, чтобы присоединиться к детям в игре. Особенно в начале, когда ребенок не знает головоломки или конструктора, объясните ему, что делать. Если он уже что-то создал, поинтересуйтесь творением. Детям нравится придумывать разные истории. Своим вопросом вы подтолкнете его к размышлению. Это поспособствует развитию фантазии, общего логического мышления. Интересуйтесь искренне. Не отходите во время общения повесить стирку или помыть посуду.

Ожидание рассказа ребенка – хороший урок терпения, концентрации, внимательности. Эти свойства пригодятся в школе. Также хорошо объяснить ему, что такое прошлое, настоящее и будущее, как эти термины связаны между собой.

Вместе с родителями ребенок учится быстрее, лучше понимает события и связи.

Абстрактное мышление

Способность мыслить дана человеку с рождения, её важно развивать, для чего существует много книг, игр, программ и советов экспертов, призванных помочь развить абстрактное мышление. Упражнения включают ряд головоломок, ребусов. Не менее эффективен труд и творчество: музыка, танцы, рисование.

Есть много упражнений, направленных на развитие абстрактного мышления. Все они интересные и увлекательные, поэтому с вниманием детей проблем не будет.

Театр теней

Интересный способ развития абстрактного мышления – театр теней. С тенью можно создавать что угодно. Например, можете придумывать различные истории, впоследствии воспроизводя их. Для организации домашнего театра теней понадобится:

  • настольная лампа;
  • картонные фигурки, которые можно сделать самостоятельно.

Попросите ребенка воспроизвести любимую историю. В процессе визуализации он использует абстрактное мышление и память.

Также можно поиграть с тенью на стене, создавая различные изображения руками: летящую птицу, собаку, зайца. Далее ребенок придумает собственную абстракцию.

Упражнение с облаками

Во время прогулки предложите ребенку посмотреть на облака и описать, как они выглядят. Это очень увлекательное занятие. Оно будет не менее интересным и для взрослых.

Вначале можете немного помочь чаду, заставить его задуматься. Придумайте интересные истории. Ему понравится такое занятие, в будущем он будет играть с удовольствием.

Абстрактное мышление развить не сложно. Главное проводить тренировки систематически, поощрять ребенка в его попытках воображения. Помогайте ему делать сначала простые, затем сложные выводы.

Креативное мышление

Многие люди считают, что творчество, трудолюбие, высокий уровень самоорганизации и порядка несовместимы. Но люди с креативным мышлением имеют большой опыт, высокоразвитые творческие способности. Все это требует значительных усилий, кропотливой работы, ответственности. Творчество – это удачное сочетание мышления, навыков, опыта и внутренней открытости миру, способности учиться в любом возрасте и в любых ситуациях.

Творчество – это открытость ума и сердца. Есть ряд практических методов и упражнений для развития творчества. Помните, что каждое упражнение должно помочь избавиться от беспокойства, изменить привычный образ мышления. Рассмотрим наиболее простые и эффективные упражнения для развития творческого мышления.

Необычное применение обычных вещей

Возьмите обычный предмет, используемый в повседневной жизни. Постарайтесь придумать наиболее нестандартные варианты его применения. Например, ложка. Это не только приспособление для приема пищи. Из нее можно сделать уникальную лампу, обозначить ею место посадки цветов в саду.

Изменение привычек

Время от времени прерывайте обычный ход вещей, меняйте свои привычки. Например, если ходите на ужин в один и тот же ресторан каждую неделю или каждый день, поменяйте его.

Попробуйте блюда другой кухни мира, выберите новый маршрут для возвращения домой и т.д. В жизни есть много мелких привычек, препятствующих развитию творческого мышления. Попробуйте расширить рамки, выйти за их пределы.

Поиск новых решений

При возникновении проблемы, не пытайтесь решить ее как обычно. Люди часто думают, что придумывание новых способов решения задачи, когда старые методы работают, – это безумство. Но А. Эйнштейн утверждал, что безумие – это совершение одних и тех же вещей с ожиданием нового результата. Так что не принимайте решение, пока не найдете хотя бы один альтернативный способ.

Творческое занятие

Еще ​​один отличный способ развития креативного мышления – посвящение любому виду творчества. Начните рисовать, писать стихи или песни, учиться играть на музыкальном инструменте. Цель не заключается в достижении успеха в этой деятельности. Главное – получение нового опыта, новой перспективы. При изучении новых вещей мозг начинает работать по-другому. Ведь творчество – это прерывание мыслей, обычной последовательности слов, поступков, хода жизни.

Спорт, путешествия

Полезно путешествовать, заниматься новыми видами спорта. В целом, новые места или меняющиеся ситуации значительно расширяют горизонты, способствуют креативности. Важно путешествовать с открытыми глазами и сердцем, чтобы не пропустить ничего нового.

Развитие ассоциативного мышления

Научите мозг соединять вместе, казалось бы, несвязные понятия. Это улучшит память, натренирует мозг для объединения различных концепций, ведь не каждый человек способен создать такую ​​ассоциацию.

Один из эффективных способов тренировки ассоциативного мышления – поиск связанных слов. Например: пшеница → хлеб, зелень → растения и т.д.

Развитие детской креативности

Стратегический шаг в развитии детского творчества – обеспечение пространства и свободы. Младенцы и младшие дети исследуют мир всеми своими чувствами. Поддержать их развитие можно даже ценой грязных брюк и ободранных коленей.

Позже дети начинают манипулировать предметами осмысленней. Их игра более продуманная. Речь идет, например, о строительстве песчаного замка с камнями вместо окон и листьями в качестве флагов, гаража для автомобилей из деревянных кубиков, города из спичечных коробков. Взрослый в игре с ребенком не должен быть ведущим. Лучше занять место секунданта. Можно предложить ребенку тему, в соответствии с которой он сам разработает игру. Городу можно придумать историю: кто и где в нем живет, куда ходит на работу, сколько у него детей

Чем старше ребенок, тем более абстрактными и нестандартными могут быть методы развития творчества. Со школьниками можно попробовать разные игры со словами: придумать предложение, в котором игроки поочередно добавляют все больше и больше слов, вместе рассказывать истории (родитель и ребенок поочередно придумывают их).

Художественно или технически одаренное чадо может активно помочь в обустройстве и декорировании своей комнаты или всей квартиры.

Аналитическое мышление

Аналитическое мышление – это процесс мышления, в котором одно суждение вытекает из другого, и конечный результат является правильным выводом. Следовательно, речь идет о ключе к принятию правильного решения. Аналитический ум обрабатывает информацию, выбирает важные моменты, рассматривает корреляции. Люди с развитым аналитическим мышлением способны быстро оценить ситуацию, отреагировать соответствующим образом.

Аналитически мыслящие люди всегда пытаются выяснить суть проблемы. Их основные активы – сравнение и исследование. Сложные отношения они могут разделить на отдельные части, которые затем классифицировать, подготовить стратегию для следующего действия. Таким же образом они определяют позиции своих партнеров по коммуникации, возможности для устранения препятствий, необходимые меры.

Люди с развитым аналитическим мышлением – хорошие планировщики, способные быстро обрабатывать тексты (особенно, содержащие большое количество цифр). Эта способность особенно полезна в областях, где ведущую роль играет точная информация, разрабатываются теории и организуются новые знания (например, наука, системный менеджмент, медицина, информационные технологии).

Работодатели ценят сотрудников, способных быстро и эффективно исследовать проблемы, находить решения. Для получения успеха в будущем изначально важно сделать акцент на этих навыках (в идеале, уже во время собеседования).

Ниже представлены 4 шага, составляющие общий метод развития мышления у взрослых, позволяющий поддержать и улучшить аналитические навыки.

Подготовка

Подготовьте разум путем утреннего «опустошения» головы. Начните уже завтра. В течение 30 дней просыпайтесь на 25 минут раньше. Подойдите к письменному столу, возьмите ручку, бумагу и пишите. Не модифицируйте написанное. Все, что выходит из головы и оказывается на бумаге, должно быть потоком сознания. Цель состоит в заполнении 3-х листов бумаги (в обеих сторон), которые послужат контейнером для непродуктивных мыслей, способных отвлекать вас в течение дня.

Подумайте наедине с собой

Обеспечьте себе достаток времени для самого себя, задумайтесь о насущной проблеме. Создайте в дневнике событие и каждый день выделяйте время для размышлений о нем. В это время можете сидеть за письменным столом, прогуливаться, отдыхать в машине с опущенными окнами. Куда бы вы ни пошли, ум должен быть сосредоточен на одной проблеме, которую надо решить.

Найдите полезный источник

Найдите коллегу, который поможет проанализировать ситуацию. Это не пример аналитического подхода; скорее, речь идет о просьбе сотрудника о помощи. Возможно, он предложит свой собственный аналитический подход. Мы часто забываем, что коллеги – это ценный ресурс. Столкнувшись с препятствиями на работе, желая прояснить идею, запланируйте встречу с коллегами, чтобы рассмотреть другую точку зрения.

Прежде чем обращаться за помощью, убедитесь, что четко понимаете, в чем именно нуждаетесь. Нужен совет? Или вопросы, направленные на прояснение ситуации? Каждый из этих подходов может помочь создать креативную идею, не рассматриваемую вами ранее.

Подведем итоги

Мышление – это один из познавательных процессов. Речь идет о работе с информацией, идеями, концепциями. Оно позволяет находить взаимосвязи, решать проблемы.

Мыслительные функции – это формирование понятий, распознавание и нахождение соотношений, рассуждение, принятие решений, создание чего-то нового. Результатом мышления является новая информация (новые знания). Следовательно, развитие мышления в целом или его отдельных типов – важный шаг в достижении успеха, как в личной, так и в профессиональной сфере.