Из чего состоит качество образования. Понятие «качество образования. Управление качеством образования

На сегодняшний день многие страны мира (Россия не исключение) сформировали основные направления политики по поводу оценки образования. Они приступили к созданию определенных стандартов, которые целесообразно применять в процессе разработки образовательных программ. Таким образом, эти нормы послужили основным инструментом для определения целевых направлений образования и формирования образовательного пространства.

Понятие качества

В данной статье полноценно рассматривается понятие качества образования, его сущность и основополагающие особенности. Для начала необходимо определить, что же означает понятие качества в общем смысле этого слова. Качество образования - это что такое?

Наиболее яркой трактовкой данного термина является определение качества как совокупности ряда свойств, характеристик, признаков продукции, определенных категорий товаров, услуг, материалов или же работ, которые в полной мере служат обусловливающим фактором в отношении их способности к удовлетворению потребностей и запросов общества и соответствия собственному назначению, а также предъявляемым требованиям. Рассмотренная мера соответствия формируется на основе конкретных стандартов, контрактов или же договоров. Важно отметить, что создание этой меры может происходить и в тесной взаимосвязи с запросами населения или же конкретных его сегментов. Каким же образом соотнести данное понятие с образовательной категорией?

Качество образования

Качество образования - это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и даже ожиданиям социума (и различных его групп, в частности) в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Важно отметить, что рассматриваемый показатель в процессе подробного анализа распадается на более мелкие, каждый из которых в силе полноценным образом охарактеризовать один из аспектов учебной деятельности того или иного учреждения образования. Среди таковых основными являются следующие:

  • Содержание образовательного процесса.
  • Методика, разработанная в отношении норм обучения.
  • Формы обучения.
  • Материально-техническая база.
  • Состав кадровой структуры.

Абсолютное и относительное понятие качества

Важно отметить, что понятию качества (качество образования - это очень важный показатель ) нередко приписывают разнообразные, как правило, противоречивые значения. Дело том, что анализ может проводиться как в абсолютном, так и в относительном порядке. Таким образом, абсолютное понятие подразумевает демонстрацию превосходства и определенного статуса, что, естественно, благотворно влияет на имидж того или иного учебного заведения.

Относительное понятие не воспринимает качество как атрибут образовательной услуги и может рассматриваться в двух аспектах: как соответствие определенному государственному стандарту или же как соответствие предпочтениям потребителей услуги. Следует дополнить, что первый аспект отображает точку зрения производителя, а второй - взаимоувязан с потребительскими взглядами. Однако зачастую мнение производителя не равнозначно мнению потребителя, поэтому принято рассмотрение вопроса качества образования тем или иным образовательным учреждением с двух сторон.

Комплексный показатель

Мониторинг качества образования говорит о том, что анализируемый показатель наделен комплексным характером. В соответствии с данным фактом целесообразным будет перечистить основные его аспекты:

  • Взаимосвязь цели обучения и результата.
  • Обеспечение абсолютного удовлетворения общества теми или иными образовательными услугами.
  • Достойный уровень знаний и навыков; благотворное развитие личности - умственное, нравственное и, конечно же, физическое.
  • Обеспечение всех условий для здоровой самооценки личности, ее самоуправления, а также самоаттестации.
  • Формирование разнообразных сред культурного характера для образования в плане политкультуры, духовного обогащения и, конечно же, готовности человека полноценно жить в современном обществе и так далее.

Понятие мониторинга

В соответствии с вышеприведенными аспектами можно определить как систему беспрерывного сбора информации по поводу наиболее значимых его свойств, последующую ее качественную обработку, анализ и, конечно же, интерпретацию, которая необходима для обеспечения области образования и общества в целом достоверными, полными и прошедшими классификацию по уровням применения сведениями о соответствии процессов, а также результатов образовательной деятельности определенным нормативам, об актуальных изменениях и соответствующих прогнозах. Главной целью формирования системы мониторинга является повышение качества образовательных услуг.

Управление качеством образования через мониторинг имеет ряд преимуществ и недостатков, но в целях устранения вторых необходимо лишь обеспечить все условия эффективного проведения данного мероприятия. Основными среди них являются следующие:

  • Применение системного подхода.
  • Сбор количественных и качественных методов в одну совокупность.
  • Грамотная интерпретация информации, полученной в результате проведения мониторинга.
  • Использование исключительно качественных инструментов.
  • Помощь со стороны управленческих органов в методическом и, конечно же, материальном плане.

Мониторинг как основное условие качества образования и его виды

Важно отметить, что в основу классификации мониторинга могут быть положены различные факторы: цели его проведения, ключевые функции, сфера использования информации и другие. Наиболее популярным является разделение видов мониторинга в соответствии с выполняемыми им функциями. Таким образом, качество образования (это важнейшая составляющая социальной сферы) регулируется посредством мониторинга следующих видов:

  • Информационный мониторинг.
  • Диагностический мониторинг.
  • Сравнительный мониторинг.
  • Прогностический мониторинг.

Важно отметить, что предполагает использование представленных видов мониторинга в чистом виде достаточно редко. Таким образом, сегодня популярным стало такое мероприятие, как проведение комплексного мониторинга, который грамотно сочетает все перечисленные выше элементы.

Управление качеством образования

Рассмотренное выше понятие мониторинга напрямую связано с управлением качеством образования, под которым следует понимать некую систему как стратегических, так и оперативных решений (а затем - действий), осуществление которой происходит планомерным образом. Она направлена на полноценное обеспечение, существенное улучшение, строгий контроль, а также грамотную оценку качества образовательных процессов или услуг.

Важно отметить, что практически в каждой стране (Россия не исключение) беспрерывно функционирует , обеспечивающий и контролирующий выполнение вышеприведенных операций. Данный субъект образовательного процесса занимается и дополнительными вопросами, среди которых, например, планирование учебного процесса и сопутствующая этому оценка факторов, снижающих качество образования. Среди таких факторов можно выделить некоторые дефекты внутреннего или внешнего характера.

Качество образования и школа

На сегодняшний день качество образования в школе определяется следующими факторами:

  • Математизация образовательных процессов.
  • Создание исторического самосознания.
  • Беспрерывное обучение родному языку и истории государства.
  • Воспитание личности как патриота своей страны (в соответствии с национальной культурой и языком).
  • Формирование настоящего защитника Отечества (для парней).
  • Воспитание абсолютного уважения к труду, ведь непосредственно труд является основным условием роста личности в творческом плане.
  • Установка на гармоничное развитие человека в отношении творчества.
  • Улучшение качества профессионального образования.

Качество образования и вуз

В системе современного высшего образования основными показателями безупречного его качества являются:

  • Абсолютное соответствие структуры учебных программ требованиям заказчиков, которыми могут выступать, к примеру, государство, бизнес или личность, а также укорененным стандартам образования.
  • Высокая степень удовлетворенности заинтересованных сторон (к примеру, работодателей или учащихся) качеством образования.
  • Высокая степень удовлетворенности своей деятельностью сотрудников того или иного высшего учебного заведения.
  • Благотворное влияние на общество, повышение уровня культуры в общем смысле этого слова.

Пути повышения качества образования

Сегодня - важнейшая задача, ведь именно от продуктивности ее выполнения зависит благополучие той или иной страны. Таким образом, наиболее значимыми условиями ее достижения служат следующие пункты:

  • Активизация образовательных стандартов государства, а также базисного плана процесса обучения.
  • Оптимизация различных типов нагрузки учащихся (психологической, физической и, конечно же, учебной).
  • В случае необходимости обеспечение обучения по индивидуальной программе.
  • Развитие дистанционной системы образования.
  • Поддержка школ для одаренных личностей со стороны государства.
  • Формирование государственной системы в отношении оценки качества образовательного процесса.
  • Значительное усиление роли дисциплин, которые могут обеспечить социализацию обучающихся и так далее.

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы управления качеством

образования ……………………………………………………………………..5

1.1.Понятие качества образования………………........................................5

1.2. Управление качеством образования. ………………..........................12

Глава II. Современные подходы к управлению

качеством образования ………………………………………..........................16

2.1.Основные направления развития качества образования……………16

2.2. Профильное обучение в условиях новой школы……………………23

2.3.Характерные черты профильного обучения…………………………24

Заключение …………………………………………………………………….31Список используемых источников ………………………………………...32

Введение

Одной из актуальных проблем нашего времени является повышения качества образования. В настоящее время современная школа находится на этапе модернизации. Любая, даже эффективно работающая организация требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем образования, на одно из приоритетных мест выдвигается проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

Учитывая сказанное выше большое значение, имеет проблема мониторинга, и управления качествомобразования. На основании этого мы сформулировали тему исследования «Мониторинг и управление качеством образования»

Цель исследования: выявление особенностей мониторинга и управления качеством образования.

Объект исследования : система управления образовательным учреждением.



Предмет исследования : управление качеством образования в старшей школе в условиях введения профильного обучения.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи :

1. Раскрыть сущность понятий: «образование», «мониторинг» «качество образования» и определить содержание управления качеством образования в школе.

2. Определить основные направления совершенствования системы управления качеством образования.

Решение поставленных задач обеспечивалось методом анализа интернет источников.

В нашем исследовании мы опирались на труды таких авторов как: Белкина А.С., Кальней В.А., Третьякова П.И., Шишова С.Е. Крулехт М.В и др., посвященных методологическим аспектам качества образования и способствующих выявлению сущности понятия «качество образования»;

Давыденко Т.М., Лазарева В.С., Матроса Д.Ш., Маркова В.Д. и др., рассматривающих различные аспекты управления качеством образования.

Наша работа состоит из введения, двух глав. Первая глава «Теоретические основы управления качеством образования» состоит из двух параграфов: 1.1. Понятие качества образования и 1.2. «Управление качеством образования». В свою очередь вторая глава «Современные подходы к управлению качеством образования» состоит из трех параграфов: 2.1. «Основные направления развития качества образования», параграф 2.2. «Профильное обучение в условиях новой школы» а также параграфа 2.3. «Характерные черты профильного обучения» и заключения.

Глава I. Теоретические основы управления качеством образования.

Понятие качества образования.

Говоря о качестве образования, подразумевается оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

Прежде чем углубляться в тему исследования необходимо разобраться со значением основных понятий таких как: образование, качество образования и мониторинг.

Образование - «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определяемых в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Так раскрывается это понятие в федеральном законе Российской федерации». В учебном пособии «Основы общей педагогики» под ред Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана под образованием понимается процесс и результат усвоения системных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Общим в данных определениях то что образование – это процесс усвоения системных знаний результатом которых является совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

В свою очередь «качество образования – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Таким образом мы пришли к тому чтооценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

«Исследования Российской академии образования позволяют сформулировать характеристики качественного образования: образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами».

Качество образования трудно определить однозначно. Шишов С.Е. и Кальней В.А. в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач»; – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.Таким образом мы пришли к тому чтооценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

«Мониторинг (от лат. monitor надзирающий) «система долгосрочных наблюдений за изменением чего либо» . Так раскрывает данный термин Быков Б. А. в Экологическом словаре». В толковом словаре терминов под редакцией Корчанова С. понятие мониторинг раскрывается как методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. «Результаты мониторинга дают возможность вносить коррективы по управлению объектом или процессом. Общее в данных определениях то, что мониторинг – это наблюдение, отслеживание каких либо процессов».

Существуют различные виды мониторинга:

«Информационный мониторинг , который предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации».

Этот вид мониторинга чаще всего используется для сбора информации, размещенной на разных носителях, поэтому на первый план выходит функция слежения. Примерами информационного мониторинга являются подбор и распечатка законодательных актов, положений и приказов по интересующей тематике или сбор информации из различных источников по определенной теме, позволяющие скорректировать программу развития образовательного учреждения, найти партнеров по образовательной деятельности и т.д. В частности, такой информацией могут стать результаты сдачи ЕГЭ по определенному типу школ, перечню регионов или типу школ в данном регионе и т.п., дающие возможность сравнивать результаты учащихся разных школ.

Базовый мониторинг , который выявляет проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления. По сути, базовый мониторинг является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию (составить банк данных) для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида.

Иллюстрацией этого типа является мониторинг готовности школ к профильному обучению, проводимый во многих регионах России, в том числе и в Республике Коми, где создается банк данных образовательных учреждений. В гимназиях, классах с углубленным изучением предметов, художественной и музыкальной школах анализируются условия для создания на их базе классов профильной подготовки. Изучено их материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Кроме того, управление образования Эжвы разработало план мероприятий перехода на профильное обучение, провело опрос детей и родителей с целью выявления их интересов и предпочтений.

«Проблемный мониторинг позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем. Проиллюстрируем этот вид мониторинга на примере проекта «Проблемный мониторинг плюс аттестация», направленного на вы явление причин неудачи аттестации школ и решение проблемы взаимосвязи тотального контроля, мониторинга и аттестации. (http://komi.school.edu.ru Проект реализуется лабораторией новой педагогической парадигмы Сургутского государственного университета и диагностико-технологической лабораторией Комитета по образованию и науке города Сургута»

Основные этапы мониторинга . «При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

Подготовка исследования;

Сбор информации-

Обработка информации, ее анализ и интерпретация.

Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный)». «По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер».

Этапы мониторинга для областного уровня управления . Конкре­тизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.

I. Подготовка исследования:

Выбор целей создания системы мониторинга, круга пользо­вателей и вида мониторинга;

Подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;

Определение модели мониторинга;

Формирование совокупности показателей, их операционали-зация, распределение по количественным и качественным уров­ням;

Выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;

Разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);

Формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;

Проведение пилотных исследований качества инструмента­рия (его надежности и вал ид ности), коррекция инструментария,

его стандартизация;

Выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;

Разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;

Разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;

Разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.

2. Сбор информации:

Проведение тестирования и анкетирования;

Проведение собеседований;

Работа с документами;

Организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;

Организация процедур соблюдения конфиденциальности ин­формации.

3. Обработка информации, ее анализ, интерпретация:

Анализ и чистка сырых данных, обработка данных монито­ринга;

Оценивание надежности и валидности данных, анализ гене­рализуемости;

Коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;

Шкалирование данных мониторинга;

Анализ данных;

Интерпретации результатов анализа;

Подготовка заключительного отчета по использованию ре­зультатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.

Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. «В частности должна исчез­нуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений». Не нужны также процедуры обработки, анализа и ин­терпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.»

Определив значение основных понятий по теме исследования, мы можем рассмотреть особенности качества образования. Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучаемого.

Проблема качества образования – «одна из наиболее актуальных проблем современного общества, развитие которого требует новых подходов в развитии образования. Изменяются и требования к качеству подготовки школьников. В национальной доктрине российского образования качество образования считается ведущим приоритетом. По-настоящему качественное образование является основой стабильности, личной гарантии для выпускника школы». Дальнейшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных учреждений должно базироваться на качественном, «солидном» школьном образовании, включающем такие характеристики, как основы «стабильности» личности, способность к совместной (командной) работе, готовность к учению и к самообучению.

«Современные экономические отношения, переход к демократическому и правовому государству, развитие рынка образовательных услуг предъявляют к выпускникам качественно новые требования. Образование является главной ценностью, которой располагает человек в современном обществе. Качественное образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. «Ответственность в образовании перед потребителем особенно высока, поскольку его продукт – новое поколение, будущее общество».

«Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» в образовательном процессе».

Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

Однако, несмотря на широкое обсуждение вопросов качества образовательной подготовки учащихся, практика обеспечения качества образования школьников во многих случаях все ещё не дает желаемых результатов.

«Смена образовательной парадигмы повлекла за собой изменение целей образования. Оно ориентировано на другой результат, на другое качество. Представление же о качестве образования у большинства педагогов осталось прежним».

Изучение научной литературы, школьной практики, опыт сотрудничества с руководителями школ, с заместителями директоров и учителями позволяет выявить противоречие между декларируемыми целями и традиционной системой образовательной подготовки, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов учебной деятельности школьников.

Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку. Качественное образование – это образование качеств личности.

«Между тем, Голубева Л.М. отмечает, что «учебный процесс в школе все еще направлен в основном на передачу информации, а значит, обучение не реализует основной принцип гуманизации образования – обращения к личности, создания условий для наиболее полного раскрытия и развития ее потенциальных возможностей. Весь арсенал педагога направлен на повышение уровня обученности и не обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и личности в целом». Случай с учебными программами показателен с этой точки зрения. Это инструмент управления и координации деятельности учителей по обучению: они имеют тенденцию к превращению в бюрократические предписания и рекомендации, выполнение которых можно проверить («выполнил ли свою программу» учитель, «овладели ли учащиеся понятиями и знаниями?»). »

Оценка качества образования в школе также является одной из сложнейших педагогических проблем. Используемые сегодня формы и методы оценки качества образования обучающихся не позволяют всесторонне и совершенно объективно произвести эту оценку, поскольку непросто определить всё то, что надо оценивать. Количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

Как отмечает А.Талых, «сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды».

В связи с этим представляется важным создание системы анализа деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в школе старшей ступени.

1.1. Что входит в понятие «качество образования».

1.2. Стандарты измерения качества образования.

1.3. Развитие качества образования.

1.1. Качество образования - это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Требования к качеству образования отражены в таких документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010», «Стратегия модернизации содержания общего образования», «Государственный образовательный стандарт» и др.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года под новым качеством образования понимает:

Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой , что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;

Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;

Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.

М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос так определяют качество образования:

1 Образование включает в себя обучение, воспитание и развитие.

2. Качество образования - это соотношение цели и результата образования. При этом цели заданы только операционально и спроектированы в зоне ближайшего развития ученика. Результат также формулируется операционально.

3. Качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний учащихся ГОСу, но и качеством личности, духовного и гражданского развития детей. В этом главная общественная ценность образования.

С.Е. Шишов и В.А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и общества в целом в развитии гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

1.2. В области обучения и образования действует международный стандарт оценки качества ИСО 9001:2000. В нем используется процессный подход. Если рассматривать образование как процесс, то становится очевидной его непрерывность, что предъявляет особые требования не только к организации самой образовательной деятельности, но и к оценке ее качества.


Возникает необходимость:

Организации регулярной и систематической оценки, то есть внедрение мониторинга ;

Оценки только конечного результата без анализа факторов, которые на него повлияли (используемых методов и технологий, системы взаимодействия и др.);

Оценки с учетом движущих сил данного процесса - заказчика (общества и различных социальных институтов) и потребителей (обучающихся и их родителей).

Государственный образовательный стандарт (ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Он включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Соответствие требованиям ГОС и другим стандартам качества образовательного учреждения оценивается в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации. Лицензирование дает право образовательному учреждению на проведение образовательной деятельности. Аттестация говорит о реализации образовательного процесса в соответствии с лицензионными нормативами, требованиями ГОС и дает право на прохождение аккредитации. Аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу документа об образовании государственного образца.

1.3. Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:

Показатели, характеризующие качество учебного процесса;

Показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.

Цели оценки качества образования:

Определить уровень учебных достижений;

Выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;

Выяснить, имеются ли проблемы с учебными достижениями у тех или иных групп обyчающихся;

Выявить факторы, связанные с учебными достижениями;

Отслеживать динамику учебных достижений.

Возможны два механизма совершенствования системы качества образования:

Один из них реализуется в педагогической системе; он включает выявление несоответствий и проведение корректирующих или предупреждающих действий преподавателем при реализации педагогической технологии;

Второй механизм заключается в критическом анализе системы в целом в процессе различных ее рассмотрений, прежде всего, в ходе анализа со стороны руководства различного ранга и доработок системы на их основе.

Несмотря на широкое использование этого термина, ввести однозначное определение категории качества образования достаточно сложно. Позиции теоретиков и практиков по вопросу качества образования позволяют сделать вывод о том, что для него невозможно ввести одно универсальное определение, а окончательной, застывшей формулировки качества образования вообще не может быть. С изменением уровня развития общества и социальных условий к качеству образования предъявляются все новые и новые требования, особенно к творческим и прогностическим способностям человека во взаимосвязи с этической компонентой. Учитывая постоянную изменчивость социальной среды, само понятие «качество образования» будет непрерывно трансформироваться и в дальнейшем.

В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации в области образования понятие «качество образования» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

По решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 №483 «О Соглашении о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» (вместе с «Соглашением о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)» (Заключено в г.Санкт-Петербурге 21.05.2010)) качество образования определяется как соответствие образования (полученного и получаемого) потребностям и интересам личности, общества, государства;...» (Официальная терминология. Академик.ру. 2012.)

Понятие «качество образования» определяется по разному. Рассмотрим некоторые определения из разных источников.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - это соответствие образования (как результата, как процесса,как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; - этосистемная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств(характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участниковСодружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 44)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося.Основные факторы, определяющие качество образования:

  • 1. профессорско-преподавательский состав;
  • 2. учебно-методичесое обеспечение;
  • 3. материально-техническая база;
  • 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;
  • 5. студенты (учащиеся) и выпускники.
  • (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление,перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ - определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. Качество образования зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.(Педагогический словарь. - М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2005.)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ -категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.(Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.)

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ- это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем. Определяется по совокупности и соотношению между собой качеств самой системы и свойств «педагогического продукта», т.е. ее выпускников. Качество системы - это ее финансово-экономическое, правовое, материально-техническое, организационно-педагогическое, методическое, информационное и психолого-педагогическое обеспечение. Свойства «педагогического продукта» - это те полезные личностные свойства, приобретаемые и развиваемые людьми в системе образования, которые способствуют духовному и материальному благоустройству человека в обществе. «Хорошее» образование делает человека конкурентоспособным на рынке труда, помогает гармонично выстраивать свои отношения с обществом, способствует формированию здорового образа жизни, обеспечивает духовные и культурные основы частной жизни. Качество образования сегодня определяется по ряду таких показателей, как: назначение образовательной системы и удовлетворение ею образовательных потребностей людей; надежность (устойчивость результатов), эргономичность (сохранение гигиенических и антропометрических стандартов); эстетичность, технологичность, нормативно-правовая определенность и др. Качество образования определяется посредством аттестации учащихся и учителей, лицензирования и аккредитации.(Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).- Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)

Существует несколько основных подходов к рассмотрению понятия «качества образования», имеющих место в отечественной литературе. Так, М.М. Поташником оно рассматривается как соответствие требованиям образовательных стандартов. В таком контексте качество образования выступает как «соотношение цели и результата, меры достижения целей, заданных операционно и спрогнозированных в зоне потенциального развития обучающихся». Как соответствие запросам потребителей качество образования рассматривают В.А. Качалов и В.Д. Шадриков. Как соответствие образовательных услуг ожиданиям общества определяется качество образования М.В. Рыжаковым. Это отражает тот факт, что с позиций потребителей все сильнее выделяется социальный аспект в концепции формирования компетентности и компетенций будущих специалистов. Немаловажное значение в последнее время приобретает разделение понятий качества получаемого и качества предоставляемого образования, а также обоснование целостного представления о качестве образования во всем его многообразии.

Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды. Тогда качество образования не исчерпывается только собственными целями и ценностями деятельности учебных заведений, оно должно более полно соответствовать потребностям общества: социальным, экономическим, культурным, увеличению их вклада в развитие общества, в его человеческий потенциал. Постоянно и каждый раз на новом социально-экономическом уровне общества актуализируется проблема развития образовательных систем в целом, а ее центральными тенденциями служат ориентация на личность и на создание оптимальных условий для ее обучения, развития и воспитания, стандартизация содержания образования, проектирование образовательных систем, управление ими и оценка их качественного уровня.

Как видно, качество образования - это комплексный показатель:

  • -соотношения цели и результата обучения;
  • -обеспечения степени удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг;
  • -определенного уровня знаний, умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и нравственного развития личности;

Одновременно это система, модель, организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное развитие. С позиций современной дидактики выделяются следующие характеристики современного качественного образования:

  • -концептуальный уровень содержания в соответствии с уровнем научно-технического прогресса;
  • -его междисциплинарный, компетентностный и деятельностный характер;
  • -направленность, совместимая с интересами, желаниями, возможностями и индивидуальными особенностями обучающихся;
  • -вариативный, альтернативный и проблемный характер обучения с широким использованием информационных технологий;
  • -создание различных культурных сред для поликультурного образования в целях духовного обогащения и формирования готовности жить в полиэтнической среде;
  • -независимый характер оценивания результатов учебного труда и степени развития личности;
  • -обеспечение условий для самооценки, самоаттестации и самоуправления в обучении и развитии.

Итогом качественного образования являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических условиях, эффективно используя полученное образование. По определению Ж. Делора, человек должен освоить «три столпа образования»: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить.

1

Цель данной статьи состоит в изучении основных подходов к раскрытию понятия «качество образования», систематизации отечественных подходов и анализе зарубежных материалов ведущих международных организаций в области политики качества высшего образования. В педагогической и научной литературе понятие «качество образования» исследуется в различных плоскостях: концептуальном, теоретическом и методологическом. На основе системно-функционального анализа авторами предлагается выделить четыре подхода к понятию "качество образования" , а именно: целеориентированный подход, бенчмаркинговый подход, результатоцентрированный подход и ценностно-ориентированный подход. Категория "качество образования" авторами рассматривается с различных позиций заинтересованных сторон образовательного процесса (имеющих свои требования к качественной стороне образования): государства, общества, вуза, работодателей, студентов и родителей. В рамках каждого из вышеперечисленных подходов возможны альтернативные варианты (например, потребителеориентированный подход, стандарто-ориентированный подход, подход к качеству как превосходству и исключительности), что доказывает многомерность, системность и комплексность исследуемого понятия.

качество

качество образования

высшее образование

концепция

подход к качеству

1. Аавиксоо, Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему // Я.Аавиксоо // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2002. - № 6. - С.3-8.

2. Вроейнстийн, А. И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах / А. И. Вроейнстийн. - М.: МНЭПУ, 2000. - 180с.

3. Галаган, А. И. Проблемы присоединения к ГАТС в сфере образования: анализ мировых тенденций / А. И. Галаган // Известия МА ВШ. - 2006. - №3. - С.70.

4. Лебедев, О. Е. Управление качеством образования / О. Е. Лебедев, СПб., 2004. - 136 с.

5. Мотова Г. Н. Экспертиза качества образования: европейский подход / Г. Н.Мотова, В. Г. Наводнов. - М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. - 100 с.

6. Поташник, М. М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и метод. пособие / М. М. Поташник. - М.: Педагог. общество России, 2000. - 448 с.

7. Полонский, В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании / В. М. Полонский. - М., 1995.

8. Frazer, M. Assuring Quality in Higher Education: A Blueprint for Future. Higher Education Supplement Quality Debate Conference, 1993. - P. 43.

9. Harvey, L. and Green, D. Defining quality, Assessment and Evaluation in Higher Education, 1993. - Vol 18. - № 1. - pp.9-34.

10. Lagrosen, S., Seyyed, R. Examination of the dimensions of quality in higher education.// Quality Assurance in Education. - 2004. - Vol. 12. - Iss: 2.

11. Stella, A. Understanding Quality Assurance Frameworks in the Asia-Pacific Region: Indicators of Quality. - Asia-Pacific Quality Network. - 2007. - 10 p.

12. Vlasceanu, L., Grunberg, L., Parlea, D. Quality Assurance and Accreditation: A Glossary of Basic Terms and Definitions. - Bucharest, 2007. - 152 p.

Введение

Вопрос повышения качества образования, качества подготовки специалистов, повышение образовательного потенциала является ключевой проблемой многих стран мира в области высшего образования. Многие развитые страны обеспокоены современным состоянием образования и постоянно предпринимают попытки повысить его качество. Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших проблем российского образования. Теоретико-методологической основой исследования вопросов качества послужили труды таких авторов, как В. И. Андреев, Б. Е. Гринкруг, Т. В. Давыденко, В. А. Кальней, А. М. Кац, М. В. Крулехт, О. Е. Лебедев, В. Н. Максимова, В. П. Панасюк, В. М. Полонский, М. М. Поташник, И. В. Тельнюк, Б. Е. Фишман, С. Е. Шишов, Е. А. Ямбург и др.

По мнению М. М. Поташника, нечеткость понятия «качество образования» вызвана нарушением требования операциональной постановки цели, а именно «...для определения качества образования требование только операциональной постановки цели и только операционального формулирования результата является обязательным. При невыполнении этого требования качество образования просто невозможно определить» .

Учитывая сложности интегрального понятия «качество образования», а также неоднозначность его использования в педагогической и научной литературе, возникает необходимость использования системного подхода в рассмотрении данного вопроса. Таким образом, основной целью исследования стало изучение и систематизация отечественных подходов к трактовке «качество образования», анализ зарубежных разработок в этой области и систематизация основных материалов ведущих международных организаций в области политики качества высшего образования.

На основе системно-функционального анализа выделим четыре подхода к понятию «качество образования»: целеориентированный подход; бенчмаркинговый подход; результатоцентрированный подход; ценностно-ориентированный подход . Под эгидой ЮНЕСКО проводятся исследования качества образования в разных странах, в том числе и в России. Сравним мнения различных исследователей с целью выявления составляющей данной педагогической категории.

Целеориентированный подход

Наиболее полные разработки в области подходов к качеству образования принадлежат профессору Ли Харви. Наряду с такими подходами, как: исключительность, совершенство, окупаемость и трансформация, данный автор выделяет подход к качеству, как соотнесению цели, а именно - «качество связано с целью, задаваемой поставщиком образовательных услуг» . Следует отметить, что данный подход является ведущим и поддерживается большинством зарубежных авторов, огромный вклад в распространении которого внесли К. Болл, Л. Власеану, Д. Вудхауз, Л. Грунберг, Д. Парлеа. Сходную позицию занимают отечественные авторы С. Е. Шишова, В. А. Кальней, М. В. Крулехт и И. В. Тельнюк. Авторы придерживаются трактовки понятия «качество образования» как степени достижения поставленных образовательных целей и задач, но учитывают при этом удовлетворение ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых учреждением образовательных услуг. Несмотря на определенную общность взглядов к данной трактовке, некоторые авторы, в частности, Я. Аавиксоо отмечает существование расплывчатого понимания качества образования как стратегической цели: «Когда люди говорят о качестве, всегда полезно узнать, что под качеством (как стратегической целью) они понимают. Мои наблюдения свидетельствуют: понимание, существующее в вузах, очень расплывчато» . В Глоссарии основных терминов в области гарантии качества и аккредитации Л. Власеану, Л. Грунберг, Д. Парлеа отмечают, что зачастую качество в данном значении определяется как справедливое получение адекватных услуг за потраченные деньги, показывающих, насколько эффективно используются вложения действующими процессами и механизмами; а также получение дополнительных ценностей при оценке изменений, произошедших в ходе различных образовательных процессов.

Инвариантом данного подхода может служить подход к качеству, как соответствие назначению, пришедший к нам из промышленности. Американский ученый Дж. Джуран определил качество изделия или услуги как пригодность для использования. Перенеся это понятие в плоскость образования, можно констатировать возникновение следующей ситуации: образовательная программа, обеспеченная высококвалифицированными преподавателями и материально-технической базой может быть совершенно не востребована в регионе, где нет потребности в таких профессиях. Подход к анализу качества как «соответствие цели» чрезвычайно распространен в настоящее время и требует от образовательного учреждения наличия многих факторов, позволяющих четко и ясно сформулировать приоритеты в области политики достижения, повышения и гарантии качества.

В рамках целеориентированного подхода можно различить альтернативные подходы, получившие развитие в 1990-х годах, а именно:

  • - Потребителеориентированный подход . Качество, как удовлетворенность потребителя, связано с возрастанием значения рыночных отношений в сфере высшего образовании, которое стремится оправдать ожидания всех заинтересованных сторон. Данной трактовки придерживаются как наши российский исследователи (А. М. Кац, И. В. Мусовский, П. И. Третьяков, Б. Е. Фишман, Т. И. Шамова), так и зарубежные авторы (Ш. Лагросен, Р.Сеид-Хашеми, М. Лейтнер). По словам бывшего министра образования Австралии А. Ваутсона, «чтобы выжить и процветать в быстро меняющемся мире, университеты должны войти в рынок и стать предприятиями бизнеса, ориентированными на потребителя» . Однако в сфере высшего образования встает неоднозначный вопрос, насколько удовлетворенность потребителя может быть приравнена к тому, что хорошо для потребителя. В нашем случае студенты, выступающие в качестве непосредственных потребителей образовательных услуг, могут и не осознавать, что хорошо для них, и является ли получение качественного образования их потребностью в настоящее время.
  • - Стандартоориентированный подход (качество как пороговое значение/минимальные стандарты). Во многих европейских системах широко используется определение качества как соответствие основным/минимальным стандартам, когда образовательная программа/образовательное учреждение должны соответствовать выработанным внешним или внутренним критериям и нормам. Л. Власеану, Д. Парлеа в своих работах подчеркивают, что «в данном случае точкой отсчета можно считать установление минимальных стандартов для выполнения учреждением/программой и создания основы механизма улучшения качества» . По мнению Л. Харви и Д. Ньютона, большинство проведенных исследований демонстрируют, что качество тесно связано с отчетностью и соответствием требованиям и мало способствует улучшению обучения студентов. Действительно, требования стандартов, которые зачастую навязаны извне, никак не связаны с личностью конкретного обучающегося, качеством образования, которого мы хотим определить. Источником данного подхода является используемый в промышленности контроль качества. В сфере высшего образования понятие «стандарт» используется для обозначения заранее определенных ожиданий. Если вуз отвечает установленным стандартам, он может считаться качественным вузом. Этой концепции следует большинство контролирующих органов для того, чтобы гарантировать, что вуз или академическая программа отвечают пороговым уровням. При этом может возникнуть вопрос: может ли считаться качественной образовательная программа, соответствующая стандартам, но не пользующаяся спросом у студентов? Кто устанавливает стандарты? Гарантирует ли выполнение вузом стандартов получению студентами качественного образования?

В действительности, понятие «качество» гораздо шире и не может выполнять лишь цель выполнения стандартов. Так, М. Фрезер в работе «Качество высшего образования: международный аспект» проанализировал качество образования как комплексную категорию и включил в данный термин не только совокупность определенных стандартов, но и образовательный процесс, деятельность факультетов, соответствие целям в области политики качества и компетентность выпускников .

Бенчмаркинговый подход

Альтернативным вариантом стандартоориентированного подхода выступает бенчмаркинговый подход. Международная сеть гарантии качества агентств в области высшего образования (INQAAHE) определяет бенчмарку в качестве исходных данных для сравнительной оценки. Качество в контексте бенчмаркинга выступает не только как соответствие стандартам и как результат, но и как обоснованное достижение и превышение стандарта . Результаты бенчмаркинга важны, прежде всего, для самого образовательного учреждения, и на их основе принимаются решения, необходимые для дальнейшей деятельности вуза в области политики повышения качества образования.

Инвариантом бенчмаркиногового подхода может выступать подход к качеству как превосходству/ислючительности, которого придерживаются зарубежные авторыЛ. Харви, Т. Питерс, Р. Вотерман, М. Доэрти, Р. Мидлхерст, Ч. Ченг, М. Там. Согласно такому подходу только лучшие стандарты превосходства (например, высокий уровень сложности образовательной программы, сложность процедур тестирования студента, включение образовательной программы в список лучших образовательных программ страны и т.д.) могут являться показателями качества. Однако А. И. Вроейнстийн в своей работе «Оценка качества высшего образования» предостерегает о том, что понятие «качество» зачастую смешивают с понятием «превосходный». «Часто люди говорят о повышении качества, подразумевая стремление быть отличным, превосходным. Тем не менее, быть качественным не значит быть превосходным. Конечно, каждый вуз старается обеспечить высокое качество обучения, но не каждый вуз может быть Йельским университетом или Массачусетским технологическим институтом» .

Наряду с вышеперечисленными подходами некоторые исследователи выделяют подход к качеству, как отчетности (Б. Кхем) или как совершение минимального количества ошибок/отсутствие дефектов (Э. Стелла).

Результатоцентрированный подход

В. М. Полонский рассматривает качество образование как результат и полагает, что его характеризует «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответственных с планируемыми целями обучения и воспитания» . При этом важно понимать, каким должен быть уровень усвоенных компетенций выпускников, и не менее важный вопрос - как оценить этот уровень, то есть результаты обучения.

Несколько отличную точку зрения на понимание сущности качества образования, как достижения результата, высказывает О.Е. Лебедев. Автор считает, что под качеством образования следует понимать «совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития» . В рамках результатоцентрированного подхода можно выделить подходы к качеству образовательного процесса, основанные на ключевых показателях эффективности; на внутриинституциональных показателях; показателях, ориентированных на требования внешних органов.

Ценностно-ориентированный подход

Качество можно определить в дополнительном ценностном выражении. Зарубежные авторы Д. МакКлейн, А. Эшворс, Р. Харви. Ч. Ченг и М. Там исследовали понятие «качество» с точки зрения ценностного выражения и разработали 7 моделей качества в образовании. На практике различные группы представляют смысловое поле данного понятия «качество образования» по-разному. Поскольку взгляд на качество определяется субъективным представлением о высшем образовании, целесообразно говорить о разных аспектах качества. Как показал анализ научно-методической и специальной литературы, категорию «качество образования» следует рассматривать с различных позиций заинтересованных сторон образовательного процесса (табл.1).

Таблица 1. Заинтересованные в качестве образования стороны и ожидаемый результат

Заинтересованные стороны

Ожидаемый результат

Государство

  • выполнение ФГОС
  • продолжительность учебного процесса
  • % принятых на обучение
  • коэффициент зачисленных и исключенных студентов
  • уровень научно-исследовательской деятельности вуза и т.д.

Общество

  • ценностные ориентации и ценности самих обучающихся
  • формирование имиджа страны
  • влияние вуза на качество жизни и т.д.

Управленческий персонал

  • организация учебного процесса
  • достижения вуза
  • высокий рейтинг вуза
  • подготовка научно-педагогических кадров
  • получение прибыли в результате научно-педагогической деятельности
  • стимулирование инновационной деятельности
  • надлежащее развитие способностей студентов и т.д.

преподаватели

  • процесс преподавания/обучения
  • академическая подготовка студентов, основанная на эффективном применении знаний
  • наличие качественного учебного плана
  • творчество, самосовершенствование и т.д.

Работодатели

  • надлежащая подготовка студентов к рынку труда
  • сформированность компетенций выпускников и т.д.

Студенты

  • пригодность образования для будущего трудоустройства
  • востребованность на рынке труда
  • карьерный рост

Родители

  • успехи детей
  • престиж вуза
  • развитие индивидуальности, творчества детей

Качество является объектом дискуссий для всех заинтересованных сторон. При этом каждый субъект формулирует свои требования к качественной стороне образования. Перед вузами, ответственными в конечном счете за качество предоставляемых образовательных услуг, стоит задача максимально возможно выполнить все требования заинтересованных сторон.

Выводы

  1. Понятие «качество образования» - системный концепт, имеющий целый ряд определений. Отсутствие единого определения связано с тем, что концепт обладает сложной, многомерной структурой.
  2. На основе системно-функционального подхода авторами выделены четыре подхода к понятию «качество образования»: целеориентированный подход, бенчмаркинговый подход; результатоцентрированный и ценностно-ориентированный подходы;
  3. Понятие «качество» может иметь различные значения в зависимости от таких аспектов, как ожидания заинтересованных сторон; соотношение понятия «качества» с другими понятиями, а именно: входные и выходные данные, процессы, задачи, цели образования, характеристики академической среды и др.

Тем не менее, в «Глоссарии гарантии качества и аккредитационных терминов», подготовленном ЮНЕСКО для работы круглого стола «Показатели аккредитации на институциональном и программном уровнях высшего образования» (3-8 апреля 2003 г.) в рамках проекта «Стратегические показатели высшего образования в 21 веке», отмечается, что общим для всех подходов в определении качества является интеграция следующих ее элементов: гарантированная реализация минимальных стандартов образования; способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию.

В результате изучения различных подходов трактовки качества образования мы пришли к выводу, что понятие «качество образования» по своей природе системно, комплексно и неоднозначно. Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией, которая охватывает все ее функции и виды деятельности: реализацию академических программ, соответствующих последним достижениям науки; высокую степень научных исследований; оснащенность образовательного учреждения оборудованием, материально-технической базой, современным библиотечным фондом; подбор высококвалифицированных кадров; создание культуры качества в вузе в целом. Все вышеперечисленные условия формирует общую концепцию понимания академического качества в сфере образования, к которому стремится любое академическое сообщество и образовательное учреждение страны.

Рецензенты:

  • Комелина В. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Арефьева С. А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Апакаев П.А., Мерлина Н.И., Матвеева О.А. СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНЯТИЮ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6444 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»