Интересные задания на звук а. Урок на тему «Звук и буква А. Зрительная гимнастика «Веселая буква»

Конспект занятия на тему «Закрепление знаний о звуке «А» и букве «А»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г.Москвы

Цель: закрепить знания детей о звуке А и букве А.

Задачи:

1. Закрепить вырабатывание четкого произношения звука «а».

2. Закрепить умение вырабатывать множественное число существительные с окончанием А

3. Развивать слуховое внимание, употребление звука А изолированно, в слогах, в словах.

4. Закрепить выделение звука А из ряда гласных.

5. Закрепить знания о букве А.

6. Развивать мелкую моторику.

Оборудование:

Кукла, символ (карточка) звука «А», красный квадрат, карточка с буквой «А», картинки.

I. Организационный момент (3 минуты)

Логопед: - Вопросы к детям по теме фрукты. Сядет тот, кто правильно ответит на мой вопрос.

2. Введение в тему занятия: (2 минуты)

Логопед: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

арка, аист, арбуз, август

II. Основная часть.

3. Артикуляция звука . (4 минуты)

Логопед:- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед:- Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «АААА». (на доску вывешивается картинка девочки с куклой)

4.Логопед: – Задание выполнили. Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадрат– это символ всех гласных звуков, в том числе и звука «А». Так мы его будем обозначать.

5. Логопед: Кукла Аня приготовила вам игру, она называет Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:(3 минуты)

а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

му-ма-му

на-ну-на

та-то-та

солнце, май, лицо, улица, зонт, палец

6. Логопед: – Кукла Аня забыла название картинок, давайте вместе поможем ей их вспомнить. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их, скажите, где звук А в начале или в конце. (3 минуты)

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф. Улитка, пчела.

7.Физкультарная минутка (3 минуты)

Аист, аист длинноногий, покажи ты нам дорогу.

(ножки топать, после рукой показать в сторону) Аист отвечает: «Топай правой ногой, топай левой ногой.

(топнуть левой ногой, топнуть правой ногой) Шагни правой ногой, шагни левой ногой, вот тогда придешь домой! (шагнуть правой ногой, шагнуть левой ногой, ходьба на месте)

Логопед: Ребята, в каких словах вы услышали звук «А»,назовите их.

6. Образование множественное числа существительных с окончанием «А» (4 минуты)

Логопед: - Ребята, давайте поиграем в игру, «Один и много»

Я вам буду вывешивать картинку в единственном числе, а вы должны будете найти пару этой картинки,где много этих предметов. (например: окно - окна)

Дом - дома;

Лицо - лица;

Поезд – поезда;

Стекло – стекла;

Рог - рога;

Глаз - глаза;

Жеребёнок - жеребята;

Доктор - доктора;

Ребенок – ребята;

Котёнок - котята;

Ведро - ведра;

Яйцо - яйца;

Кольцо – кольца;

Слонёнок – слонята.

8. Знакомство с буквой «А». (2 минуты)

Логопед:- Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Логопед:- Посмотрите вот она буква «А». (Выставляется карточка с изображением буквы «А»).

Логопед:- Давайте вместе нарисуем букву А волшебным карандашом в воздухе.

9.Индивидуальная работа (4 минуты)

Логопед: Выкладывание буквы «А» из палочек.

Давайте попробуем сложить вместе.

10. Итог занятия, оценка детей. (1 минута)

Логопед:- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкого и др.
(с. 24-26).

Цели:

  • познакомить учащихся со звуком [а];
  • формировать умение выделять звук [а] из речи;
  • познакомить детей с буквами А, а;
  • формировать навык чтения;
  • развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей;
  • прививать интерес к чтению.

Оборудование:

  • демонстрационные карточки с письменными и печатными буквами А, а;
  • схемы звуков, слов, предложений;
  • сюжетная картинка (Девочка держит арбуз);
  • картинка с изображением астры; слоги СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА;
  • карточки с труднопроизносимыми и новыми для детей словами (Уль-я-на, Аг-ра-фе-на, А-ри-на, ге-ор-ги-ны и др.);
  • магнитная доска;
  • книги: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»;
  • презентация «Занимательное азбуковедение» (Приложение 1).

Пояснения по использованию презентации: на слайдах презентации слова, которые читают дети, разделены на слоги. Всё остальное читает учитель.
На слайде 10 не все слова разделены на слоги, а только трудные и новые для детей. Слово на слайде 17 читают дети.
На этапе изучения нового материала рекомендуется использовать слайды 3-6. Для закрепления изученного – 8-19, обобщение - 20-22.
Предлагаемый презентационный материал к этапу закрепления может быть использован на одном уроке (выборочно) или разделён на два урока. Например, слайды 8-10, 13 и 19 могут быть использованы на первом уроке знакомства со звуком [a] и буквой «А». А слайды 11, 14 - 18 – на следующем. Или же некоторые из этих слайдов могут использоваться на уроке знакомства со звуком [o], буквами «О, о» на этапе повторения изученного

Ход урока:

I. Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв.
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

III. Повторение изученного.

- На какие группы делятся звуки?
- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?

1. Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.
На доске слоги: СА, АС, ЗА, ША, АШ, ЖА, ЧА, АЧ, РА.
Читающие ученики читают слоги, все дети их повторяют и произносят чистоговорки, разученные на предыдущих уроках.
Например: Ученик: - СА.
Все: - СА – СА – СА под кустом сидит лиса.
Ученик: - АС.
Все: - АС – АС – АС – пили мы из кружки квас.

ЗА – ЗА – ЗА – уходи домой коза.
ША – ША – ША – мама моет малыша.
АШ – АШ – АШ – мы построили шалаш.
ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа.
ЧА – ЧА – ЧА – к Саше вызвали врача.
АЧ – АЧ – АЧ – шёл по полю чёрный грач.
РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

2. Работа со схемами.

Ученики рассматривают сюжетную картинку, на которой изображена девочка. В руках у неё арбуз.

Выставляется схема предложения: У Ани арбуз. (Возможен вариант: У Оли арбуз.)

- Ребята, какое предложение «спряталось» в этой схеме?

Можно предложить детям использовать подсказки:
1.Обращается внимание на вертикальную чёрточку в схеме второго слова.
2.Третье слово можно узнать, правильно назвав последнее слово в стихотворении.

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его…(арбуз).

Правильность ответа сравнивается со схемой слова АРБУЗ, которая дана в учебнике (с. 25) .

Полученные предложения соотносятся со схемой.
Схема предложения остаётся на доске.

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, кто из вас был внимательным и сможет сказать, какую чистоговорку мы произнесли последней?

- Давайте ещё раз её произнесём.
– РА – РА – РА – были мы в гостях вчера.

- Сегодня мы пойдём в гости?
- В какую страну? (В страну Букв).
- Но жители страны Букв очень дружат с жителями страны Звуков.
- Давайте прислушаемся к звукам.

1. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [ a].
Использование презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) .

1. Звуковая гимнастика. (Слайд 3).

2. Работа по учебнику и у доски.

На доске появляется картинка, на которой изображена астра.
Составляется схема этого слова.
Дети находят такую же картинку и схему в учебнике.
Проводится работа по выделению звука [a].

3. Первичное закрепление.

Слайд 4. Работа по развитию фонематического слуха, мышления.

Детям предлагается посмотреть на предметные картинки (лук, хлеб, ананас, торт, вафли, лимон, сыр, банан и др.).

Ребята, давайте назовём продукты и выберем те, которые будет
есть малыш. В названии этих продуктов должен быть звук [a], стоящий в любом месте слова.

Можно попросить детей подумать, в названиях каких школьных
принадлежностей присутствует ударный звук [a].
Определяется место звука в этих словах.

Игра «Наши имена».
Детям, в чьих именах встречается звук [a] – ударный, в каком-то определённом слоге (первом, втором и т. д.) предлагается выполнить различные упражнения (поднять левую или правую руки, встать…).
Возможно, что мальчики будут анализировать имена девочек, девочки – имена мальчиков.
Остальные учащиеся класса сигнализируют о правильности выполнения задания: выполнено верно – хлопают, ошибка – топают.
(При использовании этого задания на уроке педагог должен учитывать особенности таких имён, как Оксана, Олег).

4. Знакомство с буквой А.

Слайды 5 и 6 . (Развитие ассоциативного мышления).

Учебник, с.25 . Демонстрируются и письменные буквы А, а.

Обращается внимание на схему предложения: У Оли (Ани) арбуз. Если дети в предложении употребили имя Оля, предлагается назвать девочку именем, начинающимся с ударного звука [a], в соответствии со схемой.
Если же дети уже назвали девочку Аней, то к схемам добавляются буквы: Аня – А, арбуз – а.

- У кого из учеников нашего класса имя начинается с ударного звука [а]?
- Какую из букв (А или а) мы используем для обозначения этого звука? Почему?

V. Физтминутка. Слайд 7 .

А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко –
Ноги ставит широко.

Дети стоят, широко расставив ноги.
На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи,
два хлопка, на плечи, на пояс, вниз – темп убыстряется.

VI. Закрепление изученного.

1. Использование презентации «Занимательное азбуковедение» (Приложение1) .

Слайды 8, 9.
Творческая работа, чтение слов-отгадок читающими детьми.

Слайд 10 .
Произнесение скороговорок.
Словарные слова: Ульяна, Аграфена, Арина, георгины.

2. Работа по развитию речи.

Учебник, с.24 – 26 .

Составление рассказа по картинке. Это задание могут выполнить нечитающие дети (с. 24 - 25 ).
Придумывание предложений к схеме.
Чтение текстов читающими детьми.
Работа над пословицами.

Презентация. Слайд 11.
Развитие произвольного внимания, памяти.
Дети вспоминают сказку, а далее продолжают работу по учебнику.

Беседа по иллюстрациям сказок (с. 26 ).
Составление предложения к схеме (с. 26 ).

На этом этапе урока происходит знакомство учащихся с различными изданиями книг: «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка».

Предлагается читающим детям познакомиться дома с этими произведениями.

VII. Физминутка. Слайд 12 .

Буква А, буква А –
Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.

Дети широко ставят ноги, поднимают руки вверх, делают хлопки.

Проводится гимнастика для глаз.

3. Работа с презентацией (Приложение1) .

Слайды 13 -15.
Блок заданий на восстановление деформированных слов.
Можно использовать выборочно.
Словарное слово - АНАГРАММЫ.

Слайд 16 .
Работа по развитию мышления.
Разгадывание ребусов.
Можно сравнить слова: слава и Слава.

Слайды 17 и 18 .
Задания на развитие мышления, произвольного внимания, памяти.

Отгадывание слова. (Слайд 17 ).

- Если по букве, ребята, возьмёте
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовёте…
Какой это месяц? Скажите скорей.

Разгадывание кроссворда. (Слайд 18 ).

Слайд 19 .
Работа по развитию фонематического слуха и произвольной памяти.
Слайд выводится на этапе проверки, соотносятся звуки, услышанные детьми, и буквы.
Текст дети воспринимают на слух (читает учитель).
Словарные слова – АКАЦИЯ, АЛЫЧА, АРБА, АППЕТИТНЫЙ.

VIII. Обобщение изученного.

Слайды 20 и 21 .

Параллельно идёт работа с лентой букв в учебнике и у доски.

IX. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
- Что вызывало затруднение? Почему?
- Какие новые слова узнали? (Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные слова).
- Что общего у этих слов?(Звук [a],буква а).
- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествиев страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются,вы сможете научиться читать и писать.

Слайды 22 и 23.

- Спасибо за работу!
Литература:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Заходер Б.В. Мохнатая азбука. – Фрязино: Век 2, 1998.
  3. Шварц М.Л. Азбука для заботливых родителей. – Фрязино: Век 2, 1998.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

Научить четко произносить звук [А].

Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3 . Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

губки в спокойном состоянии;

ротик открыт широко;

язычок спокойно лежит во рту;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4 . Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);

самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 6 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, - Руки — полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

Задание 8 . Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога.

Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Г. Сатир

Задание 13 . Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один - в кулачок.

Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 15. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Игры с буквой .

Задание 16 . Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

Какой первый звук ты слышишь? -Какой второй звук ты слышишь?

После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Сегодняшний урок посвящён звуку и букве нашего русского алфавита. Прочитайте имена:

А нна

А лла

А рина

А лёша

А нтон

А ртём


Догадались, о чем пойдет речь? Посмотрите, с какой буквы начинается каждое имя. Тема нашего урока - звук и буква Аа .

А кула - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 2).

Лиса - звук [а] слышен в конце слова (рис. 3).

Белка - звук [а] слышен в конце слова (рис. 4).

Ла ндыш - звук [а] слышен в середине слова (рис. 5).

А стра - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 6).

Ва за - звук [а] слышен в середине и в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Ваза с цветами ()

Туча - звук [а] слышен в конце слова (рис. 8).

Рис. 8. Дождевая туча ()

Ша рик - звук [а] слышен в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Воздушные шарики ()

Кра б - звук [а] слышен в середине слова (рис. 10).

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

- Что везёшь, автомашина?

- Всё, что есть на букву А :

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сапгир

А рбуз - звук [а] первый (рис. 11).

А пельсин - второй звук [а] (рис. 12).

Рис. 12. Апельсины ()

А брикос - третий звук [а] (рис. 13).

А йва - четвертый и пятый звуки [а] (рис. 14).

Рис. 14. Японская айва ()

Всего в названии фруктов пять звуков [а] . Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А . Например, а нанас, а лыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А .

Вспомните, что такое буква?

Буква - это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа (рис. 15).

Рис. 15. Печатная буква Аа

Печатных А две буквы - большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а] . У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз» , что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать») . Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа . Вот какая буква А древняя.

Подумайте, на что она похожа буква А ?

  • На Эйфелеву башню (рис. 16)

Рис. 16. Эйфелева башня ()

  • На ракету
  • На крышу домика

Продолжите приводить примеры сами.

Чтобы лучше запомнить букву А , попробуйте вылепить её из пластилина, сложите из счётных палочек, верёвочки или пуговиц. Нарисуйте интересную картинку из буквы А .

Вы, конечно, любите, когда вам читают сказки, и смотрите с удовольствием мультфильмы про сказочных героев. Все дети любят сказки. Я приглашаю вас в волшебный музей. В нём живут различные сказочные герои. Вот герои, имена которых начинаются на букву А .

А йболит, который лечил всех зверей (рис. 17).

А ладдин со своей волшебной лампой (рис. 18).

А лёнушка, любящая своего братца Иванушку (рис. 19).

Рис. 19. Алёнушка ()

А ли-Баба и 40 разбойников (рис. 20).

Рис. 20. Али-Баба ()

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

А - автобус.

Чётко, кратко.

Здесь - и выход,

И посадка.

Посмотрите на глобус (рис. 21).

Вот наша Земля. Голубым цветом нарисована вода, а разноцветным - суша. Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А : А зия , А мерика (Северная и Южная), А фрика, А встралия, А нтарктида.

Прочитайте буквы:

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание - препятствие в речи).

«.» - точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись» .

«!» - этот знак называется восклицательным . Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом» .

«?» - это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси» .

Рассмотрите печатные и письменные буквы Аа . Сравните их. Они совсем не похожи (рис. 22).

Рис. 22. Письменные и печатные буквы А ()

Существует два варианта написания заглавной буквы А . В первом варианте буква состоит из трёх элементов: плавная линия с закруглением слева, прямая длинная палочка с закруглением справа, прямая горизонтальная палочка, которая пишется с отрывом.

Второй вариант написания - безотрывный. Он позволяет писать букву и соединять её со следующей буквой в слове (рис. 23).

Рис. 23. Второй вариант написания буквы А ()

Вот элементы: плавная линия с закруглением слева внизу, прямая наклонная палочка, петелька. Будем учиться писать такую букву.

Ставим ручку немного выше нижней линии рабочей строки, ведём вправо вниз, закругляя. Касаемся нижней рабочей строки и начинаем поднимать плавно вправо вверх прямую линию. Останавливаемся. Опускаем прямую до нижней линейки. Начинаем выписывать петельку. Не отрывая руки, ведём линию вверх влево, пересекаем первый элемент буквы. Закругляем её, не касаясь верхней линии рабочей строки, выгибаем вниз, пересекаем плавную и прямую линии. Останавливаемся.

Петелька помогает соединять заглавную букву А с другими буквами, поэтому вести её нужно вниз (к нижней линии рабочей строки) для нижнего соединения; и вверх (к верхней линии рабочей строки) для верхнего соединения.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы А : очень широкая буква, буква залезла за линию строки, очень низкая буква, очень большая петелька.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку тремя пальчиками.

Рассмотрим, как написать маленькую букву а . Она состоит из двух элементов - овал и палочка с закруглением внизу справа. Писать её можно двумя способами. Рассмотрим первый способ написания буквы.

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал. Делаем повтор в нижней части овала, тянем линию до верхней линии рабочей строки, отклоняемся немного вправо, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Иногда, когда вы будете писать букву а в словах, удобнее её писать вторым способом, чтобы получалось более быстрое письмо. Рассмотрим второй вариант написания буквы (рис. 24).

Рис. 24. Второй вариант написания буквы а ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаясь верхней линии, и ведём полуовальную линию вниз. Поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать палочку с закруглением внизу справа. Опускаем до линеечки, делаем поворот вправо, коснувшись линейки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Рассмотрите возможные ошибки написания строчной буквы: очень широкая (круглая) буква, а не овальная; наоборот, очень узкий овал; вместо палочки с закруглением внизу - половинка от овала. Обратите внимание, что писать надо прямую палочку вниз, прямо, закругляя у самой строки, не делая поворотов вправо.

Потренируйтесь писать заглавную и маленькую буквы в тетради.

Договорите слова:

Мы запомнили легко,

Номер первый - буква…

Не попались в ловушку? Это буква А . Именно ей был посвящён сегодняшний урок. Про эту букву даже есть книжка у Ирины Токмаковой, которая называется «Аля, Кляксич и буква А» (рис. 25).

Рис. 25. Книга «Аля, Кляксич и буква А» ()

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Tavika.ru ().
  2. Skazochnyj-domik.ru ().
  3. Liveinternet.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы А . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Аа (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых встречается больше двух звуков [а]

Ба ра ба н, брига да , па ла тка , та ра ка н, проба , ба ра н.

  • Выучите стишок про букву А :

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

Обучение грамоте

Старшая группа

Тема: «В мире звуков. Звук и буква А».

Цель : способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением, формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух. познакомить с буквой А, учить писать ее, используя образец;

развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации : подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: кукла,

дудочка, колокольчик, бубен,

Д/и “Буква сломалась”,

иллюстрации – рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

магнитная азбука,

схемы слов для определения места буквы в словах, магниты красного цвета,

магнитофон

аудиозаписи “У жирафа пятнышки”, “Слова на букву А”

Ход деятельности.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия, сюрпризный момент.

Игра “Молчанка”

В гости пришла кукла Аня и принесла игрушки – бубен, колокольчик, дудочку.

слушание звуков вокруг;

с закрытыми глазами:

Раз, два, три четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И слушать разные звуки.

Педагог с помощью детей демонстрирует различные звуки.

Вывод звуки бывают разные – громкие, тихие. Звуки мы слышим ушами. Звуки могут издавать не только разные предметы, но и сам человек.

1‘

3. Д/и “Найди одинаковый звук”

Кукла Аня принесла не только игрушки, но и картинки. Ананас, автобус, аист. Какой звук в этих словах одинаковый?

1‘

4. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(Рот)

1‘

5. Фонетическая зарядка.

Фонетическая зарядка

– Как мама укачивает малыша?

– Как мы показываем больное горло доктору?

6. Д/и “Поймай звук” (из череды звуков “поймать” 9 хлопнуть в ладоши) только звук А)

7. Характеристика звука А.

8. Д/и “Найди звук “А”

Выбрать только те картинки, в названии которых есть звук А.

3‘

9. Д/и “Найди место звука А”

Работа на магнитной доске на схеме.

рак, азбука, жираф, луна, платье, аист.

2‘

10. Физпауза

“У жирафа пятнышки”

11. Знакомство с буквой А.

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.

Рассматривание буквы.

На что похожа буква А?

Д/и “Вспомни слова на букву А”

Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Я смогу и астрономом,
Архитектором, артистом
И еще … аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?

Прослушивание аудиозаписи “Слова на букву А”

2‘

12. Рисование буквы на магнитных экранах.

13. Работа в рабочих тетрадях

Найди и обведи букву А.

14. Д/и “Буква сломалась”.

Из отдельных элементов составляем букву.

Рефлексия

Список использованной литературы:

1. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991

2.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000

3.Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008

Разработала педагог дополнительного образования
Золотарева Алла Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребенка – детский сад №169”
г. Воронеж.