Характеристика основных теорий развития личности. Основные положения системы Макаренко. Наученческая теория развития личности


Современные теории личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» - сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта (в теории самого Фрейда) или неосознаваемым результатом, неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я» - сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства, которые часто возникают у человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить(«Сверх-Я»). Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. Вот некоторые из них:

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я» угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

2. Подавление . В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3. Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация . Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из «Оно», дают о себе знать в закодированной, символической форме, например в сновидениях, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело ... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание»1. (1Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М., 1982.) Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них - добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы , наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это - процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского . Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович , по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл» . Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

С каждым типом теорий, рассмотренным в предыдущем разделе этой главы, связано свое особенное представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону , в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте - их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Таблица 12
Стадии развития личности по Э.Эриксону

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, - это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, - важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Теории личности – это различные предположения, комплекс гипотез, совокупность концепций и подходов, объясняющих происхождение личности, детерминированность ее развития. Теория развития личности стремится не только истолковать ее суть, но и предвосхитить человеческое поведение. Она предоставляет исследователям и теоретикам возможность разобраться в природе человеческого субъекта, помогает отыскать ответы на вопросы риторического характера, которыми они постоянно задаются. Теории личности в психологии кратко можно представить семью основными концепциями, каждая из которых характеризуется собственными представлениями о личностной структуре и свойствах, имеет специфические методы их измерения. Отсюда можно вывести, что личность являет собой многомерную структуру и многоплановую систему психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальность, временную и ситуативную константность человеческого поведения. Всего насчитывается около сорока подходов и концепций, направленных на изучение личности человеческого субъекта.

Теории личности в психологии

Считается, что человеческий изначально появляется на свет человеком. Данное утверждение на первый взгляд является истинным. Однако оно основывается исключительно на генетической обусловленности возникновения врожденных предпосылок для формирования человеческих качеств и признаков. Так, например, новорожденного крохи форма тела предполагает способность прямохождения, строение мозга обеспечивает возможность интеллектуального развития, конфигурация рук – перспективу применения орудий труда. Этим всем перечисленным новорожденный малыш разнится с детенышем животного. Таким образом, младенец изначально относится к человеческому роду и именуется индивидом, тогда как детеныш животного будет называться на протяжении всего существования исключительно особью.

Понятие «индивид» содержит родовую принадлежность человека. Младенца и взрослого человека, мудреца и олигофрена, аборигена, живущего в племени далеком от цивилизации, и высокообразованного жителя развитой страны можно считать индивидом. Другими словами, охарактеризовав человека индивидом – означает ничего конкретного о нем не сказать. Появляясь в этом мире в качестве индивида, человек приобретает специфическое социальное качество и становится личностью.

Индивид еще в детстве включается в сложившуюся исторически систему общественных взаимоотношений. Дальнейшее развитие субъекта в социуме образует такое переплетение взаимоотношений, которое создает его как личность – системное социальное свойство, приобретаемое человеческим субъектом в процессе коммуникативного взаимодействия и предметной деятельности, характеризующее степень и качество представленности социальных взаимодействий в индивиде.

Поскольку психология предложить единого определения личности не может, активно развиваются теории личности в зарубежной психологии и в отечественной науке, но наиболее значимыми из зарубежных концепций считаются:

— психодинамическая теория личности (основополагающий фактор развития личности – врожденные инстинкты);

— диспозициональная теория личности или теория черт, поскольку ее приверженцы были убеждены, что человеческие субъекты обладают некими диспозициями (предрасположенностями, чертами) к определенному поведенческому реагированию на различные «раздражители», проще говоря, последователи этого направления предполагали, что индивиды устойчивы в собственных мыслях, постоянны в действиях и чувствах не зависимо от событий, обстоятельств, жизненного опыта;

— феноменологическая (заключается в убеждении, что индивид стремиться к и характеризуется позитивной природой);

когнитивная теория личности (на человеческое поведение огромное влияние оказывают познавательные функции и интеллектуальные процессы);

— теория научения или поведенческая теория личности, основной тезис заключается в убеждении, что личность – это приобретенный индивидом опыт в процессе жизнедеятельности.

Все приведенные выше теории личности в зарубежной психологии пытаются ответить на самый важный вопрос современной психологической науки: что собой являет человек, какова его суть, что движет его развитием.

Каждый из перечисленных подходов представляет специфическое видение, отдельный фрагмент целой картины такого сложного и вместе с тем целостного механизма под названием личность.

Поведенческая теория личности основывается на убеждении, что среда является источником развития личности, что сама личность не содержит в себе ничего от психологического либо генетического наследования. Она является исключительно продуктом научения, а личностные свойства представляют собой обобщенные социальные навыки и поведенческие рефлексы.

Аналитическая теория личности, в свой черед, сформулированная Юнгом, базируется на убеждении, что врожденные психологические факторы обуславливают развитие личности. Индивид в наследство от родителей получает готовые первичные идеи, которые Юнг называл «архетипами».

В рамках отечественных изысканий в области психологической науки главенствующая роль в объяснении личности принадлежит деятельностному подходу, базисом которого является разработанный К. Марксом подтип предметной деятельности. Как принцип, объясняющий психические процессы, категория деятельности применяется при исследовании разнообразных областей психической действительности. Поскольку собственно в конкретной деятельности индивида и ее порождении объективное выражение находят не только психические явления и субъективное сознание индивида, но и общественное сознание.

Теории личности в отечественной психологии можно объединить общей главной задачей, которая заключалась в исследовании зависимости составных элементов сознания от характеристик раздражителей, вызывающих их. Позднее эта двухсоставная схема нашла свое отображение в формуле «стимул равняется реакции» (S-R), которую нельзя считать целиком верной, поскольку она исключает содержательный процесс, осуществляющий реальные связи индивида с предметной средой. Концепции научения не принимают во внимание ничего, что попадает под определение сознание, чувствование, воображение и воля. Процессы, реализовывающие жизнь субъектов в окружающей действительности, его социальное существование во всем разнообразии форм, являются деятельностью.

Наиболее известные теории личности в отечественной психологии связаны с научными изысканиями сторонников ученья Л.Выготского, в частности, Л. Божович и А. Леонтьев.

Концепция, предложенная отечественным психологом Л. Божович, охватывает период личностного формирования с раннего детства до юношеского этапа. Для описания личности Божович использует понятия, которые характеризуют внутренние черты и особенности индивидов. Она считала, что личностью становится человек, который достиг определенного уровня развития психических процессов, который обладает способностью воспринимать и переживать собственную «персону» как неделимое целое, отличное от окружающих людей и проявляющееся в понятии «Я». Другими словами, на таком уровне сформированности психических процессов человек способен воздействовать осознанно на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять самого себя.

Божович, основываясь на дефиниции «социальная ситуация формирования» и принципе «ведущей деятельности», ранее введенных Л. Выготским, показала, каким образом в непростой динамике взаимодействия и деятельности ребенка на разных этапах его жизни вырабатывается определенный взгляд на окружающую действительность, который именуется внутренней позицией. Такая позиция считалась сторонниками этого подхода одной из самых значимых характеристик личности, предпосылкой ее развития.

Деятельностная теория личности, разработанная А. Леонтьевым, который продолжил развивать теории Л. Выготского и С. Рубинштейна, под личностью рассматривала продукт общественного развития, а базисом ее полагала совокупность социальных взаимоотношений индивида, осуществляемых его деятельностью. Именно посредством деятельности человек может воздействовать на вещи, природу или окружающих людей. По отношению к социуму он выступает в качестве личности, а к вещам – в качестве субъекта.

Таким образом, в соответствии с деятельностным аспектом описываемой концепции, в качестве составляющих личности, выступают отдельные характеристики или свойства личности. Сторонники данной концепции считали, личностные свойства образуются вследствие деятельности, осуществляемой всегда в определенном социально-историческом контексте. Личностные черты, в этой связи, рассматриваются в качестве социально (нормативно) детерминированных элементов. Так, к примеру, настойчивость вырабатывается в таких разновидностях деятельности, где индивид проявляет независимость.

— мотивы характеризуются иерархической структурой;

— мотивы характеризуются зависимостью от уровня, чем выше их уровень, тем менее значимыми и жизненно важными являются соответствующие потребности, следовательно, тем дольше можно их не реализовывать;

— пока потребности на нижних ступенях остаются неудовлетворенными, высшие остаются неинтересными;

— как только низшие потребности удовлетворены, они утрачивают свою мотивирующую силу.

Кроме того, Маслоу отмечает, что недостаток благ, преграда на пути удовлетворения физиологических потребностей, таких как еда, отдых, безопасность, ведет к трансформации этих потребностей в ведущие мотивы. И, наоборот, при удовлетворении базовых потребностей, индивид начинает стремиться реализовать высшие потребности. Другими словами, трудно стремиться к саморазвитию, когда желудок пуст.

К достоинствам рассматриваемого подхода к развитию личности можно отнести ориентированность на индивида как на деятельного строителя собственной жизни, имеющего неограниченные способности и потенциал. Недостатком можно считать индетерминизм, пренебрежение естественной предопределенностью человеческого бытия.

З.Фрейд предложил собственную интерпретацию личности, которая оказала огромное влияние на психотерапевтическую практику и теорию, психологическую науку, а также на культуру в целом.

Согласно воззрениям Фрейда активность индивида характеризуется зависимостью от инстинктивных (подсознательных побуждений), к которым относится, в первый черед, инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом в социуме инстинкты обнаружить себя также свободно, как в мире животных, не могут, поскольку общество накладывает на индивида массу ограничений, подвергает его влечения жесткой «цензуре», что принуждает личность подавлять или тормозить их.

Таким образом, инстинктивные влечения оказываются вытесненными из осознанной жизни индивида, поскольку считаются недопустимыми, позорными, компрометирующими. Вследствие такого вытеснения они переходят в область бессознательного, другими словами, как бы «уходят в подполье». При этом они не исчезают, а сберегают свою активность, что позволяет им исподволь, из области бессознательного, управлять поведением субъекта, сублимируясь (трансформируясь) в различные вариации культуры человечества и продукты деятельности людей.

В области бессознательного подсознательные влечения соединяются в различные комплексы в зависимости от собственной природы. Эти комплексы согласно утверждению Фрейда, являются настоящей причиной личностной активности. Поэтому важной задачей психологической науки считается обнаружение бессознательных комплексов и содействие их раскрытию, осознанию, что приводит к преодолению внутриличностных противостояний (метод психоанализа). Ярким примером таких причин может служить Эдипов комплекс.

Достоинства рассматриваемой теории личности заключаются в изучении области бессознательного, использовании клинических методов, исследовании реальных проблем клиента. Недостатком можно считать метафоричность, субъективизм, ориентированность на прошлое.

Топологическая психология основана на принятом в математической науке термине «поле». Она объясняет личностное поведение тем, что разнообразные точки и зоны жизненного пространства, то есть поля, в которых пребывает, существует субъект, становятся мотивами его поведенческого реагирования вследствие того, что он ощущает потребность в них. При исчезновении потребности в них значение объекта утрачивается. Сторонником данной концепции был К.Левин. Он не видел в потребности предопределенности биологического характера, в отличие от приверженцев психоанализа. Мотивация обусловлена не врожденными свойствами индивида, а его взаимосогласованными действиями с полем, которое характеризуется наличием нескольких объектов по-разному притягательных.

Основные современные теории личности представлены двумя наиболее известными концепциями, помимо теории научения. Эти концепции связаны с именами Э. Берна и К. Платонова.

Суть концепции Платонова заключается в рассматривании личности как структуры, состоящей из отдельных компонентов, таких как: направленность, опыт, особенности психических функций, биопсихические свойства. Эти перечисленные составные части в процессе взаимодействия обуславливают человеческое поведение. Э. Берн же убежден, что человек одновременно объединяет в себе несколько типов поведенческого реагирования, каждый из которых включается вследствие воздействия определенных условий.

— психодинамическая теория личности, разработанная Фрейдом;

— индивидуальная теория личности, созданная на базисе психоаналитического ученья Адлером;

— аналитическая теория личности, сформированная Юнгом;

— эго-теория Эриксона, Фромма и Хорни;

— диспозициональный подход в исследовании личности, который включает структурную концепцию черт личности Кеттела, концепцию личностных типов Айзенка и исследования Олпорта под названием диспозициональная теория личности;

— научающе-бихевиоральный подход, введенный Скиннером;

— социально-когнитивная теория личности Роттера и Бандуры;

— феноменологическая теория формирования личности Роджерса и др.

Д. Зиглер и Л. Хьелл решили охватить в своей книге концепции формирования личности, которые внесли наиболее значимый вклад в современную психологию.

Они убеждены, что ученья о личности должны отражать основные тезисы теоретика о происхождении человека. Именно этим принципом авторы руководствовались при написании книги.

Также в труде описываются основные стратегии, применяемые учеными для изучения феноменов личности. Авторы изложили в книге практические способы применения корреляционного анализа, метода анамнеза, а также формальные эксперименты с целью возможности оценивания валидности теоретических предположений. Кроме того, они описали различные способы оценки (например, метод интервьюирования, проективные тесты), при помощи которых обычно собирают данные об индивиде. Знание этих способов позволит читателям постигнуть значение оценки в измерении различий субъектов.

Главным достоинством данного труда можно считать то, что при изложении каждого подхода авторами приводятся доводы «за» и аргументы «против».

Понятие о теории личности

Определение 1

Теория личности – систематизированные и научно проверенные положения о личности человека и закономерностях ее поведения.

Основными теориями личности являются:

  • бихевиоризм;
  • когнитивная теория;
  • гештальтпсихология;
  • психоанализ;
  • гуманистическая теория;
  • теория деятельности.

Каждая из этих теорий имеет своей целью показать процесс и закономерности развития личности, ее основные источники и движущие силы. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Бихевиористическая теория личности

Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.

Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:

  • выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
  • исследование процесса образования данных реакций;
  • предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.

Замечание 1

Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.

Когнитивная теория развития личности

Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности - познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.

В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.

Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.

Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.

Основные положения гештальтпсихологии

Согласно данной теории в сознании каждого человека присутствуют особые целостные структуры – гештальты, которые не разложимы на элементы и для которых характерны собственные законы протекания и развития.

Замечание 2

Психический процесс, который определяет уровень развития психики, с точки зрения гештальтистов – это восприятие. Именно от развития этого процесса зависит поведение человека и понимание окружающей ситуации.

Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.

Психоанализ как теория развития личности

Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:

  1. как теорию личности и психопатологий;
  2. как метод терапии личностных расстройств;
  3. как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.

Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.

Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.

Гуманистическая теория

Сторонники данной теории отводят большое значение субъективному опыту человека, как основному феномену в изучении развития личности и общества в целом.

Каждого человека необходимо изучать как единое целое, в системе его поведенческих реакций и отношения к окружающему миру. В каждом человек заложен огромный потенциал для развития и самосовершенствования и процессы разрушения и деградации личности являются результатом неудовлетворения основных жизненных потребностей или фрустрации.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

В отечественной психологии основное направление исследований процесса развития и становления личности определила субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.

Согласно данной теории, психика человека имеет самостоятельную активность и существует в форме психической деятельности

Основной деятельностью субъекта является отражение окружающей действительности и является высшим уровнем активности. Способность к управлению своим поведением и эмоциональным состоянием является основной функцией психической деятельности человека. Именно деятельность определяет неразрывную связь человека и внешнего мира.

Формирование и проявление личности и психики человека происходит в процессе практической и теоретической деятельности, которая протекает в неразрывном единстве данных сторон.

Основным выводом данной теории является мысль о том, что каждая человеческая личность не только развивается как организм, но и имеет свои исторические корни и предпосылки развития.

Опыт, накопленный человечеством, не может существовать в отрыве от личности и человека и наоборот. Эффективность развития личности зависит от его активности и результатов его деятельности. Психические способности личности являются не только предпосылкой поведения и поступков, но результатом их осуществления, в них она не только выявляется, но и формируется.

Таким образом, интеракциоизм раскрывает собственно механизм формирования личности, а другие подходы заняты изучением содержания процессов личностного развития.

Рассмотрим подробнее теорию “зеркального Я” Ч. Кули. Ее основная идея связана с тем, что личность формируется в результате взаимодействия человека и окружающих.

Другими словами, человек может оценить свое поведение и самого себя только через мнения (и интерпретацию мнения) об этом окружающих. С этим согласны и отечественные психологи. С.Л. Рубинштейн пишет: “Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного объекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного Я через познание других людей. Не существует Я вне отношений к Ты”. Добавим только, что кроме самосознания речь идет и о самооценке, и вот здесь появляются возражения, так как зеркало, в которое смотрится личность, может оказаться кривым из-за того, что люди не всегда открыто высказывают свои мнения и оценки; существуют особенности психики, в силу которых мы стараемся отобрать и запомнить положительные и приятные нам оценки. Впрочем, это не изменяет самого механизма формирования у личности представлений о себе.

Дж. Мид дополняет концепцию Ч. Кули рассмотрением этого механизма на отдельных этапах, вводя понятия символа и роли. Оценка действий индивида другими не является абсолютно субъективной, так как она строится на базе соотношения их с некоторыми эталонными действиями в данной ситуации, с определенными или общественными нормами. Обучение ребенка взрослым ролям проходит три этапа:

I. 1-3 года – подготовительная стадия – ребенок имитирует поведение других, не понимая его.

II. 3-4 года – игровая стадия – дети начинают понимать поведение тех, кого изображают, но исполнение роли еще неустойчиво (быстрая смена ролей).

III. 4-5 и старше – заключительная стадия – ролевое становится собранным, появляется способность ощущать роли других актеров (игра в команде, коллективная игра), развитие чувства социальной идентичности.

По мнению Мида, человеческое “Я” состоит из двух частей: “Я-сам ” и “Я-меня ”. “Я-сам” – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. “Я-меня” – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей).

Таким образом, в ходе освоения ролевого поведения дети начинают осознавать ожидания не только одного человека, но и группы, оценивать свое поведение по стандартам, установленным “другими со стороны”. Здесь необходимо более подробно осветить сущность социализации, так как именно с помощью агентов и институтов социализации и формируется личность. Теория “зеркального Я” выступает одним из срезов этого процесса.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Этот процесс включает в себя четыре компонента – социальную среду, социальную деятельность самого человека, целенаправленное воздействие системы воспитания, воспитание.

Успешность социализации обусловлена тремя факторами:

Ожиданиями индивида;

Изменением поведения;

Стремлением к конформизму (в силу ограниченных биологических и культурных возможностей человека).

Другими словами, чтобы индивид был социально адаптирован, необходимо, чтобы он не только хотел, но и мог меняться в соответствии с требованиями и нормами общества.

Процесс социализации реализует внутренние долгосрочные цели системы, связанные с сохранением и поддержанием образцов социального взаимодействия, что выражается в решении двух взаимосвязанных задач :

Способствовать успешному взаимодействию на основе социальных ролей;

Основные механизмы социализации :

Имитация, то есть осознанное стремление копировать поведение людей, служащих образцами;

Идентификация, то есть усвоение жизненной позиции, системы ценностей родителей и других взрослых;

Стыд – негативный механизм, запрещающий тот или иной вид деятельности (страх перед разоблачением и ощущение позора);

Вина – наказание самого себя за неодобряемое поведение, независимо от того, было ли разоблачение (“совесть”).

Социализацию необходимо отличать от воспитания. Воспитание – основное звено социализации, составная часть системы образования. Процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семья, школьные и внешкольные учреждения, общественные организации и т.д.).

Поэтому, говоря о социализации, нужно иметь в виду, что личность формируется не только сознательным, целенаправленным воспитательным воздействием специально созданных для этого институтов, но и всем опытом индивидуальной человеческой жизни и, в частности, переживаниями раннего детства, пристальное внимание на которые обращает психоанализ. Фрейд не только создал собственную концепцию личности, но и выделил основные этапы ее формирования. Кратко основные компоненты человеческой личности можно описать следующим образом: “Оно (ид) – наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Я (эго) – это инстанция, которая следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго – посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями, с другой. Сверх-Я (супер-эго) служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Если ид предопределен генетически, а Я – продукт индивидуального опыта, то супер-эго – продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы.

Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду ОНО (ид), но в противовес сверх-я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины”.

В отличие от Мида, Фрейд считал, что человек находится в конфликте с обществом, поскольку родители и общество стремятся ограничить возможности и желания ид. При этом стадии развития личности связаны с преобладанием в качестве источника удовольствия той или иной эрогенной зоны. Если младенец получает удовольствие от процесса сосания (оральная стадия), то зрелый человек черпает удовольствие в близости с лицами противоположного пола (генитальная стадия).

Несмотря на резкую критику за пансексуализм, идея многоуровневой структуры личности разрабатывалась многими последователями Фрейда. Одной из интересных современных концепций является трансакционная психология Э. Берна. Он пишет: “Человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое... Каждый тип состояния по-своему жизненно важен для человеческого организма. Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Взрослый – перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Он контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними. Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода... Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими... Люди многое делают только потому, что “так принято делать”. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений... все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания”.

В концепции Берна влияние общества на личность идет через позиции и Взрослого, и Родителя. Но источником норм, ценностей и образцов поведения, главным образом, выступает Родитель, который, как правило, формируется по образцу и подобию реальных родителей индивида.

Рассматривая основные теории развития личности, нельзя не обратиться к концепции Пиаже, которая получила дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов. Основная идея заключается в том, что развитие мыслительных способностей индивида тесно коррелирует с его возможностями деятельности и общения. С.П. Рубинштейн, в частности, отмечает: “Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений (предметных действий). Дальнейшая ступенька – самостоятельное передвижение, ходьба... Существенным звеном является развитие речи... ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир”.

Б.Г. Ананьев анализирует соотношение социальных связей и субъективных качеств личности и приходит к выводу, что “социальное формирование человека не ограничивается формированием личности – субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека – это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом... Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и так далее – это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности и изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, то есть личностные преобразования”.

Для нас важно отметить, что Ананьев разводит стадии развития человека как субъекта познания и деятельности и стадии освоения им социальных ролей и позиций, хотя и подчеркивает их одновременность и взаимосвязь. По-видимому, в этом несовпадении и нужно искать ответ на вопрос о специфике социологического и психологического подходов к исследованию личности. И Э. Фромм прав, предостерегая от социологизации изучения личности: “Характер не зафиксирован в биологической природе человека, его развитие определяется основными условиями жизни... но следует опасаться... социологического релятивизма, который представляет человека не более чем марионеткой, управляемой нитями социальных обстоятельств”.

Необходимым элементом рассмотрения проблем социализации и формирования личности, безусловно, выступает анализ институтов социализации – семьи, школы, общественных организаций и так далее – но это будет темой специальных лекций.

Представляя собою различные позиции в западной и отечественной социологии и психологии, концепции, лежащие в рамках этих трех направлений, суть грани познания, ценность которых во внесении вклада в копилку знаний о процессах формирования и развития личности, поиску подходов комплексного исследования человека.

Все люди, независимо от их индивидуальных особенностей, проходят общие этапы: внутриутробный период, детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость. Этот перечень можно было бы представить более дробным, но у нас обратная задача максимально укрупнить основные периоды, “стерев” все “лишнее”, менее значимое, и освободив тем самым генеральные тенденции, высветив ключевые характеристики каждого из этапов в отдельности, а заодно и ответив на вопрос об истоках зарождения, специфике, способах и возможностях решения проблем молодежи.

1 период внутриутробный установление опосредованных контактов с внешним миром, неосмысленные реакции на его проявления = формирование основ фундамента доверия к миру.

2 период от 0 до 2 лет (раннее детство) определение базы доверия к миру. Благоприятная среда = ребенок открыт информации, а значит, получает возможность спонтанного и неограниченного развития. Напротив, неблагоприятная среда формирует “комплекс зверя”, препятствует восприятию информации, ограничивает потолки достижений (обозначено пунктиром).

3 период от 2 до 7 лет (детство) усвоение смысла основных понятий и категорий, а также нормативов и правил общежития на базе уже выработанных личных качеств и свойств (добро, зло, красота, безобразие, запрет, свобода, Родина и т.д.); начало обучения.

4 период от 12 до 17 лет (юность и ранняя молодость) осмысленное освоение опыта взрослых “для себя”, начало социальной и трудовой практики, завершение цикла среднего образования, профессиональная подготовка.

5 этап вся взрослая жизнь.

Процесс развития личности ребенка, молодого человека подчинен основным законам :

1. “Закон перспективы ”. Визуально может показаться, что значение перечисленных пяти этапов возрастает по нарастающей от первого к последнему. Однако в действительности дело обстоит наоборот важность каждого последующего этапа снижается в значении с предыдущим. Уже на склоне лет Л.Н. Толстой говорил: “От меня до ребенка пяти лет всего один шаг. От пятилетки до рождения расстояние размера огромного. А от рождения до зачатия пучина”.

2. “Взаимосвязи и взаимообусловленности этапов ”. Суть его сводится к утверждению, что некачественное (по разным причинам) прохождение первого этапа серьезно осложняет прохождение второго, третьего и т.д. Некачественное прохождение первых трех этапов, в большинстве случаев, взрывает логику процесса развития личности, деформирует сам процесс, во многом лишает личность перспектив.

3. Закон “социальной обреченности” . При умном подходе, наличии доброго, хорошего окружения, даже заброшенный ребенок, подросток способен исправиться. В этом смысле следует считаться с возможностью коррекции развития (опыт А.С. Макаренко) и, соответственно, планировать определенные социальные программы. Но трагизм ситуации в том, что в большинстве случаев ровным счетом ничего в окружении значительного числа детей и подростков не меняется. И оказывается, что рожденный в “трудной” среде почти стопроцентно обречен быть “трудным” подростком со всеми вытекающими последствиями.

4. “Закон следствие ”. Ни одно общество, находящееся в глубоком кризисе и не определившее перспектив развития, лишенное духовных основ и не нашедшее достойного приложения сил и ума своим гражданам, не обнаружившее тенденций роста, не может рассчитывать и на улучшение качественных параметров процесса формирования и развития личности молодого человека. А без молодежи, увы, нет завтрашнего дня. И круг замыкается.

5. “Закон соответствия алгоритмов развития личности, общества и государства ”. Но данный закон начинает позитивно работать лишь при условиях, когда личность перестает быть только средством и становится целью.

Но, думается, уместно задать вопрос, что все же значат перечисленные законы и этапы для практики управления социальными процессами. Причем, для тех из оппонентов, которые согласны с их трактовкой (ибо наш опыт показывает наличие некоторого числа оспаривающих не только отдельные положения, но и отрицающих часть из них вовсе). К примеру, “оптимистам” более всего не нравится тезис о предопределенности развития (и не по воле каких-то там сил) после неудач на первых этапах развития личности. Но они почему-то (?!) забывают, что эта предопределенность является следствием либо нашей беспомощности, либо просто авантюризма в воспитании, а шире и в социальной политике. “Пессимисты” же склонны на свой лад трактовать любой из законов, причем практически всегда однозначно негативно и даже фаталистически.

Кроме того, за последние годы в область педагогики и социологии развития личности хлынул мутный поток уже явно ненаучных концепций и взглядов, в результате чего терпит поражение не только научный, но и даже здравый смысл.

Опасность же подобного сорта “творческих” исканий сбитого с толку, но пребывающего при научных (и подчас немалых) регалиях обывателя заключается в том, что не только ни на шаг не приближает нас к вопросу об использовании описанных выше законов и этапов в социальной политике, но и делает это занятие невозможным . Ибо, что составляет суть государственной (а теперь, с учетом опыта, мы добавляем и негосударственной) молодежной политики, как не всемерное обеспечение государством и обществом, через его институты, процесса развития личности ребенка, подростка, молодого человека в соответствии с описанными законами и этапами . Или, что, скажем, является предметом социальной защиты молодежи, как не процесс ее развития, опять же, в соответствии с описанными выше законами и этапами . И это единственно верный путь, поддающийся контролю и измерению, а потому кое-кому и неудобный, ибо взрывает умозрительность и, заметим, бесплодность иррационально-схоластических конструктов.

Заметим также, что рассмотрение описанных законов и этапов в комплексе, с точки зрения их значимости для человека и человечества, показывают несравненно более высокую значимость первых трех этапов развития для всей последующей жизни человека и общества, равно как и обратнопропорциональный и сугубо затратный (если пользоваться сухим экономическим понятием) подход государства, власти к данному вопросу, в результате так и не сумевших отказаться от стратегии “голодного пайка”, на который оказались посаженными детство и юность, а, следовательно, и будущее общества.

А ведь важно понять, что законы, о которых здесь говорилось, объективны. Их нельзя ни отменить, ни изменить. Они выбирают нас, а мы им можем только соответствовать.

Итак, рассмотрение основных теорий развития личности и проблем социализации позволяет сделать следующие выводы:

1. В современной науке выделяются три подхода к человеческому развитию: онтогенетика человека; генетическая персоналистика (метод биографического исследования); праксиологический анализ личности. Фазы жизненного пути датируются изменениями в образе жизни, жизненной программе, историческими событиями.

2. Социологический подход к исследованию генезиса личности связан с анализом обусловленности этого процесса, функционированием и развитием общества. Первой теорией, раскрывающей механизм формирования личностного самосознания и самооценки через взаимодействие с другими, стала теория “Зеркального Я” Ч. Кули и Дж. Мида. Психоанализ показывает связь общества и личности через выделение в ее структуре инстанции “Сверх-Я” (супер-эго), которая формируется в раннем детстве путем идеализации родительских норм, ценностей, образцов поведения. При этом становление и развитие личности связано с постоянным преодолением конфликта “Сверх-Я” и “Оно” (иррациональной, аморальной, бессознательной области человеческой психики). Особое место в теориях развития личности занимают концепции, анализирующие первые месяцы и годы жизни индивида и показывающие процесс становления нравственных и теоретико-познавательных способностей индивида. Основная мысль заключается в том, что личностное развитие имеет восходящий и необратимый характер: от сенсомоторной стадии к формальным операциям, от конформизма к становлению собственных нравственных принципов.

3. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Успешность социализации обусловлена ожиданиями индивида, изменением поведения и стремлением к конформизму. Основные механизмы социализации: имитация, идентификация, стыд и вина.

4. Воспитание выступает основным звеном социализации, составной частью системы образования. Оно предполагает процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности. Социализация – более широкое понятие, чем воспитание, так как охватывает весь индивидуальный опыт человека и, по мнению некоторых исследователей, продолжается всю жизнь. Основные институты и агенты социализации – семья, школа, общественные организации.

Одной из ключевых и сложных проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей они сохранились и до наших дней. Достаточно последовательно они были разъяснены уже в Древней Греции.

Демокрит (V-VI вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какие они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т.е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Платон (IVв. до н.э.) высказывал другое мнение по данному вопросу. Он утверждал, что люди от природы, от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Проведем краткий анализ теорий развития личности. Посмотрим, чем они сходны и чем отличаются.

Теории развития личности

    Психодинамическая теория

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ). Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание). Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия). По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

    Психоаналитическая теория

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию. Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний. Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков. Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

      Интроверты обращают внимание на внутреннее состояние своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, норм, убеждений. Интровертам свойственна повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу даже малейших житейских проблем, своего здоровья. Им присуща высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности.

      Экстраверты ориентированы на внешнюю сторону душевных устремлений, они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Экстравертам свойственны общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Предметы и явления, объекты внешнего мира интересуют их больше, чем собственный внутренний мир.

Психические качества экстравертов и интровертов, по мнению Юнга, сосуществуют в каждом человеке, в его душе. Превалирование одних из них определяет конкретный психологический тип личности – экстраверт или интроверт. По мнению Юнга, архетип «самость» связан не только с типологией личности (экстраверт – интроверт), но и с четырьмя основными психическими процессами – мышлением, чувствованием, интуицией и ощущением. У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интроверсией или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека.

    Индивидуальная теория

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937). По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение. Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

        чувство неполноценности и компенсация;

        стремление к превосходству;

        стиль жизни;

        творческое «Я»;

        общественный интерес;

        фиктивный финализм.

Комплекс психологической неполноценности развивается с детства в основном по трем причинам:

    из-за дефекта того или иного органа;

    чрезмерной опеке родителей;

    отвержение со стороны родителей.

Как реакция на комплекс психологической неполноценности у человека может развиться стремление к превосходству , выражающееся в тенденции преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности. Однако стремление к превосходству, по мнению Адлера, является фундаментальным законом человеческой жизни. Великое стремление вперед, по мнению Адлера, по своей природе универсально, оно является общим для всех как в норме, так и в патологии. Стиль жизни , с точки зрения Адлера, закрепляется в возрасте 4-5 лет и впоследствии почти не поддается радикальным изменениям. Стиль жизни тесно связан с чувством общности. При развитом чувстве общности неуверенные в себе дети меньше ощущают свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи сверстников.

Творческое «Я» выступает в качестве активного принципа жизни индивида, является самой главной конструкцией адлеровской теории личности. Смысл творческого «Я» в том, что каждому человеку предоставляется возможность свободно создавать собственный стиль жизни, быть хозяином своей судьбы.

Общественный интерес формируется в социальном окружении, прежде всего в семье. Воспитывать в ребенке чувство сотрудничества и взаимопомощи со своими сверстниками можно лишь на основе личностного опыта. Нормальные отношения с мужем, с другими детьми, с соседями и близкими служат образцом подражания для ребенка. Этим самым создаются наилучшие условия для формирования у детей общественного, социального интереса.

Фиктивный финализм проявляется в стремлении человека к достижению поставленных жизненных целей. Если они чрезмерны, то человеческая деятельность превращается в фикцию. Фиктивную цель не возможно ни проверить, ни подтвердить, но сам принцип имеет в жизни человека большое значение. Следуя ему, человек стремится достичь высоких результатов в своей деятельности, более эффективно решает какие-то жизненные проблемы.

    Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное. Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

    Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987). В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970). Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

Клиентцентрическое направление Сторонники клиентцентрического направления считают, что в психике человека заложены две врожденные тенденции: стремление к самоактуализации и контроль за своим развитием. Таким образом, человек в силу своей собственной природы является активным и самореализующимся субъектом. В результате своих тридцатилетних клинических наблюдений К. Роджерс пришел к выводу, что человек по своей природе ориентирован на движение вперед к конструктивным целям и реализацию своего природного потенциала. Основные условия, при которых происходит самоактуализация личности, являются принадлежность к группе и самоуважение.

Мотивационное направление

Маслоу описывал человека как «существо желающее», которое редко достигает состояние полного, завершающего удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей – мимолетное явление. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и требует своего удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Маслоу предположил, что все потребности человека – врожденные и в мотивационной сфере образую иерархическую систему приоритетов.

    Когнитивная теория

Её основоположником стал американский психолог Джордж Александр Келли (1905-1967). Согласно Келли, основным источником развития личности является социальное окружение, а поведение детерминировано познавательными процессами индивида. Основным понятием когнитивной теории личности является конструкт , отражающий особенности познавательных процессов индивида (восприятие, представления, память, речь, мышление). Благодаря конструктам человек устанавливает межличностные отношения и познает мир.

Личностные конструкты – это своеобразные классификаторы нашего восприятия других людей и самого себя. Когнитивная теория личности происходит из положения о том, что познавательные процессы и интеллектуальные способности оказывают решающее значение на поведение человека. Люди воспринимают мир и интерпретируют его при помощи своих личностных конструкторов.

    Деятельностная теория

Она получила наибольшее распространение в отечественной психологии. У истоков этой теории стоят А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов и другие исследователи. Согласно этой теории главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности. Согласно С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву, исходными характеристиками человека как субъекта деятельности являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность, понимаемая как сложная динамическая система взаимоотношений с миром, краеугольным камнем в формировании свойств личности. С.Л. Рубинштейн отмечал: «В труде, игре и учении – в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность.

    Диспозиционная теория

В основе диспозиционной теории (от англ. disposition – предрасположенность) лежат две идеи. Первая состоит в том, что люди предрасположены реагировать определенным образом в различных ситуациях, т.е. демонстрируют определенное постоянство поступков, мыслей и эмоций независимо от времени, событий и жизненного опыта. Вторая идея в том, что существуют индивидуальные различия между людьми, описанные в дифференциальной психологии. Эти различия порождаются многочисленными сложными взаимодействиями между наследственностью индивида (биологической подструктурой личности) и внешней средой. У истоков дифференциальной психологии среди отечественных ученых стояли такие прославленные физиологи, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д. Небылицин и В.М. Теплов. Их трудами было доказано существование тесной взаимосвязи между физиологическими свойствами нервной системы и психологическими (темперамент, способности и др.).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997), применив метод факторного анализа, вывел всего лишь 3 независимых друг от друга фактора, имеющих психофизиологическую основу и достаточных, по его мнению, для полного описания личности: экстраверсия - интроверсия, нейтротизм (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость) и психотизм.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место такие направления как:

    Биологическое

Представители этого направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Неудовлетворение естественных потребностей он замещает занятиями каким-либо видом деятельности;

    Социологическое

Представители этого направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.;

    Биосоциальное

Представители этого направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

    Современное

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни!

Какие же факторы оказывают влияние на развитие личности?