Докучные сказки для детей с рисунками. Материал к уроку "докучные сказки". «Мы с тобой шли»

С докучными сказками связаны мои детские воспоминания. Они очень солнечные и добрые . Сразу вспоминается бабушка, которая часто на наши вопросы и просьбы отвечала складными прибаутками и короткими веселыми сказочками. Пишу эти слова и невольно улыбаюсь. Бабушкины докучные сказки, которыми она, то и дело, сыпала, ее ласковые глаза, улыбка, которые согревали нас, внучат, сохранились в моей памяти, как самые счастливые, светлые, теплые воспоминания.

Летел белый голубь по синему небу,
В клюве он нес письмо мальцу Глебу,
В письме вместо слов лишь крошечки хлеба,
Которые пищей станут для Глеба.
Другу посылку отправила Алла,
Она для него крошки хлеба искала,
Потом эти крошки в слова превращала.
Может, сказку сказать вам сначала?

Было у Егорки конфет две горки.
Съел Егорка конфет горку.
Сколько у него осталось?
- Еще горка.
- Была у Егорки конфет горка.
Купил Егорка еще конфет горку.
Сколько у него конфет?
- Две горки.
- Было у Егорки конфет две горки
Съел Егорка конфет горку.
Сколько у него осталось?…

Тень- тень- потетень,
Сели зайцы под плетень.
Всю морковку съели,
Песенку запели:
«Тень- тень- потетень,
Сели зайцы под плетень.
Всю морковку съели,
Песенку запели»…

Загадала Матрена Федору загадку. Сидит мужик думает, голову ломает.
Загадку жены никак не отгадает…
- Что дальше? Отгадал? Давай рассказывай.

Загадку жены в уме повторяет.
- Когда же ответ будет?
- Как отгадает, так и будет.
- Когда же он отгадает?
- Рассказал бы, конечно. Да Федор еще не отгадал. Думает, голову ломает.
Загадку жены в уме повторяет…

С маленьким царевичем чудо приключилось,
Золотая радуга у окна явилась.
Маленький царевич золото то черпал,
Похудела радуга, а потом исчезла.
Огорчился мальчик, попросил отца,
Чтоб послал он к Фее юного гонца
С просьбой вернуть радугу у его дворца.
Впрочем, не начать ли сказочку с конца?

Встретились как-то Глупец и Мудрец.
- Куда бредешь? - спросил Глупец.
- Туда иду, - кивнул Мудрец.
Надо сказать, что и сказке конец.

Собирала Машенька грибы, собирала, собирала. Ивашка тоже торопился. Хотел грибов больше сестры набрать.
Торопился Ивашка, торопился. А Машутка не спешила, песню напевала и грибы собирала.
Собирала Машенька грибы, собирала, собирала. Ивашка тоже торопился. Хотел грибов полную корзинку набрать.
Торопился Ивашка, торопился. А сестрица не спешила, песню напевала и грибочки собирала.
Не сказать ли сказку сначала?

Засеял дед весной свой огород сладкой репой. Когда выросла вся репа, пошел дед свой урожай из земли выкапывать, да лопата у него сломалась. Тянул, тянул дед первую репу, кое-как вытянул. Дальше дед взялся за другую репу. Тянул, тянул вторую репу, кое-как вытянул. Тянул, тянул он третью репу и эту с трудом, но вытянул…. И т.д.

Постирала старуха старику рубаху и вывесила сушиться.
Тут подул сильный ветер, сорвал старикову рубаху с веревки и уронил на землю.
Замаралась рубаха.
Постирала снова старуха старику рубаху…

Проснулось утром солнышко,
Пошло по облакам.
Тебя, меня увидело
И улыбнулось нам.
За ним примчался ветер.
С ним тоже хорошо.
Подул он в нашу сторону
И стало вдруг свежо.
Весь день играли весело,
А вечером простились.
И встретиться назавтра
Опять договорились.
Проснулось утром солнышко…

Два огурца на грядке
Играли дружно в прятки.
Пришел тут снеговик,
По грядкам прыг, прыг, прыг.
Такая неувязка.
Хороша ли сказка?

Закопал скупой купец
В своем садике ларец.
Тот купец – большой хитрец.
Вот и сказочке конец.

Фольклор русского народа самобытен и необычайно многообразен. Чего только стоят известные на весь мир русские народные сказки! Наша Баба-Яга и Иванушка-дурачок знамениты во многих странах. Мы ответим вам на один из часто возникающих вопросов: что такое докучная сказка?

Особенности «докучного» фольклора

Помимо обычных сказок, в русском фольклоре присутствует множество их разновидностей, одной из которых и являются докучные сказки. От народных сказок они отличаются в первую очередь тем, что повторяется один и тот же фрагмент текста множество раз. Это и есть первый ответ, кратко определяющий, что такое докучная сказка. Ее бесконечно можно начинать, рассказывать заново - все зависит только лишь от терпения маленького слушателя.

Собственно говоря, эти произведения и сочинялись именно для того, чтобы занять надоедливого малыша, докучающего всем просьбами вроде «Расскажи мне сказку». Докучные сказки представляют собой своеобразные цепочки, в которых задействованы одинаковые и постоянно повторяющиеся звенья. Сказочный сюжет постоянно останавливается на одном и том же эпизоде, после чего сказку начинают рассказывать заново. Когда ребенку этот процесс надоедает, повествователь может закончить повторять сюжет «докучки» и отдохнуть. Так что многие родители знают, что такое докучная сказка уже с первых лет жизни малыша. Изучение этого проходят в младшей школе. Поговорим о том, какие изучает докучные сказки 3 класс общеобразовательной школы.

Разновидности повторяющихся сказок

На Руси существовало несколько вариантов докучных сказок.


Для чего нужны эти сказки?

Все вышеперечисленные докучные сказки 3 класс изучает в обязательном порядке. Основная задача данных сказок - успокоить ребенка. Как ни странно, но практически несвязный набор слов с отсутствием длинного интересного сюжета и концовки очень нравится малышам. Нередко такие докучные сказки становятся единственным способом утешить плачущего малыша, если совершенно нет времени рассказывать ему обычную сказку.

Иногда учителя просят, чтобы докучные сказки 3 класс придумал самостоятельно (творческое домашнее задание). Смех, который вызывают маленькие творения, напрямую свидетельствует о том, что детям необычайно нравятся коротенькие истории. Докучные сказки 3 класс может слушать бесконечно. Дети быстро запоминают их и с удовольствием рассказывают друг другу. Именно этим и объясняется в первую очередь тот факт, что докучные сказки внесены в программу обучения младшей школы. Незатейливый сюжет, неожиданно быстрое окончание рассказа - главные особенности этих сказок. Соответственно они и будут ответом на вопрос о том, что такое докучная сказка.

Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.

У попа была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
Вырыл яму, закопал,
Крест поставил, написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

Жил-был царь Ватута вот и вся сказка тута.

Стоит домишко пряничный,
Изюмом изукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать всё ли с конца?..

Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше…

Мы с тобою шли?
- Шли!
- Сапоги нашли?
- Нашли!
- Я тебе их давал?
- Давал!
- Ты их взял?
- Взял!
- А где же они?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапоги!
- Какие?
- Ну, такие! Мы с тобою шли?
- Шли!
- Сапоги нашли?
- Нашли

Сказать тебе сказочку про сову?
- Скажи!
- Хорошо! Слушай меня, да не перебивай!
Летела как-то сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На веточку села,
Хвостиком повертела,
По сторонкам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На веточку села
Хвостиком повертела,
По сторонкам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?..

Чучело-мяучело на крыше сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью тёмно-красной,
Всех оно измучило песенкой ужасной.
Всем вокруг от чучела тоскливо и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на крыше сидело…

На горе стоит избушка,
Живёт в избушке старушка.
Сидит она на печи,
И жуёт и жуёт калачи.
Но вот старушка встала,
Из-за печки мочало достала…
Хорошо у старушки мочало!
Не начать ли нам сказку сначала?

В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Явилось диво дивное,
Случилось чудо чудное:
Выросла на огороде репка важная,
Хвалила старуха каждая:
Не обойдёшь кругом одним деньком.
Половинку той репки вся деревня месяц ела,
Едва-едва её доела.
Соседи всё это увидали -
Три недели другую половинку доедали.
Остатки репы на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу от груза обломили.
Пробегал медведь - подивился,
Со страху спать завалился…
А вот когда медведь проснётся -
Тогда и сказка далее поведётся!

Жил-был на свете царь Бубенец.
Задумал он выстроить новый дворец
Привезли ему мокрых досок,
Положили доски сушить на песок.
Сушили доски, сушили - пересушили.
Положили их в реку - перемочили.
Снова доски сушили - пересушили,
Снова их замочили - перемочили!
Вот как только будут доски готовы,
Тогда и за сказку мы примемся снова.
Только случится это нескоро:
Это случится в тот год,
Когда леший помрёт, -
А он ещё и не захворал!

Бабушка Арина
Каши наварила,
Егор да Борис
Из-за той каши подрались.
Мочало, мочало,
Начинай сначала!

У бабы Матрёны избёнки
Травку жевала Бурёнка,
Травку жевала - молчала.
Увидела: на заборе-мочало.
Увидела мочало - замычала…
Не рассказать ли вам про Бурёнку сначала?

Жила-была бабушка
Да у самой речки,
Захотелось бабушке
Искупаться в речке.
Прикупила бабушка
Мыла да мочала.
Ох и сказка хороша,
Начинай сначала…

Какие характерные особенности докучной сказки?
Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Почему сказки называются «докучными»?
Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать - это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.

Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Не хочу!

Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Отстань!

Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Вот пристал!

Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Молчание…

Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.

Про журавля

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…

Хороша ли моя сказочка?

Кутырь да Мутырь

Жили-были Кутырь да Мутырь,

Накосили они стожок сенца,

Поставили посередь польца,

Пришли баран да овца,

Они съели стожок сенца.

Не сказать ли сказочку с конца?..

Сам себе сказывай, а я не хочу!

«Мы с тобой шли»?

Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

Я тебе его дал?

Ты его взял?

А где же он?

Да такой! Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.

Про Яшку

Жил-был Яшка,

У него была красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Про сову

Рассказать тебе сказочку про сову?

Расскажи!

Хорошо! Слушай, да не перебивай!

Летела сова –

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.

Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.

Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…

И так без конца!

Пусть ворона мокнет!

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

И опять все сначала…

Про царя

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку сначала?

Народное творчество и народный фольклор.
Существует множество жанров, форм устного народного творчества, народного фольклора. Былины, сказки, песни, загадки, потешки, небылицы, пословицы, поговорки и многое, многое другое.
Кажется, что на каждый случай жизни, на каждое событие в народе придумали свой жанр фольклора и это действительно так.
Многие ученые считают, что народный фольклор - это не просто развлекательное, забавное произведение, это своего рода первый учебник, который изучал в прошлом каждый человек, начиная с пеленок. Это сборник народной мудрости, в котором есть ответы на все вопросы.
Я предлагаю узнать о том, что такое докучная сказка, почитать примеры докучных сказок и даже самим попробовать сочинить докучную сказку.

Что такое докучная сказка.
Давайте сперва подумаем о том, что же означает само слово Докучная. Вряд ли, много найдется сейчас людей, которые знают значение слов Докучный, Докука и некоторых других. Все эти слова использовались в прошлом, но сейчас совершенно вышли из нашей речи.
И только одно слово мы точно могли слышать в детстве если не от родителей, то от бабушек и дедушек обязательно
Это глагол Докучать.
- Не докучай мне! - говорила бабушка, занимаясь любимым делом. И мы сразу понимали, что она просто просит не мешать, не отвлекать ее. Ведь у каждого взрослого есть целый ряд скучных, но обязательных занятий, помимо игр и развлечений с ребенком. Конечно детям это утверждение кажется странным, ведь что может быть интереснее игр с ними!, но тем не менее это правда.
И если глагол Докучать означает Мешать, Надоедать, то слово Докука означает Помеха. В словарях дается вариант Надоедливая просьба, и это тоже верно.
Тогда Докучная сказка - это история, которую придумывают взрослые, чтобы избавиться от помехи в лице ребенка. Заставить его заняться чем-то другим, а не отвлекать родителей докучливыми просьбами и требованиями.

Сюжет докучной сказки.
Докучная сказка может говорить о чем угодно, но в ее построении есть свои законы и закономерности. Они объясняются целью докучной сказки - избавится от назойливой докуки.
А потому докучная сказка всегда небольшая по объему, но может повторяться до бесконечности, пока язык не отсохнет.
Представьте себе ситуацию. Малыш хочет играть, а мама должна приготовить обед. Ребенок кричит, требует сказки, продолжения банкета, и что делать маме? Сейчас есть телевизор и мультики, а в прошлом она предлагала ребенку короткую сказку, которую можно повторять и повторять. И вот ребенок уже сам повторяет слова сказки, но не может добраться до ее конца.
У попа была собака, поп ее любил.
Она съела кусок мяса, поп ее убил
И в могилу закопал и на могиле написал
У попа была собака...
Концовка докучной сказки не просто неожиданная, фактически ее нет, и дойдя до конца слушатель оказывается в начале.
Но часто к докучным сказкам относят и истории, которые рассказчик резко обрывает на середине. То есть вообще истории без конца. Это не совсем верно, потому что такие истории скорее были призваны вызвать обиду у ребенка, подразнить его. Конечно обиженный ребенок тоже отставал от родителей, и главная цель сказки оказывалась достигнута. Но это скорее сказки-дразнилки.
Дело было встарь.
Жил ленивый царь.
Не любил царь труд.
У царя был пруд.
А в пруду был рак.
А кто слушал тот дурак!

Примеры докучных сказок.
Сказка про Попа и его собаку - одна из самых известных докучливых сказок. Наверняка каждый может привести и другие известные примеры.

Про ворону и мост:
Ехал как-то через мост, глянь - ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь - ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет...

Журавль.
Жил-был журавль
Поставил стог сенца
Не начать ли нам с конца?

Рыба и гуси.
Жил-был карась - вот и сказка началась
Жили-были два налима - вот и сказки половина
Жили-были два гуся - вот и сказка вся!

Кол и мочала.
На дворе кол
На колу мочала
Начинай читать сначала.

Учимся придумывать докучные сказки.
Вы можете мне не поверить, но докучную сказку можно придумать про что угодно. Не обязательно она должна сразу получиться складной и интересной, но ведь это будет ваш первый опыт. А потому некоторая угловатость сказки, сочиненной ребенком вполне простительна.
Давайте вместе сочиним пару докучных сказок, чтобы понять принцип, последовательность действия.
Сказка с бесконечным концом.
Выбираем любой предмет или объект. Например дерево, которое растет за вашим окном. Не надо выдумывать что-то сложное. Используем уже придуманные народом приемы.
Сел голубь на ветку
Посмотрел на Светку
Смотрел, смотрел и упал
Поднялся, крыльями замахал
Сел голубь на ветку...
Мы использовали повторение одного действия - голубь садится на ветку. Но чтобы получилась сказка, нам пришлось придумать как он упал с ветки и взлетел обратно.
Сказка с неожиданным концом.
Также выбираем тему, все что придет в голову. И после пары предложений резко обрываем историю. Можно даже сперва придумать концовку, то как мы оборвем историю, а потом уже придумать ее начало.
В магазин пошел Иван
Чтоб купить себе диван.
А как купит он диван
Расскажу тебе финал.
Теперь вы знаете, как сочинять докучливые сказки и что они из себя представляют.