Дмитрий михайлович грозные очи. Пожарский дмитрий михайлович биография кратко Кто такой д м пожарский

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Его предков в середине XVI века не миновали репрессии: опале со стороны Ивана Грозного подвергся его дед князь Федор Иванович Немой Пожарский, лишенный вотчин и сосланный в Свияжск. Вернулся в родные места он уже в годы Ливонской войны, в которой и принял участие даже не в воеводском чине, а в качестве головы - сотенного командира. Родовой терем Пожарских находился в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров), в деревне Сергово. Именно здесь 1 ноября 1578 года в семье Михаила Федоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Федоровны Беклемишевой и появился на свет младенец Дмитрий. Однако детские и юношеские годы его прошли в Москве, в расположенной на Сретенке городской усадьбе Пожарских.

Лишившись в десятилетнем возрасте отца, Дмитрий Пожарский оказался поверстанным частью его поместья, но служить начал лишь по достижении 15 лет. С 1593 года Дмитрий регулярно принимал участие в дворянских смотрах и после одного из них его пожаловали низшим придворным чином - стряпчего с платьем. Стряпчий Пожарский был участником Земского собора 1598 года, состоявшегося после смерти царя Федора Ивановича, и именно в этом качестве подписал соборное определение об избрании новым царем Бориса Годунова. Вскоре после этого Пожарский был сослан на южное порубежье, постоянно разоряемое крымскими татарами, и пробыл там пять лет. Все эти годы князь командовал отрядом стрельцов, который нес дозорную службу в самых опасных местах. Его ревностное отношение к службе не осталось незамеченным, Пожарский становится царским стольником, получив в поместье небольшое село под Москвой.

Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I, в том числе в знаменитой битве у села Добрыничи, где самозванец потерпел тяжелое поражение. Однако после смерти Бориса Годунова «названному Димитрию» в 1605 году удалось овладеть Москвой. Щедрыми дарами и пожалованиями он попытался привлечь на свою сторону московских бояр и дворян, в первую очередь тех, кого он мог опасаться. Пожарский был пожалован скромным, но заметным чином дворецкого.

Осенью 1608 года он был направлен с отрядом воинов на помощь коломенскому воеводе Ивану Пушкину, с трудом отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. У села Высоцкого в 30 верстах от Коломны князь встретил «тушинцев» и разбил их. Через год Пожарский одержал еще одну победу, разгромив разбойничий отряд казачьего атамана Салькова. «Крепость» службы его не осталась незамеченной - он был назначен воеводой в очень важный в стратегическом отношении город Зарайск. Выбор оказался верным, Пожарский не «пошатнулся», даже узнав о свержении в Москве царя Василия Шуйского, не признал Семибоярщину и отразил ряд попыток мятежников захватить город. Однако отсиживаться за крепкими каменными стенами зарайской крепости Дмитрий Михайлович не собирался. Его отряды выбили «тушинцев» из Коломны. Командуя отрядами московских служилых людей, он и впоследствии «ходил в разные места против воровских людей». В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. Небольшой отряд Ляпунова (всего 200 человек) был бы неминуемо уничтожен, но известие о подходе войска Пожарского вынудило Сумбулова снять осаду и уйти из-под Пронска к оставленному почти без охраны Зарайску. Но Дмитрий Михайлович успел вернуться в свою крепость и в жестокой битве у стен Зарайского кремля разбил Сумбулова. После этого Пожарский собрал всех находившихся под его рукой коломенских и зарайских служилых людей в ополчение и повел его в Рязань к Ляпунову.

В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова князь был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока 19 марта 1611 года. Единственным участвовавшим в нем отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Прикрывая их отход, в столице остались воины Пожарского, принявшие бой в районе Сретенки. Несколько раз князю удавалось обратить в бегство пехоту противника. 20 марта он еще держался в острожке, построенном у Введенской церкви на Лубянке. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все наличные силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Упав на землю, он еще успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя. Как и других раненых, воеводу доставили в Троице-Сергиев монастырь. Немного подлечившись, он уехал в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Там, все еще страдая от плохо заживавших ран, Пожарский узнал о гибели Ляпунова, там осенью 1611 года и нашли его нижегородские послы. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина они прибыли просить князя возглавить ополчение, собиравшееся тогда в Нижнем Новгороде.

Избранный военным вождем ополчения князь Пожарский возглавил и «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на всей освобожденной от интервентов территории. Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы, восстановлении разрушенной государственной организации.

После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет, поэтому на Земском соборе 1613 года, избравшем на престол нового царя, он вел заседания, спрашивая мнения участников. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и 11 июля 1613 года, после венчания на царство в Успенском соборе Кремля, пожаловал Дмитрия Михайловича боярским чином.

До своей смерти князь Пожарский служил верой и правдой своему Отечеству: он командовал войсками, дравшимися против разорявших русские земли отрядов полковника Лисовского, в 1615 году разбил его под Орлом и прогнал к Карачеву. Доблестный воин искал новых встреч с врагом, но тяжелая болезнь надолго приковала его к постели. Вновь воевода оказался в строю в грозном 1617 году, когда на Москву с целью силой завладеть московским престолом двинулось польское войско под командованием королевича Владислава и гетмана Ходкевича. Пожарский руководил укреплением Можайска и Калуги, которыми враг не смог овладеть и вынужден был зимовать в Вязьме. За верную службу князь получил в награду серебряный позолоченный кубок весом в три гривенки, 36 золотых, шубу - атлас турецкий на соболях, пуговицы серебряно-золоченые.

В следующем, 1618 году поляки получили подкрепления и продолжили поход к Москве. Пожарский, по словам современника, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Во время решительного штурма 1 октября 1618 года князь взял на себя руководство боем в самом опасном месте, у Арбатских ворот Белого города, и отразил ночное нападение неприятеля, взорвавшего ворота Земляного города. Однако воины Пожарского действовали настолько удачно, что вынудили атаковавшего Москву в этом месте гетмана Сагайдачного вывести остатки своих запорожцев с заваленных их телами московских улиц.

В последующие годы князь также был на виду - руководил Ямским, Разбойным, Поместным и Судным приказами, был воеводой в Новгороде Великом. Во время неудачной Смоленской войны 1632-1634 годов Пожарский вместе с князем Д. Черкасским формировал армию прикрытия, собиравшуюся в Можайске, но это войско было распущено, так и не приняв участия в военных действиях.

В годы Азовского «осадного сидения» донских казаков 1637-1638 годов он укреплял на случай возможной войны с Турцией Москву, надзирая над работами по постройке земляного вала, возводившегося вокруг столицы.

В 1637 году на собственные средства Дмитрий Михайлович построил Казанский собор близ торговых рядов на Красной площади и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы.

Благодаря щедрости царя Михаила Федоровича он стал одним из наиболее богатых в России землевладельцев. Последней службой Пожарского стало его участие весной 1640 года в переговорах с прибывшими в Москву польскими послами. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, перед смертью приняв схиму и взяв себе имя Козьма. По преданию, Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Останки Пожарского были захоронены в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

19:53 — REGNUM

Убийство в Орде первого Великого князя Москвы Юрия Даниловича. Неизвестный художник. Вторая половина 19 века

1325 год. 21 ноября в Орде был убит московский князь Юрий Данилович. Князь пал от руки Дмитрия Михайловича Грозные Очи, чей отец, тверской князь Михаил Ярославич был казнен по приказанию хан Узбека семью годами ранее. Настроил Узбека против Михаила как раз Юрий Данилович, за что и поплатился жизнью. Дмитрий Грозные Очи был казнен в Орде спустя девять месяцев.

Дмитрий Михайлович Грозные Очи убивает Юрия Даниловича Московского. Миниатюра из «Царственного летописца». 15 век

«Юрий Данилович (год рождения неизвестен — умер 21. 11. 1325) московский князь (с 1303 года) и великий князь владимирский (с 1317 года), старший сын московского князя Даниила Александровича. Присоединил к Московскому великому княжеству Можайск и другие территории. С 1304 года вёл борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Ярославичем. Позднее он получил поддержку митрополита Петра, в 1314 году вступил в союз с Новгородом против Твери. После пребывания в Золотой Орде (около 2 лет) и женитьбы на сестре хана Узбека Кончаке Юрий Данилович получил ярлык на великое княжение. В конце 1317 года был разбит князем Михаилом, бежал в Новгород, затем в Орду, где в конце 1318 года добился убийства своего соперника. В 1322 году возглавил поход новгородцев на Швецию, в 1323 году заключил Ореховский мир. Убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем». Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

« В следующий год отправился к Хану и Димитрий. Там они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе окровавленную тень Михаилову, - затрепетав от ужаса, от гнева, - вонзил меч в убийцу. Георгий испустил дух: а Димитрий, совершив месть, по его чувству справедливую и законную, спокойно ожидал следствий... Так одно злодеяние рождает в мире другое, и виновник первого ответствует за оба, по крайней мере в судилище Вышнего! Тело Георгиево привезли в Москву, где княжил брат его, Иоанн Даниилович, и погребли в церкви Архангела Михаила. Митрополит Петр с четырьмя Епископами совершил сей обряд печальный. Князь Иоанн и самый народ проливал искренние слезы, умиленные столь бедственною кончиною Государя хотя и не добродетельного, однако ж знаменитого умом и славными предками. Новогородцы сожалели об нем: Тверитяне хвалили дело своего Князя, с беспокойством ожидая суда Узбекова.

Хан долго молчал. Друзья Князя Московского без сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его глазами, требует наказания, или будет пятном для чести Царской, знаком слабости и поводом к новым опасным своевольствам Князей Российских; что Хан, сверх того, должен вступиться за Георгия как за своего зятя. Прошло десять месяцев. Брат Димитриев, Александр, спокойно возвратился из Орды с Ханскими пошлинниками, надеясь, что дело уже кончилось и что Узбек не думает о мести. Но вдруг вышло грозное повеление, и несчастного Димитрия убили в Орде (вместе с Князем Новосильским, потомком Михаила Черниговского, обвиненным также в каком-то преступлении). Сия весть, равнодушно принятая в Москве и в Новегороде, огорчила добрых Тверитян, усердных к государям и видевших в юном своем Князе славную жертву любви сыновней. Димитрий Михайлович, прозванием Грозные Очи, смелый, пылкий, имел только 27 лет от рождения; женатый на дочери Князя Литовского, Гедимина, он не оставил детей».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо, 2006

История в лицах

Новгородская летопись:

В лЂто 6833 . Прииде из Орды князь Александръ Михаилович, и Татарове с нимъ должници, и много бысть тяготы на Низовьскои земли. Того же лЂта поиха Моиси владыка к митрополиту ставится на Москву; и привезоша при немъ князя Юрья великаго из Орды, Данилова сына, внукъ Александровъ, и погребе его митрополит Петръ и архиепископъ Моиси и тфЂрьскыи епископъ ВарсонофЂи и ростовьскыи Прохоръ и рязаньскыи Григории, в суботу 1 поста; и плакася по немъ брат его князь Иванъ и весь народ от мала и до велика плачемь великым зЂло: убилъ бо бяше в ОрдЂ князь Дмитрии Михаилович князя великаго Юрья безъ цесарева слова; не добро же бысть и самому: еже бо сЂеть, то и пожнеть. Добро убо послушати бяше рекшаго: да любите другъ друга, якоже азъ възлюбих вы. Иоан же Богословъ глаголеть: братие, богъ любы есть, пребывааи в любви съ братомъ, въ бозЂ пребываеть и богъ в немъ, и пакы индЂ в писании глаголеть: иже бо имЂеть ко всЂм любовь, таковыи бес труда спасется.

Цитируется по: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л., 1950

Мир в это время

В 1325 году начинается первое путешествие знаменитого Абу Абдаллах Мухаммада ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи, более известного как Ибн Батутта. 14 июня он отправился в путь с целью совершить паломничество в Мекку. Через Алжир, Тунис, Ливию и Египет он прибыл в Каир, а оттуда к берегам Аравии. Дальше путь его пролег через Сирию и Палестину, а посетив Мекку и Медину, Ибн Батута побывал также в Иране. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место среди путешественников Средневековья. В последующих странствиях он посетил Константинополь, Золотую Орду, Индию, Африку и Китай. В старости он надиктовал книгу воспоминаний "Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий".

Сравнительная карта путешествий Марко Поло и Ибн Батуты

«Последний великий арабский путешественник Абу "Абдаллах Мухаммад ибн "Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи, известный как Ибн Баттута, родился 17 раджаба 703/24 февраля 1304 г. в городе Танжер. Как показывает его нисба ал-Лавати, он происходил из берберского племени некогда крупной племенной группы лавата.

Единственным источником сведений о его биографии является его сочинение. Из него мы узнаем, что образование он, вероятно, получил в том же Танжере и что образование это имело обычный богословско-юридический характер в рамках маликитского учения. И доказывается это его путешествиями, во время которых ему доводилось, как и его не менее известному, жившему в XV-XVI вв. соотечественнику ал-Хасану ибн Мухаммаду ал-Ваззану аз-Заййати ал-Фаси, известному в Европе под именем Льва Африканского, исполнять обязанности судьи в посещаемых им местах. Склонности к письменной фиксации своих впечатлений у него не было, и никаких письменных сочинений после него не осталось. Известно, что он умел сочинять стихи и любил подносить их своим покровителям.

Его путешествия начались 2 раджаба 725/13 июня 1325 г., когда в возрасте 21 года (22 лунных лет) он отправился в путь из Танжера, чтобы совершить хаджж. Он находился в путешествии 27 лет, посетил многие страны. Крайней точкой, достигнутой им во время путешествий, на востоке был Китай, на юге — о-в Суматра, город Кильва в Восточной Африке и территория Судана в Западной Африке, на западе — определенно Фес и, вероятно, другие города Марокко, на севере — Булгар на Волге.

Фигура Ибн Баттуты издавна привлекала ученых, и литература, посвященная ему, огромна. Почти все исследователи останавливаются на теме о маршрутах его путешествий. Действительно, тема эта очень важна для изучения рассказа Ибн Баттуты и в некоторых местах представляет трудности. Несмотря на некоторые неточности в деталях, хронология его путешествий может быть установлена следующим образом.

1. Отъезд из Танжера 2 раджаба 725/14 июня 1325 г.; Северная Африка, Египет, Верхний Египет, Сирия. Отъезд из Дамаска в Мекку в шаввале 726/ сентябре 1326 г.

2. Отъезд из Мекки 30 зу-л-хиджжа 726/17 ноября 1326 г.; Ирак, Хузистан, Фарс и Джибал; Тебриз, Багдад, Самарра, Мосул, возвращение в Багдад, пребывание в Аравии (вместе с тремя паломничествами) с 727/1327 до 730/1330 г.

3. Красное море, Йемен, Аден, Зейла, Могадишо и торговые порты Восточной Африки; возвращение через Оман и Персидский залив. Четвертое паломничество в 732/1332 г.

4. Египет, Сирия, Малая Азия и территория Золотой Орды. Визит в Константинополь и возвращение на территорию Золотой Орды. Трансоксания и Афганистан. Прибытие в долину Инда 1 мухаррама 734/12 сентября 1333 г. Пребывание в Дели до сафара 743/июля 1342 г.

5. Пребывание в течение полутора лет на Мальдивских островах. Цейлон и второе посещение Мальдивских островов. Бенгалия, Ассам, Суматра, прибытие в китайский порт Зайтун (достоверно неизвестно, добрался ли Ибн Баттута до Пекина). 6. Возвращение на Суматру и Малабар (мухаррам 748/апрель-май 1347 г.). Персидский залив, Багдад, Сирия, Египет. Еще одно паломничество.

7. Египет, Александрия. Сел на корабль, идущий в Тунис, в сафаре 750/апреле-мае 1349 г., оттуда он добрался до Сардинии на каталонском корабле. Прибытие в Фес в конце ша"бана 750/ноября 1349 г. Посещение королевства Гранада и возвращение в Марокко.

8. Отъезд из Сиджилмасы в начале мухаррама 753/февраля 1352 г. Путешествие через Сахару в страну на Нигере. Возвращение в Сиджилмасу в зу-л-ка"да 754/декабре 1353 г.

Рассказы Ибн Баттуты об этих путешествиях содержатся в труде, носящем название “Тухфат ан-нуззар фи гара"иб ал-амсар ва "аджа"иб ал-асфар” (“Подарок созерцающим о диковинках городов и о чудесах путешествий” — перевод И.Ю.Крачковского; “Подарок размышляющим о диковинках городов и о чудесах путешествий” — перевод В.В.Матвеева, в зависимости от перевода слова нуззар). Редакция этого текста принадлежит не Ибн Баттуте, а секретарю двора фесских маринидов Мухаммаду ибн Мухаммаду ибн Ахмаду ибн Джузайу ал-Калби (ум. в 767/1356 г.), которому он диктовал описание своего путешествия по желанию маринида Абу "Инана Фариса и с которым, по предположению И.Ю.Крачковского, Ибн Баттута мог познакомиться еще во время своего путешествия в Гранаду. Помимо работы над собственно рассказом Ибн Баттуты, Ибн Джузай написал и вступление, которым он снабдил произведение.

“Тухфат ан-нуззар фи гара"иб ал-амсар ва "аджа"иб ал-асфар” написано в жанре “рихлы”, традиционного жанра, происходящего с Запада, из среды испанцев и магрибинцев, которые обладали любознательностью, чтобы делать заметки во время совершения хаджжа относительно стран и обычаев Востока. Эта традиционная рихла обычно была посвящена в основном посещению святых мест в Аравии. В начале труда Ибн Баттута придерживается этого принципа, но постепенно первоначальная цель изменяется и в конце концов рихла сводится фактически к описанию известного мира».

Цитируется по: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. М.:Восточная литература, 2002

20.04.1642 (3.05). - Умер кн. Дмитрий Михайлович Пожарский

Пожарский - герой Смутного времени

Дмитрий Михайлович Пожарский (1.11.1578–20.04.1642) – князь, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене Великого Князя Суздальского и Владимирского, а затем и . Мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу. С 1602 г. он – стольник при дворе . В 1608 г. был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г., назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.

В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в . В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол.

На Земском соборе 1612–1613 гг. сыграл выдающуюся роль при и был пожалован боярским чином. Затем до 1618 г. руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615–1617 гг. участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 гг. – Судным приказами. В 1628–1630 гг. – воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632–1634 гг.

Все царствующие при жизни Д.М. Пожарского Государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский Царь Михаил Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».

Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

ПС. В нашей статье указана официально признанная дата рождения князя Д.М. Пожарского. По соображениям В.Е. Шматова, дата рождения должна быть иная: «Первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю. Следовательно, дата рождения Д.М.Пожарского – 17 (30) октября 1577 года».

Использованы материалы сайта Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского .

Дмитрий Михайлович Грозные Очи

Дмитрий Михайлович Грозные Очи («Звериные Очи») - великий князь тверской (с 1319) и владимирский (1322–1325). Старший сын великого князя Михаила Ярославича, убитого в Орде по обвинению Юрия Даниловича Московского, он был одним из самых яростных и решительных врагов московского князя. Стремясь найти поддержку для слабеющей Твери, он женился на дочери могущественного литовского князя Гедемина, Марии. Вынужденный до поры уступить Москве исключительное право сношений с Ордой по вопросам дани, он воспользовался первой же возможностью обвинить Юрия Даниловича в нежелании передавать хану «выход» и осенью 1322 г. сумел сесть, с помощью ордынского посла, на великое княжение Владимирское. Вызванного на суд в Орду Юрия князь Дмитрий демонстративно убил накануне годовщины смерти отца (21 ноября 1324 г.), понадеясь «на царево жалованье», то есть не заручившись приказом хана («без царева слова, мстя кровь отчу»). За это он сам был через год казнен ханом Узбеком (15 сентября 1325 г.).

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Дмитрий Грозные Очи Как мы уже знаем, Дмитрий Иванович Павлуцкий был человеком крупным, сильным, ловким и до каких-то пор удачливым. Но все-таки человеком. В чукотском же фольклоре образ его почти все людское утратил…Это нечто инфернальное, вне рациональных толкований.

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЖАРСКИЙ (1578-1642) Князь-воевода. Освободитель Москвы от польских интервентов. Боярин с 1613 года. Пожарский принадлежал к древнему, но со временем оскудевшему княжескому роду. Царскую службу он начал рано. Первый боевой опыт получил на южной границе в

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Дмитрий Михайлович Грозные Очи Замечательным памятником русского летописания является многотомный документ, изданный в 1772 году историком-энтузиастом М.М. Щербатовым под названием «Царственный летописец, содержащий Российскую историю от 1114 года, то есть от начала

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Князь Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к стародубской ветви Рюриковичей. Родоначальником князей Стародубских был сын Всеволода Большое Гнездо князь Иван Всеволодович (ум. около 1247 г.), получивший небольшой удел с центром в

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Пожарские были захудалой ветвью Рюриковичей, властителей небольшого удельного Стародубского княжества в бассейне Клязьмы, Луха и Мстеры. Потомки потерявших в XV веке независимость стародубских князей стали рядовыми

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА КНЯЗЬ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЖАРСКИЙ Среди русских полководцев XVII в. мало имен, общеизвестных широкому читателю. Хрестоматийная фигура князя Пожарского является редким исключением. В кратком рассказе о его жизни и деятельности даже нет нужды обращаться к

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

73. ДМИТРИЙ II МИХАЙЛОВИЧ, прозванием Грозные Очи, князь тверской и потом великий князь владимирский сын св. Михаила Ярославича, князя тверского и великого князя владимирского, от брака с княжной Анной Дмитриевной ростовской, также признанной святою (см. 28).Родился в Твери 15

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Дмитрий Михайлович Грозные Очи Дмитрий Михайлович Грозные Очи («Звериные Очи») - великий князь тверской (с 1319) и владимирский (1322–1325). Старший сын великого князя Михаила Ярославича, убитого в Орде по обвинению Юрия Даниловича Московского, он был одним из самых яростных и

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРОЗНЫЕ ОЧИ (1299–1326) Старший сын великого князя Михаила Ярославича. Родился 15 сентября 1299 года в Твери. В 1311 году послан своим отцом в поход на Нижний Новгород, но был остановлен митрополитом Петром.Великий князь Тверской с 1319

автора

Дмитрий Михайлович Пожарский

Из книги Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени автора Копылов Н. А.

Пожарский Дмитрий Михайлович Сражения и победыКнязь Дмитрий (крестильное имя - Косьма) Пожарский - национальный герой России. Военный и политический деятель, руководитель Второго народного ополчения, освободившего Москву во время Смутного времени.Когда шатались

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Дмитрий Михайлович Пожарский Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги История русской литературы второй половины XX века. Том II. 1953–1993. В авторской редакции автора Петелин Виктор Васильевич

Дмитрий Михайлович Балашов (7 декабря 1927 – 17 июля 2000) Родился в деревне Козынево Новгородской области в семье актёра и художницы-декоратора. Первый год войны жил в Ленинграде, потом провёл три года в эвакуации в Сибири. Учился в Ленинградском театральном институте, затем в

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ - князь тверской, великий князь владимирский.

Из ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей, стар-ший сын Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча , брат Алек-сан-д-ра Ми-хай-ло-ви-ча, Кон-стан-ти-на Ми-хай-ло-ви-ча и Ва-си-лия Ми-хай-ло-ви-ча. В 1311 году Дмитрий Михайлович, уже счи-тав-ший-ся взрос-лым по средневековым по-ня-ти-ям, воз-гла-вил в от-сут-ст-вие от-ца, на-хо-див-ше-го-ся в Зо-ло-той Ор-де, твер-ское вой-ско, на-ме-ре-ва-ясь ид-ти по-хо-дом на Ниж-ний Нов-го-род, ко-то-рый за-хва-тил Бо-рис Да-ни-ло-вич, сын московского князя Да-нии-ла Алек-сан-д-ро-ви-ча. Вой-ско уже со-бра-лось во Вла-ди-ми-ре, ко-гда митрополит Пётр, кон-флик-то-вав-ший с твер-ски-ми князь-я-ми и опи-рав-ший-ся на под-держ-ку московских кня-зей, за-пре-тил этот по-ход. Про-сто-яв три не-де-ли во Вла-ди-ми-ре, Дмитрий Михайлович был вы-ну-ж-ден рас-пус-тить вой-ско. В 1318 году вме-сте с бра-том Алек-сан-дром пы-тал-ся от-го-во-рить от-ца от по-езд-ки в Ор-ду на суд ха-на Уз-бе-ка. По-сле каз-ни Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча в Ор-де по ду-хов-ной гра-мо-те от-ца стал князем твер-ским. По ини-циа-ти-ве Дмитрия Михайловича в 1319 году ос-тан-ки Ми-хаи-ла Яро-сла-ви-ча бы-ли вы-ку-п-ле-ны у великого князя вла-ди-мир-ско-го Юрия Да-ни-ло-ви-ча и за-хо-ро-не-ны в Спас-ском со-бо-ре в Тве-ри. В начале 1321 года Дмитрий Михайлович же-нил-ся на до-че-ри ли-товского князя Ге-ди-ми-на , по-лу-чив-шей в кре-ще-нии имя Ма-рия. Вско-ре на-пря-жён-ные от-но-ше-ния ме-ж-ду Тве-рью и Мо-ск-вой при-ве-ли к то-му, что они ока-за-лись на гра-ни вой-ны. В 1321 году Юрий Да-ни-ло-вич со-брал вой-ско в Пе-ре-яс-лав-ле для по-хо-да на Тверь. Дмитрий Михайлович от-вёл на-па-де-ние, за-пла-тив великому князю вла-ди-мир-ско-му круп-ную сум-му в 2 тысячи рублей и от-ка-зав-шись от пре-тен-зий на великое кня-же-ние вла-ди-мир-ское. Од-на-ко 14.3.1322 года, вос-поль-зо-вав-шись тем, что Юрий Да-ни-ло-вич не уп-ла-тил ор-дын-ский выход, Дмитрий Михайлович от-пра-вил-ся к ха-ну Уз-бе-ку и, ве-ро-ят-но, су-мел ого-во-рить пе-ред ним Юрия. Осе-нью то-го же го-да Дмитрий Михайлович вер-нул-ся, по-лу-чив от ха-на яр-лык на великое кня-же-ние вла-ди-мир-ское. К Дмитрию Михайловичу пе-ре-шла власть и над Нов-го-ро-дом, од-на-ко ре-аль-но ус-та-но-вить над ним кон-троль он не су-мел, так как вес-ной 1323 года нов-го-род-цы при-гла-си-ли на кня-же-ние из Пско-ва Юрия Да-ни-ло-ви-ча. В 1325 году Дмитрий Михайлович был вы-ну-ж-ден по-ехать в Ор-ду, так как ту-да уже вес-ной то-го же го-да от-пра-вил-ся Юрий Да-ни-ло-вич. Кня-зья несколько ме-ся-цев жи-ли в Ор-де, ожи-дая хан-ско-го су-да. 21.11.1325 года, на-ка-ну-не дня па-мя-ти от-ца, Дмитрий Михайлович убил ви-нов-ни-ка его ги-бе-ли - Юрия Да-ни-ло-ви-ча, на-де-ясь на снис-хо-ж-де-ние ха-на Уз-бе-ка. Од-на-ко спус-тя поч-ти год Дмитрий Михайлович был каз-нён по при-го-во-ру ха-на.

Па-мять о Дмитрие Михайловиче как о че-ло-ве-ке ре-ши-тель-ном и бес-ком-про-мисс-ном от-ра-зи-лась в его про-зви-щах, со-хра-нён-ных позд-ни-ми ис-точ-ни-ка-ми: Зве-ри-ные Очи («Ска-за-ние о князь-ях Вла-ди-мир-ских») и Гроз-ные Очи (ро-до-слов-ные кни-ги).