Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. Упражнение на глухие и звонкие согласные. Лексическая тема: «Лес»

КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

Минобразования Чувашии

Конспект подгруппового

логопедического занятия

для учащихся 4 класса

Подготовила

учитель-логопед

М.Л.Фадеева

Чебоксары 2014

Тема:

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи.

Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;

Коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Кто, где живет?», задания №4;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,

Коррегировать и развивать письменную речь на основе письменных упражнений;

2. Образовательные:

- учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;

Закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,

Учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,

3. Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе, занятию,

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование и материал: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лес. Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяйте за мной!

    Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес пойдём мы погулять. (Обе руки идут пальчиками по коленкам.)

За черникой, за малиной,

за брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём

И домой мы отнесём. (Загибает пальчики)

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок - лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать вам грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у вас их набралось!

    Отгадайте загадку и напишите отгадку.

Солнца яркого боится.

Ночью - хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о…? - Сове. - Правильно.

Какой первый звук в слове сова? - Звук [с] - Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?) - Согласный, глухой. - Какой буквой на письме обозначаем звук [с]? - Буквой «С». - Напишите слово «сова».

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы?

Заяц. - Какой первый звук в слове заяц? - Звук [з]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите мне это - …?

Волк. –

Какой первый звук в слове «волк»? - Звук [в]. - Какой это звук? - Согласный, звонкий. - Какой буквой обозначим звук [в] на письме? - Буквой «В». - А какой последний звук в слове «волк»? - Звук [к]. - Какой это звук? - Согласный, глухой. - Какой буквой обозначим на письме? - Буквой «К». - Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая…?

Лиса. –

Сколько звуков в слове «лиса»? - Четыре. - Назови третий звук в слове «лиса»? - Звук [с]. - Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставьте пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

Ду… (п/б), белый гри… (п/б), много бере…(з/с) , много яго…(д/т),

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему? - На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет». - В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет? Паук, белка, дятел, змея. - В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук. - Запиши названия животных.

Задание№ 4. - В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;

Цветы: колокольчики и ромашки;

Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза. –

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?) - Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к]. - [з] и [г].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук? - Нет.

Перечисли все парные согласные звуки. Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф - Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодцы, вы справилась с заданием.

Задание 5.

Отхлопайте слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

Посчитайте, по сколько грибов у вас стало? - Пять.

Вот такую оценку ты получаешь сегодня на занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению. - Тебе понравилось?

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Малый Толкай КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных. Звуки д- т». Труд людей.

2 Цель: учить детей различать звуки [т] [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: - упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем [Т-Д] по звонкости глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции; - устранять на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв Д-Т; - активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразования; - развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление, межполушарные взаимодействия; -воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку. Оборудование: презентация, мяч, листы с заданиями, ручки, игрушка. НОД. 1. Организационно-подготовительный этап. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На занятии не зевать. А работать и писать. -Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы умеем четко и правильно произносить звуки родного языка и грамотно писать. А)Игра на групповое сплочение «Пожелание» (дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят пожелание). Л.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Кто это? Дети: Медвежонок. Л.: Передаем друг другу игрушку и говорим пожелание. Я начну, а вы продолжите. Чтобы ты всегда была добрая и т. д.

3 Вывод: какие слова вы говорили? (добрые). А теперь улыбнулись и сели. Б) Уточнение пространственно-временных представлений. -Какое время года? -Какой месяц зимы? - Какой день недели? -Какое время суток? В) Задание на устранение оптической формы дисграфии. Посмотрите, на партах у вас есть буквы. Назовите, какие буквы написаны неправильно? Молодцы!Слушаем меня внимательно. 2. Сообщение темы и цели занятия. Л: Где мы с вами будем проводить урок, вы узнаете, если из букв составить слова. Здесь на доске есть буквы двух цветов, разные по величине. Составим два слова- из букв желтого цвета, начиная с самой большой до самой маленькой. (Дети составляют слово «Городок»), из букв коричневого цвета, начиная с самой маленькой до самой большой (Дети составляют слово «мастеров»).слайд 1- буквы желтого цвета начиная с большой до самой маленькой, слайд 2- буквы коричневого цвета начиная с самой маленькой до большой буквы Прочитаем хором: «Городок мастеров».(слайд 3) -Сегодня наше занятие мы проводим в «Городке мастеров» и в нем живут звуки, а какие мы сейчас узнаем. А) Дифференциация изолированныхзвуков [Д-Т]. Если посмотреть на карту (слайд 4) карта висит под словами «Городок Мастеров», то мы увидим, что в этом городке две части желтого цвета и коричневого. И постоянно слышатся разные звуки. На желтой слышатсязвонкие звуки, а на коричневой глухие,а вот между улицами есть еще улица, где живут и звонкие и глухие звуки. Л.: О каком звуке сказано? (Цветков С. рассказывает, а логопед показывает на артикуляцию)(слайд 5).

4 Языком передним краем, В десна верхние ударим. Звук короткий звук взрывной Звук без голоса глухой. Дети:Звук [Т]. Л.: Произнесем хором звук [Т], по одному, смотрим в зеркала. Дайте характеристику звуку [Т]. Дети: согласный, глухой, твердый. Логопед. Как докажем, что глухой? Дети:Пальцы на голосовых связках, горлышко не дрожит. Л.: Назовите слова, где звук [Т] стоит в конце слова. Дети: Кот, мост, рот, лист. Логопед. А сейчас, о каком звуке сказано (Губанова Алина рассказывает, а логопед показывает)(слайд 6) Языком в десну ударим. Звонкий голос мы добавим. Логопед. Произнесем хором звук [Д], по одному, смотрим в зеркала, дайте характеристику звуку [Д]. Дети: Согласный, звонкий, твердый. Логопед. Как докажите, что звонкий? Дети: Пальцы на голосовых связках, горлышко дрожит Логопед. Назовите слова, где звук [Д] стоит в начале слова. Дети: Дом, дрова, друг, дым. Логопед. Повторим хором и индивидуально (слайд 7).На слайде звуки [Д] с колокольчиком и звук [Т] без колокольчика). Вывод: чем похожи и чем отличаются звуки [Д-Т]?. Дети: Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса.

5 Логопед. Поэтому сегодня мы будем учиться различать на слух звуки [Д-Т] и буквы Тэ-Дэ на письме. 3. Изучение нового. А) Сопоставление звуков Д и Т с их графическим изображением. Логопед. Какой буквой обозначается звук [Д]? Покажи эту букву среди написанных букв. (слайд 8) Какой буквой обозначается звук [Т]? Покажи эту букву написанных. (слайд 9). Б) Дифференциация в слогах. Л.: Сопровождая речь поднятием желтого или коричневого сигнала, мы будем четко и правильно произносить слоги по моей указке.(слайд 5) - та-да-та - да-та-да - ту-ду-ту -ду-ту-ду -ты-ды-ты-ды -то-до-до-то В) Работа на отдельных листах. Л.:Посмотрите на партах, у вас есть листы с заданиями. Послушайте мое задание. Посмотрите на первое задание (появляется слайд 8распределите слова в два столбика в соответствие со звуками [Д-Т]). Сережа повтори задание. Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, двери, задремал, свисток, труба, подруга, трава. Проверим как вы выполнили задание. 4.Логопедическая физминутка. Слайд 7 Выполняем упражнения на межполушарные взаимодействия.

6 Игра с мячом «Добавь слог Да или Та». Лопа_, приро_, ребя_, воро_, горо_, мач_, боро_, гуся_, темно_, меч_, посу_, глухо_, свобо_, просту_, звез_, забо_,холо_, бесе_,кар_. 5. Дифференциация в словах и предложениях. Л.: Ребята, а почему у нас не город, а городок? Дети:Потому что он маленький. Какая часть слова сделала слово маленьким, превратив город в городок? Дети:Суффикс ок. Л.: А кто живет в нашем городке? Дети:Мастера. Л.: А кто такой мастер? Дети. Мастером можно назвать человека любой профессии, кто прекрасно знает свое дело. Л.: А можно ли ученика, молодого работника, маленького мастера назвать мастерок. Логопед и дети: Нет нельзя. Л.: Молодой, начинающий помощник- называется подмастерье (слово появляется на слайде 8). Логопед. А есть ли слово мастерок? Дети: да, но оно обозначает название инструмента(слайд 9). Логопед. Кто пользуется мастерком? Дети.Каменщик, штукатур, маляр. Логопед. Сейчас мы будем угадывать, люди, каких профессий живут в городе с помощью картинок. Что это?. Дети.метла. Логопед. Люди каких профессий пользуются метлой? Дети: дворник.

7 Логопед.в какой городок поместим жить дворника? Дети: дворник слышится звук [Д] на желтую сторону. Логопед. Составьте предложение со словами дворник, метла. Дети: дворник подметает двор метлой. Логопед. Что это? Дети: письмо телеграмма газета Логопед.люди каких профессий разносят письма и газеты? Дети. Почтальон. Логопед. Поместите в нужный городок почтальона. Дети. Почтальон слышится звук [т] на коричневую сторону. Логопед. Составьте предложение со словом почтальон. Дети.почтальон приносит письма. Логопед. Что это Дети.лекарство. Логопед. Люди, каких профессий дают нам лекарство, лечат нас? Дети: доктор. Логопед: а куда поместим слово доктор? Между улицами есть звук [Д] и звук Т. дети: в слове доктор слышится звук д и звук [Т]эту картинку поместим между улицами. Логопед. Составьте со словом доктор предложение. Дети. Доктор лечит детей. Вывод. Назовите профессии людей. Люди, каких профессий работают в нашей школе?а в каких названиях профессий вы услышали звуки [Д и Т]. 5.Закрепление изученного материала. а) работа со словами паронимами.

8 Логопед. Скажите ребята, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим (проводится работа со словами-паронимами.сначала устно, затем письменно). Заменим в последнем слове звук [т] на звук [д]. Работаем парами, у вас есть предложения - прочитай свое предложение Сережа, а по смыслу, кто услышит одинаковое подходящее по рифму- прочитаете свое предложение(на слайдах слова, а потом появляются предложения. Том-дом Тверь-дверь Плоты-плоды Творцы-дворцы Назовем мы книгу том. Для жилья построим дом. Под Москвой есть город Тверь В доме открываем дверь. По реке плывут плоты Зеленеют на ветвях плоды Архитекторы-творцы. Строят чудные дворцы. Произнесем хором, по одному слова. Л.: Какими звуками различаются эти слова по произношению? А по значению? б) дифференциация [д-т] в предложениях. Логопед. Кто построил дворцы. Кто такой архитектор? Архитектор это художник и строитель, но он не сроит здание, а придумывает его строение, поэтому он творец. А есть ли дворец в нашем городе, кто же там живет? Выделим первый звук в словах: Ткач Работа Утро Доктор Дети: Это слово труд. Логопед. Верно труд. А почему он самый главный в городке мастеров? Подарим несколько минут слову труд. Ребята трудиться должны не только взрослые, но и вы. Назовите слова-синонимы к слову труд. Дети: Дело, работа, знание.

9 Логопед. Назовите слова-антонимы к слову труд. Дети: Лень, безделье. Логопед. А теперь вспомним мудрость народа о труде. На доске начало четырех пословиц у вас их окончание. В тексте пропущены буквы Т и Д. Дети читаю деформированный текст. На слайдах Без ру а не вы ащишь рыбку- (из пру а) Какие ру ы- (акиепло ы) ело мас ера- (бои ся) ерпение и ру - все пере ру) 6. Итог. Рефлексия. -Хорошо ли мы трудились? -Чему мы учились на занятие? -Что нового вы узнали из нашего занятия. -За время работы ни один из вас не сделал ни одной ошибки, поэтому я уверена, что и на уроке русского языка вы не допустите ошибок.


МКДОУ «ЦРР д/с 6» Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В. Цель: научить ребенка

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия

Конспект логопедического занятия по преодолению фонематической дисграфии. 3-й класс учитель-логопед Скроботова И.В. Тема: Дифференциация д т в словах, предложениях Цель: Учить различать д т в словах, предложениях.

МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа 7 VIII вида» Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

АСТ Москва Уважаемые родители и педагоги! Обучение чтению ребенка 4 6 лет дело непростое, требующее не только терпения и времени, но и наличия некоторых специальных знаний. Сложность состоит в том, что

Пояснительная записка Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З-Ж 2 «Б» класс Ключникова Анасатсия Анатольевна учитель

Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико фонематическое нарушением речи. 1класс Ганноченко Татьяна Анатольевна учитель логопед при МОШ 8. г. Макеевка, Донбасс. Данный

ИНТЕРЕСНЫЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ http://iqsha.ru/ Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему " Надо ли учиться говорить?"

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей с ОВЗ средняя общеобразовательная школа интернат 6 г. Ялуторовска РАСМОТРЕНО Руководитель ШМО ОЛ Л М.Севастьянова Протокол заседания методического

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа 23» Совместное занятие логопеда и психолога для 2-го КРО класса на тему: «Различие «Ш» и «Щ»». педагог-психолог: Эпель М.И., первая кв.категория учитель логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 23 II,III, IV и VI видов Конспект дидактической игры «Скажи мне, что тебе нужно, а я скажу кто ты!» Разработала: Бердова Н.Ф.,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС ДО. Тема: «Прогулка в Звукоград» Цель: в занимательной игровой форме обобщить

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению общего нарушения речи (ОНР) у учащихся 1 класса и недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 2-3 классов составлена

Конспект группового занятия в рамках месячника психологического здоровья в подготовительной к школе группе 12 Тема: «Дифференциация звуков [Н], [М]. Обучение звукобуквенному анализу слов». Цель: 1. Познакомить

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 9 «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому

Пояснительная записка Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 365 г.о. Самара Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме

Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Деревня». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

Перспективный план работы кружка «Грамотейка» месяц неделя зан. тема необходимо знать Сентябрь 3 1 Предложение. - Речь устная и письменная. - Предложение. - Графическое изображение предложений. 4 2 Предложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Профессии моего города» (артист, продавец, строитель)

Конспект урока «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах». Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся первого класса. Цель: автоматизация звука [Ш. в слогах. Словах, закрепление зрительного образа

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

В стране АБВГДЕЙКА Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам и буквам. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале,

Конспект медиазанятия по теме: «Дифференциация звуков Р-Р» Учитель-логопед: Кадочникова Наталья Константиновна Образовательное учреждение - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Мастер класс «Игры и упражнения со звуками и словами для дошкольников» Подготовила: учитель логопед МБДОУ детский сад 3 «Эрудит» Фёдорова С.Х.. Этапы формирования правильного звукопроизношения Подготовительный

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 3 классов составлена с учётом рекомендаций и методических разработок

Подготовили: учитель-логопед Каретникова Е.И., учитель-логопед Гридасова-Прохорова Л.О. Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: определить

«Чего не стало?» Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа Материал: мешочек,

Тема: «Развитие жизненной компетенции. Дифференциация звуков [б]-[п]» в словах и предложениях». Цель: Закрепление умений детей дифференцировать звуки (п) (б) на слух и на письме. Задачи: - продолжать учить

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м"]. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель: познакомить с новыми буквами и звуками.

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению нарушений в устной и письменной речи у учащихся -4 классов. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Закона

Долгова Людмила Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2 КЛАСС. «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Родители часто отмечают, что дети иногда произносят звонкие согласные как глухие. Дефект выражается по-разному: полное отсутствие звонких или частичное оглушение. Дело в том, что уклад речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков (ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходен. Отличие незначительное: при произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат работает с большим напряжением, при произношении глухих - голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена. Следовательно, затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Есть и другие причины: тугоухость, заболевания голосовых связок, анатомические нарушения губ, твердого и мягкого нёба

Неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. И поэтому, едва дефект замечен, надо сразу браться за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;
- фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи;
- афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Фаня - Ваня;
- фаза - ваза;
- фантик - винтик;
- фляга - влага;
- флакон - вагон;
- вафли - февраль

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Фаня и Ваня купили вафли.
- Вьются флаги у ворот.
- В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

"Фаня спросила тётю Феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя Феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота"

Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

Са-за, со-зо, су-зу, сы-зы, си-зи;
- са-за-са, со-зо-со, су-зу-су, сы-зы-сы, си-зи-си;
- аса-аза, осо-озо, усу-ияи, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Коса - коза,
- роса - роза,
- сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".

Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

Ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи;
- ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши;
- аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Шар - жар, шаль - жаль;
- Леши - лежа,
- жутко - шутка;
- лыжи, мыши;
- пушок, петушок, окошко, сережка

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях:

Шел снежок.
- Жабу заметили мальчишки.
- Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".

Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Упражняйтесь вместе с ребенком в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами (см. выше).

Дифференциация звуков в слогах:

Па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би;
- па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи;
- апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Папа - баба;
- почка - бочка;
- палка - балка;
- пыль - быль;
- бил - пил;
- запирать - забирать;
- подбородок

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях:

Бабушка положила на полку большую палку.
- Полкан бежал по дну балки.
- Папа и бабушка пошли вброд.

Диктант (порядок тот же): грибы, палатка, болезни, буква, сапоги, суп, Паша, башня, покос, тулуп, бинокль, сабля.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".

Звуки Т-Д

Последовательность работы - та же, что и в предыдущих случаях. Начните с изолированного произношения звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

Та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди;
- та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти;
- ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Дом - том;
- тетя - дядя;
- точка - дочка;
- дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях:

Таня живет на даче.
- По дуплу стучал дрозд.
- Тома сидит дома.
- Тина и Дина стояли под дубом.

Диктант: борода, трава, доска, поэт, салат, судно, картошка, подарок, топор, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи"

Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

Ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги;
- ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: и(г)ра, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях:

Мы играли на горке.
- Олегу купили новые коньки.
- Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Дифференциация звуков при чтении текста:

"Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву"

Мы указали примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов.

Помните, что на логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.