Девочки и женщины на войне. Мищенко Т.А. Фронтовой быт женщины (по воспоминаниям брянских участниц Великой Отечественной войны). Почему они не брали с собой парашюты

Бортевое пчеловодство известно с древних времен и относится к старейшей форме содержания пчел, когда они селятся не в привычных глазу современного человека ульях, а в дуплах.

Бортничество – самая первая форма культурного пчеловодства. Этот древний промысел начался с дикой добычи меда из пчелиного гнезда, которое случайно обнаруживалось в дупле дерева. Со временем, лесных пчел человек уже искал осознанно и целенаправленно. Это была настоящая охота со всеми ее правилами, приманкой, выслеживанием.

Что это такое – борть?

Итак, борть – дупло в дереве, обжитое пчелами, образовавшееся естественным путем, либо выдолбленное пчеловодом. Чтобы было на чем крепиться сотам, в этом пчелином обиталище специально устанавливались перекрещенные жерди, называемые снозами. А мед собирали через узкие отверстия – должеи (летки).

Пчеловод для бортей выбирал, как правило, дуб или ясень. Сегодня достаточно одного дня, чтобы соорудить подобный домик для пчел при наличии современных инструментов и предметов, коими пользовались предки (кирам, лянге).

Видео: Бортник 21 века

Уже в X-XVII веках – бортничество было широко распространено на Руси.

Бортевое пчеловодство было отчасти браконьерством. Бортник, собирая по осени мед из бортей, оставлял пчел без каких-либо запасов, практически разоряя пчелиные гнезда. По весне назревала необходимость заселить борти, искать семью, готовую заселиться в освободившийся домик. Часто приходилось отправляться в другую местность для этого.

Такой метод обладал определенными преимуществами. За счет ежегодного обновления сот, процесс гниения дупла замедлялся. А сами пчелы меньше болели, не менялись в размерах.

Бортевому пчеловодству отводилось немаловажная роль среди хозяйственных отраслей Древней Руси.

Человек, выбравший для себя этот промысел, должен был иметь определенный опыт, знания и, конечно, физическую подготовку. Ведь ему приходилось забираться на высоченные деревья. Делать это можно было воспользовавшись известными тогда подручными средствами:

  • специальные веревки «лезиво»;
  • кожаные ремни;
  • лестницы;
  • специальные шипы и когти.

Обычно с одного бортя снималось два ведра меда. Если медонос цвел обильно – до 50 кг.

Как существовало бортничество

Профессия бортника передавалась от отца сыну. С детства из уст в уста передавались секреты профессии, даже колдовские заговоры. Непосвященным бортники казались загадочными, их даже называли белками, считали почти оборотнями, а профессию их – опасной и сложной.

Приходилось совершенствовать инструментарий, чтобы обеспечить безопасность человеку. Главным был топорик, совсем небольшой с кривым топорищем. Конский волос служил материалом, из которого создавались специальные защитные маски. А чтобы соорудить борть требовался уже целый арсенал: долото, нож кольцеобразный, тесло, скобель одноручный. А как иначе бортник мог выдолбить и выскоблить столь вместительный пчелиный домик?

Видео: Новинки в пчеловодстве

Ловушки для бортей

Человек не мог оставить без защиты такое ценное имущество как борть. Медведь с его невероятной силой с легкостью мог его разорить.

Тогда тяжелое бревно привязывалось около летка на крепкой веревке. Пробираясь к борти и отталкивая бревно, медведю доставался от него ответный удар. Так они толкали друг друга, пока медведь не отступал. Довольно часто для большего эффекта в бревно втыкались металлические шипы, ранящие медведя.

Упадок бортничества

Россияне мед во все времена уважали. Пока не завез царь Петр из заграницы водку с винами, главным хмельным напитком была медовуха. К тому же появился керосин, а с ним значение воска снизилось. Да еще сводятся леса, сокращаются места обитания и кормовая база.

Так что к XVIII веку появились его первые признаки. Пчеловоды стали переселять своих подопечных в колоды из бортей. Спасая последние от повального уничтожения, их выпиливают из поваленных деревьев. Затем борть необходимо очистить, установить снозы и такими вот обрубками (а это уже колоды) переправить в нужное место.

Эту конструкцию привязывали веревками к дереву, чтобы ее заселил пчелиный рой, но это тоже довольно трудоемкий процесс. Гораздо проще оказывалось найти небольшую полянку с редкими посечеными деревцами, чтобы поставить борти на землю плотнее друг к другу. Так легче наблюдать за пчелами и собирать урожай. Именно этим древним посекам слово «пасека» обязано своим происхождением.

К тому же, пчеловоды-бортники додумались часть меда оставлять пчелам на корм, сохраняя, тем самым, пчелиные семьи в зимний период. Так к середине XIX века сложилась пасечная система, гораздо более прогрессивная, именно она стала основой нынешнего пчеловодства. Борти сменяет все большее число пасек.

А древний лесной промысел, известный как бортевое пчеловодство, почти сходит на нет и появляется колодное.

Бортевой мед

Продукт, производимый дикими пчелами, уникален и ценен, является одним из самых чистых. Его давно успешно использует нетрадиционная медицина. С его помощью человек преодолевает разные болезни, укрепляет защитные силы организма. Он богат витаминами и микроэлементами, а значит, довольно питателен.

У этого меда терпкий вкус и он отлично усваивается организмом. А его противовоспалительные свойства с давних времен оценены человеком и успешно применяется при врачевании, прежде всего, простудных заболеваний.

Хранить его следует только в натуральных материалах, типа кедровых бочек или глиняных горшочков. Зато сам мед вас не разочарует.

Видео: Ульи, пчелы, пчеловодство

Современное бортничество

На земле осталось одно-единственное место, где по сей день сохранены традиции бортничества, где даже сегодня добывается дикий лесной мед. Это Башкортостан.

Здесь у каждого рода сохранены свои секреты и особенности, способы, какими пчелиные рои они привлекают в искусственные дупла. Бортевое пчеловодство даже воспринимается как национальный символ народа Башкирии с его историческими корнями.

Это древнее ремесло позволяет поддерживать интерес к своим корням, бережно относиться к природе, заработать и заботиться о собственном здоровье. К сожалению, в мире почти не осталось бортничества, сплошь ульевое и пасечное пчеловодство. А промысел, когда-то считавшимся делом избранных, с переходом к от бортевого к пасечному стал доступен любому желающему.

Именно благодаря тем, за много веков сохранил знание о пчелах, об их разведении, о пчелиных продуктах, сегодня мы имеем возможность испытывать на себе всю ценность и лечебную силу меда и других производных.

Остается сказать еще об одном, чрезвычайно распространенном в древней Руси промысле - о пчеловодстве, или, точнее, «бортничестве». Среди других лесных промыслов, играющих заметную роль в древнерусском хозяйстве, оно занимало исключительное место. Судя по многочисленным упоминаниям об этом промысле в летописи и в других письменных источниках, пчеловодство в древней Руси мало походило на современное. Мед и воск добывались тогда преимущественно от лесных пчел. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным пчелами. В соответствии с обычным правом, уходящим в далекое прошлое, лицо, нашедшее борть, могло объявить его своей собственностью. Для этого на борти надо было поставить знак собственности - «знамя». Это право охранялось и Русской Правдой: «а еже борть разнаменуеть, то 12 гривен продажи». Еще первые русские князья получали дань с населения медом. Древляне платили княгине Ольге дань «скорою [мехами] и медом». В 1146 г. в погребах путивльского двора князя Святослава в момент разгрома оказалось 500 берковцев (5000 пудов) меду. В составе надворных построек Боголюбовского замка упоминается княжая «медуша» - специальное помещение для хранения меда. Смоленская уставная грамота 1150 г. говорит об уплате повинности медом. Все это говорит о значительном развитии бортничества. Как и меха, мед и воск являлись важнейшим товаром русской торговли. Князья и монастыри имели и свои собственные борти, или бортные «ухожаи». Наряду с конюхами, огородниками и ловчими при князьях состояли «бортники».

Упоминания об искусственном разведении пчел, о пчеловодстве, встречаются в русских источниках лишь начиная с XIII-XIV вв. Но еще в сочинениях арабского писателя X столетия Ибн-Русте читаем о славянах такие строки: «Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Хмельной напиток приготовляют из меда». Очевидно, искусственное разведение пчел было известно довольно рано. Наряду с естественными дуплами, в бортных землях были бесспорно дупла искусственные, а также колоды, подвешенные на деревьях. В Повести о муромском князе Петре и супруге его Февронии, сохранившей многие черты древнего быта, крестьянка Феврония рассказывает князю: «отець мой и брат древолазцы суть, в лесе бо мед от древ всяк въземлют»; из того же рассказа ясно, что этот промысел был очень опасен, бортники срывались с высоты и разбивались, брат Февронии уходил на промысел, «мысля абы не урватися с высоты, аще ли кто урьвется еси живота гознет [лишится жизни]». Известны из археологических материалов также ножи для вырезывания меда. Связанная с тем же Муромом Повесть о введении здесь христианства сообщает, что в языческие времена «по мертвых ременная плетения древолазная с ними в землю погребающе»; известные по археологическим материалам особые железные шипы, которыми пользовались бортники при лазании на деревья, привязывались к ногам ремнями.

Таким образом, если основные отрасли сельскохозяйственного производства, земледелие и скотоводство, в основных чертах достигли в XI-XIII вв. того уровня, который был присущ и последующим столетиям, то второстепенные разделы экономики - охота, рыболовство и бортничество в эту эпоху еще удерживали много архаичных черт. В значительной мере этому способствовали сохранившаяся до того времени девственная природа, лесные дебри и воды.

Пища для человека испокон веков - основная задача каждого дня. Людей интересует не только добыча, но и создание постоянного ресурса питания, а также новые источники пищи и их систематизация. В древности люди занимались собирательством, выкапывали коренья, находили дикорастущие плоды различных деревьев. Искали все пригодное для употребления в пищу, пытаясь сохранить излишки. Накапливая опыт, научились выращивать и разводить растения из семян. Так зарождалось земледелие.

Животная пища занимала не последнее место в рационе человека. Постепенно люди приручили некоторые виды животных и научились получать мясо и молоко в домашних условиях. И, конечно, ещё со времён собирательства людям нравился мёд. Но добывать его было делом сложным и даже опасным. И первый вариант получения этого ценного продукта был бортовый мёд.

Бортевой мёд собирали ещё до того, как появилась письменность. Так что точная дата зарождения лесного промысла потеряна в веках. Дошли рисунки , на которых пчеловод из дикого племени в IV в. до нашей эры уже пытался поставить на поток лесное пчеловодство.

Охотники, добывая мясо в лесу, часто встречали гнёзда . В дуплах крупных деревьев высоко над землёй насекомые устраивали свои жилища. Это и понятно - всегда найдётся хищник, желающий насладиться деликатесом безнаказанно. Древние славяне умудрялись заниматься добычей мёда в любых условиях. Добытчики, а называли их бортниками, были известны как сильные и терпеливые люди с огромной выносливостью.

Бортничество – создание искусственного жилья для пчёл с целью размножения и сбора бортевого мёда. Слово «борть» означает дупло в дереве. Вначале люди искали в лесу высокие и дуплистые деревья. Вручную создавали борть для пчёл, выдалбливая в стволе необходимое дупло. Так зарождалось пчеловодство.

Что такое борть?

Бортевое пчеловодство носит короткое название — бортничество. Дупло дерева, в котором находили пристанище дикие пчелы, называли «борть». Дупла в деревьях использовали уже образованные естественным способом, или же выдалбливали своими силами.

В одном дереве могло быть сделано несколько дупел, которые располагали не менее чем на 4 метровой высоте от земли. Размер борти мог быть 50 см в ширину и до 1 метра в длину.

Для того чтобы пчелиным сотам было на чем крепиться, внутри дупла устанавливали снозы — две перекрещенные жерди. Для сбора меда использовали узкие отверстия, называемые должеи .

Бортничество в Древней Руси

В Древней Руси бортничество занимала важное место среди хозяйственной отрасли. Люди, занимающиеся данным видом промысла, должны были обладать опытом, знаниями и физической подготовкой, помогающей взбираться на высокие деревья.

Мед у россиян пользовался большим спросом. К тому же, до того, как царь Петр привез на родину водку и вина, соотечественники употребляли в качестве хмельного напитка . Но, с течением времени, и начавшейся вырубкой лесов, бортничество снижает свой размах, и все больше стало оборудоваться пасек.

Для того чтобы облегчить наблюдение за пчелами и сбор урожая из бортей, деревья с дуплами старались устраивать на небольших участках леса.

История бортевого пчеловодства

Широкое распространение бортничество в России было отмечено в X-XVII веках. Объемы добычи воска и меда были очень значительны. Еще в XI столетии некий путешественник Галл, писал в своих заметках, что в России великое множество пчельников, пчел и бортей, а также в изобилии мед и воск.

Именно с бортевого пчеловодства стали предприниматься попытки и прилагаться усилия, чтобы сохранить зимой. Самое большое, до чего додумались в те года пчеловоды-бортники — оставлять часть меда для корма пчел. В основном же, бортничество в те времена было примитивным.

Работа бортника и пасечника

Если бортники занимались пчеловодствам в лесу, то сельское население прилагало все усилия, чтобы содержать пасеку у себя дома . были выстроены как павильоны. Присматривали за пчелами люди старшего возраста, которые не обладали уже большими физическими силами, и чтобы не быть в тягость семье, таким образом, приносили пользу. Зачастую, летняя совпадала с работами в поле. Взрослые, не желая оставлять детей без присмотра, посылали их к старикам на пасеку, в помощь.

Если для бортничества имело значение физическая подготовка, чтобы влезть на дерево, то на пасеке таких усилий прилагать не требовалось. Мало было влезть на дерево, нужно было еще удалить из бортей сор, скопившийся за зиму, вырезать часть сот, и так далее. Вырубка лесов стала причиной начавшегося спада этого промысла. Особенно это стало заметно в 17 веке.

БОРТНИЧЕСТВО НА РУСИ. Бортничество(«борть» - дупло дерева) - старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешаются на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия - должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками. Участок же земли с большим или меньшим количеством бортей назывался бортной землей, бортным угодьем или бортным ухожаем. Бортью называлась иногда и часть леса, где имелись бортные деревья. Огромные леса и луга в ряде районов создавали благоприятные условия для развития дикого или бортевого пчеловодства. О занятии бортничеством в древней Руси мы имеем ряд указаний в письменных источниках, как своих, так и иноземных, в которых мед и воск- основные продукты бортничества - неоднократно упоминаются в разной связи, начиная с Х века. Так, в 945 г. князь Игорь, отпуская греческих послов, одарил их «скорою и челядью и воском». В 946 г. по повелению княгини Ольги древляне варят много меда для участников тризны по убитому князю Игорю. Древляне говорили княгине Ольге, что они рады давать дань «медомь и скорою». Святослав в 969 г., собираясь перенести центр своей земли в Переяславец на Дунае, поскольку туда сходились «вся блага» из разных мест, перечисляет, что из Руси на Дунай поступали «скора и воск, мед и челядь». Арабский писатель Х в. Ибн-Даста пишет о славянах: «Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел и мед пчелиный сберегается». Другой писатель Ал-Бекри (умер в 1094 г.) сообщает про славян: «Напитки же их в хмельные напитки приготавляются из меда». Такие примеры легко умножить, так как известия не только Х века, но и более поздние пестрят упоминаниями о меде, воске, медовой дани, бортях, бортных угодьях, бортных деревнях и т. п. О наличии бортничества на Руси рассказывает также археологический материал. При раскопках поселений и курганных могильников встречаются медорезки - специальные орудия для вынимания меда и железные древолазные шины. Бортничеством занимались повсеместно, но в разной степени. По письменным источникам выявляются районы с наибольшим развитием этого промысла. В Новгородской земле выделяется район Старой Ладоги, куда князья выговаривали право посылать своего медовара - «а в Ладогу ти княже, слать осетрьник и медовара по грамоте отца твоего Ярослава», договаривались новгородцы с тверским князем Ярославом Ярославичем в 1266 г. В Смоленской земле, судя по грамоте Смоленского князя, Ростислава Мстиславича 1150 г., в некоторых местностях особенно было развито бортничество. В грамоте упоминаются села Бортницы и Ження Великая. Первое название связано с бортниками - специалистами по бортному делу, второе же происходит, очевидно, от «жень». Слово «жень» В. Даль объясняет как лазиво, снасть для лаженья борти, добычи меда. Даже современное название селения в Смоленской области Добрые Пчелы также указывает на развитие бортного промысла в прошлом. Этим же славились и окрестности Торопца, являвшегося центром волости, так как с него взималась в пользу князя дань медом. Значительно развит был бортный промысел в Муромо-Рязанской земле, а также в центральной части междуречья Оки и Волги. Источники постоянно упоминают борти, бортные ухожьи, находившиеся в этих местах. Здесь сосредоточивались большие бортные угодья в руках князей и монастырей в ХIV-ХV вв. Бортничеством занимались повсюду, оно составляло одно из подсобных занятий населения деревни, и борта находились в собственности смердов. В «Русской Правде» упоминается борть смерда, которая так же, как и княжеская борть, ставится под охрану закона: «А в княжии борти 3 гринвы, либо пожгут, либо издерут, а в смерди две гривны». Самое примитивное бортничество состояло в том, что человек отыскивал в лесу по разным признакам дуплистые деревья, населенные пчелами. Большей частью это были старые деревья с грибными наростами на коре, что указывало на затронутую гниением сердцевину. В таких деревьях чаще всего находились дупла с пчелами. Человек, нашедший такое дерево, ставил на нем свой знак собственности - знамя, и дерево отныне считалось уже его собственностью. Это право охранялось «Русской Правдой»: «Аще кто борть разнаменаеть, то 12 гривне продажи». Следующим этапом в развитии бортничества было приспособление естественных дупел для бортей, а затем и устройство искусственных бортей. По этнографическим данным известно, что для этого выбирали деревья, диаметром около 60 см и более. Из деревьев предпочитали сосны, липы, дубы, вязы, тополи и ветлы, так как в них охотнее селились пчелы, особенно в первых трех породах деревьев. Дупло выдалбливалось на высоте 6 метров и более от поверхности. Борти выделывались, повидимому, на деревьях с южной стороны, как это было до недавнего прошлого в Эстонии. На одном дереве могли делать две и три борти, расположенные одна над другой. Сначала продалбливали отверстие прямоугольной формы длиною около 60 см, а затем уже углубляли и расширяли борть внутри. Для влета и вылета пчел в борта делались небольшие сквозные отверстия. Вход в дупло-борт закрывался деревянным бруском, а поверх накладывалась еще деревянная доска для лучшего прикрытия отверстия. Так делали белорусы до недавнего времени. Размеры бортей и способы прикрытия отверстия, летки несколько различались в отдельных районах. Возможно, что и в Х-ХIII вв. на Руси в каждой области борти имели свои особенности. У нас нет никаких указаний относительно того, делались ли в то время какие-либо приспособления для пчел внутри выдолбленной борти. До недавнего времени в верхней части дупла или искусственно сделанной борти вдоль стен вертикально устанавливались прутики, прижатые обручем, а затем укреплялись поперечные планки или прутики, или же укреплялись одни только поперечные планки. Дальнейшее развитие бортевого пчеловодства выразилось в устройстве ульев-колод, устанавливаемых в лесу на деревьях. В Новгородской земле вместо колод изготовлялись специальные лубяные кузовы, которые подвешивали на деревьях. «Да в том ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставить в тот же оброк», записано в Новгородской писцовой книге под 1500 г. Затем колоды стали ставить недалеко от жилья, чтобы легче было присматривать и ухаживать за пчелами, чтобы они находились под лучшей защитой от медведей и других вредителей пчел. Установка колод вблизи жилья являлась, в известной мере, переходом к пасечному пчеловодству, о котором в письменных источниках говорится лишь со второй половины ХIV в. Так, из духовной грамоты 1391- 1428 гг. Патрикея известно, что он передал Троице-Сергиеву монастырю «село Игнатьевское да трои пчелы». Под пчелами здесь несомненно подразумевались ульи. Пчелы и пасеки от этого времени начинают упоминаться в документах, относящихся к южной и западной Руси. В грамоте 1361 г. король Казимир подтверждает права Ходка Быбельского на владение в Червоной Руси имениями с разнообразными угодьями, в том числе «и с дубровами, и с лесом, и с бортми, и с пчелами...». В купчей 1400 г. на проданное имение в Червоной Руси упоминаются пасеки. В Новгородских землях приручение пчел и переход к искусственным ульям известны с ХV в. В источниках этого времени упоминаются уже и ульи: «а у пчел улей и их бортей из меду половъе...»,«из меду улейного и из бортей половье». Возможно, что пасечное пчеловодство на Руси появилось значительно раньше, чем указывают источники. При раскопках Райковецкого городища были обнаружены деревянные доски с остатками сот, на основании чего можно делать вывод о существовании пчеловодства с ульями еще в домонгольский период. Во всяком случае, если и было пасечное пчеловодство в древней Руси, то широкого распространения в домонгольский период оно не получило. Даже в источниках ХV-ХVI вв. борти и бортные угодья упоминаются значительно чаще, чем пасеки и пчелы. В мордовских же землях, где издавна занимались бортничеством, переход к пасечному пчеловодству, намечается лишь к ХVI в.Следовательно, в период Х-ХIII вв. преобладающей формой добычи меда являлось бортничество, то есть получение меда от диких пчёл. Осенью, в период сбора меда (так называемый «медолаз»), собственники бортей отправлялись в лес за медом. Чтобы взбираться на деревья за добычей меда и для выдалбливания бортей и для устройства искусственных бортей пользовались специальными приспособлениями. Среди археологического материала встречаются предметы, известные в литературе под названием древолазных шипов. Они представляют собою небольшие скобы, длиною 3-6 см. с припаянным острием пирамидальной формы. Концы скоб в большинстве случаев заходят один на другой. Эти предметы вполне могли прикрепляться ремнями к лаптям, чтобы легче было взобраться на дерево. Древолазные шипы находят при раскопках археологических памятников Х-ХIII вв. и более поздних. Они найдены в рядовых курганах Гнёздовского могильника, во владимирских курганах, на Стерженском городке (представлявшем поселение сельского типа), на Серенском городище, в Новгороде и в других местах. Помимо вышеописанных, на Руси употреблялись и более усовершенствованные древолазные шипы. Из раскопок г. Переяславль-Рязанского в 1954 г. в Рязанский музей поступил железный предмет в виде овальной решетки с шинами и двумя петлями. Длина его 12 см (с петлями 15,5 см), что соответствует ширине лаптя, так что эта вещь вполне могла привязываться к ноге (Рис. 8-1, 2). Следует подчеркнуть, что в Рязанской земле бортничество было развито с давних пор и находка такого древолазного приспособления в этих местах вполне закономерна. Необходимо остановиться еще на одном типе древолазного шипа, обнаруженного при раскопках одного из владимирских курганов. Он состоит из железной пластины шириною около 1 см и длиною 11 см с острием в средней части. Концы пластины согнуты петлями во внутреннюю сторону. Вместе с петлями длина составляет 12,5 см. В петли просовывался ремешок, которым это орудие крепко привязывалось к лаптю. Помимо специальных древолазвых шипов, на Руси пользовались, повидимому, и другими приспособлениями. В недавнем прошлом у народов, занимавшихся бортничеством, практиковались приспособления, сходные между собой. В Белоруссии такое приспособление называлось лiэзиво. Оно состояло из веревки длиной в 5 метров и небольшой дощечки. Обвязав себя в пояснице веревкой, бортник обхватывал другим концом веревки ствол дерева и крепко завязывал ее. Опершись ногами в ствол дерева, он перекидывал веревку выше; затем, приподнимаясь и все выше перекидывая веревку, человек поднимался на нужную высоту, где для сиденья привязывалась дощечка. Башкиры вместо веревки употребляют ремни шириною в 5 см, сплетенные из узких ремешков или лыка. На высоте около метра делались две зарубки для ног. Бортник становился на эти зарубки и, обхватив себя ремнем в пояснице, завязывал на этой высоте ремень, затем, упершись в него спиной, вырубал новое углубление для одной, а выше - для другой ноги. Перебрасывая ремень и делая новые зарубки, бортник поднимался до желаемой высоты. Вместо дощечки для сиденья башкиры привязывают к дереву дощечку для ног. О пользовании на Руси подобного рода древолазной снастью имеется указание в повести о водворении христианства в Муроме, где говорится, что в языческие времена «по мертвым ременная плетения древолазная с ними в землю потребающе». Какими орудиями пользовались на Руси для выделывания бортей, точно неизвестно. Во Вщиже был обнаружен узколезвийный топор длиной 36 см, который, по аналогии с мордовскими топорами Х-ХV вв., можно считать специально предназначавшимся для выдалбливания бортей. Однако подобной формы топоров на изучаемой территории больше обнаружено не было. Повидимому, для этой цели употребляли обычные лесорубные топоры, насаженные на длинные рукояти, долота и тесла, как это имело место в недавнем прошлом в ряде районов, население которых занималось бортничеством. В Белоруссии, кроме упомянутых выше орудий для выдалбливания бортей, употребляли еще скобель, буран, пешню, лопатень и циркуль, в Башкирии - топор, тесло с вогнутым лезвием и скобель. Мед вынимали из бортей с помощью специальных орудий, так называемых медорезок (Рис. 8-7), известных по находкам в курганах и городищах, например, в кургане близ с. Хизово Рогачевского района Могилевской области, в кургане в с. Дубенково и близ села Бельчицы под Полоцком, в раскопках Н. И. Булычева курганов в Калужской области, на Гочевском городище и в других местах. Любопытно отметить, что медорезки, найденные в столь отдаленных друг от друга районах, очень сходны между собою. Это маленькие трапециевидной формы железные лопаточки с коленчатой рукояткой, вставляемой в деревянную рукоятку. По форме и величине медорезки были очень близки к современным пчеловодным ножам. Кроме медорезок, могли пользоваться и обыкновенными ножами. Вырезанные соты с медом, вероятно, складывали в деревянное ведерко, привязанное к поясу бортника. Собранный мед хранился в деревянных ведрах, колодах, лукнах (кадочках), глиняных кувшинах и горшках, а большие запасы - в бочках. Железные обручи и дужки от деревянных ведерок неоднократно встречаются в курганах. Размеры ведерок, судя по обручам, были небольшие, в среднем диаметр обруча равнялся 18 см, при ширине около одного сантиметра. Встречаются деревянные ведерки преимущественно в курганах радимичей, дреговичей и древлян. В. В. Завитневич при раскопках кургана в Минской области нашел остатки ведра, края которого были отделаны серебряными вызолоченными бляхами и одна из таких же блях находилась на дне. Изредка обручи с дужками встречаются и в других местах. Известны случаи подобных находок во владимирских курганах. Повидимому, в ведерках в могилу были положены соты. Обычай ставить мед в курганах и ряд указаний письменных источников свидетельствуют о широком употреблении меда и хмельных напитков, приготовленных из него. Вначале мед в качестве напитка употребляли на различных языческих торжествах и праздниках, а затем и на христианских. Еще княгиня Ольга, задумав устроить тризну по убитом Игоре, приказала древлянам «да пристроите меды многи в граде ид же убисте мужа моего да плачуся над гробом его и створю трызну мужу своему. Они же то слышавше съвезоша меды многие зело и възвариша». Князь Владимир в 996 г., поставив церковь Преображения в г. Васильеве в память избавления от печенегов, приказал варить мед; «постави церковь и створи праздник велик варя 300 провар меду и съзываше боляры своя и посадники старейшины по всем градом и люди многы и раздая убогым 300 гривен». По возвращении в Киев Владимир «повеле пристроити кола и въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь различвыи, мед в бчелках, а в других квас, возити по городу въпращающим, где болнии и нищь не могы ходити тем раздваху на потребу». Известно, что иноки Киево-Печерского монастыря употребляли иногда мед на подаяние нищим. Мед как продукт питания, содержащий большое количество сахара, несомненно имел в то время большое значение. Его могли сохранять как в очищенном от носка виде, так и вместе с вощиной. По этнографическим данным, мед очищали путем процеживания через решето, в котором оставалась ценная вощина и другие примеси. Чистый воск получали посредством перетапливания. Древнейшей формой очищенного и перетопленного воска был круг. По определению А. В. Арциховского, на одной из миниатюр Радзивилловской летописи в сцене приема князем Игорем греческих послов изображены три круга воска, лежащие на столе. Известно, что в Новгороде воск продавался кругами на вес («пуд вощаный»). Продавался воск и неочищенный, так называемый воск-сырец. Новгород вел крупную внешнюю торговлю воском, поступавшим из Смоленской, Полоцкой и других земель. В уставной грамоте 1 134-1 135 гг. новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной церкви Ивана на Опоках, определены размеры пошлин, взимаемых с каждого берковца воска (берковец равен 10 пудам), взвешиваемого в притворе церкви. Из собираемой суммы часть назначалась князю, служителям церкви и другим лицам. На основании этой грамоты Н. Аристовым сделаны подсчеты, что для получения 95 гривен серебра, шедших различным лицам и на содержание церкви, требовалось взвесить не менее 23 750 пудов воска.»>