Цитаты эриха марии ремарка о любви. «Жить можно по-разному». Самые известные цитаты из Ремарка

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque) — псевдоним известного немецкого писателя XX века Эриха Пауля Ремарка. Он родился в Оснабрюке, Германия 22 июня 1898 года. 21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, через полгода а направлен на Западный фронт а 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Весь остаток войны провёл в военном госпитале Германии. В 1929 он написал свой, пожалуй, самый известный роман «На западном фронте без перемен», который сделал его популярным. В этом произведении Ремарк показал изнутри весь кошмар войны. Его перу принадлежат так же романы «Три товарища» (1936), «Триумфальная арка» (1945) и «Черный обелиск» (1956). Скончался великий писатель 25 сентября 1970 , Локарно, Швейцария в возрасте 72 лет.

Предоставляю Вашему вниманию лучшие цитаты Эрих Мария Ремарк.

1. Всё проходит — это самая верная истина на свете.
2.Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.
3. Одиночество легче, когда не любишь.
4. Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
5. Принципы нужно иногда нарушать, иначе от них никакой радости.
6. Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован.
7. Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно.
8. Я не ухожу, просто иногда меня нет.
9. Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать.
10. Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.
11. Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.

12. Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
13. Свободен лишь тот, кто утратил всё, ради чего стоит жить.
14. Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука.
15.Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.
16. Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.
17. Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.
18. Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь.
19. Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать.
20. Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.

25 цитат Эриха Мария Ремарка, писателя с огромным сердцем, писавшего о любви настолько глубоко и проникновенно, что от его произведений невозможно оторваться:

  1. Человек может стать тебе близок за три дня. А тот, кто живет рядом с тобой годами, может так и не узнать, какой твой любимый цвет .
  2. Когда находишь свое, на другое даже смотреть не хочется.
  3. Самая хрупкая вещь на Земле - это любовь женщины. Один неверный шаг, слово, взгляд и ничего восстановить уже не удастся.
  4. Самое сильное чувство - разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования - пустота.
  5. Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь - захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…
  6. Извинение - не означает, что ты не прав, а другой человек прав. Это всего лишь означает, что ценность ваших отношений важнее, чем собственное эго.
  7. Твой человек не тот, кому «с тобой хорошо» - с тобой может быть хорошо сотне людей. Твоему - «без тебя плохо».
  8. Если к кому-то потянулась душа, не сопротивляйтесь. Она единственная точно знает, что нам надо .
  9. Просто мы чужие люди, которые случайно прошли вместе какой-то отрезок пути, так и не поняв друг друга.
  10. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.
  11. Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.
  12. Мы никогда друг друга не забудем, но никогда друг друга не вернем.
  13. Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
  14. Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.
  15. Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.
  16. Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее - ложь.
  17. Мы так боимся быть навязчивыми, что кажемся равнодушными .
  18. Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу.
  19. Я стоял рядом с ней, слушал её, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.
  20. Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
  21. Чем больше ты стараешься добиться человека, который тебя не ценит, тем больнее для тебя будут удары его равнодушия.
  22. Стараться забыть кого-то - значит все время о нем помнить.
  23. Люди, полагающие, что они никому не нужны, на самом деле часто самые нужные.
  24. Не важно, как часто вы видитесь - важно, что эти встречи значат для вас.
  25. Первый человек, о котором ты думаешь утром и последний человек, о котором ты думаешь ночью - это или причина твоего счастья или причина твоей боли .

Erich Maria Remarque

Цитаты из романов "Три товарища" (Drei Kameraden), "Триумфальная арка" (Arc de Triomphe), "Жизнь взаймы" (Geborgtes Leben), "Тени в раю" (Schatten im Paradies).
У Ремарка огромное количество великолепных и мудрых высказываний... И его, лично мне, хочется цитиривать снова и снова...

"… самая тяжёлая болезь мира – мышление! Она неизлечима."

"И когда мне становится очень тоскливо, и я уже ничего больше не понимаю, тогда я говорю себе, что уж лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, то захочется умереть."

" До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведёт к хорошему концу."

«Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остаётся в крови... Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви.»

«Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать.»

«Любовь - не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У неё есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины - те лежат совсем глубоко.»

«Любовь - это жертвенность. Часто и эгоизм называют любовью. Только тот, кто по доброй воле может отказаться от любимого ради его счастья, действительно любит всей душой.»

"В жизни мы платим за всё двойной и тройной ценой. Зачем же ещё покорность? Бороться, бороться – вот единственное, что оставалось в этой свалке, в которой в конечном счёте так или иначе будешь побеждён. Бороться за то немногое, что тебе дорого. А покориться можно и в 70 лет."

"Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - когда видишь, что делает из нее большинство людей."

«Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность.»

"Только не принимать ничего близко к сердцу. Ведь то, что примешь, хочешь удержать. А удержать нельзя ничего."

"Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви. … Любовь чудесна. Но кому-то из двух всегда становится скучно. А другой остаётся ни с чем. Застынет и чего-то ждёт… Ждёт, как безумный…"

"Такт – это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. То есть жалкий компромисс."

"Самое страшное, братья, это – время. Время. Мгновение, которое мы переживаем и которым всё-таки никогда не владеем."

"Настоящий идеалист стремится к деньгам. Деньги – это свобода. А свобода – жизнь."

"Жалость самый бесполезный предмет на свете. Она обратная сторона злорадства, да будет вам известно."

Мы слишком любим самих себя. Эгоизм считается плохим качеством. Никто не хочет прослыть эгоистом, но каждый – законченный эгоист! Мы очень дорожим своим «я»! Каждый стремится найти свою мелодию, свой тон, свое звучание. Все идут разными путями, а нужно пройти через многих людей, прежде чем найдешь путь к самому себе, и нет пути труднее этого. Ведь надо сбросить с себя груз тщеславия, завышенной самооценки и самомнения, а это процесс болезненный. От Я к Ты – великий путь человечества. Может, мы никогда и не сумеем свершить этот путь, а все же – и тем не менее! – стремимся. От Я к Ты, к великому Ты! И потом уже – от Ты к Все! Путь обращения в чувство – к великому Оно! Человечество! Что значат названия? Звук пустой! Чувство – это все! Чувство без слов и образов… Глубокий покой…

Счастье - самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.

Только мечта помогает нам примириться с действительностью.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

Она же гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь - это белый олень или сказочный единорог. Она так отдается погоне, что ее азарт заражает других. Она не знает ни удержу, ни оглядки. С ней чувствуешь себя то старым и потрепанным, то совершеннейшим ребенком. И тогда из глубин забытых лет вдруг выплывают чьи-то лица, воскресают былые мечты и тени старых грез, а потом внезапно, подобно вспышке молнии в сумерках, появляется давно забытое ощущение неповторимости жизни.

Вторая ночь.Она опасна.Прелести новизны уже нет,а прелести доверия ещё нет.

А я очень неважный товарищ, Робби.
-Надеюсь. Мне и не нужна женщина в роли товарища. Мне нужна возлюбленная.
-Я и не возлюбленная, - пробормотала она.
-Так кто же ты?
-Не половинка и не целое. так... фрагмент.
-А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. Законченные женщины быстро надоедают. совершенные тоже. А фрагменты - никогда.

Ты не останешься со мной. Нельзя запереть ветер. И воду нельзя. А если это сделать, они застоятся. Застоявшийся ветер становится спертым воздухом. Ты не создана, чтобы любить кого-то одного.

Мы идём обратно. Она опирается на меня.
- Не покидай меня никогда.
- Я тебя никогда не покину.
- Никогда, - повторяет она. - Никогда - какое короткое время.

Иногда человек теряет мужество, - сказала Наташа. - А иной раз кажется, что к разочарованиям можно привыкнуть. Но это не так. С каждым разом они причиняют все большую боль. Такую боль, что становится жутко. Кажется, будто с каждым разом ожоги все сильнее. И с каждым разом боль проходит все медленнее. - Она подперла голову рукой. - Не хочу больше обжигаться.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.

С женщиной невозможно ссориться. В худшем случае можно злиться на нее.

Когда тебя кладут на обе лопатки, ты готов начать жить заново, но стоит вздохнуть легче, и все клятвы забыты!

Почему, собственно, мы проявляем гораздо больший интерес к несчасть своих ближних, нежели к счастью? Значит ли это, что человек - завистливая скотина?

Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником - огда видищь, что делает из нее большинство людей.

Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и обман! Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть все, о чем не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить.

Мы не умираем. Умирает время. Проклятое время. Оно умирает непрерывно. А мы живем. Мы неизменно живем. Когда ты просыпаешься, на дворе весна, когда засыпаешь - осень, а между ними тысячи раз мелькают зима и лето, и, если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, - и это очень много. Мы выгадываем дни, любимая моя, и теряем годы. Но кому какое дело, кого это тревожит? Мгновение радости - вот жизнь! Лишь оно ближе всего к вечности. Твои глаза мерцают, звездная пыль струится сквозь бесконечность, боги дряхлеют, но твои губы юны. Между ними трепещет загадка - Ты и Я, Зов и Отклик, рожденные вечерними сумерками, восторгами всех, кто любил...

Даже дураки - и те не всегда веселы.

Наша эпоха - эпоха кривых зеркал.

Рядом со мной сидела женщина с надломленным голосом и что-то говорила. Ей нужен был партнер на одну ночь, какой-то кусочек чужой жизни. Это подстегнуло бы ее, помогло бы забыться, забыть мучительно ясную правду о том, что никогда ничто не остается, ни "я", ни "ты", и уж меньше всего "мы". Не искала ли она в сущности того же, что и я? Спутника, чтобы забыть одиночество жизни, товарища, чтобы как-то преодолеть бессмысленность бытия?

Пошлые законы человеческого естества не принимаются здесь в расчет. Все обязаны быть молодыми. А если молодость ушла, ее возвращают искусственным путем. Внесите это наблюдение в вашу главу о нереальном мире.

Легкий рокот пробежал по трибунам. Лилиан заметила, как изменились лица людей. Они вдруг почувствовали облегчение: кому-то удалось спастись, кто-то проявил мужество, не дал себя сломить, едет дальше. И каждый из зрителей ощутил в себе мужество, словно он сам сидел за рулем в машине Клерфэ. В течение нескольких минут вертлявый жиголо казался себе героем, а изнеженный дамский угодник ощущал себя храбрецом, презирающим смерть. И секс - спутник любой опасности, при которой сам человек не испытывает опасности - гнал адреналин в кровь этих людей. Вот ради чего они платили деньги за входные билеты.

Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь. Пусть каждый останется при своем мнении.

Дисциплинированность - похвальное качество, - сказал Клерфэ. - Но иногда на ней можно споткнуться.

Одиночество опасно! Человек, который постоянно скрывается, предпочитает быть на людях. Толпа делает его безымянным. Он перестает привлекать к себе внимание.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Все, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево.

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.

Ведь все это одни слова. Ими жонглируешь, когда не хватает сил идти дальше; потом их снова забываешь.

Уж лучше плыть по течению, не растрачивая сил, ведь они - единственное, что невозможно восстановить. Выстоять! Продержаться до тех пор, пока снова не появится цель. И чем меньше истратишь сил, тем лучше, - пусть они останутся про запас.

Сегодня ты была в гостях у буржуа, для которых жизнь - это кухня, салон и спальня, где уж им понять, что жизнь - это
парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в
любой момент она может перевернуться.

Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые - слишком рано, - заявил он, - надо уходить вовремя... так сказал Заратустра.

Я снова вступаю в лабиринт эмоций, где властвуют миражи и где разум отступает на задний план.

Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо, и страшное зло.

"Останься со мной, существо из другого мира! Не покидай меня раньше, чем я покину тебя! Да будет благословенна твоя сущность - воплощение необузданности и покоя!"

– Я счастлива и хочу, чтобы ты тоже был счастлив. Я безмерно счастлива. Ты, и только ты у меня в мыслях, когда я просыпаюсь и когда засыпаю. Другого я ничего не знаю. Я думаю о нас обоих, и в голове у меня словно серебряные колокольчики звенят… А иной раз – будто скрипка играет… Улицы полны нами, словно музыкой… Иногда в эту музыку врываются людские голоса, перед глазами проносится картина, словно кадр из фильма… Но музыка звучит… Звучит постоянно…

Всякая любовь хочет быть вечной, в этом и состоит ее вечная мука.

Я думаю о том, - сказала Лилиан медленно, - что все на свете содержит в себе противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...
- Как жизнь и смерть?

Жоан, любовь - не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины - те лежат совсем глубоко.

Ты выглядишь, как все мечты мужчины, как все его мечты и еще одна, о которой он и не подозревал.

– За кого ты меня принимаешь, Жоан? – сказал он. – Посмотри лучше в окно, на небе сплошь – багрянец, золото и синева… Разве солнце спрашивает, какая вчера была погода? Идет ли война в Китае или Испании? Сколько тысяч людей родилось и умерло в эту минуту? Солнце восходит – и все тут. А ты хочешь, чтобы я спрашивал! Твои плечи, как бронза, под его лучами, а я еще должен о чем-то тебя спрашивать? В красном свете зари твои глаза, как море древних греков, фиолетовое и виноцветное, а я должен интересоваться бог весть чем? Ты со мной, а я, как глупец, должен ворошить увядшие листья прошлого? За кого ты меня принимаешь, Жоан?

Любить - это когда хочешь с кем-то состариться.

Любовь без страха и без трудностей.
- Такой не бывает.
- Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, - любви к самому себе.

Только не принимать ничего близко к сердцу, - говорил Кестер. - Ведь то, что примешь, хочешь удержать. А удержать нельзя ничего.

Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать.

Не всегда поступаешь правильно, сын мой. Даже если сом сознаешь. Но именно в этом иногда заключается прелесть жизни.

Мужчина, – продолжал я, – становится корыстолюбивым только из-за капризов женщин. Не будь женщин, не было бы и денег, и мужчины были бы племенем героев. В окопах мы жили без женщин, и не было так уж важно, у кого и где имелась какая-то собственность. Важно было одно: какой ты солдат. Я не ратую за прелести окопной жизни, – просто хочу осветить проблему любви с правильных позиций. Она пробуждает в мужчине самые худшие инстинкты – страсть к обладанию, к общественному положению, к заработкам, к покою. Недаром диктаторы любят, чтобы их соратники были женаты, – так они менее опасны. И недаром католические священники не имеют жен, – иначе они не были бы такими отважными миссионерами.

Каждый мужчина имеет какие-нибудь достоинства, только нужно ему на них указать.

Только тот, кто не раз оставался один знает счастье встреч с любимой. Все остальное только ослабляет напряжение и тайну любви.

Всегда надо жить так, как будто прощаешься навеки.

Никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее. Пусть это даже будет самым дурацким фарсом. Делай все, что хочешь, - стой на голове, неси околесицу, хвастай, как павлин, пой под ее окном. Не делай лишь одного - не будь с ней рассудочным.
*

Но эти мысли набегали и уносились как ветер, они не порождали ни слез, ни отчаяния, ибо я твердо знал: возврата быть не может, ничто не стоит на месте: ни ты сам,ни тот кто рядом с тобой. Все, что от этого остается в конце концов, - это редкие вечера, полные грусти, - грусти, которую чувствует каждый человек, ибо все преходящее, а он единственное существо на земле, которое это знает, как знает то, что в этом - его утешение. Хотя и не понимает этого.

А быть может, во всем виновата осень; я ощущаю ее куда сильнее, чем ты. Осенью рвутся пакты и все становится недействительным. И человек хочет... Да, чего же он хочет?
- Любви...
- Да, любви, которая остается.
- Любви у горящего камина, при свете лампы, под вой ночного ветра и шелест опадающих листьев, любви, при которой - ты уверена - тебе не грозят никакие потери...

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Исполнилось 105 лет со дня рождения немецкого писателя Эриха Марии Ремарка , автора романов «На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Жизнь взаймы» и других, не менее известных .

Эрих Мария Ремарк относится к «писателям потерянного поколения» — его романы о Первой мировой войне оказали огромное влияние на последующую немецкую литературу и вызвали бурную реакцию общественности. Чувство хрупкости и бренности всего земного - и в первую очередь самого человеческого восприятия, придающего окружающему миру смысл и форму, постоянное дыхание смерти за спиной - наделяет высокой одухотворённостью всё, о чём пишет Ремарк, даже самое приземлённое, «низменное»: шнапс «из горла», поход в полковой бордель, разборки пьяной солдатни…

Писатель пережил бурный роман с кинодивой Марлен Дитрих , бегство из родной страны и всемирную славу. Его романы полны проникновенного отношения к женщинам и размышлений о природе человека. Книги Ремарка неоднократно экранизировались, а цитаты из них знают наизусть тысячи людей по всему миру.


«Эрих Мария Ремарк - один из лучших иностранных писателей, чьи произведения были переведены на русский язык. Ремарк - это целая эпоха и для мировой, и для нашей российской литературы. Причём все его романы всегда издавались в прекрасном переводе, который совершенно не искажал особого стиля писателя. Но ни кино, ни театральных версий, достойных пера Ремарка, я ни разу не видел. Так что всем рекомендую только читать и ещё раз читать произведения Эриха Марии Ремарка, а не смотреть на экране или в театре постановки, которые недостойно и неточно отражают внутренний мир этого выдающегося писателя". М.Боярский

Настоящее полное имя писателя - Эрих Пауль Ремарк. Имя Мария появилось в подписи к роману «На западном фронте без перемен». Таким образом Эрих чтил память своей матери Марии, которая умерла в 1918 г.

Эрих Пауль родился в большой семье книжного переплетчика Петера Франца. После смерти матери в 1917 году он взял ее второе имя - Мария. В юности Ремарк много читал Достоевского и немецких писателей Гете, Манна, Цвейга

В 1904 году Эрих Ремарк поступил в церковную школу, затем пошел в католическую семинарию. В 1916 году его призвали в армию, шла Первая мировая война. После недолгого обучения, взвод отправили на Западный фронт. В июле 1917 года Ремарка ранили в ногу, руку и шею, и остаток службы, до 1919 года, он провел в госпитале .

После армии Эрих Мария Ремарк поменял множество профессий: работал учителем, продавцом надгробных плит, органистом в часовне при госпитале душевнобольных.

В 1920 году в свет вышел первый роман Ремарка «Мансарда снов» (или «Приют грез»), которого позже писатель стыдился, и скупил все экземпляры. В 1921 году Ремарк устроился редактором в журнал «Echo Continental». Через шесть лет в журнале «Sport im Bild» опубликовали роман Эриха Марии Ремарка «Станция на горизонте»

За 500 марок Эрих Мария Ремарк приобрел дворянский титул в 1926 году. Его приемный «отцом» стал Хуго фон Бухвальд. После чего на визитках и печатях писатель ставил корону.

В 1929 году грандиозный успех имел его роман «На западном фронте без перемен», тираж составил 1,5 миллиона экземпляров. За это произведение в 1931 году Ремарка выдвинули на Нобелевскую премию, но комитет отказал писателю.

Роман «На западном фронте без перемен» был написан за 6 недель, но пролежал в столе полгода, прежде чем Ремарк сумел опубликовать его.



В 1930 году роман выходит на экраны и имеет большой успех и большую прибыль. На экранизации Эрих Мария Ремарк заработал целое состояние.

После прихода к власти нацистов в 1932 году, все его вышедшие книги были сожжены. После это Ремарк навсегда переехал в Швейцарию

Нацисты долгие годы преследовали писателя, обвиняя его в еврейском происхождении. Не сумев найти Ремарка, полиция арестовывает и казнит его сестру.

После иммиграции Эрих Мария много путешествует по Европе, выходит его роман «Три товарища». В 1940 году Ремарк переезжает в США, а через восемь лет получает там гражданство. В Америке Эрих Мария Ремарк помогает экранизировать произведение «По ту сторону».
После войны писатель возвращается на родину, он снова встречается со своими старыми приятелями, с отцом и неожиданно заболевает. В 1958 году Эрих Мария Ремарк сыграл Польмана в экранизации своей книги «Время жить и время умирать».

В 1970 году Эрих Мария Ремарк был госпитализирован и скончался 25 сентября

Личная жизнь Эриха Марии Ремарка/Erich Maria Remark


В 1925 году Ремарк женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбона, которая страдала от чахотки. Она стала прообразом героини Пат из романа «Три товарища». Через четыре года они развелись, но Эрих Мария снова расписался с Юттой, чтобы помочь той выехать в Швейцарию, где сам проживал. Официально развелись они в 1957 году, но и после писатель выплачивал ей пособие и оставил часть наследства.

С 1929 по 1931 годы Эриха Марии были отношения с Бригиттой Нойнер.



В 1936 году Эрих Мария Ремарк знакомиться с Марлен Дитрих, с которой у него был долгий и бурный роман.Как говорят, писатель сильно страдал в это время, так как Дитрих не отличалась верностью. Этому периоду своей жизни Ремарк посвятил роман «Триумфальная арка». Оставшаяся после их смерти переписка была издана отдельной книгой.


Он называл её «роскошная пума»
В Нью-Йорке писатель пользовался большим успехом у женщин. Его любовницами были Вера Зорина, Грета Гарбо, Френсис Кейн, Лупе Велес. Самые долгие отношения были с Наташей Пале (Браун). После тяжелого расставания, Ремарк заболевает. Его болезнь скорее психологическая, он ходит на сеансы к психотерапевту, где ему ставят диагноз болезнь Меньера. Под влиянием Полетт Годдар писатель увлекается восточной философией и дзен-буддизмом. На ней он женился в 1958 году.

Полетт Годар, бывшая жена Чарли Чаплина — последняя любовь писателя.

Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.

Цитаты.Ремарк об одиночестве и любви,о жизни и смерти,деньгах и счастье.

До чего же теперешние молодые люди странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.

Деньги, правда, не приносят счастья, но действуют чрезвычайно успокаивающе.

Надо все уравновешивать — вот в чем весь секрет жизни…

Ведь нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.

Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины... Но жемчужины — те лежат совсем глубоко.

Если не смеяться над двадцатым веком, то надо застрелиться. Но долго смеяться над ним нельзя. Скорее взвоешь от горя.

Человека теряешь только, когда он умирает.

Деньги — это свобода, выкованная из золота.

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

Выпьем, ребята! За то, что мы живем! За то, что мы дышим! Ведь мы так сильно чувствуем жизнь! Даже не знаем, что нам с ней делать!

А ведь, собственно говоря, стыдно ходить по земле и почти ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов.

Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много.

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.

Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови... Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля — ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви.

В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она длится не вечно — просто милосердие.

Что может дать один человек другому кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

Одиночество — извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда.

Все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существ овать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга..

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Жить — значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется.

Жизнь — это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.

Мир не сумасшедший. Только люди.

Самое худшее, когда нужно ждать и не можешь ничего сделать. От этого можно сойти с ума.

Утешает только самое простое. Вода, дыхание, вечерний дождь. Только тот, кто одинок, понимает это.

Мы за равенство только с теми, кто нас превосходит.

Если хочешь что-либо сделать, никогда не спрашивай о последствиях. Иначе так ничего и не сделаешь.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе .

Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.

Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после мелких интрижек, да и то получается пошловато. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован.

Любовь не терпит объяснений, ей нужны поступки.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.

У мужчины любовь в большей степени вожделение, у женщины — жертвенность. У мужчины примешано много тщеславия, у женщины потребности в защите... Многие называют любовью обычное томление чувств. А любовь — чувство в первую очередь душевно-духовное.

Любовь — это жертвенность. Часто и эгоизм называют любовью. Только тот, кто по доброй воле может отказаться от любимого ради его счастья, действительно любит всей душой.

Помните, ваша опора — в вас самих! Не ищите счастье вовне... Ваше счастье — внутри вас... Будьте верны себе.

Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. Для женщины, высший смысл которой состоит в ее женственности, материнство — прекраснейшая доля! Подумайте только, как это замечательно: продолжать жить в детях и таким образом обрести бессмертие.

Покуда ты жив, ничто не потеряно окончательно.

Жить можно по-разному — внутри себя и вовне. Вопрос лишь в том, какая жизнь ценнее.

И ничего не принимайте близко к сердцу. Очень немногие вещи в жизни долго бывают важными.

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Облака — вечные изменчивые странники. Облака — как жизнь... Жизнь тоже вечно меняется, она так же разнообразна, беспокойна и прекрасна...

Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дёшево.

Эрих Мария Ремарк – каким он видится взору искушенного современного читателя? Гений 20 века, голос «потерянного поколения», самый яркий и узнаваемый немецкий писатель, оказавший недюжинное влияние на литературу в дальнейшем, человек с чуткой и ранимой душой? Пожалуй, все это вместе взятое! Его произведения заслуженно входят в топ-листы, а пронизанные глубоким смыслом цитаты Эриха Марии Ремарка давно стали крылатыми фразами.

Интересные факты о писателе и его творчестве

Настоящее имя Ремарка – Эрих Пауль. В 1918 году он заменил его вторую часть на Мария в память об умершей матери, с которой был очень близок. С тех пор личность писателя овеяна домыслами и мифами, слабо ориентирующиеся в мире литературы люди и вовсе считают его женщиной. Не осталась без внимания «публики» и фамилия: после выхода в свет первых романов фашисты пустили слух, что это псевдоним, который придумал себе потомок французских евреев Крамер (Ремарк в обратном прочтении). Долгое время это служило поводом для преследований.

Прежде чем найти свое призвание, юноша успел побывать на фронте, а затем, вернувшись домой из-за тяжелого ранения, поработать продавцом надгробных памятников, бухгалтером, органистом, репетитором. Профессия же писателя оказалась выбранной неслучайно: жизнь Эриха с юных лет была наполнена книгами, т. к. отец работал переплетчиком. Один из самых любимых авторов – Достоевский.

Топ-3 интересных моментов, связанных с творчеством:

  1. Первым опубликованным произведением стал роман «Мансарда снов». Писатель остался не удовлетворен результатом своих трудов: чтобы не опозориться перед читателями, он лично скупил весь изданный тираж.
  2. Знаменитый роман «На западном фронте без перемен» тесно связан с цифрой 6: шесть недель понадобилось Ремарку, чтобы написать шедевр, и целых шесть месяцев рукопись пылилась в столе, ожидая своего часа. Впоследствии в послевоенной Германии всего за год было продано 1,5 млн экземпляров книги.
  3. Писатель был выдвинут на Нобелевскую премию, с которой не срослось из-за обвинений Лиги германских офицеров, утверждавших, что рукопись Ремарк попросту украл у погибшего товарища.

Эрих Мария был обладателем баронского титула, который … он купил у обедневшего аристократа за 500 марок. А его визитные карточки венчало изображение короны. Хобби у писателя были под стать «происхождению»: коллекционирование ковров, картин импрессионистов и изображений ангелов, которые, как он полагал, защищают его жизнь от бед. Тем не менее эти милые существа не помогли ему в получении американского гражданства. Долгих 14 лет Ремарку пришлось выносить все тяжбы затянувшейся процедуры, пока его «моральный облик» перестал вызывать сомнения у американцев.

У писателя было два брака, причем с первой женой он сочетался семейными узами дважды – второй раз это был благородный поступок, дающий Ильзе Ютте возможность выбраться из Германии. Главной же женщиной в жизни Ремарка была его соотечественница Марлен Дитрих, которая стала прообразом Джоан Маду в «Триумфальной арке». Мучительный и наполненный бесчисленными унижениями роман имел столь же грустный конец: в ответ на предложение руки и сердца от женщины последовало откровение, что она сделала аборт от другого.

Несмотря на долгие неудачи в личной жизни, Ремарк целиком реализовал себя в творчестве: его произведения вдохновляли людей во всех уголках земного шара. Например, советская рок-группа «Черный обелиск» позаимствовала название именно из его романа. А Международный астрономический союз назвал кратер на Меркурии в его честь.

Цитаты, высказывания и афоризмы Эриха Марии Ремарка

Каждое произведение писателя, будь то «Жизнь взаймы», «Триумфальная арка», «Возвращение» или любой другой роман – это кладезь ценных мыслей. Сам Ремарк не любил говорить о своем творчестве, предпочитая, чтобы это делали книги – то величайшее наследие, которое он подарил людям. Все они сотканы из живых чувств и ярких образов, мелькавших перед его глазами и живших в его сердце. Каждая цитата из произведений пронизана такой глубиной, которой подчас не найти в огромных томах, написанных современными авторами.

На суд читателя 100 лучших цитат о любви, дружбе, житейском счастье, горькой печали и ненависти, разрушительном влиянии войны, колкой иронии и жизни в целом из самых популярных книг.

Цитаты о любви

В его книгах она видится как огромное счастье и такая же боль. Это страстное чувство, всепоглощающее, пропитывающее каждую клеточку тела, занимающее все мысли и мечты. Оно проходит красной нитью через все труды автора. Вдохновение он черпал из личной жизни, наделяя героинь романов чертами своих возлюбленных – талантливых, самобытных и роскошных.

После как минимум 4 бурных романов Ремарк показывал любовь сильным, одухотворяющим, но отнюдь не вечным чувством, которое так сложно удержать…

Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.

Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.

«Нет, - быстро сказал он. - Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец».

Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука.

Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.

Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?

Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.

Люди становятся сентиментальными скорее от огорчений, нежели от любви.

Любовь - не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У нее есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины - те лежат совсем глубоко.

Если мы любим друг друга, мы вечны и бессмертны, как биение сердца, или дождь, или ветер, - и это очень много.

Любовь - высшая степень растворения друг в друге. Это величайший эгоизм в форме полного самопожертвования и глубокой жертвенности.

Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

Самая хрупкая вещь на Земле - это любовь женщины. Один неверный шаг, слово, взгляд – и ничего восстановить уже не удастся.

Твой человек не тот, кому «с тобой хорошо» - с тобой может быть хорошо сотне людей. Твоему - «без тебя плохо».

Я стоял рядом с ней, слушал её, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

Первый человек, о котором ты думаешь утром, и последний человек, о котором ты думаешь ночью - это или причина твоего счастья, или причина твоей боли.

Когда находишь свое, на другое даже смотреть не хочется.

Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви. Просто слишком долго. Любовь чудесна. Но кому-то из двух всегда становится скучно. А другой остается ни с чем. Застынет и чего-то ждет… Ждет, как безумный…

Настоящая любовь не терпит посторонних.

Мы! Какое необычное слово! Самое таинственное на свете.

Без любви человек не более чем мертвец в отпуске, несколько дат, ничего не говорящее имя.

Любить – это когда хочешь с кем-то состариться.

Афоризмы о жизни

Каждая книга автора – о жизни со всеми ее противоречиями и разнообразием. В работах Ремарка она видится разной: непостижимой, короткой, вновь приобретенной, славной, свинской, беспорядочной, славной, проклятой… Эта тема злободневна для писателя, она настолько его волновала, что даже само слово в разных вариациях он использовал в названиях трех романов. В каждом его произведении найдутся высказывания о жизни, в которых он, рассуждая, философствуя, направляя и подсказывая, неизменно призывает читателя просто жить. Жизнь настолько многогранна, что вряд ли простому человеку удастся найти ее истинное значение. Но, похоже, Ремарку это все же удалось.

Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.

В моей жизни так много переменилось, что мне казалось, будто везде все должно стать иным.

Раскаяние - самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить. Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.

Живем, питаясь иллюзиями из прошлого, а долги делаем в счет будущего.

Говорят, труднее всего прожить первые семьдесят лет. А дальше дело пойдет на лад.

У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.

Ты можешь превратиться в архангела, шута, преступника – и никто этого не заметит. Но вот у тебя оторвалась, скажем, пуговица – и это сразу заметит каждый. До чего же глупо устроено все на свете.

А время - оно не лечит. Оно не заштопывает раны, оно просто закрывает их сверху марлевой повязкой новых впечатлений, новых ощущений, жизненного опыта… И иногда, зацепившись за что-то, эта повязка слетает, и свежий воздух попадает в рану, даря ей новую боль… и новую жизнь…

Видимо, жизнь любит парадоксы: когда тебе кажется, будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти. Зато, когда ты знаешь, что все пропало, жизнь буквально задаривает тебя - ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель.

Дай женщине пожить несколько дней такой жизнью, какую обычно ты ей предложить не можешь, и наверняка потеряешь ее. Она попытается обрести эту жизнь вновь, но уже с кем-нибудь другим, способным обеспечивать ее всегда.

Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много.

Жить можно по-разному - внутри себя и вовне. Вопрос лишь в том, какая жизнь ценнее.

Облака - вечные изменчивые странники. Облака - как жизнь… Жизнь тоже вечно меняется, она так же разнообразна, беспокойна и прекрасна…

Почему вы рассуждаете о жизни, вместо того чтобы ощущать ее?

Жизнь - это болезнь, и смерть начинается с самого рождения.

Выпьем, ребята! За то, что мы живем! За то, что мы дышим! Ведь мы так сильно чувствуем жизнь! Даже не знаем, что нам с ней делать!

В жизни больше несчастья, чем счастья. То, что она длится не вечно - просто милосердие.

Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован. Вот хорошее правило жизни. Тогда все, что придет потом, покажется вам приятной неожиданностью.

Жизнь скоро кончится, и будем ли мы радоваться или горевать - все равно, ни за то, ни за другое нам потом не заплатят.

Жизнь. Она расточает каждого из нас, подобно глупцу, который проигрывает свои деньги шулеру.

Нужно уметь и проигрывать. Иначе нельзя было бы жить.

Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живётся.

И когда мне становится очень тоскливо, и я уже ничего больше не понимаю, тогда я говорю себе, что уж лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.

Если не предъявлять к жизни особых претензий, то все, что ни получаешь, будет прекрасным даром.

Допустим, что мы останемся в живых: но будем ли мы жить?

Мудрые фразы о человеке

Человек – самая большая загадка природы. Конечно, даже самые яркие цитаты из книг Ремарка не дадут исчерпывающего ответа, кто мы такие и куда мы идем. Однако даже попытка выразить в словах то, что укрыто от взора других, заслуживает внимания, возможно, даже помогает глубже разобраться в себе и окружающих, всесторонне развивает. Ведь, как говорил сам

Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.

Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.

Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет.

Иногда умирает сотня людей и ничего не ощущаешь, а иногда один, с которым в общем-то не многое тебя связывает, а кажется, будто это тысяча.

Иной раз человеку кажется, будто он очень хитёр; именно тогда он обычно и делает глупости.

Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.

Странное дело. Самые естественные вещи вгоняют человека в краску, а подлость – никогда.

Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником.

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.

Кто слишком часто оглядывается назад, легко может споткнуться и упасть.

Человек велик в своих замыслах, но немощен в их осуществлении. В этом его беда, и его обаяние.

Нигде ничто не ждет человека, всегда надо самому приносить с собой все.

Люди еще больший яд, чем алкоголь или табак.

Человека теряешь, только когда он умирает.

До чего же теперешние молодые люди странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.

В темные времена хорошо видно светлых людей.

Совесть мучает обычно тех, кто не виноват.

Благодарность, если только ты способен почувствовать её, согревает душу.

Как это ни странно, но всяческие беды и несчастья на этом свете очень часто исходят от людей маленького роста; у них гораздо более неуживчивый и энергичный характер, чем у людей высоких.

Самое сильное чувство - разочарование. Не обида, не ревность и даже не ненависть… после них остается хоть что-то в душе, после разочарования - пустота.

Самый легкий характер у циников, самый невыносимый у идеалистов. Вам не кажется это странным?

Одинокий человек не может быть покинут. О, эта жалкая потребность человека в крупице тепла. Да и разве вообще существует что-то, кроме одиночества.

Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.

Способность прощать - только это и есть в человеке от Бога.

Человек никогда не может закалиться. Он может только ко многому привыкнуть.

Высказывания о войне

«Смерть одного человека – это смерть; смерть двух миллионов – лишь статистика», – с отчаянием писал Ремарк о войне. Для него это самое большое зло, которое он презирал и ненавидел. В романах он высказывался о войне в циничном свете, описывал всю ее чудовищность, бесчисленное количество бессмысленных жертв, ужасающие судьбы простых людей, еще вчерашних бывших солдат, которые не смогли найти свое место в послевоенной жизни. Писатель предостерегал будущие поколения от этой напасти, противопоставляя ей более важные нравственные ценности: честность, справедливость, чувство собственного достоинства, порядочность.

Фронт представляется мне зловещим водоворотом. Еще вдалеке от его центра, в спокойных водах уже начинаешь ощущать ту силу, с которой он всасывает тебя в свою воронку, медленно, неотвратимо, почти полностью парализуя всякое сопротивление.

Два года подряд стрелять из винтовки и метать гранаты - это нельзя сбросить с себя, как сбрасывают грязное белье…

Атака, контратака, удар, контрудар, - все это слова, но как много за ними кроется!

Шквальный огонь. Заградительный огонь. Огневые завесы. Мины. Газы. Танки. Пулеметы. Ручные гранаты. Все это слова, слова, но за ними стоят все ужасы, которые переживает человечество.

Мне думается, это скорее что-то вроде лихорадки. Никто как будто бы и не хочет, а смотришь, - она уж тут как тут. Мы войны не хотим, другие утверждают то же самое, и все-таки чуть не весь мир в нее впутался.

После войны люди стали ходить на политические собрания, а не в церковь.

Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы можно сохранить веру в небесного отца!

Целыми днями мы валялись на пляже, подставляя голые тела солнцу. Быть голыми, без выкладки, без оружия, без формы, – это само по себе уже равносильно миру.

Даже в самые тяжелые времена надо хоть немного думать о комфорте. Старое солдатское правило.

Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее.

Война – это нечто вроде опасной болезни, от которой можно умереть, как умирают от рака и туберкулеза, от гриппа и дизентерии. Только смертный исход наступает гораздо чаще, и смерть приходит в гораздо более разнообразных и страшных обличьях.

…все, что мы умеем, это играть в карты, сквернословить и воевать. Не очень много для двадцати - слишком много для двадцати лет.

Мы стали солдатами по доброй воле, из энтузиазма; но здесь делалось все, чтобы выбить из нас это чувство.

Мы еще не успели пустить корни. Война нас смыла. Для других, тех, кто постарше, война - это временный перерыв, они могут ее мысленно перескочить. Нас же война подхватила и понесла, и мы не знаем, чем все это кончится.

Но как прикажете присматривать за человеком, если он на фронте!

На войне было бы не так скверно, если бы только можно было побольше спать.

Мы солдаты, а уж потом, удивительным и стыдливым образом, еще и люди.

– Так отчего же все-таки бывают войны? – спрашивает Тьяден.

Кат пожимает плечами:

– Значит, есть люди, которым война идет на пользу.

Всякому приличному кайзеру нужна по меньшей мере одна война, а то он не прославится.

Ко всему на свете привыкаешь, даже к окопу.

Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем перед ними и потребуем отчета? Чего им ждать от нас, если мы доживем до того дня, когда не будет войны?

До какой же степени лжива и никчёмна наша тысячелетняя цивилизация, если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови, если она допустила, чтобы на свете существовали сотни тысяч таких вот застенков. Лишь в лазарете видишь воочию, что такое война.

Война сделала нас никчемными людьми. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни … Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну.

Мы бесчувственные мертвецы, которым какой-то фокусник, какой-то злой волшебник вернул способность бегать и убивать.

Фронт - это клетка, и тому, кто в нее попал, приходится, напрягая нервы, ждать, что с ним будет дальше.