Что отличает человека как личность. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" и "субъект"

Существует большое количество слов, похожих друг на друга, но имеющих разное значение. Многих начинающих психологов и людей, которые любят эту науку, интересует определение терминов, которые похожи на понятие «человек»: индивид, личность, одно и то же или есть существенные различия? Речь об этом и пойдет в статье.

Человек

Любому психологу важно понимать, в чем заключается отличие личности от индивида, знать их определения, уметь ориентироваться в данных понятиях. Чтобы полностью вникнуть в различия, необходимо сначала узнать, кто же такой человек. По определению, которое можно вспомнить со времен школы, человек - существо, которое стоит на высшей ступени эволюции, субъект исторической и общественной деятельности и общения. Понятие применяют, когда имеют в виду общие, имеющиеся у всех качества и способности.

Человек - существо биологическое и социальное. Антропогенез - наука о его происхождении, которая изучает процесс его появления и дальнейшего развития. Говоря о биологической имеют в виду его природу, которая находит проявление в анатомии и физиологии. Социальная характеристика человека - его место в общественной жизни, связь с обществом, его разум, ответственность, способность к труду.

Индивид

Итак, в чем состоит отличие личности от индивида? Индивид - единичный, самобытный представитель всего человеческого рода, другими словами - конкретный человек. С латинского переводится как «неделимое, целостное». Его характеристики: психическая и физическая целостность, устойчивость по отношению к окружающему миру, активность.

Различают следующие потребности индивида (нужды, которые побуждают человека к определенным действиям):

  1. Естественные. Потребности, которые нужны для сохранения и поддержания жизни. Это еда, питье, сон, нуждаемость в жилье, одежде и отношениях с существом противоположного пола.
  2. Культурные. Возникают на протяжении жизни. Как известно, человек зависит от общества, он нуждается в общении и деятельности внутри него. Могут быть материальными (предметы быта, инструменты, современная техника) и духовными (желания смотреть фильмы, слушать музыку, ходить в театр).
  3. Социальные. Подвид духовных потребностей. Осуществляется в готовности общаться с другими людьми, иметь статус в обществе, желание быть членом определенной социальной группы.

Личность

Человек обучается, развивается, приобретает определенные навыки и качества. В этом заключается основное отличие личности от индивида: первое - это социальная сущность второго. Изначально словом «личность» называли маски, надетые древнегреческими актерами во время спектакля. Оно трактовалось как внешний образ, который использует человек во время исполнения своей роли. Так и сейчас: личность - отражение социальной принадлежности индивида.

Личности - ниша, занимаемая человеком, его общественная позиция. Зависит от возраста, пола, семейного положения, а также профессии. Один человек может иметь несколько статусов. Они бывают постоянными (женщина, дочь, жена, мать) и временными (пассажирка автобуса, покупательница, студентка). Этим характеризуется следующее отличие личности от индивида - индивидом человек рождается, а личностью становится на протяжении жизни.

Индивидуальность

Существует еще одно понятие, которое легко спутать с другими. Индивидуальность - свойство, отличающее каждого отдельно взятого человека. Проявляется в общении, поведении, профессиональной и социальной деятельности. Это совокупность тех свойств индивида, которыми наделен человек. Это уникальный, особенный человек с оригинальным набором психических, социальных и физиологических особенностей.

По мнению российского психолога и педагога В. И. Слободчикова, индивидуальность - отдельный оригинальный мир, который развивается без вмешательства других людей. Благодаря ей человек проявляет себя во всех сферах жизни, становится участником исторических и гражданских событий, воплощает в себе характеристики всего человеческого рода.

Удивительно, насколько многогранно может быть обычное, на первый взгляд, понятие «человек». Индивид, личность, индивидуальность - похожие, но неодинаковые слова, которые следует различать, если вы решили профессионально заняться психологией.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)


Факультет вечернего и заочного обучения


Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»


Саяпов Ярослав

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина


Новосибирск 2013


Введение


Человек

Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Личность

Индивидуальность

Субъект

Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

.Рассмотреть отдельно каждое понятие;

.Найти соотношение между понятиями.


. Человек


Человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек - носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека - его самосознание.

Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду. Как уже было выше сказано, человек - это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Он наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности и т.д. Эти свойства не передаются человеку по наследству, а формируются им в течение жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта человечества стать человеком, приобрести особые человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Но, с другой стороны, не имея биологической полноценности, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств.

Человек - носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность - результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни - способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И наконец самопознание. Самопознание - это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.


. Индивид


Индивид - конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид - наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Итак, давайте-ка разберёмся, что значит понятие индивид. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Отсюда следует, что каждый человек является индивидом. Но так же говорится и том, что он отличается от других такими особенностями, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и т. д. Так же идет речь о том, как он проявляет себя где бы то ни было, с учетом своего индивидуального развития. Действительно, людей с одинаковыми внешними данными, не бывает, так же как и людей с одинаковыми характерами. Могут быть какие - то сходства, но идеального совпадения, просто - напросто не бывает. Из вышесказанного можно заключить, что индивид - это единичный (конкретный) представитель вида "homo sapiens". Индивиды отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Другой вопрос, с какого момента человек считается индивидом. Есть мнение, что Человек рождается, а затем уже становится индивидом, но так ли это? Существуют данные, о том, что на втором месяце беременности матери у плода начинает формироваться центральная и периферическая нервная система, эмбрион начинает реагировать на боль и старается отстраниться от света, который направлен непосредственно на живот матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, реагировать на ласки и слова, пугаться или сердиться. Таким образом, поведение зародыша полностью зависит от настроения беременной матери, в результате чего на данном этапе начинается формирование эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка. Так, индивид развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие индивид формируется при зарождении.


3. Личность

личностный индивид психологический

Личность - сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль - это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность - это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но - не личность. У него нет своего Я.

Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а "self made" - человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность - это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется - личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, "личностью" называют не каждого. О человеке говорят с уважением: "Это - личность!" тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность - это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность - это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

А самое главное, это то, что Личностью - не рождаются, личностью становятся! Или - не становятся...

Индивидуальность.

Индивидуальность - это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность - форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно.

Итак, выходит, что индивидуальность - это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.


4. Субъект


Субъект - активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.


Заключение


Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность - это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности. Субъект - это активно действующий и познающий индивид.


Литература


1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 384 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.

Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

  • Индивид – отдельно взятый человек. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
  • Личность – человек, обладающий качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
  • Индивидуальность – человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.

Признаки, характеризующие личность:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей :

  • внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
  • качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
  • способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.


Личность, по мнению Р.С. Немова, - понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий. Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид.

По мнению А.Н. Леонтьева понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Оллпорт определяет личности как реальную сущность каждого конкретного человек, уникального в своем своеобразии. По формулировке Оллпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. По Оллпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности.

Ближе всего к наиболее принятому в отечественной психологии понятие личности, данное Леонтьевым А.Н.

2. Чем отличается понятие «Личность» от понятия «Человек», «индивид» и «индивидуальность»?

Понятия «личность» и «человек» не тождественны. «Человек» определяет любое существо, принадлежащее к виду человека.

Индивид также не тождественен личности. Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же, конечно, и о новорожденном). Мы всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

«Индивидуальность» - это более узкое понятие, чем «личность».

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

3. Заполните таблицу.

4. Как соотносятся потребности и интересы с мотивами поведения личности? Что еще может выступать в качестве побуждения к поступкам и деятельности?

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей и интересов субъекта. То есть потребности и интересы толкают личность на выполнение каких-либо действий. К поступкам могут побуждать также убеждения, склонности и идеалы личности.

5. Что такое способности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков?

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности .

Задатки могут не преобразоваться в способности. Например, человек с врожденным слухом, никогда не слышавший музыку и не имеющий доступ ни к каким музыкальным инструментам, никогда не разовьет свои способности.

6. Какая существует зависимость между способности, умениями и знаниями?

Способности помогают быстрому формированию умений и освоению знаний.

7. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно? Приведите примеры у одного человека нескольких темпераментов: примеры маскировки темперамента (не менее двух).

По однократным проявлениям делать выводы о темпераменте человека нельзя. Темперамент раскрывается более полно в стрессовых, экстремальных ситуациях. Примером маскировки темперамента могут послужить следующие ситуации: собеседование при приеме на работу, посещение общественных мест. При собеседовании человек старается представить себя в выгодно свете: холерик ведет себя более спокойно, рассудительно, меланхолик старается быть активнее, общительнее. При посещении общественных мест, например, театров, музеев воспитанный человек сдерживает свои порывы, хотя, возможно, как холерику, ему бы хотелось ярко проявлять свои эмоции.

8. Как вы считаете, характер формируется в течение жизни, путем воспитания, или является прирожденным, неизменным?

Прирожденного характера быть не может, поскольку характер – это свойство личности, а не индивида. Характер формируется в процессе развития в течение жизни.

9. Может ли иметь сильный характер человек со слабым здоровьем?

Да, может. Примеров тому много: Т. Рузвельт – президент США, А.В. Суворов – русский полководец и т.д.

10. Всегда ли подражание говорит о слабохарактерности?

Нет. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. Оно встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый “содержательный” контакт. Подражание в дошкольном возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры : первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) индентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности.

11. Можно ли приобрести хороший характер в плохом коллективе?

Понятие «хороший» и «плохой» не отражают многообразие качеств характеров и коллективов. В определенном коллективе чаще всего формируется характер, соответствующий гласным и негласным законам коллектива, то есть характер помогает адаптироваться к деятельности в этом коллектива, поэтому скорее всего сформированный в условиях плохого коллектива характер будет отражать основные его черты.

12. Чем объяснить «бесхарактерность» многих талантливых людей?

Здесь нужно коснуться во­проса о соперничестве и столкновениях между отдельными сто­ронами человеческой личности. Наша физическая природа ограничивает наш выбор одними из многочисленных представляющихся нам и желаемых нами свойств личности. Если бы только было возможно, то, конеч­но, никто из людей не отказался бы быть сразу красивым, здоро­вым, прекрасно одетым человеком, великим силачом, богачом, имеющим миллионный годовой доход, остряком, поко­рителем сердец и в то же время философом, филантро­пом, государственным деятелем, военачальником, исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно невозможно. Деятельность миллионера не мирится с идеалом святого; душа философа не уживается с душой сердцееда в одной телесной обо­лочке. Поэтому нельзя требовать от человека, развившего свой талант, чтобы он обладал «сильным» характером, был хорошим управленцем, хозяйственником или полностью владел своими эмоциями. Стоит действи­тельно развить одно из свойств характера, чтобы оно тотчас же заглушило другие.

13. Как взаимосвязаны способности, темперамент и характер в личности и деятельности одного человека? Или они независимы друг от друга? Или как-то влияют друг на друга?

Характер формируется в том числе и под влиянием способностей и темперамента человека. В деятельности его эти качества также переплетаются. Так, например, люди разного темперамента, но с примерно одинаковыми способностями могут выбирать в своей деятельности разные пути. Например, музыкальный ребенок холерического темперамента будет с большей охотой слушать и исполнять громкую, яркую музыку, например, марш. А ребенок меланхолического темперамента будет склонен к спокойной, плавной музыке.

14. Опираясь на характеристику особенностей поведения представителей разного типа темперамента, определите тип темперамента любого литературного персонажа и докажите, используя примеры из произведения.

Надо сказать, что людей и героев книг с «чистым» темпераментом практически нет.

Если рассмотреть книгу и мультфильм про Вини Пуха, то можно увидеть, что ослик Иа-иа – типичный меланхолик. Он не контактен, углублен в себя, зациклен на собственных переживаниях, сильно сомневается в своей нужности коллективу. В противовес ему Тигра – яркий холерик, он скачет на хвосте и не стоит на месте, его жесты порывисты, эмоции ярки.

Определяя типы темпераментов героев романа А. Дюма «Три мушкетера», можно предположить, что Д`Артаньян – холерик, Атос – меланхолик, Портос ближе к сангвинику, а Арамис больше похож на флегматика.

Д`Артаньян очень порывист, высоко эмоционален и инициативен, он лезет в каждую драку и норовит устроить ее сам, здесь, конечно, сказывается и его юный возраст, но ведь именно в это время темперамент особенно заметен.

Портос эмоционален, но более сдержан, он радуется жизни, и любит ее во всех проявлениях. Он экстраверт и достаточно контактный.

Арамис выглядит не слишком эмоциональным, он довольно уравновешен и внешне спокоен. Кроме того, он довольно скрытен и не делится своими переживаниями и подробностями своей жизни с другими. На расспросы об этом отшучивается.

Атос углублен в себя, не склонен к откровениям с малознакомыми людьми, зато склонен к рефлексии, эмоционален и внешне довольно печален.

15. Является самооценка врожденной характеристикой? Назовите возможные пути формирования адекватной, завышенной и заниженной самооценки?

Самооценка не является врожденным качеством, а формируется в процессе развития личности и общения с другими людьми.

Адекватная самооценка формируется в благоприятной атмосфере при условии правильного воспитания, когда педагог/родитель адекватно реагирует на поведение ребенка, вовремя и правильно корректирует его, поощряет успехи.

Завышенная самооценка формируется тогда, когда ребенка только хвалят, заласкивают, не замечают его неправильного поведения, не помогают ему сформировать адекватное видение мира и себя самого.

Заниженная самооценка формируется в условиях, когда ребенка редко хвалят, внушают, что он не способен справиться с какими-либо задачами, не замечают, не ласкают его.

16. Почему в настоящее время наблюдается пристальный интерес к общению в науке и практике, жизни человека?

Потому что в современном обществе стоит проблема дефицита человеческого общения. С развитием техники и убыстрением темпа жизни люди стали редко общаться друг с другом полноценно, от этого возникает много проблем в семейной жизни и в воспитании детей.

17. Чувства как и все психические процессы, являются отражением действительности. Как осуществляется отражение действительности в чувствах?

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов , отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям , и побуждая к деятельности по их удовлетворению, чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования последних. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Самого по себе знания мотивов , идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководился; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства человека общественно обусловлены и историчны, как и сама человеческая личность, изменяющаяся в ходе развития общества.

Список использованной литературы


  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб, 1999.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001.

  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МОДЭК, 2005.

  4. Бадмаев Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.

  5. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного в неосознаваемых формах высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1998.

  6. Божович Л.И. Личность а ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1988.

  7. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М., 2006.

Как уже было сказано, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной - как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский философ Н.А. Бердяев. «Личность следует отличать от индивида, - писал он. - Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая» 2 . На наш взгляд, все же при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую общность всех людей homo sapiens и единичного

1 Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. - М.: Высшая
школа, 1992. - С. 27.

2 Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение// Н. Бердяев о русской филосо
фии. - Ч. 1 - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 21.


представителя человеческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то другие качества человеческого индивида, то непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы, отделив их от других. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем персонификации индивида, отдельного человека мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. «Личность» - это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.


Следует сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны индивидуальных социальных свойств. В конце концов то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. И это, видимо, правильно. Но следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Социальная индивидуальность человека не вырастает, безусловно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые стоят «за ее спиной». И личность тем более значительнее и тем в большей степени может называться личностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, поэтому возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, имеют и важные отличия. Так, в общей психологии


под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые она выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, той социальной группой, в которую включен индивид. На данной основе строится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке - это вопрос о том, в чем заключается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а не менее известный Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвует в состязаниях».

Другими словами, социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется как в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), такие онтогенезе (становление конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. В связи с этим


А.И. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» 1 . Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в формировании, в своих устремлениях, - деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и поступков.

Поскольку в основе формирования личности лежит социально-деятельностная сущность человека, то лишение его общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности индивида. Не случайно изоляция человека от общества, лишение общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. И это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов, перестает быть личностью. Трудно назвать личностью также индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственны (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности - ее нравственно-духовной сущности. В содержание личности в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями и чем сильнее он положительно влияет на развитие и утверждение этих цен-

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 176.


ностей, тем колоритнее и значительней его личность. В данном случае она характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность как бы возвышается над природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды деятельности даже после биологической смерти.

Сила воли и духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, - это не слова, а дела. Видимо, не случайно даже в библейском писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным не только в мыслях, но прежде всего в поступках, а это всегда тяжкое бремя. Таким образом, характеристика личности с точки зрения свободы, безусловно, необходима. Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.