Автоматизация звука рь в словосочетаниях. Словарный материал по автоматизации звука - автоматизация звуков - каталог статей - логопед дома. Повтори слова, где звук Ръ находится в середине слова

рь - арь - арь

ирь - ирь - ирь

урь - урь – урь

ерь - ерь - ерь

орь - орь - орь

Автоматизация звука "РЬ" в словах.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина,прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари, двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик, крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха, крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка, верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак, крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря - яркая заря

ре-ре-ре - ежик спрятался в норе

рю-рю-рю - компот варю

ри-ри-ри - загорелись фонари

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки, корявое дерево, интересная история, коричневый ремень, нарядный передник, акварельный рисунок, редкий зверек, горящие фонари.

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

Автоматизация звука РЬ в связной речи.

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

В январе, в январе,

Много снегу на дворе.

С. Маршак

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей норе.

Очень ждёт приход весны

И об этом видит сны.

Г. Османова

Небылицы.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход и поехал в огород.

В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука РЬ в словах, словосочетаниях, чистоговорках»

(подготовительная группа).

Учитель-логопед: Зайченко Евгения Вячеславовна

ГБОУ «Школа 609», д.о. кор.330А

Цель: Автоматизировать произношение звука [Р"].

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
. закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедо
м, самостоятельном произношении в словах, словосочетаниях, чистоговорках;
. обучение правильному грамматическому оформлению словосочетаний «существительное и прилагательное», «числительное и существительное»;
Коррекционно-развивающие:
. развитие фонематического слуха; речевого дыхания; зрительной, слуховой памяти и внимания;
. развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук;
. развитие дикции и интонационной выразительности;
Коррекционно-воспитательные:
. формирование положительной мотивации на занятии;

воспитание навыков речевого общения, умения слушать инструкцию;

воспитание интереса к природе, животным;

Оборудование: плоскостное изображение черепахи, игрушечная черепаха и черепашата, песок, пластмассовые яйца с картинками (слова со звуком рь), дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», картинки со звуком рь, книга «Найди акулу в океане», деревянные палочки, дидактические материалы для закрепления произношения звука рь, наклейки, зеркало, жетоны.

Ход занятия:

Организационный момент. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает ребенку угадать загадку, чтобы узнать - кто придет в гости на занятие:

Идет спокойно, не спеша -

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит… (черепаха)

Познакомься, это черепаха Рита (фигурка черепахи), мы будем с ней играть. И к концу занятия узнаем, какой у Риты самый любимый звук. Ты знаешь, как называется прочная рубашка у черепах? - панцирь; для чего он нужен? - чтобы защищать ее от врагов.

2. Дыхательная гимнастика.

Логопед предлагает помочь черепашке ползти — нужно сдувать нарисованную черепаху (длинная плавная воздушная струя, щеки не надуваем)

3.Артикуляционная гимнастика. ( Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений)

Конфета — Черепашке дадим мы конфету,

Пусть спасибо нам скажет за это.

Маляр — Покрасим черепашке дом,

Красиво очень будет в нем.

Лошадка — Черепаха лошадке сказала -

«Как же ты далеко убежала...»

Автоматизация звука РЬ в словах, развитие фонематического восприятия -

игра «Черепашьи яйца»

Рита рассказала мне, что черепахи откладывают яйца в теплый песок и через некоторое время появляются маленькие черепашки. Но наша знакомая не может найти свои яйца в песке, помоги ей. Ребенок руками ищет пластмассовые яйца в емкости с песком.

Логопед — Смотри черепашки нарисовали на скорлупках от яиц какие-то рисунки, рассмотри и назови их. (на половинках яиц нарисованы рисунки со звуком РЬ, ребенок называет картинки, четко проговаривая звук РЬ (репа, матрешка, перец, ремень, редиска, кресло, гриб, дворец, рельсы, дверь, гири, фонарь). Какой звук есть во всех этих словах? - РЬ)

5. Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Логопед — ты правильно назвал все рисунки и черепашата больше тебя не боятся, они тоже пришли к нам в гости (маленькие фигурки черепашат). Давай подарим малышам подарки. Ребенку предлагается дидактическая игра «Звуковые ходунки — звук рь», на ней нужно жетонами закрывать картинки, называя их, а затем придумывать словосочетания, подбирая прилагательное к существительному (например — скрипучая дверь)

6. Физ. Минутка — речь с движением.

Черепаха, черепаха

Носит панцирь, как рубаху. (на корточках, руками изображаем панцирь)

Ничего прочнее нет,

Хоть носи ее сто лет. (руки в замок)

Длинный рог не пробьет, (пальцами у головы показываем рога)

Острый зуб не прогрызет. (пальцами показываем клыки)

И копытом не разбить. (топаем ногой)

Очень в нем удобно жить. (обнимаем себя руками)

7. Выделение автоматизируемого звука. Игра «Черепашьи бега».

А ты знаешь, что черепахи могут прожить больше ста лет? Вот почему черепаха Рита такая умная. За свою долгую жизнь, она узнает много интересного и играет в разные игры, которые учат быть внимательным. Сейчас она хочет поиграть с нами в игру «Черепашьи бега».

На полу разложены картинки, ребенок должен поднять только те, в которых есть звук РЬ.

Зрительная гимнастика, согласование числительного и существительного в словосочетании.

Логопед:

А сейчас черепашки хотят поиграть с тобой и проверить, какие внимательные у тебя глаза.

Ребенку предлагается книга «Найди акулу в океане». На рисунке множество морских черепах, ребенок должен сосредоточиться и найти те картинки, которые описывает логопед (например- черепашонок, который ползет в другую сторону т.д.)

Логопед — покажи мне, пожалуйста, 10 черепашек, которые тебе понравились больше всего - ребенок считает черепашек до десяти (одна черепашка и т.д.).

9. Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

Логопед:

Давай позовем малышей заниматься вместе с нами, покажем им - какие интересные задания мы выполняем, но сначала черепаха Рита хочет нам рассказать про себя и всех черепах небольшое стихотворение:

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Ты знаешь, что панцирь черепахи растет вместе с ней? А состоит он из костяных пластин.

Логопед разучивает чистоговорку с ребенком, контролируя четкое произношение звука [р’].

10. Развитие мелкой моторики. Игра «Конструктор» Конструирование из палочек изображения черепахи.

Нашей гостье очень понравилось, как ты сегодня занимался, но ей уже пора с нами прощаться, а чтобы ты о ней не забыл, Рита решила оставить тебе на память свое изображение из палочек. Попробуй его повторить.

11.Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание.

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего? Теперь ты знаешь, какой звук Рита любит больше других. Нужно стараться всегда произносить его правильно.

Что было трудным для тебя?

Какое задание запомнилось больше всего?

Рита оставила тебе небольшое домашнее задание — загадочную картинку, рассмотри ее дома и назови рисунки, которые на ней найдешь.

Ну и, конечно, черепашата тоже оставили тебе подарок — наклейку. Можешь выбрать любую.

Карточки по автоматизации звука Рь в слогах, словах. предложениях.

1 Звук «Рь»
1) Повторить каждый слог 8-9 раз:
Р___________________________Я
Р___________________________И
Р___________________________Е
Р___________________________Ю

2) Повторить каждый слог 8-9 раз:
А___________________________РЬ Я________________________РЬ
Ы___________________________РЬ И________________________РЬ
Ю___________________________РЬ У________________________РЬ
О____________________________РЬ Е________________________РЬ

3) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Ря-ря-ря – яркая звезда. Б) Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – молоко в ведре. Рю-рю-рю – я обед варю.
Ри-рри-ри – ну-ка, повтори. Ри-ри-ри – светят фонари.
Рю-рю-рю – гирю подарю. Ре-ре-ре – дети на горе.

4) Повторить чистоговорки 3-4 раза:
А) Арь-арь-арь – я хочу букварь. Б) Ерь-ерь-ерь – дикий зверь.
Орь-орь-орь – у Никиты корь. Орь-орь-орь – прогоняю хворь.
Ерь-ерь-ерь – постучите в дверь. Арь-арь-арь – на дворе январь.
Урь-урь-урь – не боимся бурь. Ырь-ырь-ырь - на воде пузырь.

5) Повторить слоги и слова 6-7 раз:
Ри-ри-ри – рис. Ри-ри-ри – курица.
Рё-рё-рё – рёв. Ре-ре-ре – берег.
Ре-ре-ре – репа. Рю-рю-рю – рюкзак.
Рю-рю-рю – рюмка. Ря-ря-ря – якоря.

6) Повторить слова 8-9 раз:
рис риск рябь редька рябчик редко ряд рёбра

7) Повторить слова 8-9 раз:
рюмка рюкзак рёв рейка репа ритм Рита рябчик

8) Повторить слова 8-9 раз:
зорька горький борьба моря заряд моряк наряд коряга
2 Звук «Рь»
1) Повторить слова 8-9 раз:
порядок буря гиря пряжа грядка тряпка прялка хрящик

2) Повторить слова 8-9 раз:
Ирина Марина варить сорить перина турист пузыри двери

3) Повторить слова 8-9 раз:
шарик курица комарик фонарик грива зрители пристань привет

4) Повторить слова 8-9 раз:
крем время грелка гречка кресло стремя гребень пресный

5) Повторить слова 8-9 раз:
букварь дикарь сухарь фонарь январь янтарь вратарь словарь

6) Повторить слова 8-9 раз:
пескарь глухарь календарь слесарь токарь писарь зверь снегирь

7) Повторить предложения 3-4 раза:
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец – токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецкие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд.

8) Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает (повторить 3-4 раза):
Я варю варенье.
Ты варишь варенье.
Он … .
Она … .
Мы … .
Вы … .
Они … .

9) Выучить загадку, запомнить отгадку:
Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостиком крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

3 Звук «Рь»
1) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Иринка нарисовала огурец.
Кто нарисовал огурец? Что сделала Иринка? Что нарисовала Иринка?

2) Повторить предложения 3-4 раза:
На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря в клетке. В мае цветет сирень и черемуха. Рядом с деревней рисовые поля.

3) Отработать произношение звука в стихотворении:
Рак
Про меня говорят,
Будто пячусь назад.
Не назад, а вперед-
Только задом наперед. (В. Орлов)

4) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Гриша берет фонарь.
Кто берет фонарь? Что делает Гриша? Что берет Гриша?

5) Повторить предложения 3-4 раза:
Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики. У Сережи в ведре много грибов. Андрюше примерили брюки. Над дверью горит фонарь.

6) Отработать произношение звука в стихотворении:
Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку –
Бросит корочки в корзинку. (А. Стародубова)

7) Послушать предложения. Исправить их, повторить 3-4 раза:
Редиска режет Варю. Грецкие орехи принесли ребят. Во дворе прятки играют в ребят. Рядом с рябиной растет деревня. В сирени и черемухе цветет май. У фонаря горит дверь. На редиске и редьке растет грядка.

8) Повторить предложение. Ответить на вопросы фразой:
Над речкой растет рябина. Где растет рябина? Что делает рябина? Что растет над речкой?

Произносить слоги со звуком рь
Звук рь произносится раскатисто
арь - орь - урь
арь - орь - ырь
ёрь - ырь - ирь
юрь - урь - ерь
ря - ре - рё
рю - ря - ри

Произносить слова
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перниа, турис, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орехб рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грудяка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Произносить предложения
У Бори фонарик.
Варя режет редску.
У Ларисы отец - токарь.
Ваня потерял букварь.
Эта дверь скрипит.
Римма варит варенье.
Мама принесет грецикие орехи.
У Риты варежки дырявые.
За рядом ряд идет отряд.
На берегу реки пристань.
На реке ныряют и загорают ребята.
Во дворе ребята играют в прятки.
Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемиуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.
У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.

Произносить тексты

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!